Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5.4. Философия эпох Возрождения и Нового Времени



Эпоха Возрождения (сер.XIV– нач. XVII вв.) – это период в истории Европы, пришедший на смену средневековью и предшествующей новому времени. Доминантной эпохи Возрождения стало обращение к античному наследию, которое рассматривалось как неоценимый и недостижимый источник совершенства. Ренессанс характеризует повышенный интерес к греческой и римской мысли, широкое применение идей неоплатонизма, стоицизма, эпикурейства и скептицизма, которое привело к отказу от признания универсальности философии Аристотеля.

Характерными чертами философии эпохи Возрождения являются гуманизм и антропоцентризм, пантеизм, идея божественного начала в человеке, стремление к опытному познанию природы и человека, сохранение элементов мировоззрения эпохи Средних веков, развитие научно-рационалистического мировоззрения, появление нового, научно-материалистического понимания окружающего мира, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.

В философии Возрождения выделяют следующие направлениями мысли:

А) Гуманистическое (XIV – XV вв.). Основные представители: Данте Алигьери (1265–1321), Франческо Петрарка (1304–1374), Лоренцо Валла (1407–1457) и др. В центре внимания – человек как центр мироздания и творец самого себя, его достоинство, величие и могущество. Иронизация над догматами Церкви.

Б) Неоплатоническое ( сер. XV – XVI вв.). Основные представители: Николай Кузанский (1401–1464), Пико делла Мирандола (1463–1494), Парацельс (1493–1541). Развивали учение Платона, стремились познать природу, Космос и человека с позиции идеализма и пантеизма.

В) Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.). Основные представители: Николай Коперник (1473–1543), Джордано Бруно (1548–1600), Галилео Галилей (1564–1642). Стремились пытавшиеся низложить положения учения Церкви о Вселенной и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

Г) Реформационное (XVI – XVII вв.). Основные представители: Мартин Лютер (1483–1546), Томас Мюнцер (1490–1525), Жан Кальвин (1509–1564), Эразм Роттердамский (1466–1536). Ставили своей задачей пересмотр церковной идеологии и взаимоотношений между верующими и церковью. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества.

Д) Политическое направление (XV – XVI вв.). Основной представитель: Николо Макиавелли (1469–1527). Сосредотачивались на изучении проблем управления государством, поведения и морали правителей.

Е) Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.) Основные представители: Томас Мор (1478–1535), Томмазо Кампанелла (1568–1639). Стремились обнаружить идеальные формы и способы построения общества и государства.

Основным методологическим подходом философии Нового времени является механицизм, при помощи которого объяснялись все процессы действительности. Метафизический характер науки того времени выразился в стремлении познавать целое посредством разложения его на части, другими словами, целое рассматривалось как механическая сумма частей, а части выражали свойства целого. Значительное влияние в данный период времени приобретает деизм, по сути интеллектуализирующий функции бога в мироздании. В эпоху Нового времени на первый план выдвигается поиск истинного метода исследования, позволяющего преодолеть все заблуждения и обеспечить всеобщее благоденствие.

В философии Нового времени выделяют две философско-методические программы, контраст между которыми доминировал в западной философской традиции вплоть до И. Канта:

1) Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк): познание через наблюдения, опыты, эксперименты и индукцию;

2) Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Лейбниц) – критерий истины разум, признаются врожденные идеи и дедукция;

Френсис Бэкон (1561–1626) признавал познаваемость природы, но на пути ее познания лежит множество препятствий – засоренность сознания людей так называемыми «идолами» или «призраками» – искаженными образами действительности, ложными понятиями и представлениями. Томас Гоббс (1588–1679) придал метафизическому материализму классическую механистическую форму. Джон Локк (1632–1704) доказывал, что источником знаний человека является его чувственный опыт. Человек, его чувства и разум подобен чистому листу бумаги, который начинает заполняться в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Рене Декарт (1596–1650) считал, что основополагающие принципы и идеи заложены в разуме. Исходным пунктом познания является принцип сомнения в истинности общепринятого знания. Сомнение – акт мышления, я «мыслю, следовательно, я существую». Исходя из факта существования мысли, Декарт приходит к признанию реальности человека, а затем и внешнего мира. В теории познания Бенедикт Спиноза (1632–1677), как и Декарт, рационалист. Высшим видом знания у него является интеллектуальная интуиция, непосредственное усмотрение истины разумом. Спиноза представил концепцию философствования, которая была принципиальной новой: философия как личное и моральное стремление к мудрости и достижению человеческого совершенства. Для Спинозы мудрость достигается, когда человек воспринимает Вселенную посредством «интеллектуальной любви к Богу». Свобода, по его мнению, состоит в познании необходимых законов природы.

Философская система Готфрида Вильгельма Лейбница (1649–1716) – объективный идеализм, состоящий из двух разделов – теории монад и теории познания. В метафизике плюрализм Лейбница противопоставлялся дуализму Декарта и монизму Спинозы. Лейбниц полагал, что Вселенная состоит из бесконечного множества идеальных простых субстанций, которые он называл «монадами». Каждая монада представляет собой некий мир сам по себе, при этом отражает весь мировой порядок в себе. Двумя наиболее известными основами мысли Лейбница являются принцип противоречия (предложение и его отрицание не могут быть истинными) и принцип достаточной причины (ничего не существует или не имеет место без достаточного причины).

Семинар 1.

Занятие проводится с использованием игровой технологии.

    Порядок проведения игры:

    I этап. Организационно-подготовительный:

1.1.Формирование игровых групп.

1.2.Ознакомление с общим заданием.

    Каждая команда осуществляет подготовку к семинарскому занятию, изучая философию и мировоззрение следующих мыслителей: Н. Кузанский, Парацельс, Везалий, М. Монтень, Дж. П. делла Мирандола, Э. Роттердамский, М. Лютер, Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Коперник, Дж. Бруно, Т. Браге, И. Кеплер, Г. Галилей. Необходимо обратить внимание на следующие аспекты: термины, хронологию, сочинения, влияние философии античности, социально-политические взгляды, идеи преобразования общества (Т. Мор, Т. Кампанелла), основные философские идеи, идеи Реформации (доктрина предопределения, принцип оправдания верой), полемику М. Лютера и Э. Роттердамского, астрономические и научные открытия.

II Игровой этап.

2.1. Выступления преподавателя, содержащее сведения о цели, задачах, правилах и критериях оценки.

2.2. Организация рабочих мест команд: игроки каждой команды садятся в форме круглого стола, на котором расположен бланк с вопросами в следующем виде

Категория вопроса Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы
Термины 1 2 3 4 5
Наука 1 2 3 4 5
Государство 1 2 3 4 5
Религия 1 2 3 4 5
Сочинения 1 2 3 4 5
Человек 1 2 3 4 5
Медицина 1 2 3 4 5

2.3. Вступление в игру членов команд в следующем порядке:

игрок № 1 команды 1 → игрок № 1 команды 2 → игрок № 1 команды 3 → игрок № 2 команды 2 → игрок №2 команды 3 и т. д. до тех пор, пока не будут исчерпаны все вопросы.

III Заключительный этап.

Подведение личных и командных итогов игры.

Основные понятия темы: антропоцентризм, гилозоизм, гуманизм, деизм, натурфилософия, пантеизм, каббала, панпсихизм, социальная философия, спагирическая медицина.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как связаны между собой идеалы Античности и Ренессанса?

2. В чем состоит специфика гуманизма философии Возрождения?

3. Что такое «пантеизм»? Какие мыслители эпохи Возрождения стояли на позициях пантеизма?

4. Каким образом человеческая свобода переосмысляется в эпоху Возрождения?

5. К каким аналогиям прибегает Н. Кузанский, чтобы объяснить расположение Бога и мира?

6. Каковы особенности теории познания Б. Телезио?

7. Что представляет собой человек в восприятии Парацельса?

8. Что такое утопия?

9. Кто впервые предложил гелиоцентрическую систему мира? Какое значение она имела, в т.ч. и для богословия?

10. Что представлял из себя идеальный правитель по мнению Н. Макиавелли?

11. Что такое реформация?

12. Как относился М. Лютер к доктрине предопределения?

13. В чем заключалась полемика между Э. Роттердамским и М. Лютером?

 

Семинар 2.

План проведения:

1. Эпоха Нового времени.

2. Эмпиризм и сенсуализм начала Нового времени: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бэкон.

3. Рационализм начала Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза.

4. Дж. Беркли и Д. Юм: субъективный идеализм, проблема сознания.

5. Г. Лейбниц: монадология.

 

Примерные темы рефератов:

1. Общая характеристика эпохи Нового времени.

2. Т. Гоббс: теория общественного договора.

3. Проблема познания в творчестве Дж. Локка.

4. Рационалистические воззрения Р. Декарта. Механистическая модель вселенной.

5. Образ идеального человека в произведениях Б. Спинозы.

6. «Новый органон» Ф. Бэкона и проблема метода в философии.

7. Субъективный идеализм Нового времени: Дж. Беркли и Д. Юм.

8. Метафизическая система Г. Лейбница. Учение о монадах.

 

Основные понятия темы: атеизм, деизм, механицизм, монада, мышление, рационализм, сенсуализм, сознание, солипсизм, субстанция, эмпиризм.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как воспринимал жизнь Т. Гоббс? Чем управляются человеческие мысли?

2. Прокомментируйте высказывание Дж. Локка: «Сознание ребенка – чистая доска»?

3. Прокомментируйте высказывание Р. Декарта: «Cogito ergo sum»?

4. Что является содержанием сознания согласно Дж. Беркли и Д. Юму?

5. Что понимает Г. Лейбниц под истиной?

6. Каков смысл учения Ф. Бэкона об идолах человеческого ума?

7. Охарактеризуйте особенности понимания Ф. Бэконом науки и ее методов?

8. В чем суть идеи картезианского сомнения и рационалистического метода Р. Декарта?

9. Чем является свобода по мнению Б. Спинозы? Существует ли свобода воли?

10. Что мешает интеллектуальному видению целого по мнению Спинозы?

Цитаты:

Леонардо да Винчи: «Единственным критерием истины является опыт»

Парацельс: «Только тот, кто обладает силой духа, способной исцелять болезни, может быть назван настоящим врачом. Все остальные – какие бы медицинские трактаты они ни читали, какие бы снадобья ни готовили по чужим рецептам – есть лгуны, шарлатаны и обманщики. Все болезни, за исключением механических повреждений, происходят от упадка духа»

Никколо Макиавелли: «Наименьшее зло следует почитать благом»

Джон Локк: «Память - это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом»

Рене Декарт: «Здравый смысл является лучшим распределителем вещей в мире, ибо мы все думаем, что имеем хорошую долю»

Фрэнсис Бэкон: «Сон разума рождает чудовищ»

Бенедикт Спиноза: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»

 

Примерные тестовые задания:

1. Основным сочинением Николая Кузанского принято считать

а) «Богословско-политический трактат»

б) «Об ученом незнании»  

в) «Игра в шар»

 

2. К каким аналогиям прибегает Николай Кузанский для иллюстраций взаимоотношения природы и Бога?

а) геометрическим  б) музыкальным в) поэтическим г) биологическим

3. Каким статусом обладает человеческая воля с точки зрения Эразма Роттердамского?

а) свобода

б) предопределенность

в) нейтральность

 

4. Представителем натуралистического пантеизма считают

а) Николая Кузанского б) Парацельса   в) Джордано Бруно

5. Философское учение, которое утверждает одушевленность живой и неживой природы, называется

а) гилозоизм       б) пантеизм        в) панлогизм

6. Николо Макиавелли привнёс в европейский социально-политический дискурс представление о власти, как о

а) божественной эпифании

б) продукте свободной воли человека

в) ступени ангельской иерархии

 

7. Образ Левиафана в знаменитом произведении Т. Гоббса отражает идею власти:

а) народной             б) абсолютного монарха              в) тиранической

8. К гуманистической традиции эпохи Возрождения относятся

а) Николай Кузанский      б) М. Монтень    в) Дж. Бруно    г) Ф. Петрарка

д) Э. Ротердамский                 е) Т. Мор

 

9. Ф. Бэкон заимствовал метафору «идолы пещеры» у

а) Аристотеля           б) Платона           в) Эпикура         г) Сенеки

10. В своём трактате «Новый органон», Ф. Бэкон отдает приоритет этой форме познания

а) традукция       б) аналогия        в) дедукция г) индукция

 

11. Знаменитая максима Ф. Бэкона

а) «В здоровом теле – здоровый дух! »

б) «Помни о смерти! »

в) «Знание – сила! »

 

12. «Cogito ergo sum» - переводится как

а) «Помню, следовательно мыслю! »

б) «Мыслю, следовательно существую! » 

в) «Понимаю, ибо верю! »

 

 

13. Р. Декарт полагал, что нашему разумению открыто существование

а) 1-й субстанции б) 2-х субстанций         в) множества субстанций

 

14. Р. Декарт помещал душу в

а) гипофиз         б) эпифиз                       в) сердце

15. Кто из ученых Нового времени, является автором теории кровообращения, построенной на механицистской парадигме в биологии

а) Гарвей         б) Ньютон        в) Декарт           г) Дарвин

 

16. Согласно Бенедикту Спинозе существуют три побудительные силы человеческого поведения (аффекты)

а) влечение б) любовь в) гордыня г) зависть д) печаль

е) жадность        ж) страсть              з) радость

 

17. Б. Спиноза говорит о свободе, как о

а) божественной предопределенности

б) осознанной необходимости

в) аффективной предрасположенности

г) мистическом озарении

 

18. Максима поведения, которой придерживался Бенедикт Спиноза

а) «Esse est percipi! »                                              

б) «Nihil est in intellectu quod non fuerit in sensu! »

в) «Cogito ergo sum! »                                            

г) «Nec ridere, nec lugere, neque detestari, sed intelligere! »

 

19. Какой концепт разработал Г.В. Лейбниц для решения проблемы субстанции?

а) монада                  б) атом                 в) дух              г) материя 

 

20. Устройство мира как часового механизма предложил

а) Ф. Бэкон        б) И. Ньютон    в) Р. Декарт            г) Т. Гоббс

     

21. Томасу Гоббсу принадлежит идея о

а) «божественном праве»                  б) «божьем суде»

в) «общественном договоре»            г) «Сверхчеловеке»

 

22. Какой философ эпохи Нового времени считается первым создателем концепции механистического материализма?

а) Р. Декарт                 б) Ф. Бэкон                    в) Т. Гоббс  

23. «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах» - этот принцип исповедовал –

а) Р. Декарт          б) Д. Локк                в) Б. Спиноза

24. «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах, кроме самого разума» - этот принцип исповедовал

а) Ф. Бэкон              в) Б. Спиноза              г) Г.В. Лейбниц

 

25. «Сердце имеет доводы, которых не знает разум! » – знаменитое изречение

а) Р. Декарт               б) Б. Паскаль                в) Б. Спиноза 

 

26. Говоря о величии и слабости человека, Б. Паскаль сравнивал его с

а) «мыслящим бамбуком»

б) «мыслящим кактусом»       

в)«мыслящим тростником»

 

27. Ж. О. де Ламетри принадлежит идея

а) «человека-машины»     б) «человека-Бога» в) «Сверхчеловека»

28. Английский врач, физик, философ Дэвид Хартли, универсальной категорией, объясняющей всю психическую деятельность человека, считал

а) рефлекс      б) ассоциацию          в) перцепцию         г) идея

29. Кто является автором понимания природы как живого целого, пронизанного «звездной душой»?

а) Парацельс            б) Пико дела Мирандола        в) Я. Бемё

30. «Французским Сократом» называли

а) Р. Декарта               б) М. Монтеня                 в)Б. Паскаля

31. «Сознание – это чистая доска! » Кто автор этой идеи?

а) Р. Декарт                  б) Д. Локк             в) Б. Спиноза

 

32. Отношение царящее между людьми в естественном состоянии Томас Гоббс выразил в максиме

а) «Человек человеку – друг! »

б) «Человек человеку – волк! »

в) «Человек человеку – брат! »

 

33. Кто автор принципа «предустановленной гармонии»?

а) Ф. Бэкон                      б) Б. Спиноза                   в) Г.В. Лейбниц

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.194 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь