Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I . Краткий пересказ произведения.



II. Анализ прочитанного.

Вопросы:

1. Вспомните причину, из-за которой Петя оказался у Беккера. Что так заинтересовало циркача в мальчике?

2. Опишите внешность Пети. Подумайте, как писатель относится к своему герою?

3. Расскажите, как изображен Беккер в рассказе. Можно ли сказать, что автор симпатизирует ему?

4. Какие чувства испытал Петя при первой встрече с Беккером? Изменились ли они с течением времени?

5. Почему у мальчика ничего не получалось, все учение Беккера давалось с большим трудом? (Клоун Эдвардс говорил: «... страхом и побоями ничего не возьмешь не только с детьми, но даже при обучении собак и обезьян... страх внушает; робость, а робость – первый враг гимнаста, потому что отнимает у него уверенность и удаль; без них можно только вытянуть себе сухие жилы, сломать шею или перебить позвоночник на спине».)

6. Почему Петя получил прозвище «гуттаперчевый мальчик»?

7. Почему автор вводит в повествование о жизни Пети рассказ о жизни семьи Листомирова?

8. Смерть Пети — случайность?

 

III. Устное рисование портретов полюбившихся героев.

I V. Чтение заранее отмеченных понравившихся читателям эпизодов.

V. Рассказ учителя о произведениях русской литературы.

Задача учителя – шире и глубже показать картины жизни маленьких тружеников ХIХ столетия с помощью произведений «Плач детей» Н. А. Некрасова, «Бирюк», «Певцы» И. С. Тургенева, «Петька на даче» Л. Андреева, «Купленный мальчик» В. Г. Короленко и другие.

 

Домашнее задание: прочитать рассказ И. А. Бунина «Косцы».

 

Урок 40. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ,

РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Цели деятельности учителя: а ктуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения; з акреплять умение выразительного чтения; раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; организовать работу над содержанием понятия «лирический герой».

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: портрет И. Бунина, иллюстрации с картинами природы, распечатки отрывков из стихотворений.

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

— Посмотрите на оформление классной доски — перед вами картины русской природы. Попробуйте описать их детали, используя различные средства выразительности, отмечая отношение автора к изображаемому. Например, «грустные березки», «небо смотрится в ручей» и т. д., в зависимости от подобранных иллюстраций.

Желательно, чтобы в этой работе приняли участие все, удачные фразы можно записывать на доске и предлагать другим создать свои по аналогии.

— Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент — слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Действительно, постараемся назвать русских поэтов XIX века, их произведения о родине, родной природе и о себе. Запишите тему урока в тетрадь.

 

II. Чтение статьи «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе» (учебник, с. 271-272).

— Вспомните строчки из стихотворений, в которых описываются картины природы. Какие картины вы бы нарисовали к этим строчкам в качестве иллюстраций? Какое настроение должны передавать картины?

— Определите настроение, которое передают авторы следующих лирических миниатюр (см. ниже). Почему вы так решили?

 

I I I. Литературоведческая разминка

Задание. Прочитанные мною отрывки из стихотворений перед вами, вспомните авторов.

Обычно это задание вызывает трудность, можно помочь, перечислив на доске имена и отчества поэтов, по ним вспомнить фамилию поэта и принадлежащее ему произведение проще.

Обязательно повторно проговорить имя, отчество, фамилию поэта и строчки из стихотворения, желательно их продолжить.

 

1) Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован...

                   (Тютчев Федор Иванович. Хорей.)

 

2) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит...

                     (Пушкин Александр Сергеевич. Хорей.)

 

3) Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

                 (Некрасов Николай Алексеевич. Дактиль.)

 

4) Ласточки пропали,

А вчера с зарей

Все грачи летали

да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

                  (Фет Афанасий Афанасьевич. Хорей.)

 

5) На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

               (Лермонтов Михаил Юрьевич. Амфибрахий.)

Чтение и слушание (фонохрестоматия) стихов Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, И. С. Никитина, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова (по выбору).

 

I V. Теория литературы.

Задание. Перечислите приемы художественной выразительности, которые помогли нам увидеть картину природы, понять настроение лирического героя (то есть того, от чьего имени идет рассказ, это не обязательно автор).

• Предметный ряд — луна, поляны, поле, гора, сосна и т. д.

• Олицетворения — сосна дремлет, лес обнажился, луна пробирается и т. д.

• Сравнения — одета, как ризой; грачи мелькали как сеть.

• Эпитеты — сосна одинокая, север дикий, дума грустная, дорога скучная и т. д.

• Метафора — лес очарован волшебным сном, снежная бахрома.

• Инверсия — по дороге зимней, скучной.

Учитель. Вспомните: влияет ли стихотворный размер на настроение, интонации? (Да.) Поэтому попробуйте определить, каким размером написано каждое из предложенных стихотворений.

Итак, вспомните, о чем надо сказать, чтобы получился рас сказ о стихотворении.

• Название и автор.

• Тема — о чем текст, основная мысль — как об этом рассказывает автор, как относится к тому, о чем рассказывает; какие образные картины, какие мысли и чувства возникают при чтении.

• Настроение стихотворения.

• Приемы выразительности, помогающие раскрыть тему, передать настроение, объяснить основную мысль.

• Стихотворный размер и как он влияет на настроение произведения.

• Какие строчки запомнились более всего и почему?

Чтение и обсуждение статьи литературоведа Ю. Селезнева «Духовное родство со всей землей» (учебник, с. 283).

 

V. Чтение и анализ стихотворения «Помню — долгий зимний вечер...».

1. Самостоятельное чтение: знакомство со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина. Цель — понять настроение, передать его потом при чтении вслух.

2. Предварительный анализ стихотворения.

• На что обратили внимание при чтении? Смена настроения, значит, смена интонации. Где, в каких строфах?

• Предметный ряд стихотворения — какие картины возникают при чтении?

• Вспомните, есть такой прием выразительности — анафора. Одинаковое начало стихов (стихотворных строчек), найдите в тексте стихотворения пример анафоры. Для чего автор использовал этот прием?

3. Выразительное чтение. Читают несколько учеников, при этом идет обсуждение, какие части стихотворения прозвучали удачно. Возможно чтение учителем.

 

VI. Самостоятельный анализ стихотворения по вопросам или по плану с последующим обсуждением.

Организация этого вида работы — на усмотрение учителя: либо индивидуальная, либо групповая, либо совмещение для тех, кто не уверен в своих силах.

Задание: рассказ о стихотворении И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...» с использованием всего сказанного на уроке, с опорой на вопросы после стихотворения в учебнике. В качестве подсказки — построчный анализ, который позволяет проследить изменение образных картин и настроения.

Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о природе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь