Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Профессиональная мораль в культурах традиционного общества



Профессиональная этика того периода отразила сравнительно низкий уровень развития производительных сил, базирующихся на орудийной технике и жесткую связь индивидов с социальными институтами, что исключало социальную мобильность и возможность изменения профессий. Способом распространения профессиональных знаний и опыта являлась их непосредственная индивидуальная передача и обучение, закрепляемые определенными моральными требованиями. Различные виды профессиональной деятельности имели свои традиции, что свидетельствовало о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями тех или иных профессий на протяжении столетий.

Длительный период человеческое общество было аграрным, и с крестьянским трудом связывалось понятие труда как такового. Для древневосточного, античного и раннего средневекового общества известен определенный дуализм в отношении к труду. Основной вид труда - крестьянский - занимал довольно низкую ступень в представлениях о ценности человеческой деятельности. Существовавшее ремесло уже тогда пользовалось большим престижем, чем земледелие, хотя и было с ним тесно связано. Особым престижем пользовались каменотесы, кузнецы, оружейники, в дальнейшем золотых дел мастера, чеканщики и т.д.

В различных культурах Древнего Востока складывались свои специфические представления о месте и значении различных видов трудовой деятельности. Но вместе с тем можно отметить некий общий взгляд, который выражался в представлении о труде как системе ритуальных действий. Он воспринимался как некая ритуальная обязанность, которую необходимо тщательно выполнять, дабы не нарушить существующую мировую гармонию. Каждый индивид должен заниматься своим делом во имя общего блага. Человеческое достоинство было соотносимо с верностью долгу, добросовестным исполнением своих обязанностей.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество всегда проявляло повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует большей согласованности действий всех его участников. Уделялось особое внимание моральным качествам тех людей, которые были связаны с правом распоряжаться жизнью и деятельностью других. Поэтому первые этические кодексы, созданные в культурах Древнего Востока, регламентировали нормы поведения правителей, военных и чиновников.

Вместе с тем, в культурах Древнего Востока были созданы первые профессиональные общины ремесленников, в которых устанавливались правила поведения и взаимоотношений в среде профессиональных общин. Нормы содержали профессиональные предписания, нарушение которых строго наказывалось. В частности, строго осуждались лень, нечестность, нарушение договорных обязательств. В культурах Древнего Востока сформировались и получили теоретическое обоснование профессионально-этические требования и в религиозно-философских произведениях. Было положено начало пониманию труда как нравственной ценности.

Иными путями по сравнению с восточными цивилизациями формировалась профессиональная этика в античном мире. В античной культуре можно проследить яркий дуализм в отношениях к трудовой деятельности. Греки эпохи Гомера не испытывали того презрения к ручному труду, которое обнаруживается в более позднее время. В эту эпоху ремесленники: оружейники, плотники, кожевники, золотых дел мастера получили у греков почетное название людей, трудившиеся для общества. Ремесла получили исключительно высокое развитие. Насчитывалось более сотни различных ремесел. Высшая цель упорного труда - не получение богатства, а скромный достаток, позволяющий выполнять религиозные и гражданские обязанности.

В Афинах существовало два разряда работников: рабы и свободные люди. Свободные ремесленники работали непосредственно на своих заказчиков. Они брали к себе в помощники, или своих детей или свободных работников. Профессии обыкновенно переходили по наследству. Но конкуренция рабов вела к постепенному сокращению этого слоя. Вместе с сокращением числа свободных граждан, занятых в производстве, изменялось отношение к труду в целом. Ремесленники в Афинах с течением времени оказались почти рабами. Традиционная полисная мораль рассматривала их как низшую группу населения, и к их занятиям относились как к деятельности, недостойной свободных граждан. Еще более ярко выраженное пренебрежение к труду существовало в Спарте. Спартанцев воспитывали в презрении к труду. Им запрещалось учиться какому-либо ремеслу, дабы не растерять воинские навыки и закалку.

В древнеримском обществе существовало два взгляда на трудовую деятельность. С одной стороны, сохранялось пренебрежительное отношение к ремеслу и особенно к земледелию. С другой стороны, поддерживались морально-нравственные аспекты положительного отношения к ремеслу. В Древнем Риме существовал идеал трудолюбивого землепашца и стойкого воина, которые обязаны вести себя добродетельно, соблюдать религиозные праздники, воздерживаться от присвоения чужого и тщательно оберегать свое.

В конце республики и в первые века империи развитие товарного производства привело к увеличению количества ремесленных мастерских во всех без исключения отраслях. Домашнее производство оказалось вытесненным или существенно ограниченным. Ремесленники в древнеримском обществе организовывались в профессиональные объединения – коллегии, первые из которых, согласно традиции, были созданы во II веке до н. э. Они были многочисленны в тех местах, где процветала торговля и ремесло. У каждой коллегии были свои божества и религиозные церемонии. Каждая из коллегий имела свои знамена. Главной заботой коллегии были защита прав их членов и поддержание престижа данной профессии. Существовали коллегиальные уставы, содержащие профессиональные предписания и нравственно-поведенческие требования. Их нарушение каралось исключением из союза. В частности, строго осуждались нечестность в отношении своих коллег, расточительство, воровство, пьянство, распущенность. Член коллегии должен быть человеком религиозным, хорошим семьянином, примером для учеников. Особенно строго регламентировались профессиональные обязанности и отношение к труду.

Развитие производства в римском обществе было связано с дальнейшим разделением труда, созданием новых мастерских, в которых работники специализировались на более узком наборе операций. Вместе с этим государство стало учреждать по всей империи казенные мастерские. В них работали три разряда лиц: рабы, вольноотпущенные и свободные. В результате казенные мастерские постепенно вытеснили с рынка труда свободные ремесленные объединения. Использование рабов привело к снижению ценности труда, на них не распространялись этические нормы.

Завершающим этапом в истории традиционного общества явился период Средневековья. В Европе – это V-ХIV века, когда происходило становление и развитие феодального социально-экономического строя. Средневековое общество развивалось на основе христианского мировоззрения. Первоначальное христианство не включало добросовестное отношение к труду в ряд важнейших моральных заповедей. Однако лозунг апостола Павла утверждал противоположную нравственную оценку труда: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Таким образом, Библия давала возможность разнообразных трактовок нравственной ценности труда.

Но постепенно в произведениях «отцов церкви» труд стал пониматься как антитеза праздности, являющейся матерью всех пороков. Умение трудиться стало рассматриваться как дар Божий. Физический труд провозглашался обязательным для христианина. В результате нарастающего расслоения общества в Х-ХШ веках усилилась необходимость для каждой социокультурной группы отделить себя от других. С этим связано развитие «литературы хороших манер», различных сводов правил поведения для рыцарей, ремесленников, женщин и т. д. Сформированные правила поведения регламентировали весь образ жизни человека, относящегося к конкретному сословию.

О возникновении рыцарской идеологии, система норм и ценностей которой вносила совершенно новые социально-активные элементы в жизнь общества, можно говорить уже с XI века. Свои начала рыцарская идеология обретает в непреложной и известной до сих пор символике - меч, конь и сопутствующие этим фетишам воинская доблесть, храбрость и честь. В систему рыцарских добродетелей были включены: вера и защита религии; забота обо всех слабых; любовь к стране, в которой был рожден; верность сюзерену; тщательное выполнение всех феодальных обязанностей, если они не противоречат законам Бога; верность данному слову; щедрость; борьба за Правду и Добро против Несправедливости и Зла; умереть с честью.

Развитие городов и усиление роли ремесленного производства в IХ-Х веках закрепило перелом в отношении к труду. Этому способствовало развитие ремесленничества и торговли, увеличение производства металлов и изделий из них, появление доменных печей, ветряных мельниц, изобретение ткацкого станка и другие достижения. Эпоха Средневековья во многом сохранила сложившуюся структуру городского населения. Ремесленные объединения в данной структуре возглавили средние слои и подавали им пример в организации жизнедеятельности. Средневековые цеха играли важную роль в жизни горожан. Они часто оставались относительно независимыми в политическом отношении. Общим основанием организации порядка в цехах были: общие средства, свидетельство о включенности в цех, гарантирующее права мастера. Цеха создавали свои уставы. При этом в своих главных чертах уставы различных ремесленных цехов по всей Западной Европе во многом были схожи. Они выступали моральными кодексами городских ремесленников.

Главной заботой цеха было сохранение профессионального престижа. Цех запрещал работать в праздники и ночью, браться за заказы, заведомо не выполнимые в срок, одновременно работать на несколько заказчиков, поручать сложную работу подмастерью. На изготовленной вещи должно было стоять клеймо мастера, что означало полную личную ответственность за качество работы. В городской ремесленной среде культивировали высокую квалификацию, честность, дисциплинированность. Мастер обязан был внимательно работать с заказчиком и покупателем. Нарушение договорных обязательств по отношению к заказчику считалось недопустимым.

Фактически цеха образовывали замкнутую систему отношений, внутри которых складывалась корпоративная мораль. Иерархические отношения внутри цеха требовали строгой дисциплины, послушания, почтения к вышестоящим и добропорядочного отношения к нижестоящим. Цех стремился сформировать в своих членах уважительное отношение к своему статусу, корпоративную честь. В Европе цеховые образования окончательно были ликвидированы Великой Французской революцией в связи с тем, что их монополия стесняла развитие промышленности.

Вместе с существованием объединений ремесленников в Европе существовали и купеческие, гильдии - корпорации и ассоциации, созданные с целью защиты интересов своих членов. В Северной Европе купеческие гильдии сложились на полвека раньше ремесленных цехов. Своим возникновением они обязаны оживлению торговли и росту городов в XI веке. В целях самозащиты из общих коммерческих интересах купцы объединялись на торговых путях в караваны. Такого рода союзы, поначалу создававшиеся на время, постепенно приобретали характер постоянно действующих - либо в городах, куда караваны направлялись, либо по возвращении в родной город. К XII веку купеческие гильдии фактически полностью монополизировали торговлю в городах, что в первую очередь характерно для Италии, Франции и Фландрии.

Поначалу членство в купеческих гильдиях было добровольным, но со временем независимые торговцы оказались не в состоянии конкурировать с гильдиями, и возникшая в итоге монополия получала признание со стороны феодальных вельмож и королей, а также других городов. Поскольку в гильдию входили все богатые купцы, она была в состоянии оказывать значительное влияние на городское управление. Купеческая гильдия была в первую очередь коммерческой организацией, которая располагала правами в отношении своих членов, а также выполняла общественные и религиозные функции. Основные требования к членам гильдии были закреплены в существовавших правилах. Среди них выделялись следующие. Каждый, кто хочет быть торговцем, т.е. хорошо и честно продавать, и покупать любой товар, может быть им свободно, заплатив побор, который должен взиматься со всякого товара. Никто из торговцев не может и не должен разносить товар, кроме как в рыночный день. Если торговец привозит некачественный товар и если старшины под своей клятвой найдут его плохим, то он уплатит штраф в городскую казну всякий раз, как будет уличен. Цена товара должна быть одинакова для всех.

С распадом цехов и гильдий многие элементы группового сознания перешли в среду городских жителей. Отношения и нравы цехов оказали значительное влияние на формирование сознания и норм поведения мелкой буржуазии, а разработка письменных уставов и кодексов, регламентирующих все стороны жизни работников, явилась важным этапом в развитии профессиональной этики, заложила основы ее дальнейшего развития в эпоху капитализма.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь