Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 21,22 Психологические теории личности



План

1. Теории личности в отечественной психологии.

2. Теории личности в зарубежной психологии.

Обсуждение подготовленных студентами рефератов

Темы рефератов

1. Концепция личности В.Н. Мясищева

2. Концепция личности К.К. Платонова

3. Концепция личности А.Г. Ковалева

4. Концепция личности В.С. Мерлина

5. Концепция личности С.Л. Рубинштейна

6. Системная модель личности Б. Г. Ананьева

7. Концепция персонализации А. В. Петровского

8. Теория личности З. Фрейда

9. Концепция периодизации развития личности Э. Эриксона

10. Теория личностных конструктов Дж. Келли

11. Социально-когнитивная теория А. Бандуры

12. Теория личности К. Роджерса

13. Концепция А. Маслоу

14. Теория Г. Олпорта

15. Факторные модели личности

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Вы наверняка замечали, что некоторые люди способны прослезиться от сильных переживаний, смотря фильм или спектакль, читая книгу или слушая музыку. Чем можно объяснить эти явления в рамках психоанализа? Приведите из литературы или житейской практики другие примеры проявления того же феномена. Можно ли считать современные триллеры и фантастико-криминальные романы носителями того же эффекта?

 

Занятие

Тема 23. Способности

План

1. Общая характеристика способностей.

2. История учений о способностях в различных направлениях психологической науки.

2. Классификация способностей.

3. Врожденное и приобретенное в структуре способностей.

4. Уровни развития способностей.

Практические задания

Задание 1. Ниже перечислены несколько видов деятельности и перечень способностей. Определите, какие из способностей потребуются в каждом виде деятельности. Установите соответствие.

Виды деятельности:

  • математическая деятельность,
  • деятельность музыканта,
  • техническое творчество,
  • изобретательская деятельность,
  • чтение художественных текстов.

Способности:

  • Ладовое чувство (способность чувствовать музыкальную выразительность в движении музыкальных звуков).
  • Способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение.
  • Хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщённых способов решения вопросов.
  • Целостность восприятия, т. е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями.
  • Полнота, яркость представления наглядных образов.
  • Способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков.
  • Умение находить рациональный подход к практическим задачам с учётом свойств и возможностей материалов.
  • Многообразный подход к решению вопроса.
  • Умение оценивать соотношение пропорций и размеров.
  • Лёгкая способность к воссозданию образов по словесному описанию.
  • Способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки.
  • Острота наблюдательности за работой и устройством механизмов.
  • Лёгкое переключение от одной умственной операции к другой.
  • Точность восприятия цветовых оттенков.
  • Чуткость к языковым особенностям.
  • Способность тонко различать звуки по высоте.
  • Последовательность, обоснованность, логичность рассуждений.
  • Точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений.
  • Эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку.
  • Способность к абстрактным рассуждениям.
  • Изобретательность, находчивость в решении вопроса.
  • Умение свои мысли и чувства передавать с помощью наглядных образов.
  • Способность к анализу и синтезу образного материала.

Задание 2. Определите, есть ли в каждом случае успех в деятельности. Укажите, зависит ли успех или неуспех в каждом случае от способностей. По каким признакам это можно установить?

А. При поступлении в Новосибирскую физико-математическую школу (ФМШ) ученик П. выдержал конкурс 1 к 40, получив максимальные баллы по физике в конкурсной олимпиаде. При обучении в ФМШ акцентировалось внимание не на заучивание материала, а на творческое решение задач, на смекалку. П. поражал всех этой способностью. Однако при поступлении в МВТУ имени Баумана на конкурсном экзамене по физике П. получил «три». Как же это произошло? Вопросы билета были элементарны и требовали только знания формул. Первый вопрос - формула линзы, вывод не требовался. П. написал формулу линзы неверно, но рядом вывел другой вариант формулы линзы с пониманием сути явления. Во втором вопросе - формула маятника - П. тоже напутал, её тоже в школе не выводят, он пытался самостоятельно сделать вывод, исходя из понимания физического смысла явления, но спутал две величины, часто обозначаемые в физике одной буквой.

Б. Когда Соне было немногим более трёх лет (до этого никто не обучал её арифметике она имела возможность лишь прислушиваться к арифметическим упражнениям брата - ученика 3 класса), она незаметно для всех научилась считать - сначала до10, потом до100. Трехлетняя Соня объясняла брату, как решать задачи на вычитание (27-14): сначала надо отнять 10, получится 17, потом ещё 4. в четыре с половиной года совершенно самостоятельно, не зная теории, Соня пришла к понятию простой дроби. Заметили, что в пять лет у неё появилось какое-то интуитивное представление об отрицательных числах (её не смутило, когда ей пришлось из 28 вычитать 36: «Будет на 8 меньше, чем ничего» ). Примерно к шести с половиной годам Соня самостоятельно научилась операциям с дробями в уме. В пять с половиной лет она в уме решала сложные задачи, рассчитанные на учеников 5 класса. Специально Соню никто не обучал теории, у неё не было почти никакой системы знаний, всё было основано исключительно на соображении.

В. Особенно поражал нас Бурун. В редких случаях его нужно было поощрять. С молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики. Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, потел, пыхтел, но никогда не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым убеждением: наука - чрезвычайно трудная и головоломная вещь, без чрезмерных усилий её одолеть самые премудрости даются шутя. И, наконец, наступило такое время, когда Бурун оказался впереди товарищей. (А. С. Макаренко. Педагогическая поэма.)

Г. Ученик Саша Росляков, кроме немецкого, который он изучал в школе, самостоятельно выучился говорить и читать на датском, голландском, французском, испанском, чешском, португальском, норвежском, шведском, а сейчас изучает английский. На городской олимпиаде по немецкому языку Саша вышел победителем, хотя там участвовали ребята из немецкой школы и даже немцы по национальности. Школьный курс химии, физики, математики и немецкого языка им давно пройден. Когда он согласен с выводами школьных учебников, он выходит к доске и скромно отвечает урок; но если он не согласен, то он так же спокойно излагает свою точку зрения. Учитель биологии выставил Саше «четвёрку» потому, что он проявил слишком большую осведомлённость в теориях Менделя и Моргана. Саша учит всё глубоко, пока не поймёт сущности каждого вывода, каждого опыта. Поэтому он свободно может говорить с инженером-химиком о физической химии и абразивном производстве. В изучении наук он шагнул за школьные программы, и ему доступны многие, например биохимические, понятия, которыми овладели даже не все студенты химфака. Когда Саша пришёл на практику на завод, он пришёл, как на работу, просидел в лаборатории до вечера, пока не выполнил, что нужно. Работники лаборатории удивились, что это не «молодой специалист», а школьник. Всё это потому, что Саша умеет учиться. Саша гасит свет в своей комнате очень поздно. Утром он спешит в школу, после уроков - в химическую лабораторию института, здесь он член научного общества. И здесь он забывает о времени. Над одним опытом по химии бился четыре месяца. Возвращается домой поздно. А потом устраивается за столом. И так дань за днём, ночь за ночью. Когда его спрашивают, как это он успел так много почитать, передумать, он отвечает: «Мне это нужно «. ( Н. А. Аллахвердова. Перед океаном.)

Д. Студенту М., окончившему школу с золотой медалью, без всяких усилий, почти без домашних занятий, давалась математика. Она сама укладывалась в голове, всё, связанное с ней в других науках - астрономии, физике, - понимал без труда, запоминал формулы, и законы, и ряды сложных отношений. А мечтал в вузе от неё «убежать», поступив на факультет, где не было и намёка на математику.

Е. Урок математики в 5 классе: учительница предложила ученикам самостоятельно решить задачу. Ученик Ж., быстро прочитав про себя условия задачи и переписав их на доску, уверенно приступил к решению. Через некоторое время Ж. сказал: «Я уже решил задачу двумя способами, третьего способа нет». Учительница предложила ему другую, более сложную задачу. Вскоре Ж. решил вторую, затем третью задачу и каждую различными способами, в то время как класс всё ещё думал над решением первой задачи.

Ж. Я обычный ученик и типичный ученик 10 класса. Оценки имею такие: по труду и физкультуре - «пять», по остальным - «три». В нашем классе есть два интеллектуала. Их зовут Олег и Игорь. Всё им даётся легко. Я думаю, думаю, например, над задачей по физике, очень хочу её решить, но всё зря. А они.… Стоит учителю спросить, кто сделал задачу, они уже оба руки тянут. Затем кого-нибудь из них вызывают к доске. Он начинает объяснять, а другой снова поднимает руку и говорит: «А почему не сделать вот так или эдак? » Первый говорит: «Нет, тут надо действовать тоньше». И начинается. Они понимают друг друга с полуслова, сыплют формулами, а учитель с удовольствием слушает их и вставляет замечания. Оба они читают журнал «Квант», мне он «не по зубам». Я очень люблю физику, зубрю её и вообще уделяю ей очень много времени. Но решать задач я не могу.

Задание 3. Проанализируйте фрагменты биографии живописца А. Куинджи. На какие общие черты одаренных личностей указывают эти примеры?

Простой подпасок из Крыма, А. Куинджи вознамерился стать живописцем. Трижды он пытался поступить в Императорскую Академию художеств, и каждый раз ему это не удавалось. В третий раз в академию были приняты 29 претендентов (история искусства не сохранила их имена) из 30, и только одному - Куинджи - было отказано. Вместо того чтобы повторять бесплодные попытки, молодой человек написал пейзаж и презентовал его академической выставке. В результате он получил две почетные награды и был принят в академию даже без предварительных экзаменов. Впоследствии он стал профессором этой Академии художеств.
Профессор Куинджи часто повторял своим ученикам: & #34; Если вам суждено стать художником, вы станете им даже в тюрьме& #34;. Как-то раз в его студию пришел начинающий художник с прекрасно выполненными набросками и этюдами. Куинджи отозвался о них с похвалой, но юноша сказал, что у него нет возможности продолжать занятия живописью, так как, чтобы содержать семью, он вынужден с десяти до шести работать. Куинджи спросил: «А чем вы занимаетесь от четырех до десяти». – «Когда? » - переспросил юноша. «Утром», - уточнил Куинджи. «Сплю», - последовал ответ. Услышав это, Куинджи воскликнул: «В таком случае вы можете проспать всю свою жизнь! Неужели вы не знаете, что самое творческое время - с четырех до девяти утра? И что больше пяти часов в день не следует заниматься живописью? Когда я работал ретушером в фотографической мастерской, я тоже вынужден был просиживать там от десяти от шести. Но времени с четырех до девяти утра мне хватило, чтобы стать художником».
Однажды кто-то из учеников Куинджи высказал мечту об исключительно благоприятных условиях для творчества. Куинджи лишь рассмеялся: «Если вы настолько изнежены, что вам нужно жить под стеклянным колпаком, вам лучше вообще уйти из этой жизни как можно скорее, ибо жизнь не нуждается в таких экзотических растениях». Позже, когда Куинджи убедился, что этот ученик стойко преодолевает все трудности, он счел необходимым отметить это и, обратившись к ученику, сказал: «Ни солнце, ни стужа не смогут истребить твой дух... Если тебе есть что сказать миру, то ты донесешь свое послание, несмотря ни на какие невзгоды и злоключения». (По П. Вайнцвайгу)

Задание 4. Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?

Любопытный джентльмен хотел выяснить - кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских врат джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу.

- Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником.

- Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех.

Задание 5. Какие из признаков хороших способностей (легкость и скорость усвоения знаний, умений и навыков; преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств; наличие глубокого интереса к определенной деятельности; высокая степень творчества в деятельности; раннее проявление способностей к определенному виду деятельности и т.д.) можно наблюдать в следующих примерах?

Софья Ковалевская, не зная еще первых четырех правил арифметики, решала задачи различными оригинальными способами. В возрасте десяти лет она освоила курс арифметики, преподававшийся в Пражском университете. Затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив в курсе физики тригонометрические понятия, Софья Ковалевская самостоятельно разобралась в них, в возрасте четырнадцати лет повторив путь открытия тригонометрии. (По А. Г. Ковалеву, В. Н. Мясищеву)

В 1969 г. в Киевском университете самым популярным из нескольких тысяч студентов был двенадцатилетний Саша Дворяк. Он успешно выдержал конкурсные экзамены и учился на I курсе механико-математического факультета.
Уже в четыре года он умножал, делил, извлекал корни, все устно; писать еще не умел. В школу он поступил семи лет, сразу во II класс, где занимался только месяц, в III классе учился, как все. За VI класс сразу сдавал экзамены. Среднюю школу закончил за пять лет с серебряной медалью. (Р. Зайцев)

Эварист Галуа, учась в классе риторики, решил впервые заняться математикой, он стал знакомиться с «Началами геометрии» Лежандра.

Он читал страницу за страницей, и перед ним вставало здание геометрии. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но и их взаимосвязь, планировку целого. Он поймал себя на том, что угадывает, знает заранее, что будет сказано дальше. Читая теоремы, он почти всегда молниеносно видел, как их можно доказать. Скоро он мог пропускать доказательства, многие теоремы он предвидел. У него было такое чувство, как будто он знает геометрию очень давно. На других уроках, в каждый свободный момент этого дня он читал, поглощая теоремы, по-своему доказывая их, по-своему рассуждая. Вечером, лежа в кровати с открытыми глазами, он ясно видел все теоремы, с которыми познакомился за день. На другой день он опять читал «Начала геометрии» и усвоил этот курс геометрии, рассчитанный на два года занятий, за два дня. (Л. Инфелъд)

Наташа играла сонату Бетховена. Неожиданно раздался голос четырехлетней Тани: «Не так, не так! Неправильно играешь! » Таня взобралась на стул, и ее маленькие пальцы побежали по клавишам. Наташа посмотрела в ноты - Таня играла правильно. За два урока она выучила всю нотную грамоту, выучила на память пьесы из «Детского альбома» Чайковского и пьесы С. С. Прокофьева, написанные для детей, прелюдии Баха, Д. Б. Кабалевского и произведения других композиторов. (По Е. А. Мальцевой)

Как примеры скороспелости можно привести трехлетнего Моцарта, пятилетнего Мендельсона, четырехлетнего Гайдна; Гендель выступил композитором в 12 лет, Вебер в 12 лет, Шуберт в П лет, Керубини в 13 лет... В пластических искусствах призвание и способность к творчеству проявляются заметно позже - средним числом около 14 лет; у Джотто они обнаружились в 10 лет, Ван-Дейка - в Ю, Рафаэля - в 8, Греза - в 8, Микеланджело - в 13, Дюрера - в 15, Бернини - в 12 лет, Рубенс и Иордане также развились рано. В поэзии не встречается произведения, имеющего некоторое неличное значение раньше 16 лет. (По Л. С. Выготскому)

Задание 6. Прокомментируйте данные суждения. Каково соотношение задатков и способностей в человеке?

Рафаэлем может стать только тот, «в ком сидит Рафаэль», но удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант - это целиком зависит от спроса, который в свою очередь зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей.

Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных, интеллектуальных и т.д. способностей... Развитие способностей носит имманентный характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности... совершенно независимо от влияний внешней среды.
Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.

Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности. Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.

Задание 7. Обобщите приведенные высказывания, сформулируйте основные принципы отечественной психологии в подходе к исследованию способностей.

Присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов. (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Развитие индивидуальных способностей включает своим непременным условием присвоение продуктов культуры, выработанных обществом. (Т. И. Артемьева)

Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях - с вопросом об умственном развитии. Развитие человека, в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека - это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений. (С. Л. Рубинштейн)

Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их формирование и развитие возможно только в деятельности. (Т. И. Артемьева)

Задание 8. Ниже приведены примеры из работы Ц. Ломброзо «Гениальность и помешательство». Выразите свое отношение к вопросу о подверженности одаренных людей психическим заболеваниям. Сформулируйте современное научно-психологическое представление об этом.

Еще Аристотель заметил, что под влиянием приливов крови к голове «многие индивидуумы делаются поэтами, пророками или прорицателями и что Марк Сиракузский писал довольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершенно утратил эту способность». Он же утверждал, что «знаменитые поэты, политики и художники были часто меланхолики и помешанные, частью - мизантропы, как Беллерофонт».

Мотанус, всегда жаждавший уединения и отличавшийся странностями, кончил тем, что считал себя превратившимся в ячменное зерно, вследствие чего не хотел выходить на улицу из боязни, чтобы его не склевали птицы.
Гаррингтон воображал, что мысли вылетают у него изо рта в виде пчел и птиц, и прятался в беседку с метлой в руке, чтобы разгонять их.

Ампер сжег свой трактат о «Будущности Химии» на том основании, что он написан по внушению Сатаны.

Материалист Гоббс не мог остаться в темной комнате без того, чтобы ему тотчас же не стали представляться привидения.

Моцарт был убежден, что итальянцы собираются отравить его.

Шуман в 46 лет совсем почти лишился рассудка: то его преследовали говорящие столы, обладающие всевидением, то он видел не дававшие ему покоя звуки, которые сначала складывались в аккорды, а затем и в целые музыкальные фразы. Бетховен и Мендельсон из своих могил диктовали ему различные мелодии.

Огюст Конт лечился у Эскироля от психического расстройства. Перед смертью он объявил себя апостолом и священнослужителем материалистической религии.

Свифт уже в молодости предсказал, что его ожидает помешательство, и действительно в 1745 г. умер в полном расстройстве умственных способностей, в котором пребывал после смерти своей нежно любимой Стеллы. После него осталось написанное задолго до смерти завещание, в котором он отказал 11 тысяч фунтов стерлингов в пользу душевнобольных.

Ньютон к старости страдал психическим расстройством типа мании преследования. Его «Хронология», «Апокалипсис» и «Письмо к Бентли» - сочинения туманные, запутанные и совершенно непохожие на то, что им было написано в молодые годы. В 1639 г., после второго пожара в его доме и после непомерно усиленных занятий, Ньютон в присутствии архиепископа начал высказывать такие странные, нелепые суждения, что друзья сочли нужным увезти его и окружить самым заботливым уходом.

Шопенгауэр с 1818 г. страдал от собственных страхов: из Неаполя его заставила уехать боязнь оспы, из Вероны - опасение, что он понюхал отравленного табаку, из Берлина - страх перед холерой. В 1831 г. на него напал новый припадок страха: при малейшем шуме на улице он хватался за шпагу и трепетал от ужаса при виде каждого человека; получение каждого письма заставляло его опасаться какого-нибудь несчастья; он не позволял брить себе бороду, но выжигал ее; он ненавидел женщин, евреев и философов, в особенности последних, а к собакам привязался до того, что по духовному завещанию отказал им часть своего состояния. Философствовал Шопенгауэр по любому поводу: будучи очень прожорливым, - по поводу своего аппетита; по поводу лунного света и т.п. Верил в столоверчение и считал возможным с помощью магнетизма вправить вывихнутую ногу у своей собаки и возвратить ей слух. Он селился всегда на нижних этажах, чтобы удобнее было спастись в случае пожара, боялся получать письма, брать в руки бритву; никогда не пил из чужого стакана; свои заметки делал на латыни, греческом или санскрите и прятал; считал себя жертвой обширного заговора философов и т.п.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Приведите примеры различных видов компенсаций отсутствующих способностей, исходя из известных типов компенсаций:

1) недостаток способностей компенсируется приобретаемыми знаниями и умениями;

2) недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типического стиля деятельности;

3) недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой и не связанной с первой способностью;

4) недостаточно выраженная одна способность компенсируется другой, сильно выраженной способностью, находящейся с ней в компенсаторных отношениях

Задание 2. Восемнадцатилетний юноша в минуты размышлений о своем призвании, выборе профессии сокрушается из-за отсутствия у себя каких-либо способностей. Что можно порекомендовать ему, чтобы восстановить его веру в собственные силы?

Задание 3. Разработайте психологические рекомендации по формированию способностей к различным видам деятельности (по усмотрению).

Занятие

Тема 24. Темперамент

План

1. Темперамент и его основные компоненты.

2. Физиологические основы темперамента.

3. Выделение компонентов темперамента в различных подходах (В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, Г.Айзенк, Д.Кейрси и др.).

4. Соотношение предметного и коммуникативного аспектов в компонентах темперамента в теории В.М.Русалова.

5. Закономерности связи темперамента и психического развития в теории Я. Стреляу.

6. Типы темперамента.

7. Соотношение основных типов высшей нервной деятельности и темперамента

Практические задания

Задание 1. Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов). Определите автора каждого из них.

Здоровье и болезнь человека зависят от ненарушимых гуморессоков организма. Четыре главных сока - кровь, слизь, светлая желчь и темная желчь. И присуща крови влажная теплота, слизи - холодная влажность, светлой желчи - сухое тепло, а черной желчи - холодная сухость. И если соки смешиваются в организме надлежаще, пребывает он в здоровье, а ненормальное смешение побуждает организм к болезни. Надлежащее соотношение частей - темперамент...

Разновидности темперамента связаны с определенным типом строения тела: циклотимики имеют пикнический тип телосложения, шизотимики отличаются астеническим телосложением.

Эндоморфному, мезоморфному и эктоморфному соматотипам соответствуют висцеротонический, соматотонический и церебротонический типы темперамента.

Типам нервной системы (высшей нервной деятельности) соответствуют четыре картины поведения или четыре гиппократовых типа темперамента.
Любое свойство темперамента находится в линейной зависимости от свойств нервной системы.

Темперамент есть объем областей свойств личности, ее природная основа.
Темперамент = тип нервной системы + отношения личности + ситуационные мотивы.

Темперамент - четырехуровневая система формальных поведенческих измерений, отражающих различные блоки функциональных систем.

Задание 2. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верное, с вашей точки зрения.

Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.

В основе темперамента лежит тип нервной системы.

Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий.

Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.

Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.

Темперамент определяется конституцией человека.

Задание 3. На основе приведенных высказываний определите характер связи темперамента и типа нервной системы, а также биологическую и социальную обусловленность темперамента. Можно ли утверждать, что темперамент зависит от характера деятельности человека?

Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума.

Свойства типа нервной системы составляют физиологическую основу, на которой развиваются психические свойства человека, причем развитие этих психических свойств детерминируется не только этой физиологической основой, но прежде всего условиями жизни, а у человека эти условия имеют общественный характер. Это относится ко всем психическим свойствам, в том числе и к тем, которые входят в характеристику темперамента, хотя эти последние и связаны теснее всего с типом нервной системы...

В бытовой обстановке человек может проявлять себя вялым, на работе же - энергичным и деятельным. Это можно наблюдать и среди спортсменов. Часто боксеры, футболисты, легкоатлеты, выходя на ринг или на стадион, как бы преображаются, показывают совсем другие черты темперамента, чем в обыденной жизни.

Задание 4. Поясните, прочитав данный отрывок, в какой связи находятся темперамент, характер личности и эффективность ее деятельности. Чем объяснить, что к темпераменту не приложимы личностные и социальные характеристики типа «хороший – плохой» и т.п.?

Педагог с любым темпераментом может быть, например, требовательным. У холерика и сангвиника эта требовательность обычно выражена более четко, проявляется более энергично. А у преподавателя-флегматика и меланхолика она более постепенная, хотя и не менее глубокая, результативная... Для учебного процесса одинаково ценны все хорошие преподаватели, независимо от их темперамента. На основе каждого из темпераментов могут формироваться хорошие характеры. Однако это не исключает возможности и прямо противоположных случаев.

Задание 5. Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто - к интровертам? Что общего вы можете обнаружить у всех интровертов и экстравертов?

Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Катерина Измайлова, Алиса, Пьер Безухов, братец Кролик и братец Лис, Колобок, д'Артаньян, Скарлетт О'Хара, Баба-яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Фамусов, Печорин, Емеля, Санчо Панса, Макар Нагульнов, Сонечка Мармеладова, кот Матроскин, Золушка, Настасья Филипповна, Снежная Королева, Белоснежка, Красная Шапочка, Павел Корчагин, Мцыри, Данко, Анжелика, Ниловна, Ионыч, Чеширский кот, Манилов, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Остап Бендер, Людоедка Эллочка, Киса Воробьянинов, Паниковский, Шура Балаганов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса Алиса, Лужин, Наташа Ростова.

Задание 6. Прокомментируйте приведенные ситуации. Передается ли темперамент по наследству? Какое значение для коррекции детско-родительских отношений имеет согласование темпо-ритмических характеристик поведения?

Энергичных, общительных родителей часто раздражает их вялый, пассивный ребенок.

Спокойную уравновешенную маму утомляет чрезмерная подвижность и непоседливость ее малыша.

Школьник любит, чтобы в уроках ему помогал папа: мама медленно и занудно начинает объяснять все издалека и по порядку, а папа быстро «схватывает» проблему и исправляет ошибку.

Дошкольник не любит гулять с сестрой: она садится на скамеечку и читает, а вот с братом они бегают, лазят на деревья, прыгают, начинают бороться.

Задание 7. Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые зависят от мотивации.

У детей-холериков старшего дошкольного возраста при выполнении различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:

а) они невнимательны при объяснении задания даже тогда, когда интересно;

б) часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе;

в) при неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда что-нибудь не получается;

г) в новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно следят за каждым движением воспитателя;

д) в работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах;

е) в однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность;

ж) в процессе выполнения задания часто переключаются на другие виды деятельности - игру, соревнование со сверстником, общение или просто мешают другим детям;

з) часто недоделывают трудную работу до конца, «забывая» о ней.

Задание 8. Проанализируйте структуру свойств темперамента героев следующих примеров, по В. М. Русалову. Охарактеризуйте их эргичность, пластичность и темп в сферах предметной и коммуникативной деятельности, а также предметную и коммуникативную эмоциональную чувствительность.

Н. страдает из-за недостаточного знания иностранных языков, испытывая при этом комплекс неполноценности. Этот комплекс усиливают частые посещения иностранных коллег его предприятия. Он рассказывает, как недавно при одном только виде зарубежных гостей его бросило в дрожь. Из-за всего этого он не знает, как надо себя вести. Небольшой городок, в котором он живет, не представляет возможностей научиться как следует разговаривать на иностранном языке. И вообще он чувствует, что ему в этом городке тесно.

Молодой человек обладал достаточным акциональным голодом, чтобы реализовать имевшуюся у него возможность изучить курс медицины, что в результате привело к появлению у него роли врача. Однако в эту роль - несмотря на свою высокую научную квалификацию - он никак не может вжиться. Ему не удается завоевать ни доверия пациентов, ни уважения врачебного персонала. Из-за состояния фрустрации его поведение становится все более скованным и безразличным. В конце концов он начинает страдать от огромного нежелания работать, чувства неполноценности и т.д. Это наносит большой ущерб его межличностным отношениям.

Молодой человек настолько идентифицировался с ролью врача, что постоянно нагружает в больнице себя все новыми обязанностями. В конце психодраматического изображения одной из таких сцен им овладевает огромная тоска по дому и своей семье. Он стремглав бежит с работы домой. В следующей сцене становится ясно, какое большое наслаждение он получает от своей роли молодого отца семейства. Вскоре, однако, мысль о несрочной, но незавершенной работе гонит его поздно вечером назад в больницу. Он долго задерживается на работе. Совершенно неожиданно он снова начинает тосковать по дому... Усталый и подавленный, он бредет домой. (Г. Лейтц)

Задание 9. Прочитайте приведенный отрывок и найдите в нем противоречия. Согласны ли вы с Аристотелем?

Но хотя столь существенно необходимая для нашего счастья веселость очень тесно связана со здоровьем, однако она зависит не от одного только этого условия: ибо и при полном здоровье у человека может быть меланхолический темперамент и преобладать мрачное настроение. В последнем итоге это объясняется, без сомнения, коренными и потому неизменными свойствами организма - преимущественно нормальным или аномальным отношением чувствительности к раздражимости и воспроизводительной силе. При ненормальном преобладании чувствительности получается неровное настроение - временами чрезмерная веселость, преимущественно же - меланхолия. А так как и гениальность обусловлена избытком нервной силы, т.е. чувствительности, то Аристотель вполне справедливо заметил, что все выдающиеся и даровитые люди - меланхолики: «все замечательные люди в философии, политике, поэзии, искусствах оказываются склонными к меланхолии». Именно это место, несомненно, имеет в виду Цицерон в своем часто приводимом сообщении: «все талантливые люди – меланхолики». (А. Шопенгауэр)

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составить список художественных произведений, в которых максимально раскрываются типы темперамента «холерик», «сангвиник», «меланхолик», «флегматик» (12-15 героев из произведений).

Задание 2. Четыре здоровых молодых человека желают стать летчиками-ис­пытателями. Тестирование показало, что X. — холерик, С. — сан­гвиник, М. — меланхолик, Ф. — флегматик. Кстати, X. — мастер спорта по дзюдо, Ф. — давно и весьма эффективно занимается бе­гом на длинные дистанции, М. — мастер спорта по прыжкам в воду, а С. — великолепный альпинист. Каково, скорее всего, будет заключение специальной комиссии?

Задание 3. Иногда в качестве наказания ребенка оставляют одного в комнате. Для ребенка с каким типом темперамента это наказание окажется наиболее слабым? Аргументируйте свой ответ.

Задание 4. При взаимодействии с человеком какого типа темперамента можно быть максимально прямолинейным? Аргументируйте свой ответ.

Задание 5. Напишите рекомендации о том, как можно взаимодействовать с людьми различных типов темперамента.

Занятие

 

Тема 25. Характер

План

1. Понятие о характере.

2. Структура характера.

3. Типы характера.

4. Акцентуация характера.

5. Формирование характера.

Практические задания


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 1548; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.119 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь