Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Междоусобица среди усуней



 Усуни – родственны хуннам – вассалы хуннов вдруг неожиданно начали ориентироваться на Китай. Хотя Китай и был далек, влияние его в Усуни возрастало. В основном оно шло через женщин. Если первая китайская царевна, выданная замуж за усуня, умерла, то вторая, Гяй-ю, княжна, выданная за усуньского вождя под именем царевны, была особа энергичная. Она приспособилась к обычаям страны, переходила по наследству после смерти вождя, рожала детей и возглавила в Усуни группу прокитайской ориентации. Она сделала для китайской политики больше, чем многотысячное китайское войско. Сыновья ее стали во главе кочевий, а дочь она выдала за знатного князя рода усуни. Вождь усуней Унгюйми стал во всем слушаться свою жену.

У хуннов в это время шла ожесточенная борьба. Оппозиция родовых князей против захватившей власть прокитайской группировки росла и крепла. В этой борьбе прокитайская группировка даже решилась опереться на китайцев, поселившихся на хуннской земле. В 80 г. до н.э. поставленный тэнрекотом Куянди и его мать китаянка Чжуанькюй-яньчжи были свергнуты и к власти вновь пришли хунны. Они потребовали от своих вассалов из Восточного Тюркестана усуней выдачи царевны и прекращения связей с Китаем. Царевна и ее муж направили в посольство Китая предложение о военном союзе и совместном согласованном нападении на хуннов. Новый император Сюаньди с восторгом согласился на это предложение.

Китайцы подготовились к походу очень тщательно. Было мобилизовано 160 тысяч легких конников. В 72 г. до н.э. они выступили из Ордоса. Хунны заблаговременно откочевали и, не принимая большого сражения, в мелких сражениях водили их по пустыне. И если хунны хорошо подготовились против китайцев, то против 50 тысяч усуней, напавших с запада, не устояли. Усуни разгромили ставку западного князя, захватив в плен хуннских князей и тысячи воинов, а также увели с собой много скота.

Собрав все силы, хунны ударили по усуням. Зимой 71 г. до н.э. они ворвались в усуньские кочевья и уничтожили всех, в живых остались те, кто успел убежать в горы. На обратном пути хуннское войско застиг сильный снегопад, ударили морозы, кони остались без корма. Почти все войско погибло от холода и голода.

Пока хунны терпели поражение на всех фронтах, Чжуанькюй-яньчжи терпеливо выжидала. Она сошлась с западным князем Туцианом. Вновь возродился блок прокитайской ориентации. Их политический лозунг был – мир с Китаем, а также изменение порядка престолонаследия. После странной и неожиданной смерти тэнрекота они совершили дворцовый переворот и под именем Уянь-Гюйди объявили тэнрекотом Шуручансу. Хунны думали, что наступит мир. Новый тэнрекот послал своего брата послом в Китай. А затем начались репрессии, казни знатных вельмож, а когда дело дошло до предводителей родов, то всколыхнулись все хуннские племена. Тэнрекот направил против восставшего рода Гуси войска. Однако битвы не произошло, войска тэнрекота отказались воевать. Тэнрекот обратился за помощью к своему младшему брату. Но тот отказал ему, мотивируя тем, что он погубил много родственников и старейшин. Покинутый всеми, тэнрекот покончил жизнь самоубийством.

После его смерти началась борьба за престол. Нарушение традиций и законов государства, разгоревшиеся страсти, междоусобицы – все это невозможно было быстро остановить. Борьба антикитайской и прокитайской партий не затихала.

«В Хуннской империи объявили себя сначала тэнрекотом две вельможи. Из восточного крыла Хуханье и из западного – Чжичи. Впервые хунны стали вести войну друг против друга. Некоторые роды, чтобы не участвовать в братоубийственной войне, откочевали поближе к китайской границе. В такой междоусобице появились новые претенденты, которые стали себя объявлять тэнрекотами. Но, усилившись в ходе междоусобной войны, западный князь Чжичи напал на Хуханье и обратил его войско в бегство, захватив его ставку в Хангае.»50

«Положение Хуханье было тяжелым и один его соратник представил Хуханье план, убеждая его признать себя вассалом, явиться к императорскому двору и служить Хань (китайской империи), а за это просить у китайцев помощи, что дало бы возможность восстановить спокойствие среди хуннов. Хуханье стал обсуждать план с сановниками. Все сказали: «Нельзя этого делать. Обычаи хунну выше всего ставят гордость и силу, а ниже всего – исполнение повинностей. Хунну создают государство, сражаясь на коне, а поэтому пользуются влиянием и славой среди всех народов. Смерть в бою – удел сильного воина. Сейчас между братьями происходит борьба за власть в государстве, и если она не достанется старшему брату, то перейдет к младшему. Пусть один из них будет убит, влияние и слава сохранятся, а наши сыновья и внуки будут вечно главенствовать над всеми владениями. Как бы Хань ни был силен, он не состоянии завоевать и ассимилировать. Почему должны быть позабыты наши древние обычаи, оказывая почтению Китаю, и можно ли в нарушение древних обычаев служить династии Хань в качестве вассала, позорить имена умерших тэнрекотов и делая самих себя посмешищем в глазах других народов? Пусть даже воцарится спокойствие, но как мы будем главенствовать в будущем над всеми народами?!»

Соратник, предложивший план, возразил: «Это не так: и для могущества, и для слабости – свое время. Ныне династия Хань достигла расцвета, а поэтому все усуни (родственные племена) и все владения, в которых есть города, окруженные внешними и внутренними стенами, являются ее слугами; в то же время хунны, начиная с тэнрекота Цзюйдихоу, день ото дня слабели, не в силах отомстить за обиды, хотя и стремятся к этому, не имеют ни одного спокойного дня. Если мы станем служить Хань – обретем спокойствие и жизнь, не станем служить – подвергнем себя опасности и погибнем. Какой план может быть лучше предложенного мною?»51. Сановники еще долго спорили между собой. В конце концов, Хуханье последовал предложенному плану и повел народ на юг к укрепленной линии.

В 53 г. до н.э. Хуханье отправил своего сына в Китай, официально на службу, а на самом деле – в заложники. Так же поступил и Чжичи.

В 52 г. до н.э. тэнрекот приблизился к укрепленной линии округа Уань и выразил желание представиться императору в первой луне 3-го года. Император направил Хань Чана, воеводу, колесниц и конницы встретить тэнрекота, а также приказал семи округам, через которые должен был проезжать тэнрекот, выставить каждому по две тысячи всадников и построить их вдоль дороги.

«В первой луне тэнрекот представился во дворце Ганьцуань. Император Хань Сюань-ди милостиво удостоил его особым церемониалом, поставив выше правителей пожалованных владений. Во время представления он был назван вассалом, без упоминания имени. Ему пожаловали убор и пояс, верхнее и нижнее платье, золотую печать на зеленом шнуре, украшенный яшмой меч, лук, четыре комплекта стрел, десять алебард в чехлах, колесницу с сиденьем, седло и уздечку, 15 лошадей, 200 тысяч монет, 77 комплектов одежды, 8 тысяч кусков шелковых тканей с затканным и вышитым узором и т. д.»52 Через месяц Хуханье отпустили и поселили около крепости Шеусяньчен. Кроме подарков тэнрекот, китайские власти направили покорившимся хуннам изрядное количество проса и риса.

В 50 г. до н.э. в Китай приехал посол от Чжичи. Он был поставлен ниже посла Хуханье, а в 49 г. до н.э. окончательно выяснилось, что китайское правительство будет оказывать поддержку только Хуханье.

Народ разделился на две части, но в ставках обоих тэнрекотов было неблагополучно. Большая часть хуннов оказалась в подданстве Чжичи. Все желавшие покоя перебрались на юг к Хуханье и умножили его силы.

Учитывая, что Хуханье получает помощь хлебом, но может получить и войском, Чжичи не вернулся на восток. Он перенес свою ставку в Джунгарию. В 48 г. до н.э. Чжичи потребовал вернуть своего сына из Китая. Китайцы отпустили сына, а вместе с ним отправили посла. Посол был убит при невыясненных обстоятельствах в ставке Чжичи. Когда об этом узнали в Китае, решили готовиться к походу.

Опасаясь Хуханье и китайцев, Чжичи пошел походом против усуней в Восточном Тюркестане. По пути его застали пурга и морозы. Много людей замерзло. Только 3 тысячи хуннских воинов привел Чжичи в Среднюю Азию. Соединившись с кангюйскими племенами, он стал грабить усуней и совершать набеги на Ферганскую долину.

Награбленная добыча требовала места для хранения. В долине реки Талас Чжичи выстроил для себя и своего отряда крепость. Китайский двор негодовал и горел желанием наказать Чжичи. Один опальный офицер по имени Чэнь Тан, чтобы услужить и добиться реабилитации, воспользовавшись болезнью западного наместника, собрал огромное войско из китайцев и местных жителей. С этой армией он выступил в Среднюю Азию против Чжичи. Пройдя спокойно через территорию усуней, китай­ская армия совершила марш без всяких помех до Таласской долины. Началась осада крепости. После долгой осады китайцам все-таки удалось штурмом овладеть ею. Раненому Чжичи отрубили голову и отправили ее в Китай. После взятия крепости началась расправа и тысячи людей были обезглавлены. Китайцы не стали закрепляться в Средней Азии и вернулись в свои земли.

После гибели Чжичи Хуханье завладел всей территорией хуннов. В Хуннской державе, оставшейся под покровительством Китая, воцарился мир. Мирный договор, заключенный в 47 г. до н.э., гласил, что «дома Хань и Хунну равноправны».

Трагедия усуньского народа. В 64 г. до н.э. скончался вождь усуней, враг хуннов и верный союзник Китая – Унгюйми. Перед смертью он попытался укрепить свои позиции браком старшего сына Юань-Гюйми с китайской царевной и передать ему престол. Но в разгар сватовства Унгюйми умер, и старейшины возвели на престол, согласно прежнему условию, его племянника Ними.

Ними был сыном хуннской царевны, и хуннофилы, которых среди усуней было немало, возлагали на него большие надежды. Однако положение хуннов стало столь бедственным, что ориентироваться на них было бессмысленно. Ними принял титул Куян-ван (китайский титул «царь»), женился на китайской царевне Гяй-ю, которая родила ему сына, но между супругами не было согласия.

В 52 г. до н.э. в Усунь приехали послами китайские вельможи Вэй Хо-и и Жень Чан. Царевна договорилась с ними убить мужа. На пиру китайский ратник ударил Ними мечом, но промахнулся. Раненый князь успел вскочить на коня и ускакать. Старший сын Ними поднял народ против мачехи-изменницы и несколько месяцев толпы усуней осаждали дворец в городе Чигу, где жили царевна и китайское посольство. Только подкрепление, посланное наместником Западного края, вызволило их. Царевна вернулась в Китай с тремя детьми. Она получила земли, дворец, хорошее содержание. Скоро она умерла, но дело ее рук не погибло: распри продолжали раздирать Усунь. Усуни уже не были опасны для китайского господства в Западном крае. Так постепенно один из родственных народов хунн – усуни потеряли государственность и растворились среди других народов из-за своих междоусобиц, доносов, измен, предательских убийств и т. д., а их земли захватили китайцы.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь