Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Империя Хань после окончания затяжной войны



«Эпоха правления У-ди завершилась усиливающим кризисом экономики, истощением ресурсов, вызванным значительным расширением империи, и ожесточенной борьбой за власть между семью женами императора. В 88 году до н.э. покушение на императора провалилось, но то, что не удалось убийцам, через год сделала болезнь, и беспримерное правление У-ди завершилось. За три дня до смерти вышел императорский указ, объявлявший законным наследником его семилетнего сына и назначавший триумвират регентов. После смерти отца мальчик взошел на трон под именем Чжао-ди. И началась вокруг самого трона нескончаемая сеть интриг, заговоров и убийств целых сто лет, испытывая терпение Неба.

В 86 году до н.э. страну объехала специальная комиссия, которая должна была оценить тяготы жизни простых людей. Вслед за этим самые обездоленные слои получили помощь государства. В 81 году до н.э. восемьдесят видных ученых-конфуцианцев, назначенных провинциями, собрались в столице, чтобы доложить о нуждах страны и предложить средства исправления ситуации. Жаркие споры, разгоревшиеся на этом собрании, были увековечены в трактате, составленном несколько лет спустя и озаглавленном «Спор о соли и железе».

Название это отнюдь не исчерпывает содержания дискуссии, посколько словесные баталии развернулись по гораздо более широкому кругу вопросов, затронув не только проблему государственной монополии на производство соли и железа, но и философию, действия правительства, а так же экономическую и международную политику. Спор шел между сторонниками двух точек зрения, так называемыми «реформистами» и «модернистами». Обе стороны часто обращались, как это было принято в Китае, к историческим прецедентам: тени Чжоу-гуна и Щан Яна незримо присутствовали в дискуссиях. Если на Западе говорят, что все доказательства можно найти в Библии, а на Ближнем Востоке говорят, что все доказательства можно найти в Коране, то в Китае эту функцию выполняет история и мифы. Искать в истории ключ к истине – в этом состоит самая характерная черта миросозерцания китайцев. А исторические примеры имеют для китайцев большее значение, чем поучения мудрецов.

Обе стороны рассматривали мир как место действия извечного ритма пяти сил (первоэлементов или фаз), но если реформисты считали, что каждая последующая сила, приходящая на смену предыдущей, вырастает из нее, то модернисты были убеждены, что каждая сила побеждает предшественницу. Более жест­кий и свободный от идеализма модернистский подход нашел отражение в приверженности к легистким принципам управления, опирающимся на силу закона, на поощрение и наказание, а также в идее государственного управления экономикой, сочетавшего национализацию с поощрением торговли, производства и развития транспорта; в международной политике упор делался на активные действия против хунну. Таковы были взгляды правящих кругов, подвергавшиеся жесткой критике со стороны реформистов.

Реформисты утверждали, что моральные уроки и моральный пример важнее наказания и что законы несправедливы по отношению к людям и лишь способствуют росту преступности. Государственные монополии и государственное регулирование, которое, по утверждению модернистов, перераспределяли прибыли в пользу государства и способствовали стабилизации цен, на самом деле лишь приводили к появлению некачественных товаров и усиливали расслоение между богатыми и бедными – расточительство и роскошь одних соседствовали с нуждой других, причем это наблюдалось не только в столице. Реформисты сожалели об использовании трудовой повинности в промышленном производстве, поскольку, как и их предшественник Шан Ян, верили, что процветание Китая связано с сельским хозяйством, а не с промышленностью – именно такого мнения придерживался Цицерон во времена Римской республики. Что касается международной политики, то они утверждали, что расширение империи ослабило страну, не гарантировав безопасности. Реформисты и модернисты также спорили по поводу подготовки министров и государственных чиновников – модернисты во главу угла ставили практические потребности правительства, а не теорию, тогда как реформисты настаивали на повсеместном применении системы экзаменов с их упором на моральные качества, поскольку чиновничий аппарат был непомерно раздут и коррумпирован.

Жаркие споры не привели к немедленным результатам, но указали на перемены в политическом мышлении. Последующие годы были отмечены императорскими указами, реформистскими по своему характеру. Новое мышление находило опору и в неблагоприятных природных явлениях, посредством которых Небо реагировало на земные события. В 74 году до н.э. после подозрительной смерти императора Чжао-ди в возрасте двадцати двух лет и двадцатисемидневного правления внука одной из жен У-ди, который был низложен за незнание этикета, новый император Сюань-ди дал истолкование таким знамениям, как неурожай, землетрясение и резкая перемена климата. Они интерпретировались в императорских указах, как признак недовольства Неба жесткой политикой правительства. В этом случае снижались расходы двора, цены на соль и налоги.

В международной политике новое мышление привело к отказу от агрессии по отношению к варварам. Вместо этого возобладала идея расширения сельскохозяйственных колоний в захваченных западных и северных районах, также налаживания дружеских отношений с окружавшими Китай мелкими княжествами, чтобы они не искали союза с хуннами. В процессе этого перехода сформировался институт «дани», в котором выразилось отношение китайцев к иностранцам.

Считалось, что Сын Неба имеет дело с низшими по рангу, то есть вассалами. Их правители или послы знатного рода должны были являться к императорскому двору в день новогодней аудиенции, принести дары и, в свою очередь, получая подарки от императора. Вассалы также были обязаны присылать императору одного из юных князей в качестве заложника, который содержался при дворе за счет государства и воспитывался в духе уважения к китайской культуре.

Правление Сюань-ди знаменательно и вторым большим собранием ученых. С самого начала было признано, что для слаженной работы государственного аппарата и обеспечения спокойствия в стране, а также социального прогресса и экономического процветания жизненно необходим класс высокообразованных чиновников. Сословие образованных людей, из которых состояла администрация империи, были одновременно чиновниками, занимающимися практической деятельностью, и затворниками, сидевшими в своих тихих садах и беседовавшими с друзьями или практиковавшимися в таких искусствах, как каллиграфия, музыка, поэзия и литература, и поднявшими живопись от ремесла до высокого искусства. Нередко, пребывая под влиянием философских и религиозных воззрений, они отличались глубоким уважением к воспитанию интеллекта и духа, и о них говорят как о самом многочисленном сословии покровителей науки, искусства за всю историю человеческой цивилизации. 

 После указа императора У-ди от 136 года до н.э. о создании академии для изучения пяти классических произведений, когда пять канонов стали основой экзаменов на государственные должности, споры и дискуссии по поводу этих текстов не прекращались. Эти вопросы представляли не просто академический интерес, но имели важное практическое значение: в посланиях из прошлого содержались не только нормы и правила, определяющие поведение человека в быту, но и наставления правителям. Многочисленные дебаты завершились собранием, на которое по приглашению императора прибыли лучшие ученые со всей страны и которое состоялось в 51 году до н. э. в Павильоне каменного канала главного дворца. Больше двух лет они вели дискуссии и работали над различными вариантами текстов, прежде чем опубликовать официальные версии и интерпретации, которые с тех пор изучались в «Высшей Школе» и знание которых было обязательным для кандидатов на государственные должности, хотя альтернативные интерпретации не были запрещены. Обязательным требованием было знание истории и конфуцианской этики.

 Весь процесс сдачи экзаменов представлял собой строгий церемониал и, будучи чрезвычайно важен для карьеры и даже для возможности вступить в брак, вызывал массу эмоций. Так, в 1002 году, когда 14500 кандидатов собрались в столице для сдачи экзаменов и подавляющее большинство не прошли предварительный отбор, они направили свое негодование на директора экзаменационной комиссии: его критиковали в песенках, а вдоль дорог висели высмеивающие его плакаты. Через двести лет в одной из южных районов кандидаты на должности взбунтовались, ворвались в экзаменационный зал и бамбуковыми и деревянными палками жестоко избили принимавших экзамены чиновников. Страсти накалялись до такой степени, что давка возникала даже тогда, когда претенденты входили в зал и пытались найти себе место, причем людей могли затоптать насмерть. Экзамены проводились один раз в три года осенью и зимой, и каждый кандидат должен был доказать отсутствие преступников в роду и представить поручительства, доказывающие, что он безгрешен, не запятнан преступлением или непочтительным отношением к родителям. Кроме того, он не мог быть буддийским или даосским священнослужителем.

Древние верования настолько прочно укоренялись в китайском сознании, что новые законы основывались на классическом принципе инь-ян, а также представляли собой компромисс между философией конфуцианства и представлениями легистов. В соответствии с принципами инь-ян и теорией пяти первоэлементов законы были направлены на достижение гармонии с природой, частью которой является человеческое общество, и если преступления оставались ненаказанными, это вызывало природные катастрофы, такие, как наводнения и засухи. Поэтому в части наказаний китайский кодекс был очень жестким, причем наказания предусматривались за широкий круг проступков. От невнимательной проверки документов чиновником до предупреждения врага о готовящемся нападении.

Иногда преступление наказывалось штрафом или увольнением с должности, но в общем случае кодекс предусматривал пять видов наказания чиновников: от десяти до пятнадцати ударов легкой палкой, от шестидесяти до ста ударов тяжелой палкой, каторжные работы сроком до трех лет, пожизненная ссылка и смертная казнь путем отсечения головы или удушения.

Таким образом, поведение и действия чиновников, воспитанных на принципах конфуцианской этики, определяли все стороны жизни Китайской империи. Вне всякого сомнения, среди них было много высокомерных, коррумпированных, глупых, жадных, трусливых или просто некомпетентных, но не меньше честных, талантливых, разумных, мужественных и преданных своему делу. Именно благодаря последним правительство Китая служило верной опорой династии на протяжении многих веков, и его можно без преувеличения назвать одной из самых эффективных администрации той эпохи. Система экзаменов в течение тысячилетий усовершенствовалась и она сохранилась и действует в Китае по сегодняшний день.

 В 50 годах до н.э. преобладающей идеологией стали взгляды Дун Чжун-шу, а ее мистические и космологические аспекты привели к появлению так называемой апокрифической литературы. Эти работы, пользовавшиеся большой популярностью, отличали особый подход к классическим произведениям, и особенно к «Книге Перемен». Смесь старых неконфуцианских представлений, истории, мифологии, а также манипуляций с предметами и числами использовались для объяснения мира. В центре внимания оккультизма также находилось понятие времени, а взаимозависимость между Небом, Землей и Человеком требовала пристальных наблюдений за звездами, движением планет и их расположением по отношению к двадцати восьми созвездиям, за солнечными и лунными коронами, затмениями, кометами и метеоритами. Так появилась наука о катастрофах, предмет, который охватывал и небесные явления, и земные бедствия, такие, как наводнения, засухи и нашествия саранчи. 

В 49 году до н.э., когда на трон взошел император Юаньди, реформистские тенденции усилились. Сторонники этих взглядов утверждали, что виной роста преступности стали такие факторы, как непомерная суровость наказания, чрезмерные налоги и коррупция. Поэтому на протяжении следующих сорока лет были объявлены восемнадцать всеобщих амнистий, а жесткая легистическая политика несколько смягчилась: число судебных процессов сократилось, а наказания стали более мягкими. «Император ввел эти послабления тремя указами, объявил, что прислушался к предостережениям Неба и намерен восстановить равновесие, нарушенное его неверной политикой.»53 

Реформистам удалось значительно сократить государственные расходы, объявив о начале эры скромности. Были упразднены специальные ведомства, занимавшиеся предоставлением повозок и лошадей, принадлежащие государству, а также охраной некоторых парков и озер. Численность дворцовой стражи была сокращена, а чиновникам предписали сократить свои расходы. Экономия коснулась государственных приемов и транспорта, а игры, устраивавшиеся для развлечения знати, были отменены. Закрылись охотничьи домики, а также фабрики, снабжавшие дворцы шелковыми одеждами. Сократили Палаты музыки и упразднили 829 певцов и музыкантов, служившие во дворце.

В столице и провинциях насчитывалось 343 храма для поклонения предкам императора, что требовало 25 тысяч жертвоприношений ежегодно, а на обслуживании этих храмов было занято более 60 тысяч человек – стражников, жрецов, поваров, музыкантов, служителей, ухаживающих за жертвенными животными, и так далее. Императорский указ предписывал закрыть более двухсот храмов.

Другим неблагоприятным экономическим фактором были все возраставшие трудности сбора налогов. Чиновники нарушали законы, заставляя крестьян платить налоги вместо них. Более того, высшие сановники и министры становились крупными землевладельцами – в неурожайные годы они по дешевке скупали земельные наделы и использовали любую возможность, чтобы скрыть новые приобретения от сборщиков налогов. 

 Знать, чиновники и богатые торговцы сосредоточивали в своих руках все больше земли, обеспечивая себе экономические преимущества по отношению к крестьянству, что приносило вред правящей династии. Попытки справедливого распределения сводились на нет заинтересованными кругами. Землю обрабатывали наемные работники, которыми руководил либо собственник, живущий на доходы от своего поместья, либо, если владельцем был чиновник, занимающий государственный пост, арендатор, деливший прибыль пополам с владельцем.

Владение землей и прислугами являлось одним из аспектов роскошного образа жизни богачей. Они хвастались своим богатством – ездили в двухколесных колясках, носили дорогие халаты с длинными обшлагами и разноцветными тюрбанами, прогуливались по дорожкам парков и берегам озер в своих поместьях, где устраивались бега, соревнования лучников, игры в мяч и пикники. Гостей на роскошных пирах развлекали певцы, музыканты и танцоры, бродячие артисты, борцы, акробаты и фокусники.

Чтобы поставить заслон беспределу, были ужесточены законы к коррупционерам и взяточникам. Было создано цензурное управление. Инспекторы из столицы тщательно проверяли деятельность властей на местах, став «глазами и ушами» императора, который позволял тайным агентам искушать чиновников взятками, и приговаривал к смерти всякого, кто не устоял перед искушением.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь