Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концептуальные основы деятельности



Введение

 

Уровень развития общества на современном этапе характеризуется формированием «человека урбанистического». При этом ослабляется целостность взаимоотношения человека с окружающим миром, под влиянием которого происходит формирование «человека природного». Разрыв между «природным» и «урбанистическим» началами в человеке в наше время увеличивается и для преодоления данного противоречия необходимо, прежде всего, дать возможность каждому ребенку почувствовать свое единство с окружающим миром, не только в технологических процессах, но и в личностном плане.

 

Предполагаемая модель туристско – краеведческого лагеря «Детская Лесная Республика «Гамаюния» является круглогодичной, полевой психолого-педагогической лабораторией комплексного подхода к решению проблем становления личности.

 

Опыт организации лагеря и создание программы являются результатом коллективного труда педагогов Центра этнографии, краеведения и туризма Дворца творчества детей и молодежи г. Смоленска, представляющих детские творческие коллективы: «Фотографы – краеведы», «Юный краевед» туристско – краеведческого клуба «Гамаюн», «Научное общество учащихся», работа которых ведется по взаимосвязанным направлениям: экологическое, географическое, биологическое, геологическое, гидрологическое, историческое, военно – патриотическое, этнографическое, краеведческое.

 

Итог многолетней экспедиционной деятельности туристско – краеведческого клуба «Гамаюн» (образован 11 марта 1970 г.) – создание в 1987 году Детской Лесной Республики (ДЛР), особой природной территории, которая стала опорной точкой для проведения в июне 1988 г.

I полевого туристско – краеведческого лагеря «Детская Лесная Республика «Гамаюния».

 

Лагерь «ДЛР «Гамаюния» - это сообщество детей и взрослых, основой деятельности которого стало исследование, изучение и преобразование территории Детской Лесной Республики.

 

Учебно – методической базой для реализации программы лагеря является территория ДЛР (300 км2), с центром в д. Рибшево, Духовщинского района, Смоленской области. На правах автономии ДЛР с 1992 г. входит в состав Национального Парка «Смоленское Поозерье», природные условия которого отличаются высокой эстетичностью, имеют высокий

 

                                                     4

 

рекреационный потенциал, не имеют значительных изменений хозяйственной деятельностью.

Большое разнообразие природных условий сопровождается обилием своеобразных и редких природных, исторических комплексов. Наличие такой территории позволяет участникам лагеря проживать разнообразные ситуации, связанные с осмыслением отношений между человеком и природой, и отражением этих представлений в гранях культуры.

(см. приложение №8.1)

 

 


5

 


Учебная программа

«Мир природы и мир человека через русский народный календарь»

 

 


                  - темы конкретных занятий.


7

 



Этапы реализации программы

 

Название этапа Содержание деятельности Сроки реализации
Подготовительный - разработка положений и планов основных мероприятий программы;   - составление планов работы действующих групп в зависимости от специфики коллективов и направления работы руководителя;   - координационная работа с администрацией Национального Парка «Смоленское Поозерье»;   - привлечение общественных организаций, государственных структур и частных лиц для содействия в организационном и финансовом обеспечении лагеря;   - психолого – педагогические консультации для родителей;    - подготовка материально – технической базы проводится перед каждым полевым мероприятием
Осенний цикл: 1. Фольклорно – этнографический праздник «Золотая осень»      2. .Учебно – тренировочные походы выходного дня   3. Туристско – краеведческие сборы       - «Осень» в народном календаре; состояние природы;   - фенологические наблюдения;   - реконструкция русских народных               обрядов и традиций;   - конкурс осенних букетов;    - турград   - техника пешеходного туризма;    - обучение основам туристического быта;   - работа с компасом, картой;    - природные и исторические объекты маршрута, фото -, видеосъемка   - знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;   - формирование органов самоуправления;     - адаптация участников лагеря к природно – климатическим условиям;   - разведка, географическое изучение и освоение территории ДЛР;     - Школа юного туриста;   - творческая мастерская «Народные ремесла» (работа с берестой, лыком, деревом);     - конкурс стенгазет «Рибшевские новости»;   - лесной театр: праздник «Проводы Лешего», этнографический праздник «Черная курица»   (см. приложение №8.6; 8.7)       октябрь   октябрь     ноябрь (школьные каникулы) 8 – 10 дней  
Зимний цикл: 1. Фольклорно – этнографический праздник«Колядки»   2. Туристско – краеведческие сборы «Рождество в Рибшево»       3. Лыжная экспедиция «Сказки зимнего леса»   4. Учебно – тренировочные походы выходного дня     - «Зима» в народном календаре;   - Святочные посиделки;   - реконструкция зимних народных обрядов и традиций;   - игровая программа «Новогодний хоровод»;     - экскурсия в музей «Смоленские Украсы»;   - творческие встречи с родителями   - радиальные маршруты, видеосъемка природных ландшафтов;    - шефская помощь жителям д. Рибшево;   - поздравление местных жителей с зимними праздниками;    - этнографический праздник «Рождество Снегурочки»   - техника лыжного туризма;    - правила обустройства лагеря в зимнем лесу;   - изучение и описание ландшафтных особенностей территории ДЛР;   - фенологические наблюдения;     - изучение видового состава зимней фауны, следов на снегу, топографическая съемка;   - рождественский вечер: обряды, песни, подарки     - обучение техническим приемам и навыкам лыжного туризма;    - топография и ориентирование на местности;   - уход за снаряжением и его ремонт в походных условиях;   - практические наблюдения: лес зимой, следы на снегу, птицы       декабрь   январь (школьные каникулы) 8 – 10 дней   школьные каникулы, 10 дней   февраль
Весенний цикл: 1. Фольклорно – этнографический праздник «Масленица»     2. Туристско – краеведческие сборы «Здравствуй, Весна!»   3. Экспедиция «Речка в сказочном краю»   4. Туристско – краеведческие сборы     5. Слет туристско – краеведческого клуба «Гамаюн»     6. «Вахта памяти»     - «Весна» в народном календаре;    - проводы зимы; праздничное представление, реконструкция весенних народных обрядов и традиций;   - игровая программа «Штурм зимней крепости»;   - конкурс скульптур «Снежные Масленицы»     - фольклорно – этнографический праздник «Сороки»; реконструкция народного обряда;   - фенологические наблюдения;   - экологическая тропа «Путешествие под алыми парусами»;    - лесной театр: праздник «Проводы Снегурочки»   - техника водного туризма в весеннее половодье;    - байдарочное прохождение фрагмента древнего водного пути «Из варяг в греки»;    - комплексное экологическое    исследование р. Гобза   - с/х работы на приусадебном участке;    - оформление альпинария, клумб, цветников;   - исследовательско – натуралистическая работа;    - тропа именинников;   - фольклорно – этнографический праздник «Красная горка»;    - лесной театр; праздник «Встреча Лешего»   - игровой маршрут «Путешествие в страну Гамаюнию»;   - тропа посвящения   - благоустройство воинских захоронений;   - поздравление ветеранов с Днем Победы; митинг в Рибшево;   - военно – патриотический маршрут «Партизанскими тропами» (см. приложение №8.8; 8.9; 8.10)     февраль- март   март (школьные каникулы) 8 – 10 дней   апрель   май 8 – 10 дней     май   май  
Летний цикл: 1. Туристско – краеведческие сборы     2. Комплексная экспедиция «Вниз по речке Василевке в сказку озера Сапшо» (посвящен памяти Н.М.Пржевальского)     3. Конференция «Детская Лесная Республика - источник творческого вдохновения и созидательного преобразования»       - «Лето» в народном календаре;   - торжественное открытие летних               сборов;   - благоустройство территории лагеря, стоянок ДЛР;   - этнографические исследования д. Рибшево: история, топонимия;   - спортивные соревнования: полоса туристской техники, волейбол, футбол;   - работа творческих лабораторий по проблемным темам ;   - игровой познавательный фольклорно – этнографический маршрут «Сказки русского леса»;    - праздник «Троицкая березка»;    - праздник «Ивана Купала»;     - байдарочное прохождение маршрута;    - оценка экологического состояния   р. Василевка;   - сбор краеведческого материала;    - расчистка русла реки от завалов; - топографическая съемка объектов маршрута;   - описание створов реки;   - описание биологических сообществ;   - знакомство с археологическими объектами;   - радиальные выходы на оз. Лошамье, Зарайское, к Святому колодцу;   - экскурсии в музеи поселка Пржевальское;   - фото- и видеосъемка   - защита самостоятельных исследовательских работ;   - творческие отчеты участников программы;   - выставка «Я и Детская Лесная Республика»   (см. приложение №8.11; 8.12; 8.13;8.14)     июнь 14 - 21 день   июль 14 - 21 день   июль

 

Подведение итогов - обработка, анализ, систематизация материалов, накопленных в ходе реализации программы;   - оформление летописи, фотоальбомов, создание видеофильмов;   - представление исследовательских работ на городских и областных конференциях;   - выработка перспектив деятельности, внесение предложений по развитию программ лагеря;   - анализ личностных качеств участников и уровня развития коллектива     проводится после каждого полевого мероприятия

 


18

 



Ожидаемые результаты работы

 

 Реализация программы лагеря будет способствовать:

 

- созданию информационного банка научно – исследовательского краеведческого материала ДЛР;

 

- осознанному пониманию и сопричастности к историческому наследию;

 

- формированию социального опыта молодого человека, его гражданского становления;

 

- получение знаний и умений в организации своей жизни по принципу природосообразности;

 

- выработка положительной мотивации к общественному образу жизни;

 

- формированию умения жить в коллективе, самодисциплины, взаимовыручки;

 

- формированию навыков безопасного поведения на природе, работы в экспедициях и других туристско – краеведческих мероприятиях;

 

- адаптация к полевым и коллективным условиям жизни;

 

- улучшению физического и духовного состояния;

 

- созданию и обустройству стационарных стоянок для различных исследовательских программ ДЛР.

 


19

 


Приложение № 1.

 

Достигнутые результаты

 

В ходе реализации программы полевого туристско – краеведческого лагеря «Детская Лесная Республика «Гамаюния» в период с 1988 по 2017 годы достигнуты определенные результаты:

 

- собраны богатейшие коллекции этнографии, археологии и геологии, на основе собранного материала созданы музейные экспозиции; открыт этнографический музей «Смоленские Украсы», коллекция которого насчитывает более 2000 экспонатов;

 

- создан информационный банк данных по памятникам природы и истории ДЛР, включающий в себя более 250 объектов;

 

- в ходе археологической разведки открыто 40 археологических памятников, в числе которых 25 курганных групп и 7 городищ; под руководством ученого секретаря Института археологии РАН Шибинского С.С. проведены раскопки 8 курганов, в результате археологического поиска создана коллекция экспонатов, имеющая научное описание;

 

- по программе «Вахта Памяти» совместно с архангелогородским поисковым отрядом выявлены места боев героических подвигов солдат в годы Великой Отечественной войны, найдены и перезахоронены остатки 138 воинов РКК, павших на полях сражений в окрестностях д. Рибшево; благоустроены партизанские базы и братские могилы в лесной зоне ДЛР;

 

- создан архив ДЛР в виде дневниковых записей, отчетов (личных, технических, тематических), фото - , слайд - и видеотека;

 

- в 1989 году детский туристско – краеведческий клуб «Гамаюн» стал лауреатом премии комсомола Смоленщины имени Ю.А. Гагарина;

 

-  видеофильм «Сказание о «Гамаюнии» стал победителем Всероссийского конкурса «Благословляю вас, леса»;

 

- дипломы и грамоты за активное участие в международной акции «Марш Парков»;

 

- исследовательские работы участников программы по биологическому описанию ландшафтных территорий ДЛР награждены дипломами

 

20

 

Федеральной заочной экологической школы Центральной станции юных натуралистов (г. Москва);

 

- в программах ДЛР в разные годы принимали участие детские краеведческие отряды школ, училищ и других образовательных учреждений г. Смоленска, отряды из Москвы, Краснодара, Риги, Архангельска, Десногорска, Духовщины, Красного, Гагарина, п. Озерный;

 

- за 30 лет по программе лагеря проведено 360 туристско – краеведческих сборов общее количество участников которых 7500 человек; оборудовано 200 краеведческих, тематически оформленных стоянок.

 


                                                 21

 


Приложение № 2

Общие положения

 

1.1. Детская Лесная Республика – составная часть Детского Центра этнографии, краеведения и туризма и одна из основных форм его деятельности.

 

1.2. Детская Лесная Республика располагается на территории Духовщинского и Демидовского районов с центром в дер. Рибшево.

1.3. На территории Детской Лесной Республики детские отряды, группы коллективы имеют возможность осуществлять разнообразные виды деятельности с обучающими, воспитательными функциями, общественно- полезной направленностью, соответствующие целям и задачам Республики.

 

1.4. Детская Лесная Республика осуществляет свою деятельность в пределах оговоренных границ, не нарушая Устав Детской Лесной Республики и статус Национального Парка.

 

1.5. Детская Лесная Республика имеет собственную символику.

 

Их права и обязанности.

 

2.1. Членами ДЛР могут быть любые детские и молодежные коллективы, центры, объединения, клубы и иные организации, признающие Устав ДЛР и участвующие в реализации одной из программ.

 

2.2. Наряду с коллективным членством допускается и индивидуальное на тех же условиях (п. 2.1.)

 

2.3. Вступление в ДЛР осуществляется на основании заявления с указанием возможных видов деятельности на территории Республики.

 

2.4. Члены ДЛР имеют право:

 

- участвовать во всех мероприятиях ДЛР;

- обращаться в органы ДЛР за помощью в защите и реализации своих прав и интересов;

- пользоваться информацией и методической помощью Центра этнографии, краеведения и туризма;

- состоять в других организациях, если это не противоречит данному Уставу;

- прекращать членство в ДЛР в заявительном порядке.

 

2.5. Члены ДЛР обязаны:

 

- соблюдать Устав ДЛР;

                                           23

 

- выполнять законы ДЛР;

- предоставлять с соблюдением права авторства собранную информацию для формирования базы данных.

 

 

Условия деятельности.

 

4.1. Участие отрядов в деятельности ДЛР осуществляется на условиях самофинансирования и самообеспечения.

 

4.2. Допускаются иные формы финансирования, не запрещенные законодательством.


                                                24

 


Приложение № 3

 

Тематика деятельности экспедиционных групп – отрядов на территории полевого туристско – краеведческого лагеря «Детская Лесная Республика «Гамаюния».

 

1. Создание картографии ДЛР;

2. Создание общей краеведческой картотеки ДЛР (банка данных);

3. Топонимия ДЛР;

4. Гидрографические исследования на территории ДЛР;

5. Растительное богатство территории ДЛР. Картирование типов леса, их характеристика;

6. Проведение ландшафтного картографирования;

7. Создание картотеки ягодников, мест произрастания редких лекарственных растений, грибов;

8. Создание дендропарка (лесные посадки, обогащение фауны);

9. Создание альпинария (сад камней);

10. Создание картотеки уникальных гнездовий, бобровых плоти и других мест обитания животного мира. Научные наблюдения;

11. Проведение экологического дозора. Пробы воды, воздуха, почвы (лабораторный анализ);

12. Разработка и оборудование экологических троп и маршрутов;

13. Расчистка, разработка водных туристических маршрутов по малым рекам Смоленщины;

14. Выявление, паспортизация и оборудование родников;

15. Археологический комплекс ДЛР;

16. Создание коллекции «Диковинки Русского леса»;

17. Проведение занятий в творческих мастерских по возрождению народных традиций и ремесел Смоленского края.


25

 


Приложение № 4

 

Примерный распорядок дня летних туристско – краеведческих сборов

 

8.00 – подъем, зарядка, водные процедуры;

8.30 – Совет командиров и руководителей;

9.00 – завтрак;

9.30 – уборка территории лагеря;

10.00 – творческие лаборатории;

11.30 – практическая работа на краеведческом объекте;

13.00 – оздоровительная программа на озере;

14.00 – обед;

14.30 – отдых;

16.00 – полдник;

16.30 – практическая работа на краеведческом объекте;

18.00 – творческие лаборатории;

19.30 – ужин;

20.00 – спортивные, игровые программы;

21.00 – Совет командиров и руководителей;

22.00 – общий сбор, костер, вечерняя творческая программа;

23.30 – отбой.


27

 


Приложение № 6

Осеницы

 

Хороша наша Макошь – Земля!

А еще любит загадки она!

Вы, ребята, не скучайте

Дружно хором отвечайте!

 

(осеницы по очереди загадывают загадки)

 

1.Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я все терплю и всем добром плачу (земля)

 

2.Что всегда ходит,

А с места не сходит (солнце)

3.Есть на свете конь

Всему свету не сдержать (ветер)

 

4.Сто братьев в одну избушку

Собрались ночевать (колос)

 

5.Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что так губят?

За то, что любят! (хлеб, каравай)

 

Ведущий:

Матушка – Земля, посмотри сколько гостей сегодня у тебя!

30

 

Гости – то из далеких деревень собрались на твой праздник! Поздравить тебя хотят!

 

Представление деревень: название, приветствие, подарок, частушки, обряд похорон насекомых.

 

Макошь благодарит гостей, прощается и уходит с осеницами.

 

Игровая программа:

«Угадай песню», «Что за овощ», «Посадка и уборка урожая», «Бой мешками»

 

 

 

 

 

Смоленск

31

Приложение № 7

Сценарий праздника «Черная Курица

Ведущий 1:

- Здравствуйте, гости званые, гости званые да желанные! Рады вас встречать да сказками угощать в нашем тереме - в Трапезной.

 

Ведущий 2:

Пусть осень за окном сырая,

Пусть падают пушистые снежинки

Мы в Трапезной сегодня всех собрали

На праздник Черной Курицы – Кузьминки.

 

Ведущий 1:

- Праздник «Черная Курица» иначе называют Кузьминки. Название праздника происходит от имен Козьма и Демьян – по преданиям они были небесными кузнецами и очень почитались на Руси. В русской традиции святые Кузьма и Демьян «ковали» судьбу и брак, а осенью «ковали» ледяные мосты на реках.

 

Ведущий 2:

- Праздник «Кузьминки» считался девичьим; отмечали его широко и             разгульно: девушки готовили различные кушанья и приглашали парней. Одним из основных угощений была курятина: вареная, жареная, тушеная, печеная. Ради широкого праздника парням приходилось идти на «воровство»: по соседним дворам таскали кур. Но к кражам подобного рода крестьяне относились снисходительно – что с молодых взять. Отсюда и называние праздника - «курятник», «курячьи именины», «курячий праздник».

 

Ведущий 1:

- Козьму и Демьяна называли «куриными богами», покровителями домашней птицы. На этот праздник в каждом доме на столе стояла вкусно приготовленная курица – это была своего рода жертва богам Козьме и Демьяну.

 

Ведущий 2:

- Вот и мы с подружкой моей собрались приготовить ритуальную черную курицу в печке жаркой. Домовой вызывался нам помочь – дров принести, огонь в печи развести. ( все вместе зовут Домового)

Домовой, домовой!

Приходи к нам домой!

32

Нашу печку растопи

Тепло, радость принеси!

 

Домовой:

- Здравствуйте, хозяюшки! Здравствуйте, гости дорогие! Вовремя вы меня позвали, а то чуть угли в печке не проглядел. Тепло за печкой, тихо, приснул я немного. Давайте-ка печь топить и курочку – хохлаточку жарить – парить. (направляется к печке. раздается стук в дверь)

Кто там? Заходи!

(входит Кикимора и бегом к печке)

 

Кикимора:

- Здравствуй, Домовой! Здравствуйте, хозяюшки, красны девицы и добры молодцы!

 Ведущие:

- Здравствуй, Кикимора! Давно ты к нам не заглядывала!

 

 Домовой:

- Чего пришла?

 

Кикимора:

- Стосковалась я, соскучилась в лесу, на болоте. Одиноко мне там, боязно (плачет).

 

Домовой:

- Хватит сырость разводить. Сама виновата! Как ушла весной в лес по цветочки, так и осталась у Лешего до поздней осени. А я волнуюсь, переживаю, где ты да как? (махнул рукой и пошел к печке). Ой, а печка-то погасла! Все уголечки почернели, одни ледышки остались. Все из–за тебя, старая, принесла с собой холод осенний и сырость болотную, застудила печку – матушку. Что, решила всех нас холодом своим заморить?

 

Кикимора:

- Домовой, что ты! Я и не думала даже, если только само собой получилось, ты же знаешь - где я там и холод, там и зима, и вьюги, и морозы. Я не хотела!

 

 Домовой:

- Выгоню я тебя из дома, если будешь все в лед превращать. Говори, как нам теперь тепло в дом вернуть, как огонь в очаге развести, добыть искорку живого огня?

 

33

Кикимора:

- Знаю я слова заветные, которые помогут нам огонь добыть. (вспоминает). Домовой, только не выгоняй меня - кажется я их забыла. (плачет). 

 

Ведущие:

- А кто кроме тебя слова эти заветные знает?

 

Кикимора:

- К богам можно обратиться, к Сварогу, например – он бог огня небесного может нам молнию и метнет. Да вот только проблема одна – рассердился он на меня недавно, теперь даже слушать меня не захочет. Если только к младшенькому его сынку обратиться - к Иванушке – он завсегда готов людям добрым помочь.

 

Домовой:

- К Иванушке – дурачку, что ли?

 

Кикимора:

- Кому Иванушка - дурачок, а кому и Иван – Царевич!

 

Все хором:

- Говори скорее, как позвать его?

 

Кикимора:

- Это слово волшебное я точно помню; надо всем вместе, как можно громче крикнуть «Эва!!!». И появится тогда Иван – Царевич, и принесет он нам живой огонь. (все дружно кричат «Эва!!!». Появляется Иван с горящими углями).

  Иван – Царевич:

- Здравствуйте, девицы и молодцы! Слышал я что у вас беда стряслась - живой огонь в очаге умер. Дело это поправимое; принес я искорку жизни. Но необходимо слова заветные произнести, чтобы огонь прижился в вашем очаге:

 

Да будет он светел подобно Небу!

Да будет он прекрасен подобно Земле!

Да будет он чист как внутренность Неба!

Да отойдет от него в сторону зловредное слово!

Чтобы огонь ярче разгорелся надо всем вместе сказать:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Чтобы печка грела

34

 

(огонь разгорается)

  Иван – Царевич:

- Прими от меня, друг Домовой, подарочек! Подарок не простой, оберег священный – Куриный бог. Носи его на шее не снимай и тогда в твоем доме, в твоем очаге никогда не погаснет живой огонь. (гаснет свет, раздается грохот, взрывы. Через время свет появляется, а на столе сидит Черная Курица).

 

Все:

- Черная Курица!!! Откуда ты появилась?

Черная Курица:

- Отогрел меня огонь живой, вернул на свет из Подземного царства наших предков. Вижу вовремя я появилась, прямо на свои куриные именины. Что ж вы по углам попрятались? Поздравляйте меня, ведь я сегодня на празднике главная! (поздравления от палаток).

 

Черная Курица:

- Спасибо, порадовали вы меня. На радостях снесла яички я, не простые, а золотые. (появляются цыплята под песню «Цып, Цып, мои цыплятки»). Примите от меня и от деток моих праздничные угощения: всем по расписному яичку дарю. Яички не простые – поминальные да волшебные. Выведет вас яичко на чистую воду, покажет, кто чист душой, а кто обиду какую или даже злобу таит. (цыплята раздают яички).

Вижу, вижу! Много средь вас на душу нечистых! Придется мне вас очищать!

 

1 обряд очищения водой: конкурс с водой. Для проведения конкурса необходимо: два стола, на расстоянии друг от друга, емкость с водой, бутылки и кружки по количеству участников конкурса. Участники возле одного из столов набирают в рот воды, зачерпывая ее кружками из емкости, и бегут к другому столу, где стоят пустые бутылки. Наполняют водой каждый свою бутылку. Кто наполнит бутылку меньшим количеством воды за определенное время, тот проиграл, а значит, и не очистился. Тогда Курица сама очищает этого человека, брызгая его водой.

2 обряд очищения огнем: конкурс с огнем. Для конкурса необходимы спички. Каждый из участников должен обойти печь как можно больше раз с зажженной спичкой; главное, чтобы спичка не погасла. Кто не прошел обряд: приседать с горящей спичкой как можно большее количество раз.

 

35

3 обряд очищения словом: конкурс загадок и комплиментов.

 

1. Чего из избы не вытащишь? (печь)

 

2. Не выметешь, не выскребешь,

А время придет, он сам уйдет (дым)

 

3. Красный кочет дырку точит  (огонь)

 

4. Летом спит, зимой ест

Тепло, тепло, а крови нет        (печь)

 

5. Мать толста, дочь красна.

Сын кудреват, по поднебесью летает (печь, огонь, дым)

 

6. Отец еще не родился, а сын уже в лес ходит (огонь и дым)

 

7. Стоит столбом, горит огнем.

Ни жару, ни пару, ни угольев  (свеча)

 

8. Стоит девица в избе, а коса - на дворе (печь и дым)

 

9. Я сильнее всего и страшнее всего,

Все меня любят и все меня губят (огонь)

 

 

10. Харитонова жена под тыном шла.

Семьсот рубах нашла.

Ветер подул, все рубахи раздул (курица)

 

11. Не князь по породе, а ходит в короне (петух)

 

Кто не прошел обряд, тому задание – комплименты Черной Курице.

 

4 обряд завершающий (одновременно с водой, огнем, словом): братина с напитком пускается по кругу и каждый, кто отведал напиток из священной братины говорит добрые слова всем собравшимся в Трапезной на празднике.

 

(после всех обрядов раздается петушиный крик).

 

  Черная Курица:

- Зовут меня. Заждались свою курочку в царстве темном, царстве Подземном. Долг я свой выполнила, очистила ваши души, пора и восвояси

36

 

убираться. А вы не скучайте, печеной курочкой угощайтесь, наших предков поминайте! До свидания! (гаснет свет и курица исчезает)

 

Ведущие: Посмотри, а курица – то запеклась пока мы очищались! Праздник продолжается, пир горой начинается! (дружное поедание курицы).  

                                        

 

 

Смоленск

37

Приложение №8

Игровой блок

           (бой мешками с завязанными глазами, перетягивание каната, катание с гор)

Заключительная часть

Ведущая       День сегодня праздничный, прощальный, Масленица наша широкая проходит, все забавы с собой уводит. Но в каждой деревне есть своя Масленица – раскрасавица. Расступайся народ! Масленица в круг идет! 

 

                    (ведущая предлагает конкурсы для Маслениц). Вместе с ними выходит и Медведь (его выводит поводырь) и просится участвовать в конкурсах.

 

Конкурсы:

                    1. Назвать один из дней Масленицы, который предлагает ведущая (например, как правильно называли среду? Лакомка.)

                   2. Чей блин интереснее (задание дается заранее)

                   3. Вызвать как можно больше народа из своей деревни в хоровод («В хороводе были мы»)                                       муз.

 

Ведущая       Вот и закончилась масленичная неделя, подходит к концу Прощенное      воскресенье и наш праздник.

 

Хор                 Ты прощай-прощай, наша Масленица!

Ты прощай-прощай, наша широкая!

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.

Мы катались с горы от зори до зори.

А сегодня, в воскресенье, наше кончилось веселье.

Ты прощай-прощай, наша Масленица!

 

Ведущая Весна всегда приходит на смену зиме. И чтобы проводить Зиму в ее царство, чтобы она уступила место Весне, мы, по старинному русскому обычаю, бросим чучело Масленицу в костер. Это будет символизировать последний вздох Зимы.

                   (сжигают Масленицу)

 

                                                    42

Хор           Загорись, моя лучина,

Улетай, тоска-кручина.

Масленица, загорись,

Огненная, всколыхнись.

 

  Ведущая А чтобы Зима поскорее уходила, надо всем вместе, громко произнести такие слова:

 

      Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Чтобы все метели

К солнцу улетели.

Чтобы птички пели, травки зеленели.

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло

Все вместе

 

  Ведущая Пусть уходят с Зимой все наши невзгоды, печали, ненастья, все плохое, что было у нас в прошлом году. А для этого – бросайте в костер свои записочки.

 

Хор               

 Неудачи, слезы,

Пусть они сгорают,

К солнцу улетают.

 

В заключении поем туристические песни у костра и катаемся с горок.

 

 

Смоленск

43

Приложение №9

I часть

1 ведущийСолнце:

- Ребята! сегодня один из древнейших славянских праздников - «Сороки» - вторая закличка весны! (Кто мне напомнит, когда была первая закличка Весны?) Приходится он на 22 марта, на день весеннего равноденствия, когда день равен ночи!

В народе говорят: «На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается!»

Считалось, что на Сороки должны прилетать с юга 40 стай разных птиц, и первая из них – жаворонок. Их прилет обозначал, что Весна вступила в свои права. Давайте все вместе позовем жаворонков:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите.

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

(прилетает Жаворонок)

 

2 ведущий – Жаворонок:

- Здравствуйте, здравствуйте, ребятушки! Заскучал я по вам в жарких странах! Вы меня кликали? Значит весна уже на пороге, значит Сороки пора праздновать!

В этот день, в деревнях выпекали жаворонков и насаживали на шесты, выносили на улицу; птичек обычно съедали, а головы отдавали скотине, чтобы год был урожайным.

 По старому русскому обычаю выходили люди из дома, кланялись Земле-матушке, угощали ее, чтобы обеспечить будущий урожай. А какой же праздник без красавицы Весны? Давайте-ка дружно, все вместе, позовем Весну в гости:

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С малиной, смородиной,

Со всякой садовиной.

(участники становятся в круг, появляется Весна)

Девушки хором:

       Уж, вы Кулички – жаворонки

Солетайтеся, сокликайтеся.

Весна – красна, на чем пришла?

Весна:

На сошечке, на бороночке

На лошадиной головушке.

Девушки:

А еще на чем?

Весна:

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку,

На пшеничном зернышку, у-у!

Весна:

На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сороки святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:

Мороз, красный нос,

       Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся,

       Подобру – поздорову!

Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их посевных, весенних работах. А теперь, все вместе повторяем:

Мороз, красный нос,

       Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся,

       Подобру – поздорову

(бросают хлебные шарики)

Весна:

- Давайте все вместе поклонимся Земле-матушке и произнесем такие слова:

«Вот тебе, Матушка Земля, ржаного хлебца,

Чтобы не злилась на нас, а любила нас, защищала деток своих».

(слова произносятся хором, Весна угощает Землю хлебом)

45

Солнце:

        Люту зиму провожаем,

        Вас в деревню приглашаем

        Так же как и прошлый год

         Веселись, честной народ!

(Солнце, Весна, Жаворонок ведут ребят по деревне с музыкой, с припевками):

Жаворонки, жавороночки!

Принесите вы Весну – красну–у!

 

Жаворонки, жавороночки!

Унесите вы зиму холодну–у!

 

Подходят к дому с припевкой:

Жаворонки, жавороночки!

Принесите вы Весну – красну–у!

Жаворонки, жавороночки!

Унесите вы зиму холодну–у!

Мы с весной Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем,

Жаворонка Вам вручаем!

(поздравили, уходят)

 А дай бог тому, кто в этом дому.

 Ему рожь густа, рожь ужиниста.

 Ему с колоса осьмина,

 Из зерна ему коврига,

 Из полузерна пирог.

 Наделил бы вас бог

 И житьем, и бытьем, и богатством!

 

Праздничное шествие заканчивается развешиванием жаворонков на яблонях, рябинах, дубах. Часть кладут на землю, на проталинки).

 

                                                 46

 

II часть:

Праздничное чаепитие. Гадание по печеным жаворонкам. В птичек запекают:     

кольцо – к свадьбе,

монетку – к богатству;

уголек – к хорошему урожаю.

Тот, кому досталась монетка, считается на весь год счастливейшим человеком. Он носил ее с собой.

 

III часть:

Игровая программа:

Конкурс на лучшую Снегурочку (скульптурные композиции).

 

 

Смоленск

47

 

Приложение №10

Веснянка:

«Солнышко, солнышко,

Выгляни красное.

Из–за гор – горы!

Выгляни, солнышко,

До вешней поры!

Видело ль ты, солнышко,

Красную весну?

Встретило ли, Красное,

Ты свою сестру?

 

Так закликали весну и солнышко жаркое в стародавние времена. Мы с вами уже не один раз зазывали Весну – Красну: и на Масленицу, и на Сороки и сегодня на праздник, который у славян назывался «Красной горкой» или днем первых весенних ростков. А название праздника не простое – «красная» означает красивая, молодая, веселая, радостная; а «горка» по славянской мифологии являлась местом совершения обрядов священных. 

 

Травушка – Муравушка:

В этот день на холмах возжигались костры – огни в честь Даждьбога. Иначе праздник «Красная Горка» называется Радуница – поминовение душ умерших предков. Но это был не печальный ритуал, а радостное общение с душами родственников, возвещение им о наступившей весне. В теплые весенние дни в деревне собиралась молодежь и устраивала гулянья, игры, пляски, развлечения на «Красной горке».

 

Веснянка:

Уже в апреле поля начинают покрываться молодой травой - муравой и хозяева начинают выгонять скот на пастбища. По древним поверьям первый день пастьбы приходился на 23 апреля – день Егория вешнего или Юрьев день. Его называют добрым и заботливым хозяином полей и лугов. Он начинает весну, отмыкая землю, - выпускает травку зеленую, покровительствует мужику – хлеборобу и дает силу и мощь всходам. Так же

48

 

слывет Егорий в народе покровителем домашней скотины и хозяином волков и других хищных зверей. Засеем же и мы угодья наши житом в день праздничный, что бы урожай удался. Но прежде надо нам Землю – Матушку водой священной напоить, на все лето жажду утолить. Для этого нам надо духов колодца подарочками одарить, чтобы получить от них священную живую воду (раздает ленточки и конфетки).

(спускаются к Священному колодцу с чучелом соломенным и с песней: украшают дерево, набирают воду и возвращаются обратно).

 

Весна - Красна

Теплое летечко!

Люли - люли

Теплое летечко!

 

Весна - Красна

Что ты нам вынесла?

Люли- люли

Что ты нам вынесла?

 

Малым деточка

По конфеточкам

Люли - люли

По конфеточкам

 

Красным девушкам

По женишочку

Люли – люли

     По женишочку.

 

Травушка – Муравушка:

На тебе, Землица,

Живой водицы

На богатый урожай,

На большущий каравай.

(повторяют все вместе).

 

Напоили Землю – матушку, можно и жито сеять:

 

Юрий, в поле ходи,

Жито уроди:

Чисто, ядренисто,

Ядро - с ведро,

                                                49

 

Колосок - с пирожок.

Что бы с колосочка –

Была жита бочка;

С каждой колосинки –

Было с пол – осьминки.

будем жито жать,

Юрья вспоминать.

Будем венки вить,

Юрья хвалить!

 

(все вместе повторяют слова за Травушкой – Муравушкой; засевают поле пшеницей, рожью).

Веснянка:

 

С незапамятных времен дождь олицетворялся в народе с плодородием. Древний земледелец видел зависимость урожая от того – прольет ли дождь вовремя, напоит ли Землю – Кормилицу. Но дождь дождю рознь: один хлеб растит, другой «хлебогноем» прозывается. Во время бездождия был обычай – дождь закликать. При первом затемневшемся облачке выкрикивают заклички:

 

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке,

На людей по плошке,

А на лешего в бору –

Лей по целому ведру!

 

Лей, лей, дождь!

На нашу рожь

На гречку и пшеницу,

Овес и чечевицу,

А на ячмень – поливай весь день!

 

Если дождик и с самом деле брызнет на землю, то все на перегонки кидаются умываться струями «небесной водицы», так как закликанный дождь целебный, приносящий счастье.

 

Травушка – Муравушка:

Но бывает, и так – набегают облака, сгущаются в черные тучи, нависают над хлебородной нивой и град грозит повыбивать весь хлеб на

50

 

корню. Или приходит долгое ненастье с частыми дождями и ниву заливает.

В этом случае зазывали солнышко:

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Сядь на пенек –

Посвети весь денек!

 

Веснянка:

При первом проблеске солнца на холме собиралась молодежь с выбранной «хороводницей» во главе и приступала к выполнению завещанного стариной обряда. Хороводница выходила на середину круга и произносила заклинание:

 

«Здравствуй, красное солнышко!

Празднуй, ясное ведрышко!

Из–за гор – горы выкатывайся,

На светел мир воздивуйся,

По траве – мураве,

По цветикам, по лазоревым,

Подснежникам лучами – очами побегай,

Сердце девичье лаской согревай,

Добрым молодцам в душу загляни,

Дух из души вынь,

В ключ живой воды закинь.

От этого ключа ключи в руках у красной девицы, Зорьки–Заряницы.

Зоренька – ясынька гуляла,

Ключи потеряла.

Я девушка (имя), путем – дорожкой прошла,

Золот ключ нашла.

Кого хочу – того люблю

Кого сама знаю – тому и душу замыкаю!

 

Травушка – Муравушка:

 

А сейчас мы все вместе пойдем на игрищную поляну; будем костер разжигать – предков поминать, колесо с горы катать – солнце зазывать, в игры играть – себя развлекать!

(уводит всех на Банный причал).

 

 

51

 

Веснянка:

Предки наши в эти дни вспоминали умерших родственников, поминали их. Одним из любимых поминальных обрядов было катание яиц – общение с душами предков; считалось, что они предсказывали будущее.

(гадание по катанию яиц; в это время разжигается костер).

 

Травушка – Муравушка:

Разжигали костры на холмах – Красных Горках, разбирались по парам и прыгали, очищаясь огнем священным.

(ритуал очищения огнем)

Веснянка:

Эти дни с давних времен слывут на Руси свадебными. Играли, заигрывали ребята, а после по обычаю древнему обливали водой приглянувшуюся девушку. И у вас, ребята, есть такая возможность по - играться, по – заигрывать.

(набирают в пригоршни озерной воды и обливают девчонок).

Травушка – Муравушка:

После, уже сложившимися парами, играли в «Горелки».

Горелки (гори, гори ясно)

По считалке выбирают водящего — «горелку» («го­рящего»). Остальные играющие становятся парами друг за другом. Берутся за руки и поднимают их вверх, обра­зуя «ворота». Последняя пара проходит под «воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара, «Го­рящий» становится впереди, шагов на пять-шесть от первой пары, спиной к ним. Все играющие поют или приговаривают:

 

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло!                                                

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят!

 

 

 

 

                                                  52

 

При словах: «Глянь на небо...» — «горящий» должен обязательно посмотреть на небо, делая вид, что верит басенке про птичек. По окончании песенки участники последней пары разъединяют руки и тихо пробегают вдоль колонны: один слева, другой справа. Когда они почти поравняются с «горелкой», все хором кричат:

 

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

 

Двое играющих бегут вперед мимо «горящего», увер­тываясь от него, стараясь взять друг друга за руки. «Го­рящий» бежит за любым из них и старается запятнать прежде, чем они снова возьмутся за руки. С тем, кого «горелка» поймает (запятнает), он и становится в паре впереди всех играющих. А водит игрок, оставшийся один. Если же «горелка» ни кого не поймал, он снова «горит», т.е. ловит следующую пару.

Веснянка:

 

Весну мы покликали, Землю – Матушку напоили накормили, костры разводили, в игры веселые играли. Праздник наш к концу движется, пора бы нам колесо с горы катать – красно солнышко величать!

(поджигается колесо и спускается с горы; ребята все вместе кричат в след):

 

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Чтобы птички пели

Травки зеленели

Чтобы целый год

Стояло солнце у ворот!

 

Смоленск

                                                53 

Приложение № 11

Обряд очищения водой

Иван Марью

Звал на купальню.

Где Иван купался –

Берег колыхался.

Где Марья купалась –

Трава расстилалась.

Купался Иван

Да в воду упал.

 

Купала на Ивана!

Купался Иван -

В воду упал

Купался Денис –

На ветке повис.

Купался Евсей –

Доведется и всем!

 

гадание на купальских веночках:

Ой, на Ивана,

Ой, на Купала

Девушки гадали,

В воду быструю

Венки кидали.

- Скажи, водица,

Красной девице

Про жизнь молодую,

С кем век вековать?

Кого, реченька,

Любимым называть?

Долго ли жить,

По земле ходить?

Неси, речка, венок,

На другой бережок!

 

 

60

 

Как на Ивана Купала

Красное солнышко играло.

Пойдут девушки травку рвать,

Сестру с братом поминать:

Ой, где же та травица –

Что братец с сестрицей.

На братце – синий цвет,

На сестрице – желтый цвет.

Росой Заря – царица упала,

Сестру с братом венчала.

 

 

Смоленск


61

 


Приложение № 14

 

ДЕТСКАЯ ЛЕСНАЯ РЕСПУБЛИКА

Годовой план приема – проведения комплексных т/к сборов

Зимние сборы. Темы:

- Сказки зимнего леса

- Народный календарь

- Следопытская работа

- Зимнее посвящение

- Снежные городки, игры, снежные горки.

 

Мартовские Сороки. Темы:

- Народный календарь

- Весеннее равноденствие

- Фенологические наблюдения

- Весеннее посвящение

- Конкурс снежных скульптур

Майская Вахта памяти. Темы:

- Вахта памяти – благоустройство братских могил, проведение митинга

- Фенологические наблюдения

 

Майская программа учебных семинаров, теоретических и научно-практических занятий по следующим направлениям:

- Народная культура и духовность

- Туристско-краеведческая работа и экологическое воспитание

Июньская летняя программа. Темы:

- Творческий семинар по народной культуре:

- Славянская мифология и русские народные сказки

- Народный календарь. Летние праздники

- Прохождение маршрута «Сказки русского леса»

- Творческий семинар экологического просвещения и воспитания

 

Июльская программа.

- Водный маршрут «Вдоль по речке Василевке в сказку озера Сапшо»

 

Ноябрьские сборы. Темы:

- Народный календарь – Праздник Черной курицы, Проводы Лешего

- Осеннее посвящение

- Прохождение этапов Сказочного маршрута

- Фенологические наблюдения

62

 

Список литературы

 

 

1. Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: РУСИЧ, 1995.

 

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. // Сост., вступ. ст. и прим. А. Ф. Некрыловой. – М.: ПРАВДА, 1989.

 

3. Модели профильных туристских лагерей. Народное образование №5. – М., 1999.

 

4. Науменко Г.М. Народные праздники. – М.: Центрполиграф, 2001.

 

5. Науменко Г.М. Русские, народные детские песни и сказки с напевами. – М.: Центрполиграф, 2001.

 

6. Научные исследования в Национальном парке «Смоленское Поозерье». // под ред. С.М. Волкова. – М.: НИА Природа, 2003.

 

7. Организация летнего отдыха. Народное образование №3. – М., 2003.

 

8. Порядок проведения профильных лагерей. Приказ Минобразования России №2688 от 13.07.2001.

 

9. Энциклопедический словарь. Славянская мифология. – М.: Эллислак, 1995.

 

 

Введение

 

Уровень развития общества на современном этапе характеризуется формированием «человека урбанистического». При этом ослабляется целостность взаимоотношения человека с окружающим миром, под влиянием которого происходит формирование «человека природного». Разрыв между «природным» и «урбанистическим» началами в человеке в наше время увеличивается и для преодоления данного противоречия необходимо, прежде всего, дать возможность каждому ребенку почувствовать свое единство с окружающим миром, не только в технологических процессах, но и в личностном плане.

 

Предполагаемая модель туристско – краеведческого лагеря «Детская Лесная Республика «Гамаюния» является круглогодичной, полевой психолого-педагогической лабораторией комплексного подхода к решению проблем становления личности.

 

Опыт организации лагеря и создание программы являются результатом коллективного труда педагогов Центра этнографии, краеведения и туризма Дворца творчества детей и молодежи г. Смоленска, представляющих детские творческие коллективы: «Фотографы – краеведы», «Юный краевед» туристско – краеведческого клуба «Гамаюн», «Научное общество учащихся», работа которых ведется по взаимосвязанным направлениям: экологическое, географическое, биологическое, геологическое, гидрологическое, историческое, военно – патриотическое, этнографическое, краеведческое.

 

Итог многолетней экспедиционной деятельности туристско – краеведческого клуба «Гамаюн» (образован 11 марта 1970 г.) – создание в 1987 году Детской Лесной Республики (ДЛР), особой природной территории, которая стала опорной точкой для проведения в июне 1988 г.

I полевого туристско – краеведческого лагеря «Детская Лесная Республика «Гамаюния».

 

Лагерь «ДЛР «Гамаюния» - это сообщество детей и взрослых, основой деятельности которого стало исследование, изучение и преобразование территории Детской Лесной Республики.

 

Учебно – методической базой для реализации программы лагеря является территория ДЛР (300 км2), с центром в д. Рибшево, Духовщинского района, Смоленской области. На правах автономии ДЛР с 1992 г. входит в состав Национального Парка «Смоленское Поозерье», природные условия которого отличаются высокой эстетичностью, имеют высокий

 

                                                     4

 

рекреационный потенциал, не имеют значительных изменений хозяйственной деятельностью.

Большое разнообразие природных условий сопровождается обилием своеобразных и редких природных, исторических комплексов. Наличие такой территории позволяет участникам лагеря проживать разнообразные ситуации, связанные с осмыслением отношений между человеком и природой, и отражением этих представлений в гранях культуры.

(см. приложение №8.1)

 

 


5

 


Концептуальные основы деятельности

 

Цель: всестороннее образование, воспитание и развитие личности

 

Задачи:

 

1. Способствовать формированию гармоничного, интеллектуального и физического развития личности;

2. Формировать экологическое мышление;

3.  Научить бережному отношению к природе;

4.  Формировать гражданские качества, воспитывать патриотизм;

5.  Пробуждать интерес к культуре, историческому прошлому родного края;

6.  Формировать национальное самосознание;

7. Создавать условия для формирования чувства коллективизма с обеспечением индивидуального развития личности;

8.  Формировать знания и умения исследовательской деятельности.

 

Принципы деятельности лагеря:

 

1. Возможность совместной коллективной и индивидуальной деятельности детей и взрослых, нацеленной на достижение конкретного результата;

2.  Малонаселенность территории (удаление от городской цивилизации, наличие разнообразных природных ландшафтов);

3.    Круглогодичность и многолетняя преемственность;

4.   Максимальная психологическая защита каждого ребенка;

5.   Принцип игры и романтики;

6.   Линейность развития программы на протяжении нескольких сезонов;

7.   Комплектование коллектива на основе разновозрастности;

8.   Добровольность принятия на себя необходимых обязанностей;

9.   Развитие взаимоотношений ребят и педагогов на основе сотрудничества и разумной опеки (через систему работы Совета командиров и руководителей);

10.   Наличие Устава, собственной символики ДЛР

  (см. приложение №8.2).

 


6

 

3. Схема образовательного процесса в туристско – краеведческом лагере «Детская Лесная Республика «Гамаюния»

 

                          Цель: становление личности

         
   

 

 


                         задачи                             задачи                                    

Географо – краеведческое направление
Историко – краеведческое        направление                            
             

Историк                          Психолого –                         географо

                                                   педагогическое

                                                               направление

                                                                

 

                                                                                   

                                                                                                       

 

                 основа –                                                                      основа -

          исторический                                                                календарь

     народный календарь                                                          природы

 

 





Учебная программа

«Мир природы и мир человека через русский народный календарь»

 

 


                  - темы конкретных занятий.


7

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.846 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь