Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы типологизации культур. Исторические типы культуры



Типология культуры — классификация культур по каким-либо основаниям, общим признакам.

Точка зрения о существовании определенных и самостоятельных «культурно-исторических типов» впервые была сформулирована русским мыслителем XIX в. Н.Я.Данилевским, однако широкое распространение типологические представления о культуре получили лишь в XX в. Проблема типологии и периодизации культуры чрезвычайно сложна. У нее не только нет однозначного решения, но нет и согласия в исходных основаниях и подходах. Существуют три основных принципа выделения различий культур:

 

1)географический — локализация культур в географическом пространстве;

2)хронологический — выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени;

3)национальный — изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития.

Русский социолог и естествоиспытатель Н. Я. Данилевский (1822 — 1885) в своей работе «Россия и Европа» (1869), выделив критерий особой «почвы» культуры, одним из первых дал историческую типологию культуры. По его мнению, в общем потоке мировой культуры выделяются некоторые образования, представляющие собой замкнутые виды с целым набором признаков — от этнографических до географических, а ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Н.Я.Данилевский определил десять самобытных типов мировых культур (греческая; римская; индийская; иранская; германо-романская и др.), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. При этом качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом он считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе.

Типология культур, предложенная немецким философом и теоретиком культуры Освальдом Шпенглером (1810 — 1936), заключается в том, что существуют различные типы культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. В своей знаменитой работе «Закат Европы» О. Шпенглер выделяет восемь равноценных по зрелости культур, охватывающих основные части планеты: египетская, индийская, вавилонская, китайская, аполлоновская (античная), магическая (арабская), культура майя, фаустовская (западноевропейская) культуры. О. Шпенглер с глубиной и блеском демонстрирует нам уникальность каждой из культур, находящейся в центре его внимания. Каждому культурному «организму», по мнению О. Шпенглера, заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок, в пределах которого он проживает одни и те же стадии — зарождение, расцвет и упадок, но каждый по-своему.

 

Исторические типы культуры – это сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Каждый культурно-исторический тип обладает специфическими качествами и характеристиками.

1. Первобытная культура – самая длительная в истории человечества. Сохраняется в некоторых районах земного шара до сих пор. Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм – недиффиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая вследствие их слабого развития. Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. Первобытная культура была магической, жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов, которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие.

2. Античная культура – возникает с образованием греческих полисов – городов-государств на землях Греции и Малой Азии в нач. I тыс. до н.э. завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э. Античная культура так же находилась под сильным влиянием мифологии, но обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. Миф становится почвой для развития искусства литературы, философии. Они становятся основными сферами развития греческой культуры. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к вопросам политики и права. Римская культура заложила основу всего европейского правосознания.

3. Средневековая культура условно ее рамками считается период с 5 по 15 вв. В формировании средневековой культуры приняли участие три силы 1. традиции дряхлеющей греко-римской культуры. 2. дух варварства. 3. Христианство, которое оказало особенно сильное влияние на развитие культуры Европы. Эти три начала существовали в истории средневековой европейской культуры, взаимодействуя и борясь между собой. Отличительной чертой средневековой культуры были иррационализм и мистика. Средневековой культуре очень свойственен символизм, тайный символический смысл придавался многим вещам и словам. Аскетизм. Провиденциализм, предопределение. Влияние церкви на все стороны жизни общества.

4. Культура Возрождения. – первые признаки появились уже в конце 13 в., расцвета достигло в 15-16. Термин Возрождение возникает в середине XIX в. В него вкладывался не только смысл восстановления античной культуры, но и рождения Новой культуры. Подражание античности было стимулом к самообновлению. Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в искусстве: Джотто, Донателло, Боттичелли. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Главное стремление художника – это возрождение духовно-телесной гармонии. Характерной чертой эпохи Возрождения был гуманизм. Гуманисты полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением или богатством, а, прежде всего, гуманистической «ученостью». Антиклерикализм. Представления о равенстве всех людей. Реформация. Появление протестантского направления в христианстве. Утилитаризм и практицизм.

5. Новое время – 17 до нач. 20 вв. Эпоха Возрождения и Реформации заложили основы новой культуры. Дух капитализма. Новая этика мирского призвания. Интерес к миру. Развитие торговли, промышленности. Высокий авторитет знания. Новое естество знание. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века). Художественные стили в искусстве: барокко, рококо, романтизм, импрессионизм, модерн. Подъем национальных культур, что стало базой для развития общеевропейской культуры. Контакт и взаимодействие культур.

6. Культура XX-XXI вв. Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма. Динамичность, быстрая смена условий жизни. Научно-техническая революция и ее последствия. Компьютеризация и переход к новому типу общества – «информационному». В искусстве – модернизм и постмодернизм. Массовая культура и потребительское общество. Глобальные проблемы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь