Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Причинно-следственные связи.



Являясь грамматической категорией наклонения, с помощью глагола в условном наклоениии выстраиватся синтаксические конструкции условных периодов [подр. см.: Лекция . Обстоятельственные синтаксические отношения. §6. Обстоятельство условия. УСЛОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ КНИГА]. Благодаря такой конструкции появляется КП, с помощью которого выстраиваются причинно-седственные связи.

 

εἰ γὰρ σύμφυτοι γεγόναμεν τῷ ὁμοιώματι τοῦ θανάτου αὐτοῦ, / ἀλλὰ καὶ τῆς ἀναστάσεως

ἐσόμεθα· < … > εἰ δὲ ἀπεθάνομεν σὺν Χριστῷ, πιστεύομεν ὅτι καὶ συζήσομεν

αὐτῷ· < … >

Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем

сращены и подобием воскресения < … > Если же мы умерли со Христом, то верим, что

и жить

будем с Ним … [Рим 6 : 5 – 8].

 

προϊδοῦσα δὲ ἡ γραφὴ ὅτι ἐκ πίστεως δικαιοῖ τὰ ἔθνη ὁ θεὸς προευηγγελίσατο τῷ Ἀβραὰμ

ὅτι Ἐνευλογηθήσονται ἐν σοὶ πάντα τὰ ἔθνη. ὥστε οἱ ἐκ πίστεως εὐλογοῦνται σὺν τῷ πιστῷ

Ἀβραάμ. ὅσοι γὰρ ἐξ ἔργων νόμου εἰσὶν ὑπὸ κατάραν εἰσίν· γέγραπται γὰρ ὅτι Ἐπικατάρατος

πᾶς ὃς οὐκ ἐμμένει πᾶσιν τοῖς γεγραμμένοις ἐν τῷ βιβλίῳ τοῦ νόμου τοῦ ποιῆσαι αὐτά. ὅτι δὲ

ἐν νόμῳ οὐδεὶς δικαιοῦται παρὰ τῷ θεῷ δῆλον, ὅτι Ὁ δίκαιος ἐκ πίστεως ζήσεται

И Писание, провидя, что Бог по вере оправдает язычников, заранее блговествовало

Аврааму: «Благословятся в тебе все народы». Так что те, которые от веры,

благословятся с верным Авраамом. А все, которые от дел закона, находятся под

проклятием, потому что написано: «Проклят всякий, кто не держится всего

написанного в Книге Закона, чтобы испольнить все» [Гал 3: 8 -11];

 

 

εἰ γὰρ ἐδόθη νόμος ὁ δυνάμενος ζῳοποιῆσαι, ὄντως ἐκ νόμου ἂν ἦν ἡ δικαιοσύνη. ἀλλὰ

 συνέκλεισεν ἡ γραφὴ τὰ πάντα ὑπὸ ἁμαρτίαν ἵνα ἡ ἐπαγγελία ἐκ πίστεως Ἰησοῦ Χριστοῦ δοθῇ

τοῖς πιστεύουσιν

Ведь если бы дан был Закон, способный животворить, то праведность была бы

действительно от Закона, но Писание подвело все под грех, чтобы обещанное дано

было верой в Иисуса Христа верующим [Гал 3: 21 - 22]

 

Ἐγὼ γάρ εἰμι ὁ ἐλάχιστος τῶν ἀποστόλων, ὃς οὐκ εἰμὶ ἱκανὸς καλεῖσθαι ἀπόστολος, διότι

ἐδίωξα τὴν ἐκκλησίαν τοῦ θεοῦ

Ведь я – наименьший из апостолов, я, который недостоин называться апостолом,

потому что гнал церковь Бога [1 Кор 15:9].

 

§3. Паралельное развертывание смысловых единств.

При параллельной связи используются приемы, в основе которых лежит то или иное сопоставление понятий. Параллелизм может быть связан как с лексико-семантическим, так и синтаксическим повтором. Рассмотрим конструктивные приемы параллельного развертывания.

3.1. Параллелизм.

Параллелизм (как конструктивный прием, а не стилистическая фигура перемещения) – один из самых распространенных приемов, характеризующийся яркой структурой и лексической соотнесенностью элементов

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней з

асвидетельствованы древние.

Верой познаем, что веки устроены словом Бога, так что из невидимого произошло

видимое.

Верой Авель принес Богу жертву лучшую, чем Каин. Ею получил свидетельство, что он

праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его. Ею он после смерти говори еще.

Верой Енох переселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому что Бог

переселил его …

Верой Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил

ковчег для спасения дома своего …

Верой Авраам повиновался познанию идти в страну, которую имел получить в наследие,

и пошел, не зная, куда идет … [Евр 11: 1 - 8].

2.2. Разделение.

В основе коммуникативного приема разделения лежит логическая операция деления понятия. Прием разделения особенно характерен для научных и деловых текстов в современном книжном дискурсе, однако имеет место и в текстах Священного Писания, в речевых жанрах наставления; например:

 

Иное (семя) упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в

шестьдесят, иное же в тридцать [Мф 13:8];

 

Ведь я не стыжусь благовестия, потому что оно есть сила Бога ко спасению каждому

верующему: как Иудею, во-первых, так и Еллину [во-вторых] [Рим 1:16];

 

И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами; во-вторых, пророками; в-третьих,

учителями; затем , чудеса; затем, дарование исцелений, оказание помощи; управление;

разные языки [1Кор 12:28];

 

И Сам Он поставил: кого апостолами, кого пророками, кого благовестниками, кого

пастырями и учителями [Ефс 4:11]

 

Особую значемость в данном КП приобретает логико-смысловая соотнесенность предложений логических единств:

Ведь кому через Духа дается слово мудрости;

кому-то – слово знания, в согласии с тем же Духом;

иному вера в том же Духе; другому же – дарования исцелений в едином Духе;

другому же – различение духов; иному – разные языки;

другому же – толкование языков [1Кор 12:8-9];

 

3.2. Охват, или прием рамки.

Охват, или прием рамки основан на параллелизме, лексико-синтаксической однотипности конструкции начала и конца лексического единства. При этом рамочная конструкция может быть и специальным средством оформления абзаца и общим композиционным приемом, маркирующим сверхфразовое единство (СФЕ):

 

Ибо, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее.

Кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее.

Ибо какая выгода человеку весь мир приобрести и повредить душе своей?

Ибо что даст человек в обмен за душу свою? [Мк 8:35-37].

 

Какая польза , братья мои,

если кто говорит, что имеет веру, дел же не имеет?

Может ли такая вера спаси его?

Если брат или сестра раздеты и лишены дневного пропитания

и скажет кто-то из вас: идите с миром, грейтесь и питайтесь,

но не даст им необходимого для тела.

Какая польза ? [Иак 2:14-16];

 

Что скажем? Закон – грех? Отнюдь нет.

Но я познал грех не иначе, как через Закон.

Ведь я и влечения не познал бы, если бы Закон не говорил: «Не пожелай … !»

Но найдя предлог, грех через заповедь произвел во мне разные пожелания;

ведь без Закона грех мертв. Я некогда жил без закона, но когда пришла заповедь,

грех ожил, а я умер, и заповедь к жизни она-то стала мне к смерти.

Ведь грех, найдя предлог, обманул меня через заповедь и убил через нее.

Потому что Закон свят, и заповедь свята, и праведна и добра [Рим 7:7-12].

 

Рамочное оформление СФЕ как конструктивный прием особнно хорошо сочетается с многими другими КП.

3.3. Прием контраста.

Конструктивный прием контраста основан на противопоставлении двух явлений, фактов, событий и т.п. Контраст может быть нерасчлененным и расчлененным:

 

οἵτινες τὸ δικαίωμα τοῦ θεοῦ ἐπιγνόντες, ὅτι οἱ τὰ τοιαῦτα πράσσοντες ἄξιοι θανάτου εἰσίν, οὐ

μόνον αὐτὰ ποιοῦσιν ἀλλὰ καὶ συνευδοκοῦσιν τοῖς πράσσουσιν

Они, познав праведность Бога, что делающие такое достойны смерти, не только

делают , но и делающих одобряют [Рим 1:32] – градация противопоставление нагнетание

 

μηδεὶς τὸ ἑαυτοῦ ζητείτω ἀλλὰ τὸ τοῦ ἑτέρου

Никто да не ищет своей пользы но пользы другого [1 Кор 10:24];

 

Κἀγώ, ἀδελφοί, οὐκ ἠδυνήθην λαλῆσαι ὑμῖν ὡς πνευματικοῖς

                                                            ἀλλ ’ ὡς σαρκίνοις, ὡς νηπίοις ἐν Χριστῷ

И я, братья, не мог говорить с вами, как с духовными,

                                                       но как с плотскими, как с младенцами во Христе

[1Кор 3:1-2];

 

Ἐγὼ γάρ εἰμι ὁ ἐλάχιστος τῶν ἀποστόλων, ὃς οὐκ εἰμὶ ἱκανὸς καλεῖσθαι ἀπόστολος, διότι

ἐδίωξα τὴν ἐκκλησίαν τοῦ θεοῦ· 10 χάριτι δὲ θεοῦ εἰμι ὅ εἰμι, καὶ ἡ χάρις αὐτοῦ ἡ εἰς ἐμὲ οὐ

κενὴ ἐγενήθη, ἀλλὰ περισσότερον αὐτῶν πάντων ἐκοπίασα, οὐκ ἐγὼ δὲ ἀλλὰ ἡ χάρις τοῦ θεοῦ

[ἡ] σὺν ἐμοί

Ведь я – наименьший из апостолов, я, который недостоин называться апостолом,

потому что гнал церковь Бога. Но благодатью Бога я есть тот, кто есть, и благодать

Его во мне не оказалась тщетной, но я больше всех потрудился, впрочем не я, но

благодать Бога со мной [1 Кор 15:9 - 10].

Расчлененный контраст

Вот ,ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и

знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, учась из закона, и уверен в себе, что ты

путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставик невежд, учитель

младенцев, имеющий в законе [Рим 2:17 - 23].

 

Расчленение происходит за счет вопроса.

 

Καυχάσθω δὲ ὁ ἀδελφὸς ὁ ταπεινὸς ἐν τῷ ὕψει αὐτοῦ,

ὁ δὲ πλούσιος ἐν τῇ ταπεινώσει αὐτοῦ,

ὅτι ὡς ἄνθος χόρτου παρελεύσεται

Брат униженный да хвалится высотою своей,богатый  же – унижением своим, потому

что, как как цвет на траве пройдет он [Иак 1:9-10].

 

Противопоставление в КП может быть выражен без противительных союзов; например:

 

οἱ πάντες γὰρ τὰ ἑαυτῶν ζητοῦσιν, οὐ τὰ Ἰησοῦ Χριστοῦ

Ибо все ищут своего, не того, что принадлежит Христу [Флп 2:21]

 

Со всех сторон мы угнетаемы, но нам не тесно;

мы в недоумении, но не в отчаянии;

гонимы, но не оставлены;

низвергаемы, но не гибнем [2Кор 4:8-9]

3.4. Концессия.

Концессияконструктивный прием, основанный на логике «возврата аргумента»: субъект речи как бы соглашается со своим оппонентом, принимает его доводы, но затем неожиданно наносит удар этим же аргументом, превращая последний в контраргумент [Bullinger 1991, p. 970 - 971]; например:

 

σὺ πιστεύεις ὅτι εἷς θεός ἐστιν;

καλῶς ποιεῖς· καὶ τὰ δαιμόνια πιστεύουσιν καὶ φρίσσουσιν.

Ты веришь, что Бог Един?

- Хорошо делаешь. И бесы верят и трепещат [Иак 2: 19 - 20]

Ведь обрезание – это мы, Духом Божьим служащие и хвалящиеся Христом Иисусом и на

плоть не полагающиеся, хотя я имею основание полагаться и на плоть. Если кто другой

думает полагаться на плоть, то скорее – я. Обрезанный в восьмой день, из рода

Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по Закону фарисей, по ревности

гонитель Церкви, по праведности законной - безупречный  [Флп 3:4].

Гал 2:17 – 18

Деян 26:27

3.5. Напряжение (утрирование).

Напряжение – коммуникативный прием группировки компонентов высказывания в нарастающей последовательности

Ведь вы терпите, если кто превозносится над вами, если кто объедает, если кто

обирает, если кто порабощает, если кто бъет вас в лицо [2 Кор 11: 20 – 23]

 

Для гротеска?

2 Кор

3.6. Прием дилеммы.

Прием дилеммы – это конструктивный прием, организующий альтернативное противопоставление по типу напряжения; например:

 

[]

[]

[]

 

Таким образом, последовательные (цепные) и параллельные связи между элементами высказывания реализуются рядом основных конструктивных приемов и их разновидностей, а сама структура логических единств оказывается более или менее усложненной и выразительной.

Данилевская 2003 – Данилевская Н.В. Конструктивный прием // - С. 175 – 179.

Задания и вопросы по темам лекции.

1. Дайте определение понятия «конструктивный прием».

2. Чем конструктивный прием отличается от стилистической фигуры?

3. Какие бывают развертывания смысловых (СЕ), или логических единств (ЛЕ)?

4. Приведите пример КП простого перечисления.

5. Приведите пример КП логического следования.

6. Приведите пример КП вопросно-ответного хода.

7. Приведите любой один КП параллельного развертывания смысловых единств (СЕ).

 

Лекция . Общая характеристика жанров НЗ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь