Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лингвистическая теория речевых жанров: первичные и вторичные жанры.



Понятие «речевые жанры» активно разрабатывалось и продолжает разрабатываться в настоящее время учеными [Бахтин, 2000; Федосюк 1993, 1996, 1997, Седов 2004 и др.]. Впервые проблему речевых жанров поставил философ и филолог XX века М.М. Бахтин. Под понятием речевой жанр ученый подразумевал «относительно устойчивые типы высказываний, выработанные сферой использования языка для определенной сферы общения, соединяющие в себе тематическое содержание, стиль и композиционное построение» [Бахтин 2000, стр. 249]. Речевой жанр Бахтин считал категорией, которая позволяет связывать социальную реальность с языковой, полагая, что «жанры соответствуют типичным ситуациям речевого общения, типичным темам» [Там же, стр. 267], т.е. представляют собой отражение в речи многократно встречающихся в жизни определенных видов социального взаимодействия людей.

В своем исследовании М.М. Бахтин отмечал крайнюю разнородность жанров. В этой связи ученый побуждает обратить внимание лингвистов на очень существенное различие между первичными (простыми) и вторичными (сложны­ми) речевыми жанрами [Бахтин 2000, стр. 251]. Различие между этими жанрами, с его точки зрения, не функциональное, а, прежде всего, по уровню сложности. Вторичные жанры (сложные) возникают в условиях относительно высокоразвитого и организованного культурного общения.

Примечание.

Однако, кроме этой оппозиции, предлагается еще одна: элементарные речевые жанры / комплексные речевые жанры [Федосюк 1997, стр. 76]. Элементарными (атомарными [см.: Со Ын Ён 2000, стр. 67]) речевыми жанрами предлагается считать такие тематические, композиционные и стилистические типы текстов, в составе которых отсутствуют компоненты, которые имеют статус определенных жанров; например, похвала, приветствие, приказ [там же]. А комплексные речевые жанры представляют собой тексты, которые включают компоненты, являющиеся, в свою очередь, определенными речевыми жанрами; например, утешение, уговоры, беседа, дискуссия, ссора и т.п. Для обозначения этой оппозиции Т.В. Шмелева использует термины «одноактные и многоактные» речевые жанры [Шмелева 1995, стр. 59].

 

Синхронический подход к изучению текста строится на основе референции. Референция – это соотнесение и соотнесенность языковых выражений с внеязыковыми объектами и ситуациями [Падучева 1996, стр. 244], это денотативное пространство текста. Текст Священного Писания, как и любой другой текст, всегда строится как имеющий некоторый внешний мир, с которым он соотносится, – этого реальность прошлого, настоящего или будущего, живущая в сознании боговдохновенного автора. Механизмы соотнесения текста с реальным или виртуальным миром уподобляют их, но не делают тождественными. Мир объективной реальности существует сам по себе, независимо от текста автора пусть даже и боговдохновенного. Сам автор может включить себя, свое авторское «Я» в повествовательный дискурс, а может быть сторонним наблюдателем, стоящим над миром или вне его, как, например, автор книги Иова, прекрасно знающий и понимающий смысл страданий своего главного героя. Такой автор не принадлежит миру текста, он описывает реальность с целью передачи ценной информации своему адресату.

Классификация речевых жанров основывается на синхроническом подходе изучения текстов и подразумевает наличие первичных (простых, или элементарных) и вторичных (сложных, или комплексных) жанров. В своей совокупность дифференциальных характеристик речевой жанр – это такой вид речевого произведения, который характеризуется относительной устойчивостью тематических, композиционных и стилистических характеристик, соотнесенных с определенной речевой ситуацией. Такое понимание речевого жанра основывается на обобщенном представлении об определенном характере авторского отношения к действительности в связи с типовым замыслом (это содержательный компонент), на наличии структурных признаков оформленного содержания (это стилистический компонент) и экстралингвистической типичности представления [Матвеева 1997, стр. 45].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь