Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Четыре вида спора в религии Аллаха.



Имам Аль Барбахари сказал, что спор, полемика и всё это является нововведением и этот итлакъ необходимо разграничить, то есть сказать, что на самом деле споры бывают четырёх видов:

 

Первый спор, который является обязательным, как сказал Всевышний Аллах в Коране: «Веди спор с ними наилучшим образом». (Сура Ан-Нахль (Пчёлы), 125-й аят из 128). Если мы скажем, что любой спор это нововведение, то это будет противоречить этому аяту. И здесь необходимо отметить, что тогда спор бывает обязательным, когда намерением от этого спора является выявление истины или является приказ к одобряемому. Если человек не понимает какой-то вопрос и спорит в этом вопросе, и ты ему доказываешь на основании доводов неправильность его убеждений и что такие-то убеждения правильные и приводишь ему доводы, с намерением выявить истину, то такие споры являются обязательными.

 

Второй спор. Спор, который является неверием. Именно этот вид спора имамы религии упоминают в своих книгах по акъыде, когда говорят спорить нельзя в религии и т.д. Спор неверия – это спор ложью, когда человек знает, что он ошибается и все равно спорит, приводя (свои ложные) доводы, зная, что эти (ложные) доводы не указывают его точку зрения. Но желая этими доводами затмить истину, желая затмить доводы настоящие. У многих людей, во многих вопросах, которые они спорят, даже если они на заблуждении, все равно есть (свой ложный) довод. Другой вопрос, что эти доводы на самом деле не являются доводами, но просто их предоставляют, как будто они доводы в данном случае и запутывают спорящую сторону или противную сторону, запутывают простой народ. Так вот, если человек знает, что он на заблуждении, приводя аяты или хадисы, зная, что они доводом в этом вопросе не являются, для того, что бы затмить истину, это является неверием. Так как человек противится Корану и Сунне и намеренно пытается затушить свет Всевышнего Аллаха субханаху уа Тааля. Если это приводит к отвержению Корана и Сунны, или приводит к унижению достоинства пророков, как например спор между мусульманином и иудеем. Иудей говорит: «да кто такой Мухаммад, да он лжец!» А мусульманин ему в ответ: «да кто такой ваш Муса?» То есть, для того, что бы отомстить за Мухаммада, (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), начинает унижать честь и достоинство пророка Мусы, алейхи салям (тем самым впадает в неверие). Или споры с рафидитами. Рафидит говорит, да кто ваш, такие ваши Абу Бакр и Умар, да они кафиры и т.д., а спорящий с ними мусульманин в ответ им говорит: а Али, кто такой (и начинает поливать Али грязью). Он начинает унижать честь Али сподвижника Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), про которого Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал: «Не любит Али, кроме как верующий и ненавидит али кроме как мунафик (лицемер)». Эти споры на лжи, они являются спором неверия. В каком смысле неверия? Могут привести к неверию. То есть могут привести к унижению чести и достоинства одного из пророков или сподвижников или матерей правоверных и тому подобное. Например, если ты говоришь жены: «брать вторую жену сунна», а жена говорит: «да никакая это не сунна». Ты говоришь: «у Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) было больше, чем одна жена». И она начинает говорить: «Да кто они такие, эти жены Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)»! Это возможно приводит к неверию, приводит к порицанию и унижению достоинства жен Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) и т. п. И такие споры не являются разрешенными. Могут привести к неверию. Или человек отрицает явный контекст, то есть спор дошел до такого уровня, что желая не согласиться с тобой, особенно если спор заходит среди людей, человек отвергает явный контекст из Корана или достоверной Сунны. Это чем является? В основе своей это является неверием.

[Примечание редактора стенограммы]:

Такое часто бывает у невежды приписывающих себя к Исламу, ему говорить водка харам, или музыка харам, а он не хочет этого даже слышать, утверждая что это не харам, и даже слышать не хочет что ты ему в довод приводишь из Корана и Сунны.

[Конец примечания].

 

Третий вид споров, это запретный спор. Это тот же спор как второй, только не доходящий до уровня неверия. То есть такой же спор, как и второй, спор на основании лжи и заблуждения, не на основании доводов, но в такой форме, которая не достигает неверия.

 

Четвертый вид споров, - это спор нежелательный. Это когда спорят с нововведенцем, и когда ты знаешь, что нет никакой надежды, что он вернётся к истине, этот спор макрух, нежелательный. Не имеет смысла, постановление относительно него, то, что он макрух, нежелательный.

Это четыре вида споров в религиозных вопросах.

[Примечание редактора стенограммы]:

На счет призыва того кто возможно не примет твой призыв, подробно Руслан разъяснил на втором уроке в тафсире Суры (87) аль-А'ля (Высочайший) аяты 8-13 http://darulhadis.ws/01-fath-ul-alim-il-habir/ когда проводил уроки по книге: «тафсир 30-го джуза, шейх Баджаммал».

 

Абу 'Алия сказал: «Два аята в Книг е Аллаха столь суровы (или устрашающи ) в отношении тех, которые препираются относительно Корана: «Знамения Аллаха оспаривают только неверующие» (Гафир, 4); а также «А те, которые спорят относительно Писания, находятся в полном разладе с истиной» (аль-Бакара, 176)». (См аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 2 \422 и Ибн Батта «аль-Ибана» 540).

 

Всевышний Аллах сказал: «Нет места доводам между нами и вами» (аш-Шура, 15).

 

Муджахид в толковании этого аята сказал: «(То есть) нет места спорам между нами и вами». (аль-Бухари «Сахих» 4\1819, ат-Табари «Тафсир» 25\18, Абу На'им « Хильйатуль-аулийа» 3\298 и Ибн Батта «аль-Ибана» 648).

 

От Айши (да будет доволен ею Аллах) передано, что Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Поистине, самым ненавистным для Аллаха среди людей является непримиримый спорщик!».

А в другой версии было сказано: «Поистине, Аллах ненавидит непримиримого спорщика» (аль-Бухари 5\127 и Муслим 2054).

 

Также Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Для Посланника Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) самым ненавистным среди людей был непримиримый спорщик». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 523).

 

Однажды некоторые сподвижники Посланника Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) спорили относительно аятов Корана, что даже повысились их голоса. После чего вышел к ним Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) разгневанный так, что даже его лицо покраснело. Кинув в них песок, он сказал: "Успокойтесь, о люди! Именно это погубило тех, которые были до вас. Поскольку они разногласили со своими пророками и приводили одни аяты Писания в противовес другим. Поистине, аяты Корана не были ниспосланы, чтобы опровергать друг друга, но, воистину, они были ниспосланы, чтобы подтверждать друг друга. То, ч то вы узнали из Корана, поступайте в соответствии с ним. А то, чего не знаете, то обратитесь с этим к тому, кто знает это". (Имам Ахмад 6702. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в "Акида ат-Тахауийа"1\218 ).

 

А в другой версии говорится, что однажды Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) вышел к людям, которые спорили относительно предопределения Аллаха. И у Посланника Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) от сильного гнева покраснело лицо, подобно зерну граната. Затем он сказал: "Что с вами, почему вы приводите одни аяты Аллаха в противовес другим? Ведь по этой причине погибли те, которые были до вас". (Ибн Маджа 85 и имам Ахмад 6668. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в "Сунан").

 

Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. То, ч то тебе известно, то поступай в соответствии с ним , будь это приказ, запрет или какое-либо сообщение (т.е. если это приказ, то выполняй, если это запрет, то сторонись, а если это сообщение, то твердо верь в него — прим. автора статьи). А о то м, ч то тебе неизвестно скажи: "Аллаху об этом лучше известно" . И не возлагай его на себя.

Также Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Не препирайтесь относительно религии Аллаха и не приводите одни аяты Аллаха в противовес другим!» (См. аз-Захаби «Мизан аль- и'тидаль» 2\348 и Ибн Батта «аль-Ибана» 642).

 

Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды мы совместно вспоминали Коран : кто-то (из нас) приводил один аят, кто-то - другой. После чего вышел к нам Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) разгневанный, словно на его лицо вылился ук сус, и сказал: «О люди, не приводите одни аяты Аллаха в противовес другим, ибо это вселяет в ваших сердцах сомнение! Какой бы народ не сбивался с прямого пути, причиной этому было только препирательство». (ат–Табари « Тафсир» 25\88 и Ибн Батта «аль-Ибана» 796).

 

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Какой бы народ не сбивался с прямого пути после прямого руководств а, причиной этому было только препирательство». После чего прочитал этот аят: «Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!» (аз-Зухруф, 58)”. (ат-Тирмизи 3253. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим «Сахих «Сунан» Ибн Маджа» 1\14).

 

От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается о том, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Препирательство относительно Корана, является неверием (куфр)». (Абу Дауд 4603. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса «Сахих «Сунан» Абу Дауд» 3\117).

 

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Я гарантирую дом на окраине Рая тому, кто оставит спор даже если он прав, и дом в середине Рая и на вершине Рая». (Абу Дауд 2051, аль-Байхакъи «Сунан аль-Кубра» 10\349 и Ибн Батта «аль-Ибана» 533).

 

Джабир рассказывал: «Мухаммад ибн 'Али сказал мне: «О , Джабир, не препирайся, поистине, спор объявляет ложным Коран». (См. аль-Хатыб аль-Багдади «Тарих Багдад» 5\321 и Ибн Батта «аль-Ибана» 542).

 

Мухаммад ибн Уаси' рассказывал о том, он слышал как Муслим ибн Ясар говорил: «Остерегайтесь споров, поистине, в этот момент (спора) проявляется невежество ученого. И посредством этого спора шайтан желает ввести его в заблуждение». (См. Абу Ну'аим «Хильйатуль-аулийа» 2\294 и Ибн Батта «аль-Ибана» 548).

 

Всевышний Аллах сказал: «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором» (Аль-Ан'ам, 68).

 

Мухамад ибн 'Али ибн аль-Ханафи сказал: «Не усаживайтесь с препирающимися, ибо они являются теми, которые разглагольствуют о б аятах Аллаха». (См. ат-Табари «Тафсир» 7\229, аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама'» 1\100 и Ибн Батта «аль-Ибана» 553).

 

аль-Му'ауийа ибн Курра сказал: «Препирательства относительно религии делают не тщетными деяния». (См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама'» 1\100, Абу Ну'аим « Хильйатуль-аулийа» 9\917 и Ибн Батта «аль-Ибана» 562).

 

'Умар ибн 'Абдуль-'Азиз сказал: «Тот, кто часто спорит, не перестает пере ходить с одно й религии на другую». (См. Ибн Са'д «ат-Табакат» 5\372, ибн Абу Шейба «Мусаннаф» 7\175, аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 2 \293 и Ибн Батта «аль-Ибана» 570).

 

Хузейфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остерегайся менять мнение в религии Аллаха, ибо религия Аллаха — одна». (См. 'Абдур-Раззак «Мусаннаф» 11\249, Аль-Байхакъи 10\42).

 

Имам Малик сказал: «Трудноизлечимая болезнь - менять мнение в религии». (См. «Аль-Ибанату аль-Кубро» 576).

 

Абу Ибрахим рассказывал о том, что он слышал как Ма'руф говорил: «Воистину, если Аллах желает добра для раба, то открывает для него двери деяния и закрывает двери спора. А если желает для него зла, то открывает для него двери спора и закрывает двери деяния». (См. аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 2 \295, Абу Ну'аим « Хильйатуль-аулийа» 8\361 и Ибн Батта «аль-Ибана» 589).

 

Ибн Уахб рассказывал: «Я слышал, как имам Малик говорил: «Коран является руководителем (аль-Имам), а что касается спора, то я не знаю что это!». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 590).

 

Мухаммад ибн Уаси' рассказывал: «В один из дней я увидел Сафуана ибн Мухриза, который находился недалеко от людей, препирающихся между собой. После чего он встал с места и начал, стряхивая свою одежду, говорить: «Вы не что иное, как зараза! Вы не что иное, как зараза!». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 646).

 

Салих ибн Муслим рассказывал: «В один из дней я был вместе с аш-Ша'би, а когда мы находились перед мечетью, он сказал: «Вызвали мою ненависть вот эти «аль-ара ъийун » этой мечети до такой степени, что стали для меня ненавистнее, чем мусор моего двора!».

(См. Ибн Батта «аль-Ибана» 602).

«Аль-Араъийун" — это те, которые желая поспорить, спрашивают: «А каково твое мнение если будет так или так? А что если будет так и так?» и т.д.

Исма'ил ибн Абу Халид рассказывал о том, что аш-Ша'би сказал: «Нет для меня ненавистнее слов, чем слов а «како во твое мнение, если будет так-то и так -то, а как ты смотришь на то, если будет так-то и так?!»». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 605).

 

'Имран говорил: «Остерегайтесь споров и препирательств! Остерегайтесь тех, которые говорят: «Каково твое мнение, если будет так-то и так, а какой твой взгляд на то, если будет так-то и так?!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 637).

 

‘Икрима рассказывал о том, что ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остерегайтесь мнений, ибо Всевышний Аллах отверг мнение ангелов, когда Всевышний сказал им: «Я установлю на земле наместника». Ангелы сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Затем Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (аль-Бакара , 30).

Всевышний Аллах сказал Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (аль-Ма ида , 49).

Всевышний Аллах не сказал: «Суди между ними согласно своему мнению». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 812).

 

Передается, что однажды Абу Муавия рассказывал в обществе Харуна ар-Рашида хадис Абу Хурайры о том, что однажды поспорили Адам и Муса, мир им обоим. Тогда один из присутствующих сказал: "Как это Адам и Муса? Ведь между ними столько лет?!". И тогда Харун ар-Рашид разгневался, вскочил со своего места и сказал: "Он тебе передаёт хадис от Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), а ты возражаешь и говоришь : "Как?"».

 

Имам Абу Усман ас-Сабуни относительно действий Харуна ар-Рашида (да смилуется над ним Аллах) сказал: « Именно таким образом необходимо человеку возвеличивать хадисы Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) , принимать их, покориться им и верить в них. И также необходимо строго порицать того, кто пошел в этом вопросе не по тому пути, по которому пошел Харун ар-Рашид (да смилуется над ним Аллах) в отношении того, кто противопоставил достоверному хадису свои умозаключения и пришел с вопросом "Как это возможно?!" в качестве отрицани я и невозможности этого , н е принял сообщение от П ророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) . Тогда как является обязательным принимать все то, что достоверно пришло от Посланник а (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ». (См. Акъида Асхабуль Хадис стр.98).

 

Рассказывал Закран о том, что аль-Хасан запрещал препирательства относительно религии. И он говорил: «Спорит тот, кто сомневается в своей религии». (См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама' 1\98, аль-Бухари «ат-Тариху аль-Кабир» 1\244 и Ибн Батта «аль-Ибана» 609).

 

Харис сказал: «Если двое мужчин сидят и спорят относительно религии, то пусть знают, что пребывают в бид'ате (нов овведении) пока не разойдутся». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 615).

 

Махди ибн Маймун рассказывал: «Я слышал , что когда некий мужчина спорил с Мухаммад ом ибн Сирин ом относительно чего-то, тот сказал: «Поистине, я знаю, что ты хочешь, и я лучше знаю (как правильно вести) спор, чем ты, но тем не менее, я не спорю с тобой».

(См. Ибн Батта «аль-Ибана» 623).

 

Имам Малик рассказывал: « Если Сулейман ибн Ясар слышал в каком-либо маджилисе (собрании) спор, то вставал и покидал их». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 626).

 

Аль-Хасан ибн 'Амр рассказывал о том, что Ибрахим сказал: «Я никогда (ни с кем) не спорил». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 631).

 

'Анбасат рассказывал о том, что Джа'фар ибн Мухаммад сказал: «Остерегайтесь препирательства в религии, ибо оно порождает лицемерие!». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 636).

 

Маймун Абу 'Амр сказал: «Не достигнет раб истинн ой вер ы (иман а) пока не оставит препирательств а даже если будет прав». (См. аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 4 \317 и Ибн Батта «аль-Ибана» 645).

 

Ибн Уахб рассказывал: «Я слышал как Анас ибн Малик говорил: «Спор относительно знаний ожесточает сердце и порождает ненависть». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 653).

 

Аль-Асма' рассказывал: «Я слышал как А'раби говорил: «Тот, кто оскорбляет людей и спорит с ними, то у него изъян в мужской доблести и чести. А тот, кто часто выделяется чем-то, познается этим». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 657).

 

Пречист Аллах, обладающий абсолютным совершенством и далекий от любых недостатков! И действительно когда человек часто выделяется чем-то с нехорошей стороны, становится известным среди людей с нехорошей стороны, а так же наоборот, если выделяется чем-то с хорошей стороны, то люди его знают только с хорошей стороны. Прошу Аллаха, чтобы Он сделал нас из тех, кто часто проявляет себя тем, чем доволен Всевышний Аллах!

 

 

О предостережении Пророком (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) своей общин ы от людей, которые спорят посредством иносказательных (муташабих) аятов Корана.

Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «О , Посланник Аллаха, кого имел в виду Всевышний Аллах в своей Книге: «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха»? (Али -‘Имран, 7). Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ответил: «Это те, которые спорят относительно Корана. Они и есть те, которых имел в виду Всемогущий и Великий Аллах . Посему остерегайся их, о , Айша!». (См. ат-Табари «Тафсир» 3\179 и Ибн Батта «аль-Ибана» 776).

 

Также Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) прочитав аят «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту» и до конца аята, сказал: «Если увидите тех, которые следуют за иносказательными аятами (муташабих), они и есть те, о которых поведал Аллах, поэтому остерегайтесь их!». (аль-Бухари 4273, Муслим 3\2053 и Ибн Батта «аль-Ибана» 777).

 

А в другой версии хадиса Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) прочитав аят «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту», сказал: «Всевышний Аллах предостерегает вас от них, посему, если увидите их, остерегайтесь». (См. ат-Табари «Тафсир» 3\179 и Ибн Батта «аль-Ибана» 778).

 

Суф ьян ибн Хусейн рассказывал: «Я слышал как аль-Хасан, прочитав аят «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту», сказал: «(То есть) желая заблуждения». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 782).

 

Абу Умама, относительно аята «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих)» сказал: «(То есть) это хариджиты и приверженцы нововведений». (Имам Ахмад «Муснад» 5\262, ат-Табари «Тафсир» 28\86, аль-Маруази «ас-Сунан» 1\22 и Ибн Батта «аль-Ибана» 783).

 

Ар-Раби ’ ибн Анас относительно слов Всевышнего Аллаха «Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих)» сказал: «(То есть) в чьих сердцах сомнение». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 786).

 

Хамад ибн Зейд рассказывал: «Я слышал как Айюб говорил: « Любой из известных мне приверженцев своих страстей спор ит посредством иносказательных аятов Корана (муташабих)». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 788).

 

Сулейман ибн Ясар рассказывал о том, что однажды некий мужчина из племени бану тамим, которого звали Сабиг ибн ‘Исйл, прибыл в Медину, имея при себе книги. После чего начал спрашивать об иносказательных аятах Корана (муташабих). Дошло это до ‘Умара (да будет доволен им Аллах) и он повелел, чтобы его привели к нему. И ‘Умар к его приходу приготовил для него палку из ствола пальмы. Затем, когда тот зашел к ‘Умару и сел, ‘Умар спросил его: «Кто ты?» Он ответил: «Я Сабиг». На что ‘Умар сказал: «А я ‘Умар ‘АбдуЛлах». После чего он начал бить его этой палкой, пока не рассек ему голову, что даже кровь потекла по его лицу. Затем он (Сабиг) сказал: «Достаточно, о повелитель верующих! Клянусь Аллахом ушло от меня то, что я находил в своей голове». (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 789).

 

‘Умар же (да будет доволен им Аллах) сказал: «Скоро придут люди, которые будут спорить с вами посредством иносказательных аятов Корана (муташабих). Поэтому спорьте с ним посредством Сунны, ибо приверженцы Сунны лучше знают Книгу Аллаха ». (См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама' 1\94 , Ибн Батта «аль-Ибана» 790 и др.).

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь