Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роман «Похождения бравого солдата Швейка»



Никто из создателей фильма никогда не упоминал о влиянии романа Ярослава Гашека на своё творчество. Тем не менее, сходство «Швейка» и «Зелёного слоника» налицо. И то, и другое –антимилитаристская притча (роман Гашека рассказывает о Первой мировой войне). И там, и там – жёсткий чёрный юмор про армию и говно. Достаточно вспомнить содержание «Швейка». Слово «дерьмо» упоминается в романе четырнадцать раз. И про эту субстанцию Йозеф Швейк говорит уже на первой странице.

Пахом очень похож на Швейка и внешне, и по характеру. Оба достаточно полные, оба «идиоты», оба любят рассказывать истории и доводить окружающих до белого каления. На «историях» Швейка построена половина романа. И Швейк, и Пахом, несмотря на свою мнимую «идиотию», всегда выходят сухими из воды.

Братишка же напоминает поручика Лукаша – настоящего «гусара», картёжника и бабника. Лукаш всегда психует из-за действий своего денщика Швейка, но видно, что всё равно любит его. И Швейк отвечает ему взаимностью. Братишка тоже, вроде и ненавидит Пахома, но готов защищать его от нападок Капитана. Сам Капитан очень напоминают подпоручика Дуба.

Кроме того, в книге есть много сцен, происходящих на гауптвахте. Вот один из отрывков:

«Чего только этот парень не выдумает! У человека на шее висит дивизионный суд, а он, мерзавец, вчера, когда нас вели на допрос, морочил мне голову насчет какой-то иерихонской розы.

— Да это я не сам придумал. Это говорил слуга художника Панушки Матей старой бабе, когда та спросила, как выглядит иерихонская роза. Он ей говорил: "Возьмите сухое коровье дерьмо, положите на тарелку, полейте водой, оно у вас зазеленеет,— это и есть иерихонская роза!" Я этой ерунды не придумывал,— защищался Швейк,— но нужно же было о чем-нибудь поговорить, раз мы вместе идем на допрос. Я только хотел развлечь тебя, Водичка (сравните с фразой Пахома: «Я просто хотел тебе покушать принести, я тебе сделал доброе дело!» - прим. автора).

— Уж ты развлечешь! — презрительно сплюнул Водичка.— Тут ума не приложишь, как бы выбраться из этой заварухи, да как следует рассчитаться с этими мадьярскими негодяями, а он утешает каким-то коровьим дерьмом».

Сходство между «Зелёным слоником» и «Похождениями бравого солдата Швейка» подметили и фанаты творчества Басковой. Один из них даже создал вот такую прикольную картинку:

Есть в экранизации «Похождений бравого солдата Швейка» ещё один герой, поразительно напоминающий Пахома. Это Балоун – второй денщик поручика Лукаша. Посмотрите этот отрывок и убедитесь сами: https://www.youtube.com/watch?v=RSFhB6Q9VOY

 

 

Смысл фильма

Олег Мавроматти был полностью прав, когда сказал, что бессмысленных произведений искусства не существует. Если художник создаёт своё творение, то оно обязательно несёт в себе какую-то идею. Провокация, троллинг, желание шокировать тоже имеет смысл. А вот создать бессмысленное произведение практически невозможно. Это дзен-задача. С «Зелёным слоником» всё ещё сложнее.

Взгляд создателей

На официальном сайте режиссёра написано, что фильм «Зелёный слоник» посвящен «высоким человеческим качествам — мужеству, чести, бескорыстию и мужской дружбе».

В интервью телеканалу «Культура» Светлана Баскова сказала, что фильм является в каком-то смысле протестом против Чеченской войны. Но ключевая фраза «в каком-то смысле».

Если почитать интервью Светланы Басковой и посмотреть последние её фильмы и перформансы, то можно сделать вывод о социалистических взглядах режиссёра. В советское время Баскова пошла по пути стандартного интеллигента того времени: поступила в Архитектурный институт, освоила профессию и начала работать. И во времена её молодости Советский союз распался. Многие люди, привыкшие к определённому образу и стилю жизни, потеряли её смысл. Художница увидела вокруг себя эту трагедию эпохи. Она не могла спокойно воспринимать войны, бессмыслицу, враньё политиков и журналистов.

Анализируя интервью Светланы Басковой, можно прийти к выводу, что её произведение являлось протестом против тотального вранья и беззакония того времени (вспомните умалчивание правды о Чеченской войне и загадочные взрывы домов). Фильм «Зелёный слоник» стал своеобразным протестом против этого беспредела и отражением той эпохи. Согласитесь, что «Слоник» и «лихие девяностые» - это очень похожие друг на друга вещи.

Не отрицает Баскова и символический характер своей картины. Вот её комментарий об архетипах героев «Зелёного слоника»:

Это не психи – это концентрированное выражение человеческих состояний. Здесь показаны аллегории различных сил – гнева, ярости, глупости, знания, убожества, слабости. И конфликт не между офицерами, а между этими силами– трансформация и диффузия этих состояний.

Безусловно, это художественные образы. Но они опираются на определенные реалии нашего общества, и в этом смысле являются метафорами или гиперболами – как хотите. Сошедшие с ума от безысходности – аллегория нашего времени.

Олег Мавроматти видит в картине несколько иной смысл. С его точки зрения, фильм «Зелёный слоник» говорит о силе слабости и занудства, о том, что не всегда сильный человек выходит победителем. Это только в голливудском кино побеждают волевые люди, на стороне которых правда. В жизни всё иначе. Существование человека – это лотерея, и счастливый билет может вытянут как умный, так и дурак, как красавец, так и урод, как талантливый человек, так и бездарность.

Пахом – зануда, идиот, умалишённый вояка-копрофил. Братишка – сильный духом и телом принципиальный офицер, пытающийся сопротивляться беспределу и лжи. Капитан – властный и опытный садист. Охранник – жополиз и карьерист. И в этой четвёрке выжил именно Пахом – самый ничтожный человек, не имеющий ни таланта, ни ума, ни силы. В спорте, искусстве и других сферах жизни такое встречается сплошь и рядом.

И обратите внимание, с каким удовольствием Пахом вырвал трахеей стул из-под ног повесившегося Маслаева – своего бывшего угнетателя. У людей, получивших власть на халяву, появляется жуткая самоуверенность и полностью отбивается сострадание.

По мнению Владимира Епифанцева, фильм «Зелёный слоник» показывает зрителю, что «надо действовать». Актёр считает, что смысл картины можно объяснить одной фразой: «Сколько раз вам нужно совать говно, чтобы вы поняли, что это говно?»

Взгляд зрителей

Заглянуть в голову режиссёра и полностью прочитать его замысел невозможно. И в этом огромный плюс искусства, ведь каждый зритель находит в фильмах, музыке и литературе свой смысл, который иногда кардинально отличается от замысла автора.

Среди фанатов «Зелёного слоника» встречаются как простые трактовки сюжета фильма, так и более сложные. Простые можно привести списком:

· Многие зрители не согласны с трактовкой Мавроматти о «силе слабости» и считают, что фильм посвящён победе добра. В конце фильма выживает самый добрый и мягкий персонаж. Он на протяжении всего фильма пытался вразумить Братишку («Да ладно тебе, что ты сердишься? Сердиться будешь — себе дороже понимаешь?», «Ну, будьте же людьми!»). Если бы Епифанцев послушал Пахома, то, скорее всего, тоже бы остался жив.

· Фильм – попытка словить «хайп» за счёт провокационной манеры. Не зря Мавроматти пытался раскручивать картину, используя слоган «Самый грязный фильм тысячелетия». (Трактовка хорошая, но она вряд ли соответствует действительности. Словить «хайп» в конце девяностых, до широкого распространения интернета, было сложно. А включить «сарафанное радио» вне московской арт-тусовки было почти нереально: бессмысленно удивлять и пугать трахеей и кровью людей, насмотревшихся чернухи в жизни).

· Фильм является отсылкой к распаду СССР. Действие начинается в перестройку (1986 год), общество находится в абсурдном состоянии, вооружённые силы не «наводят порядок», а самоутверждаются. Всё это заканчивается госпереворотом, потому что народ (Братишка) не мог этого терпеть. В стране наступил период кровопролития.

· Фильм – отражение пороков российского общества конца девяностых: беспредел властей и силовых структур, ослабление вооружённых сил, упадок образования (вспомните бессмысленную лекцию Капитана), карьеризм подонков за счёт раболепства перед высокими чинами, разврат властью.

· Фильм – отражение тягот армейской службы с дедовщиной, бессмысленными и унизительными приказами, необходимостью сосуществовать и уживаться с «поехавшими».

· Фильм показывает, как адекватный человек (Братишка) может быстро сойти с ума в атмосфере хаоса, ненависти и сумасшествия.

 

Также среди фанатов «Зелёного слоника» распространена интересная, но более сложная трактовка сюжета. В ней фильм воспринимается как аллегория российского общества. И каждый герой является олицетворением определённого слоя населения.

Капитан Охранник Поехавший Братишка
Власть Силовые структуры Интеллигенция Быдло, Народ

Силовые структуры всячески издеваются над Народом, заставляя его совершать грязную и неблагодарную работу («Чисти говно, блядь!»). Видя это, Интеллигенция пытается образумить народ. Но быдло отвергает идеи интеллигенции о революции, воспринимая их «говном».

Видя покорность Народа, Власть забывает о «неопасном» быдле и принимается за Интеллигенцию. Начинаются репрессии («Будешь хуй сосать?»). Власть не уважает даже покорные им силовые структуры, не говоря уже об интеллигенции. Но Народ заступается за лучшие умы страны. Он совершает революцию, убив Власть, но отдав при этом свою жизнь. Силовые структуры совершают самоубийство, понимая, что при новой власти им не будет места. Интеллигенция засыпает с улыбкой на устах: дело сделано.

Говно Пахома может символизировать не только идею революции, но и идею реформ (переход от социализма к капитализму, правозащитное движение в СССР и прочее). Конечно, рабочий класс не будет воспринимать идеи, и в этом есть и вина интеллигенции. Она почему-то уверена, что всем людям нужно то говно, которое воспринимается ею как сладкий хлеб.

 

Второй по популярности трактовкой является аллегория общества, очень напоминающая первый вариант, но с небольшими нюансами.

Капитан Охранник Поехавший Братишка
Представитель власти Человек, сломанный тоталитаризмом Олицетворение народа, который помнит свои корни Человек с прозападными взглядами

Поехавший олицетворяет русское, религиозное и даже языческое начало (сакральное отношение к фекалиям, желание «помечать» свою территорию). Пахом – это почвенник, представитель русского народа, глубинки. Он очень консервативен (даже употребляет устаревшее русское слово «молофья»), тоскует о «потерянной» России («Эх, вот в деревнях-то было всё!») Герой Пахома отличается пиететным отношением к матери. Он поначалу отказывается сосать у Капитана, аргументируя это тем, что ему «мать запрещала». Пахома не интересует карьерный рост, но он вынужден пресмыкаться перед начальством из-за страха. Поехавший является олицетворением настрадавшегося русского народа, который настолько привык к побоям, что воспринимает их без особой злобы.

Братишка – олицетворение прогрессивного, прозападного населения. Он адекватен и психически здоров, но наивен, ведь надеется построить в прогнившей гауптвахте (России) общество со справедливой субординацией. Он считает русский народ «быдлом», которое «жрёт говно».

Охранник – представитель народа, который в определённый момент заразился «красной чумой» и был переработан коммунистическими жерновами. Он забыл свои корни и живёт по новым понятиям, пытаясь любыми унижениями добиться более высокого статуса в общественной пирамиде тоталитарного общества.

Капитан – представитель власти, который оказался на вершине политической пирамиды, и хочет посеять в народе страх.

Фильм показывает, что любая власть, даже самая сильная, может быть свержена. Безопасность не гарантируется ей даже за счёт винтиков общества (Охранник). Прогрессивная интеллигенция легко попадает под маховик репрессий, несмотря на свой ум. При этом в любых мясорубках, в которых оказывается Россия (войны, гражданские конфликты, репрессии), русский народ всегда остаётся в живых. Главное – не забывать свои корни.

 

Есть и другая трактовка фильма, с религиозным подтекстом:

Капитан Охранник Поехавший Братишка
Понтий Пилат Иуда Иисус Христос Апостол, Фома Неверующий

Иисус Христос (символично, что во время съёмок Пахому было 33 года) хочет поделиться с жителями Иерусалима (гауптвахты) своим взглядом на мир. Но простой люд его не воспринимает. Иисусу не помогает даже превращение говна в сладкий хлеб (аллюзия к превращению воды в вино). Народ всё равно не верит сыну Божьему и не принимает от него хлеб (просвиру).

Иуда совершил предательство, рассказав Пилату о том, что Иисус испёк хлебушек. Понтий Пилат приговорил Иисуса к своеобразному распятию (сцена в «яме»). Во время него Фома Неверующий прозрел и стал последователем Христа.

Формально Иисус Христос повержен (отсосал хуй у судьи), но на деле был отомщён прозревшим апостолом. Иуда, осознавший степень своего предательства, покончил с собой. Иисус же воскрес и готовится к своему второму пришествию (фильм «Операция ZS»).

Религиозный подтекст наблюдается и в других сценах фильма. Вспомните одну из фраз Охранника. «Козлов этих, ёбаных, блядь, вести». Многие критики заметили в ней отсылку к скитаниям Моисея и израильского народа по пустыне. А момент, когда Пахом вытирал ноги погибшему Епифану, является явным намёком на омовение Христом ног ученикам.

Кстати, сам герой Пахомова по своему психотипу очень напоминает князя Мышкина из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот». А этот персонаж был тесно связан с образом Иисуса Христа. 

Многие читатели могут не в полном серьёзе воспринять религиозную трактовку фильма. Однако данная версия вполне имеет право на жизнь, учитывая интерес Светланы Басковой к религиозной тематике: в фильме «Кокки – Бегущий Доктор» есть ещё более явные отсылки к Библии (сцена Тайной вечери).

 

Есть ещё одна очень интересная трактовка «Зелёного слоника». В соответствии с ней, фильм является предсказанием развития интернет-пространства.

Капитан Охранник Поехавший Братишка
Администратор сайта Модератор сайта Толстый тролль Обычный пользователь

Толстый тролль заходит на сайт и начинает выводить из себя обычного посетителя форума. Этот посетитель поддаётся на провокации и начинает «кормить тролля». В итоге на форуме появляется модератор и, не особо разбираясь в ситуации, банит пользователя («Пошёл чистить говно!»)

Через некоторое время происходит разбан. Пользователь возвращается на сайт. Тролль продолжает свои провокации, но посетитель на них уже не реагирует. Тогда в дело вступает толстый троллинг («Я тебе покушать принёс»). На форуме начинается настоящая вакханалия. И тогда на сайте появляется админ и блокирует всех.

Тогда пользователь сам становится злостным троллем, взламывает сайт и заполняет его расчленёнкой и гей-порно. Но вскоре понимает, что не справится с сайтом и покидает его. В итоге все владельцы и взломщики сайта теряют к небу доступ, а тролль издевается над потерявшим власть модератором.

Таких трактовок может быть бесконечное множество. Каждый зритель находит в «Зелёном слонике» свой смысл. И не правы те, кто видит в фильме лишь говно, кровь и маты и абсолютно не пытается найти в творении Басковой ключики для раскрытия сюжета. Для понимания «Зелёного слоника» нужно прочитать не один десяток книг, ознакомиться с историей развития искусства и понять, что если фильм снят в непривычном стиле, то это не значит, что это мусор. С восхищением воспринимаемые необразованным зрителем фильмы Сарика Андреасяна, Жоры Крыжовникова и Максима Воронкова, НТВшные сериалы про бандитов и ментов, Камеди Клаб и Летний кубок КВН являются гораздо большим бредом, трэшем и безвкусицей, чем ненавистный им фильм Светланы Басковой.

«Зелёный слоник» - это фильм не для всех. Многие люди воспринимают только его неприятную оболочку и делают вывод о его художественной ценности лишь по тяжёлым эмоциям, которые остались после просмотра. Если вы не можете понять многослойность «Слоника», значит, ваш мозг настроен на восприятие только экшн-фильмов. В таком случае, вам лучше и дальше смотреть «Форсаж» с «Трансформерами», продолжая купаться в повседневном дерьме.

Таким человеком оказался националист Максим Сергеевич Марцинкевич, более известный под прозвищем «Тесак». Фильм «Зелёный слоник» ему совершенно не понравился, и он даже записал на него отрицательную видеорецензию (https://www.youtube.com/watch?v=f__ciHUVXz8). Что можно сказать по этому поводу? Тесак в очередной раз подтвердил широко распространённое мнение о его катастрофически, ужасающе низком уровне интеллекта.

 

Культовый статус фильма

Термин «Культовое кино»

Данная глава посвящена феномену популярности фильма «Зелёный слоник». Я попытаюсь ответить на вопрос, давно мучавший меня и многих фанатов картины: «Почему же «Зелёный слоник» стал таким популярным?»

В первую очередь следует определиться с терминологией. Что такое культовое кино? Википедия даёт следующее определение:

Ку́льтовый фильм (от англ. cult film) — фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников. Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах.

Вывод: «культовый фильм» и «популярный фильм» - это совершенно разные понятия. В российской публицистике многим популярным произведениям кинематографии зачастую вешают ошибочное клише «культовый фильм». Таким термином несведущие журналисты любят называть советские кинокартины «Броненосец Потёмкин», «Александр Невский», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С лёгким паром» и т.д.

Да, все эти фильмы, вне всякого сомнения, являются признанными критиками и широкой публикой шедеврами. Но в американской терминологии это не культовое кино.

Могу объяснить, почему. В отличие от общепринятых шедевров, культовые фильмы стали объектом поклонения лишь в узком кругу фанатов. Например, фильм «Большой Лебовски» после премьеры не был принят критиками и широким зрителем, но до сих пор сплочённая фанатская группа организует ежегодный фестиваль Лебовски. То есть, небольшая группа поклонников глубоко погрузилась в картину, в то время как, широкая аудитория попросту проигнорировала или вовсе не приняла её. Попробуем выразить эту мысль одним предложением. У популярного фильма «Титаник» широкая зрительская аудитория, которая его любит, а вот у культового фильма «Большой Лебовски» узкая зрительская аудитория, которая его боготворит. Какой вариант для режиссёра лучше? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему.

Культовый фильм становится объектом подражания фанатов, которые наряжаются в костюмы любимых героев и пытаются копировать их поведение, повадки и жизненную философию (для описания этого явления даже есть свой отдельный термин - «косплей»). Фильмы Гайдая и Рязанова пользуются огромной популярностью на постсоветском пространстве. Но вы часто видели, как люди переодеваются в Женю Лукашина? Много ли вы знаете фан-сообществ, посвящённых фильму «Операция Ы»? Часто ли фанаты «Кавказской пленницы» приезжают на места съёмки картины и реконструируют обряд похищения невесты? Вряд ли. А вот фанаты «Большого Лебовского» и «Заводного апельсина» любят наряжаться в одежду любимых героев и гулять по местам съёмок.

Чтобы окончательно определиться с критериями культового кино, необходимо углубиться в его историю. Сразу отмечу, что это чисто американское явление. Оформляться оно начало в сороковые-пятидесятые годы, когда на экраны начали выходить научно-фантастические фильмы. Пика культовости достигли такие шедевры, как «Звёздные войны» и «Космическая Одиссея 2001 года». Фанаты этих картин настолько погрузились в эти вымышленные миры, что стали организовывать сходки, напоминающие реконструкторов и толкиенистов.

Популярными стали и многие фильмы категории Б (малобюджетные фильмы ужасов, вестерны и научная фантастика), которые демонстрировались в кинотеатрах под открытым небом. Фанатов этих картин привлекала ночная атмосфера страха, таинственности и осознание того, что они смотрят фильм, не предназначенный для широкой аудитории. Так, популярностью в узких кругах пользовался снятый за пару дней «Магазинчик ужасов», который сочетал в себе два, казалось бы, несочетаемых жанра: фильм ужасов и комедия. У поклонников фильмов категории Б появились традиции при просмотре.

В семидесятые фильмы жанр культовых картин с научной фантастики и ужастиков сместился в сторону трэша и сюрреализма. Первый жанр эксплуатировал табуированные темы, которые на американском телевидении и в популярном кино, по понятным причинам, умалчивались: гомосексуализм, транссексуальность, каннибализм, инцест, копрофилия и копрофагия. Культовый статус приобрёл фильм Роджера Уотерса «Розовые фламинго», который повлиял и на авторов «Зелёного слоника».

В жанре сюрреализма себя проявил режиссёр Дэвид Линч. Его фильм «Голова-ластик» тоже стал культовым. Кстати, не на это ли произведение искусства намекал Пахом, когда в конце фильма спел: «Я зелёный слоник! Я весёлый головастик (голова-ластик)!»?

В семидесятые-восьмидесятые годы культовыми становились фильмы, посвящённые единоборствам или культуризму. Ныне названия многих из них забыты, но имена актёров, образ которых эксплуатировался в этих картинах, до сих пор остаются в памяти синефилов: Арнольд Шварценеггер, Жан-Клод ван Дамм, Джеки Чан, Брюс Ли, Сильвестр Сталлоне, Боло Йен, Дольф Лундгрен, Стивен Сигал.

Распад Советского Союза (главного геополитического соперника США) и усталость от многочисленных войн (Корея, Вьетнам, Афганистан) изменили философию культового кино. Показушная агрессивность сменилась постмодернистской философией. Насилие начало демонстрироваться на экране исключительно с иронической точки зрения. Поведение героев стало гротескно-инфантильным, что возвращало зрителя во времена детства. Полностью сменился киноязык, а упор был сделан на забавные и абсурдные диалоги, фразы из которых мгновенно становились крылатыми. Привычным явлением стали многочисленные «пасхалки» - цитирование произведений искусства любых жанров (начиная с классической музыки, и заканчивая поп-артом).

Нечто подобное сделал ещё в семидесятые годы Стенли Кубрик, сняв фильм «Заводной апельсин». Но настоящим революционером в этом плане стал Квентин Тарантино – режиссёр-самоучка, который проторенным кино-дорожкам предпочёл свой путь. Его фильм 1994 года «Криминальное чтиво» стал настоящей культовой картиной и был удостоен «Оскара» за лучший сценарий и «Золотой пальмовой ветви» на фестивале в Каннах.

Другим фильмом подобного жанра стала картина братьев Коэн «Большой Лебовски», главным героем которого стал безработный и беззаботный любитель боулинга, коктейля «Белый русский» и рок-группы «Creedence Clearwater Revival» Джеффри Лебовски. Жизненная философия Чувака пришлась по вкусу многим людям (особенно студентам), а сам фильм стал культовым.

Таким стал и фильм по роману Ирвина Уэлша «На игле». Создатели настолько попали в точку с подбором актёров, отбором эпизодов, манерой съёмки и диалогами, что фильм стал культовым не только в субкультуре наркоманов, но и далеко за её пределами.

Общими характерными чертами культовых фильмов девяностых годов являются: объединение гротескного инфантилизма с глубокой философией, чёрный юмор, яркие диалоги, постоянные отсылки к другим произведением искусства (не всегда высокого качества) и, самое главное, принятие философии героев зрителями. Культ проявлялся в попытке подражать стилю одежды и поведению Чувака или Винсента Вега, вплоть до употребления тех же напитков, что и они («Белый русский», «Мартин Льюис»).

Продюсеры обратили внимание на коммерческую привлекательность таких фильмов. Начались попытки подражать Тарантино. Популярностью пользовался британский режиссёр Гай Ричи. Его фильмы, вне всякого сомнения, отличаются высоким качеством и отличным юмором, но в плане культовости до «Бешеных псов» и «Криминального чтива» им явно далеко. Дело в том, что продюсеры и режиссёры ошибочно посчитали, что формулой успеха является жанр чёрной комедии и комедийного боевика. Но это не так. Фильмы «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» добились огромного коммерческого успеха, но не стали культовыми.

Позднее и сам Тарантино пытался эксплуатировать собственную формулу успеха, но его фильмы «Убить Билла» и «Бесславные ублюдки», несмотря на соответствие некоторым канонам, культовыми также не стали. И благодаря этому стало понятно, что культовый фильм нельзя снять с наскока, по щелчку пальцев. Между создателями картины и зрителями должна произойти своеобразная «химия». В противном случае культового кино не получится.    

Выше уже отмечалось, что культовое кино – это американское явление. Для советского зрителя оно было не характерно. Безусловно, граждане СССР всегда обожали научную фантастику. Книги Ивана Ефремова и братьев Стругацкий достать без блата было невозможно – они были жутким дефицитом. Тиражи раскупались мгновенно из-за невероятного спроса. На основе романов этих писателей создавались замечательные кинокартины. Тем не менее, они не стали культовыми.

И причина данного парадокса заключается в особом менталитете советских людей. Давайте вспомним: в какое время в США начали появляться первые культовые научно-фантастические фильмы? Это были сороковые-пятидесятые годы. В СССР данную эпоху можно охарактеризовать как послевоенное сталинское время, когда опасно было почитать что-либо, кроме Коммунистической партии и их вождей. Получалась интересная ситуация: советские люди безумно любили научную фантастику, но делали это тихо, в своей голове. Первый фильм подобного жанра, который приблизилась к статусу культового, вышел на экраны лишь в 1986 году. Я говорю о картине Георгия Данелия «Кин-дза-дза».

Другая причина отсутствия в СССР культовых картин – фактический запрет на создание контркультурного кино и на затрагивание табуированных тем. Фильм наподобие «Розового фламинго» был для СССР того времени нонсенсом. Также были запрещены фильмы о рокерах, панках, битломанах и других субкультурах.

Появление подобных фильмов стало возможным лишь с началом эпохи перестройки. Но произошла непоправимая ошибка - рождение кооперативного кино. Главной целью кинематографистов-частников стало не создание шедевров, а получение прибыли. В итоге советский зритель попал под мусорный дождь под названием «перестроечное кино». Оно затрагивало те темы, которые раньше были табуированными («секс, наркотики, рок-н-ролл», война, преступность), но делало это пошло, вульгарно и безвкусно. В таких условиях русскому культовому кино было очень сложно появиться на свет.

Лишь немногие художники достойно воспользовались перестроечным ослаблением цензуры, но сделали это не в кооперациях, а на базе привычных для них государственных киностудий. Последними шедеврами советского кино стали фильмы «Иди и смотри» Элема Климова, «Курьер» Карена Шахназарова и «Собачье сердце» Владимира Бортко. Данные произведения искусства затронули те социальные и философские аспекты, о которых в эпоху застоя не принято было упоминать на широких экранах. Но не один из этих популярнейших фильмов нельзя назвать культовым.

По иронии судьбы даже те перестроечные фильмы, которые можно условно назвать культовыми, также были, несмотря на свой авторский характер, сняты на государственном киноконцерне «Мосфильм», а не в рамках кооперативного кино. К статусу культового приблизился фильм Сергея Соловьёва «Асса», который стал настоящим шедевром для субкультуры рокеров. Ныне фильм забыт даже новым поколением «говнарей». Фильм «Беспредел», рассказывающий о жизни заключённых, особой популярностью во времена перестройки не пользовался, но получил вторую жизнь в эпоху развития интернета. Фразы «Поди подмойся, Маня!», «А-тя-тя-тя-тя!», «Пидор очкастый вам лапшу на уши вешал», «Петух закукарекал заместо Авроры» стали крылатыми, а образ Пистона – легендарным.

Последовавшие за распадом Советского Союза девяностые годы «подарили» нам уйму слабых фильмов, место которым в мусорной корзине. Кинодеятели так и не воспользовались долгожданным отсутствием цензуры и свободой слова. Лишь в самом конце «лихих девяностых», когда произошло переосмысление творческой и политической «свободы», появились такие фильмы, как «Ворошиловский стрелок» и «Брат».

Что касаемо картины Алексея Балабанова, то почти по всем критериям она подходит под определение «культового кино». Но дело в том, что данный фильм отразил скорее не философию узкой группы поклонников, а показал широкому зрителю образ Данилы Багрова - архетип нового русского человека, простого парня, морально покалеченного войной, но не потерявшего понятие о справедливости (или, наоборот, потерявшего). Фильмы «Брат» и «Брат-2» объединили такие несочетаемые слои населения, как интеллигенция и рабочий класс. Творение Балабанова - это артхаус, ставший мейнстримом. Это философия, которую все приняли, но не решились повторять. Это фильмы, подарившие огромное количество цитат и крылатых выражений, которые иронически почти не переосмысляются. Это почти шедевр, но никак не культовое кино.

Однако почти в то же время режиссёром Светланой Басковой и продюсером Олегом Мавроматти была снята по-настоящему культовая картина «Зелёный слоник». Проверка временем показала, что это не просто культовый, а единственный культовый фильм на русском языке. Почему? Вот мы и подошли к интересной теме, которая ответит на все интересующие нас вопросы.     

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь