Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Небольшая группа поклонников, интерес которых не ослабевает с годами.



Фильмы «Титаник», «Форрест Гамп», «Начало» и «Код да Винчи» произвели в своё время невероятный фурор. Но с годами он угас. Фанатского послевкусия не осталось. Все эмоциональные обсуждения сюжета и героев сведены на «нет». При этом никто не отрицает культурной значимости этих картин. Но некогда угасший хайп больше не возрождается.

С фильмом «Большой Лебовски» произошла противоположная ситуация. В период демонстрации фильма в кинотеатрах он не вызвал восторженных отзывов зрителей и кинокритиков. Но созданное вокруг фильма фанатское сообщество до сих пор остаётся крепким и пополняется представителями нового поколения.

С «Зелёным слоником» произошло нечто похожее. Период своей наивысшей популярности фильм пережил ещё в 2008-2014 годах. Но интерес к нему узкого фанатского сообщества не угас и поныне. Группа вконтакте не просто активна, но и до сих пор развивается. Появляются новые мемы, а любовь к Пахому и Братишке остаётся всё такой же страстной. Кроме того, фан-сообщество пополняется совсем юными школьниками. А это значит, что культ «Зелёного слоника» будет жить ещё очень долго, если не вечно.

Фильм «Зелёный слоник» отвечает всем четырём критериям, посему можно сделать вывод о том, что это культовое кино. Более того – единственное культовое кино на русском языке. Киноленты «Брат», «Асса», «Кин-дза-дза» и «Беспредел» не отвечают всем этим критериям.

«Зелёный слоник», как и любой другой почитаемый фанатами фильм, живёт отдельной от своих создателей жизнью. И возникает ситуация, при которой ни режиссёр, ни актёры уже не могут изменить вселенную этой картины. Существуют даже периоды ненависти фанатов к актёрам. Многие поклонники «Слоника» не любят Епифанцева за его критические отзывы о своём кинематографическом дебюте и не очень уважают Пахомова, который порой чрезмерно хайпится на картине. При этом сыгранных ими героев фанаты любят, невзирая на ненависть к сыгравшим из актёрам.

Во время начала краудфандинговой кампании, связанной с фильмом «Я Гамлет», Сергей Пахомов, желая помочь Светлане Басковой, сказал следующую фразу «Тот фанат, который не перевёл деньги, я его исключаю из фанатов. Мы отказываемся от всех фанатов. Фанаты, идите на хуй, блядь, если не переведёте деньги нам на новый фильм! Фильм по Шекспиру, ебать вас колотить, уроды!»

Эта речь была сказана в шутку. Но даже при серьёзных обстоятельствах, она бы не имела никакого смысла, ведь поклонники фанатеют не от актёров, а от фильма.

Интересны комментарии к наигранной истерике Пахомова. Именно они подтверждают то, что «Зелёный слоник» соответствует второму критерию культовых фильмов:

- Совсем дошёл.

- Ну что ты?! Я тебе сейчас оплачу, я тебе сейчас донат оплачу!

- Ничего не понимаю... И это фанаты? Говно какое-то... Пидоры, блядь. Светлана снимает охуенный фильм! Донать, донать на фильм! Не хочу на фильм донатить - хочу говно жрать. Что такое? Это поддержка любимого режиссёра?! Это поддержка?! Суки... Мудачьё — фанаты! На фильм не донатят! Говно жрут! Пидоры, блядь, ёбаные...

- Братишка, ты что?! Все же мы... все ж мы люди! Ты ж знаешь…

 

Химия культового кино

По какой причине фильмы становятся культовыми? Почему одни люди их почитают, а другие попросту не понимают? Эти вопросы можно отнести к области культурологии, социологии и психологии.

Но попытаемся на них ответить.

1). Во-первых, некоторые культовые фильмы с поразительной точность отразили особенности жизни и философии определённой субкультуры. В качестве примера можно привести фильмы о байкерах, киноленту о русском роке «Асса» и фильм «На игле». Данные картины становились символом сплочения субкультуры и иногда (как в случае с фильмом «На игле») даже выходили за её пределы.

2). Во-вторых, некоторые культовые картины эксплуатировали табуированные темы. Классический секс к таким темам не относится, потому что даже пуритане занимаются им и вынуждены это признавать. Иначе как они могут объяснить наличие у них детей? Именно поэтому порнография, демонстрирующая естественный процесс, никогда не становилась культовой.

А вот фильмы, демонстрирующие гомосексуальные контакты, копрофилию, расчленения тел и некрофилию, становились в узких кругах почитаемыми, т.к. демонстрировали запретный плод. И любители таких картин переживали при просмотре катарсис, становясь свидетелями сцен, которые у обычного зрителя ничего, кроме отвращения вызвать не могут. Такие фильмы являлись и способом троллинга, так как могли шокировать неподготовленного человека.

Главный пример – это уже неоднократно упоминаемый фильм Роджера Уотерса «Розовые фламинго». Единственными культовыми порнографическими фильмами стали «Wrestlers: Muscle Fantasies 2» и «Workout: Muscle Fantasies 3», которые относятся к жанру гей-порно. Отрывки именно из этих фильмов стали интернет-мемами в отдельном жанре «Гачимучи», зародившемся в Японии.  

3). Особая атмосфера страха, созданная минимальными затратами, тоже рождает культовые фильмы. Самое интересное, что лучшие фильмы ужасов сняты за небольшие деньги. Но объяснить этот парадокс достаточно просто. Дорогие костюмы, шикарная компьютерная графика и отменная работа художников-оформителей хорошо подходит лишь для фэнтези. А вот атмосфера страха создаётся не компьютером, а смекалкой. Детский страх просыпается в человеке буквально при помощи подручных средств. Эффект «зловещей долины» возникает у него только в сочетании натурального с невероятным и необъяснимым.

Создание экспериментального фильма Эдмунда Элиаса Мериджа «Порождённый» стоило чуть более тридцати тысяч долларов. Но режиссёр применил интересный подход: он пытался фильму старый, испорченный вид. Для этого он натирал чистую плёнку наждачной бумагой, а каждый снятый на эту плёнку кадр перефотографировал. В итоге восприятие картины зрителями исказилось. Они не могли понять происходящие на «старой» плёнке события. И сознание вынуждено было их дорисовывать, что и создало эффект страха.  

4). Фильм мог стать культовым, если его авторы создали вымышленную вселенную, которая с психологической точки зрения идеально вписалась во внутренний мир зрителя. В итоге фанаты, желающие отвлечься от житейских проблем, погружаются во вселенную любимой картины и растворяются в ней.

Почему подобные фильмы так полюбились зрителям? Во-первых, это может быть связано с особой атмосферой картины. Во-вторых, с идеальной работой актёров, которые не просто хорошо сыграли роли, а вжились в образ своих героев. В-третьих, эти фильмы задели те «струнки души», которые ещё не изучены психологией и психиатрией.

Обычно к фильмам такого типа относится фантастика, никак не связанная с реальной жизнью. Примеры: «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Звёздный войны», «Звёздный путь».

5). Возможно, одной из таких «струнок» является неосознанное желание многих зрителей вернуться во времена детства. И многие фильмы предоставляют поклонникам такую возможность, если демонстрируют гротескно-наивное поведение героев во взрослом мире.

Представьте: два взрослых мужика пытаются ликвидировать следы убийства до прихода жены одного из героев, потому что тот боится, что, увидев труп «мёртвого ниггера», она разведётся с ним. И это, как ни странно, прекрасно сочетается с «гангстерской» атмосферой фильма. Герои фильма «Большой Лебовски» тоже ведут себя по-детски, однако всё равно раскрывают хитрый замысел престарелого инвалида.

Инфантильность в атмосфере «взрослости» очень нравится многим зрителям, потому что возвращает их те в счастливые времена, когда можно было стать «крутым парнем», просто взяв в свои руки палку и обозвав её «автоматом».     

6). Если события в фильме, несмотря на его философию, происходят в обычных, знакомых всем зрителям местах (кафе, пиццерия, боулинг, магазин, кухня), то это тоже может стать причиной его почитания. В этом случае зритель начинает ассоциировать себя с героями, а это, вне всякого сомнения, является одной из причин появления химии между создателями кино и их поклонниками.

В качестве примера можно привести фильм «Клерки», действие которого разворачивается в небольшом продуктовом магазинчике и в пункте проката видеокассет. Герои картины – обычные молодые люди, неудачники, которые ничего не добились ни в карьере, ни в личной жизни. Особую пикантность фильму придаёт чёрный юмор.

7). Кстати, о чёрном юморе. Почти все культовые фильмы (за исключением фантастики и фильма ужасов) наполнены особым юмором, построенным на диалогах и провокационности.

Знаменитые «тарантиновские диалоги» - это особое, плохо изученное явление, которое рождает культовые фильмы.

Особую атмосферу создаёт и табуированный юмор. Именно в культовых фильмах высмеиваются непривычные для широкого зрителя темы: война, убийства, извращения, болезни, инвалидность и т.д.

Вспомним о заключительной сцене фильма «Большой Лебовски»: в конце фильма жадный друг одного из умерших персонажей отказывается покупать дорогую урну и насыпает прах в жестяную коробку из-под кофе. И это очень смешит зрителей. В этом же фильме высмеивается посттравматический синдром ветерана Вьетнамской войны. Хотя, с точки зрения гуманности, ничего смешного в человеке, морально покалеченном войной, нет (кстати, вы не заметили, как Уолтер Собчак напоминает Энди Андерсона из мультсериала «Жизнь с Луи»?)

Шутки о случайно опрокинутом на похоронах трупе есть и в фильме «Клерки». Многие зрители считают смешной даже сцену с ребёнком на потолке из фильма «На игле».

Такой юмор называется «чёрным». Одной из причин его популярности является то, что он мгновенно отсеивает от экранов так называемых «моралфагов», а почитатели фильмов получают удовольствие от того, что смотрят кино, так яростное отвергаемое большинством.

8). Одной из причин популярности культовых фильмов может быть осознание зрителем того факта, что он один из немногих, кому этот фильм нравится. Это явление очень напоминает вывернутый наизнанку снобизм. Поклонники Феллини и Висконти считают себя особыми из-за своего интеллекта и заявляют, что не всем надо понять фильмы их любимых режиссёров. А вот поклонники Тарантино любят своего режиссёра за особый шарм, который не понятен другим людям не из-за недостатка интеллекта, а просто из-за того, что они другие.

 В конце раздела мне бы хотелось обратить внимание на один занимательный факт: поклонниками культовых картин являются в основном мужчины. Почему это происходит? Возможно потому, что именно представители сильного пола всегда сохраняют в себе частичку детства и капельку инфантилизма.

Шедевр Кэмерона «Титаник» - не культовый фильм, потому что его основной аудиторией являлись женщины. В конце девяностых годов они всплакнули над печальной судьбой главного героя, а через день благополучно забыли о существовании этой ленты.

С мыльными операми происходит похожая ситуация: их эмоциональный эффект силён, но кратковременен. Именно поэтому создатели женских сериалов вынуждены клепать свои «творения» в невероятном количестве.

   

Химия «Зелёного слоника»

По воспоминаниям Светланы Басковой, на премьерном показе «Зелёного слоника» присутствовало не более восьми человек, но на следующий день о фильме знало почти всё московское андеграундное сообщество. Что стало причиной этого феномена – непонятно. Скорее всего, разгадка кроется в заработавшем после премьеры «сарафанном радио», когда немногочисленные, но шокированные зрители начали делиться своими эмоциями с родными, друзьями и знакомыми. Другого объяснения нет, ведь на VHS фильм тогда ещё не распространялся. Для этого просто не было технической возможности: в первые дни после премьеры исходники хранились только у Басковой и Мавроматти.

Феномен мгновенно родившейся в узких кругах популярности говорит о том, что «Зелёный слоник» продемонстрировал перспективу своей культовости ещё при первых показах.

Что же стало причиной первоначального успеха? Можно с уверенностью сказать лишь одно: дело не в провокационности. В девяностые годы было выпущено огромное количество ужастиков, сплеттеров и сюрреалистичных фильмов. Эпатаж порой выходил за все допустимые пределы. Например, режиссёр фильма «Среда 19.07.1961» снял собственную умирающую мать. А Олег Мавроматти всерьёз хотел снять фильм о захвате трамвая террористами. Режиссёр планировал снять эпизод, где в одного из актёров стреляют по-настоящему.

Как видим, в плане своего «мясного» содержания «Зелёный слоник» не был уникумом в российском андеграундном кинематографе девяностых годов и даже уступал в этом плане другим фильмам. Но именно «Слоник» стал притчей во языцех.

В 2002 году кадры из фильма «Зелёный слоник» были впервые показаны по телевидению. Это произошло на малоизвестном телеканале АРТ (Ассоциация регионального телевидения) в рамках авторской передачи кинокритика Алексея Вексера «Кинофанат». Зрители увидели отрывки с песней о зелёном слонике, с отжиманиями Пахома и даже пару секунд из кровавой сцены. Также было показано интервью со Светланой Басковой и Александром Маслаевым, в котором первая рассуждала о современном искусстве, а второй рассказывал о том, что очень эмоционально воспринимал кинематограф с раннего детства.

Несмотря на попадание «в телевизор», в первые годы своего существования популярность картины Светланы Басковой так и не вышла за рамки группы независимых деятелей искусства Москвы. На «Горбушке» VHS-кассета с «Зелёным слоником» тоже далеко не произвела эффект разорвавшейся бомбы. Как, в принципе, и любая кассета с независимым фильмом.

Нельзя сказать и о плотно укоренившемся культовом статусе «Зелёного слоника». В первые годы после премьеры московская арт-тусовка отказалась признавать в фильме культовость. Никто не называл «Зелёный слоник» шедевром. Если с эмоциональной точки зрения фильм ещё был воспринят арт-сообществом, то вербально – нет. Отрицательных отзывов почти не было, но кинокритики всё же восприняли фильм как рядовое явление российского андеграунда. На фестивале «Любить кино!» фильм «Зелёный слоник» получил диплом второй степени боем. Члены жюри явно не восхищались этой картиной, хоть и вынуждены были признать, что увидели нечто новое.

В период с 2003-го по март 2008 года наблюдалось явное затишье. О «Зелёном слонике» забыли даже в андеграундных кругах. Но если покопаться в архивах интернета, то можно найти отзывы о фильме, появившиеся именно в этот период. Эти рецензии ценны тем, что были написаны вне атмосферы «слонового» угара. Приведу примеры таких отзывов:

1). Чрезвычайно депрессивный, чернушный фильм! Как раз в моем вкусе! Копрофагия, садизм, гомосексуализм... Очень грязный и депрессивный фильм короче. А в конце там всех убивают (2004 год).

2). А по мне так весьма веселый фильм. Люблю пересматривать, будучи нетрезвым (2006 год).

3). Ёбаное говно. Баба сняла фильм о том, чего сама никогда не пробовала. Тупорылое уебанство и чернуха - такое моё субъективное мнение (2007 год).

4). Ну, если такое явление в искусстве существует, значить оно кому-то интересно (2007 год).

5). Лучшего фильма не видел за всю жизнь! Твердая 5+! Этот фильм доказывает, что не бюджет, графика, спецэффекты и количество задействованных персонажей главное в хорошем в фильме, а творчество. Я так не смеялся за всю жизнь, одновременно из смеха рождалось и понимание этого фильма. Этот фильм изнанка нашего общества о которой все знают, но предпочитают не говорить и не задумываться. Однозначно многим нашим и голливудским режиссерам есть чему поучиться у Светланы Басковой (2007 год).

6). Под конец фильма немного утомляет однообразность, особенно с гей-сценами. В начале и до середины реальный шок, для непривычного зрителя. В какой-то мере поочерёдно сочувствие обоим персонажам. Кино - натуральная чернуха, жёсткий постмодернизм (2007 год).

В конце 2007 - начале 2008 года отрывки из «Зелёного слоника» уже можно было найти в интернете, но о широкой популярности речи пока не шло. Всплеск обсуждений наблюдался лишь на отдельных форумах.

22 марта 2008 года пользователю под ником jblotv пришла в голову идея оцифровать кассету с «Зелёным слоником» и выложить фильм на сайт YouTube. Тогда ролик был разбит на пять частей, так как в то время ютуб не позволял загружать ролики, продолжительность которых превышала пятнадцать минут.

Тогда интернет ещё не отличался переизбытком информации. Посему фильм, выложенный на набирающий популярность сайт, тут же привлёк к себе внимание. С этого момента начался период более широкой популярности картины. Отрывки из фильма (особенно сцена «Я тебе покушать принёс») полюбилась «двачерам» - посетителям сайта 2ch.ru. Представители данной интернет-субкультуры, несмотря на свою мягкость в жизни, отличаются цинизмом и отсутствием эмпатии. Поэтому им полюбилось хулиганство: пользователи этого сайта стали скидывать ссылку на ролик всем знакомым и незнакомым пользователям. Неподготовленных юзеров такой фильм, конечно, шокировал. Были и пользователи, которым фильм понравился. В первую очередь, любителям пощекотать себе нервы трэшачком-ужастиком.

Почти не было юзеров, которые посмотрели бы этот фильм полностью: его эффект мгновенно отстранял от себя брезгливых людей и «моралфагов». Те люди, которые всё же нашли в себе силы посмотреть фильм до конца, обратили внимание и на его «непровокационную» сторону. В первую очередь, речь идёт о смешных диалогах и особой атмосфере фильма.

Постепенно сформировались интернет-сообщества, посвящённые фильму. «Зелёный слоник» стал восприниматься многими не как трэш, а как милая комедия с забавными диалогами.

В 2012 году на YouTube-канале Enjoykin было выложено видео под названием «Лирика». В том же году этот пользователь создал ролик «Братишка», который набрал несколько миллионов просмотров. Оба ролика были основаны на отрывках из фильма «Зелёный слоник», наложенных на музыку. Начался второй виток популярности картины, который продолжался вплоть до 2014 года.

Сообщества «FUFEL_EL» и «P O E H A V S H I Y» набрали несколько десятков тысяч подписчиков. Фильм стал цитироваться на многих сайтах. Появилась узкая группа поклонников, которые начали пересматривать фильм бесконечное количество раз и выучили его наизусть. Возникла «слоновая» субкультура, в рамках которой было принято общаться цитатами из фильма. При этом широкой аудиторией фильм не воспринимался как полноценное произведение искусства. Он был мемом, о нём говорили, но мало кто из «неслоновой» тусовки смотрел его полностью.

Нестандартная популярность «Зелёного слоника» вышла за пределы интернета. Фильм начали обсуждать по телевидению. Отрывки были показаны на телеканалах «Культура» и «Первый».

Светлана Баскова приобрела популярность как режиссёр. В 2013 году её новый фильм «За Маркса» стал событием в российском кинематографе. Лента вошла в программу Берлинского кинофестиваля.

«Зелёный слоник» стал поистине культовым фильмом. Каковы же причины этой популярности?

Дело в том, что между фильмом «Зелёный слоник» и небольшой группой фанатов возникла химия. В предыдущей главе я проанализировал причины возникновения феномена культовых фильмов. По какой же причине культовым стал фильм Светланы Басковой?

Давайте проанализируем по порядку все причины, обозначенные в предыдущем разделе. Рассказывает ли «Зелёный слоник» о какой-нибудь категории населения? Да, фильм посвящён военным. Но можем ли мы сказать о том, что картина пользуется популярностью в военной среде? Нет, и даже наоборот: военные её ненавидят и даже пытаются подавать на создателей картины в суд. Учитывая особенности мышления военных людей, их стремление к чёткости, соблюдению порядка и субординации, люди данной профессии не могут полюбить этот фильм.

Эксплуатируют ли создатели фильма табуированные темы? Ещё как! Чего только в «Слонике» нет: и сквернословие, и пошлость, и убийства, и самоубийства, и гомосексуальные контакты, и некрофилия. И, конечно же, копрофилия и копрофагия главного героя. Таким образом, первая причина популярности «Зелёного слоника» найдена: провокационность, с помощью которой он и привлёк к себе внимание многочисленных юзеров в 2008 году. Но достаточно ли данной эксплуатации? Судя по всему, нет. Ведь не менее провокационный фильм «Свадебная ваза» тоже в своё время активно «форсился» в интернете, но культового статуса так и не приобрёл. И произошло это по одной простой причине: немой фильм «Свадебная ваза» ограничивается лишь чернухой, в то время как «Слоник» наполнен не только дерьмом и кишками, но и забавными историями и цитируемыми диалогами.

И мы перешли ко второй причине популярности фильма: наличие интересных и забавных «тарантиновских» диалогов, которые стали крылатыми. Но мы сталкиваемся со знакомой проблемой: дело в том, что для приобретения статуса культовой картины фильму недостаточно провокационной тематики и удачных диалогов. И в качестве примера можно привести творение Балабанова «Жмурки». Эта популярная чёрная комедия не сплотила вокруг себя узкую группу почитателей.

Это означает то, что у популярности «Зелёного слоника» есть и другие причины.

Ощущается ли в этом фильме особая атмосфера страха, созданная режиссёрской смекалкой и минимальными затратами? Конечно, да. И в этом плане фильм можно сравнить с культовыми ужастиками. Весь фильм воспринимается очень реалистично, как документальная хроника. Во второй части фильма складывается ощущение, что Братишка по-настоящему убил Товарища Капитана. И всё это было достигнуто за счёт кишок, купленных на мясокомбинате, особой манеры съёмки и, что самое важное, актёрской игрой, которой хочется верить.

 Посмотрите на героя, которого сыграл Сергей Пахомов. Это же ребёнок во взрослом обличии. Его поведение характерно для малолетних детей, у которых ещё не развит интеллект, а логическое мышление не достигло даже примитивного уровня. Помните, как он упорно отрицал факт своей дефекации («Я не срал, я те честно говорю!», «Я не срал сегодня вообще!»)? Так ведёт себя только малолетний ребёнок, который пойман на шалости, но всё равно не сознаётся в содеянном, несмотря на наличие всех улик.

Поехавший ведёт себя наивно и непринуждённо, что не могло не вызвать симпатии большинства зрителей. Если вывести за скобки копрофилию Пахома, которая вызвала у многих отторжение и наприязнь к этому герою, то мы увидим добрейшего и милейшего человека.

Сыграв свою роль, Сергей Пахомов заставил зрителей неосознанно вернуться в детство и вспомнить эти беззаботные времена. Я подчёркиваю слово «неосознанно». Далеко не все поклонники фильма осознали причину, по которой данная картина так привлекла их. Они так и не поняли, что противный говноед Пахом попал в самую точку, находящуюся глубоко в подсознании.

Копрофилия и копрофагия непосредственно связаны с начальным периодом жизни человека. Копрофагия наблюдается примерно у 10% детей в возрасте между 9 и 15 месяцами. Чаще всего она проявляется у грудных детей так: они скатывают небольшие комочки, пробуют их на вкус, после чего предлагают их другим детям. Ничего не напоминает?

Сергей Пахомов и сам уловил этот секрет популярности фильма. В одном из интервью он объяснил возникшую магию «Зелёного слоника» так:

«…какашки, моча, первичные инстинкты – это очень хорошо легко на основу. Эти низовые формы, детские – они близкие и родные».

Фильм «Зелёный слоник» стал лакмусовой бумажкой, быстро определяющей психотип своего зрителя. Те люди, которые узнали себя в Пахоме, досмотрели фильм до конца, а сцена «Я тебе покушать принёс» не вызвала у них сильного отторжения.

Второй психотип полностью отзеркалил поведение Братишки. Первая часть картины ещё могла вызвать у них позитивные эмоции, но вот сцена, где Пахом начал какать в тарелку, вызывала у них крайне негативную реакцию. В итоге чего сам фильм абсолютно не был принят «Епифанами».

Первый психотип («Пахомы») – это зрители, которые сохранили в себе частичку детства. Это неконфликтные люди, в чём-то наивные и примитивные.

Второй психотип («Епифаны») – это серьёзные, консервативные люди, считающиеся себя носителями «здравого смысла». Детская форма восприятия работает у них достаточно слабо. При просмотре фильма они не могут отключить разум и воспринимать фильм бессознательно. Именно поэтому все сцены картины воспринимаются ими буквально. И это объясняет, почему сцена с копрофилией вызывает у них такую ярую реакцию.

Причина негативных эмоций может заключаться и в том, что «Епифаны» тоже люди. Они так же, как и «Пахомы», хотят вернуться в детство, но отталкивающая оболочка фильма их пугает. В результате чего у таких людей возникает когнитивный диссонанс: происходящее на экране бессознательно привлекает их, но ханжество не позволяет признаться в этом даже самому себе. В результате и возникает злость.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь