Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чем может заполнить разработчик период ожидания?



Ошибка, стоимостью в несколько миллионов долларов, служит очень горестным уроком, но запоминается надолго. Я живо помню тот вечер, когда мы принимали решение о написании внешних спецификации для OS/360. Руководитель группы архитекторов ЭВМ, руководитель отдела разработки управляющих программ и я бились над планом, графиком и распределением обязанностей.

В группе архитекторов было 10 отличных специалистов. Ее руководитель утверждал, что они могут написать спецификации, и сделают это хорошо. Но на это потребуется 10 месяцев, на три месяца больше, чем допускал график.

В отделе управляющих программ было 150 человек. Ее руководитель говорил, что, взаимодействуя с архитекторами, они смогут подготовить практичные спецификации высокого качества и при этом уложиться в график. Если же этим займутся архитекторы, то его 150 человек будут десять месяцев бить баклуши.

На это архитектор отвечал, что если я поручу написание спецификаций отделу управляющих программ, то мы не только не дождемся результатов вовремя, но получим их на три месяца позже и они окажутся гораздо хуже. Так ц получилось. Архитектор был прав во всех отношениях. Кроме того, отсутствие концептуального единства увеличило стоимость создания и модификации системы п, по моим оценкам, удлинило срок отладки по меньшей мере па год.

Много факторов, конечно, повлияло на принятие этого ошибочного решения, но главными были график п желание дать работу 150 разработчикам. Сирены пели мне именно эту песню, ц теперь-то я вижу всю ее смертельную опасность.

Когда речь заходит о том, чтобы поручить маленькой группе архитекторов создание всех внешних спецификаций для вычислительной машины или системы программирования, разработчики выдвигают три возражения:

Ø спецификации будут слишком разнообразны по функциям, но не учтут практическую стоимость реализации;

Ø архитекторы сделают всю творческую часть работы, лишив разработчиков возможности что-либо придумать самим;

Ø большому числу разработчиков придется простаивать, в то время как спецификации будут проходить через игольное ушко, называемое группой архитекторов.

Первое представляет реальную опасность и подробнее будет рассматриваться в следующей главе. Два других возражения — не более, чем мираж. Как мы уже убедились, разработка — тоже творческая деятельность. Возможности для творчества и проявления изобретательности при разработке не уменьшаются сколько-нибудь значительно из-за необходимости работать с заданными внешними спецификациями, а степень проявления творческой активности может даже возрасти благодаря дисциплине. Конечный же продукт, вне всякого сомнения, от этого только выиграет.

Последнее возражение касается распределения времени и этапов работы. Первый ответ, приходящий на ум, заключается в том, что не нужно нанимать разработчиков до тех пор, пока не будут готовы спецификации. Именно так поступают при строительстве здания.

Однако в системном программировании темпы выше и график очень уплотнен. Насколько можно совместить этапы создания спецификаций и самого строительства?

Как подчеркивает Блау, в творческой деятельности выделяются три различные этапа: архитектура, разработка и реализация. На практике оказывается, что все этапы могут начинаться одновременно и проходить параллельно.

При проектировании вычислительной машины, например, разработчик уже может начинать работу, даже если он имеет довольно смутные представления о принципах действия, несколько более ясные технологические идеи и четко определенные понятия о стоимости и производительности. Он может начать проектировать информационные связи, управляющие последовательности, принципы компоновки п т. д. Он придумывает пли совершенствует средства, которые ему потребуются, особенно систему документирования, включая систему автоматизации проектирования.

Одновременно может проходить разработка и устранение недостатков у интегральных схем, плат, кабелей, стоек, источников питания, запоминающих устройств и т. д., и составляться документация для них.

Эта работа выполняется параллельно с созданием архитектуры и ее реализацией.

Аналогично обстоит дело и при проектировании систем программирования. Задолго до того, как завершены спецификации, у разработчика уже много дел. Обладая некоторыми приблизительными сведениями о функциях системы, которые получат свое отражение во внешних спецификациях, он уже может действовать. Он должен точно знать поставленные ему сроки и отведенные средства. Он должен знать машину, на которой будут пропускаться его программы. Далее он может приступить к разработке сопряжения модулей, структуры таблиц, алгоритмов, распределению работы по фазам. Некоторое время следует затратить на установление контактов с архитекторами.

Кроме того, и здесь на уровне реализации также много параллельной работы. В программировании тоже есть технология. Если машина новая, то предстоит большая работа с подпрограммами, супервизором, алгоритмами поиска и сортировки7).

Концептуальное единство действительно требует, чтобы система отражала единую философию и чтобы спецификации в том виде, в каком они доходят до пользователя, исходили от нескольких человек. Реалъное разделение труда на архитектуру, разработку и реализацию вовсе не означает, чуб на создание системы в целом, спроектированной таким образом, потребуется больше времени. Опыт показывает обратное, а именно, отдельные модули быстрее объединяются в систему, и на се отладку требуется меньше времени. Таким образом, широко распространенное горизонтальное разделение труда сокращается за счет вертикального разделения труда, при этом существенно упрощается обеспечение связи и повышается концептуальное единство проекта.



V. ЭФФЕКТ ВТОРОЙ СИСТЕМЫ

Если ответственность за функциональные спецификации отделить от ответственности за быстрое создание дешевого конечного продукта, то как поставить пределы творческому энтузиазму архитектора?

Фундаментальное решение этой проблемы заключается в установлении тесной, последовательной и основанной на симпатиях связи между архитектором и разработчиком. Но есть и более тонкий ее аспект, обычно ускользающий от нашего внимания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь