Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Синтаксис поэтической речи



Образность художественной речи зависит не только от выбора слов, но и от того, как эти слова сочетаются в предложениях и других синтаксических конструкциях, с какой интонацией они звучат.

Особые приемы построения фраз и предложений, способствующие образной выразительности речи, называются синтаксическими фигурами. Они усиливают ритмико-мелодические качества текста, создают эмоциональную напряженность, экспрессивность. Фигуры художественного синтаксиса многочисленны, мы назовем лишь основные.

Разнообразные словесные повторы.

Как показывает само название, эта фигура состоит в повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание, вызвать эмоциональное их произнесение:

А дождик льет,

А дождик льет,

И больше ничего.

 

Но поле пьёт,

Но поле пьёт,

Но поле пьёт его.

(Р. Сеф. «Поле»).

В фольклорных произведениях используются повторы особого вида:

а) корневые (рядом ставятся слова одного корня, но разной грамматической формы):

Под Черниговом силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

б) синонимические:

«Говорит ему отец-батюшка; «Стал Добрыня растеть-матереть».

Синонимические повторы используются и в литературных произведениях, язык которых ориентирован на воспроизведение народной речи: «в путь-дорогу снарядился», «по морю, по океану к славному царю Салтану» (А. С. Пушкин); «Я бегу-топочу по лестнице, и мне хорошо, легко», «Едет-катит в лубяных саночках…», «Трифоныч, всегда первый, у самого подъезда, поздравляет-целуется, преподносит жестяные коробочки…» (И. Шмелев «Лето Господне»).

Разнообразны повторы в литературных стихотворных текстах. Особую выразительность словесный повтор приобретает тогда, когда одно и то же слово стоит в начале двух и более соседних стихов или двух и более соседних прозаических фраз. Такой синтаксический прием называется анафорой или «единоначатием»:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разделю,

Яблоко с другом своим разделю

(Я. Аким)

Синтаксическим приемом, подобным анафоре, является эпифора – повторение одних и тех же слов или словосочетаний в конце нескольких соседних стихов, строф или прозаических абзацев:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне мира в тихом доме

Возле мирного огня.

(А. Блок).

Эпифора в русской поэзии встречается реже, чем анафора.

Повтор последнего слова (группы слов) стиха в начале следующего называется стык:

Мама, мама! Посмотри,

Посмотри в аквариум:

Рыбка булькает внутри…

Мы с ней разговариум!

(А. Усачев)

От эпифоры следует отличать стихотворный рефрен  – повторение строки или нескольких строк в конце строфы. Рефрен – самостоятельное предложение, логически обособленное от основного текста строф.

Мне грустно, я лежу больной.

Вот новый катер заводной.

А в деревне лошади.

Папа мне купил тягач,

Кран игрушечный и мяч.

А в деревне лошади.

Мне грустно – я лежу больной,

Вот вертолетик жестяной.

А в деревне – лошади.

 

А я в деревне летом был,

Я лошадь серую кормил.

Она сухарь жевала

И головой кивала.

(И. Токмакова. «Мне грустно»)

Больной мальчик равнодушен к игрушкам, которыми родители, занятые своими делами, стараются развлечь его. Ребенку нужно ощущение тепла и присутствие живого, доброго существа, хотя бы той деревенской лошади, которая так понимающе кивала ему головой.

Многочисленные повторы содержатся и в прозаических текстах:

«И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко на ладони, а светит, словно издалека…» (В. Драгунский. «Он живой и светится…»).

Повторяющиеся на протяжении всего произведения слова порой обрастают различными смысловыми оттенками, приобретают особую значимость в выражении авторской идеи, получают символическую глубину. В этом случае повтор становится лейтмотивом произведения.

Эллипсис – фигура художественного синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Чаще всего опускается сказуемое. Этим пропуском достигается сжатость и динамичность речи, передается напряженная смена действия. При этом сохраняется связь художественного эллипсиса с разговорными оборотами:

«Коза вправо, коза влево, собаки почти на хвосте висят…» (Саша Черный).

«Школьники проходили мимо нашего отеля с музыкой … я побежала за угол…. Они так красиво шли в ногу, бум-бум! И опять за угол… и еще за угол!..» (Саша Черный).

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

на хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле,

Зайчики

В трамвайчике,

Жабы на метле…

(К. Чуковский)

«От ворот на крыльцо следочки, кто-то уже прошел…» (И. Шмелев).

Город зимний,

Город дивный,

Снег, как с яблонь,

Лепестками.

(Давид Самойлов)

«Кузька любил подметать. Пыль из-под веника – к потолку!» (Т.Александрова)

Иногда в художественной речи пропускаются не только сказуемые, но и второстепенные члены. Создаются назывные предложения, имеющие в искусстве слова особенную выразительность:

Вечер. В мокрых цветах подоконник.

Благодать. Чистота. Тишина.

(В. Берестов)

Торжественно выносим стулья в сад

Фотограф наставляет аппарат.

Смех на устах. Волнение в груди.

Молчок. Щелчок. И – праздник позади.

(В. Берестов)

Ракита. Корыто. Сарай.

Крапива. Горшки на плетне.

Один на чужой стороне!

(В. Берестов)

 

Инверсия.

Порядок расстановки слов в предложении в русском языке относительно свободный. Подлежащее может стоять и перед сказуемым, и после него, и после дополнения («Я рисовал картину", "Рисовал я картину», «Рисовал картину я»). 

Но чаще всего предложение строится так, что на первом месте стоит подлежащее с относящимися к нему словами, на втором месте – сказуемое с примыкающими словами, далее - дополнения. Нарушение такого общепринятого порядка называется инверсией. Инверсия (перевертывание, перестановка) – постановка выделяемых слов на синтаксически необычное для них место.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И спрячется за край окружных гор

(А. Пушкин).

В данном случае логическое ударение будет выделять подлежащие.

Иногда, наоборот, инверсия главных членов предложения создает акцентно-мелодическое выделение сказуемого, ставшего, вопреки логической норме, на первое место:

Зимы ждала, ждала природа….

(А. Пушкин).

С помощью тройной инверсии подлежащего в этих строчках создается неторопливая интонация сложносочиненного предложения.

Дополнения и обстоятельства, выраженные именами существительными, ставятся в русском языке, как правило, после слов, к которым они относятся («Рисовал я картину»). Поэтому дополнения и обстоятельства в форме существительных, стоящие перед управляемыми ими словами, воспринимаются как инверсированные:

Часов однообразный бой,

Томительная ночи повесть…

(Ф. Тютчев)

Особенно распространенный вид инверсии – постановка эмоционального определения, эпитета в форме прилагательного или наречия, которые, как правило, предваряют определяемое ими слово, после этого слова.

Дальнейшее развитие инверсии заключается в том, что слова в предложении не только меняются местами, но и при этом разъединяются те из них, которые должны были стоять рядом: «На море синее вечерний пал туман» (А. Пушкин). 

Иногда такое инверсирование делает построение всей фразы необычным, затрудненным, придает ей исключительную смысловую весомость.

В тех случаях, когда нужно добиться особой выразительности фразы, прибегают к градации.

Градация (постепенное повышение) – стилистический прием расположения слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. Градация первого вида называется климакс (греч. – лестница), второго – антиклимакс.

Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, -

Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

(А. Пушкин).

«Капитан снял с костра ведро и вывалил раков на траву. Груда раков, курган раков, гора Казбек раков возвысилась над землей рядом с мигающим жарким костром» (Ю. Коваль).

 Нисходящая градация в русской словесности используется реже, чем возрастающая.

- Оса? Переспросил он. – Большая оса?

Слово "большая" он раздул так сильно, как будто подозревал осу величиной с теленка.

- Большая, батюшка, ответила кума, снижая все-таки размер осы до барана». (Ю. Коваль)

Параллелизм – одна из разновидностей повтора в синтаксисе (синтаксический параллелизм). Повторяются типы предложений или словосочетаний, совпадает, хотя бы частично, и порядок слов:

Воды глубокие

Плавно текут,

Люди премудрые

Тихо живут.

(А. Пушкин)

Теплый вечер.

Теплый ветер.

Кусочек теплого неба.

Кусочек теплого хлеба.

(И. Токмакова)

«Гроза, внучек, бушует, ветер дует, молния полыхает, всех пугает» (Т. Александрова)

Кроме понятия синтаксического параллелизма, существует понятие «психологического параллелизма» (А. Н. Веселовский). Отношения между собой элементов природы рассматриваются как аналогия отношений между людьми. Это своеобразный вид иносказательности, возникший еще в фольклоре. Первая часть параллелизма такого типа есть изображение природы, а вторая – человеческих чувств:

Ах, кабы на цветы да не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, кабы на меня не кручина,

Ни о чем бы я не тужила.

Для образной обрисовки предметов и явлений, резко контрастирующих друг с другом или заключающих в себе внутреннее противоречие, используется антитеза. Словесная антитеза – стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Наиболее простая и четко выраженная антитеза основывается на употреблении антонимов:

«Французы, улыбаясь, оборачивались. В самом деле смешно: огромный широкоплечий полицейский еле поспевал за маленькой пятилетней девочкой, которая его за руку тащит. Точно не он, а она его ведет». (Саша Черный)

Своеобразной разновидностью антитезы является оксюморон (или оксиморон) – фигура, в которой сочетаются слова со взаимоисключающими значениями.

«Он сидел сейчас в зарослях бурьяна, в дебрях пустырника и глядел на Шурочку, как на исчадие некоторой красоты» (Ю. Коваль).

Словосочетание «исчадие красоты» в этом предложении является оксюмороном. «Исчадие» в буквальном смысле этого слова – порождение ада. Так говорят о том, кто внушает своим видом или действиями отвращение, ужас. В повести же Юрия Коваля «Промах гражданина Лошакова» Шурочка произвела на героя повести Васю Куролесова необычайно благоприятное впечатление, показалась ему очень красивой.

Чаще всего оксюморон представлен сочетанием прилагательного с существительным, иногда – наречия с глаголом: «живой труп», «чистая грязь», «грустное веселье», «оптимистическая трагедия», «рыдающий хохот».

Вот как о стране Оксюморонии рассказывает Т. Креветко:

 «Вообще-то «оксюморон» по-гречески означает «остроумная глупость». Но жители Оксюморонии забыли, что прекрасно помнят это. Они с достоинством носят розовые, как голубое небо, панталоны и любят ловить мохнатую рыбу на прямые крючки. Летом они жарят снег на пластмассовых сковородках и заедают его сухой водой. Гвозди они делают из деревянного железа и забивают их стеклянными молотками. Письма друг другу оксюморонцы пишут бесцветными чернилами и делают во всех словах безупречные ошибки».

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться или размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

«Ладно, проживу и без премии, - думала тем временем Прасковьюшка, - не в деньгах счастье…» (Ю. Коваль)

Примером использование этой фигуры в стихотворной речи может служить стихотворение В. Лан-цетти «Смелый ручей»:

Он по равнине мчался…

И вдруг…

Обрыв…

Сорвался….

Но он звенит, поет:

- Я рад,

Что превратился

В во-

до-

пад!

Выразительность речи зависит и от того, как используются в ней союзы и другие служебные слова.

Многосоюзие (полисиндетон), то есть, многократное повторение одного и того же союза, сообщает тексту особое эмоциональное напряжение, придает речи плавность, медлительность:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отделенные седой зимы угрозы.

(А. Пушкин).

Многосоюзие используется и в прозаических произведениях:

«И я очень обрадовался, что пришел в школу и что все ребята сидят на своих местах, и Катя Точилина, и Мишка, и Валерка, и цветы в горшках, и доска такая же блестящая, и Раиса Ивановна веселая, и все, как всегда» (В. Драгунский).

«Капу все нравилось: и дома, и люди, и машины, и карусели в городском парке» (В. Крапивин).

Бессоюзие (асиндетон) – стилистический прием, при котором отсутствуют (опущены) союзы, соединяющие во фразе слова в предложения. Вследствие этого речь приобретает большую сжатость, компактность.

«Это было чудесно! Ветерок свистел у меня в ушах, все вокруг понеслось быстро-быстро по кругу: столбик, ворота, скамеечка, грибы от дождя, песочник, качели, домоуправление, и опять столбик, ворота, скамеечка, грибы от дождя, песочник, качели, домоуправление…» (В. Драгунский)

Бессоюзие, как правило, ускоряет темп речи и ритмическое движение стиха.

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Закрепившееся в названии этих фигур определение «риторический» указывает, что и развились они в ораторской прозе, а затем в художественной словесности.

Риторический вопрос может сохранять вопросительное значение. Но задается он не с целью дать или получить ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя:

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

(И. Токмакова)

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

(И. Токмакова)

«Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост». (М. Пришвин).

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувств:

«Костик спросил:

- А что это такое вы здесь затеяли?

Я сказал:

- Площадка для запуска космического корабля!

Костик прямо закричал:

- Так что же вы молчите! Черти полосатые! Прекратите разговоры. Давайте скорей строить!!!

И мы прекратили разговоры и стали строить». (В. Драгунский)

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

( Д. Кедрин)

Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения:

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(И. Токмакова)

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

(А. Фет)

Итак, риторические вопросы, восклицания, обращения повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание к определенным частям текста.

Парцелляция – прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова. Парцелляция придает речи интонационную экспрессию за счет ее отрывистого произнесения.

«На ночь Кап устроился в зарослях опушки. На лесной паутине» (В. Крапивин).

«Я недавно чуть не помер. Со смеху. А все из-за Мишки» (В. Драгунский).

Речевая характеристика, выстроенная на основе парцелляции, помогает Е. Шварцу в сказке «Два брата» создать образ жестокого, бессердечного Прадедушки Мороза:

«Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда».

Силлепс объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении.

«У кумушки глаза и зубы разгорелись» (И. Крылов).

Анаколуф – нарушение грамматических норм связи слов в предложении. В художественном произведении анаколуф является одним из средств характеристики персонажа или применяется как приём юмористического изображения. В повести И. Пивоваровой «Однажды Катя с Манечкой» приводится следующее стихотворение Кати, посвящённое маме:

Ах, как я устала –

Штопала, стирала!

Надоело суп варить.

Я хочу творить, парить!

Ненавижу я кастрюль,

Киселей, яичниц,

Потому что я не нуль,

 А творческая личность!

Следует помнить, что использование тропов и фигур – не самоцель, их включение в художественный текст обусловлено конкретной эстетической задачей автора произведения.

Современные детские поэты используют те языковые средства, которые были свойственны взрослой поэзии последних десятилетий: парадокс, омонимические игры, переосмысление идиом, создание неологизмов, новое прочтение известных строчек, переносы ударений.

 

Звуковая организация художественной речи (фоника)

Язык очень долгое время существовал только в устной форме, только как язык звучащий. В устной форме возникла и бытует народная словесность. В противоположность ей, книжная словесность создаётся и существует в письменной форме. Но её звуковая основа в большей или меньшей степени всегда ощутима и для писателя и для читателя. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком, поэтому во всякой речи происходит невольное повторение тех или иных звуковых явлений. Художественная речь упорядочивает эти повторения, используя их для художественного воздействия. Следовательно, основным элементом фоники является повтор.

Как средство художественной выразительности могут быть использованы звукоподражания. Звукоподражания в широком смысле – это подражание с помощью звуков языка звукам живой природы и звукам, возникшим в результате деятельности человека. В русском языке есть группа слов, которая воспроизводит крики животных и птиц, различные шумы: ку-ка-ре-ку, буль-буль, тук-тук и др. Но воспроизведении звуков, издаваемых различными живыми существами, часто строятся детские стихотворения:

- Как тебя зовут, ворона?

- Карр-повна!

- Что ты делаешь, ворона?

- Карр-каю!

- Что ж кричишь, как на пожар?

- Нрр-равится!

- Карр-роша я!

- Карр-роша!

- Карр-расавица!

(И. Гамазкова. «Красавица»)

В рассказе «Воробьишка» с помощью звукоподражаний так «расшифровывает» чириканье персонажей:

«…Что, что? – спрашивала его мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

- Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папа, приносил букашек Пудику и хвастался:

- Чив ли я?

Мама ободряла его:

- Чив, Чив!

А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!»

И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

- Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри, - чебурахнешься!..»

Кроме того, в языке есть существительные и глаголы, звуковой облик которых явно соотносится со звуками природы: гром, грохот, журчать, скрип, шелестеть и др.

Но возможности звукоподражания подобными словами не исчерпываются. В распоряжении писателя множество разнообразных слов, которые при специальном подборе могут дать эффект звукоподражания:

Скажи потиШе:

«Шесть мыШат» –

И сразу мыШи

ЗаШурШат.

(А. Барто)

 

Среди звуковых повторов по характеру звуков различаются аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных).

Аллитерация – приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков:

ПетуШки РасПетуШились,

Но ПодРаться не РеШились.

Если очень ПетуШиться,

Можно ПёрыШек лиШиться.

Если ПёРыШек лиШиться,

Нечем будет ПетуШиться.

(В. Берестов)

Образ взъерошенных, задорных, готовых наскочить друг на друга петушков, воплощён в самом звучании этого стихотворения, в нагнетании согласных П, Т, Ш, Р.

По наблюдению Д. Н. Медриша (Д. Н. Медриш. Речь и молчание в сказках Пушкина // Русская речь, 1992, № 5. С. 98 – 102) обращение Гвидона к морской волне в «Сказке о царе Салтане…» не случайно содержит множество шипящих:

Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Это обращение – заговор, а заговор произнося шёпотом. Шипящие согласные и создают эту имитацию шёпота.

Ассонанс – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков. Так, в «Сказке о царе Салтане…» угроза, нависшая над царицей и её сыном из-за происков ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи, эмоционально реализуется через повтор-завывание:

И в сУмУ его пУстУЮ

сУЮт грамотУ дрУгУЮ…

…………………………….

Объявили царскУ волЮ –

Ей и сынУ злУЮ долЮ…

Вообще у Пушкина-сказочника значим каждый звук, то передающий плеск морской волны, то воспроизводящий полёт комара или шмеля:

Диву царь Салтан дивится,

А Гвидон-то злится, злится…

Зажужжал он и как раз

Тётке сел на левый глаз…

…………………………..

Он над ней жужжит, кружится…

С. М. Маршак в «Заметках о творчестве Пушкина» даёт мудрый совет: «Я не думаю, что мы должны объяснить ребёнку, какое значение имеют в этих стихах звуки «З» и «Ж», характеризующие полёт комара и шмеля. Пусть дети чувствуют звуковую окраску стихов, не занимаясь анализом. Но мы-то сами, прежде, чем прочесть стихи детям, должны услышать все эти «з», «Ж», длинное выразительное «и» – в слове «злиться», гулкое «у» в словах «кружится» и «жужжит» (С. Я. Маршак. Воспитание словом. М., 1964. С. 14).

Современная детская поэзия использует аллитерации и ассонансы достаточно интенсивно: 

Шорох, шептанье, шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое…

Кто это – гном ?

Шшш!

Там за шторами

Нам не видна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

(В. Лунин)

Звуковой состав слова может вызывать и разнообразные ассоциации. Такие, например, какие возникли у героя повести Ю. Коваля «Самая лёгкая лодка в мире», когда он, выбирая название для своей лодки, решил назвать её «Одуванчик»:

«В одуванчике есть воздух – ооооооооооооо…

в нём слышно дует ветер – уууууууууууууууу…

в нём кричат лягушки – ввваааааааааааа…

А потом уж тормозить – ннннннннннн…

А потом как ножом отрезать в самом конце – чик.

И это весёлое «чик» особенно подходило к моей лодке, самой лёгкой лодке в мире».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое синонимы и какова их функция в художественной речи?

2. Найдете в тексте синонимы и антонимы:

«Я подвинул к себе рыбник и ласково отодрал его верхнюю корку. Пар лучной и рыбный, который прежде чуть пробивался сквозь крышку, теперь хлынул в комнату. Огромный карась с головою и хвостом лежал под коркою абсолютно запеченный.

Отломив от крышки кусок, я ухватился за карасевую голову. Капитан взъерошил бороду и вцепился в карася с другой стороны». (Ю. Коваль)

3. За счет чего возникает в двустишии Олега Григорьева иронический эффект:

Копали яму глубоченную,

Получили гору высоченную.

4. Найдите архаизмы и объясните их образную роль:

а) Знать, солнышко утомлено:

За горы прячется оно;

Луч погашает за лучом

И, алым тонким облачком

Задернув лик усталый свой,

Уйти готово на покой

(В. А. Жуковский)

б) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А. С. Пушкин)

5. Что такое неологизмы и какова их роль в художественной речи?

6. Выпишите из следующих строф стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» историзмы и объясните их значение:

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил, весь избытый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

 

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнуло перед нами,

Все побывали тут.

7. Как используются в художественной речи образные возможности, заключенные в форме слова? Внимательно прочитайте стихотворение О. Григорьева «Былина». Что дало основание поэту так назвать свое стихотворение? Соответствует ли это название изображенной ситуации и способам её словесного воплощения? Это название следует воспринимать серьезно или с юмором?

Сидит Славочка на заборчике,

А под ним на скамеечке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славища взял скамеищу

Да как треснет Борищу в шеищу.

 

Плачет Славочка под забориком.

Под скамеечкой плачет Боренька.

8. Приведите примеры того, как писатели заставляют «сиять заново» всем известные слова.

9. Тропы - это:

- употребление слов и выражений в переносном значении;

- употребление редко встречающихся слов;

- употребление иностранных слов.

10. К тропам относятся:

- метафора, гипербола, синекдоха;

- варваризмы, диалектизмы, старославянизмы;

- инверсия, эллипсис, градация.

11. Перенос значения по сходству - это:

- метафора;

- синекдоха;

- гипербола.

12. Метонимия – это перенос, основанный:

- на сходстве;

- на смежности;

- на противоположности.

13. Разновидностью метафоры является:

- олицетворение;

- синекдоха;

- эпитет.

14. Эпитет - это:

- образное определение;

- любое определение;           

- вообще не определение.

15. Какова роль эпитетов в художественной речи? Какие разновидности эпитетов вы знаете?

16. Найдите в приведенном фрагменте стихотворения В. А. Жуковского выразительные (лирические) эпитеты:

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

17. Что такое художественное сравнение?

18. Найдите в следующих фрагментах метафоры:

«Самовар завывал и гнусавил носом, булькал рыбник, тихо шептала что-то пенка парного молока – все двигалось и жило на столе, даже баранки чуть шевелились, легонько подталкивая друг друга маковыми боками» (Ю. Коваль).

«Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках. Из-за туч вышла луна и, улыбаясь, поплыла по небу» (С. Козлов).

19. В чем заключается различие между метафорой и метонимией?

20. Какой ведущий троп положила в основу своего стихотворения «Дедушка Дерево» Э. Мошковская:

У дедушки Дерева

Добрые руки –

Большие

зеленные

добрые руки.

 

Какая-то птица

В руках суетится,

Какая-то птица

На плечи садится.

Дедушка Дерево – славный такой –

Белку качает большущей рукой…

21. Есть ли разница в использовании названного вами тропа в стихотворении Э. Машковской и в стихотворении В. Берестова «Репей»:

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей.

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в чьи-то штаны,

В волчий хвост или в заячью грудь

И в далекий отправится путь.

22. Какой троп определяет своеобразие следующего фрагмента:

«Черные дома, крылатые сараи вбирают дневной свет и прячут его на чердак до завтра. Из погребов выползают сумерки, но так они коротки, что не успеешь посумерничать – приходит вечер» (Ю. Коваль).

23. В чем заключается различие между метафорой и метонимией?

24. Найдите в данных фрагментах метонимии:

«Из прибрежных кустов налетел комар, закружился в пару над ведром. Пар, пропитанный каплями окуня, вкусный пар, густой, как кучевые облака, обволок наши лбы, затуманил глаза, прочистил мысли. Я не знаю, о чем думал летающий лоб деда Авери, но чистый лоб капитана в пару разгладился и думал о лавровом листе» (Ю. Коваль).

« Только, пожалуйста, не говорите, что я так громко плакала, и что вокруг собрался весь Париж, и что вы хотели отвести меня в комиссариат…» (Саша Черный)

25. Дайте определение гиперболы и найдите гиперболы в приведенном фрагменте главы «Время компота» из повести Ю. Коваля «Самая легкая лодка в мире».

Герой повести мечтает построить из бамбука самую легкую лодку в мире. С этой целью он, его друг, художник Орлов, и безымянный писатель-путешественник приезжают в Каширу, где живет лодочный мастер, который когда-то делал лодку для писателя-путешественика.

Подумайте, почему так много гипербол в небольшой главе.

«А стол, за который усадили нас, был завален угощеньем: горы салата, застывшие озера холодца. Белоснежное лицо мастера порхало над столом, мелькали добрые руки тетушек, которые подкладывали писателю-путешественнику и его великим друзьям свеколки с чесноком, селедочки в шубе, картошечки в мундире.

Мастер произнес речь в честь своего великого друга писателя. Писатель-путешественик произнес речь в честь своего великого друга Мастера. Дядюшка Карп Поликарпович произнес речь в честь великих друзей великого друга Мастера.

- Кстати, - пояснил писатель-путешественник. - Мои друзья задумали великое дело. Они решили построить самую легкую лодку в мире. И тут не обойтись без Мастера, который велик, как гора. Скажем – Казбек.

Тут все принялись обсуждать, какая гора больше, Казбек или Эльбрус, с гор спустились к морю, а на море и оказалась самая легкая лодка в мире. Тут родственники призадумались, какой должна быть самая легкая лодка, кинулись к окнам глядеть на бамбук.

- Бамбук-то легкий! – вскрикивал кое-кто из них. – А можжевельник полегче будет.

- А орех?

- Постойте, постойте, - успокаивал Мастер. – Сейчас не время бамбука и других материалов – время борща.

И он принялся разливать борщ таким половником, на котором впору было отправиться в плавание.

- Лодка не получится, - говорил мастер чуть позже, - если мы не отведаем гуся.

Мы принялись за гуся, у которого оказалось столько ног, сколько людей сидело за столом, - двенадцать.

………………………………………………………………………………….

Откашлявшись, Мастер сказал:

- Время компота.

И только когда прикатили бочку компота, когда всякому были выданы и груша сморщенная, и черносливина, и яблочко, и виноградье, и мирабель, мастер ободряюще поглядел на меня:

- Приезжайте через месяц. Не знаю, будет ли это самая легкая лодка в мире, но самую легкую лодку в Кашире я сделаю».

26. Определите, иллюстрацией какого вида тропов могут служить следующие примеры:

а) «Когда я пришел в мастерскую, счастье и гордость распирали меня. Восторг торчал из меня, как букет из кувшина. Орлов повытаскивал из букета все цветы и бутоны, пообрывал лепестки» (Ю. Коваль).

б) И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)

27. Какое предложение в приведенном фрагменте кажется вам самым интересным? Почему?

«Далеко, на другом берегу реки, двигались в поле фигурки – заречная деревня копала картошку. Кое-где, поближе к берегу, подымался над ольшаником картофельный дым.

И с нашего берега слышались в поле голоса, подымался дым. Весь мир копал в этот день картошку» (Ю. Коваль).

28. Какой приём использовал Ю. Вийра в следующем фрагменте:

«Они познакомились, и Юрий Борисович тотчас в неё влюбился. Вернулся домой, зашёл в комнату и видит: стоит в дверях его туловище, с руками, с ногами, но без головы. Это он из-за Машеньки голову потерял и видел себя со стороны. А вскоре и совесть потерял – завалил Машу письмами, мол, приезжайте, не могу жить без вас, а самому мне в Москву выбраться нет никакой возможности: билет на самолёт без головы не продают – там же смотрят на фотографию в паспорте, - а на Московском вокзале у кассирш сразу обед начинается, когда я появляюсь. Маша взяла и приехала. Он в окно увидел, как она по двору идёт, и в обморок упал. Маша позвонила в дверь, но никто ей не открыл. Потянула ручку, и открылась. Вошла – ни души. Только непорядок везде. Стала наводить чистоту и нашла совесть Юрия Борисовича, чистую, но очень пыльную. Попятилась, и сама чуть в обморок не свалилась. А обморок глубокий – дна не видать. Привязала к краю верёвочную лестницу. Час спускалась, два – и увидела Юрия Борисовича».

29. Младшим школьникам нелегко даётся искусство постижения тропов, в процессе анализа могут возникнуть ситуации, подобные описанной Э. Успенским в повести «Дядя Фёдор идёт в школу». Дядя Федор загадывает своим друзьям загадку:

- Что это такое: «Сидит девица в темнице, а коса на улице?»

Шарик и кот Матроскин долго думали и не знали, что сказать. Потом Матроскин так решил:

- Это девица косила траву в запрещённом месте. Её арестовали и посадили. А коса на улице осталась».

Какую ошибку допустил Матроскин?

30. Синтаксические фигуры – это:

- синекдоха, эпитет, ирония;

- повтор, антитеза, риторический вопрос;

- сравнение, метафора, олицетворение.

31.  «Убежал цыпленок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек» (Г. Цыферов).

В этом фрагменте использован:

- повтор;

- психологический параллелизм;

- синтаксический параллелизм.

32. Назовите фигуры художественного синтаксиса, использованные в следующих фрагментах:

а) «Утром дети распахнули окно, высунули головы в сад: рай! Во все стороны темно-зелеными рядами тянулись яблони – яблони – яблони, среди густой листвы краснели, желтели, розовели веселыми фонариками круглые плоды. Гирляндами свергались вниз. Угловатые рогатины подпирали. Как костыли, тяжелые, клонившиеся к земле яблоневые плечи… и пахло так, как будто тебе ящик из-под самых душистых яблок на голову надели». (Саша Черный)

б) «Схватил Миша бесстрашно карпа поперек живота, бросил его в жестяную лохань, встал на табурет, отвернул кран. Хлынула вода, загремела о жесть, пена ключом, ничего не видно. А когда доверху дошла, в лохани прояснело. Смотрит Миша: медленно шевельнулась рыба, дышит, пасть открывает, хвостом туда и сюда. Словно после обморока сил набирает». (Саша Черный)

в) «И солнцу и облакам странно было видеть огромный дом, маленькую баньку и крошечного старика, размахивающего поленом» (Ю. Коваль).

33. Найдите в стихотворении Олега Григорьева «Моряк» повторы, определите их разновидности и функции. Какие дополнительные приемы художественной выразительности используются в этом стихотворении? Какой эффект они создают?

Молодой моряк в матроске

Вышел к берегу реки.

Снял матроску по-матросски,

Снял морские башмаки,

По-матросски раздевался,

По-матросски он чихнул,

По-матросски разбежался

И солдатиком нырнул.

34. Выявите средства художественной выразительности в следующем фрагменте:

«А восход был необыкновенный, невероятный какой-то восход. И багровый туман, и бледной солнце, и по-ночному еще темные воды, и елки остроголовые – все это смешивалось перед нами и вокруг нас и лежало слоями, и не понять, в каком слое был «Одуванчик» – то уходил он с поверхности реки в туманные струи, то плыл прямо по еловым верхушкам» (Ю. Коваль).

35. Придумайте несколько оксюморонов.

36. Какая фигура художественного синтаксиса создаёт комический эффект в следующем фрагменте:

«Юрий Борисович отличился. … Началось с того, что у него разболелся зуб. … К вечеру поднялась температура. … Он опустил палец в чайник – и вода закипела. Уселся перед телевизором – показывали очередную серию про Шерлока Холмса, - и через минуту знаменитый сыщик и его друг доктор Ватсон вытирали со лба пот, проклиная лондонскую жару. А в одиннадцать часов в «Новостях» передали, что на Таганке – а Юрий Борисович живёт поблизости – из земли показались две пальмы. Это зимой-то, под самый Новый год!» (Ю. Вийра)

37. Проанализируйте художественную речь (лексику и синтаксис) в следующих стихотворениях и отрывках из стихотворений:

а) Листопад.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо. Что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца.

(И Бунин)

б) Осень.

(отрывок)

унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А. Пушкин)

38. Какова роль звуковой организации речи в художественном произведении?

39. Как осуществляется словесная инструментовка в следующем фрагменте?

«Просыпаясь ночью, прислушивались… Шумит! Жёстко барабанит по железной крыше дома, смягчённо шебуршит по тесовой крыше двора, шлёпает, как ребёнок ладошками, по земле и лужам» (В. Солоухин).

Литература

Анализ художественного текста: Лирическое произведение. Хрестоматия / Сост. и прим. Д. М. Магомедовой и С. Н. Бройтмана. М., 2005.

Виноградов в. В. Язык художественного произведения // Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959.

Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М., 1996. С. 42 – 63.

Клинг О. А. Тропы // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999.

Новиков Л. а. Искусство слова. М., 1991.

Федотов О. И. Основы теории литературы: Литературное творчество и литературное произведение. Ч. 1. М., 2003. С. 151 – 167.

 

 

 

Глава III.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. КАТЕГОРИИ СОДЕРЖАНИЯ

Следовать за мыслями великого человека

есть наука самая занимательная

А. С. Пушкин

Форма и содержание – два важнейших литературоведческих понятия. Содержание - это то, о чем повествуется в произведении, что изображено и выражено писателем.

Элементы содержания: тема, проблема, идея, пафос.

 Но содержание литературных произведений обретает существование только будучи так или иначе выраженным, то есть оформленным.

Элементы формы: жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, ритм.

Содержание и форма – «это прежде всего внутреннее и внешнее, сущность и ее воплощение» (С. И. Кормилов. Основные понятия теории литературы. М., 1999. С. 16).

Содержание и форма художественного произведения рассматриваются литературоведением в их единстве и взаимосвязи. В. Ф. Ходасевич писал: «В действительности форма и содержание, «что» и «как», в художестве нераздельны. Нельзя оценивать форму, не поняв, ради чего она создана. Нельзя проникнуть в «идею» произведения, не рассмотрев, как оно сделано. В «как» уже заключается известное «что»…» (В. Ф. Ходасевич. Собр. соч.: В 4 т. М., 1996 – 1997. Т. 2. С. 238 – 239). 

Ведущим признается содержание (авторская концепция). Именно осмысление содержания является основной целью анализа. Оно (содержание) определяет форму. Если писатель не найдет соответствующее оформление своему замыслу, не будет выявлено и содержание этого замысла. Но форма активна, ее изменение (например, перевод на другой язык) изменяет и содержание.

Обычно читатель, воспринимая содержание через словесно-композиционную форму, ее не замечает, подлинно художественная форма как бы «прозрачна». Читая интересное произведение в первый раз, мы увлекаемся его содержанием и почти не обращаем внимания на словесное и композиционное оформление. При перечитывании мы получаем возможность воспринимать текст более целостно, в единстве его формы и содержания. Тогда выясняется важное обстоятельство: чем глубже мы поймем и переживем содержание произведения, тем понятнее будет для нас его форма, и наоборот: чем больше элементов образной и композиционной формы мы отметим, тем выразительней станет для нас содержание. Итак, анализ художественной формы не является самоцелью. Это средство более глубокого проникновения в содержание.

Один из литературоведов ХХ столетия писал: «В художественной форме, понимаемой как выражение идеи, заключаются такие оттенки мысли, которые нельзя уловить путем выявления прямо сказанных авторских мыслей. С этой точки зрения, изучая форму, мы постигаем последнюю тайну содержания» (Н. М. Чирков. О стиле Достоевского. М., 1963. С. 4).

Очень значительное содержание может реализоваться во внешне простой форме (произведения А. С. Пушкина), и наоборот: подчас форма усложняется потому, что писателю, по большому счету, нечего сказать своим читателям.

Анализ художественной формы – способ аргументации нашего понимания идейно-эмоционального содержания.

Смена литературных эпох неизбежно влекла за собой изменения как в форме, так и в содержании художественного творчества. Следует иметь в виду, что в художественном творчестве новые формы используются для выражения нового содержания. Они не являются универсальными и не должны рассматриваться как лучшие по сравнению с прежними, которые могли в свое время лучше всего соответствовать своему содержанию. В этом - одно из характернейших отличий художественного творчества от науки. В науке открытие нового чаще всего знаменует гибель старого. Теория Коперника означает смерть учения Птолемея. Но гениальные драмы Шекспира не отменяли гениальных трагедий Еврипида.

И еще один важный момент: свобода от жестких рамок и ограничений в отношении формы и содержания вовсе не гарантирует появления более совершенных произведений. Аспектами содержания являются тема, проблема, идейно-эстетическое содержание произведения, пафос.

Тематика

Тема (греч. thema) – буквально значит «нечто, положенное в основу».

В учебной, справочной и даже научной литературе термин «тема» толкуется по-разному. Мы согласимся с определением, данным С. И. Кормиловым: тема – «художественная действительность в её сущностном аспекте: не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет «значит», что он выражает» (Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 1067). Часто эти два уровня произведения чётко не различаются.

Обратимся к рассказу А. И. Куприна «Барбос и Жулька». Барбос и Жулька – клички собак. Подробно описана их внешность, привычки, особенности собачьих характеров. Далее сообщается об отношениях собак и о смерти Жульки. Если судить поверхностно – это рассказ о собаках. Но такая формулировка выводит нас на уровень сюжета, того, что непосредственно изображено. Темой же рассказа является сущностный аспект – то, что сюжет выражает. Пристальный взгляд писателя обращён к такому феномену действительности, как любовь. Это рассказ о любви, о том, что любовь всегда и везде (и в мире животных) – удивительное, уникальное чувство. Оно помогает любящему интуитивно чувствовать всё, что касается любимого существа, особенно грозящую ему опасность, и вызывает потребность всеми силами помогать ближним.

Итак, тема указывает на преимущественное внимание писателя к определенным сторонам действительности. Это обозначение той части объективной реальности, того жизненного материала, который привлек к себе писателя: жизненные характеры и ситуации, взаимоотношения людей, а также взаимодействие человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п., которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания. Иногда тема определяется уже в заглавии: «Судьба человека» М. Шолохова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Заботливый цветок» К. Г. Паустовского. Когда мы определяем тему произведения, наши мысли движутся по двум направлениям. Во-первых, мы стараемся понять, какие конкретные жизненные факты и события отразились в произведении, то есть, идем от произведения к конкретным проявлениям жизни. Во-вторых, стараемся определить, какие возможные жизненные явления обобщены в произведении, т. е. идем от текста к его обобщенному смыслу. «Таким образом, определяя тему произведения, мы стоим перед задачей установить национально-, социально-, исторически- и биографически-конкретный материал, который получил в произведении художественное осмысление, и, наряду с этим, определить, частным случаем какого широкого круга жизненных явлений стал в сознании автора непосредственно отраженный им конкретный материл» ((В. Ф. Чертов, Виноградова Е. М., Яблоков Е. А., Антипова А. М. Слово – Образ – Смысл: филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы. М., 2006. С. 185 - 186).

Итак, тема – некий фундамент художественного творения, все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Тема объединяет компоненты художественной конструкции, обладает актуальностью и вызывает интерес читателей.

В каждом большом художественном произведении выделяется, как правило, не одна, пусть и главнейшая тема, а несколько. Совокупность тем, отраженных в произведении, называется тематикой.

Например, в «Слове о полку Игореве» (полк – поход, войско) кроме главной темы, определенной заглавием, есть еще тема родины, тема русской природы, тема воинской доблести, тема любви, тема братской и женской верности, тема семейного счастья, тема свободы и др.

Преувеличенное внимание к тематике сплошь и рядом переводит разговор о литературе в разговор об отраженной в художественном произведении действительности, а это далеко не всегда нужно и плодотворно. Нельзя превращать литературу в иллюстрацию к учебнику истории, тем самым игнорируется эстетическая специфика художественных произведений, своеобразие авторского взгляда на действительность, особые содержательные задачи литературы.

Тематическое своеобразие творчества того или иного писателя определяется, как правило, его социальной принадлежностью, профессией, обстановкой, бытовыми условиями, в которых он приобретал свой неповторимый жизненный опыт. Так, В. Осеева 16 лет работала в детских коммунах, колониях, детприемниках. Ее произведения посвящены, в основном, исследованию нравственной нормы и отступлений от нее. В. Бианки вырос в семье известного ученого-орнитолога, учился на факультете естественных наук Петербургского университета, много путешествовал. В каждом своем произведении он стремился раскрыть ребенку тайны таинственного и манящего мира природы. Б. Житков освоил множество наук и профессий и в книгах передавал маленьким читателям свои энциклопедические знания, делился жизненным опытом. С. П. Алексеев принадлежит к поколению, на плечи которого пала тяжесть испытаний Великой Отечественной войны. Он был военным летчиком, затем, работая инструктором в учебном авиационном полку, закончил исторический факультет педагогического института. В своих книгах он исследует мир прошлого, значительное место в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны.

Анализом тематики не следует увлекаться чрезмерно, но уметь анализировать этот структурный слой содержания, разумеется, необходимо. При этом, по мнению А. Б. Есина (А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000. С. 36) в конкретном художественном произведении часто нелегко разграничить, что в данном произведении изображается и что познается, на что автор обращает внимание читателя, ради чего он создает свое произведение. Говоря языком терминологическим, непросто развести собственно объект отражения (тему) и объект изображения (конкретную изображаемую ситуацию).

Например, в рассказе М. М. Пришвина «Ребята и утята» описывается путешествие уточки и встреча ее с ребятами (это объект изображения, конкретная ситуация), а познается нечто другое – взаимоотношения человека с природой и его ответственность за все живое (это и есть объект отражения, то есть тема).

Кроме того, при анализе тематики нужно различать темы конкретно-исторические и вечные.

Каждое литературное произведение – детище определенной исторической эпохи. Конкретно-исторические (национально-исторические) темы – это характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране. Они не повторяются за пределами данного времени, более или менее локализованы. Например, «Слово о полку Игореве» могло возникнуть только в Киевской Руси, в период феодального дробления еще недавно могучего государства. Лучшие люди того времени видели опасность такого дробления, грозившего разорением и даже гибелью Руси. Автор «Слова…» с огромной поэтической силой призвал всех русских людей к единению перед лицом грозной опасности.

В детской литературе также немало произведений на конкретно-исторические темы: повести А. Гайдара, автобиографическая дилогия В. Осеевой «Динка» (где рассказывается о жизни семьи подпольщиков и пути юного поколения в революцию) и «Динка прощается с детством» (историческим фоном этой повести является первая мировая война). К исторически-приключенческому жанру обращался А. Н. Рыбаков («Кортик», «Бронзовая птица», трилогия о Кроше). В детской литературе, как и во взрослой, развивается специфическая линия – историческая литература, в русле которой созданы произведения Ю. И. Коренца, А. Митяева, С. П. Алексеева, С. М. Голицына и других детских писателей. Тема Великой Отечественной войны - повесть В. Катаева «Сын полка». Писатель показал, что дети не беспомощны в трудных военных испытаниях, что они не только могут выстоять в страшных условиях, но и оказаться помощником взрослых. Для дошкольников и младших школьников тема войны ярче всего была решена средствами драматургической сказки – «Город мастеров» Т. Габбе.

Появляются художественные произведения о реальных юных участниках войны: о Володе Дубинине «Улица младшего сына» Л. Кассиля и М. Поляновского, о Гуле Королевой «Четвертая высота» Е. Ильиной.

Вечные темы фиксируют повторяющиеся моменты в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи. Таковы, например, темы жизни и смерти, любви и дружбы, греховности и праведности, труда и досуга, мирной жизни и войны, странствий, взаимоотношения поколений и т.п.

Поскольку детская литература воспитывает, формирует мировоззрение маленького человека, вечные темы часто становятся предметом размышлений детских писателей и поэтов. О том, что есть счастье, размышляет в одноименном стихотворении О. Дриз:

Солнце светит?

Это – счастье.

 

И ненастье –

Тоже счастье.

Потому что

Это – счастье

Радоваться чудесам:

И дождю, и снегопаду,

Речке,

Лесу,

Полю,

 

Саду

И высоким

Синим-синим

Бесконечным

Небесам.

А. Платонов в легенде «Разноцветная бабочка» рассказывает детям о силе материнской любви.

О горе, лишениях, тяжелых испытаниях даже смерти не боится говорить со своим читателем Н. П. Вагнер в сборнике «Сказки Кота-Мурлыки».

В рассказе Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами» семилетней Нюрке приходит мысль о смерти, и взрослый рассказчик беседует с ней на равных. Тема коммуникабельности, взаимоотношений – одна из важнейших тем современной детской литературы. Она становится сквозной темой произведений Э. Успенского. Дядя Федор («Дядя Федор, пес и кот») уходит из дома, потому что ему не хватает родительского понимания, общения. Герои повести «Крокодил Гена и его друзья» строят Дом дружбы, чтобы помочь одиноким найти себе друзей.

Родина, детство, природа и война - эти темы образуют художественный мир одного из самых значительных произведений Радия Погодина «Где леший живет?»

Широко представлена в детской литературе тема природы («Год в лесу» И. Соколова-Микитова, «Силуэты на облаках» и «От зари до зари» Н. Сладкова, «Кто сажает лес» и «Обитаемый остров» Г. Снегирева, «Подводные приключения» и «Дельфиний остров» С. Сахарнова и др.). Многомерно восприятие писателями самой категории детства: детство и судьба, детство и родина, любовь к матери и природе, взаимоотношения детей и взрослых. 

В анализе тематики чрезвычайно важно определить, какой ее аспект – конкретно-исторический или вечный - более существен, на чем держится тематическая основа произведения. Однако нередки ситуации, когда единая тема органически объединяет в себе как конкретно-исторические, так и вечные аспекты, равно важные для понимания произведения. Так, маленький Кирюшка из неоконченной повести А. Гайдара «Синие звезды» (1934) задается «вечными» вопросами: отчего бывает смерть? Что остается от человека после смерти? Вместе с тем он твердо знает, что Советская власть одолеет врагов, и верит в Буденного и Ворошилова.  

Наконец, при анализе конкретно-исторической темы надо видеть не только социально-историческую, но и психологическую определенность характера (Тимур в повести А. Гайдара «Тимур и его команда», Сергей Щербачев в повести «Судьба барабанщика»).

В практике анализа часто приходится сталкиваться с произведениями, в которых не одна, а много тем. В этих случаях целесообразно выделить одну – две главные темы, а остальные рассматривать как побочные. Побочные тематические линии обыкновенно «работают» на главную, обогащают её звучание, помогают лучше в ней разобраться.

 

Проблематика

Итак, тема произведения просто указывает читателю на то, какую часть окружающего, «внешнего» для нас или нашего внутреннего мира исследует писатель. Но тема произведения предстает перед читателем под определенным углом зрения. В рамках одной темы автор может ставить различные вопросы, разные проблемы. Проблема (греч. problema – преграда, задача) – выделение какого-то аспекта произведения, акцент на нем. Проблема – это вопрос, жизненное противоречие, установление связи между понятиями, необходимость выбора и для автора, и для читателя. Совокупность, система поставленных в произведении проблем называется проблематикой.

Проблемность возникает, когда есть возможность выбора, различного толкования одного и того же предмета.

На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная система ценностей, приводятся художественные «аргументы» за или против той или иной жизненной мироориентации.

Вспомним стихотворение Ю. Кузнецова «Атомная сказка»:

Эту сказку старинную слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленьи полёта

По сребристому следу судьбы,

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

«Пригодится на правое дело!» -

положил он лягушку в платок,

вскрыл ей белое царское тело

и пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Образы этого стихотворения «живут» в двух мирах. Первый мир – мир доброй старой сказки, в которой Иванушка из отчей избы идёт искать свою судьбу, своё счастье, и находит его в образе царевны-лягушки, прекрасной и мудрой. В современном мире, в современной «сказке», всё наоборот: лягушка – беспомощный, бессловесный объект научного опыта. Так какой же мир более справедлив, более гуманен? Можно ли, даже в целях благих, в целях познания, причинять страдания живому существу? Не обесчеловечиваемся ли мы, превращаясь уже не в симпатичных сказочных дурачков, но в дураков в истинном значении этого слова?

Итак, по сравнению с тематикой, лишь называющей основные предметы художественного изображения, литературная проблематика указывает на основные противоречия действительности, осмысленные и поставленные художником в его произведении перед читателем. 

Чаще всего проблема выражена в изображении характеров. Так, две различные жизненные позиции, два характера противопоставлены в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин наделён такими качествами, как храбрость, скромность, глубокая человечность. Даже в самые трудные моменты жизни он помнит о других: во время побега тащит на своей спине обессилевшего Костылина, советует Дине убрать жердь, с помощью которой выбрался из ямы, чтобы её не наказали за помощь пленнику. Активность, энергия, терпение в преодолении несчастий Жилина противопоставлены пассивности, малодушию Костылина. Так каким же должно быть отношение человека к жизни? Стоит ли надеяться на счастливое стечение обстоятельств, на помощь извне или рассчитывать на свои собственные силы и возможности? Сравнивая жизненные позиции персонажей, автор выражает и своё отношение к ним.

В проблематике максимально проявляется авторская индивидуальность, авторский взгляд на мир или, как писал Л.Н.Толстой, «самобытное нравственное отношение автора к предмету». Число тем, которые представляет автору объективная действительность, ограничено, поэтому произведения разных писателей могут быть написаны на одну тему. Но нет двух крупных писателей, произведения которых совпадали бы по проблематике.

Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. Они рассчитаны на соучастие читателей, возбуждают интерес к путям и средствам их разрешения, способствуют самостоятельному поиску ответов уже за пределами художественного текста. То есть, проблематика произведения дает читателю возможность размышлять и переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к художественной литературе.

 Типы проблематики.

Проблематика литературных произведений, как и тематика, многообразна.

Противоречия, которые автор делает предметом размышления, могут относиться к разным сферам жизни.

Во все времена интерес писателей вызывали философские вопросы о смысле и ценности человеческой жизни, о природе человека, о добре и зле, о том, что такое свобода, что есть человеческое счастье и какие пути ведут к его достижению, и т. д. Круг общечеловеческих, «вечных» вопросов составляет предмет философской проблематики.

Не чужда философской проблематики и литература для маленького читателя. Проблемы добра и зла решают народные сказки, вошедшие в круг детского чтения, и многие авторские произведения этого жанра. Существует даже особая группа авторских сказок, авторские сказки «философского типа». К их числу относят многие сказки из сборника А. М. Ремизова «Посолонь», где воссоздается огромный и прекрасный народно-поэтический мир, в котором сосуществуют добро и зло, идёт процесс вечного обновления жизни. Сказка как философская форма, определяющая взаимоотношения человека и природы, диалектику личного и общего, жизни и смерти, является основой художественного мира М. М. Пришвина. Философские сказки Сергея Козлова предлагают маленьким читателям поразмышлять над вопросами: «Что есть красота? Зачем она нужна людям? Что такое время и смерть, как меняется человек, соприкоснувшись с ними? Почему дружба – одна из самых больших ценностей в жизни?»

«Вечные» вопросы предлагают своим читателям и авторы рассказов, повестей Р. Погодин, К. Паустовский, В.Крапивин и многие другие детские писатели.

В русской литературе критического реализма видное место принадлежит социальной и социально-психологической проблематике. Это сфера социально-классового устройства общества и регулирующих его норм. В детской литературе социальная проблематика присутствует, прежде всего, в произведениях, посвященных жизни обездоленных детей, «маленьких тружеников» («Плач детей» Н. А. Некрасова; «Вертел», «Кормилец» «В глуши» Д. Н. Мамина-Сибиряка; «Ванька», «Спать хочется» А. П. Чехова; «Дед Архип и Лёнька», «Нищенка», «Детство» А. М. Горького и др.).

Создатели произведений, в которых воплощен тип национально-исторической проблематики, интересовались в основном историческим становлением и судьбой целых народностей, национальной судьбой. Важнейшей проблемой в произведениях данного типа является проблема сущности национального характера. К произведениям данной проблематики относятся те, которые посвящены переломным моментам в жизни народа, нации: «Слово о полку Игореве», "Бородино" М. Лермонтова, "Последний день Матвея Кузьмина" Б. Полевого. С. П. Алексеев создаёт произведения, в которых он обращается к тем узловым моментам, когда наиболее мощно проявляется народная стихия. В книге «Небывалое бывает», составленной из рассказов о Петре Первом и строительстве новой столицы на берегах Невы, поставлена проблема соприкосновения на фоне грандиозных исторических событий крупномасштабной личности и «маленького», обыкновенного человека. Его книгу «Богатырские фамилии» можно назвать энциклопедией Великой Отечественной войны для детей младшего школьного возраста. Что такое военная пора? Как проявляются на войне нравственные качества человека? Что такое героизм? Над этими вопросами заставляет автор задуматься своего читателя.

Национально-историческая проблематика превалирует в произведениях С. М. Голицына, Г. Н. Юдина и других авторов, создающих исторические произведения для детей.

Нравственная (идейно-нравственная) проблематика ставит в центр внимания глубинные основы человеческой личности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека и на процессах изменения этой позиции.

Нравственная проблематика с Х1Х века становится ведущим типом во всей мировой романистике, достигая расцвета в произведениях Лермонтова, Толстого, Тургенева, Достоевского, Чехова.

Одной из главных функций детской литературы является воспитательная, поэтому нравственная проблематика широко представлена уже в произведениях ХVIII – начала ХIХ века. Читатели сказочной повести Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители» вместе с автором следуют волшебными путями за юным героем сказки, радуются его успехам и победам, огорчаются, заметив ошибки и заблуждения. А главное, все время размышляют. И предметы этих раздумий не простые. Какова разница между заслугой, добытой честным трудом, и заслугой, полученной в результате случайной удачи? Почему лень, малодушие, тщеславие так легко овладевают человеком, а трудолюбие, правдивость скромность и другие хорошие качества требуют от него больших душевных усилий? Как складываются отношения между людьми? Чем ты можешь завоевать уважение людей? Что заставляет их от тебя отвернуться? Ответы на эти сложные вопросы «спрятаны» в произведении, но вполне доступны маленькому читателю, так как входят в его голову через сердце, вместе с чувствами и сопереживанием.

Проблемы, связанные со становлением личности подростка, ответственности человека за себя и окружающих стали определяющими в творчестве А. Г. Алексина, В. Крапивина, В. Железникова и многих других детских писателей.

Начинающим читателям детская литература предлагает особую жанровую разновидность –  дидактический рассказ, дающий маленькому читателю в художественных образах представление об этической норме. Мастером такого рассказа была В.А. Осеева. Ее произведения, персонажами которых стали дети, нарушившие нравственные правила, заставляют детскую душу трудиться («Синие листья», «Три товарища», «Хорошее» и др.).

Проблематика многих конкретных произведений часто выступает в своем типологически чистом виде, но встречаются произведения, в которых сочетаются два и более типов проблематики, например, сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», повести-сказки В. Каверина и С. Прокофьевой, фантастические повести В. Крапивина и произведения Ю. Коваля.

Мифологическая проблематика.

Мифологическая проблематика – это «фантастико-генетическое осмысление»… «тех или иных явлений природы или культуры» (Г. Н. Поспелов. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972. С. 167). Мифологическая проблематика была очень развита в долитературном творчестве – фольклоре, а затем на ранних стадиях развития литературы. Мифотворчество характерно и для литературы ХХ века. Прежде всего, оно проявляется в таких важных для современного художественного мышления течениях, как научно-фантастическая литература и в особенности литература «фэнтези» (трилогия Дж. Толкиена «Властелин колец»).

В сказке Н. Абрамцевой «Радуга» объясняется, почему радуга чаще показывается людям не яркой и сияющей, а маленьким обрывком разноцветной, но неяркой ленточки. Оказывается, радуга бросила свои разноцветные ленты цветам, которые от обиды, нанесенной им человеком, стали серыми, но ведь «людям нельзя видеть серые цветы – это очень, очень опасно».

Правильное определение типа проблематики крайне важно при анализе текста, часто оказывается тем «ключиком», которым открывается произведение. В процессе анализа проблематики возникает возможность эмоционального восприятия художественного произведения, возможность в живом диалоге с автором проявить собственную позицию.

Анализ содержания художественного произведения лучше всего начинать не с тематики, а именно с центральной проблемы произведения.

 

Идейное содержание произведения.

Ни одно настоящее произведение искусства не создается «просто так». Писатель всегда хочет что-то сказать своему читателю, поделиться своими наблюдениями, переживаниями, поставить определённые вопросы (проблемы). Чтобы посмотреть, какие ответы даёт автор на поставленные вопросы, каким образом он решает возникшие противоречия и решает ли их вообще, нам нужно перейти в область еще двух категорий содержания – в область идейного содержания и пафоса.

 Мысли автора по поводу того, что он нам поведал, его оценка событий, его отношение к изображаемому и есть идея произведения.

Идея (греч. idea - идеал, идея)главная мысль произведения, выражающая авторское миропонимание, отношение писателя к жизни и к человеку. Она проявляется и в выборе, и в осмыслении, и в оценке изображаемого. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Я держусь мысли, что идея есть душа художественного произведения».

Художественная идея, как правило, выражается посредством всей образной системы, неотделима от нее, т. е. выбор темы, система образов, композиция, язык служат раскрытию главной мысли. Глубину своего выражения идея обретает в единстве содержания и формы произведения. Поэтому, во-первых, художественную идею сложно выразить в определённой словесной формуле, авторскую мысль можно обозначить словесно лишь условно, во-вторых, общая формулировка основной идеи произведения должна быть конечным результатом анализа его содержания и формы. Идея – субъективная категория художественного произведения, потому что читатели могут расходиться друг с другом в понимании произведения (в силу различий в кругозоре, жизненном опыте, жизненных позициях и т. д.).

Однако бывает так, что идеи выражаются автором напрямую, в закреплённых словесных формулах. Так иногда происходит в лирических стихотворных текстах, стремящихся к лаконизму выражения, в произведениях детской литературы, рассчитанных на маленького читателя. Так, в стихотворении В. В. Маяковского «Кем быть?» в формуле «Все работы хороши, выбирай на вкус» реализуется идея творческого отношения человека к своему долгу, гуманистической направленности труда.

Но и в, казалось бы, простом случае бывает нелегко найти для художественной идеи адекватное абстрактное выражение, сформулировать её в отрыве от художественного содержания произведения. Л. Толстой, подчеркивая неотделимость идеи от формы и содержания романа «Анна Каренина», писал: «Если бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен был бы написать роман тот самый, который я написал, сначала».

Смысл слов Толстого и заключается в том, что идейный мир произведения нельзя сводить к словесному выражению какой-либо одной мысли. Художественное произведение – это, как правило, сложное сцепление мыслей, соотнесенных друг с другом и выраженных не в краткой словесной форме, а в виде описания образов, действий, положений. Следовательно, воспринять, освоить, пережить художественную идею – значит осмыслить, прочувствовать образ, понять логику его развития, принять или не принять те оценки, к которым подводит нас автор.

Идеи, выдвигаемые автором, могут быть различны по своему характеру и по своей значимости. Идея может быть большой, сложной, или частной, узкой. Она может быть связана с гражданской позицией писателя, но может быть и интимной, отражающей мир личных переживаний.

Поскольку в художественном произведении может быть множество мыслей и оценок, наряду с термином «идея» следует пользоваться терминами «идейный смысл», «идейное содержание». Например, идеей сказки Е. Пермяка «Некрасивая елка» является утверждение бессмертия прекрасного. Но этим идейное содержание сказки не исчерпывается, она содержит ряд других важных мыслей: «Одни, собираясь жить в веках, забываются раньше, чем увядают цветы на их могилах. Другие, живя скромно и тихо, ни на что особенное не рассчитывая, не думают о бессмертии, а оно, несмотря на это, приходит само»; или: «…разве счастье в торжестве низменной страсти возмездия? Это жалкая радость слабых». Итак, при попытках определить идейную направленность произведения, выделить его главную идею надо быть предельно осторожным, помня, что всякие краткие определения идейного содержания односторонни, неполны, в какой-то степени субъективны.

Уже отмечалось, что, применительно к произведениям детской литературы, сделать это несколько проще.

Идейная сущность, особенно в произведениях, ориентированных на начинающего читателя, может передаваться уже в заглавии: «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Волшебное слово» В. Осеевой и др. Басня, притча, вошедшие в детское чтение, зачастую имеют прямо сформулированный идейный итог – мораль: «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука»; «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» и т. п.

Иногда идея или одна из идей непосредственно формулируется самим автором в тексте произведения, как, например, в стихотворении в прозе И. Тургенева «Воробей»: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Стихотворение В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» заканчивается словами:

Кличет книжечка моя:

- Дети,

будьте как маяк!

Всем,

кто ночью плыть не могут,

освещай огнем дорогу. –

 

Аркадий Гайдар завершает рассказ «Чук и Гек» следующей мыслью: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется советской страной».

 

Пониманию идейной направленности произведения или его части способствует и система авторских оценок, определяющих отношение автора к героям или ситуациям. Например, Ирина Пивоварова в повести в рассказах «Однажды Катя с Манечкой», где много говорится о взаимоотношениях детей и родителей,  так отзывается об отце своих героинь:

«Этот папа, по правде говоря, мне очень симпатичен. Кате и Манечке просто повезло, что у них такой милый, хороший папа».

Достаточно часто система авторских оценок понятна без специального анализа. Очевидно негативное отношение В. Осеевой к Вовке и Мише, разделившим во время чаепития печенье между собой, но забывшим о маме и бабушке (рассказ «Печенье»).

В ряде случаев автор «передоверяет» право высказать идею одному из персонажей.

В стихотворении В. А. Жуковского «Солнце и Борей» Солнце, победившее в споре Борея, бога северного ветра у древних греков, так определяет причину своей победы:

Безрассудный мой Борей!

Ты расхвастался напрасно!

Видишь: злобы самовластной

Милость кроткая сильней!

Рассказ К. Паустовского «Стальное колечко» завершается словами его героини Варюши:

«Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на свете!»

В финале рассказа Н. Носова «Саша» мальчик Саша, напугавший выстрелом из игрушечного пистолета старушку, приходит к выводу: «Сам теперь знаю, что не нужно людей пугать». В рассказе В. Осеевой «Синие листья» учитель подводит итог сложившейся ситуации: «Надо так давать, чтобы можно было взять».

 Но следует помнить, что высказывание героя только тогда может претендовать на статус авторской идеи, когда ему не противоречит весь образный строй произведения, когда нет никаких сомнений в справедливости высказывания.

Писатель не всегда отвечает на поставленные им вопросы. Это может быть в том случае, когда автор сам для себя не решил проблему, когда действительность не дает материала для такого решения, наконец, когда художник преисполнен доверия к читателю и предоставляет ему право самостоятельно выносить суждения.

И все же наиболее характерный случай – идея не формулируется в тексте произведения, не преподносится как нечто готовое, а как бы пропитывает всю его структуру и требует для своего выявления аналитической работы, иногда очень кропотливой и сложной.

Многие авторы детских книг, и одним из первых среди них был К. Д. Ушинский, считали и считают, что само описание нравственного поступка должно вызвать ответные чувства в детях, побуждать к открытию нравственной мысли, заложенной в произведении

В реалистических произведениях мы часто встречаемся со сложной авторской оценкой того или иного характера или ситуации, включающей в себя как положительное, так и отрицательное. Так, Вс. Гаршин, автор сказки «Лягушка-путешественница», не даёт однозначного ответа на вопросы: «Умна лягушка или глупа? Как оценить характер и поведение уток? Что важнее – то, что лягушка спаслась при падении, или то, что погибла её мечта о южных болотах?»

Детская литература призвана участвовать в создании нравственного мира юного человека. Поэтому, если во взрослой литературе позиция автора может быть отстраненной, внешней, то в детской она должна быть более четкой, активной, внутренне энергичной.

Итак, сложность выявления идеи произведения заключается в том, что она не лежит на поверхности и далеко не всегда сформулирована писателем в виде четкого вывода. В. Г. Белинский писал: «Ошибаются те, которые думают, что ничего нет легче, как сказать, какая идея лежит в основе художественного создания. Это дело трудное, доступное только глубокому эстетическому чувству…» (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., в 13 т. М., 1953 – 1959. т. 2. С. 560). Если бы все дело заключалось лишь в том, чтобы создать свод правил поведения, нравоучений на все случаи жизни, то художественные произведения были бы не нужны. Но смысл художественного произведения в том, что читатель как бы лично переживает все, что происходит на страницах произведения, передумывает с автором его, автора, мысли, и мысли героев, и свои собственные.

При рациональном вычленении идеи необходимо помнить, что она является результатом обобщения, абстрагирования, а потому неизбежно выпрямляет и несколько упрощает живой и богатый художественный смысл.

В ряде случаев, особенно это касается лирических произведений, в рациональном выделении идеи просто нет необходимости, поскольку она практически растворяется в пафосе. Не случайно В. Г. Белинский утверждал, что «поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это пафос».

При определении идейного содержания того или иного произведения необходимо выделить главную идею, по возможности точно перевести ее на язык логических понятий, то есть подыскать ей адекватную формулировку. После этого или одновременно следует идентифицировать частные идеи, расширяющие и углубляющие главные.

Если тематика – это область отражения действительности, проблематика – область постановки вопросов, то идейный мир – это та сфера, где становится ясным авторское отношение к миру и к отдельным его проявлениям, авторская позиция. Здесь есть определенная система ценностей, утверждаемая или отрицаемая автором.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.545 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь