Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Противопоставление (композиционный контраст).



Из названия ясно, что прием основан на сопоставлении противоположных сюжетных линий, эпизодов и т. д. Композиционный контраст заостряет образную мысль писателя, делает ее более эмоциональной и доходчивой. 

В более широком смысле противопоставлением называется всякое противоположение образов. Л. Н. Толстой строит свой рассказ «Кавказский пленник» на противопоставлении поведения русских офицеров Жилина и Костылина в трагической ситуации войны на Кавказе. Уже их внешность обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен («Хоть невелик ростом, а удал был»), в облике Костылина сразу отмечаются неприятные черты: «Мужчина грузный, пухлый, запотел».

В рассказе «Мальчики» А. П. Чехов сопоставляет характеры мягкого, доброго, инертного Володи Королева и необычайно целеустремленного, непреклонного Чечевицына.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится» рассказывает о столкновении «злой ведьмы» Зимы и юной Весны и т. д. Противопоставление – очень сильный и выразительный художественный прием, на который всегда надо обращать внимание при анализе композиции. Как правило, он проясняет идейный смысл произведения. Приведем в качестве примера сказку-малютку Г. Циферова « Кедры»:

«Высокие кедры говорили всем: мы самые мудрые. Мудрые потому, что всё-всё слышим. Гудки пароходов, крики петухов в деревне. А если, если встанем на цыпочки, то услышим даже голоса звёзд.

- Ах, - сказал маленький цветок, - чего гордиться. Я тоже всё это слышу. – А когда наклоняюсь под ветром и касаюсь земли, я слышу еще: как я расту».

Мудрость – не всегда привилегия больших и сильных. Маленький цветок, вслушивающийся не только в окружающий мир, но стремящийся постичь то, что происходит с ним самим, мудрее высоких кедров.

Монтаж.

Термин и сам прием пришли в ХХ веке из кинематографа. Суть монтажа в прерывности (дискретности) изображения: повествование разбивается на множество мелких эпизодов.

Два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл. Этот принцип использует в своих произведениях Ю. Коваль, сопрягая чисто бытовые реалии с явлениями необычными, таинственными. В повести «Самая легкая лодка в мире» обычные раки оказываются то рыцарями-крестоносцами, то космическими пришельцами; найти выход из таинственного Багрового озера помогает крупинка прозаического геркулеса; таинственного трехголового «Папашку», обитающего в Илистом озере, приманивают куском сала; у деревенского пастуха оказывается летающая голова и т. д. Такое сопряжение создает особую атмосферу. Сами герои ощущают, что они перешли «границу нормальной жизни». Один из персонажей, фотограф, ставший капитаном «самой легкой лодки в мире» (капитан-фотограф) на вопрос, почему он не фотографирует во время путешествия, отвечает:

 «Летающую Голову можно было бы щелкнуть, да ведь никто бы не поверил, что кадр подлинный. Сказали бы – монтаж».

Таким образом, за фрагментарностью скрывается единство замысла. Самая легкая лодка в мире вынесла героев в мир, где нарочито конкретные, сугубо бытовые реалии скрывают таинственную, неуловимую суть вещей и явлений и, наоборот, ощущения, переживания обретают вещественность, осязаемость. 

В литературе, рассчитанной на юного читателя, прием монтажа используется нечасто. Примером использования этого приёма может служить повесть Л. Давыдычева «Лёлишна из третьего подъезда».

Все композиционные приемы могут выполнять в композиции произведения две функции: они либо организуют отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне, как, например, в приводившемся выше фрагменте повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»), либо весь текст (на макроуровне, как в рассказе того же Н. Носова «Ступеньки», где использование приема повтора раскрывает такое свойство маленького героя, как упорство в достижении цели). В этом случае мы говорим о принципе композиции. Итак, прием способен организовать фрагмент текста или стать общим принципом композиции всего художественного целого.

Следовательно, мы будем различать повтор, противопоставление, усиление, монтаж, умолчание, узнавание, как собственно композиционные приемы и как принципы композиции. Возможен композиционный прием опережения событий. Так, П. П. Ершов в конце главы даёт перечень будущих приключений героя, завершающийся предсказанием счастливого конца.

Зачастую в одном произведении автор может использовать различные композиционные приемы, как делает это Новелла Матвеева в стихотворении «Было тихо», сочетая прием повтора с приемом усиления:

Было тихо, очень тихо, -

Ночь на всей земле.

Лишь будильник робко тикал

На моем столе.

Было тихо, очень тихо, -

Тихий, тихий час…

Лишь будильник робко тикал,

Мышь в углу скреблась.

 

Было тихо, очень тихо, -

Дрема без забот…

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал

Да мурлыкал кот.

 

Было тихо, очень тихо, -

Тихий час теней…

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал,

Козлик мекал,

Кот мяукал,

Поросенок дерзко хрюкал,

Бык ревел,

И две собаки

Дружно вторили во мраке

Ржанию коней.

Следует учитывать, что приемы и способы композиции разнообразны, зависят от конкретного замысла автора.

П. П. Ершов, например, обращается и к такому композиционному приему, как опережение событий. В конце первой части он приводит перечень дальнейших приключений героя, завершающийся предсказанием счастливого конца:

Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,

Находясь на службе царской

При конюшне государской;

Как в суседки он попал,

Как перо свое проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу,

Как он ездил за кольцом,

Как на небе был послом,

Как он в Солнцевом селенье

Киту выпросил прощенье;

Как среди других затей

Спас он тридцать кораблей;

Как в котлах он не сварился,

Как красавцем учинился;

Словом, наша речь о том,

Как он сделался царем.

 Анализируя композицию сюжета, следует установить количество сюжетных линий, определить их иерархию, выявить эпизоды, соответствующие экспозиции, завязке, кульминации, развязке.

Важно установить, затягивается рассказ о событиях или они разворачиваются стремительно, есть ли нарушения в последовательности изложения событий.

Анализ композиции следует начинать:

-  с осмысления графически выделенных частей, их количества, характера информации, заключенной в каждой из частей;

- с определения внетекстовых элементов и характера содержащейся в них информации; выявление вставных текстов (наличие, характер информации, связь с информацией основного текста, художественные функции);

- далее исследуется композиция сюжета (количество сюжетных линий, их содержание, способ взаимодействия, особенности завязки, кульминации, развязки, их значение в основной сюжетной линии);

- определяются ведущие композиционные принципы организации художественного мира.

Наблюдения могут быть выражены в схематической форме.

В эпических произведениях писатели используют следующие способы изложения материала (типы высказывания): повествование, описание, рассуждение.

Повествованием называется рассказ о событиях, изображенных в произведении, о действиях и поступках персонажей. То есть, повествование – это тип высказывания, в котором доминирует (преобладает) информационная функция. Приведем в качестве примера начало рассказа Н. Носова "Огурцы". Это повествование в чистом виде: каждая фраза информирует о том, что делали герои, что с ними произошло:

«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совершенно не клевала. Зато когда они шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке».

Описанием называется последовательное перечисление отдельных свойств, признаков, качеств, присущих людям, предметам или явлениям природы. С помощью описаний автор создает портреты персонажей, представляет читателю обстановку, в которой живет герой, рисует картины природы. Таким образом, в описании преобладает изобразительная функция. Приведем фрагмент из произведения И. Соколова-Микитова «Русский лес»:

Береза.

«Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою…

Чудесен … ранней осенью березовый лес, покрытый золотистою увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук».

Л. Н. Толстой, создавая научно-познавательные произведения для детей, часто использует форму описания: «Какая бывает роса на траве», «Магнит» и др.

Рассуждение – это размышление повествователя по поводу тех событий и характеров, о которых идет речь в произведении. Как правило, цель рассуждения – объяснить читателю характер персонажа. Приведем пример рассуждения из повести Ю. Коваля «Недопесок»:

«Кто из нас, людей деревенских или городских, поймет сердце песца, душу недопеска? Даже и в собачьей душе мы только чуть научились читать, а о песцах и ведать не ведаем. Есть, конечно, десяток на земле знатоков, которые расскажут о песцах. Но что скажут они о душе песца, не того, что бродит по белым пустыням тундры, а вот этого – искусственного, платинового, выведенного в клетке? Что там бьется у него в груди – сердце или моторчик, заведенный на время человеком?»

Повествование, описание, рассуждение редко бывают в «чистом» виде. Они, как правило, незаметно переходят друг в друга.

Диалог (диалогическая речь) – взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же – высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них (Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 227 – 228).

Диалогичность - один из важнейших признаков детской литературы. В диалоге раскрываются характеры персонажей, они становятся ближе, понятнее ребенку. Диалоги могут раскрывать отношения детей и взрослых, отражать формирование мировоззрения ребенка, углублять познание жизни не только героя, но и читателя. Диалог создает эффект участия в действии. 

Диалогическую речь, состоящую из высказываний значительного количества людей, нередко называют полилогом.

Монолог (монологическая речь) не требует чьего-либо безотлагательного ответа и протекает независимо от реакции воспринимающего. Монологическая речь может быть «обращенной», т. е. осуществлять реальное общение, и воображаемой (внутренний монолог).

Примером обращённой монологической речи является монолог в сказочной повести Т. Александровой «Домовёнок Кузька». Взрослый человек обращается к Кузьке, прикинувшемуся детской игрушкой:

 «Ты кто же будешь? А? не слышу… Ах, домовой, вернее, маленький домовёночек! Что, брат? Туго тебе приходится? Где ты в нынешних домах найдешь печку, чтобы за нею жить? А подполье? Куда спрячешь от хозяев потерянные вещицы? А конюшня? Кому ты, когда вырастешь, будешь хвосты в косички заплетать? Да, не разгуляешься! И хозяев не испугаешь, народ грамотный. А жаль, если ты совсем пропадёшь и все тебя забудут. Честное слово, жаль».

Внутренний монолог применяется в драматических произведениях (иногда в эпических) как художественная условность. Примером внутреннего монолога является монолог Ёжика, разыскивающего Снежный цветок, чтобы излечить своего заболевшего друга Медвежонка, в пьесе-сказке С. Козлова «Снежный цветок». Приведем лишь фрагмент этого диалога:

Ночь. Ёжик бежит через лес, считает сосны.

Ёжик (на бегу). Двадцать три, двадцать четыре, двадцать пять… Семьдесят семь, семьдесят восемь…девяносто пять… сто сорок один, сто сорок два…Ффуу!.. Сил нет! Отдохну! (Садится на снег.) Темно уж почти совсем… и звёздочки высыпали!.. Вон какая звезда! Поем снегу и побегу дальше. (Хочет есть снег, но останавливается.) Нет, снег есть нельзя, а то стану горячий, как утюг… (Вскакивает, бежит дальше). …»

Работа над композицией предполагает: построение образов-персонажей и других образов произведения и их группировку; построение сюжета (если это эпическое или драматическое произведение); выбор формы повествования (от автора, от имени героя, в виде устного рассказа, в форме дневника, сведение всех компонентов в единое целое.

Кроме того, работа над композицией требует учета особенностей выбранного рода и жанра.

Талантливые писатели ищут такие композиционные формы, средства и приемы, которые обеспечивают создание максимально содержательных и в то же время лаконичных произведений. Задумываясь над тем, как построено произведение, проникая во взаимную связь его компонентов, читатель получает возможность более глубоко понять содержание произведения, оценить мастерство писателя.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сюжет – это:

- основное содержание произведения;           

- последовательность событий и действий;

- последовательность всех элементов произведения.

2. В основе сюжетного действия лежит:

- композиция;

- конфликт;

- фабула.

3. Входят ли в сюжет описания?

- да;

- нет;

- только описания вещей.

4. Внесюжетные элементы – это:

- пролог, эпилог;

- отдельные эпизоды действия;

- авторские отступления, описания, вставные эпизоды.

Завязка - это:

- момент возникновения или обнаружения конфликта;

- начало произведения;

 - первое появление главного героя.

5. Из каких основных элементов складывается действие произведения?

6. Как связаны между собой сюжет и образы-персонажи?

7. В чем заключается своеобразие динамического и адинамического сюжетов? Прочитайте сказку С. Козлова «Снег пошел» и рассказ Н. Носова «Мишкина каша». Определите, в каком произведении сюжет динамический, а в каком адинамический. Обоснуйте свое мнение.

 8. Выявите основные элементы сюжета в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок».

9. Композиция - это:

- последовательность событий и действий;

- движение произведения от завязки к развязке;

- последовательность частей и элементов произведения.

10. Перечислите композиционные приемы, чаще всего используемые писателями, определите идейно-художественную роль этих приемов.

11. Выделите элементы сюжета в рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным».

12. Определите, какие композиционные приемы используются в стихотворении Даниила Хармса «Как Володя быстро под гору летел»:

На салазочках Володя

Быстро под гору летел.

 

На охотника Володя

Полным ходом налетел

 

Вот охотник

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели –

На лисичку налетели.

 

Вот лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели –

И на зайца налетели.

 

Вот и заяц,

И лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят.

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели –

На медведя налетели!

 

И Володя с той поры

Не катается с горы.

Литература

Анализ художественного текста: Эпическая проза. Хрестоматия / Сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2005.

Анализ художественного текста: Лирическое произведение. Хрестоматия / Сост. и прим. Д. М. Магомедовой и С. Н. Бройтмана. М., 2005.

Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994.

Ревякин А. И. Сюжет // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

Ревякин А. И. Фабула // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и научн. ред. С. И. Кормилов. М., 2000.

Сюжет и фабула // Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2000.

Чернец Л. В. Композиция // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999.

 

 

Глава V.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь