Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Группа профилактики срыва.
Особенностью некоторых пациентов является склонность к прерыванию реабилитации и срывам. Множественные срывы или длительный перерыв (более 3 мес.) заставляют думать о повторении основного курса или, в случае неэффективности и этого повторения, о группе профилактики срыва. В основе ее лежит комплекс поведенческой терапии (разработанный Теренсом Горски и сотрудниками, терапевтическая модель CENAPS), базирующийся на программе «12 шагов» и принципах сообществ АА и НА, но одновременно включающий рационально-ориентированный поведенческий блок, направленный на выявление и управление признаками надвигающегося срыва47,48. Существуют изданные в рамках этой модели рабочие тетради («пиратски» переиздаваемые некоторыми центрами в России, к сожалению), позволяющие проработать свои признаки срыва и научиться действовать соответственно. Но, кроме того, группа по профилактике срыва занимается и более глубокими проблемами мотивации к выздоровлению, личностными «пусковыми механизмами» — триггерами срыва, и потому эти группы очень интересны. Они нужны скорее опытным в программе «12 шагов» людям, чем новичкам. С другой стороны, без основы в виде программы «12 шагов», только в рамке этой поведенческой, а потому весьма ограниченной терапии, модель оказывается малоэффективной — о чем, кстати, не устает писать и сам Т. Горски, только ленивые и отрицающие свои проблемы люди его не всегда, к сожалению, слышат. В заключение этой главы, хочу привести вам интересные данные исследований Национального института по наркотической зависимости, США. В течение 30 лет там исследовали эффективность реабилитационных программ по всей стране, и выявили 13 фундаментальных принципов, характеризующих эффективность реабилитационных программ. Я совершенно согласна с ними за исключением отмеченных мной деталей. (Лечением здесь называется реабилитация).
Принципы эффективного лечения от наркотической и алкогольной зависимости.49,50 1. Нет единственно верного лечения для всех. Нет «панацеи». Необходимо внимательно подбирать терапию, интервенции, помощь каждому наркоману или алкоголику в соответствии с его особенным путем развития болезни и условиями жизни, только так можно вернуть его к нормальной жизни в семье, на работе и в обществе. 2. Лечение должно быть быстро предоставлено. Наркоман или алкоголик с трудом может решиться начать выздоравливать, и потому надо использовать все возможности начать прямо сейчас. Пациент может «раздумать», если лечение не будет предоставлено немедленно или вскоре, как он примет решение (отрицание зависимости). 3. Эффективное лечение требует внимательного отношения к множеству потребностей пациента, а не только к его употреблению наркотиков. Чтобы лечение было эффективным, нам надо заниматься зависимостью пациента от наркотиков, а также любыми связанными с этим медицинскими, психологическими, социальными, юридическими и иными проблемами. 4. Лечение должно следовать плану, контролируемому и изменяемому в соответствии с меняющимися нуждами пациента. Возможно, в процессе лечения план придется менять, поскольку состояние пациента меняется, и становятся видны иные потребности. В дополнение к консультированию, пациент может иногда нуждаться в медицинской помощи, семейной терапии, социальной, юридической поддержке и даже помощи в том, как научиться отдыхать! Очень важно, чтобы лечение соответствовало возрасту, полу, национальным и культурным особенностям пациента. 5. Для эффективности лечения критически важно оставаться в процессе адекватный период времени. Адекватность периода времени лечения определяется проблемами и потребностями пациента. Исследования показывают, что для большинства пациентов порог, когда достигаются существенные изменения, составляет примерно 3 месяца. После достижения этого порога дополнительное лечение может поддерживать дальнейший прогресс выздоровления. Поскольку пациентам свойственно прекращать лечение до этих пороговых изменений, программы реабилитации должны включать стратегии, вовлекающие и удерживающие пациента в лечении. 6. Консультирование (индивидуальное и\или групповое) и другая поведенческая терапия являются критически необходимыми компонентами лечения зависимости. Терапия должна содержать работу с мотивацией, сопротивлением тяге, заменой активности, направленной на употребление наркотиков иной приносящей удовлетворение и не связанной с наркотиками; улучшением навыков решения жизненных проблем. Поведенческая терапия также способствует развитию межличностных отношений и способности человека жить в обществе и семье 7. Медикаменты являются важным элементом лечения для многих пациентов, особенно, когда это лечение сопровождается консультированием и другой поведенческой терапией. Авторы исследования считают, что бупренорфин, метадон и лево-альфа-ацетилметодол помогают пациентам с опиатной зависимостью стабилизировать жизнь и снизить использование опиатов Налтрексон эффективен для некоторых опиатных наркоманов с сопутствующей зависимостью от алкоголя. Никотин-содержащие препараты могут помочь зависимым от курения пациентам Категорически не могу согласиться с этим утверждением. Метадоновые программы, слава Богу, запрещены в России. По-моему, они снижают шансы выздоровления опиатных наркоманов, предлагая им контролируемое употребление вместо выздоровления — а значит, отсроченную смерть от наркотиков. Метадоновые программы защищают общество от последствий наркомании ценой жизни самих наркоманов. Вопрос о блокаторах обсуждался на стр. 114 (Е. Савина) 8. Наркоманы с сопутствующим психиатрическим диагнозом («двойной диагноз») нуждаются в одновременном и согласованном лечении обеих болезней. Здесь надо лечить оба заболевания одновременно или последовательно, в зависимости от их течения. Поэтому совершенно необходим альянс обоих специалистов: психиатра, который будет заниматься основным заболеванием, и психолога-консультанта со всем арсеналом его средств помощи, который будет заниматься наркоманией или алкоголизмом. В таком и только таком случае у этих пациентов хорошие шансы выздоравливать, потому что работа психолога-консультанта будет способствовать успешной терапии психического расстройства, и адекватной применение медикаментов будет профилактировать наркотический срыв. 9. Медицинская детоксикация — это только первая стадия лечения зависимости, и сама по себе мало что меняет в долговременном отказе от употребления наркотиков. Медицинская детоксикация управляет только симптомами ломки или похмелья. Для некоторых пациентов это необходимое условие для начала лечения зависимости, но совершенно недостаточное. 10. Эффективное лечение не обязательно должно быть добровольным. Ультиматум, поставленный семьей, предупреждения на работе или уголовное преследование могут существенно повлиять на то, чтобы пациент поскорее начал лечение, был в нем упорен и достиг успеха. Вновь только частично согласна с этим утверждением. Оно верно, если при этом речь идет о формировании мотивации к выздоровлению в процессе реабилитации. Но если недобровольное лечение продолжает оставаться таковым до конца курса, и пациент только и ждет, когда же оно закончится, чтобы начать употреблять снова — лечение бессмысленно, а мы обманываем самих себя в муках созависимости. 11. Необходимо постоянно проверять чистоту пациента на наркотики и алкоголь. За исключением мотивационной терапии, реабилитация пациента в состоянии наркотического опьянения не имеет смысла, поскольку состоит именно в том, чтобы он научился жить без вещества, кроме того, такой пациент делает среду небезопасной для остальных пациентов центра. Трудности возникают в случае, когда наркотическое опьянение уже закончилось (например, через 10 дней после употребления метадона), а следы его еще остаются в моче пациента и определяются анализами. Требуется очень взвешенная политика при решении этого вопроса, каждый раз решение принимается с учетом всех обстоятельств. С другой стороны, если пациент сорвался, что, без сомнения возможно т.к. выздоровление — очень сложный путь с опасностями и ошибками, в его измененном состоянии сознания трудно ожидать от него признаков выздоровления: честности и альянса с персоналом центра. Поэтому процедура проверки пациентов является рутинной и обязательной, и именно она исключает подозрения и недоверие в команде персонала и пациентов. 12. Лечебные программы должны обследовать пациента на ВИЧ+, гепатиты В и С, туберкулез и др. инфекционные заболевания и консультировать пациента по снижению риска распространения инфекции. Консультирование пациентов помогает им пережить психологический стресс от того, что они больны сопутствующими тяжелыми соматическими заболеваниями. Это часто вызывает чувства безнадежности, одиночества, отчаяния, что понятно, неадекватно: это болезни, с которыми можно жить и как минимум тормозить их развитие, а некоторые и вылечить вовсе. Если ты научился жить хорошо с наркоманией — хронической, прогрессирующей, смертельной и неизлечимой болезнью, — что может помешать тебе сделать то же и с сопутствующими инфекциями? Или Бог бессилен тебе здесь помочь? Кроме того, нужно знать, как предупредить передачу инфекции от пациента другим людям, и от других — самому себе. Заниматься своей жизнью надо старательно и с уважением к ней — Божий дар, давайте позаботимся! 13. Выздоровление от химической зависимости может быть долгим процессом и часто требует нескольких эпизодов лечения. После срыва часто пациенты думают, что он оказались «хуже остальных: безответственнее, глупее, невезучее...». Понятно, что это неправда, потому что курс рассчитан «в среднем», а средних людей нет. Поэтому и курс можно продлевать или сокращать применительно к особенностям пациента, и повторять его столько, сколько нужно, чтобы он выздоравливал. Другое дело, что курс каждый раз разный, потому что люди в нем разные и взгляд на свои проблемы меняется во времени: прибавляется жизненного опыта, увеличиваются временные дистанции, все другое! Поэтому надо не бояться вернуться к выздоровлению, это самое правильное и высокое, что сорвавшийся пациент может сделать. Глава 3. ИНЫЕ ПУТИ ПОМОЩИ
«Панацеи», конечно, нет, и было бы странно (и страшно), если бы выздоровление все сводилось к программе «12 шагов». Есть много людей, которые не ищут себя в этой довольно универсальной программе, а выбирают более специфичные пути, упомянем их здесь очень кратко: 1. Терапевтические сообщества — центры или общины по принципу «Дейтоп». Это интересная модель, в основе имеющая создание безопасной терапевтической среды, которая сама по себе является средством выздоровления от зависимости. Терапии там отводится вторая роль, и многие их достоинства и слабости будут видны при рассмотрении следующего вида — общин и обителей. 2. 0бщина (или обитель, что то же самое) — это закрытое сообщество, возглавляемое одним или несколькими лидерами, устраивающими жизнь общины такой, как они считают правильным. Лидерами, как правило, являются выздоравливающие наркоманы и алкоголики, которые сами прошли такие общины, или сформировавшие определенный жизненный статус, поддерживающий их трезвость — и теперь передающие его другим. Достоинствами общины являются несомненный энтузиазм и харизматичность их лидеров, благие намерения всей общины и длительность пребывания в ней на фоне физической работы и порядка в жизни, что позволяет протрезветь и оглядеться практически любым наркоманам или алкоголикам. Это правильная и здоровая жизнь, созданная для тех, кто сам не может себе ее создать. Нередко эта деятельность благословляется Церковью, или просто Церковь активно участвует в жизни общины. Они редко бывают на самообеспечении, хотя к нему и стремятся, источником финансовых средств для поддержания существования общины становятся либо спонсоры, из числа участников общины, либо просто церковные дотации (последнее обычно для протестантских деноминаций). Посетителям общины обычно показывают хорошее хозяйство (пусть маленькое, но уже свое!), мирных и благодарных наркоманов и алкоголиков и строгого и патерналистски настроенного «хозяина» общины. Недостатки общины очень серьезны. Как вы понимаете, исходные позиции для общин взяты из истории монастырей, но монастыри, в отличие от общин, ведомы Духом Святым и игумен — благословленный на это Церковью монах, строго заботящийся о собственной духовной дисциплине. Община же — светское заведение, и потому от личных качеств лидера, его мудрости и скромности и зависит все дело. Власть у лидера практически безграничная по принципу: «не нравится — уходи», и простирается на весьма личные области человеческого существования ее обитателей (например, крайне редкие семейные встречи, контроль содержания писем и т. д.) Лидер — «удельный князь в своей вотчине». Власть же всех, даже самых стойких людей портит, и бывают разнообразные злоупотребления: ложь, «потемкинские деревни», духовное насилие, травматический опыт у людей и отсутствие права на критику, абсолютная закрытость для мира вовне. Мне известны также общины, возглавляемые бывшими криминальными авторитетами, которые устроили в общине привычный для них «жесткий» способ жить. Все это, понятно, не имеет никакого отношения к выздоровлению, и никак им оправдано быть не может. С другой стороны, я лично знаю людей, для которых община стала единственным путем выздоровления, притом, что они пробовали и многие другие, и без сомнения, общины следует рассматривать поэтому как важное терапевтическое средство для выздоровления или, как минимум, выживания наркоманов и алкоголиков. Недостатки есть во всех центрах, и немалые. 3. Церковные программы. Церковь всегда, наверное, в своем социальном служении — а оно началось с самого рождения Церкви, — занималась алкоголиками и наркоманами. В России существовали церковные общества трезвости при монастырях и храмах, в которых верующие путем молитвы и поддержки церковной общины могли выздоравливать, одновременно воцерковляясь. Опыт этих обществ в России очень большой, и успехи этих обществ велики... но недостаточны. Духовный путь, который предлагался в этих обществах, состоял в покаянном отказе от пития и употребления наркотиков, но вот что церковная община могла предложить человеку в алкогольной или наркотической тяге, кроме общего: «молись»? Конечно, Бог может избавить человека и от тяги, и от зависимости, но Бог так устроил мир, чтобы исцеление приходило к людям как правило не чудом, а через других людей. В церковной общине, однако, делается акцент на то, что люди уходят от греха, и, значит, не имеют с ним ничего общего. Покаяться и забыть, начать жизнь заново — вот обычный лозунг, а начать заново жизнь со старым организмом, жизненным опытом, восприятием и вообще болезнью наркомании и алкоголизма означает то же, что предложить человеку в параличе «молиться и уже ходить, оставить свои костыли, наконец». В евангельской истории такое случалось, но это требование чуда, а не надежда на него, и потому «не работает»: от Бога требовать мы ничего не можем. Вместо этого встречается довольно много «юношей и девушек с горящими очами», утверждающими в прелести, в самообольщении, что Бог освободил их от наркомании или алкоголизма, и что теперь весть об этом чудесном исцелении «силою Божьей» они несут дальше всем страждущим. Мне очень жаль этих людей, находящихся в миражах собственных мечтаний, автор которых известен. Отдающихся со всем своим восторгом в руки этого автора тот приведет обязательно к какому-нибудь ужасу, так уж этот лжец поступает со своими жертвами. Выздоровление — это тяжелая работа Бога и человека над его душой и жизнью, и мигом, от горячих слезных молитв она не делается. Нередко бывает так, что под давлением не понимающего, что делает, духовника (не признающего алкоголизм и наркоманию болезнью души и тела) от человека требуют дать зарок не пить, есть даже специальный чин «отречения от пьянства», так кажется, он называется, с призыванием в помощь многих святых, молитв им, Богородице и Господу. Это все то же искушение Господа Бога, которое является грехом, требование чуда! У человека нет средств сохранять трезвость, он дает в этом обещание Богу, надеясь, что ему поможет чудо. Финал понятен: человеку не хватает веры принять благодать, которая ему, конечно же подается — и когда он неизбежно срывается, тогда он страшный грешник, нарушивший обет Богу, и кроме огромного чувства вины от этого греха этот «замечательный» метод ему ничего не принес. Если же он терпит и не срывается, то жизнь его становится мучительной, и это не является выздоровлением, даже если он не пьет. Страшноватые игры с верой и тайной. Если же церковная община или центр реабилитации имеют в виду покаяние как процесс перемены ума, метанойи (греч.) — тогда без сомнения, Господь поможет такому человеку в его путях выздоровления, и оно действительно совершается в Церкви — долгим трудом над собою. Такие люди обычно не хвалятся, и берегут это состояние ума. Церковным путем они идут практически к тем же целям, что и «шаговым», называя Бога Его именем и молясь Ему в благодатной помощи Церкви — и, слава Богу. Таких, я думаю, не очень много, поскольку к этому церковному пути человек должен подойти, еще находясь в зависимости от вещества, чтобы над ним не было совершено духовного насилия — а это очень трудно. Человека можно позвать к Богу и Церкви, но нельзя заставить верить — даже под давлением обстоятельств. Этому можно возразить, что многие люди приходили к вере именно под давлением жизненных невзгод. Верно, но это они сами приходили, а не их приводили — отсюда и эффект. Это очень трудно, и помоги, Господи, всем усилиям Церкви в окормлении наших ребят. В конечном счете, путь церковный и программы «12 шагов» нередко сходятся. Один наш пациент сказал, что программа «12 шагов» — это церковный «детский сад», без которого «школа» Церкви была бы для него невозможна. Расцерковленная Америка породила программу «12 шагов», которая так точно легла в сознание расцерковленных русских алкоголиков и наркоманов именно по этой причине, и сейчас у нас есть путь. 4. Клубы и иные сообщества. Есть еще разнообразные клубы людей, которые хотят в общности единомышленников строить трезвую жизнь: «Семейные клубы трезвости», «Оптималист» (они же работающие по методу Шичко), и др. сообщества. Все они с разной степенью эффективности и разными рисками эксплуатируют всю ту же общность людей с похожим жизненным опытом и проблемами, которые сообща же и решаются. Ни психотерапии, и сколько-нибудь формализованного поведенческого блока у них нет, информационные материалы их часто недостоверны (лекции акад. Углова), они пользуются любыми авторитетами, в т.ч., к сожалению, и церковным, чтобы усиливать и пополнять свои ряды. Там есть опора на энтузиазм и, в некоторых случаях, «набатный колокол»: вставайте, люди русские, народ вымирает, всех споили враги и пр. Это несимпатичный для меня метод, но, наверное, они имеют право быть, коль скоро там люди живут трезво. «Семейные клубы», например, спокойная программа, где семьи зависимых собираются вместе, до 8 семей. Они делятся опытом и решают свои проблемы друг с другом. Выздоровление, конечно, может быть разным. Глава 4 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы