Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эсхатологическое восприятие революции 1917 г.



Митрополитъ Казанскiй Кириллъ

Митрополитъ Казанскій Кириллъ — одинъ изъ самыхъ выдающихся въ духовномъ отношеніи и самый волевой іерархъ Россійской Православной Церкви послѣдняго времени. Съ нимъ всѣ считались, признавая его высокій авторитетъ... И поэтому съ первыхъ же дней совѣтской власти онъ былъ изолированъ и сосланъ. Характерно для этого іерарха было его отношеніе къ совѣтской власти. Онъ открыто не признавалъ «совѣтскую власть» властью, поскольку она явилась насильственнымъ, кровавымъ путемъ, опирающимся только на жесточайшій терроръ. Онъ часто, будучи въ заключеніи, спрашивалъ представителей такъ называемой «совѣтской власти»:


Митрополитъ Казанскій Кириллъ

— Кто вы? И откуда? И кто вамъ далъ это право — распоряжаться нашими умами, нашими душами и тѣлами? Кто вамъ далъ право лишать насъ всякой свободы, заключать насъ въ тюрьмы, въ лагеря, отправлять въ ссылки? Кто вамъ далъ это право?!

Вотъ я епископъ, митрополитъ. Но меня сдѣлала таковымъ Святая Церковь Христова. Не я самъ себя поставилъ! Я имѣю на себѣ преемственность духовной власти апостоловъ, святыхъ учениковъ Христовыхъ, рукоположившихъ вмѣсто себя «мужей апостольскихъ». Апостолы заповѣдали своимъ преемникамъ совершать рукоположеніе и далѣе. И такъ это апостольское рукоположеніе дошло и до меня, многогрѣшнаго... И я поставленъ во Святой Церкви епископомъ. И я имѣю на себѣ бремя ихъ власти духовной... Да, въ нѣкоторомъ смыслѣ: я — «власть», хотя бы въ томъ смыслѣ, что «имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ: и имже держите, держатся» (Іоан. 20, 23)... О себѣ я сказалъ: кто — я. Но я не знаю, не слышалъ отъ васъ: кто — вы? И кто вамъ далъ «право» или «власть» и «силу» на это?! И вы не сможете отвѣтить на мои вопросы: кто далъ? А я знаю, кто вамъ далъ: «И далъ ему (этому звѣрю) драконъ силу свою и престолъ свой и великую власть» (Откр. 13, 2)».

Такъ примѣрно говорилъ этотъ богодохновенный мужъ!

Такъ же твердо митрополитъ Кириллъ стоялъ противъ антицерковной и антихристіанской линіи поведенія «замѣстителя Мѣстоблюстителя», митрополита Сергія: «Митр. Сергій отходитъ отъ той Православной Церкви, какую намъ завѣщалъ хранить Св. Патріархъ Тихонъ, и, слѣдовательно, для православныхъ нѣтъ съ нимъ части и жребія». (Цитируется по: А.В. Псаревъ, «Исторія Русской Церкви новѣйшаго періода», машинопись, Джорданвилль, б. г.).

Вообще, митрополитъ Кириллъ всегда говорилъ прямо, смѣло и открыто. Недаромъ одинъ изъ слѣдователей, допрашивавшихъ святителя, выразился о немъ такъ: «О, красивый старикъ!».

Красивый, конечно, не физическими чертами, а своимъ духовнымъ обликомъ, своимъ открытымъ, мужественнымъ исповѣданіемъ вѣры, своимъ духовнымъ героизмомъ. Передъ подобнымъ героизмомъ способны преклоняться и враги, какъ говорилъ въ похвалу свят. Василію Великому свят. Григорій Богословъ.


Разсказъ монахини

«Насъ вывели всѣхъ за стѣны монастыря на берегъ рѣки. Тамъ въ безпорядкѣ валялись иконы изъ нашего монастырскаго храма. Одинъ изъ чекистовъ намъ объяснилъ:

— Какая монахиня возьметъ одну икону и броситъ ее въ рѣку, получаетъ свободу жить. А та, что откажется это сдѣлать, сама будетъ брошена въ воду и утонетъ!

И начали вызывать. Первой была брошена въ воду и утонула наша игуменія. И многіе за нею предпочли блаженную смерть. Ихъ связывали, бросали въ воду и они, словно камни, тонули. Многіе изъ нихъ читали молитвы, призывая Бога на помощь. Иные шли какъ на праздникъ. А я, окаянная грѣшница, испугалась смерти и допустила надругательство надъ святою иконою Божіей Матери съ Младенцемъ. Я своими руками бросила Ее въ воду, чтобы «жить». Но вмѣсто «жизни» получила я вѣчную смерть, не только въ будущемъ вѣкѣ, но и здѣсь, на землѣ. Развѣ я живу? Я живу моею смертію! Я мучаюсь каждый день, всякій часъ, каждую минуту... А тѣ, что приняли мученичество за Христа, въ какомъ блаженномъ состояніи ушли въ жизнь вѣчную!

Горе мнѣ, горе! И никто не пойметъ этого, кромѣ тѣхъ, что отказались отъ вѣнца мученическаго...».

И ходя по деревнямъ и селамъ, эта монахиня разсказывала о своемъ великомъ грѣхѣ, объ отреченіи отъ Бога и прославляла подвигъ тѣхъ, кто принялъ мученическую смерть.

Цѣлые монастыри мучениковъ

Видѣли христіане издали, какъ приводили и пригоняли цѣлые монастыри монаховъ и монахинь на берега Волги, связывали каждаго и на одной веревкѣ, весь монастырь, эту цѣпочку мучениковъ сбрасывали въ воду съ баржи. Быстро-быстро всѣ уходили подъ воду и не оставалось и признака преступленія. Былъ монастырь, а теперь его нѣтъ!

Подобнымъ способомъ въ Харьковѣ на рѣкѣ Донцѣ утопили множество монашествующихъ.


Трупы разстрѣлянныхъ большевиками 17-ти монаховъ Лубенскаго Спасо-Преображенскаго монастыря во главѣ съ настоятелемъ, игуменомъ Амвросіемъ. Полтава, 1919 г.

Въ 1921-1922 гг. были разстрѣляны прямо на мѣстѣ всѣ монахи Лебяжьей Пустыни, находящейся за Екатеринодаромъ, въ плавняхъ.

Разгромъ женскаго монастыря Св. Маріи Магдалины, около станціи Поновическая, сопровождался дикими зверствами, насиліемъ — 1922 г.

Въ 1922-1923 гг. въ Предтеченскомъ женскомъ монастырѣ въ Ставропольѣ въ одну ночь разстрѣляли 200 монахинь.

На берегу озера Иссыкъ-Куль, въ Киргизіи, стоялъ большой монастырь. Всѣхъ насельниковъ монастыря помѣстили на плоты, связанными другъ къ другу. Отвезли отъ берега и плоты перевернули. Сразу всѣ утонули. А зданія монастыря разрушили до основанія.

Въ 1928 г. была разгромлена Михайловская пустынь въ горахъ подъ Майкопомъ. Всѣхъ монаховъ разстрѣляли ночью на майкопскомъ кладбищѣ.

 Крестьяне — мученики

Во время насильственной коллективизаціи крестьянство не хотѣло идти въ колхозы, потому что считало это великимъ грѣхомъ, отреченіемъ отъ Бога. Страшнымъ терроромъ отвѣтила партія Ленина-Сталина на это сопротивленіе. Тысячи лучшихъ крестьянъ-хозяевъ были разстрѣляны за «саботажъ». Но это было сопротивленіе чисто религіозное, потому что власть постаралась окрасить колхозы въ яркіе цвѣта безбожія и, даже, богоборства. И крестьянство стало въ непримиримую оппозицію колхозамъ.

Вотъ какъ примѣръ, что произошло въ селѣ Макашевкѣ, Воронежской области, на рѣкѣ Хоперъ.

Отобрали человѣкъ около тридцати самыхъ лучшихъ хозяевъ и самыхъ стойкихъ христіанъ. Обвинили ихъ «саботажниками». А они были всѣ людьми крѣпко вѣрующими, какъ и всѣ жители тѣхъ мѣстъ по сей день, и пошли они открыто на страданія за вѣру въ Бога, за вѣру православную. И всѣхъ ихъ разстрѣляли. Никто изъ нихъ не дрогнулъ передъ смертью, не малодушествовалъ, не колебался. Исповѣднически они на судѣ отвѣчали на всѣ вопросы. Ободряли другъ друга и всѣхъ односельчанъ. И приняли они смерть какъ награду, какъ святые исповѣдники-мученики вѣры Христовой. Послѣ разстрѣла, побросали тѣла ихъ на большую грузовую платформу и повезли, чтобы сбросить въ яръ. А родственники шли за возомъ и плакали. Но одинъ изъ разстрѣлянныхъ оказался только раненымъ, а не убитымъ. Онъ подавалъ признаки жизни. Это замѣтила и охрана. Разогнали людей штыками. Свалили съ воза всѣхъ и прикладами убили того, кто еще подавалъ признаки жизни...


Смерть монаха Iоанна

Монахъ отецъ Іоаннъ жилъ легально въ горахъ, какъ пасѣчникъ съ ульями пчелъ. Но кому-то это не нравилось и мѣшало. А мѣшало то, что онъ былъ не какъ всѣ. Ото всѣхъ онъ выдѣлялся тѣмъ, что не пилъ, не курилъ, не сквернословилъ, не вступалъ въ ссоры и драки, а жилъ вдали отъ всего этого... И вотъ эти-то черты, очевидно, и мѣшали «кому-то», потому что такой человѣкъ, какъ бельмо на глазу...

И вотъ нашлись люди, какіе рѣшили убрать его съ горъ. Они предложили монаху свои услуги, когда понадобится, перевезти его пасѣку на другое мѣсто. Это обычно для пасѣчниковъ, — они за сезонъ изъ-за пчелъ мѣняютъ нѣсколько разъ мѣста, чтобы пчеламъ былъ лучше «взятокъ» (добыча нектара съ цвѣтовъ). И онъ согласился, хотя другіе его предупреждали, не связываться съ ними, что люди это ненадежные... И вотъ насталъ день. Погрузили они ульи на машину и вмѣстѣ съ пасѣчникомъ поѣхали. Но по пути непредвидѣнная остановка въ укромномъ мѣстѣ, въ горахъ возлѣ рѣчки. Хозяина пасѣки они стаскиваютъ съ машины и заявляютъ ему, что такъ какъ онъ христіанинъ и монахъ, то и они рѣшили его распять по подобію Христа. Поискали подходящаго для распятія дерева, но не нашли. Тогда рѣшили распинать на землѣ. Но прежде всего поиздѣвались надъ нимъ, какъ они говорили: «сказано въ Евангеліи: заплевали его и пакости ему всякія дѣяху».

А потомъ уже приступили къ самому распятію. Они сами обо всемъ съ бравадой разсказывали при судѣ: «Забили мы большой гвоздь въ правую руку, а потомъ и въ лѣвую. Послѣ этого пробили гвоздями обѣ его ноги. И говоримъ ему: въ Евангеліи мы читали, что одинъ изъ воиновъ пробилъ Христу бокъ. Ну такъ, чтобы и ты былъ похожъ на Него и тебѣ сдѣлаемъ то же самое».

Послѣ этихъ словъ, какъ разсказывали убійцы, нанесли ему рану межъ реберъ.

Кровь заливала страдальца, а убійцы съ особымъ наслажденіемъ мучали свою жертву. Но отецъ Іоаннъ еще не умиралъ и былъ въ сознаніи. Они начали торопиться, потому что было уже поздно. А рядомъ шумѣла горная рѣчка. И палачи рѣшили его утопить. Бросили въ воду, а сами сѣли въ машину и съ пчелами уѣхали.

Отъ холодной воды мученикъ, очевидно, очнулся. И онъ попытался выбраться на берегъ, но не смогъ изъ-за потери крови. Онъ такъ и застылъ у самого берега, держась за кустъ, совершенно обезкровленный.

Надо ли говорить о томъ, что людей, сдѣлавшихъ это «полезное соціальное дѣло», все же для видимости арестовали и судили. Но судъ выглядѣлъ очень странно. Убійцы, улыбаясь и съ хвастовствомъ, пересказывали свой, по ихъ понятіямъ, «героическій подвигъ», — убить ни за что, ни про что человѣка!... Явно, что подсудимые были своими людьми.

Смерть учительницы

Учительница наша Марія Васильевна была удивительнымъ человѣкомъ, уже хотя бы потому, что всѣ учащіеся ее любили и всегда, когда произносили ее имя, прибавляли — — «наша». Она была очень внимательна ко всѣмъ ученикамъ школы. Ее никогда нельзя было увидѣть разсерженной. Она умѣла подойти къ каждому, и всѣ ей довѣряли, какъ матери, знали, что она никому и никогда не сдѣлаетъ непріятности.

Въ ней было что-то неуловимое, что дѣлало ее непохожей на другихъ учителей. Это неуловимое, что она скрывала ото всѣхъ, была ея пламенная религіозность, вѣра въ Бога, вѣра въ Его святой промыселъ. И поэтому она, если узнавала о комъ-либо, что онъ или она изъ вѣрующаго дома, изъ вѣрующей семьи, къ тѣмъ она была особенно заботлива и ласкова.

Но директоръ школы былъ не только партійнымъ, но и убѣжденнымъ атеистомъ и, очевидно, былъ связанъ съ органами ГБ. И онъ заподозрилъ Марію Васильевну въ томъ, что она вѣрующая, — потому что она не была съ нимъ близка и какъ-то сторонилась отъ него. И онъ обдумывалъ планъ, какъ установить точно, вѣрующая ли она или нѣтъ. И вотъ во дворѣ школы появляется какой-то ровъ, какая-то канава. И директоръ воспользовался этимъ обстоятельствомъ для провѣрки. А быть можетъ, наоборотъ, сама канава была придумана, какъ мнимый поводъ къ задуманной провѣркѣ. Эта уловка директора служила не только средствомъ выявленія Маріи Васильевны, но и всего персонала и всѣхъ учащихся въ отношеніи ихъ религіозной убѣжденности. Для этой цѣли была положена какъ мостикъ черезъ канаву святая икона Богоматери съ Младенцемъ, изображеніемъ вверхъ.

Ставъ на икону, директоръ объяснилъ, что вся школа, собранная во дворѣ по классамъ со своими классными наставниками, должна пройти по образу съ одной стороны канавы на другую. Говоря это, онъ постукивалъ каблуками по самому лику Пресвятыя Дѣвы Богородицы.

Послѣ этого «вступленія», онъ началъ пропускать всѣхъ по классамъ черезъ этотъ «мостъ», слѣдя за выраженіемъ лица переходившихъ. А передъ каждымъ классомъ — первой должна пройти классная наставница или наставникъ, за ними уже весь классъ. И вотъ, когда Марія Васильевна подошла со своимъ классомъ и должна была пройти по святой иконѣ Божіей Матери на другую сторону, гдѣ стоялъ директоръ, она остановилась и сказала громко:

— Я считаю исполненіе Вашего приказанія лично для себя преступленіемъ, а Ваше требованіе — — противорѣчащимъ Конституціи Совѣтскаго Союза. Я вѣрующая православная христіанка. И по святой иконѣ Богоматери и Богомладенца — ходить не буду!

Этого было достаточно, чтобы лучшая учительница школы исчезла вообще, не только какъ педагогъ, но и какъ живой человѣкъ, — безвѣстно куда дѣлась. Словно земля проглотила ее. О ней никто и никогда не слышалъ ничего. И это дѣло сдѣлалъ самъ директоръ школы... Только ходилъ слухъ, что ее, какъ вѣрующую христіанку, разстрѣляли.

Житiе катакомбныхъ iереевъ Василiя, Пимена и Алексѣя
(Воспоминаія сестеръ катакомбной общины г. Харькова)

Наши родители всю свою жизнь держались Катакомбной Церкви. Отца нашего въ 1937 году судили за вѣру, и дали ему срокъ 10 лѣтъ, который онъ отбывалъ въ Свердловскѣ. Маму тоже судили и дали 10 лѣтъ, но, по молитвамъ старцевъ, она пробыла въ тюрьмѣ только 11 мѣсяцевъ. Брату Прокопію дали три года за то, что онъ читалъ въ церкви «Апостолъ».

Родители наши ходили въ церковь села Велико-Вѣчное Краснодарскаго края, тамъ служилъ іерей Василій Парадинъ, онъ не подписывалъ обновленчества, его за это обкладывали большими налогами, а потомъ и посадили на 10 лѣтъ. Сами мы жили въ селѣ Бѣломъ Краснодарскаго края, и когда отецъ Василій вернулся изъ лагеря, то всѣ «бѣлосельцы» хотѣли, чтобы онъ служилъ въ нашей церкви, потому что его всѣ любили.

Видя желаніе людей, отецъ Василій и сестра моя поѣхали къ епископу въ городъ Краснодаръ за разрѣшеніемъ. Когда они вошли къ епископу и попросили разрѣшенія на служеніе въ нашемъ селѣ, то епископъ посмотрѣлъ на отца Василія и молодую дѣвушку и сказалъ: «Если будешь служить, какъ мы тебѣ скажемъ, то дадимъ тебѣ мѣсто». А отецъ Василій отвѣтилъ на это такъ: «Буду служить такъ, какъ Апостольскія Правила гласятъ, но не такъ, какъ вы скажете». На это архіерей и уполномоченный закричали: «Вонъ отсюда! Мало тебѣ дали, нужно еще 10 лѣтъ дать».

Когда отецъ Василій вернулся безрезультатно, то посѣлился у одной старухи въ коровникѣ, стѣны глиной сѣрой помазаны, тамъ онъ и жилъ два года съ лишнимъ, людямъ ходить хозяйка не разрѣшала, боялась выдать батюшку, да и самой страшно было, чтобы не арестовали. Мнѣ было 16 лѣтъ, я ходила частенько и днемъ, носила ему передачку покушать, а постарше могли пойти только ночью. Такъ онъ и жилъ, а на третій годъ, его дочь забрала къ себѣ въ городъ Ригу и болѣе вѣстей отъ него не было. Это было послѣ войны». (Воспоминаія П.М.)

 

«Моя племянница по мужу, Нина Герасимовна Гладкая, вышла замужъ за Михаила Дмитріевича Гладкого, жили они на хуторѣ Отрубномъ, Красноармейскаго района, Краснодарскаго края. Умеръ Миша въ 1990 г., былъ очень вѣрующимъ и страннопріимнымъ. Одинъ разъ пришла къ нимъ странница, просить милостыньки, а Миша ее взялъ и оставилъ жить въ своемъ домѣ. Эта странница Пелагея была знакома съ отцомъ Пименомъ. Мишѣ стало жаль его, и онъ пригласилъ отца Пимена жить къ себѣ въ домъ, жилъ онъ до этого съ мамой Марѳой Ефремовной, женщиной очень вѣрующей и богобоязливой.

Отецъ Пименъ Леонтьевичъ Завада былъ изъ кубанскихъ казаковъ, онъ служилъ въ церкви діакономъ. Послѣ 1927 г. его арестовали, былъ осужденъ на 10 лѣтъ, сидѣлъ въ тюрьмѣ. Тамъ рукоположили его тайно, вмѣстѣ съ отцомъ Алексѣемъ. Имъ сказали: «Идите въ міръ и служите въ потаенныхъ мѣстахъ, продолжайте Православную вѣру, а насъ въ эту ночь разстрѣляютъ». Кто рукополагалъ, я не знаю. Послѣ выхода на свободу, жилъ по «волчьему билету», безъ документовъ. Когда онъ вернулся изъ заключенія, онъ узналъ, что жена вышла замужъ, жить негдѣ и онъ пошелъ по міру. Семья отъ него отказалась, сказали: «Не порть намъ карьеру».

Когда о. Пименъ жилъ у Миши, то онъ одѣвалъ, обувалъ и кормилъ его, а когда Миша женился; то отецъ Пименъ ушелъ отъ нихъ на кладбищѣ. Выкопалъ себѣ землянку, сдѣлалъ престолъ и тамъ молился, къ нему приходили молиться вѣрующіе. Была и я у него въ келліи. Никакой постели, никакого запаса питанія у него не было, была лишь печка и узенькая лежанка. Я ему говорю: «Отецъ Пименъ, ужъ очень узкая лежанка!» — А онъ въ отвѣтъ: «Это хорошо, какъ повернусь и упаду, встаю молиться Богу. А если сдѣлать удобную, то просплю и молитву».

Батюшка ходилъ по деревушкѣ, гдѣ бѣдные вдовы, онъ имъ рубилъ дрова, крылъ крыши, а платы никакой не бралъ. Когда у него спрашивали: «Чѣмъ отблагодарить», — то онъ говорилъ хозяйкѣ: «Принесешь мнѣ пообѣдать». Ълъ онъ разъ въ день. Разсказывалъ онъ мнѣ: «Когда и двѣ принесутъ разомъ и три, а когда и два-три дня никто не приноситъ. Ослабѣю, иду къ Мишѣ, прошу у него пообѣдать. Спаси его, Господи, никогда не отказывалъ, всегда накормитъ».

Отецъ Пименъ всегда ходилъ въ подрясникѣ и съ крестомъ на груди. Пришлось ему поѣхать въ городъ, а по улицѣ шелъ милиціонеръ и, схвативъ его за крестъ, закричалъ: «Это уже отжитое, сними!» А отецъ Пименъ схватилъ его за погоны и говоритъ: «А это тоже отжитое, а вы понадѣвали погоны!». Улица была людная, и милиціонеръ со стыдомъ скрылся въ толпѣ, а батюшка пошелъ по своимъ дѣламъ.

Былъ онъ очень строгимъ и исполнителемъ всего Закона Божьяго, также и всѣхъ училъ и требовалъ справедливости; завѣщалъ похоронить его въ землянкѣ, гдѣ онъ жилъ. Заболѣлъ онъ сильно, очень мучила его грыжа, Миша ему предлагалъ лѣчь въ больницу. На это онъ говорилъ: «Къ безбожникамъ я не пойду просить помощи, что Богъ дастъ!» Умеръ онъ отъ аппендицита, говорилъ: «Операцію дѣлать не нужно. Я священникъ, ко мнѣ нельзя мірянину прикасаться. Пусть меня о. Алексѣй переоденетъ, когда я умру».

Отецъ Пименъ умеръ у Миши дома, и Миша его похоронилъ по завѣщанію въ его келліи и поставилъ крестъ на могилѣ. Умеръ батюшка въ 1962 году, отпѣвалъ его отецъ Алексѣй Козяевъ. Всѣ вдовушки плакали по немъ, все, кому онъ помогалъ, и чтили его какъ добраго пастыря. Миша и мама его всегда зажигали лампаду на его могилкѣ. Фамилію отца Пимена я не знаю, и гдѣ онъ жилъ, не знаю, и гдѣ его родина, — это какъ-то не интересовало, да и стѣснялись разспрашивать.

Потомъ многіе люди разсказывали, что видѣли ночью на могилѣ батюшки горящія свѣчи и слышали пѣніе, хотя тамъ никого не было». (Воспоминаія ин. А. /М./)

 

«Отецъ Алексѣй Козяевъ проживалъ въ станицѣ Старо-Ниже-Стеблѣевской, Краснодарскаго края. Сестры моей А. племянница по мужу вышла въ тѣ края замужъ, а мужъ ея молился у отца Алексѣя и насъ познакомилъ съ нимъ въ 1953 году. Мы частенько бывали у батюшки, хотя онъ жилъ въ 60 км отъ насъ. Былъ онъ женатый, имѣлъ матушку и дочерей, но не жилъ съ ними, т.к. матушка ходила въ открытую церковь. А себѣ онъ выстроилъ во дворѣ маленькій сарайчикъ и тамъ служилъ. Отецъ Алексѣй, былъ великій молитвенникъ, постникъ, но и строгій былъ. Была у него прозорливость. Одна молодая пришла къ нему, а онъ говоритъ: «Строго говори свой грѣхъ, ты такое зловоніе принесла мнѣ въ келлію, что не могу дышать». Она упала ему въ ноги и просила помолиться о ней.

А къ намъ пріѣхалъ въ село, а у насъ лавочка на улицѣ возлѣ двора, гдѣ собирались къ намъ сосѣди въ праздничные дни пустословить и судить. А онъ глянулъ на насъ и сказалъ строго: «Это ваша лавочка?» Какъ насъ съ сестрой пронзило насквозь, проводили мы отца Алексѣя и сразу лавочку сломали. Бывало, ѣдешь отъ отца Алексѣя и какой-либо пьяный ѣдетъ, то онъ и кричитъ: «Она отъ попа ѣдетъ, попомъ воняетъ, воду везетъ отъ попа вонючую».

Сдѣлали брату Димитрію операцію, а рана никакъ не заживаетъ, я со слезами поѣхала отслужить молебенъ, а онъ говоритъ: «Не плачь, братъ твой поправится». Я привезла водички и дала брату, и стала рана заживать быстро, и онъ поправился. Въ 30-е годы отецъ Алексѣй былъ осужденъ на 25 лѣтъ, а потомъ приговоренъ къ разстрѣлу. Когда его вели на разстрѣлъ то онъ услышалъ голосъ: «Бѣги!». И онъ побѣжалъ въ лѣсъ, а солдаты за нимъ. И вотъ отбѣжалъ онъ недалеко, сѣлъ подъ деревомъ и началъ молиться Божіей Матери, и видитъ, что четыре солдата ходятъ рядомъ съ нимъ, ища его, а одинъ прошелъ въ метрѣ отъ него и не увидѣлъ. Былъ онъ скрытъ отъ нихъ и невидимъ, а онъ ихъ видѣлъ, такъ они и ушли, не найдя его. А отецъ Алексѣй долго потомъ скрывался, это я пишу съ его словъ.

Умеръ батюшка 16 декабря 1968 года и похороненъ въ станицѣ. Дочь его В. живетъ въ городѣ Краснодарѣ, и мы до сихъ поръ переписываемся». (Воспоминаія П.М.)

 

«Еще хочу разсказать о чудесахъ Божіихъ, свидѣтелемъ которыхъ я была. У насъ въ селѣ церковь закрыли и сдѣлали клубъ. И вотъ однажды объявили, что будутъ показывать кино, это было первое открытіе «клуба». Въ церкви еще все было по-старому, даже иконостасъ стоял съ иконами. Поставили лавки, повѣсили экранъ и начался показъ фильма. Прошло гдѣ-то съ полчаса, и тутъ рѣзко люди закричали, кто былъ сзади, — вскочили и бросились къ выходу, передніе попадали на полъ или полезли подъ лавки. Что-же произошло? Какъ потомъ многіе разсказывали, изъ иконы, что была въ иконостасѣ, выѣхалъ святой великомученикъ Георгій Побѣдоносецъ на конѣ и, взявъ копье наперевѣсъ, поскакалъ на людей, которые отъ страха начали убѣгать. Но на этомъ все не закончилось. Кое-какъ людей хоть и не всѣхъ собрали и продолжили показъ фильма. Показывалъ механикъ и его помощникъ. И вдругъ на хорахъ вверху запѣли: «Иже херувимы», и такъ громко, что почти не стало слышно фильма. Все тутъ-же рѣшили, что это вѣрующіе залезли и хотятъ сорвать показъ фильма, поэтому человѣкъ семь комсомольцевъ и помощникъ полезли наверхъ, чтобы всѣхъ поймать и свести внизъ. Потомъ сами же они разсказывали, что, когда они лезли наверхъ по лестницѣ, то пѣніе прекратилось, и они обрадовались, — вотъ, вѣрующіе испугались и замолчали. Но когда залезли на хоры, то увидѣли, что они пустые. Въ недоумѣніи они стояли и не могли понять, какъ пѣвцы могли убѣжать. И тутъ вдругъ прямо между ними невидимые пѣвцы запѣли «Херувимскую». Гонимые невѣдомымъ страхомъ, они бросились бѣжать, не разбирая дороги, давя и толкая другъ друга. А помощникъ механика, бѣжавшій впереди, вдругъ упалъ, и по нему всѣ пробѣжали, т.к. не было другого пути из-за узости мѣста. Сбѣжавъ внизъ, они бросились на улицу. Теперь сеансъ былъ окончательно сорванъ. Помощникъ механика проболѣлъ мѣсяцъ и умеръ, механикъ уѣхалъ, больше никто ни за какія деньги не хотѣлъ идти на работу въ клубъ механикомъ. Такъ съ тѣхъ поръ и перестали въ немъ показывать кино. (Воспоминаія П.М.).

Устныя воспоминанiя рабы Божiей Н.И. Пашко о катакомбном духовенствѣ
(Записалъ Н. В. Козловъ)

Я присутствовала при рукоположеніи схиепископомъ Петромъ (Лодыгинымъ) іеромонаха Ѳеоктиста († 1973-74 гг., въ Иркутскѣ). Тогда ему было лѣтъ 20. Онъ былъ высокъ, строенъ, волосы золотыя, кудрявыя, какъ у святого великомученика и цѣлителя Пантелеимона. Носилъ сапоги. Служилъ до 4 ч. дня. Прихожане роптали, но онъ продолжалъ такъ служить.

Помню также іерея Виктора, рукоположеннаго владыкой. Онъ часто пріѣзжалъ въ Челябинскъ, и они служили съ владыкой. Въ 1972 году моя крестная ѣздила къ нему въ Бердяушъ. Тамъ они втроемъ побывали. Всѣ причастились на Покровъ. Послѣдній разъ я его видѣла, когда онъ пріѣзжалъ въ Челябинскъ къ владыкѣ. Я ему достала минеральной воды, т.к. у него былъ больной желудокъ. Больше мы съ нимъ не видѣлись. Умеръ онъ въ концѣ 1970-хъ гг. въ Бердяушѣ.

Іерея Сергія, что былъ въ Юргѣ, я застала еще въ Башкиріи, недалеко отъ г. Аши. Онъ былъ рукоположенъ владыкой. Но его разстрѣляли еще въ 1930-хъ гг.

Слышала я и о іеромонахѣ Антоніи († ~1973 г. въ г. Тавдѣ. Это тоже былъ клирикъ схиепископа Петра).

Былъ еще іеромонахъ Герасимъ († ~1960 гг. въ г. Салавахѣ /Башкирія/). Онъ жилъ у діакониссы Таисіи († 2/15 февраля 1993 года).

Схиепископу Петру подчинялся и іерей Николай († ~1974 г., подъ Омскомъ).

Іеромонахъ Иннокентій († ~1970 гг.), жившій послѣ срока на станціи имени Розы Люксембургъ недалеко отъ Челябинска, крестилъ моихъ дѣтей. Они часто служили съ владыкой.

Были еще зять и шуринъ — отцы Михаилъ и Косьма, когда они освободились, то отецъ Михаилъ первымъ дѣломъ поѣхалъ къ владыкѣ въ Ашу, даже не заѣхавъ домой къ семьѣ.

Послѣдняя монахиня въ Уфѣ скончалась въ 1993 году. Жила она съ племянникомъ.

(Послѣ ареста схиеп. Петра, его сподвижница мон. Клеопатра, въ міру Ксенія Кочетова, собирала по благодѣтелямъ продукты и передавала ихъ владыкѣ и другимъ заключеннымъ, помогала духовенству во всѣ годы гоненій; была очень смѣлой и находчивой. Умерла въ Уфѣ — «Катакомбы», «Русское Возрожденіе», №21, 1983 г.).

Послѣдняя монахиня въ Ашѣ, Анастасія, умерла въ 1994 году. Еще я помню архимандрита Арсенія изъ Сибири. Когда онъ пріѣхалъ къ намъ, то мама выгнала его, а папа сказалъ, что нужно было его выслушать. Они говорили, что онъ предалъ насъ. Я думаю, онъ ушелъ въ совѣтскую церковь.

Iеромонахъ Тимоѳей (Несговоровъ)

Въ 20-е годы духовныя лица, имѣвшія академическое, семинарское образованіе, повсемѣстно уничтожались, и возникла необходимость имѣть священниковъ, до поры никому не извѣстныхъ. По указанію архіеп. Андрея, схиепископъ Петръ рукоположилъ іерея Тимоѳея Несговорова запаснымъ священникомъ. Въ 1926 году Архіеп. Андрей благословилъ «запасныхъ» священниковъ идти на приходы. Благодаря своимъ прекраснымъ проповѣдямъ и тесному общенію съ народомъ, о. Тимофей завоевалъ большой авторитетъ. Епископъ Веніаминъ (Троицкій), управлявшій тогда Уфимской Епархіей, наградилъ его набедренникомъ. Въ 1930 году отца Тимоѳея арестовали, онъ 4 раза бѣжалъ изъ заключенія. Отсидѣлъ 19 лѣтъ. Семья его очень бѣдствовала, матушку не принимали никуда на работу, а на ея рукахъ было пятеро дѣтей, приходилось побираться. Отецъ Тимоѳей освободился въ 1948 году, принялъ монашество вмѣстѣ съ матушкой. Владыка Петръ благословилъ его въ Ташкентскую общину катакомбной Церкви. Въ 1951 г. всѣхъ членовъ общины арестовали. Его осудили на 25 лѣтъ, онъ просидѣлъ 6 лѣтъ и въ 1956 г. освободился... Пріѣхалъ въ Ашу, по благословенію схиепископа Петра, ѣздилъ по разнымъ городамъ и селамъ Россіи, обслуживая Катакомбную Церковь. (Катакомбы, «Русское Возрожденіе», №20, 1982 г.)-



Iеромонахъ Александръ

Іеромонахъ Александръ (въ міру Аѳанасій) родился въ 1876 г. въ семьѣ священника. Образованіе имѣлъ духовное, университетское и медицинское. Былъ митрофорнымъ протоіереемъ, имѣлъ много духовныхъ чадъ, вездѣ обличалъ безбожниковъ, обновленцевъ и сергіанъ. В 1930 г. его арестовали, пробылъ въ заключеніи 3 года. Затѣмъ скрывался, пасъ скотъ, но вскорѣ обнаружили, что онъ священникъ: крестилъ ребенка, не могъ отказать. О немъ разнеслась молва, его стали искать власти. Въ 1935 г. онъ оставилъ на берегу рѣки одежду съ запиской: «Надоело жить», — а самъ скрылся, перешелъ на нелегальное положеніе. Обслуживалъ Катакомбную Церковь въ разныхъ городахъ Сибири и Севера. Въ концѣ 1940-хъ гг. въ Уфѣ принялъ монашество съ именемъ Александръ. Когда онъ служилъ, литургія длилась съ 12 часовъ ночи до 4-хъ часовъ утра. Умеръ въ Томскѣ 29 августа 1977 г., отслуживъ литургію и причастившись. (Катакомбы, «Русское Возрожденіе», №21, 1983 г.)

Iерей Iоаннъ и рабы Божiи Александра и Антонина
(Записалъ Н. В. Козловъ)

Іерей Іоаннъ изъ Ярославской епархіи жилъ у катакомбницъ Александры и Антонины. Эти дѣвицы (дожившія до 90-лѣтняго возраста въ безбрачіи) спасли все имущество церкви, временъ Екатерины II. Поэтому они и замужъ не вышли. Унесли все, даже жертвенникъ. Наполнили весь домъ. Сами жили на кухнѣ. Все это они хранили у себя, примѣрно, 70 лѣтъ, пока не открылись Истинно-Православные храмы. Когда стали вывозить церковное имущество, — наполнили доверху большой автобусъ.

 Iеромонахъ Амвросiй, во схимѣ Онувiй

Іеромонахъ Амвросій (Андрей Антоновичъ Капинусъ), въ схимѣ Онувій родился въ 1887 г. До 1917 г. онъ служилъ въ арміи, былъ полковникомъ. Въ 1920-е гг. его рукоположилъ епископъ Максимъ Жижиленко. Былъ арестованъ, провелъ въ лагеряхъ 20 лѣтъ. Послѣ освобожденія обслуживалъ катакомбную Церковь въ Воронежѣ и въ Воронежской области. Умеръ въ 1964 г. (Катакомбы, «Русское Возрожденіе», №20, 1982г.).


Б.В. Талановъ (1903 — 1971)

Въ 1971 году въ вятской тюремной больницѣ скончался Борисъ Владимировичъ Талантовъ.

За мѣсяцъ до своей кончины онъ писалъ изъ тюрьмы: «Я бодръ духомъ и съ благодарностью принимаю отъ Бога всѣ горькія испытанія. Усердно молюсь Богу о здравіи всѣхъ вѣрныхъ христіанъ. Да сохранитъ васъ Господь отъ всякихъ бѣдъ и напастей и подастъ радость свою совершенную».

Родился Борисъ Владимировичъ въ 1903 году въ Костромѣ. Отца его, священника, замучили въ лагеряхъ въ 40-хъ годахъ. Схваченный чекистами въ возрастѣ 22-хъ лѣтъ, его братъ Серафимъ погибъ еще на Бѣломорскомъ каналѣ.

Борисъ Владимировичъ преподавалъ математику въ высшихъ учебныхъ заведеніяхъ Вятки. Въ 1954 году за религіозныя убѣжденія уволенъ изъ педагогическаго института, а въ 1958 году, послѣ письма-протеста въ газету «Правда», — и изъ Кировскаго филіала заочнаго энергетическаго института.

Имя Бориса Владимировича Талантова стало широко извѣстно послѣ того, какъ группа мірянъ Вятской епархіи въ іюнѣ 1966 года обратилась съ открытымъ письмомъ къ патріарху Алексію и заявила, что «вѣрующіе Кировской епархіи цѣликомъ и полностью поддерживаютъ» извѣстное выступленіе московскихъ священниковъ, отцовъ Николая Эшлимана и Глѣба Якунина. Первой подъ письмомъ изъ Вятки стояла подпись Бориса Владимировича Талантова.

Начался неравный поединокъ больного старика съ монопольной партійной печатью и аппаратомъ государственнаго террора.

Одна изъ сподвижницъ Бориса Владимировича, Аѳанасія Ребякова, несмотря на свое завидное здоровье, 11 января 1967 года «скоропостижно скончалась отъ паралича сердца», а ея сумка съ копіями открытыхъ писемъ Бориса Владимировича оказалась въ КГБ.

Въ февралѣ всѣхъ подписавшихъ письмо патріарху начали вызывать въ КГБ, требуя отказаться отъ подписи. Одновременно митрополитъ Никодимъ (Ротовъ) выступилъ въ Лондонѣ съ заявленіемъ, что письмо вятскихъ мірянъ никѣмъ не подписано, является анонимнымъ, а потому не заслуживаетъ довѣрія.

Узнавъ объ этомъ безстыдномъ выступленіи митрополита Никодима, Борисъ Владимировичъ и другіе вятскіе міряне направили патріарху Алексію письмо съ подтвержденіемъ своихъ подписей.

После этого преслѣдованіе Бориса Владимировича Талантова и его сподвижниковъ принимаетъ еще болѣе острый характеръ. Его супруга не перенесла угрозъ и клеветы мѣстной печати и скончалась.

Борисъ Владимировичъ не сходитъ съ прямаго пути. Онъ передаетъ въ Самиздатъ разборъ политики Московской Патріархіи, начиная съ 1927 года. Статья озаглавлена: «Сергіевщина, или приспособленчество къ атеизму». Подзаголовокъ: «Иродова закваска». Въ этой статьѣ Борисъ Владимировичъ подчеркиваетъ, что политика митрополита Сергія не была вынужденной, а была предательствомъ Церкви. Сергіанство не только не «спасло» Церковь, а, наоборотъ, способствовало потерѣ истинной внутренней церковной свободы и превратило церковную администрацію въ послушное орудіе атеистическихъ властей. «Митрополитъ Сергій», — писалъ Борисъ Владимировичъ, — «своимъ приспособленчествомъ и ложью никого и ничего не спасъ, кромѣ самого себя».

26 апрѣля 1968 года онъ посылаетъ жалобу генеральному прокурору съ подробнымъ перечнемъ преступленій и актовъ произвола властей Кировской области противъ православныхъ гражданъ.

Въ статьѣ «Тайное участіе Московской Патріархіи въ борьбѣ КПСС съ Православной Христіанской Церковью», которая появилась въ Самиздатѣ въ августѣ 1967 года, Борисъ Владимировичъ писалъ:

«Московская Патріархія и большинство епископовъ тайно участвуютъ въ организованныхъ дѣйствіяхъ атеистической власти, направленныхъ на закрытіе церквей, ограниченіе распространенія вѣры и подрывъ ея въ нашей странѣ... Поистинѣ атеистическіе вожди русскаго народа и князья Церкви собрались вмѣстѣ на Господа и на Христа Его».

12 іюня 1969 года Бориса Владимировича схватили и судили. Его открытое исповѣдничество вѣры и критика политики офиціальной Московской Патріархіи восприняты совѣтской властью какъ «антисовѣтская дѣятельность». Въ послѣднемъ словѣ Борисъ Владимировичъ Талантовъ подтвердилъ вѣрность своимъ убѣжденіямъ и простился съ близкими — исповѣдника нашей Церкви приговорили къ двумъ годамъ лагеря. Черезъ полтора года онъ скончался.

Въ 1981 году Борисъ Талантовъ былъ прославленъ Русской Зарубежной Церковью въ ликѣ святыхъ Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ, память его совершается въ недѣлю Новомучениковъ.

(По матеріаламъ «Православнаго Дѣла», книги іеромонаха Серафима /Роуза/ «Святые русскихъ катакомбъ» и «Русскаго пастыря», № 3, 1991 г.).

Эсхатологическое восприятие революции 1917 г.

Октябрьскую революцію 1917 года нашъ народъ воспринялъ въ свѣтѣ эсхатологіи, въ свѣтѣ послѣднихъ временъ: «Нынѣ Церковь Христова на Землѣ Россійской достигла временъ послѣднихъ. Великое богоотступленіе, какъ предвѣстникъ конца, совершилось въ народѣ и открылся «человѣкъ грѣха, сынъ погибели» (II Ѳес. 2, 3). «Взятъ отъ среды удерживающій» (II Ѳес. 2, 7), и предреченный тиранъ-богоборецъ, противникъ Христовъ, иными словами, «антихристъ» явился. Но онъ, насколько можетъ, прячетъ свое истинное лицо за ширмой «соціализма и дѣйствуетъ пока въ безличной формѣ антихриста коллективнаго...».

Такими словами начинается одинъ изъ основоположныхъ трактатовъ Церкви Катакомбной на территоріи бывшей Россіи. Подлинный ликъ явившагося, при свѣтѣ «Апокалипсиса», вполнѣ ясенъ: «И когда Онъ снялъ четвертую печатъ, я слышалъ голосъ четвертаго животнаго, говорящій: иди и смотри. И я взглянулъ, и вотъ, конъ блѣдный, и на немъ всадникъ, которому имя «смерть»; и адъ слѣдовалъ за нимъ, и дана ему властъ надъ четвертою частъю земли — умерщвлять мечемъ и голодомъ, и моромъ и звѣрями земными» (Откр. 6, 7-8).

Вся вѣрующая Россія въ эпоху революціи 1917 года и до сороковыхъ годовъ содрогалась отъ ощущенія, что то, о чемъ говорилось въ словѣ «Откровенія», съ такой ясностью и несомнѣнностью совершилось и совершается теперь предъ глазами всей Россіи...

Подлинный адъ творился тогда на Россійской Землѣ. Кто пережилъ это, иного имени пережитому не усвоитъ...

Но дивно то, что пророческій духъ Церкви возвѣщалъ все это народу тогда, когда не было еще никакихъ признаковъ, казалось бы, грядущихъ ужасныхъ событій.

Первымъ, — кто возвѣстилъ объ этомъ, — былъ преподобный отецъ Серафимъ Саровскій. За сто лѣтъ до этого событія онъ, обливаясь горючими слезами, прямо-таки стоналъ, оповѣщая о томъ, что онъ былъ обязанъ сказать:

«Скоро антихристъ будетъ кресты съ церквей снимать, храмы Божіи въ вертепы обращать... Сколько погибнетъ христіанскаго народа, что Ангелы Божіи не будутъ успѣвать принимать души убиваемыхъ! Великая скорбь будетъ, такая, какой не было отъ созданія міра и впредь не будетъ...»

Вотъ и святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій говорилъ въ 1907 году, за десять лѣтъ до катастрофы, въ подворьѣ Леушинскаго женскаго монастыря:

«Приближается ужасное время, столь ужасное, что Вы и представить себѣ не можете!».

На что игуменія, 80-лѣтняя старица, отвѣтила:

«Когда-же, батюшка, это будетъ?»

«Мы съ тобой, матушка, не доживемъ, а вотъ они, — при этомъ батюшка указалъ рукою на монахинь, — доживутъ!»

А великій Оптинскій старецъ Амвросій далъ, по поводу одного видѣнія, знаменательное толкованіе... Показана была въ этомъ видѣніи большая пещера, освѣщенная единственной лампадой у иконы Божіей Матери. Въ пещерѣ множество напряженно молящагося народа. И вотъ слышатся, какъ громъ, таинственныя слова: «Мы переживаемъ страшное время: доживаемъ седьмое лѣто!». Это сновидѣніе повторяется трижды безъ малѣйшихъ измѣненій... Старецъ Амвросій далъ слѣдующее толкованіе: «Слова: «Мы переживаемъ страшное время: доживаемъ седьмое лѣто» — могутъ означать время послѣднее, близкое ко времени антихриста, когда вѣрныя чада Единой Святой Апостольской Церкви должны будутъ укрываться въ пещерахъ...». Здѣсь есть прозрѣніе, имѣющее отношеніе къ Церкви «послѣднихъ временъ», къ Катакомбной Церкви...

«Тайна беззаконія», непрерывно дѣйствующая, какъ говоритъ св. апостолъ, въ наше время достигла уже того, что «удерживающій» былъ «взятъ отъ среды» (II Ѳес. 2, 7). Ощутимымъ, видимымъ образомъ это произошло 2 марта 1917 года въ 3 ч. дня. Въ этотъ день и часъ императоръ всероссійскій Николай II-й отрекся отъ престола и вручилъ актъ своего отреченія «избранникамъ народа». Но въ тотъ же день и часъ, 2 марта 1917 года произошло непонятое людьми событіе. Да и произошло оно очень тихо. Всего лишь нѣсколько человѣкъ были его свидѣтелями...

Въ селѣ Коломенскомъ подъ Москвой, въ 3 часа по полудни 2 марта 1917 года была обрѣтена икона «Державной Божіей Матери». Въ этотъ моментъ Государь сошелъ съ престола во Псковѣ, а Царица Небесная, явленная въ Коломнѣ, какъ-бы взошла на престолъ. На иконѣ Она изображена въ красной мантіи, сѣдящая на престолѣ съ державнымъ скипетромъ Россіи въ рукѣ.

Но на это событіе не было обращено должнаго вниманія ни со стороны народа, ни даже со стороны Церкви... Былъ составленъ въ честь явленія Иконы «Державной Божіей Матери» акаѳистъ. Но сама икона осталась въ рукахъ большевиковъ. И они помѣстили Ее въ музей подъ названіемъ «Контрреволюціонной иконы Богоматери».

И вотъ величайшее чудо явленія этой Чудотворной иконы въ моментъ начала революціи совсѣмъ не получило того значенія, которое оно имѣло.

Съ этого событія начинается исторія нашихъ неописуемыхъ бѣдствій. Революціонная власть перешла въ руки «всадника на конѣ блѣдномъ» и его «звѣрямъ земнымъ»...

Дѣйствительно, сбылось то, что было предсказано болѣе, чѣмъ за сто лѣтъ, преподобнымъ Серафимомъ Саровскимъ: «Ангелы Божіи не успѣвали принимать души убиваемыхъ за вѣру...».

Извѣстно, что Ленинъ на публичныхъ митингахъ въ Петроградѣ неоднократно повторялъ слова:

«Чѣмъ больше крови, тѣмъ крѣпче власть!»

Убиты Государь Императоръ Николай II-й, Государыня, ихъ дѣти, съ малолѣтнимъ наслѣдникомъ, вѣрные слуги, пожелавшіе раздѣлить съ Царскимъ Семействомъ жестокую участь. Всего изъ царскаго дома были убиты — семнадцать человѣкъ... Такъ началось мученичество россійскаго народа, исчисляемое свыше, чѣмъ въ 20 милліоновъ человѣкъ. Терроризировалось все населеніе, весь народъ. Уничтожались за помазанникомъ Божіимъ и его семействомъ и домомъ, — сановники, политики, интеллигенція, священство, монашество, крестьяне, особенно вѣрующіе между ними, офицерство, солдаты и матросы, старики, женщины, дѣти...

Всѣ тѣ уничтожались, кто держалъ знамя Россіи, Святой Руси. Болѣе шестидесяти лѣтъ идетъ небывалое уничтоженіе людей вѣры, людей долга, порядочности, нравственныхъ устоевъ. Съ начала революціи снятъ былъ запретъ убивать такихъ людей, и до сихъ поръ ихъ убиваютъ, и никто не несетъ за это отвѣтственности.

По формулѣ, принятой еще въ 1918 году (31 марта) патріархомъ Тихономъ, Церковь поминаетъ всѣхъ умученныхъ и убіенныхъ:

«За вѣру и Церковь Православную убіенныхъ (такихъ-то) и инѣхъ мнозѣхъ священнаго, иноческаго и мірскаго чина, ихъ же имена Ты, Господи, вѣси...».

Но когда же Она, эта Церковь Христова, гонимая и уничтожаемая, а отсюда — тайная, сокрытая, — появилась на Землѣ Россійской? Она появилась съ того момента, когда появилось гоненіе. А оно началось одновременно съ захватомъ власти большевиками. Когда христіане были вынуждены такъ или иначе прятать свою вѣру, скрываться отъ враговъ Христовыхъ... Она появилась тогда, когда съ храмовъ стали срывать кресты, кощунствовать надъ иконами, осквернять, закрывать, разрушать храмы... Когда лишенные храмовъ священники не знали, куда имъ дѣться... Когда первые епископы и священники были подвергнуты всяческимъ издѣвательствамъ и мукамъ, и затѣмъ казнены или разстрѣляны... Она появилась тогда, когда христіане стали давать тайное убѣжище тѣмъ, кого искали гонители вѣры, по слову Писанія: «Спасай взятыхъ на смерть, и неужели (ты) откажешъся отъ обреченныхъ на убіеніе» (Притч. 24, 11).

Вотъ, когда появилась Катакомбная Церковь! А совсѣмъ не тогда, какъ думаютъ и пишутъ, относя это событіе чуть ли не къ тридцатымъ годамъ XX вѣка.

Катакомбная Церковь на Землѣ Россійской появилась съ того времени, какъ появился тотъ, «которому имя — смерть» — антихристъ коллективный, врагъ Христовъ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь