Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святейшiй Тихонъ, Патрiархъ Московскiй и Всея Россiи, исповедникъ и мученикъ



Всѣ семь лѣтъ жизни святѣйшаго патріарха Тихона на престолѣ Всероссійскихъ первосвятителей протекали въ условіяхъ безкровнаго мученичества. Антихристіанская совѣтская власть избрала его главной мишенью своихъ озлобленныхъ нападокъ, клеветы, подлоговъ и обмановъ. Патріархъ говорилъ, что онъ съ радостью принялъ бы мученичество. Но «вождь революціи» не хотѣлъ дѣлать изъ него «второго Гермогена», и все же онъ сталъ «вторымъ Гермогеномъ»! Его искусственно окружили непроницаемой стѣной лжи, такъ, что нѣтъ возможности отдѣлить въ его біографіи правду отъ неправды. Но нельзя сомнѣваться въ одномъ, что онъ предалъ анаѳемѣ совѣтскую власть на третьемъ мѣсяцѣ ея существованія («Воззваніе» отъ 19 января ст. ст. 1918 года). Кромѣ того, и посланіе патріарха Тихона Совѣту Народныхъ Комиссаровъ отъ 13/26 октября 1918 года, по поводу первой годовщины совѣтской власти, много обѣщающей народу и давшей только страданія, — должно считать подлиннымъ. Все остальное, приписываемое патріарху, подпадаетъ подъ основательное сомнѣніе въ поддѣлкахъ и подлогахъ.

Но мы хотѣли бы обратить вниманіе на ту подробность офиціальной біографіи Святѣйшаго Патріарха, которая касается самого послѣдняго дня его жизни, дня Благовѣщенія, 25 марта/7 апрѣля 1925 года. Согласно офиціальнымъ свѣдѣніямъ, Патріархъ мирно скончался въ 23 ч. 45 мин. ночи, въ клиникѣ доктора Бакунина. Въ тотъ же день, 25 марта/7 апрѣля 1925 года имъ, по офиціальнымъ свѣдѣніямъ, было написано посланіе, извѣстное какъ «Предсмертное завѣщаніе Патріарха Тихона». По инымъ даннымъ, Патріархъ Тихонъ скончался въ тѣ же сутки, на Благовѣщеніе, только на двадцать часовъ раныпе. Съ этимъ совпадаетъ свидѣтельство одного московскаго священника. Онъ, говоря о кончинѣ Святѣйшаго, упомянулъ, между прочимъ, такую подробность:

«Шла праздничная (благовѣщенская) литургія. И, вдругъ, какъ по сигналу, всѣ колокола Москвы начали погребальный перезвонъ... Мы поняли, что это скончался Патріархъ Тихонъ...».

Но начнемъ по порядку: Въ январѣ 1925 года была совершена попытка убійства патріарха. Но пуля, предназначенная для Святѣйшаго, по ошибкѣ убила патріаршаго келейника, монаха Іакова: Отецъ Іаковъ былъ такого же роста что и Патріархъ; самъ Патріархъ вышелъ читать полунощницу, а отецъ Іаковъ подошелъ къ патріаршему одру, чтобы застелить постель. Въ этотъ моментъ о. Іакова и настигъ выстрѣлъ. Въ келліи былъ полумракъ, и убійца не могъ разсмотрѣть, что предъ нимъ не Патріархъ... Убійцу схватили и судили, но какъ «ревнителя обновленчества»...

А черезъ неполныхъ три мѣсяца Патріарха не стало. Это произошло слѣдующимъ образомъ.

Все началось наканунѣ праздника Благовѣщенія. Святѣйшій уже собирался отправиться въ храмъ, какъ вошелъ Тверской митрополитъ Серафимъ (Александровъ), (котораго всѣ подозрѣвали въ связяхъ съ ГПУ) и, взглянувъ на Патріарха, сказалъ озабоченно:

— Что съ вами! У васъ плохой видъ...

Патріархъ отвѣтилъ; что онъ чувствуетъ себя хорошо и даже собирается ѣхать служить. На это митрополитъ Серафимъ возразилъ, что ему служить нельзя, что онъ боленъ и необходимо вызвать врача. Послѣ этихъ словъ митрополитъ быстро ушелъ, и вскорѣ появился незнакомый врачъ. Патріархъ даже спросилъ, почему же не его личный, знакомый докторъ пришелъ. Незнакомый отвѣтилъ, что тотъ врачъ на вызовѣ, поэтому послали его. Святѣйшій согласился съ объясненіемъ и предоставилъ себя на осмотръ неизвѣстному «врачу». Докторъ осмотрѣлъ внимательно владыку Патріарха и сказалъ, что ему никуда ѣхать нельзя, что онъ долженъ немедленно лечь. При этомъ врачъ попросилъ направить съ нимъ одного изъ келейниковъ, — ихъ теперь, послѣ смерти Іакова, было уже два, для надежной охраны, — чтобы пройти въ аптеку за лѣкарствомъ. Келейникъ съ докторомъ зашли въ аптеку, гдѣ послѣдній самъ приготовилъ лѣкарство и передалъ келейнику съ наказомъ — немедленно выпить. Тотъ, вернувшись, ничего не подозрѣвая, предложилъ Патріарху выпить мисктуры. Когда Святѣйшій выпилъ ложку, то сразу упалъ. У него пошелъ дымъ изо рта, открылась сильная рвота. Когда личный врачъ пришелъ, то засталъ Патріарха безъ сознанія. Ему разсказали, какъ все было. Онъ попросилъ показать ему флаконъ изъ-подъ лѣкарства. Когда показали, онъ только всплеснулъ руками. Вызвали карету «скорой помощи» и отправили въ больницу. Это былъ поздній вечеръ. Несмотря на всѣ старанія врачей, Святѣйшій, не приходя въ сознаніе, въ 3 ч. ночи скончался. Съ той же каретой его, уже бездыханнаго привезли ночью въ патріаршіе покои. Это уже начинался день Благовѣщенія. И, естественно, во время благовѣщенской литургіи колокола Москвы заунывнымъ, погребальнымъ звономъ возвѣстили кончину Святѣйшаго Тихона, Патріарха Московскаго и всея Россіи!

Эти свѣдѣнія сообщаетъ епископъ Питиримъ (Ладыгинъ), впослѣдствіи архіепископъ, въ схимѣ — Петръ. Онъ получилъ ихъ отъ двухъ келейниковъ патріарха Тихона, которыхъ зналъ лично еще прежде. Они ему передали эти свѣдѣнія, какъ близкому человѣку. Автору этихъ строкъ приходилось читать автобіографію владыки Петра въ рукописи, которую онъ диктовалъ, уже будучи слѣпымъ. Въ автобіографіи указываются и имена этихъ келейниковъ. Одно имя, помнится, — Стратонъ, а другое забыто. Быть можетъ, Константинъ. Но имена эти со временемъ могутъ быть возстановлены...

Убійцамъ изъ ГПУ мало было убить Патріарха. Имъ важно было приписать Святѣйшему ими самими написанное и отредактированное «Завѣщаніе», составленное по образцу Воззванія обновленцевъ отъ 30 апрѣля/13 мая 1922 г.

Но все же убійцы, эти заплечныхъ дѣлъ мастера, не сумѣли всѣ концы упрятать... Первое, устанавливается плагіатъ начала «Завѣщанія». Оно взято изъ воззванія обновленцевъ, опубликованнаго 30 апрѣля/13 мая 1922 года, подъ названіемъ: «Вѣрующимъ сынамъ Православной Церкви Россіи».

«Завѣщаніе патріарха Тихона» отъ 25 марта/7 апрѣля 1925 года:

«Въ годы великой гражданской разрухи, по волѣ Божіей, безъ которой въ мірѣ ничто не совершается, во главѣ русскаго государства стала совѣтская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность — устраненіе жуткихъ послѣдствій кровопролитной войны и страшнаго голода».

Воззваніе обновленцевъ (Декларація) отъ 30 апрѣля/13 мая 1922 года:

«Въ теченіе послѣднихъ лѣтъ, по волѣ Божіей, безъ которой ничего не совершается въ мірѣ, въ Россіи существуетъ Рабоче-Крестьянское правительство. Оно взяло на себя задачу устранить въ Россіи жуткія послѣдствія міровой войны и борьбы съ голодомъ...».

Плагіатъ доказанъ. Нѣтъ никакого сомнѣнія въ томъ,
кто его совершилъ, совѣтская сторона, Евгеній Алексѣевичъ Тучковъ и его чекисты.

Въ воскресеніе 23 марта, на пятой недѣлѣ великаго поста и за день до своей мученической смерти, Патріархъ служилъ литургію и рукополагалъ во епископа. Опять въ воскресеніе на Крестопоклонной, 9 марта, онъ служилъ и рукополагалъ въ епископскій санъ. Психологически совершенно невозможно было бы Патріарху Тихону произнести такія слова передъ самой своей кончиной (9 и 23 марта), если бы онъ былъ авторомъ «завѣщанія». Но онъ ихъ произнесъ, слова, полныя исповѣдническаго огня, при врученіи архіерейскаго жезла епископу Гомельскому Тихону (Шарапову) и епископу Бузулукскому Сергію (Никольскому).

«...Все это какъ бы предуказываетъ, что предстоящій тебѣ путь святительскаго служенія въ исключительно трудныхъ условіяхъ есть путь крестный и мученическій.

И, можетъ быть, твое сердце трепещетъ и смущается. Мужайся! Благодать Святаго Духа и сила крестная укрѣпятъ тебя. Взирай на твердость мучениковъ Христовыхъ и ихъ примѣромъ воодушевляйся на предстоящій тебѣ подвигъ!»

Такъ сказалъ патріархъ епископу Тихону, а епископу Сергію онъ изрекъ пророчески:

«...Архіерейство — великая честь, но съ нимъ связаны и великія страданія. Черезъ страданія же къ небесной славѣ!»


Отпѣваніе св. патріарха Тихона

 

И какъ святѣйшій патріархъ сказалъ, такъ и сбылось. Оба они во святыхъ священномученикахъ! Но и самъ призывавшій къ послѣдованію примѣрамъ мучениковъ, самъ горѣлъ тѣмъ же благодатнымъ пламенемъ. И если бы онъ писалъ примиренческое и упадочническое «завѣщаніе», то это бы лишило его самого крѣпости духа. А такъ, мы твердо вѣримъ вмѣстѣ со Святою Церковью Христовою, что Святѣйшій Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Россіи, въ благодатномъ сонмѣ святыхъ священномучениковъ Церкви Небесной!

Приведемъ катакомбное духовное пѣснопѣніе, посвященное свмуч. Святѣйшему Патріарху Тихону:

Въ пресвѣтлый день, когда Пречистой
Архангелъ радость возвѣстилъ
Тропою тягостной, тернистой
Онъ путь земной свой завершилъ.

И Церковь вдругъ осиротѣла.
Его призвалъ къ себѣ Творецъ.
Душа послушно отлетѣла,
И наступилъ того конецъ,

Кто былъ ходатаемъ предъ Богомъ,
Кто въ жизни столько перенесъ,
И въ помѣщеніи убогомъ
Свой крестъ безропотно такъ несъ.

Мы сиры... Сердце грусть сжимаетъ...
Но съ вѣрой, трепетной душой,
Любовь къ нему насъ призываетъ
Молить души за упокой.

Святѣйшій! Память намъ священна
О жизни праведной твоей,
Она пребудетъ неизмѣнна
Въ сердцахъ всѣхъ преданныхъ друзей.

Молись и ты о насъ, Святѣйшій!
Владыку міра умоли,
Да не оставитъ Вседержитель
Святую Церковь на Руси!

(Изъ сборника катакомбныхъ псалъмовъ)

Мѣстоблюститель Патрiаршего престола, митрополитъ Крутицкiй Петръ

Послѣ мученической кончины святѣйшаго Патріарха Тихона съѣхавшіеся на погребеніе архіереи утвердили ближайшаго сотрудника и друга покойнаго, митрополита Крутицкаго Петра, мѣстоблюстителемъ Патріаршаго Престола.


Патріархъ Тихонъ и митрополитъ Крутицкій Петръ

Вскорѣ митрополитъ Петръ былъ арестованъ и сосланъ въ Заполярье, на островъ Хэ... Личный временный замѣститель мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола, митрополитъ Сергій, пошелъ на то, что, при поддержкѣ совѣтской власти, узурпировалъ права своего довѣрителя, мѣстоблюстителя митрополита Петра, и началъ диктаторски распоряжаться въ церкви, какъ незаконный «первый епископъ», не сообразуясь съ законами Христовой Церкви. Онъ началъ утверждать, что понятіе временный «замѣститель» и «мѣстоблюститель» равнозначныя, что мѣстоблюститель митрополитъ Петръ передалъ ему всю полноту «своей власти» и теперь онъ не имѣетъ основаній вмѣшиваться въ управленіе Церковью, тѣмъ болѣе, что онъ и не имѣетъ этой возможности.

Слуги сатаны пытались соблазнить старца-Митрополита: уговорить отказаться отъ мѣстоблюстительства, всячески его дезинформируютъ, надѣясь склонить его къ неправильнымъ рѣшеніямъ.

Лѣтомъ 1929 г. епископъ Дамаскинъ (Цедрикъ) организовалъ поѣздку на островъ Хэ гонца къ владыкѣ Петру со всѣми документами, касающимися Деклараціи митроп. Сегія. Владыка Петръ, узнавъ всю правду, написалъ письмо митрополиту Сергію въ декабрѣ 1929 г. Патріаршій мѣстоблюститель предложилъ своему «временному замѣстителю», митрополиту Сергію, послѣ его Деклараціи, какъ духовнаго паденія, уйти съ поста «замѣстителя» съ тѣмъ, чтобы иной іерархъ замѣщалъ бы Мѣстоблюстителя и велъ отъ его имени дѣла Церкви. Но митрополитъ Сергій отказался исполнить волю своего довѣрителя.

Изъ архивовъ КГБ извѣстно, что послѣ 1930 года до его мученической смерти в 1937 году митрополитъ Петръ находился въ одиночныхъ камерахъ. Лишенный возможности какой-либо дѣятельности, безъ передачъ, фактически безъ прогулокъ, въ полной изоляціи, безъ всякаго контакта съ внѣшнимъ міромъ, митрополитъ Петръ безкомпромиссно противостоитъ злу. Въ 1931 году уполномоченный ОГПУ Тучковъ предлагаетъ ему стать освѣдомителемъ ОГПУ. Всегда вѣжливый и доброжелательный, владыка вспылилъ. Отъ переживаній его парализовало. Онъ пишетъ отказъ, поясняя, что классовая борьба несовмѣстима съ христіанской любовью къ ближнему. Вновь власти пытаются сломить митрополита Петра, склонить его к отреченію отъ мѣстоблюстительства или к сотрудничеству съ властью, но могучій предстоятель Церкви непреклоненъ.

2 окт. 1937 г. «тройка» НКВД приговорила митрополита Петра къ разстрѣлу (якобы за контрреволюціонную дѣятельность), а 10 октября 1937 г. приговоръ былъ приведенъ въ исполненіе въ городѣ Магнитогорскѣ. Мѣсто захороненія неизвѣстно и установить не представляется возможнымъ из-за отсутствія такихъ данныхъ въ архивныхъ матеріалахъ.

Къ этому времени митроп. Сергій уже 9 мѣсяцевъ былъ патріаршимъ мѣстоблюстителемъ.

Въ отличіе отъ митрополита Петра, митрополитъ Сергій охотно пошелъ на сговоръ съ совѣтской властью, въ этомъ онъ видѣлъ свой «умъ» и спрашивалъ многихъ: «А что умнаго сдѣлалъ Петръ?!» Митроп. Сергій «защищалъ» самъ себя соображеніями «практическаго разума».

Мѣстоблюститель Петръ былъ непоколебимъ. Онъ отказался дать угодную совѣтской власти декларацію. Не согласился выполнить требованіе объ отстраненіи всѣхъ неугодныхъ власти епископовъ изъ состава дѣйствующаго епископата. Не пошелъ на вынесеніе судебнаго приговора заграничнымъ епископамъ за ихъ «политическую дѣятельность». Онъ отказался отъ подчиненія Церкви совѣтской власти. Иными словами, все то, что принялъ и сдѣлалъ самъ митрополитъ Сергій.

«Къ чему это привело?!— восклицаетъ замѣститель. — Къ тому, что и самъ митрополитъ Петръ исключенъ изъ дѣйствующаго епископата и находится въ суровой ссылкѣ, убивающей его здоровье. Развѣ это разумно? Надо думать о Церкви! Вѣдь обуха плетью не перешибить...»

Мѣстоблюститель митрополитъ Петръ поступилъ такъ, какъ потребовалъ отъ него его святительскій санъ и положеніе «перваго епископа» Церкви. Онъ поступилъ такъ, какъ поступали въ исторіи христіанской Церкви святые исповѣдники и мученики. А въ то время въ Москвѣ митрополитъ Сергій позволялъ себѣ недозволенную и жестокую шутку съ блаженной памятью великаго страдальца за Церковь Христову:

— «Хэ-хэ-хэ, хэ-хэ!» — смѣялся онъ: «А не хотите ли Вы въ «Хэ», хэ-хэ!» — говорилъ онъ своему собесѣднику, пародируя названіе острова Хэ, гдѣ медленно умиралъ исповѣдникъ Христовъ.

Мѣстоблюститель Патріаршаго Престола митрополитъ Петръ проявилъ себя человѣкомъ твердой вѣры и высокаго долга Святителя Христова и возглавителя Церкви, его злонамѣренно оставили въ живыхъ, чтобы болѣе десяти лѣтъ медленно убивать изо дня въ день. Мучители добивались того, чтобы физическія силы изсякли, чтобы митрополитъ сдался, уступилъ безчеловѣчному насилію. Но онъ, укрѣпляемый Благодатью Божіей, былъ непреклоненъ.

А въ то время «временный замѣститель» мѣстоблюстителя, митрополитъ Сергій, возглавлявшій въ отсутствіе своего довѣрителя сиротствующую Церковь, имѣлъ въ Москвѣ въ личномъ распоряженіи особнякъ въ 12 комнатъ, хвалился тѣмъ, что власть его «признала», что ему выдали «печать»...Поразителенъ контрастъ, въ какомъ оказался мѣстоблюститель, отказавшійся отъ подписанія «деклараціи» и его «временный замѣститель», увы, «подписавшій» ее...

«Не бойся ничесоже, яже имаши пострадати... Буди вгьренъ даже до смерти, и дамъ ти вгьнецъ живота» (Апок. 2, 10).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь