Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гуманитарные науки и возрастание роли языка в современном обществе.



Гуманитарные науки. В справочной литературе гуманитарные науки определяют как группу академических дисциплин, объединённых стремлением к изучению таких аспектов человеческого бытия и качественных подходов, которые вообще не предполагают единой парадигмы, определяющей какую-либо научную дисциплину. Гуманитарные науки обычно отличают от общественных и естественных наук и включают в них такие предметы, как языки, литература, музыка, философия, исполнительские виды искусства, религия и изобразительные искусства. Гуманитарные науки — это общественные науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии. Например, история или культурология.

Для М.М. Бахтина гуманитарные науки — это науки о человеке в его специфике. Такое мнение разделяется современным лингвистом: «Гуманитарная научная область имеет своим предметом духовный внутренний мир человека, его интеллект, психику < …>, а также продукт этого внутреннего мира с точки зрения их отражения в нём». Интересна точка зрения Максима Ильича Шапира: «Учёных-гуманитариев интересует в человеке не природное, а культурное, не естественное, а искусственное».

Выделение гуманитарных наук из философии, психологии и общественных наук, считают науковеды, представляет собой стремление к изучению личности как одному из пределов познания, поэтому гуманитарные науки и гуманитарное знание вообще стремятся к познанию индивидуального, личностного во всей их конкретности и полноте. В обширной сфере человека и «мира человека» должны быть аспекты, исследуемые только гуманитарным знанием.

На наш взгляд, в основу классификации наук должны быть положены определённые критерии, на каждом уровне таксономии свои. На первом — разграничение общественных наук (здесь учитывается характер исследуемой действительности, которая может быть реальной и отражённой).

Науки социально-экономические (социология, политология, экономические дисциплины, юриспруденция) изучают человека и общество в реальной действительности. Гуманитарные науки (например, история, филология) исследуют homo sapiens и общество в отражённой действительности.

Что значит «отражённая действительность»? Это реальная действительность, воспринятая индивидуумом (отражённая в его сознании), в той или иной мере осмысленная и явленная в форме устного или письменного текста. Это действительность, увиденная глазами Другого и познанная им. Мы солидарны с мнением одного из основателей филологии Августа Бёка (1785–1868), полагавшего, что филология является «познанием познанного». Немецкий учёный считал, что всякая филологическая работа имеет дело с познанием мыслей других людей, которые уже ранее продумали вопрос и изложили свои взгляды на него. Филолог, продолжает А. Бёк, стремится уяснить себе и как бы повторить мысли своего предшественника. Таким образом он может иметь дело с предметами других наук, но в тех специальных науках эти предметы познаются по их основной задаче, для филолога же они представляют интерес как памятники определенной эпохи, в них его интересует творческое сознание.

Гуманитарное познание — это специфическая форма вторичного отражения действительности, опосредованная текстами. Поэтому гуманитарные науки от прочих отличаются тем, что их объект (тексты), представляют результат интеллектуальной деятельности Другого. Примечательно, что центральный тезис основополагающей работы М.М. Бахтина «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа» может быть сформулирован так: текст — первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины.

Гуманитарные науки исследуют информационный продукт, созданный человеком и в той или иной мере содержащий сведения об авторе. Акцент на «человеческий фактор» объясняет, почему эти науки называются гуманитарными. Естествоиспытатель, например, создаёт естественно-научный текст о результатах изучения окружающего мира, а филолог в этом тексте интересуется не природой, а тем, кто её изучает, и тем, как человек представляет себе познанное.

Гуманитарные науки, в свою очередь, дифференцируются на ряд наук и дисциплин. Потенциально таких наук и дисциплин множество. Актуальна мысль Владимира Ивановича Вернадского: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объём, разнообразие, углублённость научного знания неизбежно увеличиваются. Непрерывно растёт количество гуманитарных наук, число которых теоретически бесконечно, ибо наука есть создание человека, его научного творчества и его научной работы; границ исканиям научной мысли нет, как нет границ бесконечным формам — проявлениям живой личности, особенно человеческой, которые все могут явиться объектом научного искания, вызвать множество конкретных наук».

Среди гуманитарных наук издавна выделяют историю и филологию. Эти две науки объединяются термином историко-филологические. Так, в структуре Российской академии наук функционирует Отделение историко-филологических наук РАН.

Что общего, скажем, у истории с такими науками, как социология, этнология или политология? Все они изучают общество. Отличие же в том, что социология имеет дело непосредственно с конкретными группами, сообществами людей, изучает те или иные аспекты их реальной жизни, историк имеет дело только с текстами, в которых отражена общественная жизнь. И вообще, история начинается с первых письменных знаков. До этого у человечества есть лишь предыстория, для которой исследовательским инструментом служит археология. Это мнение немецкого философа К. Ясперса (1883–1969)20.

Внутри гуманитарных наук дифференциация осуществляется по критерию отношения к тексту. И история, и филология основываются на текстах, но их подход к текстам разный. Историк в тексте, представляющем отражённую действительность ищет свидетельства о действительности реальной. Текст выступает средством и оценивается единственно по степени достоверности, адекватности сообщения реальным событиям. Для историка текст — документ. Текст как бы преодолевается, он не более чем окно, через которое историк пытается увидеть то, что было на самом деле.

Для филолога — текст не окно, через которое он пытается увидеть что-то иное. Для него текст не только объект, но и предмет исследования. Текст ценен сам по себе. Это не документ, а монумент, достойный всестороннего изучения. Показательно в этом отношении высказывание: «Для историка структурная единица мемуаров — зафиксированный документально исторический эпизод. Для филолога документальной точности недостаточно. Его интересуют художественные достоинства произведения».

Место филологии в системе наук определяется самой природой феномена языка.

Возрастание роли языка. Современный французский лингвист Клод Ажеж в книге «Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки» утверждает, что конец XX в. — это не только время космических полетов, роботов, ядерной физики и генетики, это ещё и время языка. Бесконечно возрастает значимость слова — устного, письменного и транслируемого.

Известно, что все формы трудовой деятельности людей специалисты объединили в восемь видов труда и расположили их в порядке возрастающей сложности: 1) физический труд; 2) торговый труд; 3) труд финансиста; 4) труд управленца; 5) труд, обеспечивающий рекреацию, здоровье и самосохранение (развлечения, спорт, медицина, военное и полицейское дело); 6) труд изобретателя; 7) труд человека, занимающегося культурой (в частности труд информатика); 8) труд педагога. Только физический и частично торговый труд не требуют особых речевых навыков, остальные же виды относятся к так называемым лингвоинтенсивным видам трудовой деятельности, где коммуникативная функция языка проявляется непосредственно.

Роль языка в жизни общества в значительной степени определяет место филологии в системе научного знания.

Начиная с XIX в., науку о слове оценивали достаточно высоко. Фридрих Энгельс в письме к Фердинанду Лассалю охарактеризовал филологию как «колоссально-обширную науку». Алексей Александрович Шахматов был убеждён, что филология является основой всех исторических дисциплин и неисчерпаемым источником интеллектуально-морального развития. Д.С. Лихачёв настаивал на связующей роли филологии, поскольку она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придаёт широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведений — наиболее сложной области литературоведения. Более того, слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия. Филология лежит в основе не только науки и наук, но и всей человеческой культуры. «Знание и творчество оформляются через слово и через преодоление косности слова рождается культура». Отсюда вывод о том, что филология — это высшая форма гуманитарного образования, форма соединительная для всех гуманитарных наук. Неслучайно, что «языковой интерес» прослеживается практически во многих областях знания. По этой причине филология тесно связана с гуманитарными, социально-экономическими и естественно-математическими науками.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь