Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Светское общество и его исторические типы



Всё светское общество бруннен-джи можно разделить, в соответствии с хронологией, на три исторических типа: архаическое, периода смутного времени  и позднее.

Архаическое общество. О социальном устройстве архаического общества бруннен-джи известно очень мало. Согласно одной из версий, колонизаторы Брунниса, поскольку они были родом с другой планеты, перенесли на Бруннис социальное устройство своей высокоразвитой прародины, доработав его «под себя». Эта версия предполагает, что на Бруннисе власть достаточно быстро оказалась в руках националистов, которые без опоры на свою прародину приступили к формированию собственного общества.

По другой версии, древние бруннен-джи изначально пережили глубокий кризис (например, войну, голод, эпидемию, стихийное бедствие) – кризис, который привел их к социальной деградации. Он вынудил высокоразвитых колонистов вернуться к первобытно-общинным отношениям и пройти все этапы социальной эволюции заново.

В период архаики на Бруннисе, согласно этой версии, выделялись родовые кланы, которые вели между собой борьбу за власть. Косвенно на наличие родовых кланов указывают животные символы Палат Памяти – символы змей и птиц, которые можно истолковать как изображения клановых тотемов. Члены родовых кланов, видимо, вели кочевую жизнь охотников-собирателей.

Постепенно, по мере освоения сельского хозяйства, бруннен-джи переходили к оседлости. На переход к осёдлости и сельскому хозяйству косвенно указывают растительные символы плодородия (во внутреннем дизайне Палат) и солярные символы (изображение солнца в палате управления энергосистемами). Первобытно-общинные отношения сменились сословно-классовыми. В каждом клане появилась своя «элита» – воины клана, принимавшие участие в инициациях и являвшиеся членами тайных орденов (косвенные доказательства инициаций и тайных орденов также сохранились в Палатах: ритуал «взрыва жизни» и ритуал «любви» – это, предположительно, следы церемонии посвящений; изображение гигантской головы в качестве входа в Палаты как символ адепта жреца тайного ордена, изображение дерева с «многоярусным» корнем на колонне в Палатах как символ социальной иерархии и посвящения, в т.ч. и в члены тайного ордена).

Постепенно бруннисианские кланы, путём заключения военно-политических союзов, «срослись» в единое территориальное общество – народ бруннен-джи. Сословно-классовые отношения сменились капиталистическими. Так на Бруннисе, согласно данной теории, и сформировалось единое планетарное общество (возможно в дальнейшем тайные ордена и ритуалы посвящений переместились вместе со всеми бруннен-джи с Брунниса на Брунниса-2, при этом часть тйных знаний и ритуалов могла «потеряться» при перелёте).

В общем, бруннисианские колонисты или путём непосредственного заимствования и переработки чужих социальных отношений, или постепенно эволюционируя, сформировали целостное территориальное сообщество – бруннисианский этнос.

Церемониймейстер в серии 2.18 уточняет одну немаловажную деталь, касающуюся всех бруннен-джи: «Бруннен-джи были расой романтических воинов…» [7]. Согласно нашим представлениям, бруннен-джи – это не раса, поскольку их наследственные биологические признаки ни чем не отличаются от таких же признаков жителей других планет (Вермала, Острала B, Картошки Хо и проч.). Бруннен-джи – это именно нация «романтических воинов». Но народ не может состоять из одних только воинов. Скорее так: именно социальная группа воинов, или военных, составляла основу, «элиту» общества древних бруннен-джи. Тогда все, кто по каким-либо причинам не могли заниматься военным делом, должны были обслуживать «элиту». Так, например, точно известно, что на Бруннисе, работали служители Палат Памяти.

В общем, «верхний» социальный слой на Бруннисе согласно нашей версии, занимали представители вооруженных сил («военная элита»), «нижний» – все остальные граждане-бруннен-джи. Существовали также маргиналы, не вписывавшиеся ни в одни из социальных слоёв: преступники (напр., те, кто потенциально мог нарушить «Указ о контроле стабилизаторов») и диссиденты (такие, например, как Поэт).

Если оценивать архаическое общество бруннен-джи по серии 2.0 «Супернова», то можно сделать вывод, что это общество стремилось к гомогенности, поэтому оно пыталось избавиться как от выдающихся представителей «элит» (путём создания Палат Памяти), так и от представителей «низов» или маргиналов (как, например, в истории с Поэтом).

В целом, если следовать той версии, что бруннен-джи – это нация романтических воинов (т.е. ядро этноса – воины-романтики), тогда получается, что общество бруннен-джи изначально было военизированным, милитократическим. Совершая массовый вылет с Брунниса, его жители могли отправиться в путь не с мирными целями научного познания окружающей среды и экономического освоения неокультуренных территорий, а с целями захвата ресурсов.

Общество периода смутного времени.  Яркие представители такого общества – солдат Крато и безымянный генерал.

Обществе это периода, вероятнее всего, характеризуется как общество космических кочевников. В этот период бруннен-джи покинули Бруннис, столкнулись с «насекомыми» и одержали над ними победу. Также в этот период бруннен-джи открыли фрактальное ядро и совершили через него эпохальный перелет из Темной Вселенной в Светлую.

Для того, чтобы победить у сверхразумных «насекомых», обладающих в дополнение ко всему и способностями проникать в сознание людей, бруннен-джи должны были постоянно менять места своей дислокации и быть рассредоточенными, лишенными единого управляющего центра. Судя по высказываниям Кая, общество этого периода не было богатым и обеспеченным, т.к. «насекомых» оно победило с минимумом ресурсов.

Великие Войны с «насекомыми» должны были умножить изначальный милитаризм бруннен-джи, усилить роль военных в делах всего бруннисианского общества.

Однако когда бруннен-джи одержали победу над враждебной цивилизацией «насекомых» и Войны прекратилась, военные Брунниса оказались лишенными тех прав и свобод, которыми они обладали во время боевых действий. Бруннисианское общество должно было оказаться на грани раскола. И оно раскололось, как видно по косвенным свидетельствам, на основную массу и оппозицию – всех тех, кто не принял новые мирные порядки (возможно, это были военные, их семьи, их друзья и сторонники). Раскольники отделились (добровольно или под давлением общественности) от основного общества и отправились в космическое скитание. (О культуре раскольников см. ниже.)

 Отпочкование инакомыслящих и обретение нового дома – Брунниса-2 – сгладили социальные противоречия. Бруннен-джи освоили безжизненную планету, сформировав на ней общество нового типа.

Позднее общество. На Бруннисе-2 после массовой высадки на нём бруннен-джи началось грандиозное планетарное строительство, коснувшееся также и основ социальной и национальной культуры. Социум периода смутного времени был трансформирован в социум «новых» бруннен-джи, или позднее общество. Решающую роль в жизни это общества начали играть первопроходцы в области науки и техники. А оставшиеся военные или «ушли в тень», занявшись исключительно охраной государственных границ и общественного порядка, или же сами активно занялись укреплением и развитием научно-технического потенциала своего народа. Военные инженеры на Бруннисе-2, скорее всего, стали гражданскими инженерами. Боевой дух бруннен-джи начал угасать, зато возродился исследовательский дух. Власть военных, милитократия, сменилась властью ученых-инженеров и созданных ими научно-исследовательских корпораций, т.е. ноократией. Однако ноократия «новых» бруннен-джи еще долгое время сохраняла тесную, но значительно искаженную связь с национальной культурой, которую она стремилась всячески сохранить, уберечь от разрушения и войн и продлить на века, сделать вечной.

Связь нового правительства с национальной культурой выражалась прежде всего в поддержании романтической – эскапистской – идеологии. Корни эскапизма бруннен-джи уходили вглубь многоликой национальной культуры. Его воплощение можно найти уже в замысле строительства Палат Памяти на Бруннисе. Но наибольшую общественную поддержку эскапизм получил уже на Бруннисе-2. Это объясняется тем фактом, что бруннен-джи устали от изнурительных войн с внешним врагом и стремились вернуться к своим культурным истокам, стремились победить своего давнего национального врага – смерть, с одной стороны, и, с другой стороны, стремились просто уйти из мира «страшной» реальности в мир фантазий и грёз.

«Человечество выжило, – сообщает Церемониймейстер из Бригадума, – но планета бруннен-джи гибла, поэтому они отыскали себе новый дом во Вселенной Света. К тому времени войны с насекомыми ушли в далекое прошлое и люди снова дрались друг с другом. А бруннен-джи замкнулись, построив защитный экран вокруг своей планеты. Неуязвимые, внутри безмолвной сферы, они обратили свой острый ум против древнейшего общего врага – смерти» [7].

Тут важен один момент: сознание бруннен-джи вполне обоснованно видело в окружающем мире и, в том числе, в планетах, населенных людьми, потенциальную угрозу своему существованию. Но вместо того, чтобы установить порядок на социально нестабильных планетах, бруннен-джи, будучи представителями «культуры романтических сновидцев», выбрали путь ухода в себя и установление воображаемого порядка прежде всего внутри своего общества.

Для защиты от внешних угроз был разработан и сконструирован комплекс спутников-экранов – гигантская космическая «безмолвная сфера», вмещавшая Бруннис-2 и часть окружающего его космического пространства. Спутники-экраны контролировались национальной «элитой» (ноократией) и препятствовали социальному общению бруннен-джи с остальным миром: никто вне социума бруннен-джи не мог влиять на умы населения планеты и формировать оппозицию существующему строю, а жители Брунниса-2 не могли покинуть свою родину и, отделившись от своих сограждан, примкнуть к тем сообществам, в чьи интересы мог входить контроль над Бруннисом-2 или даже его разрушение. Фактически, бруннен-джи попали в крепостную зависимость от своей «элиты» и её передовых технологий.

Закрывшись за защитными экранами на Бруннисе-2, бруннен-джи начали поиск средства для борьбы с человеческой смертностью. Их общество в целом поощряло научные разработки биоученых, которые в конце концов нашли секрет «вечной жизни» – в изменении молекул клеточных структур ДНК. Параллельно с этим ученые-физики открыли источник вечной энергии и материи, при использовании которого ресурсы планеты не растрачивались или растрачивались по минимуму. После открытия «клеточного бессмертия» и источника вечной энергии и материи бруннен-джи достаточно продолжительное время (как минимум 10 тысяч лет) жили в «обществе благоденствия». И это общество могло существовать долгие годы, пока не начал проявляться побочный эффект от «бессмертия» – слабоумие. Но даже, когда «бессмертные» жители Брунниса-2 впали в слабоумие, они всё равно какое-то время продолжали вести обычный образ жизни, будучи обеспеченными необходимым для жизни минимумом товаров и услуг. Данный факт говорит о том, что или «бессмертными», а значит и склонными к слабоумию, были не все жители Брунниса-2, а только «низшие» и «средние» слои (пекари, мусорщики и т.д.), в то время как «высшие» слои (судьи, «новорожденные» и т.д.) могли сохранять здравый рассудок, зато не обладали «вечной жизнью». Кроме того, по всей видимости, большую часть рутинных занятий бруннен-джи, будучи «романтиками», доверяли своей супертехнике.

И тем не менее создание защитной сферы и открытие биологического бессмертия толкнули общество бруннен-джи в эпоху застоя, растянувшуюся на тысячелетия. Социальная иерархия, существовавшая на Бруннисе-2 в эпоху застоя, более подробно представлена в фильме, чем все прочие иерархии бруннен-джи. Во главе общества нового типа – позднего общества – стояли или сверхмашины, управлявшие планетой, или же представители правоохранительных органов (например, судьи и/или, вполне возможно, руководители служб планетарной охраны и государственной безопасности), не прошедшие процедуру «этернизации» и скрывшие это. Все этернизированные «бессмертные» бруннен-джи – представители «среднего» слоя – делились по узкоспециализированным профессиям: пекарь, мясник, учитель, мусорщик, законник, пожарный и проч. Есть основания полагать, что помимо этих на Бруннисе-2 еще существовали как минимум две профессии – биоученый и музейный работник. К «низшему» слою на Бруннисе-2 причисляли преступников. Также существовала оппозиция в лице «новорожденных» (и им подобных). Возможно, помимо «новорожденных» и некоторых узких специалистов, существовали и прочие бруннен-джи, не прошедшии этернизации (например, родственники и/или духовные учителя «новорожденных»).

Общество бруннен-джи, сохраненное на Бруннисе-2, из ноократического постепенно выродилось в тоталитарно-технократическое. Все жизненно-важные человеческие функции были переданы сверхкомпьютерам и непрошедшим этернизацию узким специалистам. Это открыло простор для творческой фантазии «романтических сновидцев», но в конечном итоге привело к застою и деградации. Обретя бессмертие, бруннен-джи перестали социально развиваться и на 10 тысяч лет сохранили свой общественный строй неизменным.

Только в последние годы существования бруннисианской цивилизации в связи с необратимыми изменениями в биологии основной массы потомков «воинов-романтиков» (вследствие отупления «бессмертных») провластные структуры ослабили свой контроль над обществом, видимо, полностью перепоручив свои функции контроля границ и приграничных территорий разумным машинам, и не заметили образовавшейся порчи защитной сферы, как и не заметили зарождения внешней угрозы – формирования античеловечной воинственной цивилизации – цивилизации Божественного Ордена.

Время ослабления тоталитарно-технократического контроля на Бруннисе-2 – это одновременно и время «увядания» общества бруннен-джи, потери им каких-либо социокультурных ориентиров и размывания социальных границ. Умирающее общество раскололось на два открыто враждующих лагеря – «новорожденных», не прошедших процедуру изменения ДНК для обретения «вечной жизни», и «бессмертных», давно прошедших эту процедуру. Конфликт между «новорожденными» и «бессмертными» протекал вяло. Кульминацией конфликта стал суд над Каем, лидером «новорожденных». Затем последовал приговор и развязка – внезапное появление Божественного Ордена, который и уничтожил общество бруннен-джи, в основной массе (за исключением «новорожденных») воспринявших появление Ордена как подарок судьбы и потребовавшее от его лидера – Его Тени – собственного уничтожения.

Лидер Божественного Ордена расстрелял послений дом бруннен-джи, выполнив то, что от него и требовали широкие массы. Так – в результате планетарного геноцида со стороны Его Тени – было уничтожено целое общество «романтических сновидцев», прошедшее путь от своего культурного расцвета к дальнейшему упадку и смерти.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь