Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Схема 11. ЛСС возлюбленной Кая
Имеющийся в наличии лингвистический и экстралингвистический материал даёт основания заключить, что тема ‘долга-чести’ была важной темой «бессмертных» бруннен-джи до и после психогенного кризиса, важной темой для «новорожденных» и «пробудившихся». «Бессмертные» бруннен-джи сосредоточили своё внимание на долге и вине. ‘ Долг ’. До кризиса обращали внимание на долг – никогда не пытаться разрушить основы «молчаливой сферы». Кроме того, они воспевали благородное стремление обезопасить мир от «боли и раздоров» (‘ритуальное дружелюбие’). После кризиса «бессмертные» также обращают внимание на долг, но этот долг иного типа – долг наказания за самое страшнее преступление – порчу «молчаливой сферы». И это наказание – смерть. В момент обострения общего кризиса, когда из общей массы выделились «пробудившиеся», тема чести-долга претерпела свои изменения. На первое место вышло ритуально-дружественное принятие смерти. Схема 12. ЛСС « бессмертных» во время всеобщего кризиса
‘Открытость’. Важное значение у «бессмертных» в момент осознания скорой гибели стал иметь правдивый взгляд и встреча смерти с «открытым сердцем». ‘Торжество’. Всеобщая смерть воспринималась как «сладкое облегчение» и «праздник». Этот праздник нужно было встретить «возрадовавшимся». ‘Вина’. В рамках общей темы ‘чести-долга’ у «бессмертных» появляется дополнительная подтема ‘вины’. Кая обвиняют в преступлении и хотят убить. Лишь речь Судьи спасает жизнь Кая. Но Судью нельзя отнести ни к «бессмертным», ни к «новорожденным» – он стоит отот всех обособленно. Судья высказывается в пользу виновности Кая, обвиняя его в совершении «высшей государственной измены» и, соответственно, выносит приговор.
Схема 13. ЛСС судьи
У «новорожденных» и им сочувствующих (как девука Кая) тема чести-долга раскрыта наиболее полно. «Новорожденные» рассуждают о том, что они должны сделать: принять общую судьбу или не принять, покорно лечь перед врагом или нет. Без раздумий Кай признаёт, что они (его сторонники и он сам) должны сражаться, когда могут умереть. «Новорожденные» утверждают, что «чтят» прошлое, и хотят, что бы бруннен-джи снова были великими. В теме чести-долга присутствуют и такие подтемы: ‘гордость’, ‘уважение/неуважение’, ‘правдивость’, ‘ритуальное повиновение’, ‘забота-помощь’ и ‘приговор’. ‘Гордость’. «Новорожденные используют выражение «полный гордости». Кай упрекает своих соотечественников в отсутствии гордости. ‘Уважение/неуважение’. Кай, пытаясь оправдать своё стремление выйти из привычного круга вещей, должен объяснять всё тем, что он не проявляет неуважения к остальным. ‘Правдивость’. «Новорожденным» важном было донести до людей правду. Поэтому Кай и возвестил своих соотечественников о приближении Его Тени, сделав акцент на том, что это правда. ‘Ритуальное повиновение’. Для называния выражения повиновения в речи используются два варианта – «лечь» и «склониться на колени». ‘Забота-помощь’. «Новорожденные», копируя «бессмертных», употребляют в ироническм тоне просьбу о помощи, а значит такие просьбы (просьбы немощных стариков к молодым) имели место. Кроме того в речи предводителя «новорожденных» было употреблено понятие «заботы» ( care ) в значении заботы о любимом человеке. ‘Приговор’. Защищаясь от нападок со стороны соотечественников, Кай выносит приговор всему современному ему обществу бруннен-джи. С другой стороны, Кай подчиняется приговору судьи, каким бы несправедливым не был этот приговор. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы