Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идейно-ценностные установки: коллективизм, эксепциализм, гедонизм и прагматизм



 

Помимо идеологических тем, состав которых меняются у бруннен-джи в соответствии с изменяющейся политикой общества, у бренн-джи были также идейно-ценностные установки, не всегда выраженные словами, но всегда не меняющие своей сути. Это коллективизм, эксепциализм, гедонизм и прагматизм.

Коллективизм, или идеология общественной жизни. В речи проявлялся у большиснтва персонажей – Хранительницы, безымянного генерала-бруннен-джи, Кая, возлюбленной Кая, «бессмертных», «новорожденных» (самый простой пример – употребоение местоимений we и our, более сложный – социопсихологические обобщения Хранительницы или коллективные обсуждения на Бруннисе-2). Инидивидуалист-Поэт выделяется из этой массы, но известный факт, что современники не приняли Поэта и оставили его на Бруннисе, как бы отторгнув от своего общества.

Наличие коллективных построек (Палаты Памяти – на Бруннисе, зал для коллективных собраний – на Бруннисе-2) и социальных институтов (армия – на Бруннисе, школы – на Бруннисе-2) также свидетельствует в пользу идеи коллективизма.

Поступки бруннен-джи также свидетельствуют о преобладании коллективизма: совместный отлет с Брунниса-2, совместное «забвение» Поэта, совместная с человечеством война против «насекомых» и участие в награждении, совместный перелет в Светлую Вселенную, совместная колонизация Брунниса-2, строительство защитной сферы и «этернизация», а затем у одних бруннен-джи – совместное неприятие окружающей действительности и борьба за лучшие возможности, а у других – совместное отупление, озлобление и истерия перед лицом смерти.

Учение бруннен-джи о «взрыве жизни» и более позднейшее учение о «правильной смерти», о «сладком освобождении», а также учение Кая о Зоне Снов – это такие учения, которые хотя и затрагивают индивидуальный момент жизни каждого человека – смерть, в сущности, являются учениями, в которых превалирует коллективизм и обобщенные представления о том, что должны делать люди, чтобы стать/оставаться частью человеческой общности.

Эксепциализм, или идеология исключительности. Свойственна речи Хранительницы, Поэта, безымянного-генерала, Кая, «новорожденных». Проявлялась в семантическом выделении понятия «бруннен-джи» (Хранительница, генерал), личности говорящего (Поэт) или и того, и другого (Кай).

Судя по общей канве метасюжетных событий, эксцепциализм был свойствен бруннен-джи во все времена. Об том косвенно свидетельствует наличие у бруннен-джи местного языка в эпоху архаики, выделение нации бруннен-джи из общей массы в Войне против «насекомых» и прямо свидетельствует послевоенное обособление на Бруннисе-2 за защитными экранами.

Отдельно стоит культ Оракула Времени с её учением об исключительной роли бруннен-джи (и Божественного Ордена) в устройстве мироздания – культ, пропагандируемый некоторыми бруннен-джи, в т.ч. «новорожденными» и геологом-разведчиком.

Гедонизм, или идеология наслаждения. Свойствен речи Поэта, Хранительницы,  «бессмертных» и «новорожденных». Проявлялись на Бруннисе, например, в учении Хранительницы о «взрыве жизни» как избавлении от страданий ( suffering ). Самому «взрыву жизни» предшествовал программируемый сон, реализующий заветное наслаждение, а запись индивидуальных воспоминаний-души во время «взрыва жизни» должна была проходить без боли, что было важно для данного ритуала.

Палаты Памяти, согласно словам Хранительницы, должны были продемонстрировать посетителю «чудеса жизни, полной богатств» ( wonders of life ' s rich bounty ).

Поэт демонстрирует любовь к наслаждению, особенно опьяняющему чувства (цветы кабу) и/или любовному (с воображаемой женщиной – адресатом его лирических посланий).

Традиции гедонизма на Бруннисе-2 продолжили первые колонисты, которые чтобы спастись от мировых страданий выстроили защитную сферу.  Открыв технологию «клеточного бессмертия» и став «бессмертными», бруннен-джи, по словам Церемониймейстера, начали избегать всего, что могло нанести вред их «драгоценным и нестареющим телам». [8] Когда над «бессмертными» нависла реальная угроза уничтожения, они нашли наслаждение в «праздновании смерти».

Гедонизм также был свойствен и «новорожденным», укорявшим «бессмертных» в том, что те живут взаперти и не любуются рассветом или дневным светом.

Гедонизм свойствен и Каю, который решил покинуть соотечественников, чтобы  «выйти за рамки горького вкуса» ( g o beyond this bitter taste). Когда Кай в речи перед боевым вылетом ополчения апеллировал к чувству гордости (pride), он тем самым снова продемонстрировал свой гедонизм, т.к. чувство гордости тесно связано с наслаждением от осознания собственной значимости.

Прагматизм. Свойствен речи геолога-разведчика, Хранительницы, Поэта, Кая, «бессмертных».

Бруннен-джи называют в сериале «культурой романтических мечтателей». Однако стоит отметить, что у бруннен-джи доминировала идеология прагматизма. Так на Бруннисе Палаты Памяти, распространяя знания, выполняли чисто практическую функцию «смягчения» и мотивирования добровольного суицида (согласно предустановленному общественному договору) и защиты бруннисианской культуры от непрошенных любознательных гостей (ловушка «взрыва жизни»), а катакомбы Палат служили для сдерживания бруннисианского солнца и управления его активнстью. Хранительница, обращаясь к посетителям Палат, апеллирует к их стремлению испытать на себе (experience for yourself) многообразие чудес жизни и т.д. и т.п. Т.е. предполагалось, что посетитель сам будет мыслить прагматически, т.е. будет заинтересован в получении опыта.

Бруннен-джи массово покинули Бруннис, чтобы сохранить свои жизни. Но оставили там стабилизаторы – чтобы сохранить полезные знания оставшиеся на Бруннисе и биоматериал для возможного возвращения (при необходимости) и продолжения рода. А Поэта его же соотечественники оставили на Бруннисе, не прилетая за ним, по одной из версий, из чисто практических соображений (возвращение за одним пассажиром – лишняя трата энергии). Кстати, Поэту также был свойствен прагматизм, что подтверждает его желание следовать общественному договору (вопреки его пафосу выступлений) и сохранить свой род, а слова служат для него только инструментами психологической разрядки и проталкивания своей линии поведения.  

В Войну с «насекомыми» бруннен-джи ввязались и выиграли с чисто практической целью  – для сохранения своего рода.

Перешли с местного языка на всеобщий бруннен-джи также с чисто практической целью – чтобы понимать окружающие их народы.

Колонизировав новую планету Бруннис-2, бруннен-джи закрылись на ней, чтобы не участвовать в новых бесполезных войнах. Открыли «клеточное бессмертие» – с практической целью сохранить собственные жизни. И приняли смерть от Его Тени, чтобы не мучится с выдумыванием своего сверхоружия и положить конец своей, как они считали, ставшей бессмысленной жизни.

«Новорожденные» и раскольники также вписываются своими действиями в идеологию прагматизма, т.к. первые опирались на опыт сканирования защитных экранов, вторые опирались на опыт разведчиков, а вместе они опирались на коллективный договор считать Оракула Времени источником рациональных знаний. Мистика, космология и философия Оракула интересовала «новорожденных» и раскольников в самую последнюю очередь. Так глава «новорожденных» Кай обратился к Оракулу в самый последний момент – когда у его команды стало не хватать оружия для сдерживания Его Тени, а геолог-разведчик обратился с практической целью получения полезных знаний о месторождения интересующей его планеты.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь