Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность и назначение социальной работы



Для того чтобы лучше понять сущность и основные тенденции социально-культурной деятельности за рубежом, необходимо в пер­вую очередь рассмотреть такое характерное для зарубежной действи­тельности явление, как социальная работа. Именно сквозь призму социальной работы хорошо видны и основные проблемы жизни со­временного западного общества, и та платформа, фундамент, на ко­тором базируется социально-культурная сфера. Кроме того, как уже говорилось, в ряде случаев задачи учреждений и организаций соци­альной работы совпадают с целями и задачами учреждений и органи­заций социально-культурной и культурно-досуговой направленности. Они имеют и одно поле деятельности, и одинаковые объекты воздей­ствия, особенно в тех случаях, когда речь идет о поддержке, работе с наименее защищенными в социальном плане категориями населения.

Возникновение социальной работы как вида профессиональной деятельности в зарубежных странах приходится на конец XIX - на­чало XX века. Ее предшественницей принято считать благотвори­тельную деятельность различного рода религиозно-миссионерских обществ и организаций, но непосредственно как профессия социаль­ная работа оформляется в середине сороковых годов XX столетия, т.е. после окончания Второй мировой войны. Становление, а, вернее, возрождение социальной работы в России приходится на более поздний период, 1989-1990 годов, начало перехода отечественной эконо­мики к рыночным отношениям.

Социальная работа за рубежом - это одно из авторитетных на­правлений деятельности современного буржуазного общества, имеющее своей целью поддержание социального равновесия между его членами. В то же время, восприняв идеи религиозной благотво­рительности, идеи прогрессивных социально-экономических учений о социальном равенстве, обращена она непосредственно к человеку. Социальная работа является как бы связующим звеном между инди­видом и государством, между индивидом и социумом. Она предна­значена для воплощения в жизнь основной идеи западной демокра­тии - каждый член общества имеет право на пользование минимумом благ, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность. Особенно это касается наименее защищенных в социальном отношении групп населения и лиц, оказавшихся временно в трудной жизненной ситуа­ции.

Социальная работа - это одно из важнейших направлений дея­тельности государства и общественных организаций по практиче­скому решению социальных, в том числе и социально-культурных, проблем, оказанию помощи наименее защищенным в социальном от­ношении группам населения.

Эффективность социальной работы во многом зависит от уров­ня жизни общества в целом. Чем богаче общество, тем сильнее соци­альная защита его граждан, а, следовательно, тем сильнее и эффек­тивнее социальная работа как один из важнейших инструментов осуществления этой защиты.

Без мощного экономического фундамента сама по себе соци­альная работа малоэффективна. Она превращается либо в один из ви­дов благотворительности, помогающей тем или иным группам насе­ления от случая к случаю, либо впадает в чистейший альтруизм, ко­гда желание помочь не подкрепляется практическими действиями. «Пытаться устранить и уменьшить проявления на индивидуальном уровне текущих и структурных проблем, - пишет шведский ученый X. Сведнер, - будет подобно сгребанию листьев граблями в листопад. Проблемы неизбежно возникают вновь».

Социальная работа эффективна в том случае, если она опирает­ся на мощный экономический фундамент общества и подкрепляется хорошо отлаженной системой социальной защиты граждан на всех уровнях: государственном, регионально-муниципальном и индивиду­альном. Представление о соотношении сфер деятельности: социаль­ная защита и социальная работа дает рис. 2.

 

социальная

 

Рис.2. Соотношение сфер деятельности: социальная защита и социальная работа

К сожалению, Россия, как и другие страны бывшего Советского Союза, в настоящее время сильно отстает от экономического уровня стран Запада.

Следовательно, и находящаяся в стадии становления социальная работа в нашей стране, помимо чисто организационных проблем, ис­пытывает трудности, прежде всего, экономического порядка.

Если общество не может своевременно выплатить пенсию, зара­ботную плату тем или иным категориям трудящихся, то о какой со­циальной работе может идти речь?

Конечно, и западные страны не сразу осознали важность соци­альной защиты всех групп населения и организации социальной ра­боты. Переход от безудержной эксплуатации рабочих до заботы о каждом члене общества занимает длительный период.

Термин «социальная защита» («социальная безопасность»), согласно общепринятому опре­делению Международной организации труда, означает защиту, которую общество обеспечи­вает для своих членов с помощью системы экономических и социальных мер в случае насту­пления причин, вызывающих значительное уменьшение или прекращение получения зара­ботной платы.

В желании и умении поделиться богатого с бедным сказывается не только альтруизм, но и инстинктивное чувство самосохранения. Общество не может нормально функционировать, если наряду с очень богатыми есть очень бедные. Одним из условий выживания общества является умение достичь определенного социального «рав­новесия» между всеми категориями граждан. Вот что пишет по этому поводу швейцарец Антонин Вагнер: «Если считать неравенство неиз­бежным, то, с нравственной точки зрения, нельзя признать справед­ливым существование слишком большого различия между теми, кто имеет, и теми, кто не имеет. Лишь постепенная интеграция богатства и бедности, силы и бессилия сделает возможным социальное общест­во в мире, построенное на принципах справедливости. Интеграция в этом смысле означает, что часть граждан общества должна отдать или поделиться своими привилегиями».

От себя добавим: здесь не только нравственный аспект. Здесь и здравый смысл, благоразумие и прагматизм, забота о собственной безопасности со стороны богатых.

По мнению некоторых американских ученых, капиталистиче­ская система выжила потому, что, пусть и неохотно, но взяла на воо­ружение идею о необходимости заботиться, обо всех без исключения членах общества.

Большую роль в становлении и развитии социальной защиты сыграли прогрессивные социально-экономические теории, начиная от утопических (город Солнца как образец идеального общества), марксистских (коммунистическое общество) и кончая буржуазными (теория конвергенции, государство всеобщего благоденствия и т.п.).

Особо следует отметить использование западными обществами опыта бывших стран социализма в организации социальной защиты. Запад не просто взял на вооружение многие передовые идеи, но, в отличие от самих социалистических стран, превратил их в реаль­ность. Соревнование двух общественно-экономических систем сти­мулировало процесс социализации всех сторон жизни западного об­щества. Не случайно сегодня мы уже не говорим о странах Запада как о капиталистических. Все чаще мы их определяем как страны с раз­витой рыночной экономикой. А в социальном плане многие из них можно определить как социалистические (Швеция, Швейцария, Гол­ландия и др.). И если таким определением редко кто пользуется, то только потому, что слово «социализм» в значительной степени себя скомпрометировало.

Жаль, что сами бывшие социалистические страны, включая Рос­сию, отказались от многих социальных достижений недавнего про­шлого (бесплатная медицина, бесплатное образование, отсутствие безработицы и т.п.). Не создав новых структурных отношений, при­сущих странам с рыночной экономикой, мы потеряли многое из того, чем по праву гордились и могли бы гордиться сегодня.

Уже говорилось, что социальная работа - это производное от общества в целом и, прежде всего, его экономических условий. Но социальная работа - это, конечно же, производная и от передовых социально-экономических и философских учений, как бы их детище.

И здесь следует особо сказать о прародительнице социальной работы, как в целом, так и в практическом плане. Речь идет о религи­озных предпосылках организации социальной работы, о роли рели­гии и религиозных организаций в осуществлении благотворительной деятельности в странах Запада. Связь эта несомненна. Социальная работа зародилась именно в недрах религиозной благотворительно­сти. Не случайно зачатки социальной работы просматриваются в дея­тельности религиозных миссионеров конца XIX — начала XX века по оказанию помощи беднейшим слоям населения. Связи социальных работников и представителей религиозных организаций крепки и се­годня. Религиозные идеи (прежде всего христианства) как бы духов­но оплодотворяют деятельность современных социальных работни­ков. Хотя, конечно, социальная работа и деятельность религиозно-благотворительных, или просто благотворительных обществ и орга­низаций - это не одно и то же. Имея много общего, они имеют и су­щественные отличия. Социальная работа - это, прежде всего, про­фессия. Если в благотворительности главное - стремление самих по­могающих, отмечает английский исследователь Теодор Шанин, то в социальной работе центральной фигурой является «клиент», а ее цель - освобождение «клиента» от нужды в социальных работниках.

Выйдя из недр благотворительности, социальная работа превра­тилась в самостоятельную, специфическую профессию, суть которой не сводится к одной благотворительности. В документах, принятых Национальной ассоциацией социальных работников США, так фор­мулируется суть социальной работы: социальная работа - это про­фессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении их спо­собности к социальному функционированию и создании благоприят­ной общественной ситуации в их целях.

И. Найфельд (ФРГ), говоря о социальной работе как о преемни­це первоначальных форм благотворительности и опеки, определяет ее «как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, со­циального и материального уровня жизни населения». В данном вы­сказывании обратим также внимание на словосочетание: культурно­ го... уровня жизни.

При этом под специфичностью формы воздействия или помощи большинством авторов понимается индивидуализированная помощь тем людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество. Сама же социальная работа определяется как организация личностной службы помощи людям. Основанная на аль­труизме (заработная плата самих социальных работников в данном случае не принимается в расчет) и направленная на помощь людям в условиях их личного или семейного кризиса, социальная работа яв­ляется связующим звеном между теми, кому необходима помощь, и государственным аппаратом, а также законодательством. Личностная служба - это значит не формальная, не казенная помощь, а по-человечески заинтересованная, с учетом индивидуальной ситуации. Основной критерий успеха в данном случае состоит в том, чтобы че­ловек, которому оказывается помощь, мог в дальнейшем обходиться без помощи социального работника.

К основным целям социальной работы можно отнести:

1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способ­ности более эффективно разрешать возникающие проблемы;

2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной степени проявить свои возможности и получать все, что им поло­жено по закону;

3) адаптация и реадаптация людей в обществе (эмигранты, выздоравливающие больные и др.);

4) создание условий, при которых человек, несмотря на физиче­ское увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.

И как конечная цель - полное возвращение человека к само­стоятельной жизни.

Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям или их группам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в целях повышения или восстановле­ния их способности к социальному функционированию. В первую очередь помощь оказывается наименее защищенным в социальном отношении категориям населения (малоимущие, инвалиды). Затем идут люди, временно оказавшиеся в трудной ситуации (беженцы, без­работные). Сложная или трудная жизненная ситуация - это, как пра­вило, не экстремальная ситуация (пожар, железнодорожная катаст­рофа, землетрясение и т.п.). В случаях экстремальной ситуации тре­буются другие, как правило, экстренные виды помощи. А вот после выхода из экстремальной ситуации опять требуется помощь социаль­ного работника (для адаптации или реадаптации). Но часто трудная жизненная ситуация для конкретного человека может явиться экс­тремальной ситуацией (потеря работы, вынужденное переселение и т.п.).

Социальная работа - это, прежде всего, помощь людям, слабо защищенным в социальном отношении. Но это и социальная гаран­тия помощи любому гражданину общества в случае, если он попадет в трудную жизненную ситуацию. Как уже говорилось, одна из задач социальной работы - довести до каждого гражданина все то, что ему положено по закону. И здесь речь идет не только о материальной или психологической помощи, а о предоставлении всего спектра социальных услуг, включая и соци­ально-культурные. На рис.3  схематически определяется зона со­вместной деятельности работников социальной и социально-культурной сфер. Как увидим дальше, в ряде случаев трудно опреде­лить, где кончаются задачи одной службы и начинаются задачи   другой.


Социальная работа

Зона совместной деятельности соци­альных работников и работников куль­турно - д осугов ой сферы


Культурно-

досуговая

деятельность

Рис. 3. Соотношение сфер деятельности: Социальная работа и культурно-досуговая деятельность


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь