Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новозаветный взгляд на человеческую природу



 

В наших библиях за последней страницей Ветхого Завета сразу же следует первая страница Нового. Неосведомленному читателю может показаться, что между двумя Заветами не было никакого временного пробела. На самом же деле их разделяют приблизительно четыре столетия. В этот межзаветный период евреи, как на родине в Палестине, так и за ее пределами в диаспоре (рассеянии), подверглись мощному влиянию эллинистической (греческой) культуры и философии. Воздействие эллинизма на иудаизм проявлялось во многих сферах, включая принятие греческого дуализма некоторыми еврейскими авторами того времени.

Еврейская литература, увидевшая свет в межзаветный период, в целом известна как апокрифическая и псевдоапокрифическая1. Большинство христиан не считают эти неканонические книги столь же богодухновенными и авторитетными, как книги Библии. Впрочем, это не умаляет их историческую ценность, поскольку они являются основным источником сведений об исторических и идеологических тенденциях того времени.

Что касается вопроса о природе и участи человека, в межзаветный период существовали две основных школы еврейской мысли. Первая, палестинский иудаизм, оставалась верной ветхозаветному холистическому взгляду на человеческую природу; она может служить основой для понимания Нового Завета. Палестинский иудаизм рассматривал смерть как бессознательный сон всего человека и подчеркивал необходимость воскресения тела в конце времени. Значенимость этого взгляда для изучения Нового Завета можно проиллюстрировать на примере апокрифического Откровения Варуха (известного как 2я Книга Варуха), которое было написано палестинским иудеем второй половины первого века христианской эры. Его автор учит о том, что мертвые «спят в земле», а когда вернется Мессия, «все почившие в уповании на Него воскреснут»2. Все праведники будут собраны в одно мгновение, а нечестивые восскорбят, ибо пришел час их мучения3. Подобный взгляд удивительным образом схож с новозаветным учением о воскресении тела, составляющим часть целого комплекса идей, «безумных» для греков (1 Кор. 1:23).

Вторая школа мысли — это эллинистический иудаизм, подпавший под сильное влияние греческого дуализма. Эллинистический иудаизм особенно процветал в Александрии, родном городе Филона, известного еврейского философа, попытавшегося выработать синтез греческих и иудейских идей. В трудах иудеев-эллинистов мы находим недвусмысленные упоминания о бессмертии души и ее существовании после смерти тела. Бесплотное бытие представлено как вечная участь спасенных. Например, апокрифическая Книга Юбилеев (около 135 г. до Р.Х.) учит о том, что «кости» покоятся в могиле, в то время как «духи» существуют независимо от них: «Кости же упокоятся в земле, а их духи возрадуются великой радостью и познают, что Господь совершает суд и являет милость… всем любящим Его» (23:31)4.

В том же духе и Мудрость Соломонова, написанная иудеем-эллинистом между 50 и 30 гг. до Р.Х., утверждает, что «души праведников в руках Божьих, и никакое мучение не коснется их… они в мире… их упование исполнено бессмертия» (3:1, 3, 4)5. Тот же самый взгляд изложен и в 4й Книге Маккавеев, философском трактате, написанном иудеем-эллинистом незадолго до христианской эры. Умершие праведники незамедлительно возносятся к вечному блаженству6, а нечестивые нисходят в вечные мучения, различные по своей интенсивности7.

Короче говоря, в межзаветный период, как остроумно выразился Уилер Робинсон, «дуалистическое толкование взаимосвязи между телом и душой (или духом) обнаруживается в эллинистической ветви иудаизма (Мудр. 9:15), оставаясь чуждым для палестинской ветви, которая непосредственным образом связывает ветхозаветную мысль с новозаветной» 8.

Приступая к изучению новозаветного взгляда на человеческую природу, мы не можем пренебречь возможным влиянием эллинистического иудаизма на авторов книг Нового Завета. Ведь почти все новозаветные книги (может быть, за исключением лишь Евангелия от Матфея) были написаны на греческом и в них использованы четыре великих греческих антропологических понятия: psyche — душа, pneuma — дух, soma — тело и sarx — плоть. Эти слова употреблялись в новозаветные времена как правило в свойственном для греческого мышления дуалистическом смысле. Душа и дух обозначали нематериальную и бессмертную часть человеческой природы, в то время как тело и плоть использовались для описания ее материальной и смертной составляющей.

Таким образом, возникает вопрос: до какой степени дуалистический смысл этих важных греческих слов отражен в писаниях Нового Завета? Как ни странно, наше исследование в этой главе покажет, что дуалистический смысл и употребление этих терминов в Новом Завете отсутствует. Даже те отрывки, которые кажутся дуалистическими в противопоставлении плоти и духа, при более тщательном рассмотрении открывают холистическое понимание человеческой природы. Плоть и дух — это вовсе не два отдельных, противоборствующих элемента человеческой природы; скорее они символизируют два разных образа жизни: эгоцентричный и христоцентричный.

Причина, по которой дуалистическое влияние не просматривается в Новом Завете, кроется в том, что его авторы употребляли важные греческие термины, связанные с человеческой природой, в соответствии с их изначальными эквивалентами в Ветхом Завете, откуда ведут свое происхождение новозаветные идеи, а не исходя из того значения, которое они приобрели в эллинистическом обществе.

Нам нужно всегда помнить, что «древнееврейский язык Ветхого Завета и древнегреческий язык Нового Завета связаны между собой великой Септуагинтой (переводом Ветхого Завета на древнегреческий), созданной в третьем столетии до Р.Х. Этот перевод был сделан иудеями, несомненно понимавшими значение древнееврейских слов и старавшимися, чтобы древнегреческий язык, которым они пользовались, им соответствовал. Таким образом, Септуагинта как бы вытекает из древнееврейского текста, а Новый Завет — из Септуагинты. Перевод Септуагинты не был богодухновенным, но провидением Божьим было предусмотрено, чтобы она обеспечила эту ценную лингвистическую связь между Ветхим и Новым Заветами»9.

Проникновение греческого дуализма в христианскую традицию произошло уже после написания Нового Завета. Дж. Робинсон дает несколько ярких примеров того, как Павел использует греческие слова в соответствии со значением их древнееврейских эквивалентов, а не в привычном для того времени смысле. Например, фраза Павла «плотский ум» (Кол. 2:18) для древнего грека была бессмысленной, потому что разум (nous) всегда ассоциировался с душой (psyche) и никогда с плотью. Подобным же образом и слова Павла о духовном теле (1 Кор. 15:44, 46) и об осквернении плоти и духа (2 Кор. 7:1) «были бы совершенно чужды древним грекам»10, поскольку в их понимании тело не могло быть духовным, а дух — оскверненным. Подобные выкладки показывают, что новозаветный взгляд на человеческую природу отражает древнееврейский (ветхозаветный), а не древнегреческий образ мысли.

Цели этой главы. В этой главе мы постараемся понять новозаветный взгляд на человеческую природу, исследовав четыре значимых антропологических термина, а именно: душа, дух, тело и сердце. Те же самые термины мы исследовали в предыдущей главе, посвященной ветхозаветному взгляду на человеческую природу. Мы рассмотрим различные значения и случаи употребления этих терминов, чтобы определить, соответствуют ли они значениям и случаям употребления их эквивалентов в Ветхом Завете.

Наше исследование показывает, что между Ветхим и Новым Заветами существует определенная преемственность в холистическом понимании человеческой природы. Понятие о бессмертии души, весьма распространенное во времена написания Нового Завета, между тем отсутствует в новозаветных писаниях, поскольку их авторы строго придерживались учений Ветхого Завета.

Новый Завет демонстрирует не только преемственность с Ветхим Заветом в понимании природы и участи человека, но и более широкое их понимание в свете воплощения и учений Христа. Ведь Христос является подлинным главой рода человеческого, поскольку Адам «есть образ будущего» (Рим. 5:14). В то время как в Ветхом Завете человеческая природа увязывается главным образом с Адамом в силу творения и грехопадения, в Новом Завете она увязывается уже со Христом в силу Его воплощения и искупления. Христос является полнотой откровения о природе человека, о смысле его жизни и об его участи. Христос дает более глубокое понимание человеческой души, тела и духа, поскольку непосредственным следствием Его искупления было дарование Его Духа, Который «с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь