Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Натюрморт в зарубежной и русской живописи.



Натюрморт — один из наиболее ши­роко известных жанров изобразитель­ного искусства. Нет человека, который бы не знал, что это такое. Натюрморты вот уже несколько столетий украшают интерьеры множества квартир, особ­няков и общественных зданий. Рабо­ты фламандских художников Франса Снейдерса, Яна Фейта, Якоба Иордан-са, а также голландцев Виллема Хеды, Виллема Калфа, Абрахама ван Бейе-рена, созданные в конце XVI—XVII вв. и имевшие у современников ошелом­ляющий успех, открыли дорогу жанру натюрморта в искусстве многих стран. Репродукциями с их холстов и сего­дня заполнены книжные магазины многих столиц мира и сувенирные от­делы крупнейших художественных музеев. Радость и полнота воспри­ятия жизни родоначальников жанра натюрморта продолжает восхищать почитателей искусства. Чувствен­ная прелесть материального мира — главная тема их художественных по­исков в натюрморте. Каждая любовно выписанная вещь имеет неповтори­мый цвет, фактуру, форму.

Многие известные художники-педагоги Западной Европы и России считали натюрмортные постановки важнейшей формой обучения искус­ству. А.Г. Венецианов, понимая зна­чение натюрморта в учебном процес­се, настоятельно советовал своему бывшему ученику А.А. Алексееву, занявшему место учителя рисования в Пскове, обратиться к натюрморту. «Давай рисовать с чашек, стаканов, подсвечников, стульев, сапог, пер­чаток, каменьев, цветов, бумажных вздоров и прочего...», — писал он ему в 1836 г.1

Венецианов считал, что на­турный натюрморт с первых шагов в искусстве позволяет увидеть и по­нять естественность бытия.

Трепет живой жизни, сохраняю­щейся в натурном натюрморте, вно­сит в обучение особый смысл, откры­вает красоту и разнообразие, которые должны сохраняться в настоящем творчестве всю жизнь. Даже про­стое повторение учеником предмет­ных форм в грамотно поставленном педагогом натюрморте — заметный шаг к успеху. «Чем добросовестнее, тщательнее, чище будет подража-

тель подходить к делу, чем спокой­нее воспринимать то, что видит, чем сдержаннее его воспроизводить, чем больше при этом привыкнет думать, а это значит, чем больше сравнивать похожее и обособлять несходное, под­чиняя отдельные предметы общим понятиям, тем достойнее будет пере­ступать поры святая святых», — от­мечал И.В. Гете1.

Графику натюрморта невозмож­но рассматривать без связей с жи­вописью натюрморта. Они находятся в рамках одного жанра и по сюжет­ным характеристикам, и по построе­нию композиции часто почти иден­тичны. Множество графических лис­тов являются повторением в гравюре холстов известных мастеров кисти. Однако условность искусства графи­ки и особенности графических мате­риалов позволяют графике натюр­морта иметь свою специфику худо­жественного языка, который придает графическому натюрморту особую характерную прелесть. Не случай­но коллекции натюрмортов графи­ческих кабинетов во многих музеях насчитывают тысячи единиц хране­ния. Выставки, посвященные истории графики натюрморта, активно посе­щаются зрителями. Многие любите­ли искусства посвятили свою жизнь собиранию натюрмортной графики. Например, имеется огромное коли­чество почитателей натюрмортной графики Ф.П. Толстого и художников его круга. И дело тут не в особой «точности» или «иллюзорной схожести» изображенных предметов, а в созву­чии понимания правды в искусстве у мастера и у его почитателя.

Но чем же все-таки привлека­ет графика натюрморта? Чистотой ли использования выразительных средств, условностью языка или вя­зью вырезанных на металле линий? Конечно, волшебная ажурная фак­тура из переплетающихся четких линий и штрихов разной толщины, покрывающая гравированные на-тюрмортные композиции, никогда не встречается в живописи. Она всегда завораживает взор, затягивает зри­теля вглубь печатных листов.

Оперение птиц, чешуя и кожа рыб и змей передаются в графике так тон­ко, что изображения трудно воспро­извести даже в современной полигра­фии. При репродуцировании штрихи теряют свою объемность, уничтожа­ются эффекты «исчезновения» линии в бумаге, теряется стереоскопичность наложения толстых штрихов на тон­кие росчерки и т.д. Можно сказать, что исчезает неповторимое «дыха­ние» графической поверхности ори­гинала. Именно в графическом на­тюрморте, и особенно в черно-белом офортном исполнении, начинается осознание того, что натюрморт не «мертвая» натура. Не случайно гол­ландцы и англичане называют жанр натюрморта «тихой жизнью», где не­подвижность — внешнее проявление духовной жизни. Любые формальные поиски, а графика этому способству­ет, всегда должны быть направлены на образное раскрытие изображаемо- го. Формальные упражнения, присут­ствующие в любой художественной школе, — только путь к поиску новых средств выражения натуры.

Вещи, которыми мы пользуемся в домашнем обиходе, при изображении в натюрморте образуют свою среду, переносятся в иное измерение. Со­четания простых предметов могут выражать самые сложные и возвы­шенные чувства человека, вызывать ассоциации, далеко уходящие от ма­териальной сути предметов. Натюр­морт — это сообщение, иногда даже криптограмма, которую необходимо разгадать, чтобы понять суть. Графи­ка, как искусство отвлечения, абст­ракции, с ее очень условным языком, позволяет в натюрмортных компози­циях выявить сложные, опосредован­ные от конкретной действительности, символизированные «построения» с многоплановыми внутренними свя­зями. Эти связи, выхваченные из сре­ды световым потоком или упрятан­ные в игре теней, образуют особый таинственный мир, присущий каж­дой предметной композиции.

Мы знаем, что линий, так широко используемых в графике, в природе не существует. Изображая на бума­ге линиями образ, мы уже создаем ситуацию, которая даже при всем стремлении к реальности изначаль­но условна. Поэтому, рассматривая натюрморт как уникальный жанр, позволяющий сосредоточиться на существе множества чисто худож­нических вопросов, мы должны по­нимать, что графически их можно решать весьма необычно и даже па-

радоксально. Не случайно, что в XX в. графика стала неожиданно влиять на развитие живописи именно через натюрморт. Сравнение живописи и графики натюрмортов, изображен­ных художниками-кубистами, крас­норечиво это подтверждает. Все это заставляет нас с особым вниманием отнестись к графическим европей­ским натюрмортам XX в.

При изложении опыта мастеров искусства, который приводится в не­скольких главах пособия, мы поста­рались очертить особенности реше­ний трех разновидностей графиче­ского натюрморта и семи основных сюжетных направлений натюрморт-ной практики.

Цвет используется в графике на­тюрморта как очень иллюзорно, так и отвлеченно. Отвлеченное применение цвета позволяет создавать натюрморт-ные композиции декоративного харак­тера. В таких композициях рисунок не только оставляет широкое поле для наложения разнообразных цветовых пятен, но и может быть параллельной цвету композиционной структурой. В случаях, когда цвет в графике «вы­текает» за форму предметов, компо­зиционная организация изображений определяется осознанным очертанием предметов. Не случайно, что к графике относят рисунок и офорт, подкрашен­ные акварелью, значительную часть акварельных изображений.

В пособии в качестве иллюстра­тивного материала используются произведения станковой, книжной и прикладной графики. Специфика из­дания позволяет расширить иллюстративный материал за счет произве­дений живописи, так как живопись натюрморта во все времена имела принципиальное значение для раз­вития натюрмортных композиций в графике. Кроме того, приводятся примеры из истории декоративно-прикладного искусства и современ­ной практики студентов вузов при­кладного искусства.

Иллюстративный материал подоб­ран с учетом возможностей студен­тов творческих вузов России найти и изучить графическое наследие оте­чественных и зарубежных художни­ков в музеях и библиотеках. В главе, посвященной основным сюжетам на­тюрморта, особое внимание уделено русской графике XX в., так как этот период— время расцвета графиче­ского искусства в России.

Несмотря на всеобщую известность жанра натюрморта, он долгое время глубоко не изучался в искусствовед­ческой литературе. Только с начала XX в. в музеях стали проходить дос­таточно объемные и научно атрибути­рованные выставки натюрморта, а за­метные искусствоведческие труды о натюрморте появились только в 20-е годы!1 Многие поджанры натюрморта еще ждут своих исследователей. 1 См.: Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. Жизнь вещей. Казань, 1922.

Бесчастнов Н. П.

Графика натюрморта : учеб. пособие для студентов вузов, обучающих­ся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Художеств, проек­тирование изделий текстил. и лег. пром-сти» / Н.П. Бесчастнов. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 255 с

Из Википедии.

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь