Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие нравственных качеств у учащихся начальной и средней школы на занятиях ушу



Философия ушу и ее нравственный потенциал в воспитании детей.

 

1.1 Ушу и боевые искусства Китая – вопросы терминологии.

Прежде всего, стоит отметить, что термин «ушу», по которому большинство иностранцев знакомо с боевыми искусствами Китая, в наше время имеет довольно ограниченное применение. Термином «ушу» сейчас обозначают, прежде всего, современные формы соревновательной и оздоровительной гимнастики, созданной на основе традиционных боевых искусств древнего Китая. Для обозначения боевых практик, гораздо чаще используется термин «гунфу», в английском варианте прочтения также известный как «кунг-фу».

На самом деле, в Китае существует гораздо больше терминов, обозначающих «боевое искусство». Все эти термины могут переводиться на европейские языки, как «боевое искусство», но имеют свои градации. Рассмотрим их:

«武术» «ушу» .

Иероглиф «武» «у» означает «воинский». Анализ этого иероглифа показывает, что он состоит из двух основных частей. Слева внизу – «止» «останавливать», справа – «弋», что означает «стрелять из лука». Общий смысл этого иероглифа – «воинские навыки, позволяющие защитить от нападения».

Иероглиф «术» «шу», согласно Большому Китайско-русскому словарю, означает «искусство, способ, метод, приемы».

Мы можем понять смысл сочетания иероглифов «ушу» как «система подготовки, позволяющая защищать от нападения, останавливать агрессию».

«武艺»  «уи».

Здесь «у» – тоже означает «воинский». Второй иероглиф «艺» «и» – тоже искусство, но также и художественность, виртуозность, мастерство, ремесло. «Уи» занимались в специальных традиционных школах, и не ради военной надобности. Такое служение рассматривалось как часть религиозных практик, или как передача сакрального знания древних, способ совершенствования человека, развития его способностей. В какой-то мере, «уи» связано с восхождением на более высокие уровни бытия, совершенствованием не только тела, но и духа.

«武功» «угун».

Еще один важный термин – «武功» «угун» - воинское мастерство. Иероглиф «功» «гун» обозначает длительность процесса, длительное приложение сил для достижения успеха, он состоит из элементов «работа» и «сила».

«功夫» «гунфу».

Этот же иероглиф входит и в состав термина«功夫» «гунфу». Иероглиф «夫» «фу» обозначает «муж», «уважаемый человек», «специалист». Из анализа иероглифов можно понять, что смысл этого термина связан с длительным приложением усилий, трудом, чтобы добиться уважения, стать специалистом в своей области. Именно поэтому данный иероглиф применяется не только к боевым искусствам, но и к множеству других областей деятельности, где результат достигается в результате многолетних усилий.

Еще один иероглиф, часто встречающийся преимущественно в традиционной литературе – «拳术» «цюаньшу» - кулачное искусство. Данный термин обозначает узконаправленный навык боя голыми руками, может переводиться термином «китайский бокс». Близко к нему примыкает термин «拳法» «цюаньфа» – «методы кулака». «Цюаньфа» - это скорее, конкретные приемы, передаваемые устно или в специальных трактатах по кулачному искусству.

И, наконец, термин, который сейчас применяют для обозначения армейских тренировок по бою без оружия –  «格斗术»  «гэ доу шу» – «рукопашный бой», «искусство рукопашного боя».

 

Рыцарство.

«侠义» «ся-и» – «рыцарство», «рыцарская справедливость»; «侠义道» «ся-и-дао» – рыцарский кодекс, путь воина. Китайский рыцарский кодекс «侠义道» предполагает большую преданность правилам и нормам, морали, конфуцианской этике, чувству справедливости, личной независимости. В этом сильное отличие от самурайской преданности сюзерену.

Рыцарство существовало в Китае с древнейших времен. Можно сказать, что возвышение социальной группы элитных воинов происходило тогда, когда технологии боя требовали от воинов длительного периода обучения для овладения боевыми навыками. Когда воин мог быть подготовлен только в течении длительного времени – его ценность возрастала. Когда технологии нивелировали ценность индивидуальной подготовки – ценность воинов падала. Например, искусство стрельбы из лука требует многолетних тренировок. Поэтому искусные стрелки ценились в тот период, когда лук и стрелы были главным оружием. Это древнейшее время, период империи Шан-инь, эпоха Чжоу и период «Враждующих царств». В книге «Легенды и сказки Древнего Китая» повествуется о стрелке И, спасшем Поднебесную от катастрофы. Но, кроме легендарного стрелка из лука, история дает гораздо более убедительный материал.

Основатель династии Чжоу, правитель Вэнь-ван 文王 – дословно, «просвещенный князь», основал тайную школу, в которой лучшие юноши обучались стрельбе из лука и грамоте. Он вырастил военную и культурную элиту клана Чжоу, и его внук, У-ван 武王, дословно – «воинственный князь», вступил в бой с империей Шан-инь, и победил, имея преимущество в профессиональных стрелках из лука. Его победа послужила ключом к созданию империи Чжоу, знаменем которой стал дракон. Дракон – это коллективный тотем, в состав которого входят фрагменты из тотемов разных племен, объединенных в единую коалицию. Дракон символизировал союз племен, восставших против империи Шан-инь, и заложивший основу первого государства на территории Китая, в которое входили все обитавшие на этой территории племена. Так получилось, что у истоков этой цивилизации были правители, в имена которых входили иероглифы «文» «вэнь» – «культура», и «武» «у» – «воинский». Причем, «культура» шла впереди, а «воинственность» опиралась на «культуру». «Вэнь-у» «文武» «культура и военное дело» стало очень важным понятием для китайской цивилизации. У императора было два главных министра – гражданский и военный, у благородного человека ценился баланс силы и образованности.

 

Так что же представляет собой рыцарство, каким оно видится со страниц произведений писателей? Обратимся к литературным источникам:

Ма Ю-юань 马幼垣: в своей книге «Описание рыцарей на основе данных художественной литературы»〈话本小说里的侠〉[11], пишет:

«Рыцари – «ся кэ» «侠客»,также известные как

«ся ши» (рыцари-бойцы) «侠士»,

«лю ся» (странствующие рыцари) «游侠»,

«хао ся» (герои-рыцари) «豪侠»,

также назывались просто «ся» «侠».

Это особый класс древнего китайского общества, они владели воинскими искусствами «武艺», исповедовали чувство справедливости, «увидев несправедливость, бросались в бой» «抱打不平», проявляли щедрость. Рыцарство является одной из важнейших тем китайской литературы, в сознании людей они являются образцами героев «ин сюн» «英雄» и «хороших китайских парней» «хао хань» «好汉» (настоящих китайских героев). Типичный рыцарь постоянно «тренируется в боевых искусствах» «习武», мастерски владеет ушу» «通晓武术». [11].

Рыцари часто используют свои воинские навыки и природную силу, чтобы устранить несправедливость.

Стремление к справедливости путем силового решения вопроса, в обход формальностей чиновного общественного уклада, вызывало критику. 

Представитель философской школы легистов Хань Фэй-цзы в своем трактате «Пять вредителей» 《五蠹》говорил о пяти  категориях людей, угрожающих государству. Это:

“其学者”- «ученые» - имеются в виду конфуцианцы,

“其言谈者”- «болтуны» - имеются в виду юристы и представители «школы имен»,

“其带剑者”- «опоясанные мечом» - имеются в виду рыцари и представители учения моистов,

“其御患者”- «правящие колесницами» - имеется в виду знать,

“其商工之民”- «ведущие торговлю» - имеется в виду купечество, которое считалось ненадежным, так как не защищало земли, обладала преимущественно движимым имуществом, не зависело напрямую от правителя. Реально эти пять категорий подвергались нападкам легистов прежде всего из-за стремления легистов построить унитарное государство, целиком зависящее от монарха, и управляющееся жесткими законами. Однако, в конечном итоге, развитие государства в Китае пошло по пути, указанному конфуцианцами.

Хань Фэй-цзи, критикуя и конфуцианцев, и рыцарей, писал: «Конфуцианцы своими знаниями увеличивают путаницу в законах, рыцари своим воинским мастерством нарушают запреты»“ 儒以文亂法,俠以武犯禁。“ [12]

 Ю Ин-ши余英时в своей книге «Рыцари в китайской культуре» 〈侠与中国文化〉[13],пишет: «Рыцари отличались от остальных людей, изучающих боевые искусства тем, что следовали «Дао дэ» «道德» – «Пути» и «Добродетели», это была элита людей, тренирующихся в воинских искусствах». «Путь и добродетель» – это ключевые понятия китайской философии. Они присутствуют и в философии Конфуция, и в философии последователей даосизма.

Лю Жуо-ю в книге «Рыцарство в Китайском государстве» 刘若愚:《中国之侠》[14] приводит характеристику моральных принципов рыцарей древнего периода. Отметим, что данные характеристики в настоящее время зачастую являются пословицами и поговорками, имеют широкое распространение, активно используются в литературе.

Отличительными чертами характера рыцарей были следующие:

- характер чистый и светлый性鲜明;

- волевые качества сильные意志坚强;

- соблюдают данное слово, верны своему слову坚守信念;

- беспристрастно относятся к людям, руководствуются общественной справедливостью为人公正;

- отстаивают общественную справедливость伸张正义;

- обладают чувством справедливости具有正义感;

- встретив в пути несправедливость, выхватив саблю, спешат на помощь路见不平,拔刀相助;

- щедрость, легкое отношение к богатству 慷慨轻财;

- спасают попавших в беду 救急扶危;

- с радостью помогают людям乐于助人;

- бескорыстно помогают другим无私利他;

- рискуя собой и своим имуществом, спасают людей 不惜舍己救人;

- известны своей верностью忠于知己;

- храбрые и сильные勇敢坚强;

- честные и достойные доверия诚实可信;

- не вникают в писаные законы无视法纪;

- часто прибегают к силе, используют воинские навыки常诉诸武力;

- иногда любят подраться просто ради удовольствия有时好勇斗狠;

- нарушают общественный порядок破坏社会秩序;

- готовы пожертвовать собой ради принципов и справедливости为了原则和道义不惜牺牲;

- не боятся смерти (есть ценности важнее, чем жизнь) 视死如归;

- берегут свою репутацию爱惜名誉;

- если получают оскорбление, приносят клятву отомстить如受冒犯,誓必报复;

- иногда легкомысленно относятся к проблемам有时做事轻率;

- характер надменный生性傲慢;

- разгульная жизнь без ограничений放荡不羁;

- не принимают ограничений不受约束;

- отказываются покоряться другим людям不肯屈居人下;

- сочувствуют повстанцам (потокают мятежникам) 反叛放纵;

- являются индивидуалистами个人主义;

- не зависят от общества (не встроены в социальную структуру) 不顾社会整体.

Как мы видим, древние рыцари Китая имели как положительные качества, так и отрицательные – такие, как индивидуализм и вседозволенность, стремление все вопросы решить силой, потакание своим желаниям, культ мести.

О культе мести стоит сказать особо. Существует пословица, часто используемая героями рыцарских сказаний: «Для мести благородного человека – десять лет не являются долгим сроком» «君子报仇,十年不晚». Эта фраза постоянно встречается во многих рыцарских романах, например, в романе «Смеющаяся гордость рек и озер». Обычно смысл этой фразы состоит в том, что, столкнувшись с несправедливостью, и не имея сил исправить положение прямо сейчас, следует набирать силы. Обычно следует найти опытного наставника, чтобы под его руководством достигнуть вершин в боевом искусстве, ради достижения высокого уровня следует не жалеть времени, пусть это даже будет десять лет. Употребление сочетания «君子» «цзюньцзы» «благородный человек», заставляет задуматься о связи этой мысли с конфуцианством – ведь понятие «цзюньцзы» известно благодаря Конфуцию, в его суждениях «благородный человек» постоянно присутствует именно в этом иероглифическом варианте. Стремление к мести, как стимул к обращению к наставнику, как стимул к самосовершенствованию, имеет некоторые отличия от европейского восприятия. Если в европейском сознании месть – скорее акт морального падения, удар в спину, и связывается с низменными сторонами личности, то в китайской культуре месть связана с идеей самосовершенствования, учения, восхождения, а так же с идеей восстановления справедливости. Здесь мы можем заметить культурное влияние конфуцианства, не истребившее архаичный обычай, но наполнившее его новым содержанием. С идеей мести связана и идея прощения.

В романе Цзинь Юна «Рыцарь священного орла» «神雕侠侣»:1959年出版的金庸武侠小说 рассказывается история о том, как империя кочевников Цзинь истребила великое царство Ляо, и единственный выживший ребенок, по имени Елюй Чюцай посвятил всю свою жизнь мести, стал канцлером Чингиз-хана, и вместе с монголами, сокрушил империю Цзинь. Девушка-воин Вань Ень из княжеского рода уничтоженного государства Цзинь приходит, чтобы отомстить ему. Но ее силы недостаточны для такой задачи, и она терпит поражение. И сам Елюй Чюцай, и его дети уже устали от длящейся десятилетиями мести, от постоянного истребления, но они не видят способа разорвать порочное кольцо ненависти. Сын Елюй Чуцая, Елюй Ци проникается состраданием к девушке, и, видя, что она готова покончить с собой, предлагает ей найти просвещенного учителя, чтобы потом еще раз попробовать сразиться с ним. В такой ситуации все понимают, что это предложение является скорее, формой психологической помощи, чтобы за десять лет у девушки появились стимулы продолжать жить. Ситуацию разрешает странствующий рыцарь Ян Гуо, который с риском для собственной жизни ставит обе стороны – и девушку Ван Ень, и Елюй Ци в ситуацию, когда честь принуждает каждого позволить врагу убить себя. В такой ситуации бывшие враги по очереди отказываются убить не сопротивляющегося противника, и взаимная вековая месть прекращается.

Идея отказа от мести ради основополагающих моральных ценностей появляется достаточно поздно, но это говорит о том, что мораль боевых искусств продолжает развиваться, и идеи конфуцианства продолжают проникать в область морали боевых искусств. Смещение рыцарских идеалов в сторону гармонизации общества подчеркивается многими современными исследователями.

 

Такие черты характера китайских рыцарей как «благородство и храбрость» «高尚勇敢», «борьба с несправедливостью» «抱打不平», «удовольствие от помощи людям» «乐于助人» и «забота о репутации» «爱惜名誉», роднят китайских рыцарей с рыцарями Западной Европы.[15]

Рыцари Китая, в отличие от рыцарей Западной Европы, не представляли собой определенной социальной прослойки, не имели четкого места в общественной иерархии. [16]

По некоторым данным, их социальный статус можно сравнить с японскими ронинами – самураями, не имеющими постоянного хозяина.  [17]

Их происхождение было весьма различно. Лю Жуо-ю в книге «Рыцарство в Китайском государстве» 刘若愚:《中国之侠》отмечает следующие профессии, из которых выходили знаменитые рыцари древнего периода:

- чиновники 官员;

- генералы 将领;

- торговцы商人 ;

- крестьяне农夫;

- врачи医生;

- поэты诗人;

- мясники 屠夫(например, герой Троецарствия Чжан Фэй);

- не имеющие вообще никакой профессии 无业等等.[18]

Во времена династии Цин некоторые рыцари перешли в новые социальные слои, такие как «мастера охранного дела» «镖师» или «учителя кулачного искусства» «拳师». Например, ставший знаменитым Ван Ву большая сабля大刀王五, (1844-1900)основатель знаменитого и успешного охранного бюро, погибший во время Боксерского восстания; или Хо Юань-цзя霍元甲(1869—1910), положивший начало преподаванию ушу, как общедоступному искусству, основатель атлетического училища «Цзинъу». [19]

Согласно легендам, некоторые рыцари специально становились разбойниками наподобие Робин Гуда, их можно отнести к категории «рыцарей-разбойников» «ся дао» «侠盗». [20]

Китайские ученые считают, что происхождение рыцарей изначально относится к северной территории Китая, где была более нестабильная политическая обстановка из-за контактов с кочевниками, у которых китайцы перенимали их обычаи воинов-героев.[21]

Японский ученый Masubuchi Tatsuo 增渊龙夫  также считает, что по происхождению большинство рыцарей относятся к северным районам Китая, граничащим с территориями кочевников, в чьей среде были распространены обычаи странствующих героев, имеющих сходство с рыцарскими. [22] .

Появление рыцарей в период «Воюющих царств» было ответом на случаи притеснения слабых, и для поддержания порядка. [23]

В это время Поднебесная была разделена, рыцари отправлялись в дальние государства, объезжали множество государств, поэтому их называли «лю ся» «游侠» «странствующие рыцари». [24]

Богатые феодалы давали приют множеству гостей, среди которых были и рыцари. Например, Синьлинский царь信陵君, Вэй У-цзи魏无忌 содержали при своем дворе множество странствующих рыцарей. [25]

В ранний период рыцарские кланы имели весьма большую силу, некоторые рыцари имели множество пособников, и последователей из родственников. Это были кланы, связанные высоким взаимным доверием, верностью, имели множество людей и обладали огромным влиянием. [26] Например, такими кланами являлись «семейство Чжу» «朱家», «клан Цзю»  «剧孟» эпохи Западная Хань. Главарей таких кланов именовали «хао ся» 豪侠 «герои-рыцари».  [27]

Ханьский император Гаоцзу 汉高祖 (Лю Бан, основатель династии Хань) происходил из «странствующих рыцарей» «游侠», пользовался необычайным уважением, как «рыцарь» «侠客». [28]

В эпоху становления династии Западная Хань, двор привлекал на службу рыцарей с их отрядами. Такими «героями-рыцарями» «豪侠» были Гуань Фу 灌夫 и Чэнь Цзунь陈遵, которые были пожалованы званиями Тайшоу 太守 (префектов) [29]

«Рыцари-герои», (которых в терминах нашего времени можно назвать руководителями незаконных вооруженных формирований, полевыми командирами), часто заводили связи с местными чиновниками, иногда становились их вооруженными приспешниками «爪牙» «чжао я» - «когти и зубы». [30]

Однако, начиная с династии Хань, такие могучие вооруженные формирования начали представлять угрозу для правящей династии, и спокойствия в государстве. «Рыцари-герои» претендовали на высшую власть, пытались захватить трон. [31]

Ханьский император У-ди 汉武帝 систематически казнил «рыцарей-героев», сделав это принципом. Так были казнены, например, Го Цзе郭解 и Ю Чжан萭章. [32]

 

Начиная с династии Восточная Хань, рыцари-герои, имеющие большую силу и влияние, множество последователей, становятся редкостью. [33]

Только во времена смут и восстаний «兵荒马乱的时代» «времена бродячих солдат и распущенных лошадей», находились герои, достигавшие большого могущества, собиравшие вокруг себя множество последователей. Таких героев смутных времен тоже принято называть «героями-рыцарями». Таков был род Лю во времена Троецарствия三国, кланы времен Восточная Цзинь东晋 и Северная Вэй北魏. [34]

Когда китайское общество укреплялось, «культура обретала вес, а воинское искусство теряло значение» «重文轻武», вооруженные отряды «героев-рыцарей» постепенно сходили на нет. [35]

Связи между рыцарями рассыпались и ослабевали [36]

Появлялось множество людей-одиночек, или не постоянные группы, не представляющие собой никакой силы на местах, в это время таких одиночек называли «цзянь кэ» «剑客» – «фехтовальщики», «мастера меча». Таковыми являлись Сю Цзюнь许俊 времен династии Тан唐代, и Лю Гуан-ву吕光午 времен династии Мин明代.  [37]

Рыцарство в широком смысле этого слова также имеет место в китайской культуре. Литераторы, поэты, знаменитые люди, обладающие рыцарским стилем поведения, также именуются рыцарями. Они именовались как «Сякэ де жень» «俠客的人»,также «Ся» «俠»или «Жэнь ся» «任俠», даже если они не владели собственно боевыми искусствами. [38]

 

 

Во времена маньчжурского владычества тайные общества приобрели большой вес и влияние, в их среде рыцарскому духу уделялось особенно важное значение. Члены тайных обществ, особенно ревностно соблюдавшие чувство справедливости, считались «обладателями рыцарского духа» «侠的精神» . [39]

В китайской литературе сформировался образ рыцаря, как идеального героя.[40]

Интересно сравнить концовки романов классического периода, и современного массового рыцарского романа. Для классических романов более характерен буддийский взгляд на жизнь – «все прошло, и вернулось в пустоту». В современных романах тоже нет хэппи-энда, но справедливость торжествует в конечном итоге. Наиболее характерно такую концовку передает китайская идиома «一襟晚照»  «И цзинь вань чжао» «Вечернее солнце согревает один отворот». Смысл в том, что, в конце концов, на склоне лет человек обретает спокойствие, осознание правильности пройденного пути, полного борьбы и утрат, он не испытывает раскаяния и сожалений, его душу наполняет гордость. Изначальный смысл поговорки – это воин, прошедший через кровавую битву, многократно раненый, потерявший друзей, но победивший, он стоит прямо, закатное солнце дня искоса освещает сбоку его воротник, и согревает грудь последним лучом. Возможно, он умрет от ран, но сейчас он радуется нелегкой победе.

 

Отношение к соревнованиям.

Спорт, в какой-то мере, является религией современного постхристианского мира. Спортивные события собирают самые большие аудитории почитателей, спортивные передачи набирают наибольшее количество просмотров, спортсмены получают самые большие гонорары, спортивные сооружения обладают наибольшей вместимостью зрителей.

Основой идеологии спорта является «честная конкуренция».

В реальной жизни идеальная схема честной конкуренции не всегда может быть реализована, в силу того, что все люди обладают разным набором качеств. На примере школьной секции ушу видно, что дети не равны, не стандартизированы, и соревнования между ними не будут иметь характера «честной конкуренции».

Перенесение модели спорта в реальную жизнь вызовет цинизм и нигилизм – в условиях реальной жизни мы не сможем обеспечить принцип честной конкуренции. В условиях школьного коллектива это будет сразу замечено учениками.

В основе системы соревнований лежит пирамидальная схема. На самом верху находится чемпион, в основании – многочисленные проигравшие. И чемпион, и проигравшие, имеют психологические проблемы. У одного развивается «звездная болезнь», у других «синдром неудачников».

В основе традиционной школы лежит схема дерева. В корне находится основатель, а из ствола растут побеги молодых учеников. Разумеется, эта схема похожа на схему семейного дерева, и мы опять вспоминаем о конфуцианстве.

 

Воспитание волевых качеств.

Как отмечает Л. В. Мардахаев, волевая активность ребенка, его стремление к новому, «способствует появлению осознаваемых источников — волевых основ, стимулирующих его саморазвитие. С возрастом у человека формируется целая гамма волевых качеств, определяющих его индивидуальные возможности по обеспечению направленного самосовершенствования». [43]

Тренировки ушу закаляют волю, учат преодолевать дискомфорт, болевые ощущения, усталость, страх, ради достижения поставленной цели. «Ведь то, что не дается ребенку для выполнения каких-либо действий, требует от него проявления волевого усилия — ≪надо≫.». [42]

Волевые качества способствуют самосовершенствованию. Самосовершенствование является универсальным качеством, и может быть реализовано не только в физическом плане, но и в интеллектуальном, духовном. Задачей педагога является помощь в развитии волевых качеств воспитанников. Слишком легкие и однообразные тренировки не способствуют росту волевых качеств. Но и чрезмерно тяжелые тренировки, реальная опасность травмы, непереносимые нагрузки также опасны в плане срыва адаптации, и разрушению волевой активности ребенка.

 

Развитие доверия.

Отечественные педагоги подчеркивают важную роль доверия в структуре личностных качеств. Например, Л. В. Мардахаев говорит о «Эффекте доверия»: «В самопроявлении ребенка особое значение имеет доверие со стороны старших, группы. Умение воспитателя устанавливать такие отношения создает благоприятные условия, стимулирующие самопроявление ребенка. Они окрыляют ребенка, побуждают его к активности, стремлению показать, что он может и сделает». [44]

С другой стороны, доверие «синь» является одной из важнейших конфуцианских добродетелей. Без доверия невозможно существование нормального социума.

В изучении боевого искусства доверие играет важнейшую роль. Партнеры поочередно проводят друг на друге приемы, меняются ролями, позволяют партнеру атаковать себя, проводить болевые приемы, рассчитывают на его страховку при выполнении бросков. Без доверия невозможен технический прогресс в тренировках. Поэтому тренер должен показывать ученикам преимущества взаимного доверия, без которого успех в изучении боевого искусства невозможен.

 

Коллективные ценности.

Поговорка ушу говорит о «объединенной энергии, взаимной поддержке». В китайской философии коллектив – это объединенные мысли, и объединенная энергия, взаимная помощь, защита и поддержка.

В отечественной педагогической науке также рассматриваются взаимопомощь и поддержка, как существенные факторы, влияющие на развитие ребенка. Например, Л. В. Мардахаев считает, что «Наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка в среде и среды к нему создает взаимопомощь и поддержка. В этих условиях ему легче проявлять себя, не бояться насмешек, неумелости и стремиться к наибольшему самопроявлению.

Взаимопомощь позволяет ребенку на определенном этапе включаться в работу по оказанию помощи более слабому. В этом случае он приобретает особую значимость в своих глазах, происходит дальнейшее развитие его возможностей». [44]

С позиций современной психологии мы можем говорить о паре противоположностей – альтруизм и эгоизм. Альтруистическое поведение противопоставляется эгоистическому. Мы считаем, что альтруистические установки в социуме делают его более комфортным и безопасным для жизни, ассоциируются с положительными моральными ценностями.

Отечественная психология связывает взаимопомощь, коллективизм и альтруизм с высокими моральными установками.

В современной западной психологии рассматривается концепция реципрокного альтруизма, когда взаимопомощь обеспечивает выгоды всем членам социума.

 

Работа с лидерами.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть отличие понимание образа лидера в традиционном ушу от лидера в спортивных соревновательных единоборствах. В традиционном ушу лидер – это, прежде всего человек, организующий и структурирующий сообщество единомышленников, организующий и контролирующий процесс взаимного совершенствования. В спортивном единоборстве лидер обычно понимается как наиболее успешный спортсмен, победитель, выявивший свое преимущество в сравнении с остальными членами спортивного сообщества. То есть, в традиционном ушу лидер – это человек с организаторскими способностями, глубокими знаниями и высокими моральными качествами, в спортивном единоборстве это очередной сиюминутный победитель.

Разумеется, в школьной секции ушу лидером по определению является собственно преподаватель, педагог. Тем не менее, социум, а школьная секция ушу является микро-социумом, подразумевает процесс развития и усложнения социальных связей, и образование естественных лидеров среди учеников неизбежно.

В связи с этим, на практике перед преподавателем ушу стоят три задачи:

- Воспитание позитивных лидеров. Если ученик проявляет гуманность, серьезно относится к тренировкам, внимательно относится к наставлениям преподавателя, то его физические способности растут. Если он внимателен, то ему легко даются сложные упражнения на координацию движений, его владение своим телом становится более совершенным.

Если его эмоции находятся под контролем, он допускается к парным упражнениям, и его боевое мастерство растет. Постепенно старательный ученик приобретает качества лидера.

- Коррекционная работа с имеющимися лидерами должна проводиться на основе абсолютного уважения к личности учащегося. Не имеет никакого смысла высокомерно поучать, апеллируя к собственному опыту. Нужно указывать на прогресс, и пояснять, на основе каких личностных качеств можно добиться прорыва к новым вершинам.

- Уменьшение влияния негативных лидеров. Негативный лидер стремится к индивидуальному самовыражению, пренебрегая интересами коллектива. Терпение и постоянство не являются базовыми чертами его личности, что делает невозможным его прогресс в тренировках. При утрате лидерства такой учащийся обычно меняет свою социальную роль в коллективе. Частым вариантом является принятие роли шута, желание другими способами вернуть себя в центр внимания коллектива, в дальнейшем может произойти замыкание в себе, и здесь нужна серьезная психологическая поддержка и коррекция.

 

Агрессивность.

Согласно устным наставлениям старых мастеров, агрессивных учеников обучать нельзя. Но как поступать в условиях школьной секции дополнительного образования, где такой отказ невозможен?

Практическими методами являются:

- Гармонизирующие упражнения, связанные с контролем дыхания, выполнение индивидуальных комплексов, перенос внимания на работу над собой.

- В крайних случаях, когда у учащего нет никаких стимулов к тренировкам, кроме агрессии и желания дать ей выход, остается только ограничить выполнение упражнений боевого применения всей группой, сконцентрироваться на оздоровительных и координационных упражнениях. В такой ситуации агрессивный ученик обычно прекращает посещение секции. В дальнейшем, когда коллектив преобразуется с появлением сильных и уравновешенных лидеров, общий деловой настрой секции, позитивная установка коллектива на самосовершенствование преобразуют эмоциональный настрой новичков, и проблемы с агрессивностью исчезают. Тем не менее, возможен негативный вариант развития агрессивных индивидуумов, когда агрессия такого ученика переносится в область компьютерных игр.

 

Гендерные роли.

Полезно при подготовке группы к реальным ситуациям боя, давать группе игровые задания по прикрытию девочек, выведению их из опасной зоны, защите от нападения. Интересно, что в таких упражнениях даже достаточно брутальные девочки-бойцы с удовольствием поощряют мальчиков к роли защитника, принимая роль опекаемых созданий.

 

Рыцарские идеалы.

Рыцарский кодекс поведения противоположен антикультурному поведению, «блатному укладу», криминальному кодексу. Задача тренера – не только подчеркивать долгосрочные преимущества следованию рыцарским идеалам, но и дать ученикам практические навыки лидерства, представления о стратегии и планировании, понимание долгосрочных социальных преимуществ следования истинным моральным ценностям.

Как пишет Л. В Мардахаев, «Более культурное и воспитанное поколение способствует позитивному изменению общества, в котором оно живет. Общество стремится к тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного развития, чем их родители». [46]

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что преподавание ушу в системе государственного дополнительного образования способствует выработке позитивных черт характера у учащихся, прививает им позитивные моральные нормы, способствует социализации и адаптации в коллективе. Преподавание ушу должно опираться на моральные нормы учения Конфуция, следует заботиться о постепенном коллективном прогрессе, а не выявлять лидеров путем соревнований.

 

 

Задача менеджмента нравственного воспитания – это не голословное декларирование постулатов, а создание и поддержание социальной структуры и социальных отношений, развивающих взаимопомощь, взаимное уважение и доверие.

Если мы будем призывать к нравственным идеалам на словах, но поместим ребенка в конкурентную среду, где альтруизм является препятствием в социальном росте, – то мы получим только усиление цинизма, негативизма, нигилизма.

Менеджер осуществляет руководство, оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.

Основная цель менеджмента как области практической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие управляемого объекта. Это означает, что все элементы объекта управления должны функционировать согласованно и эффективно.

При этом должно учитываться влияние на объект внешней среды. В нашем случае управляемым объектом является коллектив занимающихся. На него воздействуют следующие факторы:

- Предшествующий опыт поведения в семье и школьном коллективе.

Этот опыт уникален для каждого члена коллектива, и на первом этапе социализации в новой среде оказывает важнейшее влияние на поведение занимающихся.

- Социальная структура школьного коллектива.

Необходимо учитывать, что школьная социальная среда – это подгруппы, связанные внутригрупповой кооперацией и разделяемые межгрупповой конкуренцией. Баланс между конкуренцией и кооперацией определяется с одной стороны – усилиями педагогов, с другой стороны – влиянием социальной модели общества взрослых, в которое ученикам предстоит со временем войти.

К сожалению, в последние годы в российском образовании, в частности, в школах Москвы, проявляется тенденция разделения школ на «благополучные», престижные, и «неблагополучные». Это связано с расслоением общества по критериям не только социального ранга, достатка, но и по моральным установкам, уровню культуры, распространенностью вредных привычек. На примере гимназии 1554 мы видим, что даже в пределах одного школьного комбината есть существенные различия в уровне успеваемости, дисциплинированности, воспитанности учеников разных корпусов. Как показало наше исследование, этот фактор имеет важное значение.

- Общие тенденции возрастного развития личности, ближайшее культурное окружение, друзья, соученики, «улица» – в смысле «знакомые, объединенные местом проживания».

- средства массовой информации, интернет, социальные сети, сетевые игры, которые тоже формируют сообщества и субкультуры.

- Авторитет тренера:

На первых порах это обычная реакция ученика на взрослого человека, наделенного правом отдавать команды. С точки зрения ребенка, тренер является очень значительной фигурой. От него зависит, будет ли ученик заниматься в его группе, или нет, он демонстрирует сложные и потенциально опасные движения, обладает большим опытом и силой. Однако, в дальнейшем, ученики понимают, что тренер работает в жестких рамках внутреннего распорядка, он подчиняется всем административным инструкциям, и, в сущности, ничем не отличается от обычных школьных учителей.

- Новый опыт, полученный в процессе тренировок, отработки страховок и потенциально опасных приемов:

Задачей тренера является дать ученику критерии оценки этого нового опыта. В этом вопросе у детей особое значение имеет как личный, непосредственный опыт тренера, так и его информация о коллективном опыте людей, практикующих боевое искусство.

Задача наставника – познакомить учеников с потенциальными опасностями, и методами их преодоления. Если наставник опирается на собственный опыт, то он вызывает к себе дополнительное доверие и уважение.

- Эффект «сплочения вокруг лидера»:

В отличии от обычных уроков, на которых созданы максимально комфортные условия для обучения, на занятиях ушу ребенок знакомится с потенциальной угрозой встречи с более сильным и опасным соперником. В ситуации осознания опасности, риска, группа занимающихся находит более психологически комфортным состояние, при котором самый старший, сильный, и опытный получает функции «вожака». В этом случае его рекомендации и замечания приобретают дополнительный вес.

- Стремление к совершенствованию:

Подготовка к реальному бою подразумевает готовность встречи с опасностью, агрессией, ребенок переносит на себя или дорогих ему людей увиденные им атакующие приемы, и переживает психологический дискомфорт, представляя, что они будут направлены против него. В таких условиях есть два пути уменьшения внутреннего напряжения.

Самый простой, но по сути, разрушительный, путь – производить еще большую агрессию, попытаться стать более страшным, чем потенциальный противник. Для этого в школах японского каратэдо, например, применяются громкие крики, для этого бойцы рукопашного боя демонстрируют высокий уровень агрессии.

В зале ушу наблюдается противоположная картина. Здесь агрессия понимается, как разрушительная сила, отрицательная энергия, вредное состояние. Боец ушу должен быть сконцентрирован и спокоен, мудр, и решителен. Поэтому в зале ушу обычно нет громких криков, эмоциональная атмосфера напоминает священнодействие. Смысл такого состояния – дать ученику прочувствовать свою ответственность, и необходимость совершенствования. Враждебную силу нужно преодолевать силой и мастерством, а сила и мастерство появляются от упорных тренировок.

Надо признать, что современное ушу очень широко, и среди школ, выступающих под общим брендом «ушу», есть и такие, в которых существует психологическая атмосфера, более характерная для каратэдо, или армейского рукопашного боя. Поэтому важно подчеркнуть, что в нашем исследовании мы подразумеваем под «ушу» классическое понимание этого искусства, в котором культура и философия контролируют силу, а смысл навыков борьбы – остановка агрессии.

 

Стоит отметить, что рассматривая менеджмент процесса тренировки коллектива, мы не должны забывать о пластичности психологии детей, находящихся на пороге перехода в подростковый возраст. Их поведение очень пластично, и они легко перестраиваются при переходе из одной социальной группы в другую, легко меняют социальную роль. Дети могут проявлять одни качества во время учебного процесса в классе; при переходе к занятиям в группе боевых искусств они меняют свою социальную роль в соответствии с принятыми там нормами, и совсем другими ролями они могут руководствоваться во дворе. Несомненно, необходимо учитывать суммарное влияние всех коллективов, в которые вовлечен ребенок, и всех социальных ролей, которые он играет.

 

Разберем процесс тренировок ушу с точки зрения менеджмента:

Общие функции менеджмента отражают последовательность действий, методы и средства их выполнения. К ним относятся:

 

Формирование целей:

Как мы уже убедились, основная цель – это совершенствование. Это развитие силы и координации, но вместе с этим, в неразрывном комплекте, идет и развитие психологической устойчивости, доброжелательности, дисциплины, нравственных качеств. В спортивных единоборствах существуют простые и понятные цели победы в соревнованиях разного уровня. В традиционных боевых искусствах существует два уровня целей. Первый уровень – это простое достижение силы, сдвиг в физическом и психологическом состоянии, готовность противостоять агрессии, умение защищаться от ударов и захватов, способность постоять за себя. Второй уровень покрыт некоей мистической дымкой – это достижение «мастерского уровня». Как правило, при достижении мастерского уровня снимаются простые проблемы противостояния агрессии. Мастер не испытывает проблем с самообороной – эффекты достижения мастерского уровня кроются в обретении дополнительных психологических качеств, кардинально меняющих его социальную адаптацию, уровень эмоций, показатели здоровья.

Достижение «мастерского уровня» зачастую не может быть проверено объективными методами оценки, и, чаще всего, определяется репутацией человека в среде людей, практикующих боевые искусства.

 

Планирование:

Преподаватель должен составить план последовательного восхождения учеников, их продвижения в плане изучения боевого искусства. Общее стратегическое планирование предусматривает этапы подготовки учеников от уровня начинающего до мастерского уровня. Разумеется, стратегическое планирование ближе к целеполаганию, оно не всегда может быть жестко расписано, как почасовое планирование тренировочного процесса.

В стратегическом смысле, тренер должен планировать не только технический рост ученика, как бойца, но и его личностный рост, как лидера, его социальный рост в детском коллективе, повышение его социального ранга.

Организация процесса тренировок:

Реальная школьная секция ушу существует в жесткой системе дополнительного школьного образования, и не может существовать вне общих организационных рамок. К таким общим рамкам относятся: требования к помещению, количество учеников в группе, медицинский допуск к тренировкам, расписание занятий, пропускной режим. Также существует обязательный инструктаж по технике безопасности, общие правила поведения в образовательном учреждении, требования к спортивной форме и внешнему виду. При организации процесса тренировок эти общие нормы должны быть учтены, и соблюдаться неукоснительно.

В начале учебного года преподаватель пишет программу своего курса, в которой он отражает:

- расписание, количество часов в неделю, продолжительность каждой тренировки, суммарное количество часов за учебный год;

- возраст учеников;

- длительность выполнения программы – обычно на один или на два года;

- почасовой план занятий;

- эффект от занятий;

- цели занятий;

- метод обучения;

- объем знаний, получаемых в результате обучения;

- методические пособия.

Также пишется пояснительная записка, в которой отражается сущность курса, его место в ряду схожих программ, история, и современное состояние данной дисциплины.

 

Контроль выполнения программы:

Контроль выполнения учениками программы курса включает индивидуальные и коллективные выступления, демонстрацию традиционных комплексов и парных упражнений.

Однако нам также важно получить представление о динамике морально-нравственных характеристик учеников, что не может быть выявлено в процессе выступлений. Для оценки их морально-нравственных и психологических качеств применяются следующие методы:

- наблюдение за поведением учеников в процессе тренировки, общении с товарищами по секции;

- общение с учителями-предметниками и классными руководителями;

- общение с школьным психологом.

Как отдельный метод, примененный в данной работе, можно выделить анкетирование, направленное на выявление динамики отношения учащихся к вопросам, связанным с самооценкой, отношением к агрессии, целеполаганию, планированию, взаимопомощи. Анкетирование не является абсолютным методом, это вспомогательный инструмент, дающий нам некоторые количественные показатели, которые можно обработать, и получить материал для анализа динамики отношения учащихся к данным вопросом.

В практическом же плане, разумеется, наблюдения тренера, контакт с преподавателями, психологом, беседы с детьми дают более точную качественную картину.

 

Регулирование процесса тренировок:

Методы менеджмента делятся на три большие группы:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические.

Первый способ основан на иерархии: административные методы включают в себя несколько видов воздействия: распорядительное воздействие, организационно-стабилизирующее воздействие, дисциплинарное воздействие.

Распорядительное воздействие заключается в том, что менеджер, используя свои полномочия, непосредственно приказывает подчиненным действовать определенным образом – издает приказы и распоряжения. В случае работы со школьниками этот метод не является приемлемым. Детям нельзя приказать вести себя так или иначе.

Организационно-стабилизирующее воздействие основано на регламентировании, которое определяет функциональные, должностные и структурные ограничения. Кроме того, регламентирование предполагает нормирование – определение норм потребления ресурсов, норм результата труда, и инструктирование.

Данный метод применяется, он входит в обязанности педагога. Разъяснение принципов безопасности, правил поведения, закреплено в должностной инструкции. Функциональное построение тренировки, разумное чередование сложных и простых упражнений, пауз для отдыха, позволяет организовать тренировочные процесс, чтобы стимулировать интерес детей к тренировкам, не вызывать у них эмоционального отторжения, выгорания.

Дисциплинарное воздействие основано на системе наказаний и дисциплинарных требований.

Из методов дисциплинарного воздействия реально работает только отчисление из секции за невыполнение правил поведения, но эта мера в реальности применяется крайне редко, и обычно показывает, что преподаватель не справляется со своими функциями, не знает детской психологии, не способен правильно организовать тренировочный процесс, мотивировать детей.

 

Экономическое воздействие на объект менеджмента основано на экономическом интересе: экономические методы менеджмента предполагают прежде всего материальное стимулирование как отдельных сотрудников, так и структурных подразделений организации.

Этот метод воздействия неприемлем для детского коллектива. Мы не можем материально поощрять за выполнение моральных норм. Призы и мелкие подарки, дипломы, медали, имеют нематериальную ценность, служат воплощением одобрения, но не являются рыночной ценностью.

Социально-психологические методы воздействия на объект менеджмента основаны на сложившейся в организации системе ценностей или культуре. Эти методы менеджмента предполагают установление гармонии в коллективе, основанной на признании баланса интересов всех участников коллектива. Для установления коллективного соглашения важное значение имеет четкое понимание миссии группы, общих целей, единых этических норм. Преподаватель должен постоянно возвращать внимание учеников к этим основам совместного функционирования коллектива.

К социально-психологическим методам менеджмента относятся все виды нематериального стимулирования (похвала, присвоение неформального статуса, горизонтальная карьера), формирование сильной организационной культуры, основанной на ценностях, разделяемых всеми сотрудниками организации.

Этот способ управления является основным в управлении школой ушу. Его суть – в установлении позитивного настроя, комфортной среды, гармоничного социального окружения для занимающихся.

Для управления процессом воспитания нужно учитывать и разные концепции менеджмента, учитывающие базовые философские принципы, различия в психологии, различия в идентификации. Сопоставление западной и восточной культур показывает значительные различия по многим базовым характеристикам. Сам принцип управления в китайской цивилизации зачастую противоположен западному лидерству.

Например, в философии Лао-цзы есть такое высказывание:

«Когда (мудрый человек) желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других. Поэтому, хотя он стоит над народом, но для народа он не в тягость, хотя он находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются».

 

Культура стран Юго-восточной Азии является синтетической, созданной на основе сосуществования различных религиозных и философских систем. Эти системы отражают взгляды на мир с принципиально разных точек зрения. В силу этого жители Юго-восточной Азии более склонны признать право других людей на иной образ мысли, что дает им настрой на скорейшего понимание других культур. Западная же культура возникла на основе одной, причем монотеистической христианской идеологии. Европейцы и американцы стремятся в своем сознании и управленческой практике найти универсальный образ действий, который определяется путем аналитического подхода. Они считают, что найденный ими способ является единственно верным, и склонны механически переносить его на иные цивилизационные реалии. Они склонны признать свой образ жизни, если не единственно правильным, то, по крайней мере, лучшим. Для западной культуры характерно только одно решение проблемы – однозначная победа над соперником или средой.

Некоторые современные китайские исследователи считают, что моральные нормы изначально присущи человеку, вытекают из естественности.

А вот для людей западной цивилизации характерен другой подход. В Книге «»Мудрость Востока и Запада», написанной совместно психологом Полом Экманом и Далай-ламой, Далай-лама высказывает пожелание, чтобы «обучение состраданию было интегрировано в систему образования». [49]

Пол Экман, в свою очередь, говорит, что «нам необходима комната для занятий, направленных на развитие милосердия. Мы должны использовать видеоигры, в которых вы сталкиваетесь с конфликтами, и учитесь разрешать их в уважительной манере». «Нам необходимы комнаты для стимулирования воодушевления, в которых можно будет смотреть фильмы о людях, совершивших героические поступки», «мы также рассматриваем возможность создания специальной камеры для ослабления стресса, которая помогала бы вам, возможно за счет биологической обратной связи, возвращаться в более спокойное состояние».[50] Западный психолог, таким образом, собирается обучать людей поведению в социуме вне социума.

И здесь нужно четко занять принципиальную позицию. Если мы хотим получить воспитательный эффект, использующий принципы восточной культуры, то мы не должны в менеджменте опираться исключительно на идеи англосаксов. Традиционное управление, построенное на восточной системе ценностей, представляется все же более перспективным.

Отметим также и вторую характеристику: коллективизм и индивидуализм. Для Востока характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм – принадлежность к какой-либо социальной группе. Западная культура по своей сущности индивидуалистичная, ориентирована на личность, лучшим современным свидетельством чего является исключительное внимание к правам человека.

И здесь также нужно признать, что нельзя пытаться достичь коллективных ценностей, развивая индивидуальное стремление к чемпионству, личному превосходству. Дети очень легко подпадают под влияние эгоистичных эмоций, они легко увлекаются идеей соперничества, в них легко разбудит честолюбие и заглушить кооперацию. Поэтому, на самом базовом уровне, на уровне построения структуры и смыслов обучения, взаимного поведения, нужно отказаться от идеи соперничества и выявлении сильнейшего.

 

Практические методы управления тренировочным процессом:

Для надежного достижения необходимого результата нужны простые, ясные методы, дающие сходный результат в разных группах, в разных условиях.

Исходя из анализа деятельности современных школ ушу, изучения литературы, и собственного 20 летнего опыта преподавания, автор считает, что для максимального раскрытия воспитательного потенциала ушу в условиях средней школы, необходимы следующие методические условия:

 

1. Отсутствие соревнований.

Конфуций сказал: «Благородный человек соревнуется только в стрельбе из лука». Соревнования стимулируют честолюбие, индивидуализм, они принципиально расходятся с провозглашенным Конфуцием ритуальным правилом уступчивости. Эта принципиальная норма не только благоприятно влияет на моральное состояние коллектива, но и снижает травматизм, позволяет обучать учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, индивидуально подбирать степень нагрузок.

Отсутствие соревнований вовсе не означает отказ от использования парных упражнений. Многочисленные, разнообразные парные упражнения развивают практические навыки, координацию, способствуют росту мотивации обучающихся. Важно, чтобы парные упражнения подбирались по принципу «от простого к сложному» – это повышает безопасность, снижает риск травматизма. В парных упражнениях можно отрабатывать важные аспекты специальной координации, избегая агрессии.

 

2. Участие учеников в процессе обучения.

Старшие ученики, подобно старшим братьям, помогают младшим осваивать искусство. Вертикальная связь учитель – ученики, дополняется формированием горизонтальных связей взаимной поддержки. Забота о младших и уважение к старшим должны не голословно декларироваться, а быть сутью процесса тренировок. Практическая методика предполагает демонстрацию лучшими учениками отдельных индивидуальных упражнений, а так же демонстрация практических техник самообороны в паре с учителем.

 

3. Страховка партнера.

В секциях ушу, в отличии от секций борьбы, не представляется возможным вводить в программу обучения амплитудные броски. Это связано с тем, что отсутствует предварительный отбор по состоянию здоровья, и многим ученикам выполнение бросковой техники запрещено по медицинским показаниям. Тем не менее, и в секции ушу есть возможность дать упражнения, которые вырабатывают у обучающихся навык парной работы, умение оценивать состояние партнера, понимать предел болевого воздействия.

Для достижения этого эффекта в программу тренировок желательно включить такие конкретные упражнения, как освоение болевых приемов на кисти из положения сидя на коленях. Поочередное выполнение болевых приемов приучает оценивать грань допустимого болевого воздействия, способствует пониманию своей ответственности перед товарищем, выработке доверия. Положение сидя на коленях исключает риск травм при падении, способствует повышению уровня безопасности тренировочного процесса.

 

4. Ученики должны изучать действительное боевое искусство.

Имитационные формы, не имеющие практического применения, не должны выдаваться за боевые, иначе принцип доверия будет нарушен со стороны учителя. Ученик должен контролировать свое знание потенциально травмирующих приемов, заботится о безопасности соучеников в процессе тренировки, и не применять свое знание во зло – иначе принцип доверия будет нарушен со стороны ученика.

Формы изучения боевых приемов:

Индивидуальная отработка:

Удары и защиты в одиночном исполнении, удары по мешку или «лапам», закалка ударных поверхностей на тренажерах.

Парные связки:

Обусловленные упражнения с четким распределением ролей проводящего прием, и страхующегося партнера, со сменой ролей.

Полусвободный поединок:

Обусловленные атаки и защиты партнеров по строгой программе, в медленном темпе, со сменой ролей. Атаки проводятся не в полную силу, не доводятся до полного контакта, не ставят цель добиться преимущества над партнером. Партнеры работают без защитного снаряжения, не допускаются атаки в глаза, рот, нос, висок, горло, область паха. Контакт атакующих поверхностей с головой запрещен.

Цель данных упражнений – достичь навыка в расчете времени, умения координировать свои действия с действиями партнера.

Поединок с учителем:

Учитель позволяет атаковать себя в те области, которые он указывает ученику, и в процессе поединка обращает его внимание на проблемы с защитой. Учитель не касается ученика ударными поверхностями, не доводит свои удары, останавливая их на безопасном расстоянии.

Цель данных упражнений – дать ученику возможность вести бой на полной скорости, совершенствовать свое восприятие пространства, времени, и движения.

 

5. Принцип гуманности в учебных поединках с учителем.

В процессе учебных поединков с учителем ученики проверяют свое владение техникой атак и защит. Учитель, позволяет себя атаковать, намеренно пропускает некоторые удары, и не стремится во время учебного поединка показать свое превосходство. Он лишь помогает ученику увидеть свои слабые и сильные стороны. Так он демонстрирует принцип гуманности, день за днем дает ученикам пример контроля потенциально травмирующих навыков. Он страхует ученика, останавливает удар, если ученик не может его отразить – так гуманность становится повседневной реальностью тренировок, воспитывая привычку у учеников.

 

6. Совместное выполнение ритуалов.

Ученики и учитель соблюдают ритуалы начала и окончания тренировки, взаимного приветствия, приветствия при демонстрации упражнений, в начале и окончании парной работы. Так ритуал объединяет, превращает множество индивидуальностей в гармоничный коллектив.

 

7. Соблюдение справедливости.

Нарушения ритуала, отсутствие уважения к учителю и ученикам, отсутствие заботы об их безопасности – то есть нарушение ритуала, гуманности, доверия – должно адекватно порицаться, вплоть до отстранения от тренировок и исключения из секции. Иначе будет нарушен принцип справедливости.

 

8. Передача древнего знания.

Процесс тренировки не должен сводиться только к практическим приемам боя. Школа должна выполнять функцию передачи древнего знания, ученики должны осваивать наследие предшествующих поколений. С этой целью в процесс тренировок должны включаться традиционные комплексы – последовательности приемов, переданные учителями прошлого. Обучая этим комплексам, учитель подчеркивает их историческую и культурную ценность, не противопоставляя эти комплексы практическим парным связкам рукопашного боя.

 

9. Принцип совершенствования.

В процессе тренировок ученики выполняют простые упражнения по укреплению мышц, улучшению осанки и развитию гибкости. Так реализуется принцип совершенствования. Учитель объясняет своим ученикам, что самосовершенствование необходимо для развития специальных качеств человека, преобразования тела и развития воли.

 

10.  Наказания и поощрения.

В многочисленных описаниях жизни Конфуция нет никаких указаний на то, что он наказывал своих учеников. Неодобрение Учителя проявлялось следующим образом: он отказывался учить, или отказывался дать рекомендацию ученику, не соблюдающему принципы его учения.

Исходя из этого, можно рекомендовать только два вида отрицательного подкрепления:

- мягкое наказание – прекращение тренировки для всей группы, и дополнительное разъяснение принципов поведения для всех учеников. Полезно так же дать возможность ученикам самим повторить формулировки основных моральных принципов, правил и запретов.

- жесткое наказание – отказ от обучения нерадивого ученика (реально применяется только в виде угрозы, за 20 лет преподавания ушу школьникам эту меру наказания пришлось применить менее пяти раз).

Поощрения. Наиболее эффективной и мотивирующей формой поощрения является признание за учеником способности вести реальный бой. Иногда для этого нужен диплом, иногда достаточно устной фразы. Как правило, ученику приходится выдерживать учебные поединки возрастающей степени сложности, и ученику становится достаточно очевидно, каковы его реальные способности. Вспомогательными поощрениями являются подарки и грамоты по случаю окончания определенного срока обучения или по случаю овладения одним из разделов техники.

 

 

II

Развитие нравственных качеств у учащихся начальной и средней школы на занятиях ушу

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

Глава I.Тренировки ушу и необходимость реализации их потенциала в нравственном воспитании детей 4 – 5 классов………………………………..6

§ 1. Философия ушу и ее нравственный потенциал в воспитании детей………………………………………………………………………………6

§ 2. Тренировки ушу и их влияние на нравственное воспитание детей 4 – 5 классов………………………………………………………………………..35

§ 3. Методика организации и управления тренировками ушу, направленная на нравственное воспитание детей……………………………..50

Глава II. Экспериментальная проверка методики организации и управления тренировками ушу, направленной на нравственное воспитание детей 4 – 5 классов………………………………………..……………………..71

§ 1. Организация экспериментальной проверки методики организации и управления тренировками ушу, направленной на нравственное воспитание детей 4 – 5 классов……………………………………………………………….71

§ 2. Реализация методики экспериментальной проверки организации и управления тренировками ушу, направленной на нравственное воспитание детей 4 – 5 классов……………………………………………………………….73

§ 3. Динамика развития нравственной воспитанности детей 4 – 5 классов, занимающихся ушу…………………..……………………………….74

Литература……………………………………………………………….102

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

Актуальность исследования: Задача нравственного воспитания человека всегда стоит перед обществом, и школой. Как отмечает Л. В. Мардахаев, «с древнейших времен философы и педагоги считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного развития человека», нравственное воспитание издревле считалось важнейшим.

В наше время все больше детей приходят в секции боевых искусств, где изучают не только приемы защиты и нападения, но и философию боевых искусств. Процесс тренировок в боевых искусствах длительный, требует самоотречения, невозможен без взаимодействия с партнерами по обучению, без руководства мудрого наставника. Эти занятия несут в себе традиционные нравственные основы, которые могут служить средством нравственного воспитания учащихся. Успех в тренировках боевых искусств приходит к тому, кто принимает традиционную коллективную систему нравственных ценностей, способен к самоконтролю, умеет смирять свое честолюбие, уважает наставления старших. В отдельных образовательных учреждениях появилась тенденция включения в программу школьного обучения секций традиционных боевых искусств, в том числе и ушу. Наличие в школьном коллективе лидеров, занимающихся традиционными боевыми искусствами, структурирует коллектив, позволяет установить гармоничные отношения между учениками, а так же между учениками и педагогическим коллективом.

Наличие в составе коллектива культурных и сильных личностей, способных контролировать свои эмоции, склонных к коллективным ценностям, имеющим позитивные нравственные установки, снижает конфликтность в коллективе, уменьшает вероятность виктимизации, сплачивает коллектив вокруг позитивных лидеров.

Научная проблема: Необходимо использовать традиционную философию в процессе тренировок ушу в интересах нравственного воспитания детей 5-6 классов.

Разработанность исследуемой проблемы: Многие вопросы, отражающие связь тренировок ушу с нравственным воспитанием, нашли отражение в литературе.

Например: А. А. Долин, Г. В. Попов – традиции воинских искусств. А. А. Маслов – боевые добродетели, традиции духовного и физического воспитания Китая. В тоже время, такие вопросы, как теоретико-методические основы тренировок ушу, направленные на повышение уровня нравственного воспитания учащихся, не получили достаточного освещения в литературе.

Изложенное позволило выделить сложившееся противоречие между необходимостью усиления нравственного воспитания учащихся средней школы в процессе тренировок ушу, и недостаточным вниманием к теоретико-методическим вопросам и менеджменту процесса тренировки ушу, стимулирующего нравственное воспитание обучающихся. Это противоречие определяет проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки менеджмента нравственного воспитания учащихся 4-5 классов общеобразовательной школы в процессе тренировок ушу.

Проблема исследования определяет тему диссертации: «Менеджмент нравственного воспитания учащихся 4-5 классов в процессе тренировок ушу».

 

Объект исследования: менеджмент процесса тренировки ушу у учащихся 4-5 классов.

Предмет исследования: философия ушу и технология тренировок, стимулирующая нравственное воспитание учащихся 4-5 классов.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить организацию и управление тренировок ушу для детей 4-5 классов, стимулирующих нравственное воспитание.

Гипотеза исследования: Тренировки ушу включают в себя философию, этическое учение, систему ценностей и ритуал. Комплексный подход к тренировочному процессу позволяет обеспечивать его качество и нравственное воспитание. Эффективность менеджмента тренировочного процесса направлена на повышение его роли в нравственном воспитании учеников 4-5 классов, может быть обеспечена, если:

- организация тренировок строится на основе философии ушу, несущей в себе ценности и этические нормы поведения и взаимоотношений;

- тренировочный процесс ориентирован на школьников 4 – 5 классов, носит ритуальный характер, с соблюдением этических норм, использованием китайских символов, терминов, пословиц и поговорок;

- субъект организации тренировок выступает носителем этических норм, философии ушу, пользуется авторитетом, и способен обеспечить нравственную направленность тренировок;

- дети мотивированы и активны на тренировках.

 

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать философию, ориентированную на детей 4 – 5 классов.

2. Обобщить опыт и раскрыть возможности тренировок ушу в нравственном воспитании.

3. Разработать методику организации тренировок ушу, направленной на нравственное воспитание обучающихся.

4. Экспериментально проверить методику в условиях московской гимназии №1554.

 

 

I.

ТРЕНИРОВКИ УШУ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ПОТЕНЦИАЛА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 4 – 5 КЛАССОВ

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.391 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь