Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. 1 Мф. 5, 11-13.




И далее Христос говорит: Вы есть соль земли1. Соль — хорошая вещь, от гниения сохраняет и, если принимать ее с хлебом, с пищей, здоровье дает. А голая соль дерет и щипет. Так вот, те, кто не подписался, как бы протянули (подставили) за солью руку, хлеба не имея.

(По правде сказать, я плохо поняла эту притчу и позже попрошу объяснить ее.)


Декабря 1910 г. Суббота. В Донском.

Владыка так говорил о клятве.

Е. А. Прежде всего беру Евангелие, смотрю подлинный греческий текст. И в нем, и в славянском читаем: ...не кля нись всячески или вообще2 (то есть не только именем Божиим, но и другими клятвами, если во лжу). Русский же перевод — «вовсе» — не верен. В Ветхом Завете, в заповеди, которую Христос, как Он Сам сказал, пришел не нарушить, а исполнить, говорится: ...не приемли имени Господа Бога Твоего всуе2 и не клянись лживо, но сдержи перед Господом клятвы твои*. Значит, Бог, Который Сам клялся и Аврааму, и Давиду, клятву неложную, в удостоверение истины, дозволял. Но евреи, фарисеи, — народ хитрый, им нужно было произнести иной раз и ложную клятву, и они придумали, не призывая имени Божия всуе, клясться небом, землею, Иерусалимом, своей головой. Клятва есть, им верят, не все понимают, какая тут клятва. В Евангелии же: Я говорю вам, не клянись во лжу (то есть в удостоверение лжи) всячески: ни небом, ибо оно Престол Божий; ни землею, ибо она подно­ жие ног Его; ни Иерусалимом, ибо он град великого Царя; ни головою твоею (то есть твоей жизнью, которую дал тебе Бог),., Но да будет слово ваше: ей, ей; ни, ни; а что сверх того от врага, от лукавого5. В этих словах «ей» и «ни» диаволу нечем поживиться.

1 Мф. 5, 11-13.

2 Мф. 5, 34.

3 Притч. 30, 9.

4 Мф. 5, 33.

5 Мф. 5, 34-37.



ЕПИСКОП АНТОНИЙ (ФЛОРЕНСОВ)



1283


Я сказала, что когда в детстве учила историю благословения Иакова Исааком, то меня всегда расстраивал обман Исава.

Е. А. Иаков тут действовал безсознательно, по научению матери. Она и шерстью тело его обложила, и все так устроила, чтобы Исаак не узнал его. А меня всегда трогала эта нежная манера Господа Бога волю Свою заставить исполнить так скромно, незаметно. Здесь Он переменяет Свой закон. По закону первенец — наследник, а брат — его раб. Но здесь достойнее благословения был второй сын, и Господь делает исключение в Своем законе. Если бы Он переменил для этого случая весь закон, то пошла бы неурядица среди людей. Кроме того, надо помнить, что Ветхий Завет есть «сень грядущего». Исав — это еврей, Иаков — мы язычники. И этим примером Бог предостерегает людей на все времена. Отнято первенство у евреев, тем более и мы можем его потерять. Вот как с мессианской точки зрения надо смотреть на это событие.

Владыка сказал, что при крещении мы все клялись дружить со Христом, а диавола иметь врагом. И все же грешим и знаем, что никогда не будем такими, как Господь (а если бы так думали, то уподобились бы диаволу, пожелавшему стать как Бог), но стремиться к совершенству все же будем постоянно, и в этом наша радость и надежда.

Назначен в Симбирск (впоследствии это известие о назначении оказалось неправильным) епархиальным преосвященным Константин. Он из мещан Вологодской губернии. Одно время, будучи архимандритом, служил смотрителем в Петербургском Духовном училище. Когда епископ Антоний был проездом в Санкт-Петербурге, архимандрит Константин зашел к нему со следующим: у него в квартире живет мать, которая вмешивается во все дела, и он не хочет, чтобы с ним, монахом, жила женщина. На это владыка сказал ему: «Для вас она не женщина; она женщина для вашего отца. Противопоставляемые понятия: мужчина — женщина; муж — жена; родители — дети; мать — сын. Вот последнее противопоставление — для вас».


1284 _____________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ

39 декабря 1919 г. Четверг. В Донском,

Говорили о статье епископа Алексия (ректора Казанской Духовной академии) в ответ на воззвание студентов Петербургской академии против буддийского капища в Санкт-Петербурге. Епископ Алексий говорит, что не боится буддийского идола, и приводит слова апостола Павла, что идол ничто1.

Е. А. Во-первых, это слова не самого апостола Павла, он разбирает письмо коринфян и, по-видимому, приводит их слова, с которыми отчасти и соглашается. Но ведь в этих словах говорит разум; а разум есть сила разрушительная, а не созидательная. Разум кичит, а любовь созидает. Любовь в дан­ном случае убоялась бы соблазна для других. Но сам апостол Павел разве так относился к идолам? Если идол — ничто, то почему же апостол Павел, как видно в другом месте Священ­ного Писания, когда находился в Афинах, до того расстроен был видом идолов, что потерял спокойствие и равновесие, волновался и скорбел? А в Афинах тогда даже церкви христианской не было, а были одни язычники.

Переходя далее к разбору ответа епископа Алексия, преосвященный Антоний сказал, что Алексий играет словами, называя идолами страсти и грехи: страстям и грехам мы жертв не приносим, а идолам приносят жертвы, и даже кровавые. Грешников Господь не отвергает, они могут покаяться и сделаться высокими, святыми, а язычники — вне спасения.

7 января 1911 г. Пятница. В Донском.

Епископ Антоний рассказал, что у него 4-го была некто Фадеева из Петербурга, начальница приюта милосердия для брошенных детей в Лесном.

Е. Л. Она долго говорила о том, какое это хорошее христианское дело, как будто я такой тупой, неразвитый, что мне надо все это объяснять. В таких случаях я долго молчу и слушаю, а сам в это время наблюдаю за говорящим и изучаю его. Наконец не выдерживаю. Так было и теперь. Выслушал

1 1 Кор. 8,4.





ЕПИСКОП АНТОНИЙ (ФЛОРЕНСОВ)



1285


и говорю: «Юноша подошел к Христу и спросил Его, что ему надо делать, чтобы спастись? Христос отвечал: соблюди заповеди — и перечислил их, пропустив первые, начав с заповедей, касающихся любви к ближнему Но в этих заповедях сказано: «не делай зла» (а не «делай добро»). Почему Бог не дал 11-й заповеди: «делай добро»? Да потому, что и без такой заповеди люди с ума сходят — так хотят творить добро. Нет, раньше чем делать добро активное, навыкни в добре пассивном. Прежде чем стать на верхнюю ступень, надо утвердиться на нижней, а то страшно. Поэтому я на высшую ступень становиться боюсь — дай Бог удержаться на первой. Но не думайте, чтобы я был против добрых дел. Просто не надо их самовольно выдумывать. Вот если Господь поставит меня в такие рамки, в такие тиски, что я не смогу ни направо, ни налево пойти, ни взад, ни вперед, то я преклонюсь перед волей Божией и, если даже при этом для доброго дела потребуется моя голова, пойду. Но я, слабый, грешный, немощный, буду делать это из-за послушания воле Божией (туг владыка прослезился). Такую надо любовь иметь, а иную ведь и язычники имеют. Из самовольных добрых дел диавол сделает вместо добра зло».

13 января 1911 г. Четверг. В Донском.

Епископ Антоний говорил, что изучает греческий язык, чтобы понять все его тонкости и приступить тогда к изучению заповедей блаженства в Евангелии.

Е. Л. Заповеди Ветхого Завета были даны против наружного проявления зла, а Новый Завет научает нас побеждать зло внутри себя. Заповеди Ветхого Завета были кратки, лаконичны, они, как нянька, удерживали еще неразвитого человека от того или иного злого поступка. Если такого поступка не совершить, то внешний человек кажется безгрешным (но эти внешние дела — как бы портрет, слепой не может его увидать, а только зрячий. А внутреннего человека может наблюдать и слепой). Христос указал на состояние внутреннего человека и этим сделал переворот в нравственной жизни, Он перенес человечество с первой ступени на высшую. В этом громадная разница между Ветхим Заветом и Евангелием.




1286


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ


Я сказала владыке, что вчера, по обещанию, должна была идти в Кремль и служить молебен в церкви святого Николая Гостунского1, но утром оказалась больна желудком, а потом ко мне приехала сестра С. и просидела до трех часов, а после отъезда я хотя и дошла пешком до Кремля, но церковь была уже заперта. Должна ли я была, по мнению владыки, идти в тот день пешком, несмотря на нездоровье?

Он отвечал, что нет, конечно, — по нужде и закону преме-нение2 бывает. Надо было исполнить обещание «в духе», святой Николай принял бы мою молитву, как если бы я была там, а по выздоровлении в первый же день я могла бы исполнить обет и телесно. По этому поводу владыка вспомнил фарисейское почитание суббот, а Христос, Который пришел не нарушить закон, а исполнить, исцелил расслабленного в субботу, сказав ему: «Возьми одр твой и иди в дом твой». И нарушил ли Он дух субботы? — нет, но исполнил.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь