Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Плавания древних египтян в Пунт и Финикию



Пунтом древние египтяне называли страну, лежав­шую по африканскому берегу Аденского залива и, воз­можно, Красного моря, т. е. нынешние Сомали и Эрит­рею. Историки XIX — начала XX в. искали Пунт также в Сеннаре и на берегах Юго-Восточной Африки. Как доказали известный американский египтолог Дж. Брэс-тед и французский ученый А. Аллио, основная часть страны Пунт находилась на севере Сомали, недалеко от мыса Гуардафуй. Египтолог из ФРГ И. Хофман поме­щает Пунт в южной части Красного моря, английский ученый Дж. С. ФрименТренвил — в Бенадире (Сомали).

Корень слова «Пунт» — р\уп; некоторые ученые предлагают читать египетское название этих стран как «Пьенэ». Это слово сравнивали с суахилийским ршаш (берег), с названиями населенных пунктов сомалийского побережья у Клавдия Птолемея: Пано, Опонэ, с древне-эфиопским обозначением того же района как страны Афан, с арабским названием полуострова Хафун и мыса Рас-Хафун. Самые ранние сведения о Пунте египтяне получили вместе с его продуктами (миррой и др.) перво-начально через посредство других народов. Это произо­шло в первой половине 3-го тысячелетия. Египтяне Древнего царства считали Пунт крайней землей на во­стоке. Там начинали свое движение небесные светила, они же — небесные боги. Амона величали «князем Пун­та», Хатор (Хатхор)—«госпожой и владычицей Пунта», а Гора — «львом Пунта» и «священной утренней звез­дой, восходящей на запад от страны Пунт», от острова Утен в (Красном? ) море. Священным животным Амона был баран, а Хатор изображалась в виде небесной ко­ровы. В представлении египтян середины 2-го тысяче-

48


летия Хатор была главным божеством Пунта. Не содер­жится ли в египетском титуловании этих богов представ­ление о почитании в Пунте тамошних Амона — камен­ного барана, коровы Хатор и Гора-Астара, «священной утренней звезды» древнесемитской религии? Возможно, некоторый намек на религиозные представления пунтян середины 2-го тысячелетия до н. э. содержится в надпи­си царицы Хатшепсут из Дейр-эль-Бахри. Барельеф изображает коленопреклоненных вождей Пунта, которые возносят хвалу египетской царице. Надпись поясняет:

Великие вожди Пунта,

Говорят они и просят мира у ее величества:

«Привет тебе, о царь Египта, богиня Ра,

Сияющая подобно Атону!

Царица ты наша,

Владычица Пунта,

Дочь Амона, царя богов;

Имя твое достигает небесного круга,

Достигло могущество Маат-ка-Ра,

Окружности моря Шен-ур! »

Интересен язык этого гимна. Царица названа в муж­ском роде «царем Египта», но имя бога Солнца Ра по­ставлено в женском роде. Задолго до религиозной ре­формы Эхнатона упоминается обожествленный солнеч­ный диск — Атон. По мнению советского ученого В. И. Авдиева, мы можем отсюда вывести предположе­ние, что «представление о божественности солнечного диска считалось религиозным представлением, понятным для восточноафриканских племен» Пунта1.

Священные животные бога Ра, по представлению древних египтян, обитали в Пунте. В «Книге Ночи», мистических текстах пирамид, изображения бабуинов снабжены надписями: «Имя им — бенту. Они — дети бо­га Ра. Их место — земля Пунт. Они пребывают против «обезьяньих лиц» близ страны Утнет и Восточного мо­ря». В стране Пунт обитал феникс — душа богов Ра и Осириса, так же как и священный великий змей — вла­дыка подземного мира. Впрочем, феникс — священное животное бога Сета; судя по его изображениям в хра­мах, это не птица, а характерное для Восточной Африки млекопитающее — муравьед.

1 Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта, т. II. М., 1959, с. 218, примеч. 154.

49


В Пунте находился храм богини Хатор. По мнению известного французского ученого Ж- Доресса, первона­чально это было просто туземное святилище культа ко­ровы, на месте которого в эпоху Нового царства егип­тяне построили часовню.

Из Пунта в Древний Египет проник культ бородато­го карликового бога Бэса, жрецами-танцорами которого служили пигмеи. О том, что пигмеев привозили из земли Пунт, говорят египетские источники времени V и VI ди­настий. В Мединет-Абу на праздниках бога Мина свя­щенную пляску исполнял пигмей, которого называли «черным из Пунта». Пляшущие пигмеи изображены в скульптурах из Гелиополя. Они служили в храмах Осириса в Гелиополе и, возможно, Мемфисе. По-види­мому, к «земле Пунт» относилась и Эфиопия (или озера Центральной Африки? ). В некоторых погребальных текстах пирамид упоминается оз. Кару, из которого вытекает Нил. Ж- Доресс отождествляет его с оз. Колоэ, как в эпоху Лагидов называли оз. Тана в Эфиопии.

Пунт назывался в Египте еще и Та-Нутер — «Стра­ной Бога». Это наиболее древнее обозначение Пунта.

Уже на заре истории Египет определенно становится главным центром притяжения, инициатором торговой ак­тивности, основным потребителем товарного сырья, важ­ным очагом ремесленного производства для стран, лежащих к западу от пустынь Сирии и Аравии. В это время устанавливается торговый путь по морю и суше от современных Сомали и Йемена до Египта.

Первая известная экспедиция в Пунт была отправ­лена энергичным фараоном IV династии Снофру.

Сношения с Пунтом продолжались и при других фараонах IV династии, преемниках Снофру. Один из сы­новей Хуфу (Хеопса), самого знаменитого из фараонов IV династии, имел пунтийского раба. Американский уче­ный У. Эмери указывал на явно негроидные черты не­которых вельмож IV династии, погребенных в пирами­дах в Гизэ. Значит ли это, что они были потомками пунтийских и нубийских рабов?

Второй фараон следующей, V династии, Сахура, на­правил грандиозную морскую экспедицию в Пунт. Судя по официальной летописи «Палермского камня», она привезла сказочное богатство: 80 тыс. мер мирры, 2600 стволов ценного дерева, вероятно черного, 6 тыс. весо­вых единиц электрума, а также камедь, ароматические

50


смолы и ладан. Другую морскую экспедицию Сахура направил в Финикию. Она вернулась с большой добы­чей, в составе которой были сосуды с оливковым маслом и, может быть, вином, живые медведи, пленные мужчи­ны, женщины и дети.

Седьмой фараон этой династии, Джедкара Исеси (около 2450 г.), также, очевидно, посылал экспедицию в Пунт. Его имя выбито на скале у Вади-Хаммамат, где в период Древнего царства проходила дорога из Верхнего Египта к побережью Красного моря — сухо­путное начало морского пути в «Страну Бога». В надпи­си номарха (правителя нома) Элефантины Хирхуфа (или по другому чтению Хуэфхора) упоминается совер­шенная в прошлом (лет за 50 до того) экспедиция в Пунт, когда фараон Исеси дал награду своему «каз­начею бога» Бурдиду (или Баурджеду) за то, что тот привез в Египет карлика из Пунта. В период VI ди­настии плавания египетских моряков в Финикию и Пунт становятся обычным делом. Одна из надписей времени Пиопи II рассказывает о «начальнике палаты» и фло­товодце Хнумхотепе из Элефантины, который «вместе со своим господином, князем, казначеем бога Тети, один­надцать раз плавал в Кебеи (Библ в Финикии) и с каз­начеем бога Хеви (или Хуи) — в Пунт» и «возвращался благополучно, посетив эти страны».

Фараон Пиопи II, царствовавший целых 100 лет (около 2500—2400), послал в Пунт значительную фло­тилию под командованием «начальника Юга» Себни. Она привезла золото, слоновую кость, ладан, камедь, леопардовые шкуры и многое другое.

Другая экспедиция, посланная в Пунт также при Пиопи II, окончилась неудачей: египетский вельможа Ананхет, «начальник моряков», возглавлявший экспеди­цию, достиг берега Красного моря, но был убит «жи­телями песков» (хериума) из племени аму в то время, когда он строил корабль для плавания в Пунт. Вместе с Ананхетом погиб и его военно-морской отряд. Об этом рассказывает надпись на стенах гробницы элефан-тинского номарха Пиопинахта. Пиопинахт отомстил ко­чевникам за гибель Ананхета, возглавив против них ка­рательную экспедицию.

Таким образом, уже в 3-м тысячелетии при энергич­ных фараонах IV—VI династий египетские лодочники, ходившие прежде только по родному Нилу на примитив-

51


     
 



1 Авдиев В. И. Военная 1948, с. 34.

ных папирусных и деревянных барках, отважились на дальние каботажные плавания по Средиземному и Крас­ному морям и, может быть, Аденскому заливу. То бы­ли первые шаги африканского мореходства.

Не менее впечатляющими были сухопутные экспеди­ции египтян эпохи Древнего царства. Преодолевая со­противление местных племен, подданные фараонов IV— VI династий проникли в Ливию до Киренаики, в Нубию до области близ III порога, возможно, в Дарфур, а так­же в Южную Палестину.






Походы в Ливию и Нубию

Энергичный фараон Снофру вел завоевательные вой­ны на всех границах Египта. Недаром иероглифическая надпись именует его «покорителем иноземных стран». В Ливийской пустыне воины Снофру нанесли поражение туземным племенам и захватили у них 11 тыс. пленных и 131 тыс. голов скота. В это же царствование егип­тяне совершили поход в область Нехси (южнее I поро­га), где захватили якобы 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота. При Снофру область медных рудников Си­ная была окончательно присоединена к Египту. На се­верной и южной границах своих владений этот фараон построил крепости.

Политика фараонов Древнего царства способствова­ла перемещению больших групп населения в пределах Северо-Восточной Африки. Советский египтолог Т. Н. Са­вельева обратила внимание на надпись на медном резце, найденном в каменоломнях Нубийской пусты­ни. В ней упоминается рабочий отряд под названием «Южная Ливия». Т. Н. Савельева считает, что в отряде были собраны рабы-ливийцы. Возможно, это были воен­нопленные, но также, возможно, ливийские скотоводы и земледельцы, привлеченные к государственной трудо­вой повинности наравне с египетскими крестьянами. Как известно, на строительстве пирамид и в каменолом­нях, где добывался камень для пирамид IV династии, трудились египетские крестьяне. Государство формиро­вало из них рабочие отряды и посылало на работы да­леко от родных мест, в частности в Нижнюю Нубию и Нубийскую пустыню.

52


Фараоны IV династии проявляли интерес не только к Ливии, Нижней Нубии и Пунту, но и к Средней Ну­бии. В знаменитом Дахшурском декрете Хуфу — обла­дателя величайшей из пирамид — среди прочих стран упоминается Иам, или Имам, — область к югу от II нильского порога.

Фараоны V и VI династий продолжали походы в Ли­вию, Нубию, на Синай. Они «считают себя призванными править не только египтянами, но также и ливийцами, азиатами и нубийцами, как указывает ставшее в ту эпо­ху традиционным изображение царя в виде сфинкса, который попирает своими лапами представителей этих племен» Ч Фараон Сахура вел большую войну с ливий­цами и покорил нынешнюю Киренаику. На северо-восто­ке его войска продолжали завоевание Синая и, возмож­но, вторглись в Палестину.

При V и VI династиях установились прочные связи Египта с Нубией. На стенах скальных гробниц эпохи VI династии близ Асуана, на скалах Нижней Нубии и Вади-Аллаки сохранились египетские иероглифические надписи времени V и VI династий; многие из них упо­минают имена «начальников караванов» и «начальников переводчиков». Из Нубии в Египет доставлялся не толь­ко скот, но и ценные материалы для ремесленного про­изводства. Особое значение имели поставки золота и до­быча строительного камня, в том числе огромных глыб для изготовления статуй и облицовки пирамид и других зданий. Отсюда же фараоны получали ценные породы дерева, слоновую кость, шкуры пантер и пр. Нубия да­вала Египту эпохи VI династии также контингенты вои­нов. В указах второго фараона VI династии Пиопи I и в знаменитой надписи элефантинского номарха Уны упо­минаются нубийцы и египетские солдаты. Позднее, уже в период междоусобиц в начале Среднего царства, в египетской армии имелись отряды «малорослых нубий­цев», вооруженных простыми луками и стрелами с крем­невыми наконечниками. Из одного указа фараона VI династии Пиопи II нам известно, что солдаты-нубий­цы получали довольствие из царских имений. Они дей­ствовали далеко от родины, на Синае и Сиуте. Извест­ные французские египтологи Ж. Пиренн и Э. Майер и

история Древнего Египта, т. 1. М.,

53


советский ученый В. И. Авдиев считали этих воинов наемниками.

После некоторого ослабления центральной власти в Египте в конце V династии, продолжавшегося и при пер­вом фараоне VI династии Тети, его преемник Пиопи I смирил могущественных номархов и возобновил актив­ную внешнюю политику. Пиопи I совершил в Нубию поход «для открытия страны Уауат» и проник до II по­рога, где в местности Томас приказал высечь на скале свою победную надпись. В Нубии его гегемонию призна­вали многие местные племена, по-видимому, далеко за пределами II порога, куда проникли египетские войска. Вожди местных племен были обязаны предо­ставлять в распоряжение фараона войска, которые он использовал в борьбе с соседними племенами либо с бе­дуинами на северо-восточной границе Египта, постоянно тревожившими набегами восточные номы Дельты и пре­пятствовавшими египетским караванам совершать путе­шествия на Синайский полуостров для добычи минера­лов.

Об этом рассказывает автобиографическая надпись элефантинского номарха Уны, который начал свою карьеру при фараоне Тети мелким чиновником. По при­казанию Пиопи I Уна навербовал в Нубии вспомога­тельное войско из местных племен и во главе него со­вершил пять походов против бедуинов северо-востока. Под командованием Уны нубийцы успешно сражались на Синае, на восточном берегу Средиземного моря и да­же в горах Палестины, возможно в районе Иерусалима. После смерти Пиопи I фараон Меренра назначил Уну правителем Юга. Это была вершина карьеры Уны при трех фараонах VI династии.

По-видимому, начиная с Уны возвышается его род---наследственных властителей о. Элефантина, которых американский египтолог Дж. Брэстед характеризует как «смелых и предприимчивых феодальных баронов».

Надписи эпохи VI династии свидетельствуют о том, что обязанностью номарха Элефантины была охрана южной границы Египта от нападений древненубийских

племен.

Иногда организация этой обороны поручалась номар­хам расположенных далее на север II и III номов (Эдфу и Хенобоскион). Эти же три самых южных верхнееги­петских нома, особенно Элефантина, обычно давали

54


людей для экспедиции в Нубию, Нубийскую пустыню, Пунт, а также в Аравийскую пустыню и Азию (Фини­кию). Главы экспедиции — «начальник караванов», «главные начальники караванов», «начальники моря­ков» и пр.— происходили из знати этих номов и пере­давали свои титулы по наследству. В состав экспедиций входили переводчики.

Властители Элефантины получили титул Хранителей Дверей Юга, или Хранителей Южных Ворот. Их обязан­ностью было помимо обороны южной границы от ну­бийских племен поддерживать египетское влияние среди этих племен, а также организовывать доставку на север гранита Нижней Нубии — «эфиопского камня» Геродота. Кроме того, через Элефантину в Египет ввозились про­дукты Судана: золото, дерево, страусовые перья и яйца, шкуры пантер, слоновая кость. Уна рассказывает в своей надписи о том, как он доставлял гранитные сар­кофаг и архитектурные блоки в столицу Египта для фа­раона Меренра. Для этого он построил семь грузовых судов двух разных типов, причем строительный матери­ал — дерево — поставляли вожди нубийских племен Уауата, Иртета (Ирчета), Мамоя (Маджая) и Иама. Главная трудность заключалась в проведении тяжело нагруженных речных судов через порог Нила. Уна про­рыл пять судоходных каналов и по ним провел суда в обход порога.

По следам Уны совершали свои походы в Нубию его сын Ири и внук Хирхуф.

Хирхуф, современник фараона Меренра и Пиопи II, является автором автобиографической надписи, которая дает весьма ценную и разнообразную информацию о Судане конца 3-го тысячелетия и его взаимоотношениях с Египтом и Ливией (Темех). Хирхуф, будучи номархом Элефантины и «начальником Юга», получил эту долж­ность по наследству от своего отца Ири. Первое путе­шествие в страну Иам Хирхуф совершил вместе с отцом, выполняя приказ Меренра «открыть путь в эту страну». За семь месяцев Ири и Хирхуф исполнили поручение фараона. Если даже предположить, что на месте назна­чения они пробыли целый месяц, то путь в страну Иам и обратно занял шесть месяцев, или три месяца в один конец. За этот срок египтяне могли достичь намного бо­лее отдаленных районов Судана, чем Уауат, или Нижняя Нубия. В эллинистическое и римское время, в средние

55


века и в новое время за два-три месяца можно было пересечь всю Нубию с севера на юг или на юго-запад. Из дальнейшего текста надписи Хирхуфа следует, что страна Иам граничила с Ливией и областью оазисов Ливийской пустыни. Следует отметить также сходство названий Иам и трех племен иаму-кехех, обитавших на северо-востоке Ливии со времен XII династии. Поэтому представляется вполне правдоподобным предположение Э. Дж. Аркелла, что Иам находился в Кордофане и Дарфуре.

Вторую экспедицию в Судан Хирхуф совершил уже самостоятельно. Он сообщает географические подроб­ности своего путешествия: «Я вышел на элефантинскую дорогу («путь Абу»), спустился из Ирчета, Махера, Теререса, пробыв в (этом) предприятии восемь месяцев. Я вернулся и принес приношения из этих стран в весьма большом количестве. Никогда не доставлялось ничего подобного в эту землю. Я спустился от дома князя Сечу и Ирчета, исследовав эти страны. Никогда никакой семер (почетный титул — «друг фараона».— Ю. К-) или начальник каравана, вышедший из Иама, не совершал ничего подобного».

Из дальнейшего текста мы узнаем, что из Иама, так же как из Элефантины, можно было попасть в области Ирчет, Сечу, Мечер (Махер) и Теререс и что две первые находились поблизости от Уауат, или Нижней Нубии. По-видимому, они находились в Средней и Верхней Ну­бии и далее в центральной части нынешнего Судана. Надпись Хирхуфа рассказывает, как один из нубийских вождей объединил под своей властью местные племена Иртет (Ирчет) и Сечу (Сетху), а затем присоединил к ним племя Уауат. Очевидно, в период VI династии Егип­та в Нубии возникают первые межплеменные объедине­ния, прообраз будущих государств. Мы узнаем также о том, что в Иам и другие земли Судана по следам Ири и Хирхуфа посылались какие-то иные египетские «на­чальники караванов». В третий раз Хирхуф был снова послан в Иам и двинулся в эту страну по «дороге оази­сов» (возможно, «тарик ал-арба'ин», или «сорокаднев­ный путь» арабского средневековья, проходивший из Асуана в Западный Судан через оазисы Ливийской пу­стыни). Где-то в пути его встретил князь Иама, направ­лявшийся «к стране Темех (Ливия), чтобы воевать теме-ху (ливийцев) до крайнего запада земли (букв, «до за-

56


падного угла неба»)». «Я вышел, — продолжает Хир­хуф, — следом за ним к стране Темех, умиротворил ее, чтобы она молила всех богов за фараона».

Далее Хирхуф уговорил князя Иама направить свое войско на Ирчет, Сечу и Уауат. «За князем Иама, — продолжает Хирхуф, — перед Ирчетом, позади Сечу я встретил князя Ирчета, Сечу и Уауата... (Следователь­но, Ирчет был расположен в Нубии между Уауатом и Сечу, а Сечу — ближе к Иаму, что больше соответствует местонахождению Ирчета где-то в районе Фараса, а Се­чу— далее на юг, между III и IV порогами 1.—/О. К.) Я спустился с тремястами ослов, нагруженных благо­вонной смолой, эбеновым деревом, благовонными мазя­ми, зерном, леопардовыми шкурами, слоновыми бивня­ми... Когда увидел князь Ирчета, Сечу и Уауата силу и многочисленность войск Иама, спускавшихся к его ре­зиденции, и египетских солдат, посланных со мной, этот князь привел и отдал мне быков и коз и проводил меня к путям гор Ирчета, где я был более искусен и бдите­лен, чем какой-либо семер или начальник каравана, посылавшийся в Иам». Иными словами, египтяне, за­ключив союз с Иамом, использовали его войска для того, чтобы зажать в клещи Ливию и Нубию и прину­дить последнюю к уплате дани фараону.

На берегу Нила напротив о. Эль-Хессе, близ I по­рога, сохранилось изображение фараона Меренра с по­яснительной надписью. Барельеф представляет Меренра опирающимся на дорожный посох, а перед ним нубий­ских вождей. Надпись же сообщает, что фараон Мерен­ра— «владыка порога» и стоит позади горной страны, в то время как вожди маджаев, ирчет и уауат выража­ют ему покорность. Таким образом, союз с Иамом помог распространить власть или политическое влияние Егип­та на значительную часть Нубии.

Позднее, уже при Пиопи II, Хирхуф снова совершил путешествие в Иам и привез оттуда невольника-пигмея (денга), уроженца страны Ахтиу, о которой мы больше ничего не знаем. Это путешествие можно рассматривать

1 Так примерно обозначено расселение древних нубийских пле­мен на карте, составленной шведским ученым Т. Севе-Седенбер-гом. Граница между Уауатом и Ирчетом проведена в районе г. То­мас, между Сечу и Иам — в районе г. Вади-Хальфа, на границе современных Египта и Судана.

57


как установление косвенной связи Египта с Централь­ной Африкой.

В то время Пиопи, вступивший на престол еще младенцем, был мальчиком и был вне себя от радости, получив от своего номарха необыкновенную живую иг­рушку — пигмея. Надпись Хирхуфа донесла до нас «по­веления» мальчика-фараона оберегать карлика в пути, чтобы тот не свалился в воду, нетерпеливое ожидание прибытия диковинного человечка в столицу.

В царствование Пиопи II, продолжавшееся целых сто лет, в Нубию много раз вторгались египетские войска во главе с элефантинскими номархами — преем­никами Хирхуфа. Ближайшим из них был Пиопинахт, уже известный нам своим плаванием в Пунт. Он дважды совершал походы в нубийские области Уауат и Ирчет, где захватил большое количество скота и множество пленных, доставленных затем в тогдашнюю столицу Египта. «Начальник Юга» Себни, совершивший другое плавание в Пунт, предпринял также карательную экс­педицию в Нубию, чтобы наказать местных жителей за убийство своего отца. Себни, снарядивший караван ослов, в сопровождении слуг прошел области Уауат, Учеч и Мечер, «усмирил эти страны» и вернулся в Еги­пет с телом своего отца и добычей.

В результате этих походов области Уауат и Ирчет хотя и были несколько раз опустошены, но не были окончательно покорены. Поэтому для упрочения своей власти египтяне построили в Северной Нубии крепости (у селений Кубан, Западная Коштамна и др.)- Однако последовавшее вскоре ослабление Египта и совпавшие с ним по времени важные перемены в Азии и Нубии све­ли на нет завоевания фараонов Древнего царства и их номархов.

В 3-м тысячелетии, которым начинают по традиции курс всемирной истории, еще не существовало мировой политики в подлинном смысле слова. Однако на Ближ­нем Востоке уже складывалась зачаточная политическая система, двумя центрами которой были царства Египта и Двуречья. Где-то в Сирии пересекались сферы влия­ния этих двух держав. Они не имели общей границы и вряд ли соперничали в политике или торговле. Скорее эти два очага цивилизации были солидарны в своих взаимоотношениях с внешним (племенным и «номо-вым») миром и в общем развивались параллельно.

58


Когда Древнее царство Египта усиливало экспансию в Палестине и Финикии, цари Двуречья лишь иногда претендовали на гегемонию в северо-восточных областях Сирии. После распада Древнего царства в Сирию на­правляются войска Аккада, которые при Саргоне Древ­нем достигают берегов Средиземного моря и полностью контролируют древний путь от Александреттского зали­ва по Евфрату до Персидского залива, соединявший Средиземное море с Индийским океаном. При царе Нарамсине аккадские войска вновь достигают Среди­земного моря, совершают походы в Малую Азию, Аван (на западе Ирана) и даже далекий Маган. В конце его царствования Аккад громит коалицию государств Малой Азии и Сирии, где был разрушен г. Эбла, недавно от­крытый археологами. Египет, раздробленный на отдель­ные номовые княжества, не принимал никакого участия в этих событиях.

Разгром Аккадского царства гуттиями и последовав­ший затем (до конца XXV в. до н. э.) период раздроб­ленности в Двуречье совпал по времени с упадком Древнего царства в Египте. В конце VI династии Египет охватили смуты (классовая борьба, феодальная междо­усобица и вторжение иноземцев), а затем наступило время слабых VII—X династий — период раздробленно­сти и непрерывных войн «всех против всех», т. е. отдель­ных династий за власть над страной в целом. В это вре­мя в нынешнем Иране возрождается царство Элам, об­разовавшееся еще в XXIII в., но затем подчинившееся гуттиям и царям Ура. На Крите возникло первое госу­дарство Европы, установившее торговые связи с Егип­том, Сирией и Западным Средиземноморьем.

В конце 3-го тысячелетия начался новый расцвет ближневосточного мира, отдельными составными частя­ми которого были Элам, Египет, Эгеида, Южная Турк­мения, Закавказье, Северное Причерноморье и Нубия, а центром — Двуречье.

В 2109 г. власть в Двуречье перешла к правителю Ура. Наступил столетний период III династии Ура, когда в границах единого царства были объединены все шу­меры, большая часть семитоязычных аккадцев и элами­ты — три крупнейшие (наряду с египтянами) этнические группы того времени. Гудеа, наиболее известный из пра­вителей этой династии, прославил себя грандиозным строительством, материалы для которого доставлялись

59


из Магана, Мелуххи, Дильмуна, а также еще одной за­морской страны — Губина. Йадписи на статуях Гудеа гласят: «Из горной страны Мелуххи «эси» он заставил вывезти! [и] посадил ему... глыбы [руды] халулу он за­ставил вывезти, в боевую палицу «три витязя» ему он обработал... Маган, Мелухха, Губин, горная страна Дильмун на берегу ему сложили... порфир из Мелуххи он привез».

В то время в Египте вновь образуется мощная дер­жава (Среднее царство периода XI—XIII династий), которая после гибели Шумерского царства на рубеже 3-го и 2-го тысячелетий становится сильнейшим госу­дарством мира.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь