Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 3.3. Народная художественная культура и творчествоСтр 1 из 15Следующая ⇒
Практикум Тренинг по теме. Тестирование. Дискуссия по теме. Деловая игра. Практическое занятие. Индивидуальная консультация по теме. «Круглый стол» на тему. Подготовка доклада или сообщения на тему. Итоговый срез знаний (тестовый) по разделу.
62 63 Тема 3.3. Народная художественная культура и творчество Понятие «народная художественная культура» и его социокультурные и этнокультурные истоки. Связь народной художественной культуры с социокультурными общностями и движениями. Соотношение понятия «социально-культурная деятельность» с понятиями «фольклор», «народное искусство», «народное творчество». Народная культура как форма исторической памяти и самосознания народа, обеспечивающая его целостность и историческую сохранность. Отражение в народной культуре стержневых мировоззренческих характеристик народа как этническая общность. Социально-культурная природа процесса возникновения и развития исторически сложившейся на определенной территории устойчивости межпоколенной общности людей, обладающих общими культурными ценностями. Неделимость процесса сложения культуры и нации. Развитие культуры по мере формирования этнической общности людей (народа). Укрепление этнической общности людей (народа) по мере формирования его культуры. Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм, способов и приемов социально-культурной деятельности разных поколений, воплощенных в предметных результатах — произведениях фольклора, народного творчества, декоративно-прикладного искусства, в изделиях представителей народных промыслов и ремесел. Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества. Его использование в различных социально-культурных сферах и технологиях. Освоение исторического и современного опыта народной художественной культуры и творчества в учреждениях дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования, в системе национальных этнокультурно-информационных центров. 64 Творческий мониторинг проектов и отдельных проектных идей конкурсов, фестивалей, творческих лаборато-оий мастерских, семинаров, связанных с фольклором, на-подными промыслами, ремеслами, исполнительским искусством, жанрами и тематическими тенденциями формирования репертуара. Реализация мероприятий по адаптации знаний и навыков профессионалов и непрофессионалов в области народной художественной культуры и творчества к изменяющимся условиям рынка. Стажировка у ведущих специалистов и деятелей народного творчества, мастер-классы, лаборатории, семинары, методические и научные совещания и конференции. Методическое обеспечение, мониторинг использования трудовых и управленческих ресурсов, создание условий для появления и развития новых организационных форм и моделей профессиональных художественных и народных коллективов, инфраструктурных организаций в сфере фольклора, народных промыслов и ремесел. Тема 3.4. Образование Превращение образования из изолированной системы в важнейшую сферу социально-культурной деятельности. Образование как общественная практика социализации и воспитания подрастающего поколения, как система дифференцированных культурно-образовательных услуг, как механизм формирования и развития духовно-нравственной культуры и социокультурного потенциала каждого региона. Образование как одна из уникальных и наиболее эффективных социокультурных сфер, сдерживающих антидуховные и асоциальные процессы в среде подростков и молодежи. Решение проблем национального и общечеловеческого в содержании воспитательной работы учреждений образования. Цели и задачи этой сферы в свете требований Национальной доктрины образования Российской Федерации. Обеспечение исторической преемственности поколений, °спитание исторической памяти, сохранение, трансляция и 65
развитие национальных культур народов России. Воспитание патриотов, граждан правового, демократического, цивилизованного государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокими нравственными принципами. Разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие детей и молодого поколения, культивирование навыков самообразования для творческой самореализации личности. Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания, мировосприятия и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэтнических отношений. Систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения. Значительный качественный рост профессионального образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. Непрерывность образования в течение всей жизни человека. Обеспечение многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, личностно-индивидуальный подход в образовании. Многофункциональность и разноуровневость образовательного пространства как сферы социально-культурной деятельности. Разработка и реализация экологических, экономических, правовых, духовно-нравственных, профессионально и этнически сориентированных, информационных и других традиционных и нетрадиционных образовательных программ в учреждениях дошкольного, школьного, профессионального, среднего специального, высшего и дополнительного образования. Развитие социокультурного и этнокультурного потенциала дополнительного образования: сущностные характеристики и стратегия. Роль авторских социокультурных школ, проектов и программ в развитии и саморазвитии творческих способностей ребенка. Изменение ценностных ориентации детей и подростков в условиях рынка и их учет в системе дополнительного 66 образования. Взаимодействие и интеграция дополнительного образования и учреждений социокультурной сферы. Практика взаимодействия учреждений образования с детско-юношескими социокультурными организациями и объединениями. Диалог учреждений дополнительного образования с семьей, аспекты этого взаимодействия в области превентивной и семейной педагогики. Творческие объединения Понятие социальной группы по оценкам социологов. Социальная группа — множество людей, обладающих одним или несколькими общими, социально значимыми признаками и осознающими свою общность, выражая ее местоимением «мы». Малые и большие социальные группы. Малая группа как носитель и пользователь одной или нескольких социально-культурных технологий. Малая группа как общность людей, которая, как правило, насчитывает не более 15-20 человек, характеризуется постоянством межличностных контактов и высоким эмоциональным уровнем отношений, единством целей, убеждений, идеалов, взаимными симпатиями, совпадением духовных интересов. Большая социальная группа или «страта» (от лат. «стратум» — настил, слой) — многочисленная, постоянно обновляющаяся общность людей, обладающих каким-либо общим признаком: примерно одинаковым имущественным цензом, сословной или этнической принадлежностью, уровнем образования, полом, возрастом, общей территорией проживания или одинаковым типом населения (город, село). Большие группы или «страты» — творцы и пользователи социально-культурных технологий. Типичные для современного цивилизованного общества социокультурные 78 страты: национальные, субъкультурные, политические, эсте-тические, досуговые, религиозные и другие. Элита как социокультурная страта. Социологическая и культурологическая сущность стратообразующего понятия «элита». Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института. Философия и социально-психологический анализ структурного состава элиты в сфере культуры, образования, досуга. Субъекты, воплощающие социальный портрет элиты. Типология элитных групп. Духовная элита — слой современной интеллигенции, составляющей ядро столичной и провинциальной культуры. Экономическая элита — высший слой представителей бизнеса и банковского капитала, ее адекватная отраженность в сфере культуры, образования и досуга. Сущность и проявление элиты и элитарности в профессиональных, этнических и других социальных общностях. Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995) и типология общественных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере. Общественная организация: основана на членстве, создается гражданами для защиты общих интересов и достижения уставных целей в социально-культурной сфере, имеет собственное имущество и права юридического лица (отдельные члены права собственности не имеют). Общественное движение: состоящее из участников и не имеющих членства массовое общественное объединение, преследующее культурозащитные, природоохранительные и иные аналогичные цели. Общественные фонды: разновидность некоммерческих фондов, не имеющая членства, ставят целью формирование имущества и его использование на общественно полезные начинания; устав и руководящий орган создаются учредителями или участниками путем избрания на съезде или конференции совета или правления фонда. Общественное учреждение: не имеет членства, ставит оказание конкретного вида социально-культурных 79 1 услуг; управление осуществляется лицом, назначенным учредителями; доходы от самостоятельной деятельности учитываются на отдельном балансе. Орган общественной самодеятельности: общественная организация самого различного профиля и наименования, не имеет членства, ставит целью удовлетворение потребности своих участников в совместном решении различных социальных и культурных проблем по месту жительства, работы или учебы. ч Тема 4. 7. Субъекты социального партнерства Социальное партнерство как действенный фактор развития сферы культуры и досуга, взаимодействия социальных объектов в процессе производства, освоения, хранения и трансляции духовных ценностей, традиций, норм, идей, информации. Понятие партнера в социокультурной сфере как носителя определенных культурных свойств и полномочий и активного субъекта их реализации в практической деятельности. Уровни социального партнерства: федеральный, региональный, местный, локальный. Субъекты социального партнерства в современном гражданском обществе: государственный (муниципальный), рыночный (коммерческий) и общественный (неправительственный, некоммерческий) сектора. Государственный сектор. Федеральные, региональные и местные муниципальные органы управления социально-культурной сферы, выработки и реализации культурной политики. Функции и полномочия государственной службы и госслужащих в рамках социального партнерства в области культуры, образования, досуга, спорта и социальной защиты граждан. Роль, место и возможности различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в процессе управления и регулирования социокуль- 80 турной сферы в рамках социального партнерства. Рыночный (коммерческий) сектор. Роль и место отечественных и зарубежных предпринимательских структур (фирм, компаний, предприятий) как социальных партнеров в освоении и развитии рынка социокультурных продуктов и услуг. Партнерские возможности предпринимательства в сфере туризма, рекламы и индустрии развлечений, гостиничного и ресторанного бизнеса, книгоиздания и книготорговли, видеорынка, народных промыслов и ремесел и т. д. Деятельность коммерческого сектора как социального партнера в развитии социальной защиты, благотворительности и меценатства. Общественный (негосударственный) сектор. Широкий диапазон входящих в него различных неправительственных и некоммерческих организаций и учреждений: социальных фондов, политических партий, общественных движений и объединений, профессиональных организаций, разнопрофильных общественных клубов и центров и т. д. Специфика общественного сектора как социального партнера, имеющего целью создание условий для культурного саморазвития, поддержку социально значимых направлений и видов культурной деятельности, способствующих развитию политической, исторической, духовно-нравственной, художественной, экологической культуры граждан. Стратегия и тактика взаимодействия представителей государственного, коммерческого и общественного секторов в решении региональных социокультурных проблем, налаживании контактов и взаимосвязей, в выдвижении законодательных инициатив, разработке и реализации приоритетных направлений развития культурного потенциала региона. Раздел V. РЕСУРСЫ Тема 5.3. Кадровый ресурс Сущность современного юридического, экономического, этического, социального статуса специалиста-организатора социально-культурной деятельности. Социальный работник, социальный педагог, социолог культурно-досуговой сферы, социальный психолог как связующее звено между семьей и многочисленными государственными и негосударственными субъектами социально-культурной деятельности, функционирующими в конкретном микросоциуме. Общее и особенное в профессиональной деятельности различных категорий специалистов социально-культурной сферы. Методика сопоставления идеального и реального их состава по профессиональному, общекультурному, эстетическому и другим параметрам. Система отбора, допрофессио-нальной, профессиональной и постпрофессиональной подго- 89 товки и аттестации специалистов-организаторов социально-культурной деятельности. Квалификационная характеристика специалиста как совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе выполнения конкретных профессиональных обязанностей в социально-культурной сфере. Нравственный кодекс социального работника и социального педагога-организатора культурно-досуговой деятельности. Его основное предназначение — служить в качестве руководителя в каждодневном поведении и общении работника с коллегами, заказчиками, конкретными общностями людей (социумами), представителями других профессий, обществом в целом. Сравнительный анализ содержания инвариантных профессиограмм и должностных инструкций специалистов-организаторов социально-культурной деятельности. Система приоритетов профессиональной деятельности специалистов. Ее обусловленность должна исходить в первую очередь из современного состояния и перспектив развития социально-культурной среды конкретного региона (области, края, города, региона). Закономерное, последовательное развитие социально-культурного контекста в профессиональном образовании. Логика процесса формирования специалиста — от комплекса его способностей, имеющих отношение к социальному самоопределению и самообразованию, к способностям, необходимым для включения в региональную систему деятельности, к способностям, связанным с решением социокультурных проблем. Взаимосвязь создания необходимого кадрового ресурса в области социально-культурной деятельности с интеграцией представителей различных отраслей научного знания, в частности общей и социальной педагогики, возрастной и социальной психологии, теории и истории мировой культуры, этики и эстетики и т.д. 90 Культурологическое образование - социально задействованная, а не изолированная система. Целесообразность использования в ней ряда технологических решений, в частности широко распространенного на Западе метода коалиций, когда вокруг наиболее острых проблем объединяются усилия представителей разных научно-педагогических коллективов. Необходимость осмысления этих предложений до их реализации на практике, - эффективный организационно-технологический механизм. Культурологическое образование на сегодняшний день и на перспективу — важнейший социально-инфраструктурный и социально-педагогический ресурс, который должен не только затрачиваться, но и постоянно наращиваться, выступая в качестве эффективного инструмента проводимых социальных реформ, рычага экономической, культурной, социальной политики. Темы семинарских и практических занятий 1. Профессиональный статус специалиста-организатора со 2. Кодекс этики социального работника, социального педа Вам предлагается перечень функционально-ролевых единиц, имеющих прямое или косвенное отношение к деятельности различных социокультурных институтов, учреждений, служб и организаций: Менеджер, маркетолог, промоутер, продюсер, социолог, импресарио, психолог, педагог, этнолог, технолог, эколог, проектировщик, реабилитатор, советник, инструктор, оператор, эксперт, консультант, заказчик, исполнитель, антрепренер. Для каждого из специалистов попытайтесь разработать примерную технологическую модель его профессионального 91 участия в социально-культурной сфере. Касаясь его конкретного вклада в организацию культурного обслуживания семейной среды или в отдельности детей, подростков и взрослых, подготовьте аргументированные ответы на следующие вопросы: 1. Что делают данные специалисты в социально- 2. Зачем они это делают (цель их действий)? 3. Как они это делают (содержание и последователь 4. Ответив на эти вопросы, попытайтесь осуществить Тема 5.4. Финансовый ресурс Понятие финансово-экономического ресурса социально-культурной деятельности. Источники образования финансовой базы. Бюджетные ассигнования, оформляемые государственным заказом. Расчетный метод определения объемов финансирования воспроизводства ресурсной базы социально-культурной деятельности. Типология моделей финансово-экономического поведения социокультурных учреждений во внешней среде. Учреждения, находящиеся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Учреждения, требующие больших инвестиций из различных источников и ориентированные на инновационные решения в социально-культурной сфере. Учреждения, являющиеся национальным достоянием и объективно нуждающиеся в значительном бюджетном финансировании и поддержке со стороны других структур. Учреждения, находящиеся на полной или почти полной самоокупаемости. Многоуровневость бюджетного финансирования социально-культурной сферы, традиционно находящейся под контролем или на обеспечении муниципальных органов. Переход к новой инвестиционной политике финансирования, суть которой состоит в том, что оно производится не по факту существования социально-культурного учреждения, а по содержанию его деятельности, его вкладу в организацию оптимального жизнеустройства региона (города, района) с учетом перспектив его развития. Характеристика уровней бюджетного финансирования муниципальных социально-культурных учреждений. Нормативный уровень: финансовое обеспечение требуемого состояния материальной базы (содержания зданий и помещений, работоспособного состояния инженерных систем и технических средств, транспорта, инвентаря и т.д.). Содержательный уровень: финансирование труда персонала работников по созданию и реализации социально-культурных проектов и программ, отвечающих потребностям региона (города, района). Социальный (или компенсационный) уровень: финансирование социокультурных объектов (театров, библиотек, музеев, учебных заведений, а также сельских клубов), не имеющих возможности работать по заказным проектам и программам, но необходимых для поддержания социальной стабильности и существующих культурных традиций. Внебюджетные источники финансирования. Международные и российские фонды как один из основных внебюджетных источников финансирования проектов и программ в социально-культурной сфере. Средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности социально-культурных институтов. Различные направления деятельности по предоставлению платных услуг: организация Досуга; производственная деятельность; посредническая Деятельность. Поиск дополнительных внебюджетных инвестиционных источников. Фандрайзинг (от англ.—выращивание средств) как поисковая деятельность по привлечению средств для реализации социально-культурных проектов.
92 93
Доходы от предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере по созданию культурного продукта (благ и услуг): средства, выделяемые государственными и негосударственными организациями на выполнение целевых программ и заказных программ и оформляемые социально-творческим заказом; средства, формируемые из других источников и оформляемые социально-творческим заказом; средства от платных услуг юридическим и физическим лицам, не оформляемые социально-творческим заказом. Спонсорские средства, внешние инвесторы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, кредиты банков и других организаций. 100 101
Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий. Организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения. Развитие авторского творчества авторских школ. Повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д. Возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности. Расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества. Активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева, камня, кости и т.д. Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта. Метод символических и фантастических аналогий. Мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления. Сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией. Использование метода фокальных объектов и метода морфологического анализа для формирования ассоциативного и проектного мышления у участников социально-культурной деятельности. Активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих контрольных вопросов. Тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде. Закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм. 102 103
Тема 6.5. Образовательные технологии Образование как вид социально-культурной деятельности. Источники и составные части образовательных технологий: синтез достижений педагогической науки и практического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и педагогических инноваций, опыта авторских школ; единство философских, социальных, психологических факторов образовательного процесса. Классификация образовательных технологий по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности. Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально-ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные технологии. Типология по используемым способам, методам, средствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. Технологии программированного и проблемного обучения. Технологии развивающего и саморазвивающего обучения. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии. Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии. Технологии коллективного и дифференцированного обучения. Классно-урочные, академические и клубные технологии. Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимнази-| ческого, специального образования). Технологии компенси-1 рующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудниче^! ства и авторитарные технологии. Альтернативные технологии.] Образовательные технологии работы с трудными и одаренны-| ми детьми в практике социокультурных учреждений. 104 Матрица для описания и анализа образовательных технологий, используемых в процессе социально-культурной деятельности. Идентификация данной технологии в соответствии с принятой классификацией. Название технологии, отражающее ее принципиальную идею и основное направление. Концептуальная часть технологии. Программно-методическое обеспечение и главные критерии оценки педагогической эффективности и результативности. Мастер-класс как обучающая общественная презентация в процессе социально-культурной деятельности. Варианты мастер-класса: обучение с помощью ТСО; система «консультант», тренинги и упражнения; система «репетитор»; обучение по книге; компьютерное обучение; программированное обучение. Структура авторской образовательной программы Название программы. Для каких групп обучающихся она предназначена. Автор программы: фамилия, имя, отчество, занимаемая педагогическая должность. Вводная часть (введение). Цели и задачи программы. Основные принципы программы. Особенности программы. Особенности методики обучения и способов реализации поставленных задач. Концепция разработки и преподавания курса. Психологическое обоснование реализации программы. Основная часть программы. Распределение материала по четвертям и годам обучения. Краткая характеристика поурочного тематического плана. Особенности индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на уроках. Методические принципы (методы) реализации программы. Выводы и рекомендации для коррекции программы в процессе проведения занятий. Заключительная часть программы. Рабочие материалы: педагогический дневник; перечень используемых на занятиях пособий и предметов, включая слайды, картины, схемы и т.д.; библиография. 105 107 совокупности способов и приемов организации ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг. Типология организационных, ресурсообразующих технологий социально-культурной деятельности. Создание и развитие нормативного, информационно-управленческого ресурса социально-культурной деятельности. Технологии сбора, обработки и использования правовых и организационно-хозяйственных документов и инструктивной информации. Технологии информационного обеспечения. Мониторинг социально-культурных процессов. Необходимость и сущность комплекса наблюдений и исследований социально-культурных процессов. Современные технологии проведения мониторинга социокультурной сферы: виды, особенности, средства и методы, обработка данных и анализ. Характеристика базовых документов, используемых в практике социально-культурного менеджмента: социального заказа, договоров, бизнес-планов и т.д. Основы технологии менеджмента в социально-культурной сфере (игорный и шоу-бизнес, артбизнес, спорт и турбизнес и т.д.), разработка и реализация бизнес-плана. Принятие и порядок реализации управленческого решения. Проведение маркетинговых исследований и технология рекламы в социально-культурной сфере. Практическое занятие Разработка и обсуждение индивидуальных вариантов социального заказа, договора, бизнес-плана на оказание социально-культурных услуг. 108 109 Какая конкретно группа населения (общественности) будет изучаться и как должна быть сформирована выборка. Какой тип методики более всего подходит в данном случае. Если будет использоваться социологическое исследование, какой тип полевой работы (почтовое, телефонное или персональное интервью) будет наиболее эффективен. Рекомендуется ли использование только закрытых или только открытых вопросов, или же их комбинация. Как будет осуществляться анализ данных и в какой форме будут представляться результаты. Как быстро можно получить результаты исследования. Сколько будет стоить исследование. Два типа исследовательских технологий: формализованные и неформализованные. Формализованные исследовательские технологии, их разновидности. Технологии качественного анализа социокультурных явлений: историографический (биографический) метод, исследование отдельных примеров, изучение личных документов, углубленные исследования. Технологии количественного анализа социокультурных явлений: контент-анализ, опросы общественного мнения, рейтинг, методы социометрии, референтометрии и т.д. Неформализованные исследовательские технологии социокультурных явлений: прямые и косвенные наблюдения, эксперименты, опыты, не предусматривающие вмешательство в чьи-то или какие-то дела, журналистские расследования, коммуникационный аудит, аудит общественного мнения, анализ паблисити и др. Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов. Значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Методика социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Методика социологического изучения общественного мнения. Роль и место анкет- 110 ных опросов, контент-анализа, наблюдений, бесед-интервью в практике научно-исследовательской работы. Диагностический этап в педагогической организации социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых в регионе. Цели, задачи, методика и оформление результатов диагностирования. Прогнозирование содержания и наиболее предпочтительных форм досуговых занятий для отдельных социально-демографических групп населения. Характеристика условий для разработки наиболее вероятного прогноза в социально-культурной сфере. Программирование досуговых процессов в деятельности социального работника. Разработка целевых культурно-досуговых программ в учреждениях культуры, спорта, народного образования. Примерные темы семинарских занятий 1. Методика формирования социального заказа для досуго 2. Семинар-дискуссия на тему «Диагностика досуговой Практические задания 1. В качестве метода прогнозирования дальнейшего 2. В качестве метода прогнозирования развития какой- 111 но-культурной проблемы проведите ее сканирование — обзор публикаций в общих и специальных изданиях. По итогам сканирования подготовьте краткое резюме со своими выводами и комментариями для доклада руководству или выступления на совещании. 3. Предложите своим друзьям или близким тест по ре-ферентометрии, позволяющий выявить мотивы их межличностных выборов или предпочтений. Тест состоит из двух процедур: предварительной и основной. Предварительная состоит в том, что респондентам предлагается серия вопросов, с помощью которых выявляются позиции каждого из опрашиваемых по поводу той или иной ситуации, объекта, события. Воспользуйтесь для примера таким перечнем: 1. С кем Вы бы хотели поехать на экскурсию в другой город? 2.С Вами случилась неприятность. Кому Вы расскажете об этом? З.С кем Вы хотели бы отпраздновать свой день рождения? 4.С кем Вы хотите больше общаться? 5.Чьи замечания Вы больше принимаете и к чьей критике прислушиваетесь? 6.Вы встретили человека, который Вам понравился. Кому Вы об этом скажете? 7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем посоветуетесь? 8.С кого Вы могли бы брать пример в жизни? 9. Кому Вы хотели бы понравиться больше всего? 10. С кем Вы откровеннее? П. С кем Вы проведете отпуск? Одновременно участникам теста предложите примерный перечень вероятных референтов, в их числе: родители; муж или жена; родственники; брат, сестра; взрослый знакомый; знакомые родителей; друзья; лучший друг; компания; знакомая девушка (юноша); товарищи по работе; товарищи 112 по кружку и т.п.; известный человек; авторитетная личность; литературный персонаж; герой фильма; историческая личность; никто. Основная процедура теста: ваши респонденты, отвечая на каждый вопрос, выбирают из дополнительного перечня наиболее предпочтительную кандидатуру (референта, партнера). По итогам теста составить для каждого из участников референтную карту — портрет его ближайшего референтного окружения. 113 Разновидности социально-культурных проектов: проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досу-говых программ; проекты досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы. Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворче-ских, культурно-досуговых и других проектов и программ. Координация на этой основе усилий государственных и негосударственных (общественных, коммерческих и др.) субъектов социально-культурной деятельности. Выстраивание политики протекционизма по отношению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общественных организаций, групп населения и отдельных граждан. Разработка социальных гарантий для культуроемких областей функционирования региона: дополнительного образования, эстетического воспитания, профессионального искусства, народного творчества, концертно-зрелищного обслуживания, организации развлечений. Обязательность «привязки» проекта к конкретным социально-экономическим, демографическим, культурным особенностям региона, образу жизни и традициям его населения. Анализ собственных возможностей и объективных условий для реализации социокультурных технологий. Характеристика содержания проекта, сути культурного продукта или услуг, предоставление которых является целью проекта. Разработка и проведение маркетингового исследования по изучению возможного спроса на социокультурные услуги среди сотрудников государственных, муниципальных учреждений и служб; негосударственных общественных формирований; коммерческих структур; отдельных социальных, профессиональных, возрастных, национальных и других групп и общностей. 114 Проектная концепция. Сущность концептуального подхода к обоснованию и оформлению проектной идеи. Проектная идея как отражение содержания социального заказа на проект. Структура построения концепции: характеристика проблем или проблемы; обоснование приоритетных направлений их решения. Разработка проектной заявки. Структура проектной заявки. Составление паспорта (визитной карточки) проекта, основные пункты визитной карточки. Разработка аннотации заявки на проект. Два варианта аннотации и их особенности. Тренинг по составлению паспорта и аннотации заявки на выполнение проекта. Подготовка описания проекта. Описание как оформление содержательной части проекта. Описание проекта в форме стартового бизнес-плана. Предусмотренные проектом методы практической деятельности. База, суть мероприятий, их последовательность, сроки реализации, исполнители и соисполнители. Характеристика имеющихся в наличии и запрашиваемых ресурсов. Обоснование выбора проектной стратегии использования ресурсной базы проекта из прочих возможных вариантов. Результат проекта и главные критерии оценки результативности проекта. Сущность мониторинга (сбора сведений) о ходе реализации проекта. Формы отчетности на различных этапах реализации проекта. Бюджет проекта. План финансирования проекта. Объем стартового финансирования проекта на период его действия. Возможные источники дальнейшего финансирования по окончании проекта. Структура разделов сметы расходов на проектные работы. Технологии экспертизы проекта. Сущность экспертной деятельности. Официальная и неофициальная экспертиза. Процедура подготовки и проведения экспертизы. Работа с объектом экспертизы. Критерии экспертной оценки социокультурных проектов. Тренинг по экспертированию коммерческих и неприбыльных социокультурных проектов. Критерии федеральной (общегосударственной) значимости социально-культурных проектов и программ: значи- 115 мость для повышения уровня и качества социально-культурной (образовательной, культурологической, оздоровительной, досуговой и др.) деятельности, развития и популяризации самодеятельного художественного творчества; значимость для обогащения и внедрения новых форм, методов и технологий социально-культурной деятельности; значимость для повышения качества методического обеспечения СКД; уровень инновационности и масштабности проектов и программ; степень полезности опыта реализации проекта или программы для других регионов; потенциал для дальнейшего развития проектной идеи. Критерии региональной значимости социально-культурных проектов и программ: значимость для сохранения культурной самобытности региона; значимость для ослабления социальной напряженности в регионе; значимость для развития культурных связей региона с другими регионами; значимость для поддержки социально незащищенных слоев населения в регионе. Критерии осуществимости (реализуемости, результативности) социально-культурных проектов и программ: степень проработанности проекта или программы, их соответствия требованиям, выдвинутым в заявке или в заказе; соответствие содержания проекта или программы поставленным проблемам и целям; разнообразие источников финансирования; уровень поддержки проектов и программ со стороны региональных или местных органов управления; организационно-управленческий потенциал руководителей, занимающихся разработкой и реализацией социально-культурных проектов и программ (их административные способности, результативность текущей деятельности); сформированность материально-технической базы для реализации проекта или программы. Критерии эффективности реализации социально-культурных проектов и программ: оправдывает ли размер совокупных (из всех источников) затрат получаемый от проекта (или программы) социально-культурный эффект; какова возможная степень окупаемости затрат (высокая, средняя, низкая). Внедрение проекта. Характер и последовательность операций на исполнительско-внедренческом этапе проектирования. Промоутерская деятельность по формированию общественного мнения и созданию паблисити для проекта. Меди-апланирование и тренинг по разработке и реализации меди-апланов и других акций по рекламно-информационному обеспечению проектов. Заключение договоров на реализацию региональных и локальных программ и проектов. Тренинг по разработке мастер-плана по ресурсному обеспечению проекта. Общественная презентация социокультурных проектов. Функции практического менеджмента и маркетинга в процессе реализации социокультурных проектов и программ. Тренинг по закреплению навыков менеджмента в работе по реализации проектов и программ. Практическая реализация. Деловая игра по анализу хода реализации и корректировке проекта в соответствии с обнаружившимися просчетами. Деловая игра по закреплению навыков в области маркетинговых исследований в сфере социокультурного проектирования. Разработка организационного и финансового планов реализации проекта. Подготовка юридической схемы его реализации. Оценка реализации проектов и программ, их влияния и эффективности по П.Росси и Г.Фримэну (К.О551 Ре1ег Н. апс! Ргеетап Но\уагс1 Е. ЕуаЬайоп: А 8у51етайс АрргоасЬ: 5(Ь ее!. — Са1. 1993. —Р. 34-41). Является ли проект (программа) достаточно эффективным, чтобы достичь намеченных целей? Не существует ли возможность объяснить результаты реализации проекта (программы) действием некоторых дру-
116 117
гих альтернативных процессов, не предусмотренных проектировщиком? Не спровоцирует ли проект (программа) какие-либо неожиданные последствия? Какова стоимость оказания услуг и льгот участникам проекта? Обеспечивает ли предложенный проект (программа) более эффективное использование имеющихся ресурсов по сравнению с вероятными альтернативными путями их применения? Цель проектной заявки: дать для донора всю необходимую информацию о проекте. Заполнение титульного листа — визитной карточки проекта. Броскость и краткость названия проекта. Возможное наличие подзаголовка. Автор, авторская группа или организация-исполнитель проекта. Обозначение организации-заявителя и поддерживающей организации. Научный руководитель проекта. География; район, город, область, где будет проходить работа по выполнению проекта. Тип проекта (преобладающий): - долгосрочный или краткосрочный очный (единовре - коммерческий, полукоммерческий или некоммерче- - авторитарный или нетиповой (универсальный или - является составной частью федеральной или регио Составление аннотации — резюме, повторяющего все части полной заявки. Короткая (абзац до 10 строк) и длинная (до одного листа) аннотации. Содержание заявки Введение. Постановка проблемы или обоснование потребности (востребованности) в данном проекте, изложение сути проблемной ситуации. Цели и задачи проекта. Цель — наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Задачи — конкретизированные данные о степени полезности проекта: кто охвачен проектом, что следует изменить, в каком направлении и к какому сроку. Методы (краткое описание проекта). Подробное описание видов деятельности (мероприятий), которые необходимы для получения желаемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов. Описание методов: что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы (кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социально-демографические) будут привлечены. Какова наша стратегия в достижении желаемых результатов? Почему мы выбрали именно ее и именно эти методы из всех других возможных? Оценка и отчетность. Оценка результатов проекта, оценка степени эффективности (1). Сбор сведений о ходе реализации проекта на отдельных этапах — оценка хода работы или мониторинг. Дальнейшее финансирование. Возможные источники финансирования по окончании проекта. Наилучший план будущего финансирования — план, не требующий последующей поддержки от донора. Бюджет проекта. Разработка сметы расходов, включающей три раздела, оплату труда, основные прямые расходы и непрямые расходы. 119 118 122 1 Технологии общественных связей как разновидность коммуникационных технологий, направленных на производство и обмен социальными и культурными, духовными ценностями между людьми, общностями людей и организациями. Предмет и объект технологий общественных связей в социокультурной сфере. Социальные льготы и блага (охрана здоровья, отдых, образование, социальная защита и др.). Культурные ценности и блага (научные, художественные, эстетические, религиозные и др.). Сущность и содержание функциональных направлений технологий общественных связей в процессе социально-культурной деятельности. Определение общей социокультурной политики на региональном и локальном уровнях, на уровне отдельно взятого социально-культурного института. Создание паблисити (популярности и имиджа) для социально-культурного учреждения или предприятия, для продвижения на рынке производимых ими культурных продуктов и услуг. Общественная информация. Информирование общественности о планах и намерениях социально-культурного института с помощью различных средств в коммуникации. Исследование и анализ проблем социально-культурной сферы. Организация маркетинговой службы. Связи с государственными органами местного (локального) и регионального уровней. Связи с пользователями социально-культурных проектов и программ, партнерами, инвесторами, конкурентами по социокультурному бизнесу. Реклама. Прием гостей. Координация и корректирование общественных контактов во внутрифирменной и внешней среде. 123 внимания к коммуникации; 2) достижение восприятия и адекватного усвоения информационного сообщения; 3) интерпретация полученного сообщения в заранее предусмотренном виде; 4) сохранение информации в банке данных для дальнейшего неоднократного использования; 5) использование информации для стимулирования активного обучения и практических действий; 6) убеждение получателя в необходимости готовности к действию в соответствии с желанием отправителя информации. Современные компьютеры, сканеры, мониторы, принтеры, находящиеся в распоряжении социально-культурного учреждения — необходимая база для выпуска пресс-релизов, афиш, проспектов, ежегодных отчетов и других видов информационной печатной продукции. Виды информации, необходимые для банка данные сотрудников социокультурных учреждений и организаций! управленченская информация (приказы, распоряжения др.); правовые акты, законы; доклады руководителей; стати-^ стические данные по профилю деятельности; базовая специальная и справочная литература; протоколы важных заседаний и встреч; подборка всей информации о своей организации и аналогичных ей; список людей, служб и организаций, интересующих наше учреждение; биографии известных лидеров и руководителей; описание действующих объектов социально-культурного назначения; списки издателей и публикаций по социокультурной проблематике; сведения о людях в СМИ, с которыми можно контактировать по вопросам размещения рекламы и публикаций; сведения об организациях — партнерах и конкурентах. Управленческие аспекты информационных ресурсов в социально-культурной деятельности. Информационное обеспечение управленченских решений в социально-культурной сфере. Организация и использование социально-культурного мониторинга. Развитие различных форм информационного обмена и сотрудничества между органами 124 культуры, образования, социальной работы, здравоохранения, спорта, национально-культурными центрами, обществами, объединениями и движениями. Перспективы дальнейшего роста информационного потенциала социально-культурной сферы за счет использования современных технологий, аудиовизуальных средств, компьютерных программ, массмедиа. Технология создания рекламно-информационного сайта для Интернет-сети. Формирование коллекции изображений социально-культурного объекта, продукта или вида услуг, их накопление на компьютерных носителях. Написание сценария («архитектурного плана») сайта. Написание макета сайта. Программная реализация сайта. Размещение сайта на сервере. Другие формы применения информационно-рекламных технологий в социально-культурной деятельности. Использование компьютера для автоматизированного учета и обработки документации в учреждениях культуры. Различные виды информационного взаимодействия социально-культурных институтов. Создание межмузейных выставок в виртуальном пространстве, работа в реальном времени с библиотечными и музейными каталогами, удаленными на значительное расстояние. Проведение Интернет-конференций. Информационно-рекламное обеспечение социокультурных проектов и программ. Медиаплан как универсальная форма информационно-рекламной поддержки и продвижения образовательных, художественно-зрелищных, развлекательных и других досуговых предложений и инициатив. Структура медиаплана и порядок медиапланирования. Название и тип социально-культурного объекта (далее — «фирма»). Тип предлагаемого социокультурного продукта или вида культурно-досуговых услуг. Информация о фирме. Информация о продукции или виде услуг. Цель рекламно- 125 информационной кампании. Выбор целевой аудитории. Сегментация возможных уровней потребителей социокультурного продукта или вида услуг. Разработка бюджета под медиаплан. Стоимость различных видов рекламно-информационного обеспечения предлагаемого продукта или услуги: закупки выставочной площади и дизайна стенда; изготовление роликов на телевидении и радио, рекламы в журнале и газете, информационного сообщения — листовки, страницы в Интернет-сети, проведения конференций, семинаров и презентаций. Обоснование медиаплана и анализ результатов его реализации. Подготовка полиграфической и сувенирной продукции для рекламно-информационной поддержки социокультурных мероприятий, проектов и программ. Настенные, настольные и карманные календари. Открытки и пригласительные билеты. Дипломы, проспекты, книги, брошюры, каталоги и фирменные бланки. Вкладыши и этикетки. Конверты, стакеры на бумаге и пленке, самокопирующиеся документы и другие. Полиэтиленовые и бумажные пакеты. Настольные офисные наборы. Флаги и вымпелы, футболки и бейсболки, шейные платки. Ручки и карандаши. Еженедельники, блокноты, визитницы и ключницы. Портмоне, брелки и рулетки. Портсигары, спички и зажигалки. Технологии аудиовизуальной рекламы, используемые в социокультурной деятельности. Печатные и радио- или телеобъявления (телетексты). Обращения к общественности, заявления о миссии того или иного социокультурного института (фирмы, предприятия) или о его позиции по определенным спорным вопросам. Рекламирование по почте. Внешняя реклама: афиши, вывески, щиты, растяжки, логотипы, символика. Реклама в специализированных сборниках типа «Желтые страницы». Рекламные объявления в транспорте и на транспортных средствах. Реклама с использованием авиа- 126 ции и воздушных шаров. Реклама при помощи специальных изделий: на календарях, пепельницах, ручках, карандашах, спичечных коробках, записных книжках и других канцелярских, дизайнерских или текстильных изделиях. Трюковые, игровые, театрализованные сцены, привлекающие внимание. Модель использования социально-культурных технологий в период проведения массовых избирательных кампаний на федеральном и региональном (местном) уровнях. Содержание информационно-рекламного обеспечения избирательной кампании как необходимого элемента ее менеджмента. Оборудование и дизайн-оформление штаба избирательной кампании. Сбор исчерпывающих социологических данных о регионе, по которому баллотируется кандидат. Организация политической рекламы с использованием клишированной биографии кандидата, подготовка аудио- и видеороликов для радио и ТВ, сайта для Интернет-сети, пресс-релизов, статей и листовок для печати, пресс-конференций, интервью, брифингов. Личные контакты кандидата и его доверенных лиц в процессе социально-культурных акций. Проведение эпатажной агитации, организация политических митингов, митингов-концертов и шоу-представлений, фестивалей, культурно-спортивных праздников и спортивных соревнований с участием кандидата. Обход домов и квартир в рамках кампании «от двери к двери», участие кандидата в приемах и семейных торжествах, массовая рассылка писем от кандидата по методу «коврового письмометания» (или на языке специалистов «дирек-тмейла»). Личные телефонные контакты кандидата с избирателями («горячая линия») и агитация по телефону. Размещение информации о кандидате на придорожных рекламных щитах, уличных растяжках, в общественном транспорте, на предметах сувенирной продукции. 127 Г Тема 6.13. Этнонаправлвнные технологии социокультурного обмена и сот РУДничества Этническая природа социально-культурных процессов. Этнография и страноведение как методологическая ос- и межГНИтеЛЬНОГ° аНаЛЮа технологий межнационального «^международного сотрудничества в социально-культурной не то СОЦИОКУЛЬТУР»ЫЙ институт, решающий не только этнокультурные, „о и экономические, политиче- ньш н1СИХОЛО™ЧеСКИе пР°блемы' с™Щие перед нетитульный 17^ ТОГ° ИЛИ ИН°Г° Региона' Диасп°Ра ~ реаль-нациоИня ФСКТИВНЫЙ ИНС1РУмеет осуществления подлинной на^ьнп °'КУЛЬ1УРН°Й автономии' организации рационального взаимодействия людей единого этнического про- Г51 На °СН°Ве СДИНСТВа на«ионального языка, тра, обычаев, народного воспитания и творчества.
33" 0" ? Ф ° национально-культурной автономии (1996) рме национально-культурного самоопределения в виде общественного объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры об™ШИРОКОе Р^Р00^»6™6 творческих, развивающих обучающих этнокультурных технологий на различных V пенях гуманитарного, художественно-педагогического образования в допрофессиональном образовании (детский сад шкода учреждения дополнительного образования) базовом профессиональном образовании (вузы и средние совет" ™6 УЧебНЫС 3аВеДеНИЯ)' пР°фессионального совершенствования (система повышения квалификации), 128 профессиональной самореализации. Национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии как разновидности общественных организаций и самодеятельных объединений, преследующих задачу культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических групп. Этнокультурные технологии — основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. Этнонаправленные технологии — инструмент межнационального культурного обмена и сотрудничества. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций в координации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого участия населения в социально-культурной деятельности, утверждение культурной самобытности каждого народа. Взаимообмен и взаимовыгодное сотрудничество в социально-культурной сфере — перспективный фактор укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между народами. Основные направления социально-культурного взаимообмена и сотрудничества между странами на уровне государственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совместных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций (фестивалей, праздников, караванов мира и др.). Важнейшие компоненты технологий межнационального и международного обмена и сотрудничества в социально-культурной сфере. Обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога представителей различных стран и национальностей. Обес- 129 печение возможности для каждого человека самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции. Обеспечение включенности отдельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные общецивилизационные социально-культурные процессы. Примерные темы семинарских и практических занятий
Открытый «круглый стол» с представителями досуговых организаций США и Западной Европы «Международное сотрудничество в социально-культурной сфере: состояние, проблемы, перспективы».
Разработка примерных программ досуга для международного детского лагеря. 3. Коллективный отбор лучших студенческих рефератов (курсовых работ, проектов) по проблемам организации международных инициатив и акций в сфере детского, молодежного досуга. Проблемные вопросы для самопроверки, собеседований, «круглых столов», дискуссий и других видов семинарских и практических занятий: Роль социально-культурной деятельности в жизни общества. Каковы основные пути перестройки, ее содержания и организации в современных условиях? 130 ЛИТЕРАТУРА 1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собствен 2. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в 3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М., 1993. 4. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концеп
5. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. 6. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление 7. Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студен 8. Данилевский В.Я. Народный дом, его задачи и об
9. Дьячков Ф.Я. Народные дома — очаги духовной и мате 10. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для
11. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятель 12. Зазыкин ВТ., Чернышев А.Н. Менеджер, психологиче 13. Закон Российской Федерации «Основы законодательства 14. Иконникова С.А. Молодежь и культура. — М., 1989. 131 14. Иконникова С.А. Молодежь и культура. — М., 1989. 15. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное 16. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: про 17. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. 18. Культурно-досуговая деятельность: перспективы разви 19. Киселева Т.Г. Семья в послевоенный период. — М., 20. Киселева Т.Г. Образовательные процессы в России на 21. Киселева Т.Г. Женщина и семья в послеоктябрьский пе 22. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: по 23. Киселева Т.Г.Пути повышения социально-культурного 24. Киселева Т.Г. Специалист культуры и досуга нового ты 132
25. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально- 26. Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Куль 27. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного 28. Квалификационные характеристики социального педаго 29. Культура в условиях рыночной экономики: Уч. пос. —
30. Крупская Н.К. О клубе // Пед. соч. — Т.8. — М.: АПН 31. Крупская Н.К. Что такое клуб // Пед. соч. — Т.8. — М.: 32. Куманев В.А. Судьбы отечественной интеллигенции (30-е 33. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании полит- 34. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи по-
35. Ленин В.И. О пролетарской культуре // Поли. собр. соч. 36. Луначарский А.В. О воспитании и образовании // 37. Мазурицкий М.П. Массовые учреждения культуры в го 133 39. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного 40. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения 41. Молодежный ренессанс и проблемы социализации мо 42. Мосалев Б.Г. Социология досуга. — М., 1995. 43. Национальная доктрина образования в Российской Фе 44. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Сло 45. Неформалы: кто они? — М., 1990. 46. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, 47. Орлов А.С. Социальная рекреация. — М.: Наука, 1995. 48. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную ан 49. Очерки социальной анторопологии, — СПб., 1995. 50. Педагогика: педагогические теории, системы, техноло 51. Пирумрова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в об 52. Профессиональная деятельность социального работника: 53. Разумный В.А. Клуб и культура общения. — М., 1989. 54. Разумный В.А. Народное творчество и современность 55. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и рели 56. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия 134
57. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, 58. Социальная педагогика. Теория, методика, опыт иссле 59. Социальная работа: В 2 ч. — М., 1992. 60. Социальная педагогика: проблемы, поиски, решения. — 61. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени.
62. Столяров И.А. Управление культурой. Организационно- 63. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры: 64. Социальные проблемы российского общества. — М., 65. Теоретические основания культурной политики. — М., 66. Теория и практика социальной работы: отечественный и
67. Томский М. Задачи рабочих клубов // Избранные статьи 68. Троцкий Л. Культура переходного периода // Соч. — Т. 69. Троцкий Л. Вопросы культурной работы. — М.: Госиз
70. Триодин Б.Е. Воспитание увлечением. — М., 1987. 71. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы 72. Фонд времени и мероприятия в социальной сфере / Под 73. Харчев А.Г. Социология воспитания. — М., 1990. 135 Р 74. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. — М, 75. Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. 76. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / Пер. с англ. 77. Эриксон Э. Детство и общество. — Обнинск: Принтер, 78. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в со 79. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: па 80. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. — М., 136 Практикум Тренинг по теме. Тестирование. Дискуссия по теме. Деловая игра. Практическое занятие. Индивидуальная консультация по теме. «Круглый стол» на тему. Подготовка доклада или сообщения на тему. Итоговый срез знаний (тестовый) по разделу.
62 63 Тема 3.3. Народная художественная культура и творчество Понятие «народная художественная культура» и его социокультурные и этнокультурные истоки. Связь народной художественной культуры с социокультурными общностями и движениями. Соотношение понятия «социально-культурная деятельность» с понятиями «фольклор», «народное искусство», «народное творчество». Народная культура как форма исторической памяти и самосознания народа, обеспечивающая его целостность и историческую сохранность. Отражение в народной культуре стержневых мировоззренческих характеристик народа как этническая общность. Социально-культурная природа процесса возникновения и развития исторически сложившейся на определенной территории устойчивости межпоколенной общности людей, обладающих общими культурными ценностями. Неделимость процесса сложения культуры и нации. Развитие культуры по мере формирования этнической общности людей (народа). Укрепление этнической общности людей (народа) по мере формирования его культуры. Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм, способов и приемов социально-культурной деятельности разных поколений, воплощенных в предметных результатах — произведениях фольклора, народного творчества, декоративно-прикладного искусства, в изделиях представителей народных промыслов и ремесел. Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества. Его использование в различных социально-культурных сферах и технологиях. Освоение исторического и современного опыта народной художественной культуры и творчества в учреждениях дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования, в системе национальных этнокультурно-информационных центров. 64 Творческий мониторинг проектов и отдельных проектных идей конкурсов, фестивалей, творческих лаборато-оий мастерских, семинаров, связанных с фольклором, на-подными промыслами, ремеслами, исполнительским искусством, жанрами и тематическими тенденциями формирования репертуара. Реализация мероприятий по адаптации знаний и навыков профессионалов и непрофессионалов в области народной художественной культуры и творчества к изменяющимся условиям рынка. Стажировка у ведущих специалистов и деятелей народного творчества, мастер-классы, лаборатории, семинары, методические и научные совещания и конференции. Методическое обеспечение, мониторинг использования трудовых и управленческих ресурсов, создание условий для появления и развития новых организационных форм и моделей профессиональных художественных и народных коллективов, инфраструктурных организаций в сфере фольклора, народных промыслов и ремесел. Тема 3.4. Образование Превращение образования из изолированной системы в важнейшую сферу социально-культурной деятельности. Образование как общественная практика социализации и воспитания подрастающего поколения, как система дифференцированных культурно-образовательных услуг, как механизм формирования и развития духовно-нравственной культуры и социокультурного потенциала каждого региона. Образование как одна из уникальных и наиболее эффективных социокультурных сфер, сдерживающих антидуховные и асоциальные процессы в среде подростков и молодежи. Решение проблем национального и общечеловеческого в содержании воспитательной работы учреждений образования. Цели и задачи этой сферы в свете требований Национальной доктрины образования Российской Федерации. Обеспечение исторической преемственности поколений, °спитание исторической памяти, сохранение, трансляция и 65
развитие национальных культур народов России. Воспитание патриотов, граждан правового, демократического, цивилизованного государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокими нравственными принципами. Разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие детей и молодого поколения, культивирование навыков самообразования для творческой самореализации личности. Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания, мировосприятия и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэтнических отношений. Систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения. Значительный качественный рост профессионального образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. Непрерывность образования в течение всей жизни человека. Обеспечение многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, личностно-индивидуальный подход в образовании. Многофункциональность и разноуровневость образовательного пространства как сферы социально-культурной деятельности. Разработка и реализация экологических, экономических, правовых, духовно-нравственных, профессионально и этнически сориентированных, информационных и других традиционных и нетрадиционных образовательных программ в учреждениях дошкольного, школьного, профессионального, среднего специального, высшего и дополнительного образования. Развитие социокультурного и этнокультурного потенциала дополнительного образования: сущностные характеристики и стратегия. Роль авторских социокультурных школ, проектов и программ в развитии и саморазвитии творческих способностей ребенка. Изменение ценностных ориентации детей и подростков в условиях рынка и их учет в системе дополнительного 66 образования. Взаимодействие и интеграция дополнительного образования и учреждений социокультурной сферы. Практика взаимодействия учреждений образования с детско-юношескими социокультурными организациями и объединениями. Диалог учреждений дополнительного образования с семьей, аспекты этого взаимодействия в области превентивной и семейной педагогики. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы