Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Александр Александрович Алябьев- 230 лет со дня рождения.



( 15 августа 1787 г-6 марта 1851 г.)

Александр Александрович Алябьев- русский композитор, пианист, дирижёр.

Алябьев получил хорошее домашнее образование и с детских лет приобщился к занятиям музыкой. Семья губернатора, который был покровителем местного театра и оркестра, не пропускала, практически, ни одного спектакля или концерта.

В 1796 г. семья Алябьевых переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И.Г. Миллера - " знаменитого контрапунктиста" (М. Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, продолжая образование в Благородном пансионе Московского университета, где занимается игрой на фортепиано и теорией композиции, и здесь в 1810 г. были изданы его первые сочинения - " Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано", два фортепианных вальса, написан Первый струнный квартет. Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки.
В 1812 Алябьев вступил добровольцем в армию, участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (в Иркутском и Ахтырском гусарских и Конноегерском полках). Примечателен факт участия Алябьева в беспримерной по изобретательности и смелости операции по взятию Дрездена, организованной и проведенной, практически без потерь, знаменитым партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. Именно при взятии Дрездена Алябьев был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден орденами св. Анны 4-й степени, св. Владимира 4-й степени и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Затем военная служба продолжалась в Петербурге, где Алябьев в 1915 году сочинил одно из ранних своих произведений — гусарскую песню «Один еще денек».

Нелепое происшествие 24 февраля 1825 изменило всю жизнь музыканта. Как-то раз за картами Алябьев уличил одного из игроков, своего знакомого помещика Т.М.Времева, в нечестной игре. Будучи человеком чрезвычайно несдержанным и вспыльчивым, он в запале ударил шулера, который через несколько дней скончался - по заключению врачей, от разрыва селезенки. И хотя Времев был серьезно болен, все попытки доказать, что смерть наступила вовсе не по причине стычки за картежным столом, ни к чему не привели. Алябьева обвинили в убийстве, было заведено уголовное дело. На суде не было доказано, что смерть Времева произошло от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. Три года провел Алябьев в тюрьме, где продолжал писать музыку. Именно находясь в тюремном заключении, Алябьев пишет своё самое знаменитое произведение - романс " Соловей". Тогда же им был сочинен комический балет " Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (судя по названию, - продолжение балета " Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" Маковеца, 1818), балет был поставлен в 1827 в Московском Большом театре (балетмейстер Ф. Бернаделли).

Высочайше утвержденным 1 декабря 1827 года мнением государственного совета Александр Александрович был приговорен к ссылке «на родину», на житье в Тобольск (" Исторический Вестник", 1908 года, апрель, " К биографии Алябьева" А.В. Безродного). В Тобольской ссылке Алябьев жил в приходе Захарьевской церкви, где ему вменялось регулярное покаяние.

В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским.


Известные сочинения:

· романсы:

o На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;

o На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;

o «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),

o «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского),

o «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),

o «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского),

o «Пахитос» (слова Ивана Мятлева),

o «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),

o «Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича),

o «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),

o «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина).

· оперы

o Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге)

o Буря (1830-е гг.)

o Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)

o Волшебная ночь (1838-39, не окончена)

o Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)

o Аммалат-Бек (1842-47)

· оперы-водевили

o Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург)

o Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)

o Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва)

o Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва)

o Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва)

o Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же)

o Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)

o Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.

· балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)

· пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)

· мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828? )

Награды:

орден св. Анны 4 степени    орден св. Владимира 4 степени

 медаль в память о войне 1812г

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь