Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Василий Поленов, Виктор Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного. 1881—1882 гг.



Абрамцево.

459

ТАЛАШКИНО

Подобно Абрамцеву, на рубеже XIX—XX вв. центром возрождения русского искусства стало имение Талашкино под Смоленском. Вла­делица усадьбы княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867—1929) была творчески одарённой лично­стью, талантливой певицей, худож­ницей. Приехав в Талашкино (они с мужем, крупным промышленни­ком, приобрели имение в 1893 г.), Тенишева написала: «Наконец я могла отдаться своей страсти — коллекционированию русской ста­рины».

В сопровождении знакомых ху­дожников, историков, археологов Тенишева ездила по русским горо­дам и сёлам, собирая предметы декоративно-прикладного искусст­ва: ткани, вышитые рушники, кру­жева, платки, одежду, глиняную посуду, деревянные прялки, солон­ки, украшенные резьбой сундуки, детские игрушки. Так было положе­но начало уникальному Музею рус­ской старины, который открылся в 1898 г. в Смоленске (в 1917 г. эвакуирован в Париж).

В самом Талашкине организова­ли художественные мастерские — вышивальную, гончарную, столяр­ную, резьбы по дереву и др. В усадь­бе царила радушная атмосфера и всегда было множество гостей, сре­ди них художники И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, М. А. Врубель, К. А. Ко­ровин, скульптор П. П. Трубецкой и многие другие.

Сюда неоднократно приезжал художник Николай Константино­вич Рерих (1874—1947). Смолен­ские мотивы нашли отражение во многих его произведениях. Рерих выполнил росписи в церкви Свято­го Духа, построенной недалеко от имения. Мастер, увлечённый искус­ством Востока, образу Царицы Небесной придал черты индийской женщины. К сожалению, фрески Рериха погибли.

С 1900 по 1903 г. в Талашкине жил художник Сергей Васильевич Малютин (1859—1937). В 1901 г. по заказу Тенишевой Малютин спроек­тировал и оформил деревянный до­мик «Теремок». Он напоминает за­бавные резные игрушки-безделушки,

которые изготовлялись в местных мастерских. И бревенчатый сруб, и маленькие «слепые» оконца, и дву­скатная крыша, и крыльца — всё как у крестьянской избы. Но слегка кривобокие и намеренно преувели­ченные формы придали его облику нечто сказочное. Фасад домика украшен причудливым резным на­личником с диковинной Жар-птицей посередине, Солнцем-Ярилой — символом жизни и света, коньками, рыбками, цветами.

В талашкинской мастерской по эскизам Малютина делали мебель: сундуки, столики. Своими несколь­ко тяжеловесными формами они напоминали подлинные предметы крестьянского быта.

Сергей Малютин

Теремок. 1901 г.

фризом с изображением ирисов. Ор­намент решётки ограды состоит из спиралей — декоративный мотив, характерный для стиля модерн.

Интерьер дома также полностью спроектирован Шехтелем. Окна просторного вестибюля украшены витражами с рисунками в виде ги­гантского крыла бабочки и ди­ковинных трав. На полу мозаика с узором, похожим на водную зыбь. По потолку стелется лепнина: кувшинки, морские звёзды, улитки. Сте­ны затянуты тканью болотного оттенка. Светильник похож на ги­гантскую медузу, поднимающуюся из водных глубин. С капители (вен­чающей части) колонны, подпира­ющей низкий потолок, свисают змеи. Центральная лестница из ис­кусственного мрамора ведёт на верхний этаж. Её перила напомина­ют морскую волну. Оформление деталей интерьера (дверей, паркета,

460


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь