Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общество как социокультурная система.



Общество как социокультурная система.

Понятие общества и социальной системы.

Уровни социальных систем, их иерархичность.

Специфика социальных систем и закономерности их функционирования.

Признаки общества как целостного социального образования.

Разработка различных концептуальных подходов к определению «общество»: теории «действующих индивидов», теория «социальных групп», институциональный поход, функциональная и аналитическая концепции.

Теории происхождения общества: инструментальная, гендерная, кратическая, семантическая и др.

Современные концепции обществ: цивилизационная, теория глобального общества И. Валлерштайна,

концепция коммуникативного общества Н. Лукмана,

теория «трех волн» О. Тоффлера,

теория «стадий экономического роста» У. Ростоу.

Диалектика цивилизованного и формационного подходов к обществу.

Разработка различных концептуальных подходов к определению «общество»: теории «действующих индивидов»,

Крайний случай этой концепции — теория Г. Зиммеля, который представлял общество как взаимодействие индивидов. В современной социологии традиции Зиммеля продолжает «сетевая» теория, которая главный упор делает на действующих индивидов, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга.

Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля. Он считал, что обще­ство представляет собой взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в опре­деленный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различ­ных видов деятельности. Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Соци­альные связи - это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем, такое представление об обще­стве как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответ­ствует социологическому подходу.

Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в «сетевой» тео­рии общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности ставят в центр внимания при объяснении сущности общества личностные атрибуты действую­щих индивидов.

Теория «социальных групп»,

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП - - теория, исследующая процессы складывания соц. групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимости их развития от взаимодействия с др. группами и т. д. Уже Л. Гумплович утверждал, что человечество не является социологич. понятием, таковым он считает понятие соц. группы, к-рое и образует, по его мнению, предмет социологии; при этом основой соц. группы он считал расу. Разнообразные влияния, к-рые оказывают гетерогенные соц. группы друг на друга, составляют, по Гумпловичу, соц. процесс. Э. Дюркгейм проанализировал (в работе о самоубийстве) связь группы, к-рая сводится, по его мнению, к непрерывности группового влияния, и раскрыл воздействие нормативно регулируемых групповых связей на поведение человека. Ч. Кули провел различие между первичными группами (семья, соседские и дружеские компании) и вторичными группами. В современной буржуазной социологии этот подход разработан далее в теории малых групп (см.) (Э. Мэйо, Дж. Морено, Дж. Хоманс и др.). Н.И. Лапин.

Теория, исследующая процессы складывания социальных групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимость их развития от взаимодействия с другими группами.

Теории социальных групп: общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, являющихся разновидностями одной доминирующей группы.

Институциональный поход,

Согласно этому представлению, составляющим суть институционального подхода как новой научной методологии XXI в. возможно понимание социальной реальности на современном, более глубоком и сущностном уровне. Представление об обществе и его важнейших сферах как институциональных комплексах позволяет определить социальные механизмы выживания и развития разных типов государств. При таком подходе, когда институты рассматриваются не как факторы, но как собственно содержание социальных отношений, возникает задача их выявления, а также изучения закономерностей функционирования. Применение такого подхода в исторических исследованиях позволяет сделать вывод о том, что рыночные и нерыночные институциональные комплексы являются не стадиями процесса экономического развития государств, но сосуществуют параллельно и исторически развиваются. В одних типах обществ доминирует один тип экономических отношений, или институтов - институты рынка, в другом - иной, объединяющий институты редистрибуции. Оба комплекса конкурентноспособны и обеспечивают выживание и развитие каждого из государств в тех конкретных природных и материально-технологических условиях, которые им даны.

Распространение институционального подхода является сегодня характерным для большинства областей гуманитарного знания. Институты, являвшиеся ранее преимущественно объектом исследования правоведов и социологов, стали предметом экономической науки, антропологии, политологии и т.д. Наиболее активно институциональный подход развивается в экономике, наиболее прагматичной из всех общественных наук. Экономисты, неудовлетворенные объяснительными и прогностическими возможностями классического подхода, обозначаемого как "мэйнстрим", выстраивают новые институциональные концепции. Пионерами здесь выступают представители американской и западноевропейской школ. Разработанные ими категории, понятия и теоретические схемы, принесшие лучшим представителям этого направления Нобелевские премии, широко заимствуются во всем мире, в том числе и в отечественном обществоведении.

Таким образом, институционализм рассматривает механизмы и связи субъектов рыночных отношений, оценивает их поведение по исполнению норм (формальных и неформальных), дает оценку эффективности структур (институтов).

Институциональные теории: общество представляет собой большую совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.

 

Функциональная

Функциональная концепция является наиболее влиятельной и распространенной. Ее отличает либерально-прогрессистский оптимизм, вера в движение постиндустриального общества к социальной стабильности, к процветанию, к обществу, преодолевающему бедность. Отмечая важную роль образования в социальной мобильности, функционалисты утверждают, что различные социальные роли, в особенности элитные, требуют различных способностей. И поэтому, чтобы общество функционировало эффективно, эти роли должны исполняться людьми с соответствующими способностями.

Образовательная система должна играть при этом ключевую роль, выполняя три жизненно важные функции в развитии общества. Во-первых, она способствует развитию человеческих ресурсов (особенно – подготовке беловоротничковых, техников, менеджеров), столь необходимых для постиндустриального общества. Во-вторых, она создает механизм селекции индивидуумов в соответствии с их способностями и талантами, готовя их к той форме деятельности, к той работе, которую они могут лучше всего выполнять. В-третьих, функционалисты утверждают, что образовательная система способствует интеграции общества, его сплочению, прививая ценности информационного общества.

В нормативном плане система образования призвана обеспечить обществу эффективную и справедливую селекцию способностей и талантов, так что именно наиболее способные достигают самых ответственных, то есть элитных, позиций.

Образование и призвано развивать способности индивидов и используется как средство социальной селекции, причем оно обеспечивает селекцию, базирующуюся в большей мере на личных достижениях, чем основанных на предписанном статусе. Для того, чтобы привлечь наиболее квалифицированных людей на элитные позиции, последние должны сопровождаться более высокими социальными и экономическими наградами. Функционалисты подчеркивают роль образования для удовлетворения нужд в социальном порядке, связанном с рациональностью, меритократией и демократией. Структурный функционализм утверждает, таким образом, что образовательная система способствует сплочению общества, прежде всего подрастающего поколения, прививая ему ценности информационного общества. Впрочем, многие сторонники этой концепции откровенно говорят о том, что не уверены в том, осуществляется ли эта селекция в соответствии с интеллектуальными способностями и заслугами самих обучающихся или же это определяется в большей мере такими «предписанными» факторами, как принадлежность к определенному классу или социальной группе.

Функциональные теории: объясняют общество как группу людей, представляющих собой систему действий, носящую характер самообеспечения.

И аналитическая концепции.

Аналитическая теория – основа на ряде определений, согласно которым общество – это относительно самостоятельное, или самообеспечиваемое население, характеризующееся внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями

 

Доиндустриальное общество

Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды — теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.

Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наёмных работников (пролетариат). В качестве основных систем правил и принципов (кода) второй волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики (например Центральный банк), управления государством).

Столкновение первой и второй волны привело к гражданской войне в США, революции 1917 года в России, реставрации Мэйдзи в Японии.

В конце XX века индустриальное общество переходит к постиндустриальному.

Переход к новому типу общества — постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.

Сравнительная таблица волн по выделенным Тоффлером характерным признакам:

Сфера Признак Первая волна Вторая волна Третья волна

Техносфера

Источники энергии Мышечная сила, солнце, ветер, вода. Восстановимые. Много источников. Источники распределены. Ископаемое топливо. Невосстановимые. Немного источников. Источники сконцентрированы. Солнце, ветер, вода, геотермальная энергия. Восстановимые. Много источников. Источники распределены. Большая экологичность.
Производство Штучное, индивидуальное. Для собственного потребления. Массовое. Разделение на производителя и потребителя. Мелкосерийное, демассифицированное, производство "на заказ" "Умные" технологии. Развитие производства для себя. Экстернализация стоимости труда.
Система распределения Индивидуальное. Массовая торговля. Мировой рынок. Возрастающая сложность экономических связей. Изменение роли рынка и массовой торговли под действием развития производства для себя.

Социосфера

Семья Большая семья. Нуклеарная семья. Разнообразие типов семьи.
бразование Преимущественно домашнее. ассовое обучение. Возрастание необходимости индивидуализации образования, увеличение роли домашнего образования.
орма организации бизнеса Индивидуальная. Товарищество. Корпорация. зменённые корпорации с разнообразными целями.
Искусство Рассчитано на обслуживание элиты. Массовое. Дестандартизация и демассификация.
Инфосфера Связь и обмен информацией Доступность для элиты. Массовая доступность. Демассифицированные специализированные СМИ. Упрощённое производство информации потребителем. Широкое применение средств связи в бизнесе.

Общество как социокультурная система.

Понятие общества и социальной системы.

Уровни социальных систем, их иерархичность.

Специфика социальных систем и закономерности их функционирования.

Признаки общества как целостного социального образования.

Разработка различных концептуальных подходов к определению «общество»: теории «действующих индивидов», теория «социальных групп», институциональный поход, функциональная и аналитическая концепции.

Теории происхождения общества: инструментальная, гендерная, кратическая, семантическая и др.

Современные концепции обществ: цивилизационная, теория глобального общества И. Валлерштайна,

концепция коммуникативного общества Н. Лукмана,

теория «трех волн» О. Тоффлера,

теория «стадий экономического роста» У. Ростоу.

Диалектика цивилизованного и формационного подходов к обществу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь