Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Автор и его герой (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)



Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

На протяжении действия романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» две фигуры полностью занимают поле читательского внимания: Онегин и Ленский. Переплетение судеб этих героев составляет одну из главных интриг произведения.

Эти образы в романе противопоставлены друг другу. Сам автор говорит об их различности:

…Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой…

На самом деле, герои представляют собой две противоположности. Так, образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской литературе. Следом за Онегиным явились Печорин Лермонтова и Рудин Тургенева.

Пушкин сделал Ленского рядовым представителем дворянской молодёжи. Владимир так нежен и неопытен, так чист в своих стремлениях, что не видит разницы между собственным вымыслом и реальностью.

Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца…

Так говорит автор о своем герое, имея в виду, что Ленский сочинял стихи. В ночь перед дуэлью он также будет писать Ольге последние строки, в то время как Онегин будет крепко спать…

Итак, Ленский представляет собой в романе антипод Онегина. Во-первых, ему всего восемнадцать лет, Онегину же – двадцать шесть. Во-вторых, он мечтателен и пока ещё искренен в проявлении своих чувств:

…Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри чёрные до плеч.

Но Ленский всё же - дитя своего времени, и кто знает, что было бы с ним через несколько лет жизни в Петербурге? Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. Он ещё совсем неопытен в амурных делах. Но Онегин понимает больше, поэтому его оценка Ольги довольно сурова.

Именно эта влюбленность Ленского и циничность Онегина по отношению к ней приводят к роковому событию – дуэли. Ленский, настоящий влюблённый из любовного романа, бросает вызов обидчику своей возлюбленной. Это - роковой шаг.

Наступает утро дуэли, герои приходят в назначенное время. Правда, Онегин опаздывает, он… проспал. Мыслимо ли!.. И вот они сходятся:

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?..

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука…

Но все относятся к происходящему серьезно, кроме Онегина, который даже в секунданты себе выбрал слугу, оскорбив, таким образом, секунданта Ленского – Зарецкого. Онегин объясняет это тем, что в деревне нет у него «знакомцев».

И все же необходимо заметить, что дуэль героев проходила со многими серьезным нарушениями. Так, по правилам опоздание засчитывалось как проигрыш, опоздавший признавался трусом. Поэтому дуэль между Онегиным и Ленским уже не должна была состояться. Второе нарушение: секундант Евгения - слуга месье Гильом. По правилам, секунданты должны были принадлежать к одному сословию. Поэтому Ленский тоже мог отменить дуэль и считать себя удовлетворенным. Но дуэль не отменяется:

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить – но как раз

Онегин выстрелил… Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет…

Ленский убит. Онегин становится невольным убийцей, он сражен этой новостью. С этого момента начинается перелом в его жизни. Он отправляется в странствие, потому что оставаться более в деревне ему нельзя, а возвращаться в Петербург - слишком скучно.

Меняется и судьба сестер Лариных. Ольга уже не выйдет замуж за Ленского, а Татьяна лишается последней возможности видеть предмет своей любви – Онегина. Поэтому надежда на их воссоединение также исчезает…

Таким образом, дуэль между героями становится поворотным моментом в жизни всех ключевых персонажей.

 

Роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» огромное место отведено образу Татьяны Лариной. Эта девушка – «милый идеал» Пушкина. Татьяна в отличие от своей сестры Ольги – глубокая и страстная натура. Героиня обладает большим количеством положительных черт. Жизнь в далекой деревне не могла не сказаться на воспитании девушки. Пушкин с большой любовью подчеркивает близость Татьяны к простому народу.

Для более глубокого раскрытия образа Татьяны большое значение имеет ее сон во время святочных гаданий.

Татьяна решила во время святок гадать вместе с крестьянскими девушками. Естественно, объектом ее интересов был Евгений Онегин. Ночью девушке снится глубоко символичный сон. Она видит себя на заснеженной поляне:

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой…

Татьяна с трудом переходит через ручей. Вдруг героиню начинает преследовать медведь. Он взваливает Татьяну на спину и приносит к домику в лесной глуши. Войдя в дом, Татьяна видит за столом различных монстров, уродцев и среди них Онегина. Причем, она отмечает, что Онегин – хозяин этого дома. Евгений спасает героиню от нечисти, уводит ее «в угол и слагает Ее на шаткую скамью». Вдруг перед ними появляются Ольга и Ленский. Онегин убивает Ленского ножом. После этого страшного события Татьяна проснулась с ощущением, что сон имеет большое значение в ее жизни. Безусловно, это так.

Приснившийся медведь, по народным поверьям, предвещает неожиданность. Переход по мостику через ручей означает скорое замужество. Важно, что во сне счастью Татьяны с Онегиным препятствует появление Ольги и Ленского. В реальной жизни дуэль двух бывших друзей и смерть Ленского убили надежды Татьяны на любовь и семейное счастье.

Важно, что спустя небольшое время, отмечаются именины Татьяны. К Лариным съезжаются гости, приезжают и Ленский с Онегиным. Чувствуется явное сходство сна с происходящим в реальности на празднике. Гости за столом похожи на чудовищ из сна Татьяны:

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов

Во сне и в реальности Онегин, пожалуй, единственный «живой», «настоящий» человек из всех присутствующих. И Татьяна четко ощущает его непохожесть на остальную безликую массу. Именно на праздновании именин Татьяны Онегин решает позлить Ленского, заигрывая с его возлюбленной. Между бывшими друзьями назревает серьезный конфликт, разрешением которого будет смерть молодого поэта.

Таким образом, сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.

Автор и его герой (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В. Г. Белинский так писал о «Евгении Онегине» Пушкина: «… можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина». Белинский подчеркивает, таким образом, что в поэме воплотилась душа поэта.
Действительно, в произведении, наряду с главным героем Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, наконец, его отношение к Евгению Онегину.
Именно с главным героем поэмы связано большинство авторских суждений и оценок. Говоря о поверхностном воспитании и образовании Онегина, автор иронично заключает:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Тем самым он подчеркивает свое единство с героем, который тоже вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времен образование.
В столице Онегин ведет праздный образ жизни, прожигает дни на балах, обедах, даже театр для него – место для интриг и волокитства. Совсем не то театр для автора. Пушкин пишет, что это «волшебный край», место для вдохновения, творчества, искусства. Так намечается различия между Онегиным и поэтом, которые подчеркивает недостатки героя. Мы понимаем, что Онегин эмоционально холоден, рационален, невосприимчив к искусству, глух ко всему прекрасному. Но что сделало его таким, природа или образ жизни, окружение?
На протяжении всего романа автор сравнивает, сопоставляет себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приемы. Один из них – сближение в героем через общих знакомых лиц. Так, в ресторане Евгения «ждет… Каверин» - близкий друг Пушкина в молодости. Кроме того, автор сравнивает Онегина с Чаадаевым, с которым был знаком сам и которому посвятил несколько стихотворений.
По мере развития сюжета все больше намечаются различия между автором и его героем. Так, для Онегина балы – надоедливая обязанность, необходимость. Для автора же – это радость молодости, радость общения, радость увлечений. Одно из самых серьезных различий между героями – это отношение к чувствам, в частности, отношение к любви. Мы помним, что для Онегина этого чувства не существует. Вместо него в жизни героя – удовлетворенное самолюбие от очередной победы, от очередного разбитого сердца. Ведь Онегин сам признается Татьяне, что «в любви он инвалид». В чем причина такой «сердечной неполноценности» героя? Я думаю в том, что герой стремился узнать все наслаждения в слишком молодом возрасте, когда был неспособен их оценить и осознать. Поэтому, когда к нему должно было прийти осмысленное чувство, к Евгению пришли лишь опустошенность и разочарование.
Совсем не то у автора. Он способен испытывать глубокие, сильные чувства, способен любить, страдать, разочаровываться и вновь верить:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Но автор и его герой во многом близки. Мне кажется, что их натуры, внутренняя сущность родственны. Просто Онегин поддался влиянию среды, образа жизни, принятого в его кругах, в то время как Пушкина развивался во всех смыслах этого слова. Именно потому, что автор считает своего героя близким ему, он так тепло отзывается об их первой встрече. Уже тогда проявилось сходство натур этих героев. И Онегин, и автор выделяются на общем фоне критическим умом, высокими запросами, неудовлетворенностью своей жизнью. Отсюда – их пессимизм и кризис, который был свойствен обоим героям.
Пушкин подчеркивает, что в Онегине еще не умерла душа. Вспомнив прошлое, он на время воскресает:
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!
Таким образом, в романе между автором и его героем проведены не только эмоциональные и интеллектуальные связи, но и психологические.
В финале романа Онегин резко меняется. Теперь он, обновленный и воскресший, по-другому оценивает Татьяну, теперь герой может чувствовать, а значит, по-настоящему жить. Таким он намного ближе автору, чем в начале романа. И мы надеемся на кардинальное изменение жизни героя, которое произойдет уже за рамками произведения.
Автор и Онегин – ведущие мужские образы романа. Между этими персонажами очень тесная связь. Они проходят через все произведение в сопоставлении и сравнении. Это помогает не только глубже раскрыть образ Онегина, но и в полной мере проявиться душе автора, высказать поэту свои сокровенные мысли, поделиться чувствами и наблюдениями. Все вместе это составляет портрет эпохи и позволяет назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

 

Духовная эволюция Онегина (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Проблема развития впервые нашла исчерпывающее решение в творчестве Пушкина. Его Онегин, как и ряд других героев романа «Евгений Онегин», действительно развивается. Пушкин исходил из убеждения о том, что человек не может оставаться неизменным, даже если окружающая среда оказалась застывшей. Свет в его романе бездвижен: в нем происходит постоянный круговорот одних и тех же ситуаций. Это состояние и есть признак общей неподвижности, неизменности, застылости социальной среды.
Онегин сначала приспосабливается, чтобы стать таким, как все. Затем стихийно возмущается, обособляется от света, противопоставляет себя всем. И, наконец, оказывается лишним, выпадает из системы взаимоотношений в светском обществе.
Переходя от роли к роли, он сам не задумывается над тем, что означает этот процесс - падение личности или ее восходящее развитие. Он лишь смутно сознает, что постепенно выходит из-под власти света, что ему в какой-то мере становится вольнее жить, хотя и скучнее.
С самого начала романа становятся очевидными незаурядность натуры Онегина, его природные дарования и накопленный им опыт общений в свете. Складывается мнение о том, что движение Онегина - не постепенное оскудевание души героя, не падение личности. Он испытывает чувство опустошенности, вызванное светской праздной жизнью. Отталкивание же от нее вряд ли следует оценивать как регресс, как падение. Напротив, все это сложное, противоречивое движение Онегина к свободе от власти света должно рассматриваться не просто как усложнение, но и как обогащение личности, как выражение духовного роста человека. Становясь лишним человеком, он поднимается над уровнем определенной части дворянского общества.
Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, даже такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. "Рано чувства в нем остыли", - отмечал Пушкин.
Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод, что герой поднялся над дворянским обществом как столичным, так и провинциальным. И поднялся, прежде всего, в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.
Таким образом, характер Онегина в романе предстает в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.
Большинство из них - в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера - его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.
По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человеке – «безнравственная душа». К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сказать, что он – человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал “души прямое благородство” героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль - узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для героя принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему "своим" в этой среде или подвергнется отлучению.
Об Онегине нельзя сказать, что он - безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.
Главный герой романа - личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается как Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же из себя представляет Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин - "созданье ада или небес?") Татьяна пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?
Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. В своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он действительно преображается.
Внутренний мир Онегина характеризует его письмо к Татьяне. Полюбить девушку мог только изменившийся Онегин, и его письмо наиболее яркое свидетельство совершившихся в нем перемен.
Смерть Ленского сделала для него мучительной жизнь в деревне:
... Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Равнодушие ко всему, жизнь только для себя не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин видит в любви:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
Онегин-эгоист не был способен на такую искренность, доверительность и задушевность тона. Осуждая себя, Онегин не пытается оправдаться: "... Свою постылую свободу Я потерять не захотел..."
Перед сознанием отчаявшегося, но, в то же время, прозревшего Онегина вся его короткая жизнь проходит как цепь ошибок.
Признание Татьяны при последней встрече - "Я вас люблю (к чему лукавить?)" - вносит смятение в его душу. Онегин оставлен автором "в минуту, злую для него". Такая концовка романа неслучайна. В ней выражается уверенность автора в том, что дальнейшая эволюция Онегиных и характер этой эволюции будут зависеть от конкретных социально-исторических условий.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь