Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НАЦИОНАЛЬНЫЕ БЛЮДА И ПРАЗДНИКИ



Когда мать варила нам рис, она брала воду из колодца или из горных источников.

По традиция у японцев на кухне используются два вида горшков.  В обоих случаях они чугунные и ставятся над огнем или подвешиваются к потолку.  Они слегка различаются по форме, но основной отличительной особенностью является крышка.  Если варили суп, то горшок закрывали тонкой деревянной крышкой.  А при варке риса в горшок вставляли тяжелую деревянную крышку.  Рисовая крышка весила от десяти до двадцати фунтов, а для того, чтобы увеличить давление пара, на варящийся рис, на крышку зачастую клали еще и большой камень.  В буддистских храмах нередко прибегали к услугам двух или трех монахов, чтобы снять гигантские крышки с котлов для риса.  У нас была поговорка, пришедшая из кухни, для определения характера девушек на выданье.  "Рисовые крышки" являлись синонимами постоянству, сердечности и преданности, в то время как "суповые крышки"— беспокойства и ветрености.

Матери советовали сыновьям искать "рисовые крышки" и избегать "суповых" при  выборе невесты.

Промытый рис клали в котел, закрывали тяжелой крышкой и кипятили на сильном огне.  Через некоторое время деревянные поленья отодвигали и вместо них подкладывали немного древесного угля, который давал низкий, ровный жар.  Рис кипел от 30 до 45 мин., и тяжелую крышку никогда не снимали, пока рис не сварится.  Рис, приготовленный таким образом под давлением, питателен, превосходен на вкус, и дает всем, кто его ест, мирную энергию.  Ближайший эквивалент этого традиционного способа приготовления риса—современная скороварка.  В макробиотике мы настоятельно рекомендуем готовить таким образом бурый рис ежедневно.  Существует много других способов приготовления риса, и каждый соответствует определенной ситуации.  Бурый рис, приготовленный под давлением, делает вас изо дня в день сильными, энергичны­ми, внутренне спокойными и уравновешенными.

Традиционные праздники совпадали с основными событиями рисового ка­лендаря.  Во время праздников, свадеб, дней рождения и других особых случаев вначале преподносились дары духам и предкам— первые плоды с поля.

Особые блюда из риса занимали центральное место на праздничном столе, и в сочетании с красочными одеждами, музыкой и танцами они создавали радостную атмосферу праздника в любое время года.

Наша маленькая горная деревня имела около двадцати святилищ Шинто и буддийских храмов.  В начале столетия семена христианства пали на нашу почву.  В 1923 г.  (год, когда я родилась) в центре нашей деревни была построена христианская церковь с высоким шпилем, придававшим ей какую-то экзоти­ческую прелесть.  Мои родители были благочестивыми христианами и еще раньше имели достаточно смелости, чтобы первыми в наших местах жениться до христианскому обряду.  Мне дали имя Томоко, что означает "Бог со мной".  Каждый год дома и в церкви вновь и вновь повторялись истории из Библии, и мы, дети, помнили их наизусть.  Хотя наша семья исповедовала христианство, мы отмечали все национальные праздники и торжества.  В Японии считается естественным соблюдать обряды нескольких вер одновременно, и религиозная нетерпимость встречается редко.

Накануне Нового года, важнейшего праздника в Японии, мы, как и все, готовили моги.  Начиная с 6 утра, мы толкли сладкий рис тяжелыми деревянными пестиками и часто работали весь день до 7 вечера.  За несколько дней у нас накапливалось от 300 до 500 фунтов моги, вкуснейшего рисового продукта, из которого затем делали маленькие пирожки или квадратики и добавляли в супы, тушеные блюда и десерты в течение всего января.

Из года в год рис был нашим самым любимым блюдом.  Каждое время года открывало какую-нибудь новую грань этого неисчерпаемого сокровища.  Когда начинал таять снег, мы выходили к ручью, чтобы замочить лучшую часть урожая на семена.  Первые нежные зеленые ростки говорили о радостной все прибывающей энергии, которую мы ощущали по мере того, как распускались Цветы и начинали петь возвращающиеся птицы.  В свежие, прохладные осенние дни золотистые поля простирались далеко-далеко, насколько хватало глаз, обещая, что следующий год будет здоровым и благополучным, пока весной все не начнется сначала.

В1950 году одна из моих подруг вернулась из предместья Токио, где она училась у Сакуразавы Нейти.  Сакуразава много лет жил в Париже, где пытался познако­мить Запад с восточной медициной, дзю-до и искусством икебаны.  Он много писал на темы философии и культуры под псевдонимом Джорджа Осавы. Он не отрицал достижений современной науки и промышленности, но считал, что они приведут к росту заболеваемости и страданий, если не будут основаны на традиционных сельскохозяйственных ценностях.  Осава сознавал, что современное общество погибнет, если не вернется к более естественному образу жизни.

Во время войны, когда Осава жил в Японии, он опубликовал антивоенные книги и отправился с мирной миссией по Манчжурии.  Японские власти арестовали его и приговорили к смертной казни.  В июле 1945 года он сидел в тюрьме в Нагасаки, но был переведен в другое место перед атомной бомбардировкой.  Когда после войны Осаву освободили, он стал активным участником движения за мировое правительство.  Он перевел на японский язык книгу "Встреча Востока и Запада" американского философа Ф. С. К.  Нортропа.

Рассказ моей подруги об этом замечательном человеке запал мне в душу.  Я уехала из дома и поступила в его частную школу недалеко от Токио; там я пробыла полтора года.  Школа была известна как "Maison Ignoramus" и Студенческая ассоциация за мировое правительство.  Ее целью было соединить все лучшее, что есть на Востоке и Западе, и бороться за мир.  Осава называл свое учение макробиотикой, что означает "долгая жизнь" или "большая жизнь", этим термином пользовались греческие философы, начиная с Гиппок­рата.  Осава также вернулся к традиционным восточным понятиям инь и ян, к которым обращались все реже со времени появления современной пищи и сельского хозяйства.  Сначала эти термины отталкивали меня, потому что это напоминало мне религиозную организацию.  В церкви все всегда говорят о грехе, у макробиотов дьявол—это инь.

Несмотря на неприязнь к этому жаргону, я терпеливо все выдержала, и спустя примерно год со мной произошла удивительная история, которая открыла мне истинное значение этих терминов (инь и ян).  Как-то раз я гуляла одна по прекрасному холму за домом Осавы.  Вокруг меня росла зелень горчицы с мелкими желтыми цветочками и свежие побеги пшеницы с зелеными верхушками.  И когда я шла среди них в этот восхитительный весенний день, то осознала, что все явления, вся Вселенная движутся вокруг нас в соответствии с инь и ян.  Две первичные энергии не противопоставляются, а взаимодействуют и дополняют друг друга и соединяются везде, чтобы воплотиться в ритмично» танце.  Я очень прониклась этим, до глубины сердца.  В этот момент я будто бы услышала резкий треск, подобный звукам, которые издает ломающийся лед на замерзшем пруду или маленький камешек, ударившийся о скалу.  В эти считанные минуты глубокого чувствования и яркого озарения радость и счастье наполнили мою душу.

С тех пор я изнутри поняла инь и ян, законы красоты и правды.  Вскоре Джордж Осава помог мне достать билет на пароход до Сан-Франциско и автобусный билет до Нью-Йорка, откуда я надеялась попасть в Европу на конференцию Движения за мировое правительство.

До момента моего отъезда из Японии современное земледелие только начинало развиваться в наших краях.  До этого времени все выращивалось органически и обрабатывалось вручную.  Созревший рис вместе с ячменем, просом, бобами азуки, соевыми бобами и другими культурами всегда убирали серпами или маленькими косами.  Вскоре после войны появились первые трактора, и специа­листы из государственных контор и университетов стали восхвалять пользу бензина и химикатов.  Резко изменился состав и ассортимент потребляемой пищи.  Стали популярными булочки с сосисками, мороженое, тропические фрукты и прохладительные напитки.

Двадцать пять лет прошло со времени моего отъезда на Запад, прежде чем я смогла съездить домой навестить родных.  Эта возможность появилась в середине 70-х годов, когда мои дети выросли.  Я была потрясена переменами на родине.  Крестьяне больше не выходили общаться со своим урожаем.  Раньше крестьянин часто и подолгу задумчиво стоял среди своих растущих хлебов.  Перед завтраком или после обеда он смотрел на свою ниву, ощущая с ней такую же близость, как со своими детьми.  Резиновые сапоги заменили сандалии, и люди больше не ходят босиком.  Крестьяне в масках и плотной спецодежде разбрызгивают на полях химикаты.  У меня на глаза наворачивались слезы, когда я тщетно пыталась найти маленькую рыбку, прекрасные цветы, дикие травы, которые когда-то росли между стеблями риса.  Сердца крестьян перестали быть теплыми.  В моей малень­кой деревне, древнем доме Суза-но-во-но-микото и Куши-инда-химе, Господина и Госпожи рисовых полей, говядина стала цениться дороже рисового зерна.

Древний миф завершил полный крут.  Огромный восъмиголовый дракон пробу­дился после многовекового сна.  Вернулась та стадия цивилизации, а вернее стадия разрушения и хаоса, которую он символизирует.  Мясо и сахар, молочная пища и алкоголь, возбуждающие продукты и специи, химикаты и искусственные консер­ванты сметают и поглощают восемь великих островов нашей страны.

ЖИЗНЬ В АМЕРИКЕ

В Нью-Йорке я познакомилась с Мичио Куши, который тоже учился у Осавы и прибыл в Америку двумя годами раньше.  Он заканчивал учебу в Колумбийском университете и был активным участником Движения за контроль над распространением атомного оружия и создание мирной федерации всех народов мира.  Вскоре мы поженились.  Никто из нас не учился готовить у Осавы.  В нашей маленькой квартире на Манхеттене мы начали с самого начала, доверяя лишь своей интуиции.

Многие годы единственный сорт бурого риса, который можно было купить в Соединенных Штатах, назывался "речным рисом".  Его привозили из Техаса и выращивали, используя химические удобрения и пестициды.  Однако выбора не было, и мы приспособились к его довольно грубой фактуре; он был не такой уж сладкий и неинтересный на вкус.  Обычно мы просто варили его в кастрюле пока Осава во время одного из своих визитов в Америку в начале 60-х годов не посоветовал нам использовать скороварку.  Во время экспериментов в Токио и Париже он обнаружил, что рис, сваренный под давлением, гораздо вкуснее риса, сваренного просто в кастрюле с суповой крышкой.

В середине 60-х годов мы переехали в Новую Англию.  Чтобы обеспечить доброкачественными продуктами наших первых студентов, мы открыли малень­кий магазин натуральных продуктов и продавал и там импортируемые из Японии традиционные продукты и местную продукцию, выращенную без применения химикатов.  Название магазина, "Эревхон", было взято из утопического романа Самюэля Батлера с тем же названием'.  Оглядываясь назад, трудно поверять, что двадцать лет назад, когда мы начинали, натуральный бурый рис, другие цельные зерна, мисо, тофу, соевый соус тамари, бобы азуки, морские овощи, морская соль и многие другие основные продукты были почти недоступны в этой стране.

Из маленькой лавочки "Эревхон" быстро разросся в разветвленную сеть розничных магазинов.  Через несколько лет он превратился в самую крупную фирму по продаже и производству естественных продуктов на Восточном побережье, и целая армия его грузовиков колесила по Новой Англия и Нью-Йорку.  Появился свой "Эревхон" и на Западном побережье.  Из этого крошечного зернышка выросло движение за цельное питание.

Нашей первой задачей было обеспечить национальный источник экологически чистых зерен, и мы предлагали фермерам в различных регионах страны испытать каши методы.  Многие отказывались, потому что органический метод требует больших затрат времени, труда и терпения и отвергает многое, чему они учились в современной агротехнической школе.  Однако несколько ферме­ров не испугались.  Я никогда не забуду визита на ферму Лундберг в Ричвале в Калифорнии и прогулку по рисовым полям.  Впервые за двадцать лет а почувствовала энергию созревающих зерен, и воспоминания детства нахлы­нули на меня.  Я была так взволнована, что сказала братьям Лундберг, что мы готовы заплатить любую цену, если они согласятся с нашим предложением к примут органические стандарты качества.  Один из сотрудников "Эревхона" поморщился во время моих наивных попыток вести переговоры.  Но для меня рис—это сама жизнь, бесценное сокровище, и любая цифра была бы только символической.  На самом деле условия Лундберга были весьма скромными и они быстро поняли важность предлагаемых изменений для здоровья, культурной и духовной жизни.  Значительное количество органически выращеного го бурого раса, поступающего теперь в продажу, выращивается на этой ферме и других фермах в Арканзасе и Луизиане, которым "Эревхон" тоже помог перейти на органические методы.  Из-за все возрастающего спроса на бурый рис в Соединенных Штатах в Канаде все еще невозможно обрабатывать и собирать урожай вручную.  Все же этот рис очень питателен и превосходен по своим вкусовым качествам и ничем не хуже риса, выращенного в Японии или других странах Дальнего Востока.

1.     "Эревхон" является анаграммой английского слом «where (нигде).  — Прим, ред.

За долгие годы наших путешествий нам с Мичио довелось не раз посидеть за макробиотическим столом.  Если рис приготовлен правильно и хорош на вкус, мы радуемся, даже если что-то другое получилось не так хорошо.  Однако, если рис сварен кое-как, то удовольствия от еды практически не получаешь, даже если другие блюда удались на славу.

Правильное приготовление бурого риса является одновременно и самой простой, и самой трудной задачей макробиотической кухни.  Прийти к тому, чтобы цельные зерна действительно являлись основой питания и полностью удовлетворяли нас,—это целая революция в нашем мышлении и поведении.  Это требует того, чтобы мы отошли от социальных условий и забыли, как мы питались раньше, на протяжении предыдущих десяти, двадцати или тридцати лет.  Искусство макробиотической кулинарии учит нас подавлять внутреннего дракона невоздержанности, неуравновешенности, ложного аппетита и неумения ценить вкусовые качества.

Когда вы овладеете всем, что связано с приготовлением бурого риса,—солью, водой, огнем, давлением и спокойным сознанием— ваша семья достигнет прочного здоровья и счастья.  Вы сможете соединить инь и ян—Куши-инада-химе и Суза-но-во-но-микото.  Сверкающий меч высшего правосудия будет стоять обнаженным и вместе с приготовленной вами пищей, вашей любовью и вашей душой будет переходить от одного поколения к другому в бесконечной веренице сменяющих друг друга поколений.

ГЛАВА 2.

 ЕДА, КАК ЭНЕРГИЯ.

Утро 20 июля 1951 года было прекрасным в солнечным.  Небо и океан сливались на горизонте в голубую симфонию.  Через пятнадцать дней после выхода из Токио пароход "Колона" прибыл в Сан-Франциско и прошел под величественным мостом Золотые ВоротаЛ была одним из шести пассажиров на маленьком норвежском грузовом судне.  Несмотря на то, что рейс прошел вполне благополуч­но, я не любовалась пейзажем и не была взволнована тем, что сейчас сойду на землю.  У меня сильно болела голова, ш прошлой ночью мучили кошмары.

Когда мой учитель Джордж Осава провожал меня на корабль из Японии в Америку, он посоветовал мне правильно питаться и не огорчаться из-за того, что я не владею английским, и не имею какой-либо специальности.  Он сказал, что Вселенная научит меня всему, что мне необходимо знать, и надо хранить благодарность в душе и ценить все, что с тобой происходит: и плохое, и хорошее.

Каждый день во время путешествия наша маленькая группа пассажиров обедала за капитанским столом.  За столом я ограничила себя несколькими ржаными крекерами, а в промежутках между завтраком, обедом и ужином понемногу жевала у себя в каюте жареный рис.  Одна моя подруга специально приготовила мне в дорогу десять фунтов риса.  Пассажир нашего судна, учитель английского языка, уговаривал меня есть побольше; В конце концов я согласилась и поела моркови, гороха и сельдерея, извлеченных для меня из мясного рагу.

В ту ночь я впервые видела дурные сны с тех пор, как стала заниматься макробиотикой за полтора года до того.  Когда я жила в общежитии в школе Джорджа Осавы, то я всегда сладко спала ночью.  Некоторые из моих друзей по учебе время от времени ездили в город и ели обычную пищу, но я ела лишь то, что подавали, и мое состояние было очень чистым.  Теперь, проезжая под мостом Золотые Ворота, я знала, что мои неприятности—это следствие пищи, которую я ела накануне.  Я поняла: если наше состояние нездорово, мы не можем быть вполне счастливы, даже если все вокруг прекрасно.  Это ценное наблюдение в мой первый день в Америке заставило меня глубоко задуматься о природе человека и сущности нашей жизни.  С тех пор как я сошла на берег в Сан-Франциско, я всегда чувствую энергию пищи, которую ем, и привожу ее в соответствие с моим ежедневным самочувствием и образом мышления.  Это поистине ключ к нашему потерянному раю.

ВНУТРЕННИЙ ОГОНЬ

И впоследствии я много раз наблюдала сильную физическую реакцию на различные блюда так же, как и тонкие изменения в восприятии, настроении и манере поведения.  Все больше и больше я стала рассматривать пищу как форму энергии, которая моделирует наши тела, эмоции, мысли и наши души.  Наша внутренняя энергия постоянно изменяется в зависимости от того, что мы потребляем.  В пище можно различать множество форм энергии.  Самая ровная—-это огонь.  Чтобы оставаться живыми, нашим телам необходимо тепло, если мы переохладимся, то умрем.  Лишь несколько градусов отделяют жизнь от смерти.  Таким образом, энергия тела очень похожа на огонь, а рот похож на очаг.  Вместо топлива мы поддерживаем внутренний огонь с помощью пищи.  И так же, как дрова, количество и тип пищи определяют качество огня.

Правильная пища дает ровное прекрасное пламя, которое несет тепло, ощущение удовлетворенности и прилив энергии, что позволяет нам занимать­ся различными делами.  Избыток пищи заглушает внутренний огонь, так же, как излишек дров убивает огонь в очаге.  Болезни подобны дыму и часто возникают оттого, что в топке слишком много дров.  Сократив количество съедаемой пищи или попостившись некоторое время, мы поможем этому огню разгореться в полную силу.

Холодные блюда и напитки обычно вредны для нашего внутреннего огня.  До изобретения мороженого или кубиков льда люди не ели ледяной пищи, здравый смысл требовал, чтобы еда была, как правило, горячей или теплой.  Конечно, летом более прохладные блюда и напитки можно употреблять, чтобы уравновесить сильную жару и влажность, но по традиции их ели только время от времени и очень понемногу.

На Дальнем Востоке говорят, что у здорового человека холодная голова и теплые ноги, а у больного—горячая голова и холодные ноги.  В Америке до недавнего времени бабушки и мамы трогали лбы детям, чтобы определить, здоровы ли они.  А если дети убегали на улицу, матери советовали им не промочить ноги.  Так что, аналогия с Дальним Востоком полная.

РАВНОВЕСИЕ ИНЬ И ЯН

Здоровье—это равновесие, гармония инь и ян.  Здоровье—это равновесие между нашей внутренней и внешней средой, между умственной и физической деятельностью, между растительной и животной пищей, между пищей термически обработанной и сырыми блюдами, между солью и маслом и между несчетным количеством других взаимосвязанных факторов.  Инь и ян, всеобщие силы расширения и сокращения, создают все явления.  Среди крайних ян продуктов—мясо, птица, яйца.  Твердые молочные продукты и рафинирован­ная соль являются слишком сжимающими, чтобы их употреблять регулярно.  Среди крайних инь продуктов—мягкие молочные продукты, тропические овощи и фрукты, мед и сахар, кофе и другие стимулирующие напитки, алкоголь, все они слишком расширяющие для регулярного употребления.  Между этими двумя находится еще одна категория продуктов, которая более сбалансирована я подходит для повседневного употребления в пищу.  Среди них цельные злаки, бобы, овощи, в том числе и морские, семена и орехи, а также растущие в данной местности фрукты.  Джордж Осава учил нас

оценивать энергию пиши именно таким образом, и последние тридцать пять лет я живу по этому компасу.  Под различными названиями и в разных формах философию инь и ян можно найти в Библии, Упанишадах, Буддистских сутрах и других священных и классических источниках.

Чтобы уравновесить инь к ян, мы должны знать, как создавать, трансформировать и модифицировать энергию.  Наши тело, пища и среда есть меняющие» формы и образы энергии.  Понимание динамики изменений и применение ее ко всем аспектам жизни, чтобы максимально способствовать нашему здоровью и счастью,—вот цель макробиотики.  Таким образом мы становимся бесконечно гибкими.  Мы способны реагировать на любые изменения обстоя­тельств и радостно распахнуть объятия жизни во всех ее проявлениях.  Энергия принимает множество форм, но инь и ян всегда слиты вместе и переходят друг в друга.  Ночь переходит в день, зима сменяется весной, горы переходят » долины.  Наша жизнь тоже является танцем таких противоположностей.

Пища, которую мы едим, отражает состояние того, кто ее готовил.  Качество выбранных продуктов, то, как они нарезаны, продолжительность приготовления, количество приправ, внешний вид блюд, их вкус и аромат—все это зависит от повара.  Изо дня в день тот, кто готовит пищу, определяет основу здоровья и благополучия семьи.  Люди, обладающие крепким здоровьем и здравым смыслом, создают питательную, приятную для глаз и приносящую удовлетворение пищу.  Они способны варьировать приготовление в зависимости от погоды, смены времен года, доступности или отсутствия каких-либо продуктов и индивидуальных особенностей и потребностей членов семьи.  И они всегда делают это с бесконечной благодарностью, разнообразием и радостью.

КУЛИНАРИЯ И ВРЕМЕНА ГОДА

Каждое время года имеет свою характерную энергию, которая впитывается и передается пищей.  В макробиотической кухне мы слегка приспосабливаем еду к сезонам, для того чтобы учесть изменение энергетической картины в теле и окружающей среде.  Рассмотрим кратко годичный цикл, начиная с весны.

Весна.  Весной первые почки и листья обычно проглядывают и распускаются за несколько недель.  По мере того как наступает весна, мы можем постепенно изменять свое питание.  Кроме добавок в блюда свежей зелени, мы можем использовать более простые способы обработки, такие как непродолжительное отваривание, варка на пару и быстрое обжаривание в малом количестве масла.  Мы можем слегка уменьшить потребление соли и других добавок, а также использовать продукты и соления, ферментированные в течение более короткого периода.  Во время долгой холодной зимы энергия в наших телах часто замерзает, но с приближением весны начинает оттаивать и двигаться вверх и наружу.  Чтобы сделать этот процесс более плавным, мы начинаем использо­вать весеннюю пищу с направленной вверх энергией, такую как дикие травы, проростки и различные виды зерна, достигшие полной зрелости за зиму.  Слегка ферментированная пища также весьма полезна для освобождения застывшей зимней энергии.  Можно собирать дикие растения, которые растут в окрестности.  Они сообщают очень сильную энергию, но их следует использовать очень редко и в небольших количествах.  Пшеница и ячмень несут в себе более легкую энергию, чем другие злаки, их можно применять сравнительно чаше в течение этого времени года.  Приправы с маслом, мисо, луком-шалотом или луком -резанцом очень приятны в течение этого времени года.  Когда на улице потеплеет, лучше сбалансировать ваше питание за счет отварных овощей, прессованных салатов, салатов из вареных овощей, а не увеличивать потребление фруктов.

Лето.  Летом многие растения созревают и достигают пика своего развития.  В это время мы можем начать использовать продукты, которые обладают более активной, распространяющейся энергией, например, зеленые листья овощей, летние кабачки, тыквы, сахарную кукурузу и местные фрукты.  Летом можно чаше подавать салаты из свежих овощей, хороши также прессованные салаты и салаты с экспресс -солениями, маринованными или слегка отваренными овощами.  В жаркие летние месяцы мы, естественно, обращаемся к более простым методам обработки, таким как отваривание, приготовление на пару и быстрое обжаривание, которые занимают меньше рабочего времени на кухне.  Летом чаще употребляют салаты из зерен, злаков, лапши, бобов, овощей и морских овощей.  Большой популярностью пользуется суши.  В жаркую влажную погоду мы вместе с потом теряем много минеральных солей.  Чтобы восполнить эти питательные вещества, можно подавать в небольших количествах острые приправы.  Для этой цели прекрасно подходят сливы умебоши и чай умебоши, они охлаждают тело лучше, чем прохладительные напитки или другое холодное питье.  Некоторые блюда, например, лапшу, сомен или удон, можно подавать комнатной температуры или охлажденными, но замороженную пищу или напитки со льдом лучше не готовить.  Вместо этого эффект охлаждения достигается недолгой варкой или меньшим количеством соли и других добавок.  Регулярно можно подавать к столу небольшое количество кантена (фруктового желе), овощное заливное, холодный тофу с луком-шалотом, соевый соус тамари и имбирь; при умеренном потреблении освежают фруктовые салаты, свежие дыни и огурцы.

Осень.  В конце лета энергия начинает течь вниз, пока не становится сильно сконцентрированной к концу осени.  Переход от жары к прохладной погоде часто происходит внезапно.  Чтобы смягчить эту перемену, можно начинать регулировать диету в конце лета, включая в рацион более ранние осенние тыквы и корнеплоды.  Осенью пища более обильная, чем в другое время года.  В то время, когда деревья одеваются в многоцветье желтых, золотистых, оранжевых, красных, бурых и светло-зеленых тонов, это же богатство красок присуще изобилию злаков, бобов, тыкв, корнеплодов и осенней зелени: кудрявой капусты, зелени репы, верхушек дайкона и капусты.  Многое из того, что созревает осенью, обладает естественными способностями к хранению: при прохладной температуре не испортится в течение нескольких месяцев; такие продукты можно использовать всю холодную зиму до весны.  Поздней осенью полезно чаще применять просо и круглые овощи, такие как лук, репа, капуста и тыквы.  Летом почки и мочевой пузырь часто страдают от перегрузки из-за излишнего потребления жидкости, фруктов, сырых овощей и солений, которыми мы пытались сбалансировать сильную жару.  Осенью результаты этого дисбаланса выражаются в простуде, кашле и других заболеваниях, связанных с адаптацией.  Более тщательная обработка осенью, а также изменения в погоде должны разгрузить уставшие органы.  В это время мы можем начать вводить в наше меню более ароматные и сложные блюда, например, тушеные бобы, жареную или жаренную во фритюре пищу, густые крупяные кисели, сладкий рис и моги, горячее амасаке, суп-пюре из тыквы и пироги с тыквой.  Блюда можно готовить дольше, используя более длительную технологию, например, долгое, медленное проваривание в стиле нишиме, длительное обжаривание или тушение в стиле кинпира.  Овощи в этом случае можно нарезать более крупными ломтиками и кусками.  Можно смелее использовать блюда из морских овощей, добавляя в них темпе, сушеный тофу или соевые бобы.  Осенью в еду рекоменду­ется добавлять чуть больше морской соли и растительного масла.  Количество сырых фруктов и овощей можно значительно снизить, и для десертов можно использовать сушеные или термически обработанные фрукты.

Зима.  В древности люди сравнивали энергию зимы с водой или энергией, текущей по поверхности.  Мы часто видим за окном массу воды в виде дождя, снега или льда.  В это время года наблюдаются как пасмурные, снежные или дождливые дни, так и ясные, яркие и солнечные.  На протяжении холодных месяцев важно готовить теплую, сытную пищу.  Если в эти холодные месяцы мы готовим холодную пищу или в большом количестве блюда из сырых продуктов, у нашей семьи скоро нарушится равновесие с природой.  Зеленые овощи и побеги зимой встречаются нечасто, и мы можем в основном потреблять корнеплоды, наземные овощи, а также соления.  В течение зимы мы также добавляем чуть больше соли, мисо или соевого соуса тамари.  Можно также использовать больше масла для приготовления блюд зимой.  Чаще пользуйтесь методом жарения во фритюре, методом темпура, долгого обжаривания в небольшом количестве масла, приготовления овощей в стиле кинпира или сытных блюд из морских овощей.  Особенно хорошо согревают зимой блюда из жареных круп и лапши.  Хорошее укрепляющее действие оказывают также крепкие супы с мисо, разнообразные тушеные кушанья из зерен злаков, бобовых, сейтана и овощей.  Используются более долгие способы приготовле­ния, такие как нишиме или оден, хорошо готовить запеченные блюда из бобов, круп и овощей и использовать длительное обжаривание в небольшом количе­стве масла.  В зимние месяцы в тушеные блюда и блюда из овощей можно чаше добавлять имбирь.  Сладкий рис и моги—клейкие и являются согревающими, их следует регулярно употреблять в пищу.

Когда приближается весна, мы можем изменить нашу систему питания, чтобы она находилась в соответствии с возобновлением роста и усилением движения в наших собственных организмах.  Таким образом мы достигаем равновесия с окружающей нас природой в течение всего года.

Помимо смены времен года, существуют и изменения в пределах суток.  Утро подобно весне, полдень—лету, конец дня похож на осень, а вечер и ночь—на долгую зиму.  Для общего равновесия этот ежедневный цикл очень важен.  Очень важно употреблять продукты в то время года, когда они растут.  Что касается бурого риса и других цельных зерен, их необходимо использовать не только сезонно, но и ежедневно.  Питательная энергия, которую они обеспечи­вают, может сравниться с ежедневным поворотом Земли вокруг своей оси, и в то же время со сменой времен года она движется по длинной орбите вокруг Солнца.  Правильно используя плоды Земли, мы всегда можем поддерживать здоровье и благоденствие наших семей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь