Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюция архитектуры 30 - 80-х годов ХIХ в. Стиль «эклектика»



Особенности мировоззрения названной эпохи как предпосылки эволюции архитектуры от классицизма к эклектике. Главные черты, характеризующие это мировоззрение: историзм, народность, универсальность, органичность. Романтическое представление о жизни как о непрерывно изменяющемся процессе. Источник развития природы - ее производительная сила, общества - духовные силы народа, нации, человека - созидательный дух творческой личности (Шеллинг). Из идеи развития и историзма (неразрывной связи прошлого с настоящим) вытекает идея универсализма (новизна как многообразие форм выражения) и неприятие догматизма. Отождествление архитектурных форм с социально-политическими понятиями. Усиление роли буржуазно-демократических ценностей: свободы выбора, потребности в рациональном обосновании действия. Проблема исторических судеб России, и ее национального своеобразия. Борьба идей «западников» (развитие культуры стадиально, русская культура должна догнать опередившую ее западную) и «славянофилов» (параллельное развитие самобытных культур с возможными заимствованиями). Развитие исторической науки и археологии. Экономические предпосылки. Бурный расцвет промышленности и торговли. Урбанизация - рост и развитие городов. Заказчики, кроме государственных органов: городские, земские учреждения, частные лица из разных сословий. Архитектура как отражение разнообразных реальных потребностей, ценностных предпочтений множества социальных групп, личностей. Существенны репрезентативность здания и его утилитаризм - стремление к удобству, конкретности, доходчивости. Демократизм как исчезновение различий между уникальным и массовым, доступность роскоши, учет интересов частного человека.

Эклектизм как метод заимствования архитектурных форм прошлых эпох, существовавший с эпохи Древнего Рима, но только в стиле «эклектика» он стал неотъемлемым, а не возможным (не обязательным) свойством. Сознательный отбор исходных структур – «умный выбор» (Н.В.Кукольник) продиктован требованиями рациональности и доказуемости путей преобразования.

Сравнительная характеристика классицизма и эклектики (Е.И. Кириченко)

Классицизм Эклектика
1. Иерархия в оценке наследия прошлого. Замкнутость в идеальных классических установках. 1. Открытость. Свобода выбора. Стремление познать и использовать все наследие прошлого.
2. Изолированность от вкусов и традиций народа. 2. Демократизм, обращение к задачам современности, реальности.
3. Композиция зрительно-целостная, симметричная, второстепенное подчинено главному. 3. Композиция равномерно-ритмичная. Элементы здания равнозначны эмансипированы.
4. Ордер - организующее начало, главный как конструктивный, так и декоративный элемент. 4. Ордер - одна из многих декоративных форм. Декор - основной носитель красоты и идейного содержания.
5. Визуальное единство. 5. Многостилье

Многостилье - главный признак архитектуры эклектики. Критерии для «умного выбора»: образная, информативная сторона архитектуры, ассоциативное мышление образованного зрителя, достоинства планировки, функциональность.

Фазы эклектики (в европейской терминологии «историзма»): романтическая эклектика (до 1830 г.) - связь с классицизмом, сентиментализмом. Преобладал в усадебном строительстве - мире частного человека. Интерес к народной жизни (пейзанские мотивы), древней истории (руины), мировым культурам (псевдоготика, псевдомавританский, китайский стили и др). В общественных зданиях - к классическим европейским стилям. Зрелая эклектика (до 1880 г.) - музейный подход, богатство историко-культурных ассоциаций. Создание среды, в которой человек словно совершает путешествие через эпохи и цивилизации. Эмансипация элементов здания: фасад отрывается от тела, детали от целого, стиль фасада от стиля интерьеров, интерьеры друг от друга. Ритмические композиции динамичны, активны, контрастны. Основные и определяющие явления - массовый тип жилья (доходный дом) и улица. Трехслойность структуры городского ансамбля. Разделение пространства на горизонтальное - земное (парадное и жилое, решенное в европейских стилях, регулярной застройке) и вертикальное - храмы, позднее башни и эркеры общественных построек (средневековые культурные ориентиры: готика, Византия, Древняя Русь). Демократизация, фольклоризация. Поздняя эклектика - переход к принципам нового стиля «модерн».

Примеры романтической эклектики: М.Д. Быковский. Усадьба Марфино, Н.Л. Бенуа. Придворные конюшни, вокзал в Петергофе, А.П. Брюллов. Церковь Петра и Павла на Невском проспекте в Петербурге, Р.И. Клейн, К.К. Гиппиус. Доходный дом Перлова с чайным магазином.

Примеры классицистирующей эклектики (неогрек, неоренессанс, необарокко). А.И. Штакеншнейдер. Мариинский дворец, А.И. Резанов. Дворец Великого князя Владимира Александровича, Л.Кленце. Новый Эрмитаж, Н.Е. Ефимов. Шуваловский дворец, Дом государственных имуществ, К.А. Тон. Московский вокзал в Петербурге, Ленинградский в Москве, Р.Клейн. Музей изящных искусств (Пушкинский) в Москве.

 Примеры национальной эклектики (русско-византийский, псевдорусский стиль). К.А. Тон. Храм Христа Спасителя, Кремлевский дворец, В.А. Гартман. Мастерская в Абрамцеве, И.П. Петров (Ропет). Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.О. Шервуд. Исторический музей.

Эклектика стала причиной распада синтеза искусств, утраты чувства ансамбля, традиций монументальной скульптуры. Вялость формы, натуралистическая детализация, внешняя патетика памятника Тысячелетию России М.О. Микешина. Черты жанровости и интимности в памятнике А.С. Пушкину А.М. Опекушина. Утрата патриотических идей, общественного пафоса, элементы романтизма и бытовой жанровости. Укрощение коня, памятник И.А. Крылову и конный памятник Николаю 1 П.К. Клодта.  Значение эклектики. Появляется свойственная Новому времени самостоятельность (механистичность) соотношений формообразующих начал архитектуры (полезного и прекрасного), появляется иной тип ее организации (дезорганизация, декомпозиция, равнозначность). Но эклектика не исчерпывается механическим набором разнородных элементов, в ней впервые была сформулирована задача создания современного стиля на базе опыта мировой культуры. Она подготовила возможность решения исторической задачи создания системы нового типа, базирующейся на ином типе целостности - не иерархическом, а органическом (основанном на диалектическом единстве противоположностей), что выпадет на долю следующего стиля – «модерн». 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь