Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Западноевропейское искусство



Общая характеристика культурной жизни Европы. Место изобразительного искусства и архитектуры в художественной культуре.

Стили и направления в искусстве XIX века.

Начало кризиса «стиля» и синтетических форм искусства.

Снижение роли архитектуры, скульптуры и монументальной живописи.

Усиление значения станковых форм в изобразительном искусстве, преобладающая роль живописи в системе пространственных искусств.

 Многообразие национальных художественных школ.

Сложение историзма как принципа подхода художника к действительности. Различное понимание историзма художниками направления революционного классицизма и романтиками. Проблема народности.

Новый этап в развитии исторического и бытового жанров.

Развитие великих европейских традиций в искусстве портрета. Уход в собственный внутренний мир (романтический портрет).

Новое содержание пейзажной живописи в XIX веке. Пленэр. Тернер - мастер пейзажной (пейзаж) живописи. "Фотографически" точное

изображение природы. «Книга этюдов» Многогранность таланта Тёрнера.

Искусство 1789 – 1815 гг. Героический классицизм.

Архитектура Леду. Творчество Ж.-Л. Давида, Ф. Гойи.

Ампир – как завершающая фаза развития стиля классицизм.

Архитектура Франции эпохи империи. Ш. Персье. П. Фонтен. Ж.-Ф. Шальгрен.

Живопись. Поздний Давид. Гро. Прюдон. Творчество Энгра.

Романтизм как художественное течение и мировоззрение. Возникновение термина. Смысл понятия романтизм.

Разрыв идеала и действительности. Уход в природу. Бегство в иные регионы, экзотическиестраны, не испорченные буржуазной цивилизацией (восточная тема в полотнах Делакруа).

Героический романтизм Т. Жерико, Э. Делакруа, скульптора Ф. Рюда. Немецкий романтизм.

Романтизм в живописи, скульптуре. Т.Жерико, Э.Делакруа «Свобода на баррикадах». Эстетическая концепция возвышенного. Изображение природных катаклизмов«Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы», «Главк и Скилла»Композиции со смерчами. «Гибель транспортного судна». «Метель. Пароходвыходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье». Марины.«Плавучая тюрьма», «Мол в Канале». «Утро после кораблекрушения» Топо-графические сцены. («Кафедральный собор Линкольна», «Монастырские кана-лы»). Вторая половина жизни – увлечение исследованием эффектов цвета и ос-вещения. Закаты и восходы. «Последний рейс корабля "Отважный"» Техникаимпасто.

Живопись Ф.-О. Рунге, К.-Д. Фридриха. «Назарейцы».

Архитектура Германии. Творчество К.-Ф. Шинкеля.

Давид. «Смерть Марата». Франциско Гойя. В XIX веке техническая цивилизация сменила традиционную. Паровоз, двигатель внутреннего сгорания, электричество, телефон - великие открытия века, которые изменили не только среду обитания, но и мировоззрение европейцев. Привычный образ жизни перестал восприниматься как вечный и нерушимый. Постоянные перемены и связанные с ними неопределенность и риск больше не шокировали европейское общество.Предприимчивость, активность, творчество воспринимались отныне как необходимые условия благополучной жизни. В большинстве европейских стран завершился промышленный переворот, т. е. был осуществлен переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, со сложным оборудованием. Ведущими отраслями индустрии стали химическая промышленность, металлургия, энергетика, машиностроение, транспорт. В обществе сформировалась новая сила - рабочий класс. Экономическое и социальное положение рабочих было тяжелым: продолжительный рабочий день по 14-16 часов, низкий уровень жизни, безработица, широкое использование дешевого детского и женского труда. В этих условиях стали набирать силу экономические и политические выступления рабочих, требовавших социальных реформ. XIX век часто называют веком социальных потрясений для Европы. Революционные выступления - по Италии, Бельгии, Испании, Германии, Венгрии.Роль лидера социальных революций в Европе продолжала играть Франция. После Великой буржуазной революции 1789-1794 гг. она пережила еще три - в 1830, 1848 и 1871 гг. Социальные конфликты эпохи капитализма - В Европе был запущен механизм формирования гражданского общества и правовых демократических институтов. Правительства европейских стран встали на путь политических реформ, призванных смягчить неблагоприятные последствия индустриализации. В Европе стали возникать социалистические и коммунистические партии, набирало силу профсоюзное движение. К концу XIX века в большинстве стран были приняты законы о всеобщем начальном образовании, улучшен в законодательном порядке статус женщины. Быстрый рост промышленного производства привел к урбанизации переселению людей в города. В XIX веке города превратились в огромные мегаполисы, что потребовало строительства нового жилья, общественных учреждений, организации мест, связанных с культурой и отдыхом. Открылись первые общественные музеи и выставки. В 1793 г. был открыт музей в Лувре, а в 1797 г. - музей кайзера Фридриха в Берлине. В 1851 г. в Лондоне - первая всемирная выставка, для которой специально был построен знаменитый Хрустальный дворец. К театральным спектаклям (оперным и драматическим) добавились другие виды развлечений: в моду вошли спортивные состязания, в первую очередь конные бега на ипподромах, теннисные турниры, игра в крокет; распространилась привычка отдыхать на водах, играть в казино (в 1878- 1879 гг. построено знаменитое до сих пор казино в Монако. Образ жизни и привычки людей были вынесены на улицу. Большим успехом стали пользоваться уличные кафе и парки увеселений, где на лоне природы можно было посмотреть выступления танцевальных коллективов, акробатов и жонглеров. Лондонский Воксхолл - старейший из парков Европы - предлагал даже водные прогулки по Темзе. Широкое распространение получили ботанические и зоологические сады. Процессы модернизации затронули и сферу художественной культуры. Особенностью XIX в. стало многообразие художественных направлений, которые отныне не последовательно сменяли друг друга, а существовали параллельно, дополняя друг друга. Однако многообразие художественных течений привело к разрушению стилистического единства. Классицизм стал последним великим стилем, проявившим себя и в архитектуре, и в живописи, и в пластических искусствах. К середине XIX в. в архитектуре утверждается эклектика, в живописи и литературе тон задают три главных стиля классицизм (неоклассицизм), романтизм и реализм.Зародившись в XVII веке, классицизм и в XIX продолжал оставаться ведущим художественным стилем Европы. Такое долголетие связано, безусловно, с постоянным интересом к античности, в истории которой продолжали видеть образцы политического устройства и «вечные» эстетические идеалы. В XIX в. новая волна интереса к культуре Древней Греции и Рима была вызвана, с одной стороны, археологическими раскопками в Помпее, с другой, революционными настроениями в Европе. Классицизм оставался тем стилем, который способен был выразить серьезные нравственные идеи справедливости, чести, патриотизма. Живопись Ярким представителем классицизма в живописи стал Жак-Луи Давид. В Риме он тщательно изучил классическую скульптуру и живопись, что помогло ему выработать свой изобразительный стиль, строгий и лаконичный. Примером может служить знаменитая картина «Клятва Горациев» (братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами), написанная по заказу Людовика XVI. Давид, как и его современники, глубоко верил в воспитательную силу искусства, его способность утверждать такие общечеловеческие качества, как мужество, долг, достоинство, патриотизм. Именно эта вера привела Давида в стан революционеров. В годы Великой Французской буржуазной революции он становится депутатом Конвента, оказывается среди тех, кто голосовал за смерть короля. Самая известная его картина тех дней - «Смерть Марата». Жан Поль Марат - один из руководителей якобинского переворота, был убит Шарлоттой Конде. Его гибель так потрясла Давида, что он написал картину за три месяца, после чего она была выставлена в Лувре, где на нее пришли посмотреть тысячи зрителей. Однако Давид был и одним из первых, кто поддержал Наполеона. «Мой герой», - так, согласно воспоминаниям, Давид представил Наполеона своим ученикам. Портреты Наполеона кисти Давида, действительно, представляют императора как нового национального героя («Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар», «Портрет Наполеона»). Ученик Давида Антуан Гро так же посвятил свое творчество прославлению Наполеона. На картине «Наполеон на Аркольском мосту» художник запечатлел один из самых героических моментов в жизни будущего императора, когда молодой генерал Бонапарт лично возглавил атаку, подхватив упавшее знамя. Гро создал целую серию картин, прославляющих императора, его бесстрашие, благородство и милосердие («Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе»). Выходец из среды художественной интеллигенции, Жан Огюст Доминик Энгр учился в Тулузской Академии изящных искусств и практиковался в мастерской Давида. Но в отличие от учителя, Энгр не участвовал в политической борьбе. Полностью уйдя в мир идеального, он вскоре стал признанным главой официальной французской школы. Поклонник античности и Рафаэля, Энгр пошел дальше своих современников. Классицизм он довел до того логического предела, после которого нет развития. Композиции его картин строго формалистичны, фигуры напоминают античные барельефы. («Апофеоз Гомера», «Апофеоз Наполеона»). Однако холодная чистота его стиля имела свою прелесть. Всякий раз, когда искусство начинало тосковать по утраченной ясности, четкости форм оно вспоминало Энгра. Увлечение Энгром «пережили» Э. Дега, О. Ренуар, а П. Пикассо целый период своего творчества считал «энгровским». Классицизм, или неоклассицизм начала XIX столетия называют также ампиром (от фр. «империя»). Он завершил эволюцию классицизма и был призван демонстрировать торжество государственной мощи. Наиболее ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Ее отличительные признаки: массивные портики с колоннами дорического ордера, военная эмблематика в архитектурном декоре (орлы, лавровые венки, военные доспехи). В этот период в архитектуру вернулась традиция возведения мемориальных сооружений (триумфальных арок, мемориальных колонн). Стиль ампир впитал в себя также древнеегипетские мотивы (стилизованные сфинксы, геометрический орнамент) и мотивы росписей Помпей. Первому способствовал поход Наполеона в Египет, второму - археологические раскопки в Италии. Образцом стиля ампир (Консульства) стал дворец Мальмезон, приобретенный в 1799 г. Жозефиной Бонапарт в окрестностях Парижа. На стенных панелях дворца помпейские орнаменты соседствовали с изображениями римской походной палатки, связками копий и стрел. Интерьеры Мальмезона стали образцом при обустройстве Зимнего дворца. Одним из шедевров неоклассицизма является Триумфальная арка, возведенная Жаном Франсуа Шангреном в честь военных побед Бонапарта. Арка стала памятником воинской доблести. Не случайно площадь Звезды, на которой она стоит, в 1970 г. была переименована в площадь генерала де Голля, лидера французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. Литература                              В литературе главными представителями этого направления стали Эрнст Теодор Амадей Гофман, Перси Биш Шелли, Виктор Гюго, Эдгар Аллан По. Огромное влияние на общественное сознание оказало творчество Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766 - 1824). Его поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Манфред» и «Каин», цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон Жуан», лирика отразили острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату старых идеалов и ценностей. Благодаря Байрону в литературе и искусстве утвердился герой-одиночка, «падший ангел», бросающий вызов Богу и всему миропорядку. Под влиянием байронизма среди аристократической молодежи Европы стало модным экстравагантное поведение, насмешливое отношение к общепризнанным нормам морали, напускная разочарованность. В живописи романтизм нашел себя в опровержении классических принципов. Место греческих и римских образцов заняли национальные традиции и фольклор (особенно фольклорное прошлое северных народов - англичан, шотландцев, скандинавов), мотивы, навеянные Средневековьем и готическим стилем. Но главной темой творчества романтиков стала тема судьбы одного человека. Первым художником этого направления, а в последствии и главой романтической школы, был Теодор Жерико. Именно к его картине «Плот Медузы» впервые был применен термин «романтизм». Это монументальное полотно было написано по следам реальных событий. В 1816 г. французский фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. Из 140 человек, высадившихся на плот, через 12 дней удалось спасти только 15. Жерико создал гигантское полотно (7 на 5 м), где изобразил горстку уцелевших на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде смотрит вдаль. Художник ощутимо изобразил реальные человеческие страдания, смерть в чудовищных обстоятельствах. В последующем пристрастие к драматическим сюжетам, бурным эмоциям и свободным, выразительным движениям стали отличительными чертами романтической живописи. «Плот «Медузы»» Жерико отразил и новое отношение художников к природе. Окружающий мир был объявлен враждебным человеку. Обращаясь к природе, романтики, обычно изображали ее в экстремальных состояниях: на их картинах бушевали бури, возвышались непреступные горы, росли дремучие леса, где человеку ничего не стоило затеряться. Однако ведущей темой живописи Жерико стала тема отдельного человека, в том числе, в пограничных состояниях. Героями его картин впервые стали умалишенные. Романтикам вообще был свойственен интерес к людям с обостренной психикой. В это время патология оценивалась не как отклонение от нормы, а как одно из состояний человека. Романтизм открыл в человеке темное, иррациональное начало, перестав воспринимать его как мерило всех вещей («Женщина, одержимая страстью к игре»). После ранней смерти Жерико главой романтической школы стал Эжен Делакруа. Известность ему принесла «Ладья Данте» на сюжет из «Божественной комедии»: Данте и Вергилий переправляются в лодке через адский поток - Отигийское болото, где клубятся тела злобных живых мертвецов. Тела грешников у Делакруа еще классически правильны, но в них уже чувствуется такая мрачность и мучительная обреченность, которые станут свойственны романтической школе. Современников поразили зловещность и сумрачность картины. Ше-девром творчества Э. Делакруа является картина «Свобода, ведущая народ», которая была написана в разгар революционных событий 1830 г. и воплотила в себе бунтарский пафос, характерный для романтизма. В образе Свободы художник соединил черты современной ему парижанки с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской. Однако в целом отношение к историческому прошлому изменилось. Романтики уже не прославляли и не преклонялись перед историческим прошлым. Картины Делакруа на исторические темы («Смерть Сарданапала») утверждали идею гибели и разрушения. Вместо традиционного и как бы обязательного для всех французских живописцев путешествия в Италию, Делакруа отправился в Англию, Марокко, а затем во Фландрию и Голландию. Поездка в Марокко изменила стиль и тематику творчества Делакруа. Впервые взору европейцев открылся не вымышленный, а реальный Восток, с его роскошью и негой. Архитектура В архитектуре второй половины XIX в. возобладал стиль, называемый сейчас «историзмом». Архитекторы отказались от обязательной ордерной системы и обратились к художественным стилям ранних эпох, не копируя их напрямую, а черпая в них вдохновение (здания парламентов в Лондоне и Будапеште). Однако продержался новый стиль недолго. Открытие новых строительных технологий и материалов - стекла, железа и бетона - подтолкнуло инженеров и архитекторов к рискованным экспериментам. Самым ярким из них стало возведение Эйфелевой башни в Париже (1889, Гюстав Эйфиль). Построенная для Всемирной выставки в Париже, она была призвана подчеркнуть выразительные возможности нового материала. Металлические конструкции были превращены в ажурную башню, украсившую собой Париж и ставшую его символом. В целом стальные конструкции, стекло, отказ от архитектурного декора и функционализм легли в основу нового языка архитектуры. В конце XIX в. важнейшей экспериментальной площадкой в поисках нового архитектурного стиля становятся США. Здесь в связи с резко возросшей ценой на землю остро встала проблема дешевого жилищного строительства и создания новых типов построек для банков, фирм и других коммерческих предприятий. Выход был найден в возведении небоскребов. Вместе с тем стремление построить много и дешево часто приводило к выхолащиванию художественного, эстетического начала из возводимых построек. В массовом строительстве начали проявляться признаки обезличенности, стандартизации, бездушности и безвкусицы, ставшие в XX в. проблемой всех крупных городов мира.

Памятники и шедевры

Необходимый минимум

Кипренский О.А.

Портрет гусара Е.В. Давыдова, 1809; Портрет В.А. Жуковского, 1816; Портреты: Е.С. Авдулиной, Д.Н. Хвостовой, девочки в маковом венке; Портрет А.С. Пушкина; Автопортрет; Портрет Швальбе; Портрет мальчика Челищева

Щедрин С.Ф.

Пейзажи Петербурга 1815-1817 гг.; Террасы на берегу моря (цикл); Ночные пейзажи (Неаполитанские рыбаки в лунную ночь)

Тропинин В.А.

Пряха; Кружевница; портрет А.С. Пушкина; Автопортрет с палитрой

Венецианов А.Г.

Автопортрет; Гумно; Саящий пастушок; На пашне; На жатве; Захарка; Девушка с теленком, Крестьянка с васильками; Девушка в клетчатом платке

Тыранов А.В.

Мастерская художников братьев Черенцовых

Зеленцов К.А.

Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге

Сорока Г.В.

Кабинет дома в Островках

Брюллов К.П.

Итальянский полдень; Девушка, собирающая виноград; Всадница; Последний день Помпеи; Портрет Ю.П. Самойловой с воспитанницей Амацилией; Автопортрет (1848); Гадание Светланы; Портрет архитектора М. Ланчи

Иванов А.А.

Явление Христа Марии Магдалине; Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака; Сбор манны в пустыне; Шествие пророков; Проповедь в храме; Портрет Н.В. Гоголя; Ветка

Федотов П.А.

Свежий кавалер; Сватовство майора; Завтрак аристократа; Вдовушка; Анкор, еще анкор!; Игроки; Портрет Н.П. Жданович; П.А. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку

Айвазовский И.К.

Девятый вал; Черное море (1881); Чесменскй бой; Вид на Золотой Рог; Ледовые горы

Перов В.Г.

Сельский крестный ход на Пасхе; Чаепитие в Мытищах; Спящие дети; Тройка; Утопленница; Последний кабак у заставы; Портрет А.Н. Островского; портрет Ф.М. Достоевского; Птицелов; Охотники на привале

Крамской И.Н.

Христос в Пустыне; портрет Л.Н. Толстого; Неизвестная; Неутешное горе

Ге Н.Н.

Тайная вечеря; Петр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе; Голгофа; Что есть истина?; портрет Л.Н. Толстого; портрет Н.И. Петрушкевич

Саврасов А.К.

Грачи прилетели; Проселок; Сосны; Лосиный остров в Сокольниках

Шишкин И.И.

Сосновый бор; Утро в сосновом лесу; Корабельная роща; Рожь; Лесные дали

Куинджи А.И.

На острове Валааме; Украинская ночь; Березовая роща; Лунная ночь на Днепре; Днепр утром

Васильев Ф.А.

Перед дождем; Оттепель; Мокрый луг; В Крымских горах

Поленов В.Д.

Московский дворик; Бабушкин сад; Заросший пруд; Христос и грешница

Репин И.Е.

Парижское кафе; Протодиакон; Крестный ход в Курской губернии; Портрет Л.Н. Толстого; Торжественное заседание государственного совета; Не ждали; Царевна Софья; Запорожцы пишут письмо турецкому султану; Бурлаки на Волге; Стрекоза; Осенний букет; портрет баронессы Икскуль; портрет П.А. Стрепетовой

Суриков В.И.

Утро стрелецкой казни; Меньшиков в Березове; Боярыня Морозова; Взятие снежного городка; Покорение Сибири Ермаком; Переход Суворова через Альпы; Степан Разин; портрет А.И. Емельяновой

Максимов В.М.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу; Семейный раздел; Все в прошлом

Мясоедов Г.Г.

Земство обедает

Савицкий К.А.

Ремонтные работы на железной дороге; На войну; Крючник

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь