Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тургенев «Рудин» и «Дворянское гнездо». Идейно-художественное своеобразие.



 «Рудин».

1.1. История создания.

Первоначально Тургенев дал название роману «Гениальная натура», в котором звучала ирония по отношению к главному герою, бросались в глаза слабые стороны личности Рудина, но затем, роман был назван нейтрально - «Рудин» Осенью и зимой 1855 года, после получения ряда замечаний и совета друзей писателю захотелось подчеркнуть прогрессивную историческую роль идеалистов-романтиков и он заканчивает раман, расширяя рамки произведения: вводит рассказ о кружке Покорского, последнюю встречу Лежнева с Рудиным. Таким образом, историческое содержание эпохи тридцатых годов, судьба героев получили, полное освещение.

2.1. Характеристики действующих лиц.

Ласунская Дарья Михайловна – «знатная и богатая барыня , вдова тайного советника». Была со всеми очень вольна в общении. В разговорах легкими намеками заставляла думать окружающих об очень большой ее роли в обществе –, «однако Европа ее знала мало, даже в Петербурге она важной роли не играла; зато в Москве ее все знали и ездили к ней», «о каком бы лице не заговорила Дарья Михайловна, на первом плане оставалась все-таки она, она одна, а то лицо как-то скрадывалось и исчезало .».

Пигасов Африкан Семенович. Человек «озлобленный против всего и всех – особенно против женщин» (тут сказались личные обстоятельства). Очень честолюбив. Проживает один. Вступает в споры, но никогда не выходит победителем и не умеет выходить из спора достойно. Дарья Михайловна принимает его, «считая забавным».

Пандалевский Константин Диомидыч. Молодой человек неопределенной национальности. Всю жизнь проживает за чужой счет. «Вообще дамы средних лет охотно покровительствовали Константину Диомидычу: он умел искать, умел находить в них».

Липина Александра Павловна – бездетная молодая вдова. Богата. Проживает с братом Сергеем Павловичем Волынцевым. Просто милая женщина. «Всякая губерния говорила, что она прелесть».

Волынцев Сергей Павлович – отставной штаб-ротмистр. Родной брат Александры Павловны. Человек ничем не выдающийся. Порядочен, но явно ограничен. Влюблен в Наталью.

Басистов - молодой учитель детей Дарьи Михайловны, «добрый, честный и прямой». Обожаем детьми, ненавидит Пандалевского, благоговеет перед Рудиным - ловит на лету каждое его слово.

Рудин Дмитрий Николаевич – бедный дворянин, получивший университетское образование. Умен «Всем непонятно казалось и странно, каким образом вдруг, в деревне, мог появиться такой умница». Оратор. «Рудин владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия». Однако свой дар и образование на практике применить не может. Его слова с делами разняться. Это – его трагедия. «Видно он только на словах искал чистых и преданных душ».

Лежнев Михайло Михайлыч. Местный помещик. «Очень говорят образованный, даже ученый человек, но чудак ужасный, фантазер». Живет один. Предпочитает общаться только с Александрой Павловной и ее братом Волынцевым. С Рудиным были университетскими товарищами – вместе посещали кружок Покорского.

Наталья Алексеевна Ласунская – старшая дочь Дарьи Михайловны «семнадцати лет». «Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно». Ее явно все недооценивали. В общении с местным обществом ей не хватало умных, возвышенных людей – таких каким показался Рудин. «Она жадно внимала его речам». Полюбив Рудина, но скоро поняв его малодушие, ей хватает мужества сказать ему об этом в лицо. На что Рудин восклицает о ней про себя: «Нет, я ее не знал. Какая сила воли!».

1.2. Сюжет.

В губернии появляется одаренный оратор - молодой человек по фамилии Рудин. Выгодно отличается умом и ораторским искусством. Философские рассуждения Рудина о возвышенном заставляют Наталью Ласунскую влюбиться в него. Рудин говорит, что это чувство взаимно. Но развязка наступает быстро. Рудин оказался силен только речами. Наталья обличает его и Рудин уезжает. В эпилоге романа он погибает на Парижских баррикадах.

1.3. Композиция.

В композиции романа четыре части. Часть первая – приезд Рудина в дом Ласунской, часть вторая – жизнь Рудина в доме Ласунской: обожание его хозяйкой дома, любовь к нему Натальи, досада Лежнева, недоумение Александры Павловны, терзания Волынцева, часть третья – разговор Натальи и Рудина у Авдюхина пруда, отъезд Рудина, часть четвертая – эпилог.

«Дворянское гнездо».

 

2.1. История создания.

Задумал этот роман Тургенев еще в 1855 году. Однако писатель испытывал в то время сомнения в силах своего таланта, накладывался и отпечаток личной неустроенности в жизни. Работу над романом Тургенев возобновил лишь в 1858 году, по приезде из Парижа. Роман появился в январской книге «Современника» за 1859 год. Сам автор в последствии отмечал, что «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когда-либо выпал ему на долю.

2.2. Характеристики действующих лиц.

Калитина Марья Дмитриевна – капризная богатая дворянка пятидесяти лет, «более чувствительна нежели добра, . она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушались ее привычки».

Пестова Марья Тимофеевна – тетка Марьи Дмитриевны семидесяти лет. «Нрав имела независимый, говорила всем правду в глаза».

Геоденовский Сергей Петрович – светский сплетник.

Паншин Владимир Николаевич – молодой человек с блестящей внешностью и положением в обществе». «В город Он приехал для исполнения временного казенного поручения». Всегда всем угождает и любит нравиться окружающим. Ловок, но не лишен талантов – сочиняет стихи и музыку, поет. «В душе он был холоден и хитер». Хочет жениться на Лизе.

Лиза Калитина – старшая дочь Марьи Дмитриевны. Девушка девятнадцати лет. Приветлива со всеми. Набожна - сказалось влияние богомольной няньки Агафьи в детстве. Плывет по течению судьбы, так как во всем видит волю бога.

Лемм Христофор Теодор Готлиб – учитель музыки в доме Калитиных. Бедный немец, потомственный музыкант, человек, судьба к которому не благоволила. Необщителен, но глубоко понимает происходящее.

Лаврецкий Федор Иванович – внучатый племянник Марьи Дмитриевны тридцати пяти лет. Человек добрый и благородный. По-своему мнению получил ущербное воспитание в детстве и из-за этого все его несчастия. Недоучившись из-за совершившейся женитьбы, преданный женой, хочет заняться настоящим делом – «землю пахать».

Михалевич – у ниверситетский товарищ Лаврецкого, единственный его друг. «Энтузиаст и стихотворец».

Варвара Павловна Лаврецкая – жена Федора Ивановича. Оставлена мужем в Европе после ее измены. Ловкая красавица, полностью вкусившая светскую жизнь и, уже не могущая с ней расстаться, «артистка в настоящем смысле этого слова».

2.3. Сюжет.

Лаврецкий Федор Николаевич приезжает в родную губернию - строить новую жизнь после того, как он расстался со своей неверной женой. Неожиданно для себя он полюбил Лизу Калитину, она ему отвечает взаимностью. Но, не успев начаться, их любовь разрушается – приезжает жена Лаврецкого. Лиза уходит в монастырь, Лаврецкий уезжает из губернии.

2.4.

В композиции романа шесть частей. Часть первая – приезд Лаврецкого в губернский город О., часть вторая – история дворянского рода Лаврецких, часть третья – Лаврецкий в Васильевском, Михалевич, Лемм, Калитины в Васильевском, часть четвертая – сближение Лаврецкого с Лизой, часть пятая – приезд Варвары Павловны в О., часть шестая – эпилог.

Размышления И.С.Тургенева о судьбе лучших в среде русского дворянства лежат в основе романа «Дворянское гнездо».

В этом романе дворянская среда представлена почти во всех ее состояниях — от захолустной мелкопоместной усадьбы до правящих верхов. Все в дворянской морали Тургенев осуждает в самой основе. Как дружно в доме Марьи Дмитриевны Калитиной и во всем «обществе» осуж­дают Варвару Павловну Лаврецкую за ее заграничные по­хождения, как жалеют Лаврецкого и, кажется, вот-вот готовы помочь ему. Но стоило только появиться Варваре Павловне и пустить в ход чары своего шаблонно-кокотского обаяния, как все — и Мария Дмитриевна, и весь губерн­ский бомонд — пришли от нее в восторг. Это развращенное существо, пагубное и исковерканное той же дворянской моралью, вполне по вкусу и высшей дворянской среде.

Паншин, воплощающий в себе «образцовую» дворян­скую мораль, подан автором без саркастических нажимов. Можно понять Лизу, которая долго не могла как следует определить своего отношения к Паншину и по существу не сопротивлялась намерению Марьи Дмитриевны выдать ее замуж за Паншина. Он обходителен, тактичен, в меру образован, умеет поддерживать беседу, он даже интересу­ется искусством: занимается живописью — однако пишет всегда один и тот же пейзаж, — сочиняет музыку и стихи. Правда, одаренность его поверхностна; сильные и

 

 

глубокие переживания ему просто недоступны. Подлинный артист Лемм это видел, а Лиза об этом, может быть, только смутно догадывалась. И кто знает, как бы сложилась судьба Лизы, если бы не спор. В композиции тургеневских романов идейные споры всегда играют огромную роль. Обыкновен­но в споре или образуется завязка романа, или борьба сторон достигает кульминационного накала. В «Дворян­ском гнезде» важное значение имеет спор между Панши­ным и Лаврецким о народе. Тургенев позднее заметил, что это был спор между западником и славянофилом. Эту авторскую характеристику нельзя понимать буквально. Дело в том, что Паншин — западник особого, казенного толка, а Лаврецкий — не правоверный славянофил. В своем отношении к народу Лаврецкий больше всего похож на Тургенева: он не пытается дать характеру русского народа какое-то простое, удобно запоминаемое определение. Как и Тургенев, он считает, что прежде, чем изобретать и навя­зывать рецепты устроения народной жизни, нужно понять характер народа, его нравственность, его подлинные идеа­лы. И вот в тот момент, когда Лаврецкий развивает эти мысли, рождается любовь Лизы к Лаврецкому.

Тургенев не уставал развивать мысль о том, что любовь по самой своей глубинной природе — чувство стихийное и всякие попытки рационального ее истолкования чаще всего просто бестактны. Но любовь большинства его геро­инь почти всегда сливается с альтруистическими устремле­ниями. Они отдают свои сердца людям самоотверженным, великодушным и добрым. Эгоизм для них, как, впрочем, и для Тургенева, самое неприемлемое человеческое каче­ство.

Пожалуй, ни в одном романе Тургенев не проводил так настойчиво ту мысль, что в лучших людях из дворян все их хорошие качества так или иначе, прямо или косвенно связаны с народной нравственностью. Лаврецкий прошел школу педагогических причуд своего отца, вынес бремя любви своенравной, эгоистичной и тщеславной женщины и все-таки не утратил своей человечности. Тургенев прямо сообщает читателю, что своей душевной стойкостью Лав­рецкий обязан тому, что в его жилах течет крестьянская кровь, что в детстве он испытал на себе влияние матери-крестьянки.

В характере Лизы, во всем ее мироощущении начало народной нравственности выражено еще определеннее. Всем своим поведением, своей спокойной грацией она, пожалуй, больше всех тургеневских героинь напоминает Татьяну Ларину. Но в ее личности есть одно свойство, которое в Татьяне только намечено, но которое станет главной отличительной чертой того типа русских женщин, который принято называть «тургеневским». Это свойст­во — самоотверженность, готовность к самопожертвова­нию.

В судьбе Лизы заключен тургеневский приговор обще­ству, которое убивает все чистое, что рождается в нем.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь