Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новаторские искания в лирике Фета.



Деятельность Фета высоко ценил В.Г. Белинский. Поэтическая судьба Фета. Объясняется личной жизнью. Причисляется к поэтам чистого искусства(высказывания спец задач и понятия искусство для искусства).

Афанасий Шеншин- отец Шарлотта Фёт- мать.

Фет был незаконнорожденным сыном Орловского помещика.Он рано разлучился с домом,отправился в загородный пансеон. В прибалтике обучал детей дворянской знати. Он был отверженный, не мог быть мещанином. Все привело к тому, что поступил в Московск.универ. Фет мечтал о приобретении дворянства. Поступил на воинскую службу. Двойственное положение в глазах общества очень тяготило его. В утешение Фет начал создавать свой особый поэтический мир. Дает необычный образ Музы, который связал с шекспировской Офелией.Это прекрасная,редкая красота,но Фет учил человека радоваться,что просто и привычно.

ЛИРИКА

«Чудная картина»

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

До 70-х гг. фольклорные мотивы повлияли на журн. «Современник».

В РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО НЕ ВХОДИЛ СОЦ.МИР.

Мир народных поверий,обычаев постепенно входит в лирику Ф.

ПР., Баллада «Змей»-Змей и оборотень желанные существа для героини.

Чуть вечерней росою

Осыпается трава,

Чешет косу, моет шею

Чернобровая вдова.

И не сводит у окошка

С неба темного очей,

И летит, свиваясь в кольца,

В ярких искрах длинный змей.

И шумит все ближе, ближе,

И над вдовьиным двором,

Над соломенною крышей

Рассыпается огнем.

И окно тотчас затворит

Чернобровая вдова;

Только слышатся в светлице

Поцелуи да слова.

«Финист ясный сокол»

Фет развивает традиции Жуковского и Пушкина –святочные гадания и его формы. Фет скрывает связь с Жуковским «Светлана»-робость героини,ожидание.

К мотивам Пушкина, Ф.рассказывает о героини,кот. Выходит во двор и ей раскрывается тема судьбы.

Узнание имени суженого-наивные ожидания «Перекресток,где ракитка»

Перекресток, где ракитка
И стоит и спит...
Тихо ветхая калитка
За плетнем скрыпит.
Кто-то крадется сторонкой,
Санки пробегут -
И вопрос раздастся звонкой:
"Как тебя зовут?"

Тема ПРИРОДЫ И ЛЮБВИ переплетается

 

Фет избегает слово любить и любовь.

«Облаком волнистым»-нет ни героя,ни героини. Делает читателя соавтром.

Облаком волнистым

Пыль встаёт вдали;

Конный или пеший -

Не видать в пыли!

Все ранние стихи Фета-яркий/гармоничный мир-отчетлива тоска в реальности.

Фет был близок к самоубийству.

Он не пытался приоткрыть мир истинных переживаний.

«Хандра», «Осень»-это было похоже на подражание романтизму.

Осень

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Фет любил Марию Лазиц.

«Между счастием вечным…»

Между счастием вечным твоим и моим
Бесконечное, друг мой, пространство.
Не клянись мне - я верю: я, точно, любим -
И похвально твоё постоянство;
Он уходит с военной службы и посвещает себя лит-ре. Мечтает об усадьбе, дворянстве,деньгах.

В результате поэт дарованием получает все,женится на купеческой дочери с приданым.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ Фета:

-новое лит.направление-импрессианизм ,т.е.впечатление. В России данное направление пошло от Фета. В стихотворениях нет сюжета,все основано на эмоциональном чувстве,впечатлениях.

-эксперимент в стихах «Шепот,робкое дыханье,трели соловья…»-стихи лишены грамматических форм. В стихотворении развиты эмоции

-нет распространенных стихов

-разбитость образов

-загадочность(ночь,лицо…)

Сближает Фета и Тютчева такая деталь как ЛИСТВА.

У Ф. внутренние действия оказываются не так важны как динамика переживаний. Он избегает выделения эмоций и чувств. Как ИМПРЕССИОНИСТ в его стихах присутствует размытость образов и мнрогозначность.ПР.,сцена,кот.лирич. герой видит из окна усадьбы в стих. «Какая грусть…»

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи всё гладко, всё бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

Здесь,образ зимы,сада,не понятно,почему герой грустит,только потом понимаем, что из дома просто нельзя выйти. Эта «серебряная тропка-змеи» на самом деле поземка(говорил Асеев), брюсов отмечал,что это дорожки,протоптанные в снегу. К единому мнению так и не пришли, а отсюда и размытость образов, читатель сам додумывает смысл детали.

ЭКСПИРЕМЕНТ В СТИХЕ- «Шепот, робкое дыханье,трели соловья…»-построено на динамики,нет глаголов.

 

 Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

«Бабочка»-строится на динамики бабочки с человеком.Это ведущий стих, строится на чередовании длинных и кратких строк.Т.О.Создается колыхание бабочки.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу

ЦИКЛ У ФЕТА «НАКТЮРНЫ»-проявляется тема ночи у Фета и Тютчева(философский план; ночь-первоначально хаос, когда не было света,гармония земной жизни. Ночь вызывает у человека томительные чувства. Она напоминает ему о хаосе,небытие, заставляет человека задуматься о месте человека в мире).

У Фета ночь-это время полета, фантазии. Время,когда человек живет яркой эмоциональной жизнью,начинает ощущать красоту ту,кот.он не замечает в обыденной жизни.

«Нактюрн» Фета – белые стихи,рассказывают о том,как привычной будни ночью приобретают новые впечатления.

«Ночью как-то вольнее дышать мне»-всходит луна и преображает небо. Месяц волшебный и вокруг все стан.волшебным.Чел. у окна видит, слышит то,что не замечал днем.Завершается картина пением вестника утра-петуха.

Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторней...
Даже в столице не тесно!
Окна растворишь:
Тихо и чутко
Плывет прохладительный воздух.
Др. стих похоже на стих Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»,герой не может понять,о чем говорят звезды.У Фета ночью чел.только ночью может влиться в мир гармонии- «Я долго стоял неподвижно»

ТЕЗИС ПОЭЗИИ «Поделись живыми снами,

                            Говори душе моей,

                            Что не высказать словами,

                            Звуки на душу навей…»

Т.е. показать то,что нельзя увидеть. Идет перекличка с Жуковским,Лермонтовым, Пушкиным.

ЗВУКОПИСЬ Фета создается на эмоциональном восприятии.

ЦИКЛ «МЕЛОДИИ», т.е. уподобление поэзии музыке.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь