Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная обусловленность судеб Иудушки и его братьев. Младшее поколение Головлёвых.



Если говорить о социальной обусловленности судеб детей АП, то здесь следует учитывать много факторов: дом, воспитание, которое обезличивает, но не всех; отсутствие привычки трудиться; важен жизненный опыт того или иного члена семьи при выборе жизненного пути. Нежелание найти свой путь приводит Степана обратно в дом матери. Павел избрал военную карьеру, которая наложила на него характеристику «человека без поступков». Это не домашнее воспитание, а социальный опыт. У Павла есть внутренний протест, но нет возможности и силы духа, чтобы выразить его.

Порфирий в отличие от братьев стал чиновником. Он повторяет цель своей матери. Хотя АП говорила, что делает это все ради детей, а Порфирий о них даже не думает. СЩ говорит, что человек, живущий по таким законам, изживает себя. В произведении звучит тема конца света, тема конца государства, тема замкнутого порочного круга. Иудушка еще не скончался, а за его имением уже следит дальний родственник. Роман имеет кольцевую композицию. Жажда роскоши, эгоизма, неумение зарабатывать – отличительные признаки младшего поколения Головлевых. Внучки АП устраиваются в провинциальный театр. Чтобы достичь успеха, нужна работоспособность и сила воли, а не только талант. У них же преобладает желание жить в комфорте и роскоши. Итог этого – нравственное и моральное падение. Когда они прозрели, лишь у одной хватило сил покончить с прежней жизнью. Вторая покончила с собой.

Особенность романа в том, что он сосредоточен на изображении внутренней, а не внешней опустошенности. Звучит тема вырождения дворянства.

Бессмысленное существование и трагический расчет в конце жизни - таков же удел детей и внуков госпожи Головлевой.

Вот старший сын ее - Степка-балбес. Постоянное принижение, попреки, побои создали характер слабый, рабский. Человек талантливый, он не ощущал ни малейшего позыва к труду. Главное стремление его - в свое удовольствие пожить. И конец его страшен. Вся жизнь его, исполненная кривлянья, бездельничества, буффонства вдруг словно осветилась перед его умственным оком... И вот теперь ему предстояла расплата за тот угар, в котором бесследно потонуло его прошлое. Тоску по напрасно прожитой жизни Степан пытается утопить в вине.

Другой сын Арины Петровны, Пашка-тихоня, тоже кончает за- поем. И перед этим человеком, лишенным поступков, возникает пустота, жизненный итог его - одиночество, беспомощность, мерт- вая тишина. ,

Столь же беспросветна судьба младшего поколения Головле-вых. Это хмельное, блудное, измученное, истекающее кровью поколение людей, непригодных к жизни. И их отравила атмосфера стяжания и лицемерия, царившая в головлевском доме. Все смерти, все отравы, все язвы - все идет отсюда,- думает о Головлеве внучка Арины Петровны - Аннинька.- Здесь происходило кормление тухлой солониной, здесь впервые раздались в ушах сирот слова: постылые, нищие, дармоеды, ненасытные утробы и пр.; здесь ничто не проходило им даром, ничто не укрывалось от проницательного взора черствой и блажной старухи... И вот, когда они получили возможность располагать собой и поняли, что можно бежать от этого паскудства, они и бежали... туда!

Сиротки Аннинька и Любинька становятся провинциальными, актрисами. В романе рисуется трудная судьба русской актрисы, на которую окружающие смотрят как на женщину легкого поведения. У сестер не хватило душевной стойкости и мужества, чтобы сохранить в таких условиях свое достоинство, и святое искусство привело их в помойную яму. Бесконечный пьяный угар, разврат, всеобщее презрение и нищета довели девушек до решения покончить с собой. Любинька выпила свою порцию яда, а Аннинька не решилась последовать примеру сестры. Пей... подлая! - кричала Любинька.- Сестрица! Милая! Голубушка! пей!..

Больная, измученная, вернулась Аннинька в постылое Головлево чтобы там умереть.

 

 



Сказки Щедрина

Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности. В наиболее доступную народным массам форму он как бы переливал все идейно-тематическое богатство своей сатиры.

Щедринские сказки поистине энциклопедичны. В них отразилось все русское общество пореформенной поры, все общественные и социальные силы России.

Сказки относятся к 1периоду,связанному с изменениями в рус жизни общественно-культурной историей. Некоторые сказки возникли вместе с «Историей одного города» - 60-е гг. в 1880-м основной цикл сказок. Это неслучайно,80-е г. Тяжелый период русской истории,время наступления политич.реакции,жесткий контроль над проявлениями общественной жизни,лит.прессой. Рекомендуемые официальные издания не принимали произведения С-Щ.

«История одного города»-библия 19в.,т.е.город с вечными законами,кот будут проявляться и дальше.

Сказки Щ.-Евангельские притчи,кот.отвечают на запросы данного времени.

Тематика сказок:

1-осмысление последствий крестьянской реформы и взаимоотношения помещиков и крестьян. «Дикий помещик»,»Народ и чиновник», «Как мужик двух генералов прокормил». Статский ген.чиновник высшего ранга. Генерал рассказывает о мужицком сознании, у мужика есть и «ваше превосходительство»(хотя и отменили крепостн.права)-генерал по военной службе.Но дело происходит не в армии, за пределами гос-ва.Гл.роль играет покорный мужик, даже при любой реформе на нем можно ездить. «Коняга»-эволюция славянофильства, потеря интереса народа, но привычка жить за счет него.

2-духовная жизнь России. «Орел меценат». Высмеивание идеи просвещенного монарха.Как бы не был прав, все равно рознит интеллект с народом, ограничение системы образования для них.

«Карась-идеалист» Влияние общественных,философск. Идей видится в общественной деятельности. В проподях Карася слышатся высказывания Л.Толстого в 80-е г. Толстой был одним из ведущих лидеров, предстовителей Достоевского.Здесь 2 героя-карась мечтает о гармонии. Встречается со щукой.Его аппонент ерш скепти,мир устроен так,что жизнь-борьба вечных инстинктов,т.е. показывается 2 грани общества: 1)Толстой и Достоевский, 2)мир устроен от начала века.

В сказках автор не заявляет о своих собственных позициях, читатель сам ищет ответы.

3)рассказ об административном устройстве. «Медведь на воеводстве». Сквозной герой-история. Даже лев боится истории.

Особенности сказок С-Щ. от устного народного творчества.В фольклорных сказках несколько абстрактных представлений,вневременных,несявзаных с жизнью определенного времени,гос-ва.

У Щ. гл.современный подтекст сказки о России,о ситуации, складывающейся в глазах поколения. Поэтому мелькают имена общественных деятелей, традиции.

В сказках нет положительной начала. Весь цикл сказок-поиск выхода из полит ситуации,попытка понять механизм появления законов,а опирается на естествознание.

«Баран непомнящий» возник после того как в рос.печати появился отрывок из работы Дарвина «Инстинкты». У народа есть и генетическая память. В сказке Щ. говорит,что бараны живут в зависимости от человека, пострижка шерсти-норма. Сон барана о вольном предке не дает возможности жить спокойно, он и умерает от этого.

Щ. считал, что пока только единицы понимает,что народ должен быть свободен.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь