Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Poги (больной) должен быть обследован посредством методов даршана (осмотр), спаршана (ощупывание) и прашна (опрос).



Рога (болезнь) должна быть исследована для определения её нидана (причин, этиологии), прагрупа (продромов - симптомов, предвещающих болезнь), лакшана (симптомов, клинических показателей), упашайя (диагностических анализов) и апти (патогенеза - механизмов и стадий развития).

Комментарий: Аюрведическая диагностика проводится методом “пяти зеркал”:

пульсовая диагностика - снимается информация с каналов эфирного тела, которые являются своеобразными камертонами различных органов и систем; каждая болезнь имеет свою “мелодию”, которая отражается на пульсе; опытный врач может узнать эту мелодию, если он её слышал раньше;

лингводиагностика - получение информации с поверхности языка;

учитывается форма языка, его цвет, характер налёта; это диагностическое зеркало свидетельствует, в основном, о состоянии органов желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы;

аурикулодиагностика - оценка состояния организма по форме и знакам ушной раковины, а также по определению болевой чувствительности рефлекторных зон уха; свидетельствует, в основном, о функциональных нарушениях внутренних органов и острых процессах;

иридодиагностика - снятие информации с радужной оболочки и других частей глаза; оценивается тип конституции, энергетический потенциал организма, степень накопления амы (продуктов неполного метаболизма) и органическая патология внутренних органов;

сигнатуралогия - получение информации о кармических и наследственных заболеваниях по расположению линий и знаков на ладонях и родинках и других образований на коже.

Врач должен осмотреть пациента, используя все выше перечисленные методы. Затем он должен задать дополнительные вопросы, касающиеся жалоб, времени возникновения болезни, характера развития и способов предшествующего лечения. Тщательно сопоставив все полученные данные, он должен поставить диагноз и назначить соответствующую терапию.

20. Деша (области распространения) в этой науке бывают двух типов: бхуми (деша) - географическая область, деха (деша) - тело. Бхуми-деша может быть трех типов: джангала - регион, где преобладает вата-доша, анупа - область преобладания капха-доша, а также садхарана, где все малы (доши) пребывают в равновесии.

Комментарий. Здесь имеется в виду соответствие свойств дош определённым климатическим и географическим поясам планеты. Область джангала - это пустыня или полупустыня с засушливым, бесплодным и ветреным климатом. Анупа - это болотистая местность с обильной растительностью, с высокой влажностью, ной с недостатком солнечного света и тепла. Садхарана - это равнинная область с умеренным континентальным климатом, без резких перепадов температуры и влажности.

21. С точки зрения применения и выбора лекарств или терапии, отсчёт времени (кала) может быть двух типов: последовательность кшана (мгновений) и последовательность стадий развития болезни.

Комментарий. Кшана (буквально “мгновение”) является минимальным отрезком времени, равным времени моргания глаза или произнесения одной буквы алфавита. Цикл временной последовательности состоит из следующих периодов: каштха, кала, надика, мухурта, яма, ахоратра, пакта, маса, риту, аяна и самватсара. Знание этого цикла необходимо для сбора лекарственного сырья в надлежащий период времени, а также для правильного приготовления и применения лекарственных средств. Болезнь развивается в теле в строго определённой последовательности этапов, а не мгновенно, и каждый этап имеет свои характерные симптомы. Определение конкретного этапа помогает врачу оценить серьёзность заболевания и выбрать соответствующие лекарства и вид терапии. Таково применение знания двух типов временной последовательности.

22. Аушадха (лекарства, виды терапии) бывает двух типов: шодхана (очищение) и шамана (ослабление проявления болезни). Для соответствующих дош тела наилучшим видом терапии является соответственно: ба-сти (применение клизм), вирека (очищение кишечника) и вамана (рвота), а также соответственно: таила (растительное масло), гхрита (гхи - перетопленное жидкое масло из молока буйволицы) и мадху (мёд).

Комментарий. Перед назначением лекарственной терапии Аюрведа рекомендует провести очищение организма (шодхана) от продуктов неполного метаболизма. Когда доши выходят из равновесия, начинает образовываться и накапливаться ама, которая имеет тенденцию связываться с различными дошами. В этом случае они получают название сама-вата, сама-питта и сама-капха. Для удаления сама-ваты применяют метод басти клизмы), метод виречан (очищение тонкого кишечника) направлен на выведение сама-питты; для устранения капхи необходимо применить вамана-дхоити (лечебная рвота). Для уменьшения вата-доши применяется массаж с различным тельными маслами (обычно кунжутным или оливковым).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь