Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФИЛОСОФСКИЕ РАМКИ ТЕОРИИ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ



 

Для полного понимания контекста «Шести точек зрения» и их исторической подоплеки необходимо рассмотреть отно­шение нашей теории к постмодернизму и сравнить эту фило­софию с модернистским и классическим подходом.

Постмодернизм как раз довольно просто объясняется через теорию точек зрения. За годы работы у меня сложи­лась схема, наглядно иллюстрирующая отношение постмодернизма к обеим предшествующим ему философиям. Если сравнить эту схему с последним из рисунков в начале нашей главы, изображающим элементы театра, вы увидите некото­рое сходство схем. На то, чтобы уловить это сходство, ушли годы труда, однако это сильно расширило мое понимание нашей работы на философском уровне.

Классицизм и модернизм исследовали действительность, встраивая ее в стройную парадигму. Обе философии исхо­дили из убеждения, что можно установить абсолютные универсальные законы, а всю информацию о реальности естественным образом укомплектовать в общий свод пра­вил, поддерживающий такую структуру. К концу модернист­ского периода исследование благодаря деконструкции стало настолько подробным, что привело к расщеплению инфор­мации. Выделение основополагающих, фундаментальных элементов реальности уничтожило иерархию. В результате вертикальная, иерархическая организация информации сме­нилась горизонтальной, на которой все элементы оказались равны между собой. В центре внимания оказались различия, консенсус достигался путем обнаружения моментов сходства. По мере избавления от избитых, давно изученных иерархи­ческих структур в новом, горизонтальном мире мобильность передачи и обмена информацией возросла, создавая гораздо более сложное и многогранное понимание действительности. В результате этого переустройства все наше внимание теперь направлено на способность воспринимать и взаимодейство­вать, а не создавать единую реальность, в которую остальные должны влиться и ей соответствовать. Научное воплощение этого нового подхода можно найти в разработке теорий хаоса и струн.

Разница между постулатами классицизма, модернизма и постмодернизма состоит в том, что первые два пытаются установить незыблемую истину, а третий бесстрастно акку­мулирует информацию, не зная заранее, какой предстанет истина. Постмодернизм допускает, что любая истина может измениться со временем — по мере появления новых данных или обстоятельств. Две первые философии дают уверенность абсолютного знания, их основа — упор на структурирован­ность. Основа постмодернизма - непосредственное впечат­ление и созерцание. Постмодернизм ведет диалог, в котором множество истин выступают одновременно.

На данный момент постмодернизм кажется невероятно сложным. По-моему, основная причина трудности его вос­приятия в том, что мы еще не отказались от иерархической структуры. Многие модернисты воспринимают постмодер­низм как опасную, рассеянную в воздухе заразу. И хотя я это мнение не поддерживаю, полагаю все же, что у всех трех философских позиций имеются свои недостатки. Структури­рованное сознание, исключающее целые пласты информации, принесло нам немало вреда. С другой стороны, нынешняя путаница, вызванная недопониманием постмодернистской философии, которая настолько чувствительна к диалогу, тоже опасна. Я предпочитаю не вставать ни на чью сторону, а рассматривать сложившуюся ситуацию как незавершен­ную попытку прийти к новому взгляду на то, как улучшить общество, искусство и мысль. Теория «Шести точек зрения», участвуя в этом диалоге, задается целью научить художника действовать как ответственная, самодостаточная личность.

Отмечу также, что в число достоинств постмодернизма входит умение не отвергать достижения прошлого. «Шесть точек зрения» не ставят ни художника, ни актера, ни режис­сера, ни танцора, ни хореографа перед выбором «или мы, или они». Наша теория не воюет ни с методикой Гротовского, ни с системой Станиславского и производными от нее, ни с классическим подходом именно потому, что отталкива­ется от постмодернистского «и то, и другое», а не классическо-модернистского «или то, или другое».

Если удалить из иерархической структуры информацию, останется лишь практический диалог. Таким образом, невоз­можно понять постмодернизм и его крупицу под названием «Шесть точек зрения» в отрыве от физического опыта. Прак­тика «Шести точек зрения» требует от художника кропот­ливой физической подготовки, поскольку в нашей работе тело — главный инструмент наблюдения и участия.

Может показаться, что тем самым мы взваливаем на акте­ра новый груз, однако на самом деле эти навыки осваиваются гораздо легче, чем традиционная танцевальная подготовка.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В РАМКАХ «ШЕСТИ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ»

 

В этом ключевом вопросе теория точек зрения использует сплав различных методик физического совершенствования — контактную импровизацию Стива Пакстона, технику Аллана Уэйна, технику центрирования тела и разума по Бонни Коэн и партерную гимнастику Джин Хэмилтон. Можно подклю­чить и другие техники, строящиеся на детальном разборе движений тела, однако традиционно с нашей теорией сочета­ются именно перечисленные мной методики. Чтобы пояснить, в чем именно они состоят, предлагаю краткое описание этих техник и их воздействия на развитие актерского мастерства.

 

КОНТАКТНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

 

Контактная импровизация учит актера использованию сфе­рического пространства и вырабатывает навыки ансамблевой игры посредством взаимодействия. Актер на собственном опыте знакомится с законами новейшей физики и теории хаоса. Контакт вызывает первобытную радость физического существования, радость от рефлективной связи между телом и разумом. Упражнение снимает зажимы, которыми сковы­вает тело общество, вырабатывает чувство игры, основанное на внимании к физическим силам, воздействующим на нас в повседневной жизни. Мы получаем знания о законе тяго­тении, точках опоры, распределении веса, перемещении веса, равновесии и движущих силах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь