Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основная часть – рождение пластического образа



“Координация движений и равновесие”

Вестибулярный аппарат у каждого человека устроен по-разному, а способность координировать свои движения у малышей, как правило, находится только в процессе становления. Часто и подростки не сильно дружат со своими руками и ногами. Наша задача помочь и тем и другим, потому что контроль над своим телом - это первый шаг к успеху в постижении предмета пластики.

“Неудобная поза”

Принять самую немыслимую, очень неудобную позу и удержаться в ней как можно дольше; то же самое можно делать, используя, например, стулья.

“Зеркало”

Разбиться по парам, встать лицом друг к другу. Один человек как будто смотрит в зеркало, соответственно другой - его отражение. Двигаться нужно, как можно точнее, повторяя движения друг друга. Хорошо бы не забывать про лица, можно корчить рожицы, а можно с помощью мимики передать какую-либо эмоцию, вами предложенную (тоска, бурная радость, злость, нежность и т. д.).  

“Тень”

Разбиться по парам. Один человек из пары становиться “тенью” другого. Начать можно, находясь у партнера за спиной, и стараться точно повторять все его движения. Это упражнение можно выполнять и всей группой: для этого выбрать четырех ведущих и расположить их по краям, остальные находятся как бы в центре, все развернуты в одну сторону. Первый ведущий начинает движение, остальные его “тени”. В какой-то момент первый ведущий может развернуться и передать движение другому ведущему, сам, превратившись в “тень”.

“Движение и музыка”

.      Многие считают, что если у человека нет музыкального слуха, то его уже и не будет никогда. А мы уверены в том, что слух есть у каждого, так же как и чувство ритма, есть и способность слышать музыку. Нужно только потрудиться, чтобы такая же уверенность появилась у ребенка. Не требуйте от детей мгновенных результатов и не ставьте раньше времени на ком-то крест. Желание и терпение помогут и детям и Вам. Начните с простого, постепенно переходя к более сложному.

“Образы, навеянные музыкой”

Для начала можно выяснить какая музыка нравиться или не нравиться детям, и почему. Далее предложите послушать музыкальные отрывки из разных произведений, лучше всего классических, и обсудите их. Пусть дети попробуют описать те образы, которые возникли в их воображении. Попробуйте и Вы передать им свои ощущения от прослушанной музыки, опираясь на те образы, которые возникли у Вас.

“Ритмический рисунок”

Занятия с ритмом можно начать с элементарных хлопков ладошками и топанья ногами. Вы показываете, дети повторяют. Через некоторое время дети сами могут становиться ведущими. Для проверки можно использовать метроном. Придумайте игры на основе разных ритмических рисунков: можно создавать подобие дождя, движение поезда и т. д. при помощи хлопков руками, топанья и шарканья ногами и т. д.

“Стоп кадр”

Выберите ритмичную музыку. На сильную долю, дети должны резко поменять положение тела и зафиксировать это положение “стоп кадром”; при этом натянуть, напрячь мышцы всего тела; затем мгновенное расслабление, следующая перемена положения тела, и т. д.

“Тело – звук”

Если есть фортепиано, предложите детям поимпровизировать в движении под “живые” звуки. Даже если нет профессионального аккомпаниатора, вы можете сами нажимать клавиши, потому что здесь звуки важнее музыки. Имеет значение длительность, высота, сила подачи звука (тише, громче). Объясните ребятам, что им нужно “отпустить” свое тело и воображение и попробовать превратиться в те звуки или сочетания звуков, которые они услышат. Нужно двигаться так, как подсказывает чувство. Настройте детей на то, чтобы они старались замечать звуковые нюансы и отражали их в движении.          

“Разная музыка – разное тело”

Подберите музыку, очень разную по темпу, ритму, характеру, настроению; пусть дети попробуют поискать те движения тела, которые, как им кажется, подходят под ту или иную музыку. Не ограничивайте их фантазию, если дети в такой импровизации попробуют превратиться в какой-либо персонаж или животное, после окончания музыки расспросите их: кто кем был, что делал и как это происходило.  

“Персонаж и музыка”

Заранее задайте детям или придумайте вместе с ними персонажей, каждому ребенку отдельно или всей группе сразу. Под персонажами мы в данном случае подразумеваем неживые предметы, состояния природы, эмоциональные состояния человека, животных и растения. Задача детей – найти движения тела, которые на их взгляд похожи на пластику выбранного персонажа. Например - “коврик в прихожей”. У каждого возникнет своя собственная ассоциация с этим предметом, и поэтому движения родятся самые разные. У кого-то коврик будет скакать на носочках, убегая от грязных ботинок; у кого-то медленно ползти по паркету в теплый шкаф; кому-то захочется заглянуть в замочную скважину, приподнимаясь на бахроме; а кто-то захочет учинить жуткий беспорядок в знак протеста или, радуясь предстоящему дню рождения, и возникнут прыжки по всему залу, размахивание руками и ногами и т. д. Не останавливайте детскую фантазию какой-либо заданностью. Очень важно понять, что в этом упражнении не может быть ничего сделанного неправильно. “Правильно” все. Важно, у кого получилось интереснее, поэтому то, что было самым интересным нужно запомнить и даже попытаться повторить. Не настаивайте на своем выборе. Дайте возможность детям отметить то, что им понравилось. Ваше мнение в данном случае должно прозвучать только наряду со всеми остальными.

Упражнение нужно делать под музыку. Мы предлагаем Вам использовать следующих композиторов: Боккерини, Вагнер, Вивальди, Кабалевский, Прокофьев, Скарлатти, Таллеман, Чайковский, инструментальные джазовые композиции Армстронга, Гершвина, Фидзжеральд. Хотя лучше, если Вы будете действовать по-своему, руководствоваться собственными ощущениями, тогда Ваш интерес к материалу вызовет ответный интерес у детей.

 “Пластические импровизации”

 Хорошо бы подобрать ярко-характерную музыку, может слегка странную, но незнакомую для ребят; придумать вместе с детьми тему, атмосферу, может быть даже действующих лиц; ограничить пространство зала, создав тем самым подобие сценической площадки; выбрать участников импровизации и включить музыку. Задача ребят, – средствами пластической выразительности, отталкиваясь от характера музыки, от придуманной темы и атмосферы, создать небольшую пластическую зарисовку.

“Освоение пространства”

Каждый нормальный человек, а тем более ребенок, каждую секунду осваивает разные жизненные пространства, будь то чтение литературы, слушание музыки, просмотр картин на выставке, выполнение уроков, прогулка по лесу, ежедневное общение с разными людьми или даже сон. Пластика или искусство движения – это тоже освоение пространства, причем каждый раз нового. Ведь если как следует подумать, станет ясно, что мы постоянно меняемся, и мир вокруг нас не всегда одинаков. Нужно только внимательно посмотреть, и позволить своему телу чувствовать перемены. Мы ежедневно, с самого рождения, погружаемся в мир стереотипов и догм, принятых обществом норм поведения. И в какой-то момент, почти автоматически, мы перестаем задавать вопросы себе и окружающим, соглашаемся с общепринятым, даже если чувство нам подсказывает: что-то не так. Наше тело тоже теряет восприимчивость и превращается в инструмент, с помощью которого мы только лишь передвигаемся и поглощаем пищу. Однако все мы помним, насколько чувствителен совсем маленький ребенок. Он реагирует на любые изменения в окружающей среде, и не только температурные… Ссора между родителями или надвигающаяся гроза отражаются на всем его теле. Он еще не понимает происходящего, но все чувствует. И самое главное – ему и в голову не приходит скрывать это или обманывать себя (мол, все в порядке). С возрастом мы теряем такую способность и очень удивляемся, если случайно прогнозы нашей интуиции оказываются верны. Если мы хотим вырастить творческую личность, нам важно помочь ей вернуться к самой первой детской чистоте и непосредственности восприятия мира. И упражнения на освоение пространства помогают нам решить эту задачу. В них мы каждый раз как бы заново знакомимся с миром.

“Заполнение пространства. Разное тело в разной среде”

Всей группе распределиться в зале так, чтобы между всеми людьми было одинаковое расстояние. По хлопку всем одновременно начать движение, сохраняя равномерные промежутки. Можно менять скорость, свойства пространства (вода, глина, сгущенное молоко и т. д.), материал, из которого сделано тело (проволока, пластилин, дерево, камень и т. д.). Главное, двигаться всем одновременно, не сталкиваться, внимательно наблюдая за тем, чтобы между всеми участниками упражнения сохранялись равные промежутки, а пустот в углах помещения и ощутимых “дыр” между участниками упражнения не возникало, то есть нужно, чтобы равномерно заполненным было абсолютно всё пространство класса.. 

“Импульс”

Разбиться по парам. Один человек пытается вызвать в себе ощущение легкости воздушного шарика, почти невесомости (при этом невесомым должно стать всё тело), а партнер точным движением руки дает импульс, то есть, дотрагиваясь до разных частей тела своего партнера, посылает его тело-шарик летать в разных направлениях, не дает ему окончательно улететь от себя. Все то же самое можно делать, но, представляя себя глиной, вареной сгущенкой, мукой и т. д. Можно работать в одиночку, по парам, всей группой.

“Мысль – движение – эмоция”

Движение строится по принципу: мысль – движение – эмоция. Договоримся с Вами, что “мысль” – это движение головы, одной только головы. Движение всего тела продолжает движение головы. “Эмоция” – это движение рук и лицо. Они, в свою очередь, дают иные, чем голова импульсы телу. Для начала можно четко разделить эти три действия: движение головы, тела, лица и рук, а когда ребята уловят смысл, можно соединять все движения в одно целое. На этом упражнении можно делать небольшие пластические этюды: одиночные, парные и групповые. 

“Создание образа”

Уже теперь, когда ребята достаточно свободны, не бояться оказаться смешными или нелепыми, не пугаются своего тела и чуть-чуть умеют им владеть, начинается самое интересное. Вряд ли здесь возможно ограничиться какими бы то ни было конкретными упражнениями. Если все удачно складывалось, то, может быть, и, не заметив этого, вы уже перешагнули границу между ремеслом и творчеством. Скорее всего, ребята уже пытаются фантазировать, используя свои руки и ноги самым удивительным образом, создавая из собственного тела предметы и явления природы, кукол и животных, передавая различные состояния людей и мирового пространства. Необходимо очень внимательно всматриваться в то, что предлагают дети. Поверьте, что их фантазия гораздо богаче, а главное – свободнее нашей. Они еще не успели вобрать в себя и закрепить тот пласт стереотипов и нормативных установок, которые есть в сознании взрослого. Может, многие вещи будут казаться Вам странными, непонятными и не поддающимися обычной взрослой логике. Но если они интересны детям, если им захочется отстаивать свою правоту, попробуйте лучше пересмотреть свои взгляды и привычные установки. Помогите ребенку сформулировать и обосновать посредством своей детской логики те открытия, которые он совершил. Добивайтесь того, чтобы ребенок фиксировал свои открытия, защищал их, то есть осознавал, что он делает. Может быть, фиксировал не на уровне головы или слова, а на уровне тела и пластики. Тогда он сможет повторить то, что возникло спонтанно на занятиях. Ваша задача отобрать самое интересное: те фантазии, в которых ребенок чувствует себя уверенно и свободно, то, что он может повторить в присутствии зрителя. Если таких фантазий окажется много, то можно собрать их в небольшую пластическую композицию. Присутствие зрителей сыграет для детей важную роль, даже если это пока будут только родители и дети из других групп. Можно показать такую учебную работу несколько раз и двигаться дальше.

      

Список рекомендуемой литературы

Барро Ж. Размышления о театре. – М., 1963

Брук П. Пустое пространство. – М., 1976

Волконский С. Выразительный человек. – С.-пб., 1913

Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М.-Л., 1986

Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. – М. 1986

Гранер В. Ритм в искусстве актера. – М., 1966

Дель Кроз. Ритм. – С-пб., 1922

Зиновьева М. А. “Пластика” в книге: Театр-студия “Дали” Программы. Репертуар. Уроки. – М., ВЦХТ, 1997

Немирович–Данченко Вл. О творчестве актера. – М., 1984

Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М., 1976

Румнев И. О пантомиме. – М., 1964

Рутберг И. Пантомима, движение и образ. – М., 1963

Станиславский К. Работа актера над собой, Собр. Соч. Т. 2 – М., 1954

Чикин С. Я. Физическое совершенство человека. – М., 1976



Глава 9

Сценическое движение

“Актёр должен не только иметь полноценный аппарат воплощения, но и постоянно его совершенствовать. Однако, для того, чтобы совершенствовать аппарат воплощения, нужно знать его возможности, законы управления этим аппаратом, законы движения по сцене”. (И. Кох)

 

Без активного движения жизнь ребенка практически невообразима. Здоровый ребенок всегда прыгает, бегает, кувыркается. Ему трудно долго сидеть на одном месте. И даже свои эмоции, свои чувства и переживания он выражает, прежде всего, через движение, а не через слово.

Говоря о театре, в котором играют дети, нельзя избежать разговора о движении, в данном случае о движении сценическом.

Тема сценического движения, разумеется, очень интересна и велика. В мире существует много школ и методик движенческой подготовки актера. В нашей стране наиболее известными являются системы И. Иванова, Г. Морозова, А. Немеровского. Одна из наиболее интересных и современных создана педагогом ВТУ им. Щукина А. Б. Дрозниным. Эта школа развивает лучшие достижения не только отечественных, но и зарубежных методик. Она выходит за рамки чисто физической дисциплины и делает движение базой для постижения актерского мастерства.

Сценическое движение это: начала акробатики, работа с равновесием, работа с предметом, выполнение трюков, сценический бой, фехтование. Но, прежде всего, - это развитие психофизического аппарата. Поскольку охватить тему в полном объёме в небольшом разделе не представляется возможным. Здесь речь пойдёт о базовых упражнениях сценической акробатики, поскольку они позволяют развить начальные навыки координации движений, реакцию, решительность, гибкость, динамичность, прыгучесть, физическую силу.

      Конечно же, не нужно забывать, что мы говорим о работе с детьми, а не с профессиональными актёрами. Важно помнить, что каждый ребёнок, каждый ученик – это личность, которая растёт и формируется. Необходимо всячески помогать этому росту. Когда у ученика что-то не получается, не стоит сердиться на него. Ведь тело ребенка становится новым почти каждый день, и справиться с таким постоянно меняющимся телом очень трудно. Надо спокойно объяснить или показать не получившееся упражнение ещё и ещё раз. Может быть, тогда что-то получится. Нужно создавать во время урока деловую, но в то же время интересную, увлекательную атмосферу. Ребята не должны чувствовать испуга из-за неправильно выполненного упражнения. У них есть право на ошибку. Ну а задача педагога заключается в том, чтобы этих ошибок становилось меньше.

      Весь курс направлен на гармоничное развитие ребёнка. В данном разделе упор делается, в основном, на физическое развитие тела. Но это физическое развитие тесно связано с развитием личности в целом. Ни для кого не секрет, что в период взросления человек относится к своему телу с пристальным и придирчивым вниманием. Тело может причинить ему множество неприятностей или стать источником радости. Оно может превратиться во врага или в самого надежного партнера. И в зависимости от того, сумеет ли юный человек “подружиться” со своим телом, во многом зависит его самооценка и успешность в самых различных видах деятельности.

           Уроки сценического движения, так же как уроки пластики и танца, помогают овладеть своим телом, дают выход молодой энергии. Поэтому дети, как правило, любят эти уроки. Нередко они пытаются заниматься сценическим движением самостоятельно, на переменках, без педагога. Однако такие занятия могут оказаться опасными, привести к травмам. Необходимо сразу же объяснить ребятам, что заниматься сценическим движением можно только на уроке, в присутствии педагога. И особое внимание на занятиях стоит уделить технике безопасности.

           Занятия сценическим движением должны проходить в свободном от мебели, хорошо проветриваемом помещении, спортивном или актовом зале, просторной рекреации. Для того чтобы избежать травм, необходимо начать обучение на акробатической дорожке или матах. Желательно, чтобы продолжительность урока была больше обычного школьного часа. Лучше всего - сдвоенный урок.

           Одежда на занятиях должна быть удобной, не стесняющей движения ребят, обувь – мягкой (кеды, чешки, кроссовки). Украшения: кольца, сережки, цепочки и т. д. необходимо снимать во избежание травм.

           В построении занятий мы руководствуемся несколькими методами, предложенными А. Б. Дрозниным:

- метод “плотных нагрузок”;[24]

- метод “ступенчатого повышения нагрузок”;

- метод “взаимообучения”.

Метод “плотных нагрузок” состоит в том, чтобы построить занятие без пауз. Упражнения подбираются комплексами, где между каждым из них существует логическая связь. Выполнение одного подводит к выполнению другого. Такой метод позволяет, прежде всего, выстроить курс логично и последовательно, избежать лишних страхов перед выполнением упражнений. Кроме того, метод позволяет приучить детей к интенсивной работе в течение заданного времени, – то есть к тем условиям, в которых им придется работать в спектакле.

Метод “ступенчатого повышения нагрузок” позволяет постепенно и неуклонно повышать нагрузки, дотянуть студийца до пределов его возможностей и дать ему возможность превратить максимальные нагрузки в привычные.

Метод “взаимообучения” направлен на воспитание чувства партнерства и ответственности. Студийцы привыкают под контролем педагога обучать друг друга тому, что умеют сами, страховать друг друга.

           Занятие сценическим движением начинается с разминки. Для разогрева тела, который в том числе поможет избежать травм, нужно не менее 20 минут. И только после этого можно переходить к конкретным упражнениям.

           Упражнения начального этапа обучения, необходимые юному актеру, можно разделить на несколько технических групп: кувырковая техника, техника различных перекатов, прыжковая техника. Каждая группа включает в себя большое число различных элементов, но мы приведем только самые основные. Кувырки и перекаты выполняются на матах. Желательно добиваться того, чтобы ученик выполнял упражнение столько раз подряд, сколько позволяет дорожка из трех – четырех матов. Прыжковые упражнения предлагается выполнять вокруг этой дорожки.

          

Тренинг

Разминка

          В разделах “Сценическая речь” и “Пластика” уже говорилось, что разминку рекомендуется проводить по поясам: от головы к ногам – шея, плечевой пояс, грудная клетка, поясница, тазобедренные суставы, ноги. Подробно универсальная разминка описывается в разделе “Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации”. Мы же приводим здесь лишь несколько недостающих упражнений, которые необходимы именно для занятий сценическим движением.

Разминка плечевого пояса

“Ветряная мельница”

           Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх, кулаки сжаты. Делаем максимально широкие круговые вращения руками, постепенно увеличивая скорость от максимально медленной до максимально быстрой. Движения выполняются сначала вперед, затем – назад. Примерно по 20 вращений в каждую сторону.

           Усложненный вариант – руки вращаются в разные стороны: одна вперед, другая назад с последующей переменой направления.

“Миксер”

           Исходное положение – стоя, прямые руки со сжатыми кулаками вытянуты вперед перед собой. Первое движение – вращаем кулаками на себя, работает запястье. Затем к вращению кулаками подключаем вращение локтями в ту же сторону. Работают запястья и локти. Далее присоединяем к запястьям и локтям плечевые суставы. Таким образом, три пары суставов – запястья, локти, плечи работают одновременно в одном направлении.

           Далее упражнение выполняется в том же порядке, но в противоположном направлении.

“Пружина”

           Исходное положение – стоя, прямые руки вытянуты в стороны. Ладони смотрят вверх, пальцы натянуты. Нужно обратить внимание на то, чтобы ладони располагались чуть выше уровня плеч. Ладони нужно максимально отводить назад пружинящими движениями.

           Другой вариант этого же упражнения. Стоя наклониться вперед. Прямые руки за спиной собраны в замок. Пружинящими движениями нужно отводить прямые руки вверх и вперед в сторону головы.

“Кошка лезет под забор”

Исходное положение: встать на четвереньки. Зафиксировав ладони на месте, оттянуть корпус назад. Представить себе воображаемую щель под забором и попытаться в нее пролезть. При этом нужно следить за тем, чтобы ладони и колени оставались на том же месте, корпус перемещался как можно ближе к полу, но при этом не ложился на него. Упражнение закончить прогибом спины, положив бедра на пол. Затем выполнить все в обратном порядке. Упражнение выполняется на восемь счетов. Для того чтобы усложнить упражнение, между счетов можно делать остановки, говоря “стоп”. В момент команды “стоп” выполняющий должен замереть в том положении, в котором его застала команда. Величина этих остановок зависит от физической подготовки детей.

“Тележка”

           Упражнение выполняется вдвоем. Один – тележка, а другой – тот, кто ее везет. “Тележка” опирается на руки и подает свои ноги партнеру. Затем пара передвигается вокруг матов. “Тележка” передвигается на руках. При этом необходимо следить за тем, чтобы пальцы “тележки” смотрели по направлению движения. Пройдя круг, партнеры меняются.

“Собачка”

           Наклонить корпус вперед и опереться на руки так, чтобы и руки и ноги оставались прямыми. Затем в таком положении пройти вокруг дорожки из матов.

“Гусиный шаг”

           Присесть, спина прямая. Руки за головой. В таком положении пройти вокруг дорожки из матов. Затем выполнить упражнение спиной по ходу движения.

“Прыжок на месте”

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Для начала делать прыжки на месте под счет: раз – два – три – четыре, - где каждый счет это прыжок. Затем каждый четвертый прыжок – это разворот. Сначала на 90 градусов, далее на 180 и на 360.

 

Элементы акробатики

“Кувырок вперёд”

Подойти к мату. Принять положение группировки: согнув колени, наклонить туловище вперёд так, чтобы колени достали до плеч, голова между колен. Руки выпрямить, ладони положить на край мата. (Фото 1.) Затем, согнув локти и разгибая колени, переворачиваться через голову: последовательно положить на мат затылок, лопатки, поясницу. Если тело будет согнуто, получается мягкий перекат, и исполняющий окажется сидящим на мате с согнутыми коленями. В последствии, надо стараться выполнять упражнение так, чтобы голова не касалась пола.

Иногда приходится помочь: преподаватель становится на колени справа от ученика, подсовывает ему под мышку свою правую руку так, чтобы ладонь положить на шею, затем, он наклоняет голову ученика к груди и левой рукой слегка подталкивает его в спину, чтобы создать у него ощущение верного положения и движений тела вперёд при начале кувырка. (Фото 2.) Потом ученик сам откажется от помощи. Если ученик отказывается выполнить упражнение, не нужно его заставлять. Насилием вы ничего не добьётесь. Подождите, пока ребенок сам захочет попробовать.

Надо рассказать ребятам, что небольшое головокружение, появляющееся после выполнения кувырка, - это результат непривычной реакции организма: оно безопасно для здоровья и скоро исчезнет. Однако имеется целый ряд противопоказаний к занятиям элементами акробатики. Это некоторые заболевания глаз, мозговые, хирургические заболевания, нарушение кровяного давления и прочие, то есть речь идет о детях с третьей или специальной группой здоровья. Преподаватель, знающий об отклонениях от нормы в здоровье некоторых учеников, заранее отстраняет их от выполнения акробатических упражнений.

“Кувырок назад”

Кувырок назад – сложное упражнение, поэтому необходимо, чтобы педагог знал и умел выполнять элемент или хотя бы проконсультировался с учителем физкультуры. Подойти к мату, повернуться кругом и сесть на его край, сгруппироваться. Тело должно быть компактным: спина круглая, колени согнуты и прижаты к груди, голова опущена к коленям, подбородок прижат к груди, руки обнимают голени. (Фото 3.) Сохраняя исходное положение тела, необходимо опрокинуться на спину, последовательно приземляясь на таз, поясничную часть спины, лопатки. Если опрокидывание будет достаточно быстрым, а тело останется компактным, то туловище поднимется сначала над головой, а затем окажется за ней, таким образом, тело обязательно перевернётся через голову назад. Этому необходимо помочь руками: надо отпустить голени и упереться ладонями в мат в момент, когда тело опирается на шею и затылок. Чтобы облегчить нагрузку на затылок, можно оттолкнуться от мата. Это позволит ученику встать на стопы, а не на колени.      

Кувырок назад – сложный навык. Ученик часто боится его. У девушек даже возникают мышечные расслабления. В результате туловище плашмя, а не перекатом, падает на мат; мышцы шеи также расслабляются, и поэтому ни ноги, ни таз не поднимаются вверх. Необходим продолжительный тренаж в подготовительном упражнении; тогда при увеличении амплитуды раскачивания преподаватель должен внезапно подтолкнуть ученика в спину, чтобы помочь ему перевернуться. У ребят, плохо координирующих движения, шея разгибается, и голова тормозит движение кувырка. При этой ошибке необходимо обратить внимание ученика на положение подбородка.

“Кенгуру”

“Кенгуру” – так называется прыжок. Исходное положение: ноги на ширине плеч, корпус прямой, руки сложены на груди. Присесть, оттолкнуться двумя ногами и прыгнуть как можно дальше так, чтобы руки не были задействованы в прыжке, а оставались сложенными на груди. Работая с детьми можно обратить внимание на то, чтобы прыжок выполнялся как можно тише. Это позволит достичь мягкости в исполнении упражнения.

“Кузнечик”

“Кузнечик” - так же прыжок. Исходное положение: ноги на ширине плеч, корпус прямой, руки расслабленны, висят по швам. Присесть, оттолкнуться двумя ногами и прыгнуть как можно дальше. При этом руки делают широкий мах, таким образом, что в прыжке корпус натягивается от кистей до пяток. Приземление происходит так же на две ноги. В этом упражнении важно избегать прогиба в момент прыжка. Тело должно быть натянуто как струна.

 

“Лягушка”

Исходное положение: согнув колени, наклонить туловище вперёд так, чтобы колени достали до плеч, голова наклонена вперед, руки вытянуты вперед – по направлению движения. Оттолкнувшись двумя ногами, надо прыгнуть на руки так, чтобы ноги опустились позже, и оказаться в исходном положении. Здесь есть несколько сложностей. Толчек ногами может быть слишком сильный. В результате чего, выполняющий упражнение может упасть вперед. Или упор руками может быть слишком слабым. Это повлечет падение на колени.

“Каскад”

Упражнения “Кенгуру”, “Кузнечик” и “Лягушка” подводят нас к выполнению “Каскада”. Каскадом называется сочетание прыжка вперёд-вверх и обычного акробатического кувырка. Техника его состоит из трёх последовательных движений: отталкивания, полёта и приземления с кувырком.

Положите один на другой четыре мата, за ними ещё один мат. Разбежавшись, надо оттолкнуться одновременно двумя ногами, по направлению вперёд-вверх; в полёте выпрямить ноги, наклонить голову и туловище, опустить руки на мат; приземлиться на руки. В этот момент сгруппировать туловище и ноги, сделать кувырок и подняться. После приземления и группировки необходимо уничтожить инерцию вперёд, то есть опереться на руки.

Чтобы сделать упражнение правильно, необходимо научиться отталкиваться двумя ногами. При исполнении каскада, после отталкивания и полёта, надо опустить вниз руки и плечи. При приземлении руки должны коснуться пола раньше ног, тогда, согнув локти, можно удобно опуститься на лопатки (а не на затылок и шею) и безопасно перевернуться.

Каскад нужен актёру не только как упражнение на координацию и смелость. Он применяется в различных приёмах борьбы без оружия. В технике его есть следующие опасные моменты: если делать его медленно, недостаточно высоко подпрыгнуть, можно упасть плашмя, или, оказавшись в вертикальном положении, вниз головой опуститься на тело или шею. Если же сильно оттолкнуться, можно упасть не на руки, а на спину, что довольно опасно. Отработка оптимальной скорости крайне необходима в данном упражнении. Достигается она только с помощью тренажа – повтора. Убедившись, что техника верна, надо убрать верхний мат, затем второй и третий. Далее, следует начать увеличивать амплитуду каскада. Надо поставить какое-то препятствие, например скамейку или стул, чтобы увеличить полёт в длину и в высоту. (Фотографии 4 - 7.)

Сценические падения

Актёру на сцене приходиться изображать, как падает человек, потерявший сознание, или мгновенно умерший, а так же, когда его сильно ударят, поставят подножку и тому подобное. Делать это нужно правдиво и безопасно.

Есть два принципа падений. Первый заключается в том, что мускулатура тела постепенно расслабляется: так бывает при потере сознания. Второй – когда тело падает в случае воздействия внешнего характера, например, от толчка в спину: мускулатура будет напряжена, поскольку человек будет инстинктивно стараться удержаться на ногах. Этот принцип более прост для исполнения, так как все страхующие движения и увёртки в подобных падениях можно не скрывать, ибо в них заложено действие сопротивления.

Играть же для зрителя потерю сознания, когда тело падает “совершенно не организованно”, значительно труднее, так как нужно пользоваться такими приспособлениями, которые помогут безопасно приземлиться (см. технику падения вперед согнувшись). Нужно так изображать движения, чтобы актёр не травмировал себя, особенно голову, крестец, колени и локти. Падать нужно только на мягкие части тела. С точки зрения биомеханики[25], это своеобразные укладывания тела на пол. При быстром исполнении они создают впечатление падающего расслабленного тела.

Падение “Вперед согнувшись”

Подойти к мату, принять исходное положение: стопы параллельны, на расстоянии 10-15 см. друг от друга, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. (Фото 8.) Надо быстро, в своем воображении, как бы ударить самого себя в живот. В момент удара следует согнуться вперед, приподымаясь на носки, слегка согнув колени. (Фото 9.) В этом положении повернуть правую стопу пяткой наружу и, наклоняя голову и плечи вперед, начать падать, последовательно расслабляя тело так, чтобы на мат последовательно легли наружная сторона правой голени, правая сторона бедра, правый бок и, наконец, голова. Важно, чтобы голова опускалась на пол мягко и в последнюю очередь. В момент, когда тело начинает падать, перевернуть руки влево так, чтобы локоть правой руки оказался левее своего правого бока – это предохранит локоть от ушиба. (Фото 10.)

  Падение “вперед согнувшись” может быть выполнено при любом ударе в живот. Без психологической и действенной предпосылки падать трудно, заставить упасть может только какое-то внешнее воздействие. Тогда рождаются конкретные приспособления, которые создают верное сценическое движение.

Разучивая технику падений, следует сразу поправлять ошибки учеников. Исполнение схемы несколько раз подряд позволяет быстро запомнить ее. В любом приземлении, тело должно падать только на мягкие части. Если ученик касается мата коленями, а не наружной частью голени, то техника неверна: это опасно при приземлении на пол. В начале исполнения скорость должна быть замедленной; постепенно она убыстряется и, наконец, должна стать такой, чтобы зрители увидели падающего, а не ложащегося человека. Чтобы падение было правдоподобным, ноги не должны подниматься в противовес падающему телу.      

Падение “Назад на спину ”

Встать спиной к мату, поставить левую стопу, на край мата, носком влево. (Фото 11) Затем, перенеся вес тела на эту ногу и приподняв правую вперед-вверх, поднять вверх прямые напряженные руки, а подбородок прижать к груди. (Фото 12) Опереться на наружный край левой стопы. Важное подсобное движение. Такое положение неудобно для ноги, но оно создает верную предпосылку тому, чтобы упасть назад, обеспечивает технику безопасности. Итак, падающий подворачивает левую стопу, наклоняет голову вперед и, постепенно сгибая колено, и, расслабляя мышцы левой ноги, тем самым, сокращая расстояние до пола, приземляется на мат наружной частью левой голени, затем левой стороной бедра и боком так, чтобы не удариться крестцом. При этом поднятые руки должны оставаться в таком положении до окончания приземления. Как только левое плечо коснется мата, правая нога ложится на пол и падающий мгновенно переворачивается на спину. Руки, расслабляясь, ложатся тыльной стороной кисти на пол, и одновременно с этим мягко опускается затылок на мат. (Фото 13 -15)

Это падение опасно при неверной технике: есть риск разбить затылок. Чтобы этого не случилось, нужно уметь закрепостить мышцы рук и шеи при приземлении. Напряженные руки непроизвольно закрепощают мышцы.

шеи – и это предохраняет голову от сотрясений и не дает удариться затылком об пол. Обман зрителя достигается тем, что, как только левая сторона легла на пол, исполнитель мгновенно поворачивается на спину. Зритель не успевает увидеть подсобные движения, но, увидев падающее выгнутое тело, верит, что человек действительно упал на спину. Важно, чтобы правая нога, создающая противовес падающему телу, опустилась, как только легли плечи. Задержка ее в приподнятом положении раскроет технику, которую надо скрыть.          

               

Список рекомендуемой литературы

Вербицкая А. В. Основы сценического движения. – М., ГИТИС, 1982

Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика. – М., Физкультура и спорт, 1979

Карпов Н. В. Уроки сценического движения. – М., ГИТИС, 1999

Кох И. Основы сценического движения. – Л., 1970

Переславцев А. И. “Сценическое движение” в книге: Театр-студия “Дали” Программы. Репертуар. Уроки. – М., ВЦХТ, 1997

См. так же “Список рекомендуемой литературы” к разделу “Пластика”.



Глава 10

 Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь