Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Джаз-модерн танец и актерская органика



В чистом виде классический балетный танец в современных драматических спектаклях практиче­ски не используется. Современный театральный танец может включать в себя элементы эстрадного, бального танца, акроба­тики и т.д. При работе с детьми, мы предлагаем взять за основу джаз-модерн танец, который, рождаясь из слияния музыки, пластики, чувств и т. д. не ограничен четкими позами классического танца, и по органике гораздо ближе драматическому актеру. Этот стиль предполагает более свободную поста­новку рук, плеч, спины, ног, чем классический танец, что дает юному актеру возможность более естественного самовыражения. Конечно, джазовый танец является довольно сложным в техническом исполнении и подразумевает соответствующую физическую и техническую подготовку, поэтому остановимся на нём более подробно.

Основные принципы джаз-модерн танца относятся, прежде всего, к технике движения. Они сложились в процессе эво­люции различных систем танца. Эти принципы были заим­ствованы в основном из джазового танца и из танца модерн, а также из классического балета.

Приведем основные элементы и принципы движения, принятые в этом стиле:

1. Использование в танце позы “коллапса”.

2. Активное передвижение исполнителя в пространстве, как по го­ризонтали, так и по вертикали.

3. Изолированные движения различных частей тела.

4. Использование ритмически сложных и синкопированных движе­ний (со смещенным акцентом на слабую долю).

5. Полиритмия танца.

6.Индивидуальные импровизации в общем танце.

7. Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.

В. Никитин, российский педагог, хореограф, в своей книге “Модерн-джаз танец” так определяет основные элементы джаз-модерн танца:

Поза коллапса. Это понятие ничего общего с медицинским термином не имеет. Речь идет о своеобразном держании тела, когда нет напряжения и вытянутости вверх. Тело свободно и расслабленно, его изгибы немного утри­руются, колени согнуты, торс и голова чуть наклонены вперед. При напряжении невозможно движение отдельными центрами, например пелвисом (тазобедренной частью), или грудной клеткой, в то время как при достаточном рас­слаблении такие движения возможны.

Основная задача педагога на первом этапе обучения — добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различными его частями. Но в то же время тело должно быть достаточно напряженным, чтобы движения были энергичны.

Изоляция и полицентрия. Тело как бы состоит из отдельных частей-центров: это голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, пелвис, руки и ноги. Эти центры могут пространственно и ритмически независимо двигаться, именно это и создает полицентрию движения. Каждая часть тела или каждый центр имеет свое соб­ственное поле напряжения и свой собственный центр движения. Поли­центрия — это основополагающий принцип танцевальной техники. Для того чтобы перевести его в реальную видимость танца, существует технический прием, который называется изоляцией и подразумевает, что каждая часть тела, то есть каждый центр двигается независимо от другого центра. Эта, на первый взгляд, простая задача достаточно сложна для начи­нающего, так как по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движение, например, голо­вой, естественно вызывает напряжение в плечевом поясе или в грудной клетке. Однако изоляция — это основной технический прием, с кото­рого начинается обучение джаз танцу.

Полиритмия. В джаз танце центры могут двигаться не только в различных про­странственных направлениях, но и в различных ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга.

Полиритмия тесно связана с музыкой. Так, во время импровизации того или иного музыкального инструмента на основной, базовый ритм накладывается ритм им­провизации. Это приводит к появлению такого музыкального понятия, как свинг, т. е. определенной пульсации основного ритма, связанного со смещением мелодического рисунка и ритмической основы произве­дения. Танцор должен чувствовать своим телом музыкальный свинг и стараться воплотить его в движении. Отсюда и появляется не только музыкальное, но и танцевальное поня­тия свинга. В танце это понятие означает раскачивание, моторно-ритмическое движение какой-либо части тела или всего тела целиком.

Мультипликация. Это понятие также тесно связано с ритмом. Оно означает, что еди­ное движение раскладывается на составные части, которые фазируется (сдвигаются) или мультиплицируется (накладываются). Однако количественное увеличение танцевальных акцентов не должно приводить к увеличению музыкального такта. Го­воря иными словами, в четырехдольном такте делается несколько ак­центов в промежутках между основными долями такта. Мультиплици­рованные движения могут быть неодинаковыми по времени и нерегу­лярными. Они могут занимать весь такт, но могут и только какую-либо его часть. Рассмотрим мультипликацию на примере шага. Шаг — это не только движение, связанное с перемещением в пространстве, но и перенос веса тела с одной ноги на другую. При мультипликации в про­межутке между шагами исполняется несколько движений, но только одно связанно с переносом веса тела.

Импульс и управление. В джазовом танце существует понятие, на первый взгляд, противореча­щее изоляции - это импульс. Когда один центр активизирует другой центр, как бы управляет им, но при управлении заметен временной разрыв между движениями. Первоначально начинает движение один центр, затем че­рез определенный промежуток времени — другой, третий и т. д. При активизации центра мы затрачиваем определенное мышечное усилие, которое и называется импульсом. Импульсная техника важна не только при последовательном движении центров, но и в движении всего тела целиком. Импульс всегда исходит из так называемого “центра тела”, важной анатомической точки, которая расположена в центре тела (на ладонь вниз от солнечного сплетения). Там же расположен и центр тяжести, работа с которым является важной задачей обучения.

Координация. При движении двух или более центров одновременно возникает не­обходимость их скоординировать. Координация осуществляется двумя способами: импульсом, при котором два или несколько центров приво­дятся в одновременное движение, либо применяется принцип управле­ния, т. е. центры включаются в движение последовательно. Координи­роваться могут самые различные центры: голова и пелвис, руки и голо­ва, плечи и голова. Менее употребительна координация головы и груд­ной клетки, но и она возможна. Плечи могут координироваться с голо­вой, пелвисом, руками и ногами. Пелвис сочетается с головой, грудной клеткой, плечами, руками и ногами. Сложна и эффектна координация с грудной клеткой, называемая "оппозиционный крест", при котором движение строится по следующей схеме: грудная клетка — вперед, пелвис — назад, грудная клетка — вправо, пелвис — влево, грудная клетка — назад, пелвис — вперед, грудная клетка — влево, пелвис — вправо. В этом примере движения центров направлены в противопо­ложные стороны, то есть в оппозицию. Однако возможно и параллель­ное движение двух центров. Параллель и оппозиция могут встречаться и внутри одного центра, между ареалами центров. Ареалом называется часть центра. Например, в руке это кисть и предплечье, в ноге — сто­па и голеностоп.

Принципы движения, заимствованные из танца модерн. Существуют различные системы модерн танца. Развитие той или иной системы связано с именами крупных педагогов, балетмейстеров, исполнителей, таких, например, как М. Каннингем, М. Грэхем, X. Лимона, Д. Хамфри и др. Эти системы базировались, прежде всего, на определен­ном философском подходе к движению. Это выражалось в постановках. Однако подготовка исполнителей заставляла искать особую индивиду­альную систему обучения. В танце модерн, в отличие от джазового танца, все тело исполнителя принимает участие в движении, таким об­разом, в основном двигается позвоночник. И именно работа над под­вижностью позвоночника лежит в основе многих систем танца модерн. Так, например, в технике М. Грэхем основой движения служит contraction и release (“контракшен” и “рэлиз” - сжатие и расширение), которое исполняется в центр те­ла. В технике Д. Хамфри, а затем X. Лимона позвоночник расслаблен и свободен, и движение исполняется за счет падения и подъема тяже­сти корпуса, т.е. движение строится по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (sustain – “сустэйн”) и обратный возврат (recovery – “рекавери”). В технике М. Каннингема большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствован­ными из экзерсиса классического танца. Модерн-джаз танец в некото­рых разделах урока заимствует из различных техник упражнения, на­правленные на развитие подвижности позвоночника.

Contraction и release. Эти два термина связаны с положением торса, рук и ног. Contraction — сжатие, сокращение, т. е. относительное уменьшение объема тела или части. Наиболее распространено Contraction в центр тела, однако оно может быть и боковое, а также contraction руки или ноги. Противоположное понятие — release, т. е. расширение, когда тело или его часть расширяется в пространстве.

Contraction и release тесно связаны с дыханием. Contraction испол­няется на выдохе, release - на вдохе. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придает динамическую окраску движениям.

Contraction не является динамическим движением, т. е. сжатие проис­ходит за счет сокращения мышц, а не за счет их движения. И — важ­ная особенность — во время contraction происходит как бы аккумуля­ция внутренней энергии, которая затем выплескивается во время release и какого-либо движения. Contraction начинается в глубине таза, меж­ду берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release. Это замечание очень важно, по­скольку зачастую contraction исполняют в солнечное сплетение, что является серьезной ошибкой. Поэтому, к обучению contraction педагогу необхо­димо подходить очень внимательно.

Уровни. Модерн-джаз танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение исполнителя на полу (в партере) употребляется достаточно часто. Уровнем называ­ется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа. Кроме того, существуют так называемые акробатиче­ские уровни: шпагаты (поперечный и продольный), "мост", стойка на руках, стойка на лопатках ("березка"), колесо.

Сравнивая методы различных педагогов, совершенно четко можно выделить следующие разделы занятия:

1. Разогрев

2. Изоляция

3. Упражнения для позвоночника

4. Уровни

5. Кросс. Передвижение в пространстве.

6. Комбинация или импровизация.

Тренинг

Универсальная разминка

К упражнениям разминки необходим методичный подход. Все мышцы нужно равномерно подготовить к работе. Предпочтительно разделить разминку на разогрев по уровням: голова, шея, затем плечи, грудь, пояс, тазобедренная часть (пелвис), руки, ноги. Чисто силовые элементы следует чередовать с упражнениями на релаксацию (расслабление) и стретчинг (растяжки). Следует заметить, что наибольший эффект растяжки мышц дают именно при максимальном расслаблении, что особенно на начальном этапе работы, достигнуть довольно сложно. Однако, используя совершенно легкие и комфортные упражнения, можно постепенно приучать свой организм к подобным нагрузкам, при этом, достигая не только нужного эффекта, но и испытывая удовольствие от возможности чувствовать и контролировать свои мышцы. Например: лежа на спине несколько раз максимально потянуться, затем расслабиться и в расслабленном состоянии постараться перевернуться на живот (как тряпичная кукла), а затем опять на спину. Пытаясь не напрягать все мышцы тела, подтянуть колени к подбородку, на несколько секунд замереть, постараться расслабить мышцы в этом положении, затем поднять обе ноги вертикально вверх, встав на известную всем “берёзку”, и опять постараться расслабить мышцы. Постояв в этом положении несколько минут, медленно опустить ноги, подтянув колени к подбородку, и опять расслабить тело. Конечным этапом этого упражнения является возвращение в исходную позицию: лежа на полу, максимально расслабленно и т.д.

Мы предлагаем начать разминку (разогрев) с головы и шеи, постепенно переходя к остальным уровням в направлении сверху вниз. При этом нельзя забывать о, возможно, неравномерных физических способностях студийцев и корректировать занятия в зависимости от состояния, настроения, усталости класса, так как трудная и, порой, утомительная работа над собой, должна все-таки приносить радость ребенку. Лучше всего выполнять упражнения под ритмическую музыку и счет. Упражнения на расслабление, лучше выполнять под спокойную, возможно, негромкую музыку.

Верхний пояс: голова и шея.

Упражнение 1. Упражнение выполняется стоя. Тело расслаблено. Это – исходное положение (И.П.) данного упражнения. Пусть музыка играет на 4/4. На счет “раз” – голова опускается на грудь, максимально напрягаются мышцы шеи. На счет “два” – голова возвращается в исходное положение. На счет три – наклонить голову вправо, стараясь ухом дотронуться до плеча. Плечо при этом не приподнимается, оставаясь расслабленным, как и все остальные мышцы тела. На счет “четыре” – исходное положение. Далее, на счёт “раз” - отклонить голову назад, потянув мышцы шеи, на счет “два” – исходное положение. На счёт “три” – наклонить голову налево, на счёт “четыре” – исходное положение. Упражнение повторить четыре раза в одну сторону, скажем, вправо. А затем, четыре раза в другую сторону.

Упражнение можно усложнить, добавив неглубокие приседания в момент, когда голова из исходного положения наклоняется вперёд, в сторону, назад и в другую сторону (в танцевальной практике такие приседания называют demi plie[31]). Это небольшое дополнение позволит постепенно развивать координацию движений, которая так необходима при изучении более сложных элементов.

Упражнение 2: И.П. – то же. На счет “раз” – голова опускается на грудь, Не возвращаясь в И.П. перевести голову, как бы броском, в сторону, скажем, вправо, на счёт “два”. На счёт “три”, также, не возвращаясь в И.П., перевести голову назад. На счет “четыре” перевести голову в другую сторону, скажем влево.

Упражнение также полезно усложнить demi plie при переводе головы в новое положение, аналогично показанному в предыдущем примере.

Упражнение повторить по четыре раза в правую и левую сторону.

Упражнение 3: “сдвиг” головы параллельно полу. И.П. – то же. На счет “раз” – “сдвинуть” голову прямо, параллельно полу. Заметим, что работают только мышцы шеи, плечи расслаблены и не поднимаются. На счет “два” – И.П. “Три” - голова смотрит вперёд, сдвигаем её в сторону, скажем, правую, параллельно полу. Движение похоже на элемент “восточного” танца. Счёт “четыре” – И.П. Следующий счёт “раз” – голова смотрит вперед, сдвигаем её параллельно полу назад, плечи не зажимать. Счёт “два” – И.П. “Три” – сдвиг параллельно полу в сторону, в данном случае левую. “Четыре” – И.П. Таким образом, движения головы являются как бы “крестообразным”.

Упражнение повторить по четыре раза в правую и левую сторону (“крест”[32] в правую и левую сторону).

Упражнение 4: И.П. похоже на предыдущее. Сдвиг головы осуществляется параллельно полу, однако, в данном упражнении не происходит возвращения в статичное И.П.

На счет “раз” – “сдвинуть” голову прямо, параллельно полу. На счет “два” –голова смотрит вперёд, сдвигаем её в сторону, скажем, правую, параллельно полу. Счёт “три” – голова смотрит вперед, сдвигаем её параллельно полу назад. Счёт “четыре” – сдвиг параллельно полу в сторону, в данном случае левую. Голова, проходя “дискретно” по сторонам, как бы описывает “квадрат[33]”.

Упражнение повторить по четыре раза в правую и левую сторону.

Упражнение можно видоизменить. Голова, плавно сдвигается по сторонам, описывая “круг[34]”, при этом используется медленное опускание в plie вниз. Движение похоже на ввинчиваемый штопор. При медленном вставании, plie вверх, голова также плавно сдвигается по сторонам, описывая “круг”, однако теперь в другую сторону. “Штопор” как бы вывинчивается.

Ещё один вариант упражнения – “шейк” (быстрое движение вперёд-назад или из стороны в сторону) головы во время plie вниз - вверх, или во время шагов вперед и, соответственно, назад.

Переходим на следующий “уровень” разогрева – плечи.

Упражнение 5:

Упражнение выполняется стоя. И.П.- все мышцы максимально расслаблены. На счёт “раз” поднять плечи вверх. На счёт “два” – вывести вперед. “Три” - опустить вниз. “Четыре” – отвести назад. Получается круговое движение

То же в другую сторону: На счёт “раз” поднять плечи вверх. На счёт “два” – отвести назад. “Три” - опустить вниз. “Четыре” – вывести вперёд.

Упражнение повторить не менее четырех раз в каждую сторону.

Усложнить упражнение plie: Во время приседания вниз, плечи совершают круговое движение вперед. Вставая из plie, вы совершаете круговое движение плечами “назад”.

Здесь можно также использовать движение “шейк” плечами вверх-вниз, вперёд-назад.

Переходим на следующий уровень: движение грудной клетки.

Упражнение 6:

И.П. стоя, мышцы расслаблены.

Используется тот же принцип: крест, квадрат, круг и сдвиг параллельно полу.

Крест. Исполняется как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Горизонтальный крест: вперед – центр – вправо – центр – назад; центр – влево - центр. Вертикальный крест: вверх – центр – вправо – центр – вниз – центр – влево - центр. Так же, как в движениях других центров (см. упражнения по другим уровням), крест можно начинать с любой точки и в любом направлении.

Квадрат. Исполняется по тем же направлениям, что и крест, но без возврата в центр. Может исполняться в горизонтальной и в вертикальной плоскости.

Круг. Исполняется в горизонтальной и вертикальной плоскости за счет слитного соединения всех направлений.

Изучение движений грудной клетки идет, как и в других случаях, от простого к сложному. Сначала изучаются простые движения: сдвиг вперед - назад, влево - вправо, а только затем сами комбинации (т.е. крест, квадрат, круг) Задача педагога — добиться мышечной свободы, так как при зажатых мышцах и несвободном позвоночнике движения грудной клеткой невозможны.

Переходим на следующий уровень: пояс и пелвис.

Упражнение 7: Наклоны на 90o вперёд, в правую и левую сторону, параллельно полу, наклоны назад. Основное условие: при наклоне вниз – спина должна быть прямая, даже немного выгнута назад. При вставании в И.П.- спина выгибается в обратную сторону и похожа на “горбик”.

Движение является основой упражнения на contraction (сжатие) и release (расслабление), часто используемых в танцевальной практике, в частности, в джазовом и модерн танцах, речь о которых пойдёт позднее.

Упражнение 8.: Разминка тазобедренной части (пелвиса[35])

Рассмотрим основные виды движений:

• движение вперед-назад,

• движение из стороны в сторону,

• подъем бедра вверх[36], (речь идет о движениях лишь внешней передней стороны тазобедренного сустава, а не о части ноги от колена до паха),

• движение “шимми”.[37]

Техника исполнения движений:

• При движении вперед пелвис чуть приподнимается и резко посылается вперед. При движении назад поясница остается на месте и между ней и ягодицами образуется арка. Колени согнуты и направлены точно вперед (очень важно сохранять неподвижность коленей при движении).

• Движение из стороны в сторону может быть двух видов: просто смещение из стороны в сторону, не повышая и не понижая пелвиса, или движение по дуге, полукругу, который проходит через крайнюю нижнюю точку. Такое движение обычно используется во время свингового раскачивания пелвиса из стороны в сторону.

• При подъеме одного бедра вверх "рабочая" нога должна быть "без веса", стоять на полупальцах или быть немного оторванной от пола (нежелательно помогать подъему бедра сгибанием и разгибанием коле­на или подъемом и опусканием пятки). При подъеме одного бедра в район подреберья на уровне диафрагмы возникает сжатие.

• Движение shimmi - заключается в спиральном закручивании пелвиса вправо или влево.

Упражнение выполняется по схеме: крест, квадрат, круг, полукруг[38].

Упражнение можно разнообразить введением элемента, рассчитанного на развитие координации: во время выполнения движения “крестом” или квадратом и т.д., “подключить” движение головы (из упражнения 1 и 2). Например: бедра идут вперёд, – голова опускается вниз, бёдра в сторону – голова наклоняется в правую или левую сторону, бёдра – назад, значит, голова откидывается назад.

Переходим к упражнениям для ног.

Упражнение 9: Сесть “на корточки”. Правую, например, ногу вытянуть в сторону. Правая нога должна быть прямая. Это – И.П.

На счёт “раз-два” - плавно перенести вес тела на другую (в данном случае правую) ногу, левую ногу вытянуть. При переносе веса тела с ноги на ногу, необходимо держаться как можно ближе к полу (земле). На счёт “три-четыре” - руки согнуть в локтях, локти поставить на пол около ноги, на которую перенесён вес тела.

Упражнение (переход с ноги на ногу) повторить не менее четырёх раз.

Напомним, что для предотвращения преждевременной усталости, во время разминки необходимо периодически вводить упражнения на расслабление и отдых, о которых сказано выше.

Упражнение 10.: Растяжка (стретчинг) для мышц ног. Растягивание мышц, сгибающих, разгибающих и приводящих бедро, а также разгибающих туловище.

И.П. — сидя на полу, одна нога впереди, выпрямлена, стопа в вертикальном положении, другую ногу согнуть в коленном суставе и стопу подвести к ягодицам. Желательно, чтобы угол между ногами был не менее 90O . Туловище держать прямо.

На счёт “раз” наклонить верхнюю часть тела к вытянутой ноге, касаясь руками стопы, желательно локти обеих рук положить на пол вдоль вытянутой ноги. Расслабиться. Лежать на вытянутой ноге на счёт “два – три - четыре”; следить, чтобы дыхание было спокойным. На следующий счёт “раз” - поднять корпус от ноги и на счет “два – три - четыре” - отдыхать сидя, максимально расслабив все мышцы;

Пусть вытянута правая нога. Поставить локоть правой руки возле колена (или как можно ближе к носку) правой ноги (с внутренней стороны правой ноги). Далее, как и в первой части упражнения: Расслабиться. Лежать на вытянутой ноге на счёт “два – три - четыре” затем поднять корпус и отдыхать.

Поставить локоть левой руки возле колена (или как можно ближе к носку) правой ноги (с внешней стороны правой ноги). Далее, как и в первой части упражнения.

Растягивание может быть существенно большим, если обхватить обеими руками ступню выпрямленной ноги и подтянуть верхнюю часть тела вплотную к ноге, голову опустить; следить за дыханием. Лежа на ноге – расслабиться. При этом носок вытянутой ноги “работает” на каждый счёт следующим образом: На “раз” - носок вытягивается, на “два” - стопа подтягивается “на себя” (“сапожком”). Каждая поза удерживается 20—30 сек, отдых — 6—10 сек., по 3—4 повторения на каждую ногу.

Упражнение 11: “Лягушка” - упражнение на усиленное растягивание приводящих мышц бедра.

И.П. — сидя на полу, подвести обе ступни как можно ближе к телу, колени развести в стороны, руками обхватить голени чуть выше голеностопных суставов, спину держать прямо. Верхнюю часть тела и таз наклонить вперед и упереться обоими предплечьями в колени, спину не сгибать. Удерживать такую позу 20—30 сек., вернуться в исходное положение и отдохнуть 5—10 сек. Повторить 6—8 раз.

Разновидность: И.П. – то же. Если при выполнении упражнения таз вывести немного вперед, растягивание усиливается.

Упражнение 12: Упражнение на растягивание мышц, разгибающих и приводящих бедро, сгибающих голень.

И. П. - лежа на спине. Взять руками голень вытянутой правой ноги и потянуть к голове, одновременно напрягая и расслабляя стопу. Ощутив растяжение мышц задней поверхности бедра, зафиксировать позу и удерживать ее в течение 20—30 сек. Поменять положение ног и после отдыха 5—10 сек. повторить упражнение.

Упражнение 13: Упражнение на растягивание мышц, разгибающих и отводящих бедро, сгибающих голени и стопы.

И.П. — лежа на правом боку, вы­тянутую левую ногу поднять вперед и взять за голень, правая нога полусогнута. Постепенно приближать голень к голове и одновременно кратковременно напрягать и расслаблять мышцы стопы. Ощутив растяжение мышц задней поверхности бедра, зафиксировать позу и удерживать ее 20—25 сек. Вернуться в исходное положение, отдохнуть 5—10 сек и, поменяв положение ног, повторить упражнение.

Упражнение 14: Упражнение на растягивание мышц для выполнения “прямого” шпагата.

И.П. – стоя, ноги широко расставлены. Руки согнуть в локтях. На счёт “раз” – локти поставить на пол и удерживать корпус в таком положении несколько секунд, скажем, на счет “два – три - четыре”.

В более усложненном виде упражнение выглядит следующим образом: И.П. – стоя, ноги как можно более широко расставлены. Поставить ладони рук на пол, “переступая” руками – двигаться вперёд. Ноги при этом остаются на месте. Переступая руками вперед, дойти до максимальной точки. Несколько секунд задержаться и “идти” обратно в И.П. (руки оставить на полу). Далее, также “переступая” руками в сторону правой ноги, “обойти” ногу (т.е. дотронуться до пятки) и вернуться в И.П.. То же проделать в сторону левой ноги. Вернуться в И.П. Самым интересным моментом упражнения может быть вариант, когда “переступая” руками попробовать идти “назад” (“за себя”) и обратно. При хорошей растяжке в этом случае, вы фактически садитесь на прямой шпагат.

Упражнение 15: Прыжки на месте, с продвижением и поворотами.

И.П. - ноги вместе. Счет 4/4. Начинаем упражнение на счет “раз” - прыжки вверх. На “четвертый” счет необходимо подпрыгнуть наиболее высоко.

Далее, И.П. –ноги вместе. Схема следующая: четыре прыжка “на месте”, четыре прыжка, повернувшись боком “на четверть” (45o), ещё четыре прыжка, повернувшись “на половину” (90o), (т.е. фактически лицом к “зрителю”, как, собственно и начиналось упражнение) и, повернувшись на 180o вокруг себя, ещё четыре прыжка.

Ещё одной разновидностью прыжка может быть прыжок “с ноги на ногу”, который начинается практически из статичной позы “ноги вместе”. Далее, расставляя ноги всё шире и шире, пытаемся перепрыгнуть с одной ноги на другую. Затем, наоборот, ставим ноги с каждым разом ближе, в конце концов, приходим в И.П.

Упражнение 16: Попеременное поднимание (бросок) ноги на 90o и выше (в танцевальной практике носит название “гран батман” (grand battement).

Заканчивать разминку лучше каким либо “расслабляющим” упражнением, например, плавное поднимание рук “на вдохе” и резкое сбрасывание их “на выдохе”.

Приведенные выше разогревающие упражнения могут стать основой для “универсальной” разминки по всем движенческим дисциплинам. Разумеется, и сценическое движение, и пластика, и танец подразумевают необходимость включения в тренинг своих особых упражнений и комбинаций. Тем не менее, надеемся, что наши упражнения помогут Вам при разработке ваших собственных занятий.

 

Упражнения и комбинации.

Создание любой танцевальной композиции, как в контексте спектакля, так и отдельной работы, подчиняется законам построения театрального произведения и строится по схеме: экспозиция (введение в действие), завязка (начало действия), развитие сюжета (средняя часть – ряд ступеней перед кульминацией) – кульминация (вершина действия) и финал (развязка, заключение). Отправной точкой создания образа в танцевальной композиции может служить либо характер предлагаемой музыки, либо задача драматургического материала. Танцевальная композиция в рамках отдельного спектакля может использоваться как в виде поддержки и иллюстрации основного действия, так и в виде самостоятельной миниатюры внутри спектакля.

 Например, в контексте известной сказки “Золушка”, каждый из основных персонажей может иметь свой танец, наиболее полно раскрывающий характер данного героя: танец Золушки, танец Мачехи, танец Дочек. Однако, было бы интересно, чтобы и второстепенные герои, с которыми Золушка встречается во время повествования, например, птицы и звери, или, скажем, предметы обихода: чайник, сковородки, стулья, - могли бы рассказать свою маленькую законченную танцевальную историю.

На занятиях по танцу рекомендуется постепенно вводить упражнения на построение индивидуальных и коллективных композиций. Начиная с достаточно простых этюдов (см. упражнения “День рождения” и “Дом игрушки”), заканчивая созданием целостных комбинаций (упражнение 4, 7). Еще раз отметим, что каждый танцевальный этюд, создаваемая комбинация предусматривают некую законченность и должны быть построены по законам драматического спектакля.

 “День рождения”

Упражнение на индивидуальную импровизацию и создание сценического образа, может использоваться для студийцев младшей группы.

В зависимости от характера музыки участник выбирает стиль движения. Сначала он в ожидании гостей, занимается приготовлениями к празднику, прихорашивается. Кульминационный момент – приходят воображаемые гости, вручают воображаемые подарки. Виновник торжества веселится с гостями и рассматривает подарки. В финале ситуации гости уходят, именинник провожает гостей и остаётся один. Во время упражнения участник должен отобразить смену настроений с помощью танцевальной лексики (движения).

Интересно оживить ситуацию дополнительными событиями: во время подготовки к встрече гостей, разбивается любимая ваза, разливается вода на ковёр, сгорел праздничный пирог и случились прочие “катаклизмы”. Задача актера найти выход из сложившихся обстоятельств и отыграть эту ситуацию, используя танцевальные средства.

Упражнение 2: “Дом игрушки”

Упражнение на индивидуальную импровизацию

Ситуация: Дети прогуливаются по магазину игрушек. По хлопку преподавателя – останавливаются у наиболее понравившейся игрушки и рассматривают её. По второму хлопку – дети “превращаются” в игрушку и начинают танцевать, пытаясь своими движениями выразить характер выбранной игрушки. Условие упражнения: все игрушки – механические (заводные куклы, солдатики, роботы, обезьянки, мишки-топтыжки и т. д.), поэтому дети должны точно уловить пластику дискретных движений механической игрушки. Упражнение заканчивается по хлопку преподавателя – “игрушки” превращаются в детей.

Отметим, что на занятиях, особенно со студийцами среднего и старшего возраста, полезно давать возможность самим участникам упражнения придумывать развитие ситуации и их окончания.

“Воздушный шарик”

Упражнение исполняется как индивидуально, так и в группе.

В первом варианте ребёнок представляет, что он – совсем новенький “не надутый” воздушный шарик. Упражнение начинается с полностью расслабленной позы.

Шарик медленно начинают надувать. Участник упражнения пластически отыгрывает “увеличение шарика в объёме”. Дойдя до “максимальной точки”, воздушный шарик вырывается из рук и начинает хаотический танец, пока “весь воздух из него не выйдет”. Возвращается в первоначальное положение.

Второй вариант. Дети организовывают круг, взявшись за руки, изображая “большой воздушный шар”. Сначала они находятся в центре круга, и стоят, плотно прижавшись друг к другу. “Шарик” медленно надувается, увеличиваясь в объеме. Круг расширяется до максимальной точки, мышцы напряжены. Как в первом варианте, начинается “выпуск воздуха” - групповая импровизация, не расцепляя рук.

Один из вариантов упражнения может быть положение: “шарик вдруг лопнул”, тогда детям нужно как можно быстрее вернуться в исходное положение.

"Оживи картинку"

Упражнение на ансамблевостъ и овладение стилистикой пластического образа, заданного иными видами искусства.

Группа делится на две части. Одна часть выступает в роли исполнителей, другая — зрителей. В первом варианте детей знакомят с барельефом скульптурой или фигуративной картиной. После чего детям дается задание пластически воспроизве­сти предъявленный материал и оживить его в тан­це.

Во втором варианте дети-исполнители загадыва­ют знакомый группе по литературному, музыкаль­ному или изобразительному произведению сюжет и создают сначала живую картину (композицию стоп-кадр) на выбранный сюжет, а затем оживляют его в танце. Зрители в это время должны отгадать, что было задумано.

 “ Танцующее зеркало”

Упражнение на взаимодействие с партнером.

Участвует два человека. Один из них является “ведущим”, другой – его “отражением” в зеркале. Задача – точно, в “зеркальном отражении” повторить движение “ведущего” партнера.

Начинаем с движения одной руки, постепенно усложняя “технику”: включаем ноги, корпус, голову, убыстряем темп. Затем партнеры меняются местами.

Импровизация через танцевальную пластику, исходя из заданной музыкальной темы. Задача партнера, играющего “зеркальное отражение”, уловить характер движения и показать образ, создаваемый “ведущим” партнером.

"На балу у Золушки"

Упражнение на индивидуальную работу и взаи­модействие с партнером.

На балу у Золушки много гостей, играет музыка. Каждый из детей выбирает себе какой-либо персо­наж. Необходимо отразить пластику этого персо­нажа средствами танца. На балу каждый пер­сонаж получает свое танцевальное соло, во время которого танцевально-пластическими средствами он рассказывает свою историю.

"Дополни картинку"

Упражнение на коллективное взаимодействие, построение композиции и выработку чувства стиля.

Звучит музыка. В первом варианте упражнения студийцы выходят на площадку один за другим, представляя собой через пластику определенную "деталь" задуманного заранее механизма. Постепенно они достраивают этот механизм. Достроенный механизм начинает свою работу, в которой рождается целостный пластический образ, синтезированный из пластических образов каждой детали. Затем каждая "деталь", не меняя своей пластики, покидает механизм, и он разваливается.

Во втором варианте упражнения под стилисти­чески определенную музыку на площадку выходит один студиец, который создает стилистику движе­ния, отвечающую, согласно его ощущениям, стили­стике музыки. Затем на площадку по очереди вы­ходят другие студийцы, которые должны уловить танцевальную стилистику, предложенную первым исполнителем, и достроить танец.

Переходя к следующему упражнению, отметим, что, учитывая возраст детей, многие задания лучше давать в форме иг­ры. Пластические образы детского танца рождают­ся на основе игры со сказочными сюжетами родного фольклора, мифов и сказок других стран.

Перепляс “Репка”

Упражнение на ансамблевость и умение развить мотив (основной элемент).

Условием этого упражнения является обязательное использование элементов народного танца (русского, украинского, белорусского, литовского и др.).

Дополнительная задача – участник упражнения должен двигаться в характере выбранного персонажа всем известной сказки.

Первый персонаж, “Репка” - задаёт мотив, движение на один такт. Следующий персонаж, Дедка, должен дополнить мотив своим элементом, следующий за ним персонаж повторяет уже два элемента и добавляет свой. Таким образом, у “Мышки”, последнего персонажа – целый танцевальный выход. Финал упражнения может быть таким: попробовать всем вместе повторить развитие мотива “Репки” синхронно, получится маленький танец.

“Одно и то же по-разному”

Упражнение на освоение различных стилистик.

До выполнения упражнения студийцам предъяв­ляется видеоматериал, демонстрирующий разные стилистические подходы к решению одной и той же темы, а затем детям предлагается новая тема для их собственных импровизаций в различных стиле­вых системах. В работе с маленькими детьми это упражнение, как и многие другие, может выпол­няться на сказочном материале. Так, например, можно показать детям отрывки из балета "Лебединое озеро", поставленного в классической манере М. Петипа и Ю. Григоровича и в совершенно иной постановке М. Бежара. В первом случае маленькие лебеди читаются как крайнее проявление романтического и практически бестелесного образа, во втором случае это романтизм андерсеновского толка — маленькие лебедята "гадкие утята". Они пока еще слегка неуклюжи, — им только предстоит превратиться в прекрасных белых птиц.

После просмотра детям дается комбинация из нескольких простых танцевальных движений, причем, дети сами могут придумать персонаж, которому будут принадлежать эти движения, после чего они должны испол­нить их под стилистически разную музыку в раз­ных стилевых манерах.

Говоря об импровизации, необходимо отметить пользу активного использования аудиопрослушивания, видеопросмотров, знакомства с иллюстративным материалом. Все это может проходить как в стенах студии, так и в музее, те­атре, концертном зале. Один из основных методи­ческих принципов построения нашей программы заключается в том, что мы даем ребенку возмож­ность познакомиться с разными танцеваль­ными школами и жанрами на уровне собственной прак­тики. Затем мы знакомим ребенка с ними уже как зрителя. Это помогает ученику выработать соб­ственное, никем не навязанное отношение к различным направлениям в искусстве танца.

 

Список рекомендуемой литературы

Бежар Морис. Мгновение в жизни другого. Мемуары. – М., Союзтеатр СТД СССР, 1989

Ваганова А. Основы классического танца. — Л.-М., 1963

Васильева Е. Танец. — М., 1968

Головкина С. Н. Уроки танца в младших классах. — М., 1992

Ермолаева Н.В. “Танец” в книге: Театр-студия “Дали”. Программы. Репертуар. Уроки. – М., ВЦХТ, 1997

Захаров Р. Искусство балетмейстера. – М., Искусство, 1954

Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца. — М., 1993

Кристерсон X. X. Танец в спектакле драматического актера. — М., 1957

Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрагин А. И. Методика классиче­ского тренажа. — М.-Л., 1940

Никитин В.Н. Модерн-джаз танец. Начало обучения. - М., ВЦХТ, 1998 г.

Рутберг И. Пантомима, движение и образ. — М., 1963.


Глава 11

История про театр


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь