Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Роль медиа в формировании современного мира



Содержание

 

Введение ……………...…………………………………………………………...3

Глава 1 Роль медиа в формировании современного мира …….…...…..............6

1.1 Определение медиа ..…………………………………………………………6

1.2 Власть медиа в мире: объективные и субъективные предпосылки …..….18

1.3 Последствия влияния медиа …..……………………………………………31

Выводы к главе 1   …………………….…………………………………………..36

Глава 2 Влияние медиа на когнитивную сферу человека………………….…40

2.1 Феномен медиазависимости: оценки и суждения….………………...……40

2.2 Девиантное поведение, спровоцированное медианасилием……..………55

2.3 Феномен троллинга и хейтерства в интернете…..…………………….…..65

Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….71

Заключение……………………………………………………….………………73

Список использованной литературы…………………………………….……..76

 

Введение

Проблематика данной дипломной работы заключается во влиянии медиа на человеческую цивилизацию посредством навязывания определенных установок, пропаганде насилия через транслирование информационного продукта по каналам средств массовой коммуникации.

Большую роль в этом процессе играет популярная культура, ее особенности, стандартизация контента и общественного мнения. Именно контролирование массовой культуры, производство продукта, в котором нуждается большая часть человечества, дает огромные возможности для власти, влияния на человеческий мир. С определенного момента медиа стали главным источником получения социального опыта и знаний, что сделало всех людей зависимыми от медиа в той или иной мере. В этом заключается проблематика этой дипломной работы.

Тема дипломной работы требует дальнейших исследований и изучения по нескольким причинам. Во-первых, теория массовой коммуникации в данный момент получает огромное количество дополнений, потому что с точки зрения прогресса, коммуникативная практика ушла далеко вперед устаревшей теории. Появилась необходимость переработки теоретических знаний, наследия, которое сформировано великими исследователями прошлого века. С технологическим прогрессом значительно меняются медиа, появляются новые формы взаимодействия с массовой аудиторией, меняется доступность и ресурсоемкость средств массовой информации. Во-вторых, изменилось отношения между человеком и медиа в целом. Теперь медиа в значении лучшего друга человека перестали быть фантастическим сценарным сюжетом. Так как настоящее время зачастую называется информационной эрой, исследователи не могут игнорировать факт цифровой революции.

Научная актуальность темы подтверждается тем, что в данный момент все еще недостаточно полно развиты теории новых медиа, они не интегрированы в общую теорию массовых коммуникаций. Это доказывает факт того, что в дипломной работе присутствует перевод иностранных исследователей, работы которых все еще небыли изучены в российской коммуникативистике.

Практическая актуальность работы подтверждается тем, что средства массовой информации обладают огромной властью над обществом. Эта работа раскрывает те особенности медиапространства, которые все еще не были достаточно изучены. Все еще не структурирован общий системный понятийный аппарат исследователей.

 Теоретики мира в настоящем не могут прийти к согласованной новой версии общей коммуникативной теории, а традиционная теория не способна отвечать новым потребностям человеческой цивилизации. Это указывает на степень изученности темы диплома. С момента формирования постиндустриального общества, человечество начало развиваться настолько быстро, что сегодня мы живем в новой эре, с новым отношением к медиа и с другими людьми.

Цель дипломной работы заключается в формировании вклада в изучении проблем коммуникативистики, которые были описаны выше. Эта работа должна помочь исследователям с самыми разными научными степенями, а также людям, у которых таковая отсутствует. Этот вклад делается для того, чтобы новая теория массовых коммуникаций была сформулирована качественно. Отдельно необходимо заметить, что в большой степени это вклад именно в отечественную коммуникативистику, потому что сейчас в этом имеется необходимость.

Эта выпускная квалификационная работа имеет несколько задач. Первая заключается в систематизации понятийного аппарата и его расширении. Вторая заключается в стимулировании внимания научного сообщества к данной проблематике. Третья подразумевает в изучение значения медиа в реальном мире и власти медиапространства. Четвертая задача подразумевает изучение общества, общественного мнения, воздействия, которое медиапространство на него оказывает.

Объектом исследования является взаимодействие медиапространства с человеческим обществом. Предметом исследования – навязывание средствами массовой информации определенных моделей поведения в обществе, власть медиа, а также эффекты, которые делают это воздействие эффективным.

В работе использовано большое количество теоретико-методологических основ, созданных исследователями медиапространства. Основой для написания первой главы послужила книга М. Маклюена «Понимание Медиа: Внешние расширения человека». Основой для написания второй главы является работа М. Л. де Флер и С. Болл-Рокеак «Модель зависимости эффектов масс-медиа».

 

 

Определение медиа

Понятие медиа напрямую связано с коммуникацией. Поэтому в первую очередь необходимо раскрыть значение коммуникации для прямолинейного выстраивания понятийного аппарата. Для этого стоит обратиться к методологии знаменитого немецкого социолога Никласа Лумана (1927-1998), который систематизировал концепцию реальности массмедиа в своей книге. Н.Луман разделяет процесс коммуникации на три отличных элемента: сообщение, информация и восприятие, ее понимание.[1] То есть процесс коммуникации, это не акт отправки сообщения, а именно триединство информации. При потери одного из этих факторов, коммуникация прерывается. Такое происходит, например, в случае отсутствия понимания сообщения. Н.Луман подчеркивает, что в случае с масс медиа невозможно быть уверенным в чужом внимании и понимании, можно только предполагать и анализировать восприятие. Это характерное отличие коммуникации медиа от межличностного общения.

Невозможно проигнорировать линейную модель коммуникации Гарольда Лассуэлла, так как его модель была разработана в 1939-40гг и получила большое признание в научном мире. Модель не отражает весь спектр коммуникативных функций, но она стала прорывом в изучении коммуникации. Модель была основана на опыте ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны. Состоит модель из пяти элементов массовой коммуникации (5W)[2]:

· Who? – коммуникатор, анализ управления;

· Says what? – сообщение, анализ содержания;

· In which channel? – канал, анализ медиа;

· To whom? – адресант, анализ аудитории;

· With what effect? – восприятие, анализ результатов.

Ответив на эти вопросы можно полно разобрать процесс коммуникации и проанализировать конкретные примеры. Надо отметить, что Г.Лассуэлл представил расширенную модель коммуникации с такими новыми элементами, как: намерения; ситуация; ресурсы; стратегия. Таким образом, анализ коммуникации становился более подробным, но свою основную концепцию исследователь не изменил.

Тем не менее, подход Г.Лассуэлла столкнулся с критикой. Модели нередко приписывается слишком обобщенные направления исследования, то есть, она все еще не представляет подробный анализ коммуникации. Так же, Г.Лассуэлл напрямую связывал залог успеха коммуникативного процесса с ораторским искусством и подчеркивал управленческий характер этого процесса.

Итак, определив коммуникационный процесс, следует вернуться к медиа. Термин «медиа» исходит из латинского – medium. В переводе означает – «середина, среда, посредник». В английском языке используется в значении средств массовой информации. Осквордский словарь обобщает это в трансляции, публикации и интернет.[3] Современное значение этого слова означает совокупность коммуникационных каналов и информационных средств.

Появление медиа напрямую связано с развитием индустриального общества и несколькими сопутствующими факторами.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции, которая происходила в 17-19 веках и характеризовалась ростом промышленного производства, трансформацией аграрной экономики. Предпосылкой этому процессу являлось изменение масштабов человеческой деятельности в целом.

Джон Хикс, нобелевский лауреат по экономике выделил несколько причин промышленного переворота:

· высокий уровень развития торговли;

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли;

· широкое применение наемного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.[4]

Отдельно необходимо выделить отношение к человеку в этой эпохе. Уход прежних традиционных ценностей аграрного общества уступили место новым, это изменение стало новой вехой в социологии. «Человек, работник, попадает в систему экономических и технических связей (вместо родовых, традиционных связей). Человек теперь оценивается не как носитель традиционной роли, как представитель того социального места, которое он занимает благодаря традиции (как раньше), а как индивидуальный субъект, носитель энергии, которой он может распоряжаться по своему усмотрению. В общем, как работник, которого можно нанять. Зависимость, свойственная ранним этапам развития цивилизации, разрушена. Человек теперь зависит не от табу, запретов, традиции или социальных связей (только опосредованно), а от технической реальности. Прежняя зависимость заменена на новую, прежде неизвестную. Человек впервые начинает зависеть от техники, от машин».
Горюнова О. в своем учебном пособии, «Медиа: история экспансии», дает следующее определение медиа: « медиа – это устройство для записи, хранения и передачи информации. Причем привычно, - устройство именно технологического характера. Однако в качестве средства для хранения и передачи информации может выступать и письмо. Некоторые исследователи полагают, что и устный язык можно рассматривать как медиа технологию особого рода, - впрочем, это вопрос крайне спорный».[5]

Примечательно, что исследователь выделяет то, что медиа напрямую связаны с технологическим развитием человечества. Именно по этой причине, индустриальное общество стало ключевой точкой развития медиа. Лидирующую позицию в индустриальном обществе занимает техника, техника является центром промышленности. Общество перестраивает мир по отличному, от традиционного образца – техническому. В следствии этого процесса значительно меняется окружающий мир и сам человек.

Известный всему миру Герберт Маршалл Маклюэн так же, связал средство коммуникации с сообщением. В своей книге «Понимание медиа», он предложил пример, с помощью которого раскрыл суть средства коммуникации: «Электрический свет — это чистая информа­ция. Он представляет собой, так сказать, средство комму­никации без сообщения, если только его не используют для оглашения какого-то словесного объявления или назва­ния. Этот факт, характеризующий все средства коммуни­кации, означает, что «содержанием» любого средства ком­муникации всегда является другое средство коммуника­ции. Содержанием письма является речь, точно так же, как письменное слово служит содержанием печати, а пе­чать — содержанием телеграфа. Если спросят: «Что есть содержание речи?», — на это необходимо ответить: «Это действительный процесс мышления, который сам по себе невербален». Абстрактная живопись представляет собой прямое проявление творческих мыслительных процессов, как они могли бы проявиться в компьютерном проектиро­вании. Что нас, однако, здесь интересует, так это психиче­ские и социальные последствия конфигураций, или пат­тернов, усложняющих или ускоряющих существующие процессы. Ибо «сообщением» любого средства коммуника­ции, или технологии, является то изменение масштаба, ско­рости или формы, которое привносится им в человеческие дела. Железная дорога не привнесла в человеческое обще­ство ни движения, ни транспорта, ни колеса, ни дороги, но она ускорила прежние человеческие функции и укрупни­ла их масштабы, создав совершенно новые типы городов и новые виды труда и досуга».[6]

С развитием индустриального общества выросли производственные мощности, у общества появились новые потребности, возникла полноценная сфера информационного обеспечения. Прежние, традиционные, средства коммуникации не соответствовали новому спросу, они не носили массовый характер. Это привело к развитию технологий массового производства, в первую очередь, прессы. Печать – техническая основа появления массовой литературы, основа массового рынка. Что характерно, до промышленной революции печать, по большей части, применялась в иных целях. Большая часть печатных мощностей использовалась для изготовления Библии, которая является фундаментальным культурным образцом для европейской литературы.

Теперь же, появились газеты для рабочего класса, благодаря индустриальной технологии печатного пресса. Так же печать значительно повлияла на формирование научного сообщества и класса интеллектуалов. Возможность коммуникации на большие расстояния способствовала обмену идеями и открытиями. В свою очередь поднялся вопрос систематизации и хранения знаний, создания методологий. Печать являлась идеальным инструментом реализации этих задач. Фактически, это стало отправной точкой развития образования, так как появляется возможность массового образования. Если традиционный путь овладения практическим знанием означал работу подмастерья в течении долгих лет, буквально, до тактильного запоминания всех приемов мастера, то теперь появилась возможность получать систематизированные знания обо всех ремеслах в учебных заведениях.

М.Маклюэн делает акцент на влиянии печати на людское мышление. Он описывает формирование культуры западного типа, ссылаясь на изменения в функционировании репрезентативных систем человека – с устно-слуховой на визуальную. Если до перехода к алфавитному письму было более-менее равноправное взаимодействие всех органов чувств и всех типов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) в человеческом опыте, то с переходом к алфавиту и к письму (то есть скачком в развитии одной технологии) случился перекос в сторону тех типов восприятия, которые были ею предложены: рациональное, линейное мышление, размышление, отчуждение от естественного, от природы, полный переход в визуально-рациональный мир. Человек углубился в себя, оставаясь глухим к окружающему его миру, закрыв все возможности взаимодействия с ним.

Формирование индустриального общества послужило появлением первого полноценного медиапространства. У людей появились новые потребности в информировании, информация становится продуктом. Такая потребность и существовала до промышленной революции, но теперь она требовала массовости, больших тиражей и доступности для всех социальных классов. Тем не менее, медиа и техника все еще сильно разделены в индустриальном обществе. Медиа технологии развивались в культурном контексте, который не был приоритетным в общественной жизни. Медиа не воспринимаются, как техника, но являются ее частью. Медиа четко детерминированы техникой, но заключены в сфере культуры, они второстепенны. Развитие промышленности, появление новых технологий являются и развитием медиа. Важно отметить то, что печать теряет свою доминирующую позицию и уступает новым медиа, связанным с визуальным контентом, такие как фотография. Это и имел в виду М.Маклюэн, описывая переход человека в визуально-рациональный мир.

М.Маклюэн приходит к выводу о том, что фотография делает первый шаг к уничтожению галактики Гуттенберга, господства печати. Этот момент он обозначает переходом в новую фазу развития цивилизации и культуры. М.Маклюэн выделяет несколько изменений, которые возникли благодаря фотографии:

 фотография изолирует, создает единичные моменты во времени, запечатляет жестикуляцию. Это становится причиной развития танцев, жестов, мимики и поз. У людей появилось внимание к пластике. В отличие, от печатной культуры, фотография передает выразительную ценность тела;

· революция в культуре, так как потерялся смысл изображать реальность, теперь она могла быть сфотографированной. Появились такие направления, как: импрессионизм, экспрессионизм и абстрактное искусство;

· новый шаг в развитии наук о человеке, появились предпосылки развития психологических теорий, таких как психоанализ;

· влияние фотографии на человека, создание визуальных псевдособытий, теперь запечатленное событие заменяло реальность и превращала человека в вещь.

Беньямин Вальтер тоже уделил особое внимание фотографии в своем труде – «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». «С появлением фотографии экспозиционное зна­чение начинает теснить культовое значение по всей линии. Однако культовое значение не сдается без боя. Оно закрепляется на последнем рубеже, которым оказывается человеческое лицо. Совершенно не случайно портрет занимает центральное место в ранней фотографии. Культовая функция изобра­жения находит свое последнее прибежище в культе памяти об отсутствующих или умерших близ­ких. В схваченном на лету выражении лица на ран­них фотографиях аура в последний раз напоми­нает о себе». [7]

Жак Рансер в своей статье «Что может означать понятие «медиум»: пример фотографии» так же сделал несколько полезных для исследования выводов. «Фотографический аппарат – это, с одной стороны, чистый инструмент, автомат на службе у любого намерения, и в частности на службе у искусства, в той мере, в какой он служит к исполнению намерения создавать искусство. С другой стороны, это также инструмент, который самостоятельно выполняет задачу репрезентации, которая прежде была задачей искусства, и, таким образом освобождает его от того, кто ее исполняет, от задачи создавать искусство и от претензии на то, чтобы быть художником».[8]

Постиндустриальным общество становится тогда, когда общественное устройство изменяется. Как было написано ранее – в индустриальном обществе медиа являются второстепенными, «идеологическим» центром этого времени является техника. В постиндустриальном обществе информационные технологии приобретают власть над обществом. Это главное отличие этих исторических процессов.

Катализатором перехода общества из индустриального в постиндустриальное является развитие науки. Если в индустриальном обществе наука впервые начала оказывать значительное воздействие на мир, идеи начали реализовываться в технологиях, то теперь знания использовались для оптимизации производства. Информация обретает материальный вес, становится производственной силой, создает технологический прогресс. Знание начинает использоваться для производства знаний, становится условием производства.

В постиндустриальном обществе информация становится полноценным ресурсом, как энергия – в индустриальном. Возникновение новых технологий, компьютеров, изменило отношение к социальным институтам. Теперь Университет стал главенствующим. До этого, это место занимали Финансово-промышленные корпорации. Фактически, именно с этого момента можно начинать рассматривать появление власти у медиа, так как информация становится ключевым ресурсом для развития цивилизации. Значительно сокращается количество рабочих, появляется класс специалистов, в первую очередь, научно-технических. Расширяется сфера «экономики услуг», в которой теперь работает большая часть населения.

Если в индустриальном обществе медиа и техника были разграничены, то в постиндустриальном техника становится медийной. Телекоммуникации во многом контролировали социальный уклад общества. Не менее важно то, что техника становится автономной, работает по алгоритмам, software.

М. Кастельс суммирует итоги перестройки общества в своей книге – «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». «Историки показали, что было по меньшей мере две индустриальные революции: первая началась в последней трети XVIII в. и характеризовалась такими новыми технологиями, как паровая машина, прядильный станок периодического действия, процесс Корта в металлургии, и, более широко - заменой ручных инструментов машинами. Вторая, около ста лет спустя, характеризовалась изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием электричества, созданием химической промышленности на базе научных достижений, эффективного сталелитейного производства и началом коммуникационных технологий с распространением телеграфа и изобретением телефона. Между двумя революциями существовала как фундаментальная преемственность, так и некоторые критически важные различия, главным из которых после 1850 г. стала решающая роль научного знания в поддержании технологического развития и управлении им. Замечательно, что именно наличие не только различных, но и общих черт у этих двух революций может помочь понять общую логику технологических революций».[9]

М.Кастельс призывает воспринимать технические прорывы, как технологические инновации, которые не изолированные события. В то время, как расширяется применение технологий, большинство людей только учится в ограниченных рамках, которые определяются состоянием развития самой технологии. То, что это не изолированное событие означает, что знание открыто для совершенствования. Таким образом, знание находится в интерактивной системе, в которой происходит обмен мнениями, создание инноваций. Это отлично видно на примере паровой машины и всех новых механизмов. Происходит переосмысление изобретений, увеличиваются сферы их применения.

Так, действуя на процесс, стоящий в центре всех процессов, т. е. на энергию, необходимую для производства, распределения и коммуникации, две индустриальные революции распространились по всей экономической системе и пропитали всю социальную ткань. Дешевые, доступные, мобильные источники энергии расширили и усилили мощь человеческих мускулов, создав материальную базу для исторического движения к экспансии человеческой мысли.

С развитием техники и медиа-технологий, возникают новые холодные и горячие средства коммуникации, которые были так классифицированы М.Маклюэном. Горячие средства коммуникации отличаются большим количеством информации, наполненностью данными. То есть расширяют конкретное чувство до степени «высокой определенности». Таким образом, телефон является холодным средством коммуникации, потому что человек воспринимает мало информации по вербальным каналам. Речь тоже считается холодным средством с низкой определенностью, поскольку слушателю передается очень мало, и очень многое ему приходится додумывать самому. Если обобщить, то холодные медиа оставляют мало пространства для заполнения информационного сообщения, аудитории необходимо достраивать сообщение самостоятельно, дорисовывая картину. Аудитория вынуждена активно участвовать в этом процессе коммуникации. Горячие медиа, такие как, телевидение, представляют более наполненные информационные сообщения. Телевидение транслирует и вербальную, и невербальную часть сообщения, поэтому аудитории не требуется представлять образы самостоятельно. Степень участия аудитории в этом случае значительно ниже.

Так же, Маклюэн допускает разогревание холодных средств коммуникации, он связывает разогрев письма с появлением нацизма. «Интенсивность, или высокая определенность, порождает как в жизни, так и в сфере развлечений специализм и фрагментацию, и это объясняет, почему интенсивное переживание, прежде чем оно может быть «усвоено» или ассимилировано, должно быть «забыто», «подвергнуто цензуре» и редуцировано до весьма холодного состояния». Описывая разрушительные последствия разогрева медиа, Маклюэн ссылается на книгу Роберта Тиболта «Богатые и бедные», в которой описывается разрушение культуры австралийских аборигенов миссионерами с новыми технологиями. Новые технологии ускоряют движение информации, поэтому культуры, построенные на племенной и феодальной иерархии традиционного типа, сталкиваются с кризисом при взаимодействии с новыми технологиями.

Для изучения информационного общества предлагаю обратиться к методологии Бакулева Г.П., которую он изложил в книге – «Массовая коммуникация: Западные теории и концепции». «Информация все больше и больше начинает восприниматься как отличительный признак современного общества, однако среди аналитиков нет единого мнения относительно того, что несет с собой революционизирующее действие информационной технологии. Но какими бы противоречивыми ни были точки зрения, все сходятся в одном: информация сегодня играет решающую роль.

Понятие информационного общества стало весьма популярным словосочетанием в широких кругах, а концепции информационного общества нашли отражение под тем или иным названием в великом множестве теоретических работ на стыке таких дисциплин, как социология, философия, экономика, коммуникативистика и др.

В рамках идеологии информационного общества обозначились различные направления и тенденции, концентрирующие внимание на различных сторонах, существующих в обществе отношений по поводу информации и технико-технологических средств ее передачи, хранения и переработки, рассматривающие различные социальные перспективы в качестве возможных, желательных или негативных».[10]

Г.П.Бакулев отмечает, что новые коммуникационные технологии и новые медиа изменили прежнюю модель коммуникации – одностороннюю передачу на большую аудиторию или в направлении из центра на периферию. Такие изменения указывают на новый характер связи медиа и общества. Новые медиа, к которым, в первую очередь, относят интернет, подстраиваются под ранее сформированные институционные формы. Это явление получило название «неотехнологического детерминизма».

Технологические инновации напрямую влияют на развитие медиа, вызывают социальные изменения.

 


Последствия влияния медиа

Последствия влияния медиа удобно рассматривать на примере отношения к расизму, дискриминации других рас. Уклон, бесправие и дискриминация в отношении рас в медиа являются уже традиционным вопросом, проявляются в нескольких аспектах средств массовой информации, например, в телевизионных новостях, в сфере развлечения и рекламы. В первые годы вещательных СМИ, которые дебютировали в 1939 году для массового использования в США, расовая дискриминация стала очень горячей темой в США. Вскоре после этого последовало очень сильное движение за гражданские права и расовое равенство. Позже стало очевидно, что с появлением более сложной рекламы, новостей и развлекательных программ, тема неравенства будет продолжать развиваться.

В начале эры телевидения, большинство людей, работающих в этой сфере были белыми. Влиятельные слои населения не занимались физическим трудом, восприятие мира и ценности этой аудитории отражались в медиа. Контент формировался и представлялся людьми, которые работали в коммуникационной сфере. Они закладывали свое мировоззрение во все материалы СМИ. Реклама для продуктов, которые продавались повсеместно американской общественности часто изображала белых людей, показывая чернокожих людей только для продукции с такой целевой аудиторией.

Воздействие на представления людей начинаются с раннего использования СМИ. Для представления проблемы необходимо понять, как расизм увековечивается в обществе. Медиа обеспечивают более глубокое понимание исторического контекста, закономерностей влияний и убеждений, связанных с менталитетом поколений. На протяжении всей истории СМИ в различных формах склонялись к поддержке власти доминирующих групп, представляя широкой общественности крайне негативную оценку меньшинств.[24]

В самых ранних фильмах, таких как «Рождение нации» 1915 года (первоначально назывался «The Clansman») и серии Тарзана 1932 года, афроамериканцы были представлены как дикие, невежественные, воры, нарушители порядка и потенциальные насильники. Культурная дискриминация укоренялась уже в кино, потому что чернокожих людей играли белые актеры, которые делали символические сообщения. Этот символизм показывал, что чернокожие люди были недостаточно хороши, чтобы представлять самих себя, они были уличены в недостатке таланта. Белые люди, взявшие на себя роли чернокожих, посылали подсознательные сообщения зрителям о том, что белая раса была «предпочтительной» и единственной способной группой для участия в основных средствах массовой информации. Эти действия и сообщения были проблематичными с точки зрения влияния на институциональный расизм. Подобное изображение чернокожих людей представляло единственный взгляд на эту тему, доступную для американцев.

На начальных стадиях кино и медиа чернокожие люди пытались представить свои истории, убеждения, самобытность, потому что белые люди контролировали индустрию развлечений и выбирали – какой образ чернокожих людей сформировать.

В начале 1970-х годов афроамериканцы снимались в фильмах жанра Blaxploitation. Эти фильмы создавались для чернокожей аудитории. Такие фильмы пытались доказать общественности, что афроамериканцы могут быть историческими героями и преуспевать в преодолении расизма, навязанного им белым населением. В основном фильмы снимались афроамериканскими людьми, однако, контракты на фильмы были реализованы и продиктованы такими организациями, как Columbia Pictures и the Motion Picture Association of America, которые обе были основаны и управлялись белыми людьми. Blaxploitation не были охвачены доминирующей белой аудиторией и не получили сборов. Таким образом, эти фильмы перестали сниматься, что означало, что СМИ по-прежнему контролировались белыми людьми. Ниже написан раздел, в котором рассматривается цикл контролирования медиа.

Целевой аудиторией в СМИ были белые люди, многие из них – европейские иммигранты, которые обращаются к медиа, чтобы узнать о других нациях и о людях. Люди с отличным цветом кожи рассматривались СМИ как бесчисленные аудитории, которых было недостаточно для того, чтобы изменять контент для массовой аудитории.[25]

Следующий сдвиг в представлении черных в СМИ произошел во время Движения за гражданские права. Кадры протестов и выступлений чернокожих людей стали больше демонстрироваться по телевидению и печататься в газетах. Чтобы определить важность и значимость СМИ и ее истории, необходимо иметь представление о том, кто контролирует большинство СМИ.

Исторически так сложилось и продолжилось в 21 веке то, что чернокожие люди и женщины не были гейткиперами в американских новостных организациях. Новостное освещение людей отличного от белого цвета кожи и женщин остается отражением отношений, которые регулируются гейткиперами и теми, кто влияет на них.

Отдельно следует уделить внимание функции отчета о преступности СМИ. Отчетность о преступности в медиа носит противоречивый характер с момента появления этой функции из-за конфликтов расовой предвзятости. Сюжеты, собранные для этой отчетности, подвергаются критике за то, как они изображают расовые группы, а также за то, как расовые группы становятся объектом отчетности. Исследование, направленное на предвзятость в телевизионных новостных материалах, в котором рассказывалось о насильственных преступниках в Чикаго, выявило то, что обвиняемых чернокожих преступников обычно изображали в уродливых образах. В кадрах часто делали акцент на то, что белые полицейские фиксировали их в наручниках и держали отобранное оружие. Но ни один из белых преступников, обвиняемых в насилии, не был представлен в таком образе на протяжении недели.[26]

Несмотря на то, что исследование только одну неделю наблюдало за ценностями местных телевизионных новостей в определенном регионе округа, вещательные СМИ в Америке уже давно несут ответственность за расовую предвзятость в своих новостных сводках. Исследование Энтмана 1990 года выдвигает на первый план ключевую проблему в отчетности о преступности, которая все еще существует сегодня. Она состоит в том, что новостные материалы о преступлениях, совершенных чернокожими гражданами, являются более всеобъемлющими и глубокие в визуальном содержании, чем истории, изображающие белых граждан.

Энтман продолжает обсуждать, сколько сюжетного материала в целом отводится чернокожим преступникам в телевизионных новостях в отношении общего выделенного освещения. Исследование показало, что в среднем 41 процент отведенного эфирного времени для блока новостей, в котором рассказывалось о насильственных преступлениях в Чикаго, изображало чернокожих преступников. Хотя, в этом исследовании статистические данные не приводятся по другим расовым группам, очевидно, что освещение сообщений о преступности чернокожих людей является более приоритетным, нежели освещение преступности других групп. Эта проблема имеет явный характер и заключается в восприятии чернокожих людей широкой общественностью, на которые прямолинейно влияют медиа.

Более того, новостные выпуски, которые изучались в этом исследовании, были проанализированы Энтманом на предмет агрессии по отношению к белым людям. Исследователь утверждает, что такой приоритет новостей о преступности подтверждается на примере реальных программ. В качестве примера он приводит случай, в котором на четырех белых девочек нападают двое чернокожих девочек в автобусе. История была перегружена фактами, которые освещались тремя новостными программами, которые исследовали этот случай. Все усугублялось тем, что девочки обвиняли водителя автобуса в бездействии. Энтман утверждает, что эта история вообще не заслуживает внимания по сравнению с другими преступлениями, которые могли бы быть освещены вместо этого сюжета. Освещение произошло только потому что агрессорами были чернокожие девочки.

Учитывая эти соображения, важно представить последствия, которые возникают в результате подобных новостей, которые наполнены пристрастным контентом. Можно сказать, что существование стереотипов, предназначенных для чернокожих людей в целом, является косвенным следствием такого освещения в медиа. Это может включать более визуальный и информационный контент для чернокожих преступников, чем для белых.

Отчетность о преступности имеет значение при обсуждении социальных вопросов в теоретических рамках расового равенства по нескольким причинам: эти новости рассматриваются как прямое отражение состояния здоровья и функционирования сообщества, что имеет универсальное значение для любого человека, проживающего в этом обществе; содержание отчетности о преступности оказывает непосредственное влияние на формирование личной идентичности у аудитории, а также на восприятие других членов рас.

Выводы по 1-ой главе

Так как ранее в этой работе большее внимание было уделено негативным эффектам воздействия медиа на мир, стоит обратить внимание и на положительные возможности медиа.

В первую очередь, медиа определенно влияют на состояние свободы информации. Более того, они реализуют права общества на информирование. Правовая сторона вопроса сталкивается с проблемой цензуры. Тем не менее, свобода слова признано фундаментальным правом человека в международном праве. Свобода информации, свобода распространения, поиска и получения информации являются одним из важнейших личных и политических прав человека, эти пункты включены во Всеобщую декларацию прав человека (Ст.19).

Нельзя проигнорировать то, что во многих государствах существуют фактические ограничения этого права посредством цензуры, принципа административной тайны или по соображениям национальной безопасности. Если же говорить о странах, имеющих конституцию, то такое право рассматривается, как признак открытости управления и прозрачности системы. В дополнении об ограничениях свободы информации добавлю – также сектор частного бизнеса часто защищен правом интеллектуальной собственности, зачастую коммерческой тайной.

К негативным последствиям можно отнести такие факторы, как: гиперразвитие населения, медиазависимость, медианасилие, политическую пропаганду, криминализацию меди, эротизацию медиа, информационные войны и то, что медиа стали источником знаний.

В заключении, считаю целесообразным привести список Ноама Хомского, который является известным американским общественным деятелем, философом, политическим аналитиком, а так же заслуженным профессором языкознания в Массачусетском технологическом институте. Список состоит из 10ти способов манипулирования посредством средств массовой информации:

1) Отвлечение внимания

Исследователь обращает внимание на проблему установления повестки дня и фрейминга. Медиа контролируют внимание общества освещением тех или иных событий в выгодном свете. Ноам Хомский связывает этот инструментарий с возможностью не дать гражданам возможность получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетике.

2) Создавать проблемы, а затем предлагать способы их разрешения

Идея этого метода заключается в создании проблематики искусственным образом, чтобы гражданское общество потребовало значительных изменений, которые были бы выгодны для политического курса. Например, в целях усиления гражданской безопасности, возможно проведение практики, ущемляющей гражданские свободы.

3) Способ постепенного применения

Исследователь имеет в виду проведение радикальных изменений в функционировании государства на протяжении длительного отрезка времени. Во-первых, такая практика позволяет избежать сиюминутных кризисов (революции, в примере Н.Хомского). Во-вторых, это способ замаскировать принятие непопулярной меры.

4) Отсрочка исполнения

Альтернативный метод продвижения непопулярного решения. Заключается в том, чтобы убедить граждан пойти на какие-то жертвы в будущем, но не в настоящем. Этот прием позволяет гражданам достаточно времени, чтобы принять это решение, чтобы потом не возникла кризисная ситуация.

5) Обращаться к народу как к малым детям

Н.Хомский пишет о том, что    дискурс пропагандистских выступлений проходит на уровне детей школьного возраста или людей с задержкой в развитии. «Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушащего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные обороты». Этот внушающий прием используется для отсутствия критического мышления у аудитории, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

6) Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления

Манипулирование эмоциональным фактором намного эффективней, нежели рациональным, так как открывает возможности для большего количества идей. Например, радикальные идеи намного более вероятно столкнутся с непринятием на рациональном уровне, нежели на эмоциональном. Таким образом, убежденные люди перестают давать критическую оценку собственным действиям.

7) Держать людей в невежестве, культивируя посредственность

«Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы».

8) Побуждать граждан восторгаться посредственностью

Популяризирование идеи незнания, навязывание образа жизни, создание тренда.

9) Усиливать чувство собственной вины

Пропагандировать идею собственного бессилия. Таким образом, это отвлекает общество от критического взгляда на государственный аппарат. Человек начинает рассуждать с позиции изначально неправого.

10 ) Знать о людях больше, чем они сами знают о себе

Н.Хомский выдвигает тезис о том, что разрыв знаний между простыми людьми и господствующими классами увеличился за 50 лет, потому что передовые технологии контролируются людьми, создавшими систему. «Пропускная» информационная способность системы напрямую зависит от элитарного класса. Уместно провести аналогию с бытующим мнением – законы, влияющие на финансовые отчеты, написаны богатыми людьми.

Исследователь считает, что система содержит в себе больше знаний о человеке, чем сам человек. Это дает системе власть управлять людьми.

 

 

Выводы по 2-ой главе

Противоположные выводы многих исследователей медиа затрудняет получение объективной оценки воздействия медианасилия и медиазависимости. На данный момент невозможно отрицать то, что демонстрации насилия значительно распространены в медиа. Это совершенно точно оказывает определенное влияние на аудиторию.

С другой стороны, также имеется тенденция к переоценке влияния медиа. Причина, по которой медиаэффекты не проявляются в своем большинстве, объясняется тем, что они прививают девиантное поведение относительно небольшому количеству зрителей. Однако, это не делает неправыми исследователей, которые ссылаются на конкретные примеры пропаганды насилия в массовом масштабе, чаще всего, на национальном уровне.

Если рассматривать единичные случаи отклонения от общепринятых норм поведения, то надо отметить, что эти последствия по-прежнему имеют практическое значение, их значение напрямую зависит от специфики изучаемого социума.

Маловероятно, что такие случаи являются существенным фактором высокого уровня преступности на государственном уровне. Тем не менее, изменения в насильственных преступлениях отражают изменения в показателях преступности общества.

Немаловажен фактор того, что люди, осуществляющие преступное насилие, также совершают другие виды преступлений. К сожалению, на данный момент не имеется универсального способа для комплексного описания девиантного поведения, возникающего по причине поощрения такового в социуме.

Разумно полагать, что средства массовой информации направляют внимание зрителей на новые формы жестокого поведения, которого они в противном случае могли бы не наблюдать. В этой области факты убедительны. Имеется множество документированных случаев в хрониках, когда за причудливыми сюжетами в медиа следуют похожие события в реальном мире. Сходство получается слишком большим, чтобы списывать это на случайность. Более того, преступления по политическим мотивам происходят волнами, эпизодически. Многие родители наблюдали за своими детьми, которые имитировали поведение главных героев фильмов. Остается вопросом, является ли это следствием увеличения частоты насилия.

Есть определенные свидетельства того, что эффекты, наблюдаемые в лабораторных экспериментах и менее последовательно в полевых, обусловлены эффектом спонсора. Лабораторные исследования также не показывают наиболее объективных результатов, потому что испытуемые понимают свое участие в экспериментах. Это влияет на их реакции. Необходимы исследования, в которых спонсорские эффекты были бы контролируемыми и изолированными.

 

 

Заключение

Эффекты воздействия медиа на мир можно разделить на положительные и негативные.

К положительным сторонам большинство исследователей относят воздействие средств массовой информации на состояние свободы информации, а также факторы, вытекающие из этого аргумента. Невозможно отрицать то, что медиа реализуют право общества на получение информации, выполняют функцию информирования. Пункты о свободе информации, свободе поиска, распространения и получения информации закреплены во Всеобщей декларации прав человека, статья 19. Они являются важнейшими правами каждого человека.

С другой стороны сложно отрицать существование фактических ограничений этого права. Для этого используется множество инструментов, например: цензура, принцип административной тайны, соображения о национальной безопасности и другие. В конституционных государствах такое право говорит о признаке прозрачности системы и открытости управления. К ограничениям также необходимо добавить и право интеллектуальной собственности, и коммерческую тайну, которые ограничивают свободу информации.

К негативным последствиям влияния медиапространства необходимо отнести пропаганду насилия, возникающую медиазависимость, большие просторы для политической пропаганды, эротизацию медиа, формирование установок, которые могут служить основой для девиантного поведения, развитие информационных войн и другие последствия.

Дипломная работа доказывает то, что в данный момент медиа являются источником получения социального опыта, они заменили собой другие источники получения знаний. Эта роль традиционно выполнялась окружающим человека социумом – семьей, родственниками, друзьями или коллегами. В настоящем времени медиа являются специфичным институтом, в котором имеется возможность получить практически любые знания. В этом лежит корень проблемы медиазависимости человечества.

Противоположные выводы многих исследователей медиа затрудняют формирование объективной оценки воздействия медианасилия и медиазависимости, но совершенно точно имеется связь между пропагандой насилия в средствах массовой информации и поведением аудиторией.

Медиаэффекты, прививающие девиантное поведение проявляются на относительно небольшом количестве аудитории, которое крайне сложно измерить в силу методологии исследований. Однако, если рассматривать проблему в глобальном масштабе, то остается согласиться с теоретиками, которые подтверждают свои гипотезы примерами пропаганды радикальных политических идей. Мы не можем отрицать существование и развитие дискриминаций по самым разным признакам именно с помощью медиапространства. Случаи единичного отклонения от общепринятых норм поведения напрямую зависят от специфики изучаемого социума.

Средства массовой информации направляют внимание аудитории на новые формы жестокого поведения, которого они в противном случае не могли бы наблюдать. Множество событий в реальном мире повторяют документированные случаи в хрониках, которые были освещены в медиапространстве.

Особенно это важно, если брать во внимание детей, которые еще не сформировали для себя общепринятую модель поведения в социуме. Крайне проблематично ограничить детей от контента для взрослых людей. Более того, зачастую специфика юмора, так или иначе, построена на демонстрации насилия. Таким образом, информационный продукт для детской аудитории может пропагандировать совершенно различные ценности. Эти процессы слабо поддаются регуляции, основной контроль информационного продукта осуществляют его производители, которые не всегда имеют понимание о последствиях трансляции такой информации.

 

Содержание

 

Введение ……………...…………………………………………………………...3

Глава 1 Роль медиа в формировании современного мира …….…...…..............6

1.1 Определение медиа ..…………………………………………………………6

1.2 Власть медиа в мире: объективные и субъективные предпосылки …..….18

1.3 Последствия влияния медиа …..……………………………………………31

Выводы к главе 1   …………………….…………………………………………..36

Глава 2 Влияние медиа на когнитивную сферу человека………………….…40

2.1 Феномен медиазависимости: оценки и суждения….………………...……40

2.2 Девиантное поведение, спровоцированное медианасилием……..………55

2.3 Феномен троллинга и хейтерства в интернете…..…………………….…..65

Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….71

Заключение……………………………………………………….………………73

Список использованной литературы…………………………………….……..76

 

Введение

Проблематика данной дипломной работы заключается во влиянии медиа на человеческую цивилизацию посредством навязывания определенных установок, пропаганде насилия через транслирование информационного продукта по каналам средств массовой коммуникации.

Большую роль в этом процессе играет популярная культура, ее особенности, стандартизация контента и общественного мнения. Именно контролирование массовой культуры, производство продукта, в котором нуждается большая часть человечества, дает огромные возможности для власти, влияния на человеческий мир. С определенного момента медиа стали главным источником получения социального опыта и знаний, что сделало всех людей зависимыми от медиа в той или иной мере. В этом заключается проблематика этой дипломной работы.

Тема дипломной работы требует дальнейших исследований и изучения по нескольким причинам. Во-первых, теория массовой коммуникации в данный момент получает огромное количество дополнений, потому что с точки зрения прогресса, коммуникативная практика ушла далеко вперед устаревшей теории. Появилась необходимость переработки теоретических знаний, наследия, которое сформировано великими исследователями прошлого века. С технологическим прогрессом значительно меняются медиа, появляются новые формы взаимодействия с массовой аудиторией, меняется доступность и ресурсоемкость средств массовой информации. Во-вторых, изменилось отношения между человеком и медиа в целом. Теперь медиа в значении лучшего друга человека перестали быть фантастическим сценарным сюжетом. Так как настоящее время зачастую называется информационной эрой, исследователи не могут игнорировать факт цифровой революции.

Научная актуальность темы подтверждается тем, что в данный момент все еще недостаточно полно развиты теории новых медиа, они не интегрированы в общую теорию массовых коммуникаций. Это доказывает факт того, что в дипломной работе присутствует перевод иностранных исследователей, работы которых все еще небыли изучены в российской коммуникативистике.

Практическая актуальность работы подтверждается тем, что средства массовой информации обладают огромной властью над обществом. Эта работа раскрывает те особенности медиапространства, которые все еще не были достаточно изучены. Все еще не структурирован общий системный понятийный аппарат исследователей.

 Теоретики мира в настоящем не могут прийти к согласованной новой версии общей коммуникативной теории, а традиционная теория не способна отвечать новым потребностям человеческой цивилизации. Это указывает на степень изученности темы диплома. С момента формирования постиндустриального общества, человечество начало развиваться настолько быстро, что сегодня мы живем в новой эре, с новым отношением к медиа и с другими людьми.

Цель дипломной работы заключается в формировании вклада в изучении проблем коммуникативистики, которые были описаны выше. Эта работа должна помочь исследователям с самыми разными научными степенями, а также людям, у которых таковая отсутствует. Этот вклад делается для того, чтобы новая теория массовых коммуникаций была сформулирована качественно. Отдельно необходимо заметить, что в большой степени это вклад именно в отечественную коммуникативистику, потому что сейчас в этом имеется необходимость.

Эта выпускная квалификационная работа имеет несколько задач. Первая заключается в систематизации понятийного аппарата и его расширении. Вторая заключается в стимулировании внимания научного сообщества к данной проблематике. Третья подразумевает в изучение значения медиа в реальном мире и власти медиапространства. Четвертая задача подразумевает изучение общества, общественного мнения, воздействия, которое медиапространство на него оказывает.

Объектом исследования является взаимодействие медиапространства с человеческим обществом. Предметом исследования – навязывание средствами массовой информации определенных моделей поведения в обществе, власть медиа, а также эффекты, которые делают это воздействие эффективным.

В работе использовано большое количество теоретико-методологических основ, созданных исследователями медиапространства. Основой для написания первой главы послужила книга М. Маклюена «Понимание Медиа: Внешние расширения человека». Основой для написания второй главы является работа М. Л. де Флер и С. Болл-Рокеак «Модель зависимости эффектов масс-медиа».

 

 

Глава 1. Роль медиа в формировании современного мира

Определение медиа

Понятие медиа напрямую связано с коммуникацией. Поэтому в первую очередь необходимо раскрыть значение коммуникации для прямолинейного выстраивания понятийного аппарата. Для этого стоит обратиться к методологии знаменитого немецкого социолога Никласа Лумана (1927-1998), который систематизировал концепцию реальности массмедиа в своей книге. Н.Луман разделяет процесс коммуникации на три отличных элемента: сообщение, информация и восприятие, ее понимание.[1] То есть процесс коммуникации, это не акт отправки сообщения, а именно триединство информации. При потери одного из этих факторов, коммуникация прерывается. Такое происходит, например, в случае отсутствия понимания сообщения. Н.Луман подчеркивает, что в случае с масс медиа невозможно быть уверенным в чужом внимании и понимании, можно только предполагать и анализировать восприятие. Это характерное отличие коммуникации медиа от межличностного общения.

Невозможно проигнорировать линейную модель коммуникации Гарольда Лассуэлла, так как его модель была разработана в 1939-40гг и получила большое признание в научном мире. Модель не отражает весь спектр коммуникативных функций, но она стала прорывом в изучении коммуникации. Модель была основана на опыте ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны. Состоит модель из пяти элементов массовой коммуникации (5W)[2]:

· Who? – коммуникатор, анализ управления;

· Says what? – сообщение, анализ содержания;

· In which channel? – канал, анализ медиа;

· To whom? – адресант, анализ аудитории;

· With what effect? – восприятие, анализ результатов.

Ответив на эти вопросы можно полно разобрать процесс коммуникации и проанализировать конкретные примеры. Надо отметить, что Г.Лассуэлл представил расширенную модель коммуникации с такими новыми элементами, как: намерения; ситуация; ресурсы; стратегия. Таким образом, анализ коммуникации становился более подробным, но свою основную концепцию исследователь не изменил.

Тем не менее, подход Г.Лассуэлла столкнулся с критикой. Модели нередко приписывается слишком обобщенные направления исследования, то есть, она все еще не представляет подробный анализ коммуникации. Так же, Г.Лассуэлл напрямую связывал залог успеха коммуникативного процесса с ораторским искусством и подчеркивал управленческий характер этого процесса.

Итак, определив коммуникационный процесс, следует вернуться к медиа. Термин «медиа» исходит из латинского – medium. В переводе означает – «середина, среда, посредник». В английском языке используется в значении средств массовой информации. Осквордский словарь обобщает это в трансляции, публикации и интернет.[3] Современное значение этого слова означает совокупность коммуникационных каналов и информационных средств.

Появление медиа напрямую связано с развитием индустриального общества и несколькими сопутствующими факторами.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции, которая происходила в 17-19 веках и характеризовалась ростом промышленного производства, трансформацией аграрной экономики. Предпосылкой этому процессу являлось изменение масштабов человеческой деятельности в целом.

Джон Хикс, нобелевский лауреат по экономике выделил несколько причин промышленного переворота:

· высокий уровень развития торговли;

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли;

· широкое применение наемного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.[4]

Отдельно необходимо выделить отношение к человеку в этой эпохе. Уход прежних традиционных ценностей аграрного общества уступили место новым, это изменение стало новой вехой в социологии. «Человек, работник, попадает в систему экономических и технических связей (вместо родовых, традиционных связей). Человек теперь оценивается не как носитель традиционной роли, как представитель того социального места, которое он занимает благодаря традиции (как раньше), а как индивидуальный субъект, носитель энергии, которой он может распоряжаться по своему усмотрению. В общем, как работник, которого можно нанять. Зависимость, свойственная ранним этапам развития цивилизации, разрушена. Человек теперь зависит не от табу, запретов, традиции или социальных связей (только опосредованно), а от технической реальности. Прежняя зависимость заменена на новую, прежде неизвестную. Человек впервые начинает зависеть от техники, от машин».
Горюнова О. в своем учебном пособии, «Медиа: история экспансии», дает следующее определение медиа: « медиа – это устройство для записи, хранения и передачи информации. Причем привычно, - устройство именно технологического характера. Однако в качестве средства для хранения и передачи информации может выступать и письмо. Некоторые исследователи полагают, что и устный язык можно рассматривать как медиа технологию особого рода, - впрочем, это вопрос крайне спорный».[5]

Примечательно, что исследователь выделяет то, что медиа напрямую связаны с технологическим развитием человечества. Именно по этой причине, индустриальное общество стало ключевой точкой развития медиа. Лидирующую позицию в индустриальном обществе занимает техника, техника является центром промышленности. Общество перестраивает мир по отличному, от традиционного образца – техническому. В следствии этого процесса значительно меняется окружающий мир и сам человек.

Известный всему миру Герберт Маршалл Маклюэн так же, связал средство коммуникации с сообщением. В своей книге «Понимание медиа», он предложил пример, с помощью которого раскрыл суть средства коммуникации: «Электрический свет — это чистая информа­ция. Он представляет собой, так сказать, средство комму­никации без сообщения, если только его не используют для оглашения какого-то словесного объявления или назва­ния. Этот факт, характеризующий все средства коммуни­кации, означает, что «содержанием» любого средства ком­муникации всегда является другое средство коммуника­ции. Содержанием письма является речь, точно так же, как письменное слово служит содержанием печати, а пе­чать — содержанием телеграфа. Если спросят: «Что есть содержание речи?», — на это необходимо ответить: «Это действительный процесс мышления, который сам по себе невербален». Абстрактная живопись представляет собой прямое проявление творческих мыслительных процессов, как они могли бы проявиться в компьютерном проектиро­вании. Что нас, однако, здесь интересует, так это психиче­ские и социальные последствия конфигураций, или пат­тернов, усложняющих или ускоряющих существующие процессы. Ибо «сообщением» любого средства коммуника­ции, или технологии, является то изменение масштаба, ско­рости или формы, которое привносится им в человеческие дела. Железная дорога не привнесла в человеческое обще­ство ни движения, ни транспорта, ни колеса, ни дороги, но она ускорила прежние человеческие функции и укрупни­ла их масштабы, создав совершенно новые типы городов и новые виды труда и досуга».[6]

С развитием индустриального общества выросли производственные мощности, у общества появились новые потребности, возникла полноценная сфера информационного обеспечения. Прежние, традиционные, средства коммуникации не соответствовали новому спросу, они не носили массовый характер. Это привело к развитию технологий массового производства, в первую очередь, прессы. Печать – техническая основа появления массовой литературы, основа массового рынка. Что характерно, до промышленной революции печать, по большей части, применялась в иных целях. Большая часть печатных мощностей использовалась для изготовления Библии, которая является фундаментальным культурным образцом для европейской литературы.

Теперь же, появились газеты для рабочего класса, благодаря индустриальной технологии печатного пресса. Так же печать значительно повлияла на формирование научного сообщества и класса интеллектуалов. Возможность коммуникации на большие расстояния способствовала обмену идеями и открытиями. В свою очередь поднялся вопрос систематизации и хранения знаний, создания методологий. Печать являлась идеальным инструментом реализации этих задач. Фактически, это стало отправной точкой развития образования, так как появляется возможность массового образования. Если традиционный путь овладения практическим знанием означал работу подмастерья в течении долгих лет, буквально, до тактильного запоминания всех приемов мастера, то теперь появилась возможность получать систематизированные знания обо всех ремеслах в учебных заведениях.

М.Маклюэн делает акцент на влиянии печати на людское мышление. Он описывает формирование культуры западного типа, ссылаясь на изменения в функционировании репрезентативных систем человека – с устно-слуховой на визуальную. Если до перехода к алфавитному письму было более-менее равноправное взаимодействие всех органов чувств и всех типов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) в человеческом опыте, то с переходом к алфавиту и к письму (то есть скачком в развитии одной технологии) случился перекос в сторону тех типов восприятия, которые были ею предложены: рациональное, линейное мышление, размышление, отчуждение от естественного, от природы, полный переход в визуально-рациональный мир. Человек углубился в себя, оставаясь глухим к окружающему его миру, закрыв все возможности взаимодействия с ним.

Формирование индустриального общества послужило появлением первого полноценного медиапространства. У людей появились новые потребности в информировании, информация становится продуктом. Такая потребность и существовала до промышленной революции, но теперь она требовала массовости, больших тиражей и доступности для всех социальных классов. Тем не менее, медиа и техника все еще сильно разделены в индустриальном обществе. Медиа технологии развивались в культурном контексте, который не был приоритетным в общественной жизни. Медиа не воспринимаются, как техника, но являются ее частью. Медиа четко детерминированы техникой, но заключены в сфере культуры, они второстепенны. Развитие промышленности, появление новых технологий являются и развитием медиа. Важно отметить то, что печать теряет свою доминирующую позицию и уступает новым медиа, связанным с визуальным контентом, такие как фотография. Это и имел в виду М.Маклюэн, описывая переход человека в визуально-рациональный мир.

М.Маклюэн приходит к выводу о том, что фотография делает первый шаг к уничтожению галактики Гуттенберга, господства печати. Этот момент он обозначает переходом в новую фазу развития цивилизации и культуры. М.Маклюэн выделяет несколько изменений, которые возникли благодаря фотографии:

 фотография изолирует, создает единичные моменты во времени, запечатляет жестикуляцию. Это становится причиной развития танцев, жестов, мимики и поз. У людей появилось внимание к пластике. В отличие, от печатной культуры, фотография передает выразительную ценность тела;

· революция в культуре, так как потерялся смысл изображать реальность, теперь она могла быть сфотографированной. Появились такие направления, как: импрессионизм, экспрессионизм и абстрактное искусство;

· новый шаг в развитии наук о человеке, появились предпосылки развития психологических теорий, таких как психоанализ;

· влияние фотографии на человека, создание визуальных псевдособытий, теперь запечатленное событие заменяло реальность и превращала человека в вещь.

Беньямин Вальтер тоже уделил особое внимание фотографии в своем труде – «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». «С появлением фотографии экспозиционное зна­чение начинает теснить культовое значение по всей линии. Однако культовое значение не сдается без боя. Оно закрепляется на последнем рубеже, которым оказывается человеческое лицо. Совершенно не случайно портрет занимает центральное место в ранней фотографии. Культовая функция изобра­жения находит свое последнее прибежище в культе памяти об отсутствующих или умерших близ­ких. В схваченном на лету выражении лица на ран­них фотографиях аура в последний раз напоми­нает о себе». [7]

Жак Рансер в своей статье «Что может означать понятие «медиум»: пример фотографии» так же сделал несколько полезных для исследования выводов. «Фотографический аппарат – это, с одной стороны, чистый инструмент, автомат на службе у любого намерения, и в частности на службе у искусства, в той мере, в какой он служит к исполнению намерения создавать искусство. С другой стороны, это также инструмент, который самостоятельно выполняет задачу репрезентации, которая прежде была задачей искусства, и, таким образом освобождает его от того, кто ее исполняет, от задачи создавать искусство и от претензии на то, чтобы быть художником».[8]

Постиндустриальным общество становится тогда, когда общественное устройство изменяется. Как было написано ранее – в индустриальном обществе медиа являются второстепенными, «идеологическим» центром этого времени является техника. В постиндустриальном обществе информационные технологии приобретают власть над обществом. Это главное отличие этих исторических процессов.

Катализатором перехода общества из индустриального в постиндустриальное является развитие науки. Если в индустриальном обществе наука впервые начала оказывать значительное воздействие на мир, идеи начали реализовываться в технологиях, то теперь знания использовались для оптимизации производства. Информация обретает материальный вес, становится производственной силой, создает технологический прогресс. Знание начинает использоваться для производства знаний, становится условием производства.

В постиндустриальном обществе информация становится полноценным ресурсом, как энергия – в индустриальном. Возникновение новых технологий, компьютеров, изменило отношение к социальным институтам. Теперь Университет стал главенствующим. До этого, это место занимали Финансово-промышленные корпорации. Фактически, именно с этого момента можно начинать рассматривать появление власти у медиа, так как информация становится ключевым ресурсом для развития цивилизации. Значительно сокращается количество рабочих, появляется класс специалистов, в первую очередь, научно-технических. Расширяется сфера «экономики услуг», в которой теперь работает большая часть населения.

Если в индустриальном обществе медиа и техника были разграничены, то в постиндустриальном техника становится медийной. Телекоммуникации во многом контролировали социальный уклад общества. Не менее важно то, что техника становится автономной, работает по алгоритмам, software.

М. Кастельс суммирует итоги перестройки общества в своей книге – «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». «Историки показали, что было по меньшей мере две индустриальные революции: первая началась в последней трети XVIII в. и характеризовалась такими новыми технологиями, как паровая машина, прядильный станок периодического действия, процесс Корта в металлургии, и, более широко - заменой ручных инструментов машинами. Вторая, около ста лет спустя, характеризовалась изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием электричества, созданием химической промышленности на базе научных достижений, эффективного сталелитейного производства и началом коммуникационных технологий с распространением телеграфа и изобретением телефона. Между двумя революциями существовала как фундаментальная преемственность, так и некоторые критически важные различия, главным из которых после 1850 г. стала решающая роль научного знания в поддержании технологического развития и управлении им. Замечательно, что именно наличие не только различных, но и общих черт у этих двух революций может помочь понять общую логику технологических революций».[9]

М.Кастельс призывает воспринимать технические прорывы, как технологические инновации, которые не изолированные события. В то время, как расширяется применение технологий, большинство людей только учится в ограниченных рамках, которые определяются состоянием развития самой технологии. То, что это не изолированное событие означает, что знание открыто для совершенствования. Таким образом, знание находится в интерактивной системе, в которой происходит обмен мнениями, создание инноваций. Это отлично видно на примере паровой машины и всех новых механизмов. Происходит переосмысление изобретений, увеличиваются сферы их применения.

Так, действуя на процесс, стоящий в центре всех процессов, т. е. на энергию, необходимую для производства, распределения и коммуникации, две индустриальные революции распространились по всей экономической системе и пропитали всю социальную ткань. Дешевые, доступные, мобильные источники энергии расширили и усилили мощь человеческих мускулов, создав материальную базу для исторического движения к экспансии человеческой мысли.

С развитием техники и медиа-технологий, возникают новые холодные и горячие средства коммуникации, которые были так классифицированы М.Маклюэном. Горячие средства коммуникации отличаются большим количеством информации, наполненностью данными. То есть расширяют конкретное чувство до степени «высокой определенности». Таким образом, телефон является холодным средством коммуникации, потому что человек воспринимает мало информации по вербальным каналам. Речь тоже считается холодным средством с низкой определенностью, поскольку слушателю передается очень мало, и очень многое ему приходится додумывать самому. Если обобщить, то холодные медиа оставляют мало пространства для заполнения информационного сообщения, аудитории необходимо достраивать сообщение самостоятельно, дорисовывая картину. Аудитория вынуждена активно участвовать в этом процессе коммуникации. Горячие медиа, такие как, телевидение, представляют более наполненные информационные сообщения. Телевидение транслирует и вербальную, и невербальную часть сообщения, поэтому аудитории не требуется представлять образы самостоятельно. Степень участия аудитории в этом случае значительно ниже.

Так же, Маклюэн допускает разогревание холодных средств коммуникации, он связывает разогрев письма с появлением нацизма. «Интенсивность, или высокая определенность, порождает как в жизни, так и в сфере развлечений специализм и фрагментацию, и это объясняет, почему интенсивное переживание, прежде чем оно может быть «усвоено» или ассимилировано, должно быть «забыто», «подвергнуто цензуре» и редуцировано до весьма холодного состояния». Описывая разрушительные последствия разогрева медиа, Маклюэн ссылается на книгу Роберта Тиболта «Богатые и бедные», в которой описывается разрушение культуры австралийских аборигенов миссионерами с новыми технологиями. Новые технологии ускоряют движение информации, поэтому культуры, построенные на племенной и феодальной иерархии традиционного типа, сталкиваются с кризисом при взаимодействии с новыми технологиями.

Для изучения информационного общества предлагаю обратиться к методологии Бакулева Г.П., которую он изложил в книге – «Массовая коммуникация: Западные теории и концепции». «Информация все больше и больше начинает восприниматься как отличительный признак современного общества, однако среди аналитиков нет единого мнения относительно того, что несет с собой революционизирующее действие информационной технологии. Но какими бы противоречивыми ни были точки зрения, все сходятся в одном: информация сегодня играет решающую роль.

Понятие информационного общества стало весьма популярным словосочетанием в широких кругах, а концепции информационного общества нашли отражение под тем или иным названием в великом множестве теоретических работ на стыке таких дисциплин, как социология, философия, экономика, коммуникативистика и др.

В рамках идеологии информационного общества обозначились различные направления и тенденции, концентрирующие внимание на различных сторонах, существующих в обществе отношений по поводу информации и технико-технологических средств ее передачи, хранения и переработки, рассматривающие различные социальные перспективы в качестве возможных, желательных или негативных».[10]

Г.П.Бакулев отмечает, что новые коммуникационные технологии и новые медиа изменили прежнюю модель коммуникации – одностороннюю передачу на большую аудиторию или в направлении из центра на периферию. Такие изменения указывают на новый характер связи медиа и общества. Новые медиа, к которым, в первую очередь, относят интернет, подстраиваются под ранее сформированные институционные формы. Это явление получило название «неотехнологического детерминизма».

Технологические инновации напрямую влияют на развитие медиа, вызывают социальные изменения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 1341; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.286 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь