Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Утреня с чином погребения.



Эта служба – красивейшая из служб Страстной седмицы. Пропустить ее и не написать о ней я просто не мог. Конечно же, я был на службе в Свято-Успенском соборе. Вхожу в храм. К плащанице через пол-храма тянется очередь. В центре храма стоит архиерейский амвон, а рядом приготовлен аналой. Таким образом, если на службе Великой пятницы службу священники храма службу совершили сами, то ныне ожидается архиерейское служение. Начал службу о.Антоний Новицкий. В начале, он кадил весь храм, а по прочтении обычных тропарей – произносил краткую ектению. Шестопсалмие пономарь читал, немного отойдя от плащаницы,

Крестный ход с плащаницей

чтобы не мешать верующим поклоняться ей (народу было много). Однако священник светильничные молитвы (тайные молитвы, которые священник читает во время шестопсалмия) читал у плащаинцы. На этой службы, вообще, многое из того, что происходит а амвоне, проходит у плащаницы. Здесь и диакон провозглашает ектении. После Великой ектении диакон возглашает: «Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во имя Господне! » Последующие стихи он, как всегда, читает наскоро, а оба хора начинают попеременно петь эти слова ликования, тем же красивым распевом, что днем пелись тропари. Вскоре открываются Царские врата и в центр выходит правящий архиерей в сопровождении иподиаконов с подсвечником, а также архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, а также духовенства – в числе сослужащих были, помимо уже

упомянутого о.Антония Новицкого, еще о.Евгений Кузнецов, о.Димитрий Осипов и о.Алексий Ковалев из храма Новомучеников (к слову, облачены они не в черные одежды, как это всегда заведено в Великую субботу, а в фиолетовые). Хоры, тем временем, начинают тем же распевом петь тропари Великой субботы, после чего боковой хор поет, после некоторого замешательства, тропарь праздника Благовещения. После этого Владыка в предшествии диаконов с подсвечниками и иподиаконов с дикирием и трикирием кадит весь храм. Когда Владыка возвращается в центр, то хор начинает петь строки из 17 кафизмы, а Владыка читает особые похвалы, посвященные смерти и погребению Христа, выражающие благоговением и одновременно скорбь по поводу этого события. Хоры строки из псалма поют по очереди. Этот чин разделяется на три части, между этими частями два раза верхний хор поет особые песнопения, при этом один из священников кадит центр храма и солею, а затем провозглашается малая ектения (на практике она произносилась лишь один раз). На сей раз, по приказу правящего архиерея, всем верующим начали раздавать свечи, с которыми бы он стояли, пока чин совершается…. По окончании чтения хор начинает петь «Ангельский собор….» - антифоны, посвященные Воскресению Христову. тим как бы подчеркивается, что это еще не празднование Пасхи, но уже преддверие ее, уже все наполнено ожиданием Воскресения Христова. Обычно при этом предстоятель снова кадит весь храм, но на сей раз вместо этого хор начинает пение полиелея[260]. Именно в этот момент архиерей снова кадит весь храм. Вслед за «Хвалите имя Господне…» верхний хор поет заменяющее величание праздника песнопение: « Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою ». Раньше песнопение попеременно пелось обоими хорами, но теперь его снова и снова повторял верхний хор. Дальше идет обычный чин полиелея, как и во все большие праздники.

Евангелие на чине полиелея (от Луки): 24После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́ к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́ рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́ к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Завершается полиелей, как обычно (только молитва «Спаси Боже люди Твоя…» - не читалась). Начинается помазание, продолжавшееся в течение всей службы. Тем временем, начинаетсмя чтение канона. Из-за того, что весь центр храма был запружен народом, желающим принять помазание из рук архиерея, читавшие его о.Евгений и о.Алексий находились на солее. При этом на первом месте стоит не канон Великой субботы, посвященный Христу, телом пребываещему во гробе, а душой – сходящему во ад, изводя оттуда томящихся там праведников, а канон праздника Благовещения. Ирмосы же канона Великой субботы поются после чтения каждой песни, в качестве катавасий. Перед 9 песнью диакон становится в центре, перед иконой праздника и воспевает: « Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу ». После этого он кадит весь храма, а хор поет ирмос 9 песни: « Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою ». Вместе они составляют задостойник[261] праздника. Впрочем, на литургии все-таки будет петься задостойник Великой субботы.

Когда заканчивается чтение канона, помазание еще продолжается и народу, желающего помазываться, еще много. После малой ектении, как в Воскресный день, диакон возглашает: « Свят Господь Бог наш ». Возглас повторяет хор, а диакон возглашает « Яко свят Господь Бог наш », « над всеми людьми Бог наш ». Когда-то прежде чем петь стихиры в конце утрени, неукоснительно прочитывались хвалитные псалмы. На сей раз они были опущены, однако (не без давления архиерейской свиты, поскольку нужно еще отпустить народ, желающий помазываться, а народу этого еще много) стихиры были пропеты все, без сокращений. В это время в центр выходя пономари, держащие фонарь, а также запрестолные Крест и образ Божией Матери. При пении последней все духовенство снова выходит в центр. Народ временно расходится в стороны. В этот момент снова всем верующим начали раздаваться свечи. Архиерей провозглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет! »[262], а затем благословляет духовенство дикирием и трикирием, а потом и народ – на три стороны. При пении Великого славословия он троекратно кадит плащаницу, а при начале пения Трисвятого делает три земных поклона. Затем плащаница поднимается и в предшествии иподиаконов с рипидами и прочим, а также духовенства, она выносится из храма. Архиерей идет, находясь под плащаницей, держа Евангелие, лежащее ранее на ней. Под пение Трисвятого и погребальный перезвон начинается Крестный ход. Он без остановок обходит вокруг храма, после чего возвращается внутрь. Встав на амвоне, архиерей провозглашает: «Премудрость прОсти», после чего плащаница возвращается в центр. Архиерей снова кадит ее. В этот момент один из иподиаконов читает особый тропарь, а затем возглашает прокимен. Это также слова ожидания Воскресения Христова: « Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего ». Читается паремия, отрывок из книги пророка Иезекииля (Глава 37), пророчествующий о грядущем общем Воскресении мертвых: Бысть на мне рука Господня, и изведе мя в дусе Господни, и постави мя среде поля: се же бяше полно костей человеческих. И обведе мя окрест их около, и се многи зело на лицы поля, и се сухи зело. И рече ко мне: сыне человечь, оживут ли кости сия? И рекох: Господи Боже, Ты веси сия. И рече ко мне: сыне человечь, прорцы на кости сия, и речеши им: кости сухия, слышите слово Господне. Се глаголет Адонаи Господь костем сим: се Аз введу в вас дух животен, и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь. И прорекох, якоже заповеда ми Господь. И бысть глас внегда ми пророчествовати, и се трус, и совокупляхуся кости, кость к кости, каяждо к составу своему. И видех, и се быша им жилы, и плоть растяше и восхождаше, [и протяжеся] им кожа верху, духа же не бяше в них. И рече ко мне: прорцы о дусе, прорцы, сыне человечь, и рцы духови: сия глаголет Адонаи Господь: от четырех ветров прииди, душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут. И прорекох, якоже повеле ми: и вниде в ня дух жизни, и ожиша, и сташа на ногах своих, собор мног зело. И рече Господь ко мне, глаголя: сыне человечь, сия кости весь дом Израилев есть, тии бо глаголют: сухи быша кости наша, погибе надежда наша, убиени быхом. Того ради прорцы, [сыне человечь], и рцы к ним: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз отверзу гробы ваша, и изведу вас от гроб ваших, людие Мои, и введу вы в землю Израилеву. И увесте, яко Аз есмь Господь, внегда отверсти Ми гробы ваша, еже возвести Ми вас от гробов ваших, людие Мои: и дам дух Мой в вас, и живи будете. И поставлю вы на земли вашей, и увесте, яко Аз Господь: глаголах, и сотворю, глаголет Адонаи Господь.

Русский текст: 1Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, 2и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.

3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.

4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: " кости сухие! слушайте слово Господне! "

5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.

6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.

7 Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею.

8 И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.

9 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.

10 И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище.

11 И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: " иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня".

12 Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.

13 И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, 14и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь.

После этого возглашается еще один прокимен и читается отрывок из Апостольского послания – отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

2И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

3А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, 5предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

6 Нечем вам хвалиться. || Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?

7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша,

Христос, заклан за нас.

8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

9Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; 10впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. 11Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

12Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

13Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Апостол увещевает паству отвергнуть прежний греховный образ жизни, вырвав с корнем старые мирские привычки, которые он сравнивает с закваской. Увы, сделать это труднее, чем говорить об этом, но с Богом возможно все, а потому дорогу осилит идущий…

Также читается отрывок из послания апостола Павла к Галатам, составляя с предыдущим отрывком как бы один отрывок, так что на слух незаметно, что читаются два разных послания: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́ к, чтобы обетование потеряло силу.

18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

23А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Человек оказался неспособен соблюсти Закон, данный Моисею, потому он не смог спасти человека. Потому и понадобилось приходить Христу, дабы спасти человека….

Евангелие (от Матфея): 1Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

3Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, 4говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам.

5И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

6Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

7Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8посему и называется

земля та " землею крови" до сего дня.

9Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

11Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

12И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18ибо знал, что предали Его из зависти.

19Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

24Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

26Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

27Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк 28и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

30и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

31И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

33И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

35Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 36и, сидя, стерегли Его там; 37и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

38Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

39Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

41Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.

44Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

45От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

47Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

48И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́ в на трость, давал Ему пить; 49а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.

50Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

51И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

54Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

55Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; 56между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

57Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею** 60и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

61Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.

65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.

66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

В древности после пения Великого славословия следовал вход, как на литургии, а затем чтение Священного Писания, так что здесь мы как бы возвращаемся в древние времена…. Как и всегда, следуют две ектении, а затем – обычное окончание утрени. В это время архиерей помазывает оставшихся верующих. Отпуст он произносил с архиерейского амвона, после чего, под пение многолетия, перешел на амвон обычный. Он поздравил всех с Великой субботой, днем, когда Господь, приняв страшные страдания за род человеческий, плотью почил во гробе, душой же Он сошел в ад, вызволив томящихся там праведников. Он пришел, взяв на себя все наши грехи. Как описать это событие?! Приличней будет молчать, как поется в день Великой субботы на службе. Некогда первые люди согрешили, вкусив запретный плод с Дерева познания добра и зла, о котором Бог говорил: « в день, в который вкусите плодов с дерева этого, смертью умрете ». И человек вкусил, согрешив пред Богом. И Бог изгнал человека из рая, поставив у входа Херувима, дабы человек снова не пришел и не ел от дерева жизни. Так, источник вечной жизни в человеке иссяк. Человек стал смертен. Бог же изгоняет его из рая, дабы он в полной мере ощутил последствия своего своеволия. Бог давал ему обет, что некогда человек будет искуплен, как написано: « Семя жены сотрет главу змия »[263]. Здесь содержится явное указание на будущее рождение Сына Божия от Девы. Адам и Ева изначально жили в некоей расслабленности, считая, что это время произойдет совсем скоро. Однако шло время, а этого не происходило. А грех накапливался. Вот, их первенец, Каин, убил своего брата. Так, Адам воочию видел плоды сделанного им зла. Поэтому последующие дети его уже были детьми молитвы. С тех пор шли века, тысячелетия, и вот, Бог благоволил стать человеком, чтобы избавить человеческий род от гнета греха. Сам Законодатель, чтобы НЕСПРАВЕДЛИВО, незаслуженно ввести согрешившего человека в Царство Свое, благоволил САМ подчиниться Закону и исполнить его в себе, дабы незаслуженно даровать человеку спасения. И при этом Он вкусил за нас все страдания, положенные нам, взял на себя всю злобу мира сего. Он претепел избиения, оплевания, издевательства. Изучая историю, мы читаем – чем было распятие. Человека заживо прибивали гвоздями ко кресту, при этом сами гвозди были не гладкими, а гранеными, зазубренными. При этом гвоздь перебивал кости, перебивал нерв в кисти руки, перебивал ступни. Человек, вися на Кресте, испытывал нехватку воздуха, а чтобы дышать, ему нужно было на что-то опереться. Он пытался опереться на ноги, но при этом гвоздь рвал ткани его ступней. Он пытался подниматься на руках, и гвозди рвали его руки. Короче говоря, это были страшные мучения, длящиеся подчас несколько суток. И все эти движения человека были признаками того, что он еще жив. Если он замирал, то это была верная смерть, ведь тогда он не мог дышать и погибал от удушья. Даже такая казнь, как сожжение на костре, не так страшно, ибо в огне человек погибает очень быстро. Такую страшную участь Христу уготовала человеческая злоба. Такова была человеческая благодарность за все благодеяния, которые Бог изливал на род Израилев, за само желание спасти человека, за исцеления, совершаемые во множестве. Господь воскресил дочь начальника синагоги, священника Иаира, дочь наинской вдовы, исцелил кровоточивую, принял покаяние блудницы, исцелил расслабленного. Таких чудес можно привести множество, а сколько их не вошло в Евангелие! Можно привести, хотя бы, исцеление царя Авгара, который посылал ко Христу живописца, не познав в Нем Христа, но все же веря, что лишь увидев изображение Его, он может исцелиться от своей болезни. Он проявлет величайшее смирение, на вечере пасхальной снимая верхнюю одежду, и омывает ученикам ноги, что вызывало их удивлением. А этим Господь показывает то, что любая власть, любая должность – это не привилегия, а тяжелый Крест, который надо еще иметь силы нести. И за все это Он получил такую «благодарность» от человека. Более того, при этом Его, уже висящего на Кресте еще злословят, дескать, если ты Сын Божий – сойди с Креста, а воины насаживают на шест губку с уксусом, давая пить. Вкусив все это, Господь говорит «свершилось», поскольку пик человеческой злобы Он уже испытал, а затем – предал дух свой Отцу. Аеще ранее Он претерпел издевательства о воинов, которые надевали на него багряницу, колючий терновый венец, с пронзающими кожу шипами, кланяясь, кричали здравицы, а потом били Его по голове. А еще Ему закрывали глаза и били, говоря: «прореки, кто ударил Тебя? »…. Он подвергся таким примитивным солдатским издевательствам. Но отчего же такая злоба?! Откуда такая сатанинская злоба в человеке?! Вся же суть в том, что иудеи ждали политического деятеля, ждали человека, который бы повел их к благоденствию земному. Господь же говорит о Царстве Небесном, которое еще должно наступить когда-то в будущем. А им нужно благоденствие здесь и сейчас. Потому народ этот и просил вместо Христа Варавву (полное имя которого – Иисус Варавва, но в будущем в Писаниях первое имя этого человека было опущено, дабы не рождать путаницы), который отличился, подняв со своими сообщниками бунт. Именно Варавва, по их мнению, и подходил, более всего, на роль Христа. Они надеялись, что в будущем им удастся поднять новое восстание, которое, быть может, закончится победой. Христа же они не приняли. Впрочем, было так, что люди хотели внезапно взять и помимо Его воли, сделать царем. Так, в частности, было после того, как Он накормил пятью хлебами 5000 человек. Им не нужно было спасение, а нужны лишь хлеб и зрелища, лишь благодествие здесь, на земле. Им было и здесь, на земле хорошо, и спасаться они не собирались. В наше время мы тоже бываем влекомы страстями, желая избирать себе правителей по страстям нашим, чтобы они сладкими речами услаждали слух наш, вместо того, чтобы избирать тех, которые бы занимались делом. Но не будем больше говорить об этом, хоть здесь можно было бы сказать очень много. Мы же говорим о Христе, которого отвергли, так как людям нужен был не Спаситель от греха, но политический деятель. Потому и Иуда Искариот предал Христа. Он видел все чудеса, совершаемые Христом, он был в числе тех, кого Христос посылал впереди себя проповедовать, дать при этом власть исцелять больных. Но он был поражен духом сребролюбия. Некогда он был в свите у царя Ирода, но был изгнан за жестокость. Теперь же он пристал ко Христу, видя в Нем некоего политического деятеля, который мог бы привести его к власти и богатству. И он стал казначеем общины. Тут вспоминается Евангельский эпизод, когда некая женщина (Владыка олицетворял упоминаемую в Евангелии от Матфея женщину с упоминаемой в Евангелии от Луки блудницей, миром помазывающей ноги Христа – прим. моё) возливает Христу на голову благовонное миро. И Иуда начинает роптать, дескать, это миро можно было бы дорого продать, а деньги раздать нищим. Как замечает апостол и Евангелист Иоанн Богослов, он это говорил не потому что заботился о нищих, а потому что был вором. Он носил ящик для пожертвований в пользу общины, собирая их и…. крал из ящика. И теперь он уже примерно прикинул – сколько денег можно было бы выручить с продажи этого мира. Неужели Господь не знал об этом? Знал, как знает Он о делах каждого изх нас. Внешне многие из нас хорошие, благочестивые, но внутри – исполнены греха. Господь же все это знает, но терпит, ожидая вразумления. Господь неоднократно взывал к разуму Иуды, неоднократно как бы неявно указывая на его нечестие. Господь и на вечери говорит о том, что некто из учеников предаст Его, Иуде прямо говоря, что это он. Господь много раз пытается вразумить Иуду. Разумеется, он и так видел много чудес, которые Господь совершал. Господь мог бы поразить грешника, но такова любовь. Ей свойственно давать, а не требовать. Любовь до последнего надеется, что грешник будет внимать предупреждениям. Именно поэтому Господь терпел поведение Иуды, как терпит всех нас, лишь исподволь вразумляя его увещеваниями, дабы согрешающий, видя снисхождение и вместе с тем, видя, что Господь знает о сидящем в нем зле, покаялся. Но пагубное сребролюбие заслонило для него все. Видя, что он, видя во Христе политического деятеля, который приведет его к власти и богатству, обманулся, он принимает решение предать Учителя, дабы иметь хоть какую-то выгоду от своего положения. Поистине, перед нами два примера: блудница – грешная женщина, которая в покаянии приходит ко Христу, возливает на Него миро. Она не творит покаяние вслух, но внутренне она преисполнена его. И Господь принимает его. И тут же – Иуда – один из учеников, который предал Учителя. Но практически все Святые Отцы говорят, что если бы Иуда, раскаявшись в грехе своем, пошел бы не к дереву, где повесился, а ко Кресту Христову, моля о прощении, то он был бы прощен. Нет греха, который Бог не мог бы простить, кроме греха, в котором он не хочет каяться, творимого сознательно. Итак, главная причина падения Иуды не в предательстве Христа – ведь мы все Его предаем грехами своими, а в том, что он делал это сознательно, видя все чудеса, которые Он совершал. Также сознательно противились Христу иудейские первосвященники и фарисеи. Они знали, что Он – не просто человек, поскольку творит великие чудеса, они должны были понять, что перед ними – Обетованный Мессия. Однако они продолжвли противиться Ему, стремясь не потерять свое влияние на массы. Любой грех может быть прощен, кроме сознательного противления истины, хулы на Духа Святаго. Итак, да даст нам Бог не уподобляться Иуде, поработившему себя пагубным страстям, вплоть до готовности предать Христа ради следования им. Вид плащаницы Христовой, вид Христа, почивающего во гробе, да вразумляет нас…..

Благословив народ, он ушел в алтарь…

По окончании 1 часа о.Антоний снова напомнил всем распсание дальнейших служб. Завершается служба и все мы, поклонившись плащанице, расходимся по домам до наступления самой субботы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь