Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго.



Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. И паки: Кто бог велий:

[305] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[306] Солунью славяне называли греческий город Фессалоники ( Θ ε σ σ α λ ο ν ί κ η ), расположенный на севере нынешней Греции, ныне в России именуемый «Салоники», хотя греки именуют его по-прежнему, как и в исторический времена.

[307] Сирмий - основанный римлянами в I веке до нашей эры древний город. Ныне на этом месте находится сербский город Сремска Митровица (север страны, край Воеводина).

[308] Ликополис (греч.: ἡ Λ ύ κ ω ν π ό λ ι ς ), ныне Асью́ т (араб.: أ س ي و ط, Asyū ţ, копт. Сйовт) — город в центре Египта, в среднем течении Нила, центр одноимённой провинции. Население — 400 000 человек. Древний Асьют (егип. sȝ wtj, Asyū ţ ) был столицей 13-го нома Верхнего Египта, находился к юго-востоку от Гермополиса (Хемен), на широте 27°10’14" С, на западном берегу Нила.

[309] Фиваи́ да (греч. Θ η β α ΐ δ α Thē baida, Θ η β α ΐ ς Thē bais) — старинное название области в Верхнем Египте (область близ северного побережья Красного моря); термин происходит от греческого названия его столицы Фив. В состав Фиваиды входило тринадцать номов.

[310] Вифиния (греч. Β ι θ υ ν ί α, лат. Bithynia) — историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Малой Азии между проливом Босфор и рекой Сангариус.

[311] Нике́ я (греч. Ν ί κ α ι α ) — древний и средневековый город на северо-западе Малой Азии, близ Мраморного моря, на месте современного турецкого города Изник.

[312] Новоспа́ сский монасты́ рь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в Москве за Таганкой, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки. Основан в 1490 году с именем Спаса Нового Великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при Великом князе Иване Калите.

Первый каменный собор Спаса Преображения построен был в 1494 году[1]. Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон.

Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Памятники монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1990 году территория монастыря была передана Церкви, а в 1991 году было принято решение о возрождении монастыря.

[313] Новоде́ вичий Богородице-Смоленский монасты́ рь — православный женский монастырь в Москве[1][2], на Девичьем поле[1] в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы).

Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году[1] (после овладения городом князь дал обет построить монастырь). В том же году сюда из Кремля был перенесен список Смоленской иконы Божией Матери. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола (первой здесь была насильно пострижена в монахини княгиня Соломония Сабурова, в иночестве София, ныне известная, как преподобная София Суздальская). В Смутное время монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за русский престол и важным стратегическим объектом для различных военных и политических сил.

По одним данным, после кончины царевны Софьи, по другим – сразу по принесению в 1648 году в монастыре был помещен принесенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. После Октябрьской революции в 1917—1918 годах монастырь был фактически упразднён

В 1922 году монастырь окончательно закрыли и в его стенах был образован музей. Осенью 1943 года в Лопухинских палатах монастыря были открыты Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, позже преобразованные в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в 1948 году в Троице-Сергиеву Лавру.

В 1944 году был открыт надвратный Преображенский храм[21].

В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм.

Последняя перед закрытием монастыря игуменья — Вера (Победимская), скончавшаяся 3 февраля 1949 года и похороненная на Даниловском кладбище.

C 1964 года Лопухинские палаты монастыря служат резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских.

В 1994 году была возобновлена монашеская община, находящаяся в ведении митрополита Крутицкого. В 2009 году в монастырь был возвращен список Иверской иконы Божией Матери, а в 2010 году монастырь был передан в безвозмездное пользование Церкви.

[314] Поприще (попьрище) — старорусская путевая мера для измерения больших расстояний, имеющая несколько числовых соответствий: Расстояние, соответствующее длине греческого (птолемеевского) или римского стадия (около 185 м); путевая мера; Расстояние, соответствующее длине римско-греческой мили в 8 стадиев (около 1480 м); крупная путевая мера; Расстояние в один день пути (то же, что и «днище» ). Расстояние проходимое оратаем (пахарем) во время вспашки от одного края поля до другого, учитывая стандартную длину стандартного надела — примерно 750 м.

[315] Богоявленский Кутеинский монастырь — православный мужской монастырь в городе Орша, принадлежит Витебской епархии Русской православной церкви. Благословение на строительство Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр. В 1631 году обретена икона Божьей Матери " Оршанская", подлинник утерян, копия находится в храме Живоначальной Троицы. Кутеинский монастырь посещали св. Афанасий Брестский, св. Георгий (Конисский), царь Николай II, св. Серафим Жировицкий. После переселения части братии обители в Иверский монастырь на Валдае монастырь не исчез и жизнь здесь продолжалась.

В 1917 году монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольни и монастырские стены разрушены, на месте монастырского кладбища построены гаражи, бывшие кельи приспособлены под жильё.

В 1990 году была зарегистрирована община при бывшем кутеинском монастыре, в 1992 году обитель возобновлена. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм.

[316] Воскресе́ нский Ново-Иерусали́ мский монасты́ рь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области.

Монастырь основан в 1656 году Патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины[1]. Главный монастырский собор создавался по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме с поправкой на сложившийся на Руси архитектурный стиль (правда, здесь планировалось создать 365 приделов, по числу дней в году, но затея не удалась).

После низложения патриарха Никона в 1666 году монастырь был объявлен «антиканоничным» и был закрыт однако позднее обитель снова начинает пользоваться вниманием царя и патриарха и восстанавливается, в ней возобновляется строительство. В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» взорвали[K 7] Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.

В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

В 2012 году музей «Новый Иерусалим» переехал из стен монастыря в новое здание по соседству. Начинается реставрация обители. завершившаяся в 2016 году Великим освящением Воскресенского собора.

[317] Оне́ жский ( Ки́ йский ) Кре́ стный монасты́ рь — мужской монастырь (ныне не действующий), расположенный на острове Кий (Онежская губа Белого моря). Основан в 1656 патриархом Никоном. В 1639 году иеромонах (будущий патриарх) Никон при побеге из Соловецкого монастыря терпит бедствие у скал на подходе к устью Онеги, но спасается в бухте Кий-острова. В память о своём спасении Никон по поморскому обычаю устанавливает на острове поклонный крест и даёт обет воздвигнуть на этом острове монастырь. Через 13 лет, в 1652 году Никон (в то время уже митрополит Новгородский) был послан в Соловецкий монастырь для перенесения мощей святителя Филиппа в Москву. На обратном пути он снова посетил Кий-остров и в память этого события поставил часовню на другом, ближнем к материку конце острова, с крестом внутри неё. Здесь он возобновил свой обет, а в 1656 году, уже будучи патриархом, добивается у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря во имя Воздвижения Креста Господня. Официально монастырь основан по грамоте царя Алексея Михайловича, данной 13 / 26 июня 1656 года. После низложения патриарха Никона едва не был закрыт, однако вскоре возобновился. Разорен в правление Екатерины II, однако сохранился. Уничтожен в 1922 году. Здания монастыря ныне находятся в полуразрушенном состоянии.

[318] Свято-Александро-Невская Лавра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города. С 1797 года имеет статус лавры. Был создан Петром I, в пику Свято-Троице-Сергиевой Лавре, как будущий главный монастырь страны. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна.

Обустройством нового монастыря руководил архимандрит Феодосий (Яновский). Официальная дата основания — день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта / 7 апреля 1713 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы). Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая / 11 июня 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа / 12 сентября 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.

В советское время с самого начала делались попытки ограбить монастырь, но каждый раз они терпели неудачу из-за сопротивления верующих. В конце января было организовано из мирян и монашествующих Александро-Невское братство для отстаивания интересов обители и охраны церковного достояния[4]. События января 1918 года в Лавре стали первым открытым столкновением новой власти и Русской церкви, причем здесь Церкви удалось одержать единственную крупную победу над большевистским правительством[4].

В феврале 1918 года вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства, запрещавший религиозные организациям владеть каким-либо имуществом и лишавший их прав юридического лица. Однако и в 1919 году часть недвижимости оставалась в собственности Лавры[6]. Монастырь продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие.

В рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих» 12 мая 1922 года была вскрыта рака Александра Невского. Серебряная рака как произведение высокой художественной ценности была изъята и поступила в Государственный Эрмитаж, а мощи 15 ноября были переданы в фонды Государственного музея религии и атеизма. В 1922 – 1923 году обитель была захвачена обновленцами, но затем вернулась в Лоно Церкви. После разорения монастыря в 1932 году и ареста всех монашествующих монастырь был преобразован в приход. Через год Троицкий собор был отобран у верующих и передан в ведение городского Дома чудес, а ещё через два года, в январе 1936 года, прекратились богослужения в Духосошественской церкви, которая дольше других оставалась действующей.

В 1930-х годах на территории упразднённой Лавры разместились разнообразные мастерские, городская станция переливания крови и другие госучреждения, числом до 17-ти: аэроклуб, физкультурное общество «Спартак», овощехранилище, ЦНИИ «Прометей», а также общежития. На основе монастырского некрополя был создан Государственный музей городской скульптуры. Сюда свозили уникальные надгробия с других городских кладбищ, предназначавшихся со временем к уничтожению.

В 1957 году были возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским. Мощи святого Александра Невского были возвращены в собор 3 июня 1989 года[8]. Возрожден монастырь был в 1996 году. В 2000 году монастырский комплекс был окончательно передан обители.

[319] Легочная форма чумы, распространяемая воздушно-капельным путем…..

[320] Буланин Д.М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб: Дмитрий Буланин, 2004. — С. 600-603.

[321] Виноградова Л. П. К вопросу об иконографии иконы Шуйско-Смоленской Богоматери // Краеведческие записки. — Иваново, 1998.

[322] Никонов, 2008, с. 81.

[323] Нико́ ло-Шарто́ мский монасты́ рь — мужской монастырь Шуйской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Введенье (вблизи города Шуя) Шуйского района Ивановской области России. Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точная дата и обстоятельства основания монастыря не известны, но, по мнению разных источников, он был основан в период от XIII до XIV века.

По преданию, одна благочестивая крестьянка обрела небольшую икону святителя Николая Чудотворца у реки Шахмы, которая тогда ещё называлась Шартомой, после чего недалеко от этого места была заложена обитель святителя Николая. По другой версии, монастырь был основан иноками, бежавшими из Суздаля после монгольского нашествия. Первое документальное упоминание о монастыре находится в духовной грамоте 1425 года (или 1444 года), подписанной архимандритом Шартомского монастыря Кононом, в которой удельная княгиня Мария (в монашестве Марина) передаёт во владение некоторые свои земли суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. В грамоте княгиня отдаёт также некоторые из своих земель во владение Шартомскому монастырю. Подаренные земельные участки и наличие архимандрита указывает на то, что к тому времени монастырь уже приобрёл значительный вес в обществе. В 1619 году обитель сильно пострадала от набегов польско-литовского иноземного войска. В 1624 году монастырь был вновь ограблен разбойниками, которые убили нескольких монахов и похитили казну. В 1645 году, при архимандрите Иоасафе, монастырь, как сказано в одном старинном акте, «изволением Божиим, от молнии, до основания выгорел». После этого пожара обитель стали возводить вновь, но на этот раз в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. Первым каменным строением монастыря стал Никольский собор. В 1764 году, в правление Екатерины II у монастыря отобраны значительные монастырские владения, закрыты и обращены в приходские храмы и небольшие, подчинённые монастырю обители, среди которых были Шуйский Троицкий монастырь (сейчас городское кладбище), Козмодамианская пустынь во Владимирском уезде, Богоявленский мужской монастырь в Мстёрской слободе, Городищевская пустынь Суздальского уезда, Казанский монастырь в Кохме. В середине 1920-х годов обитель была закрыта, кельи превращены в жилые помещения жителей села Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз «Шуйский») разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х годов. Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря был поставлен под государственную охрану федерального (общероссийского) значения в 1960 году. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х годов, их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени — монастырская братия.

Введеньё Николо-Шартомский мужской монастырь - panoramio.jpg

Осенью 1990 года Николо-Шартомский монастырь был возвращён Русской православной церкви. К этому времени часть зданий уже превратилась в руины. В настоящее время монастырь активно восстанавливается, ежедневно совершается богослужение по монастырскому чину.

[324] Давидо-Гареджийская обитель – древнейшая из 20 обителей монастырского комплекса, называемого Дави́ д-Гаре́ джа. Основан в начале VI в сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя).

В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. В 1811 г., после присоединения Грузии к России, была упразднена автокефалия Грузинской Церкви; монастырские владения и церковное имущество перешли в ведение гос. казначейства. В 1816 г. настоятель Г. Иларион обновил притвор в храме Преображения Господня в лавре. Судя по сохранившимся надгробным камням в лавре и Натлисмцемели, здесь погребали как местных иноков, так и светских лиц. В лавре были захоронены и отцы, принявшие мученическую смерть во время набега лезгин в 1851 г. Этот период отмечен увеличением интереса рус. богомольцев и любителей древностей к мон-рям Г. (Г. Гордеев, А. Муравьёв).

В 20-х гг. XX в., после установления в Грузии советской власти, в действовавших монастырях Г. (лавре и Натлисмцемели) жизнь замерла окончательно; в соответствии с новым адм. делением граница между Грузией и Азербайджаном пролегла через мон-ри Удабно и Чичхитури, а Бертубани отошел Азербайджану. С конца 40-х гг. XX в. на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или были полностью разрушены высеченные в скале церкви, молельни, уникальные фрески и памятники эпиграфики. В 90-х гг. XX в. в лавре св. Давида и Натлисмцемели было возобновлено монастырское служение.

[325] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309 379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего отца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строил обронительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терриризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов).

[326] Собственно, болгарами назывались тюркские народы. Существовали Волжские болгары, явившиеся предками современных татар, башкир и чувашей, а также Дунайские болгары, вторгшиеся на земли нынешней Болгарии, будучи вытесненные на Балканы хазарами, и создавшие там государство под предводительством хана Аспаруха. Этноним болгар с тюркского означает восставший, по другой версии название этнонима происходит слова bul ɣ ar, что с тюркских языков означает смешанного происхождения. Государство это было создано в 679, а Византией признано в 681 г., причем, тюрки в нем занимали все государственные посты и формировали болгарскую конницу, тогда как славяне – пехоту. Но уже при Аспарухе начался процесс смешения тюрков и славян.

[327] По́ ловцы, половча́ не [1], самоназвание — кыпча́ ки (араб. ق ف ج ا ق ‎ [2], азерб. qı pç aq, башк. ҡ ыпса ҡ , кирг. кыпчак, тат. кыпчаклар, карач.-балк. къыпчак, узб. qipchoq, ног. кыпшаклар, кум. къыпчакълар, сыб. ҡ ыпца ҡ ); в европейских и византийских источниках — кума́ ны (лат. comani, греч. kο [υ ]μ ά ν ο ι ) — кочевой тюркоязычный народ[3][4]. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь). При образовании Золотой Орды (середина XIII века) половцы ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык[5]. Позже кипчакский язык лёг в основу татарского, крымскотатарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского[6] и некоторых других языков. Со второй половины XI в. до монголо-татарского нашествия половцы производят постоянные нападения на южную Русь: опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское княжество, Поросье, Северская, Киевская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у половцев своих пленных. В то же время, бывали периоды мирного сосуществования или даже браков между семьями русских князей и половецких ханов (так, святой князь Андрей Боголюбский был сыном князя Юрия Долгорукого, рожденным женой-половчанкой). По религии были язычниками, хоть многие исповедовали несторианство (убеждение в том, что Христос, якобы, родился простым человеком, но потом Божество вселилось в Него и обитало в храме), ересь, осужденную на III Вселенском Соборе. Ханы были вождями племен, союзы племен возглавляли каганы (ханы ханов), избираемые на съездах.

[328] Эфе́ с (греч. Ἔ φ ε σ ο ς, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[329] Триглия - древний город на южном побережье Мраморного моря. Ныне это турецкий город Зейтинбагы. Город известен тем, что в нем до нашествия турок было пять монастырей, в том числе, Пеликитский Иоанно-Богословский, и другие.

[330] Братство рыцарей Христа Ливонии (лат. Fratres miliciae Christi de Livonia, нем. Brü der der Ritterschaft Christi von Livland) — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев на землях нынешних Латвии, Литвы и Эстонии, а также частично бывшей Восточной Пруссии. В 1217 датский король Вальдемар II высадился на берегах северной Эстляндии и основал крепость Ревель (Таллин). По договору 1230 часть эстонских земель была передана ордену Меченосцев. Всего же территория ордена включала до 2/3 латышских и эстонских земель. На захваченных землях судом и управлением ведали командоры и фогты. Орден и епископ раздавали завоёванные земли рыцарям и духовенству, подчиняя их власти местное население, обязанное содержать своих поработителей, работать на них, участвовать в их походах. По имени живших в низовьях Западной Двины ливов, орден стал называться Ливонским.

После захвата рыцарями островов Сааремаа и Муху папа Гонорий III в 1227 обратился «Ко всем королям Руссии»: «Твёрдо соблюдая мир с христианами Ливонии и Эстонии, не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться гневу Божиему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает, покарать вас»

Ливонией называлась в то время конфедерация 5 духовных княжеств (Ливонский орден, Рижское, Курляндское, Дерптское и Эзель-Викское епископства), которая номинально находилась под властью римского папы и германского императора.

Орден Образован в 1237 году из остатков Ордена Меченосцев после того, как тот потерпел крупное поражение от жемайтов и земгалов в битве при Сауле 22 сентября / 5 октября 1236 года. После потери в битве магистра и примерно трети рыцарей произошло его слияние с Тевтонским орденом и, таким образом, Ливонский орден стал его Ливонским отделением. Орден вёл войны против Литвы и Руси. История ордена подробно описана Генрихом в его Хронике Ливонии, а также в Ливонской рифмованной хронике.

Членами ордена были «братья-рыцари» (воины), «братья-священники» (духовенство) и «служащие-братья» (оруженосцы-ремесленники). Ордену были даны права рыцарей-тамплиеров (храмовников). Отличительным знаком его членов была белая мантия с красным крестом и мечом на ней. Орден постоянно проводил набеги на соседние русские земли, а также насильственно обращал население захваченной территории в католичество, преследуя тех, кто исповедовал православие.

В 1242 году Орден, в составе Тевтонского ордена, вместе с Псковом участвовал в завоевательном походе против Новгорода, и потерпел поражение в Ледовом побоище. В 1268 году Орден участвовал в Раковорской битве с новгородцами и потерпел поражение. В 1275 году Орден получил от императора Священной Римской империи Рудольфа Габсбургского привилегии, позволяющие вершить суд в Риге.

В 1283 году ливонский ландмайстер Виллекин де Эндорп основал на территории современной Эстонии город Феллин, который впоследствии стал одним из главных городов ливонского ландмайстерства.

В 1284 был заключён договор Новгорода с Ливонским орденом. К 1398 относится договор Великого княжества Литовского и Ливонского ордена о разделе Северо-западной Руси. В 1421 был подписан торговый договор Новгорода с Ливонским орденом.Мир оказался непрочным, и в 1444 вспыхнула война Ливонии с Новгородом и Псковом, продолжавшаяся до 1448.

В 1492 для борьбы с Ливонией напротив немецкой крепости Нарвы был основан Ивангород.

В 1500 был заключён антимосковский договор между Литвой и Ливонским орденом. Во время войны 1501—1503 гг., в 1501 году орден был разгромлен русскими войсками в битве под Гельмедом (ок. Дерпта).

В 1557 г. Иван IV взял курс на обострение отношений с орденом — он отказал ливонским послам в приёме. Орден был разгромлен и ликвидирован в Ливонской войне русскими войсками в 1561.

Последний ландмейстер Готхард Кетлер, не видя средств к сохранению независимости ордена, по Виленскому договору принял титул герцога Курляндии (1561) и тем самым положил конец существованию ордена. По окончании Ливонской войны в 1581 году земли ордена были разделены между Швецией и Речью Посполитой.

[331] С 1929 года - в границе Московской области.

[332] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-49492, л. 13.

[333] По данным БД ПСТГУ - 23 февраля

[334] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории современных Архангельской и Вологодской областей и Республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.

[335] или 31 марта - по справке из УВД по Амурской обл. от 23.08.2007г.

[336] Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори.
1: Во исходе Исраилеве от Египта, дому иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня его.
2: Море виде и побеже, Иордан возвратится вспять.
3: Что ти есть, море, яко побегло еси; и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять
.

[337] Па́ рфия — в древности территория, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря. С VI в. до н. э., до завоевания её Александром Македонским, Парфия числилась одной из сатрапий державы Ахеменидов, затем входила в состав государства Селевкидов, а с 250 года до н. э. по 227 год н. э. на территории Парфии существовало Парфянское царство. По мере того, как приходило в упадок государство Селевкидов, сама Парфия крепла и расширялась. В период своего наибольшего расцвета Парфянское царство простиралось от Вавилонии через Иран до долины Инда. Парфянское царство прекратило своё существование ок. 227 года, когда возникло государство Сасанидов. Парфия в общих чертах соотносится с северо-восточным Ираном и с Южной Туркменией. Сами парфяне называли себя «пахлаван».

[338] Ми́ дия (греч. Μ η δ ί α, староперсидское Mā da, ассирийское и вавилонское Mā dā ya[1]) — древнее восточное государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными племенами.

[339] Элам (Елам) (шум. Ним, аккад. Эламту, самоназвание Haltamti) — историческая область и древнее государство (3 тысячелетие — сер. VI в. до н. э.) на юго-западе современного Ирана (провинции Хузестан и Лурестан). Центр (столица) — город Сузы.

[340] Месопотамия – историческая территория, колыбель нескольких древнейших цивилизаций. Территория нынешнего Ирака с прилегающими сопредельными территориями юго-восточной Турции, северо-восточной Сирии и юго-западного Ирана.

[341] Каппадо́ кия (греч. Κ α π π α δ ο κ ί α, лат. Cappadocia, арм. Գ ա մ ի ր ք (Гамирк), тур. Kapadokya, перс. ک ا پ ا د و ک ی ه ‎, 'Кападо(у)кья', предположительно от др.-перс. Katpatuka — «Страна прекрасных коней») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель илов Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней.

[342] Понт (др.-греч. Π ό ν τ ο ς, лат. Pontos, арм. Պ ո ն տ ո ս, груз. პ ო ნ ტ ო ) — древнегреческое название для северо-восточной области Малой Азии, на севере примыкавшей к Понту Эвксинскому (др.-греч. Ε ὔ ξ ε ν ο ς Π ό ν τ ο ς, лат. Pontos Euxinus) — Гостеприимному морю, ныне Чёрному морю.

[343] А́ сия (ивр. ‏ ע ש י ה ‏ ‎; греч. Ἀ σ ί α; араб. آ س ي ة ‎; Assiah, 'Asiyah; от корня «ас»; «страна солнца», или «страна востока») — римская провинция в Малой Азии. Включала в себя западную и юго-западную части малой Азии с городами Эфес и Пергам.

[344] Фри́ гия (греч. Φ ρ υ γ ί α, лат. Phrygia, тур. Frigya) — внутренняя историческая область на западе Малой Азии (ближе к Мраморному морю) и могущественное царство, являвшееся первой из известных грекам «паназиатских» держав. Столица — сначала город Келены, а примерно с X в. до н. э. — Гордион.

[345] Памфилия (др.-греч. Π α μ φ υ λ ί α, лат. Pamphylia) — в древности область у Средиземноморского побережья в южной части Малой Азии, между Киликией и Ликией.

[346] Кириния или Киринея находилась на севере острова Кипр. Здесь, очевидно, может иметься в виду Киренаика – провинция на востоке нынешней Ливии.

[347] Обращенные из язычников.

[348] От 10, 350 до 13, 824 км.

[349] Ольвиополь (до 1782 года — Орлик ) — историческое название левобережной части города Первомайска Николаевской области Украины; до 1920 года — небольшой населенный пункт на левом берегу реки Южный Буг, имевший с 1778 года статус города.

[350] Арефусия – древний город в Сирии.

[351] Известны, как минимум, два города с именем Илиополь – Илиополь Финикийский располагался на северо-востоке нынешнего Ливана. Несмотря на то, что местность была заселена с глубокой древности, никаких сведений о городе не встречается до завоевания Финикии Александром Македонским в 332 г. до н. э. После его смерти Финикия отошла к Птолемею, который переименовал город в честь египетского Илиополя. Ныне более известен под арабским наименованием Баальбек. Илиополь Египетский располагался на севере Египта, в дельте Нила, к северу от нынешнего Каира.

[352] Аскалон, он же Ашкелон – древний город на юго-западе Израиля, расположенный на побережье Средиземного моря (в 56 км от Тель-Авива, в 70 км от Иерусалима и в 65 км от Беэр-Шевы).

[353] Га́ за (араб. غ ز ة ‎, ивр. ‏ ע ז ה ‏ ‎ ) — крупнейший по населению город в провинции Газа Палестинской национальной администрации, де-факто находящейся под управлением террористической организации Хамас. Основан в глубокой древности (около 3000 года до.н.э), один из древнейших городов мира[1]. Один из городов Филистимского пятиградия. Упоминается в Библии 22 раза.

[354] Ливония – так именовалась территория нынешних Латвии и Эстонии, на которых проживали почти вымершие к нынешнему времени ливы – финно-угорский народ (вымерли не столько ливы, сколько их язык).

[355] Учащиеся Рязанской духовной семинарии 1864/65 – 1906/07 учебные годы. Часть 2-я (В-Г): < http: //history-ryazan.ru/node/5915>

[356] Рязанские епархиальные ведомости, 1896, № 1.

[357] В Адрес-календаре Рязанской губернии на 1898 год упоминается диаконом Льговского прихода (с. 175).

[358] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории современных Архангельской и Вологодской областей и Республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.

[359] Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь