Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Либеральная традиция (ЛТ) в ТМО
Правильнее было бы называть ее идеалистической, т.к. она базируется на неких идеалах. Либерализм есть не только в ТМО, но в полит. науке, эк-ке. Корни ЛТ в США (19в)
Суть этих построений. В основе – набор морально-этических принципов, правовых норм (это идеалы) – рассуждая о внешн. политике. Даже нац.интерес рассматривается в рамках моральных и правовых идеалов. à морализм, легализм (правовой подход) общее – авторы превозносили политику США как полит.свободы, демократии (там зародилась)à США д.стать защитником демократии за своими пределами.
- возможна гармония интересов между гос-ми à возможно достижение мира и т.п. - ее сразу берут на вооруж. политики (Вудро Вильсон) и осущ. на практике - сторонники концепции верили в ценность человеч. разума / рационалисты. + ценность чел.личности - внимание к различн. обществ. институтам
Бентам – идея универс. организации à Вильсон основ. Лигу Наций (ЛН). Осн. принципы: открытость и свобода информации. До 1МВ – секретная дипломатия. Необходимо расширить сотрудничество, увеличить взаимопонимание àм.б. избежать военных конфл-тов. Если бы перед войной сущ-ла универс. организация, возможно ее м.б. избежать.
8 янв. 1918г. – Вильсон обратился к Конгрессу с 14 пунктами – буд.устав ЛН. 1 часть – теория (конец тайной дипломатии и т.п.) 2 часть – практич. вещи, касательно мирного урегулирования + идея всеобщ. союза наций. (идея США для всего мира – распространить)
Но Вильсон не нашел понимания у себя в стране – политика не вязалась с доктриной Монро (интересы США в Зап. полушарии, две Америки). Вильсон проиграл выборы.
еще один аспект: занеск. месяцев – идея Ленина "Декрет о мире". Это основа марксистского подхода. Есть сходства с 14 пунктами Вильсона – открытость дипломатии, отказ от аннексий и контрибуций + право на самоопределение. Но для Вильсона это свобода волеизъявлению à стремление гос-в к объединению, а у Ленина – это 1 шаг к мировой революции (радикальная идея).
ü Либерально-идеалистическая теория: 1. вопрос об акторах на мир.арене. Не отрицали, что гос-во – один из них, но также есть и другие – межд.организации, вплоть до отдельн. лиц. Гос-во не рассматр. как единый актор, это продукт борьбы полит.групп.
2. Природа МО анархична, но с оговоркой по мере развития межд.орг-ций все больую роль будут играть не только великие, но и малые державы. à удастся преодолеть
3. Состояние МО нельзя сводить МО к конфликтам и войнам. Общ. тенденция – рост взаимозавис-ти à формирование единого мирового сообщ-ва (будет гармония интересов)
4. Цели межд. акторов различны = реализм но: приоритет – это общечеловеч. ценности + демокр. принципы. à формирование нового миропорядка.
5. Вопрос: удастся ли преодолеть междунар. конфликты? междунар.сообщество способно улаживать конфл. мирным путем (правового регулирования, повышения числа и значимости м/н орг-ций)
6. Итог мирового развития политика преодоления конфликтов à создание мирового сообщ-ва под эгидой общемирового правительства.
7. Вопрос об исходных принципах анализа это общечеловеч. ценности и идеалы демократии. Необходимо не только создание м/н организаций, но и распространение на них этих морально-этич. принципов. 1 детище – ЛН + пакт Бриана-Келлога (1928). МИД Франции (Бриан) предложил деклар. – осуждение войны как ср-ва политики. Келлог (Госсек США) согласился. Ø 1932г. – доктрина Стимсона (захват Японией Манчжурии) Любое изменение нац.границ с помощью силы является незаконным. Применение на практике – не срабатывало. Расцвет - 20е – н.30х годов ХХ века. 2МВ à влияние падает (не м. объяснить почему началась война). После всегда находились сторонники этой концепции. Демократизация и гуманизация МО. Ø создание ЕС – проявление идеализма (с т.зрения реализма можно объяснить. Отношения Герм. и Франции – самые наглядные) Ø миротворчество – еще 1 проявление
Транснационализм Появляется в начале 1970-х гг. ("большой спор" в ТМО. Суть: а самом главном содержании реалистич.парадигмы – вопрос о субъектах МО)
Транснац – критика государственно-центричной модели мира. Государство потеряло свое прежнее значение. Мир. политика – не совокупность межгос.связей. Новые акторы вытесняют гос-во на периферию. Впервые изложен в 1972 г. (амер. Джозеф Най мл. и Робертом Кохейном – "Транснациональные отношения и мировая политика")ю идея глобализации. не отрицают гос-во, но гос-во попадает в сферу транснац. отношений à теряет контроль. процесс развития транснац. связей объективен 2 пути: противостоять / примириться (!)
Типы глобального взаимодействия: - движение информации (передача идей, верований) - транспорт и передача матер. объектов - движение денег - передвижение людей (вообще путешествия) некоторые типы контр. пр-во, а некоторые нет
! Влияние на межгос. политику: - изменение межгос. отношений (м. измен. менталитет у общества или элиты) в США популярны японские автомобили - межд. плюрализм в ТНорг., в которых участв. нац. гос-ва, нужно корд. св. действия. В этом появл. плюрализм – в ТН орг. нужно как-то договариваться. - взаимозависимость и развитие механизмов сдерживания транспорт, культурн. обмены. Больше связей à меньше вероятность конфликтов - рост возможности правительств одних государств влиять на правит-ва других. Экономич. взаимозависимость переходит в политич. плоскость (à м. влиять при помощи эк. рычагов) - возник. новых акторов, автономных м/н орг. созд. гос-вами и ЛН и ООН возникли под эгидой США à зависимы. но дальше à растет независимость + появл. автономные м/н орг. (ничего не имеющие общего с правительствами)
Т.о. транснац. факторы à нац. гос-ва теряют контроль над мировыми процессами еще 1 аспект – представл. мир как систему жизнеспособная система поддерж. м/н орг. (чем больше. тем стабильнее мир) эту модель критикуют реалисты за то, что в основе теории – экономич. вопросы, а политике удел. мало внимания. Функционализм По мере того как объед. Европа – теория интеграции Развитие мирового сообщ-ва à необходимо создание наднациональных структур. (гос-ва заинтересованы в оптимизации своих функций или задач)ю Появл. во времена 2МВ в 1943г. – "A Functional Peace System" - Митрани ? – почему ЛН не состоялась à государства усмотрели ущемление св. гос. суверенитета. Нет необходимости в орг-ции с наднац. властью, а нужна орг, занимающаяся конкретными задачами. По мере развития этого сотрудн-ва – созд. межправит. органов à интегр. гос-в в широкое сообщ-во à гос. суверенитет исчезнет.
В ЛН не было гарантии справедливости и права равенства всех наций. Малые гос-ва д.б. объед. внутри ЛН – для противовеса вел. державам. + созд. институтов ЛН в разл. регионах – для решения региональных проблем. Нужна целая сеть специализ. орг-ций для решения конкретных проблем (это раелизовано). Необходимо развивать горизонтальные связи м/отдельными акторами. Недостаток – осн. внимание – экономическим аспектам. преодолеть эти недостатки à неофункционализм (Хаас) ! Не игнорировать полит. и идеологич. аспекты, рассматривать модель западно-европ. интеграции (не только экономич., но и политич.) НО: при региональной ограниченности территории (Зап. Европа).
Классический реализм
В конце 30-х гг. – идеализм испытывает трудности à политический реализм. Представитель – Нибур, Шварценбергер, Карр, Раймон Арон. 1939г. – веха! Книга Эдварда Карра "20-летний кризис". Оказала большое влияние на ТМО. Основные идеи: Ø ТМО, как всякая молодая наука, сначала испытывает период иллюзий, идеализма à появляется необходимость реалистических идей. Ø предлагает прагматич. политику – должен восторжествовать принцип "Ты мне, я тебе". à гос-ва смогут сосуществовать. Во главе угла – идея компромисса. Ø почему потерпела крах ЛН? à как м/н орг. она была зависима от гос-в-членов, а некоторые из этих гос-в почувств., что ЛН ущемляет их суверенитет à уходят из ЛН à ЛН недееспособна. Ø моральная сторона в политике: не нужно в своих действиях исходить из моральных принципов à результат м.б. неожиданным (Чемберлен). нужно действовать, исходя из реальных интересов – Черчилль).
Нибур 1936г. – "Моральный человек и аморальное общество" 1948г. – "Иллюзии мирового правительства" (критика универсальной м/н орг.) ООН претендует на функции мирового правительства à это будет недееспособная организация. "+" в том, что это арена общения государств.
l Шварценбергер 1941г. – "Политика силы" (чтобы достичь политич. целей, нужно применять силу; сила – главный закон межд. сообщ-ва, но четкой концепции реализма нет = первые идеалисты, использ. историческое наследие.
1948г. – Моргентау "Политика нации, борьба за мир и власть" (Герм.) цельная концепция полит. реализма. Эмигрировал в США, Чикагский универ. Его идеи назыв. классич. подходом. Цель – понять события в сер. 20в., развязывание 2МВ. Отвергает идеалистических подход и вводит основную категорию в ТМО – POWER! (сила, мощь, власть). Составляющие: - география - природные ресурсы - пром. мощности - воен. потенциал - числ. населения - нац. характер - моральный дух нации - качество дипломатии
à не только материальные, но и человеч.факторы. Анализ каждого фактора:
нац. хар-р = долговременная вещь, мало изменяющаяся. нац. мораль – это состояшине общ-ва в определенный момент; степень решимости, с кот. нации поддерживают свои правит-ва в дни войны и мира.
обращается к политикам – пример Черчилля (речь в Палате общин) – и искать решения со св. оппонентами на реалист. основе. Но эти решения будут соблюдаться, пока это выгодно вашему оппоненту.
+ понятие баланса сил
Итог: - рассматр. МО, исходя из практики, опыта (эмпирический подход) - вся мир. пол-ка базир. на объективн. законах, которые нельзя изменить à концепция нац. интереса (интерес – это интерес власти, того, кто правит гос-вом) - признает наличие и важность случайных факторов à моральный императив / не учитыв., не свопад. с политикой
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы