Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеи социализации в работах отечественных педагогов-гуманистов начала ХХ века.



В педагогической мысли. В России на рубеже 19 – 20 веков можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование.

Первое направление – развитие классической педагогики 19 века (П.Ф.Каптерев, Бунаков, Ельницкий);

Второе направление – философские осмысление проблем воспитания и развития личности (П.В. Вахтеров, В.В.Розанов, Федоров, С.И.Гессен);

Третье – идейное движение, сходное с реформаторской педагогикой Запада, в частности, с «новым воспитанием» (К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт Блонский).

Среди тех, кого увлекли идеи свободного воспитания был педагог Константин Николаевич Вентцель (1857 – 1947). Еще до революции Вентцель создал такие учебно-воспитательные учреждения нового типа как «Дом свободного ребенка», «Общество друзей естественного воспитания», «Родительский клуб», «Музей образцовых детских игрушек», в которых весь учебно-воспитательный процесс планировался таким образом, чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил на основе самоуправления интереса и любознательности. В «Доме свободного ребенка» не было учебных планов и учебников, ребенок сам должен был искать знания, сам из добытых знаний составлять учебник, книгу своих знаний. Воспитатель должен быть лишь другом, старшим товарищем, к которому дети обращаются по мере надобности за помощью. Ученый считал, что в семье с раннего детства отец и мать накладывают на маленького ребенка «цепи невидимого рабства».

В 1913 году на Всероссийском съезде по семейному воспитанию он выступил с идеей реорганизации семьи, в которой дети и родители были бы равноправными в решении всех семейных проблем. После 1917 года идеи талантливого педагога не были востребованы.

На русскую пед.мысль на рубеже 20 века заметное влияние оказало религиозная философия. И в первую очередь это труды Николая Федоровича Федорова (1829 – 1903) – религиозный мыслитель, педагог. Подход Ф. к проблемам воспитания и образования определялся духом его учения, основой которого была идея богочеловеческого дела спасения соучастия в исполнении Божьих обетований, в труде по восстановлению мира. Всеобщее дело заключалось для Ф. в победе над смертью, воскресении мертвых, одухотворению природы и космоса.

Представитель классической педагогики Петр Федорович Каптерев (1849 – 1922) как педагог-теоретик продолжал начатое Ушинским антропологическое направление в педагогике, полагая, что физиология и психология являются для нее фундаментальным основанием. Он исключительно высоко ставил роль науки, считал, что в педагогике нельзя опирать только на личный опыт. Задачу педагогики он видит в устранении препятствий с пути естественного развития ребенка, положительному содействию правильному развитию «наличных» способностей. Он выступает не за насильственную ломку характера или искоренение недостатков, а за создание пространства для развития личности, он был сторонником активных методов обучения, стимулирующих самостоятельность мысли.

Василий Перфирьевич Вахтеров (1853 – 1924). Безусловный интерес в педагогическом сообществе вызывал предложенный Вахтеровым принцип «школа для ребенка», заключающийся в том, что школа должна служить не для каких-либо политических, социальных, сословных, религиозных или иных учреждений, организаций, партий, а существовать только для ребенка, для его нормального развития. Он считал, что воспитатель не должен навязывать детям этических догм, его задача – создать такую среду, в которой дети сами в общих играх, затеях, работах, увлечениях, в столкновении интересов, самолюбий учились жить в обществе, устанавливать элементарные правила общежития. В основе авторитета учителя лежит уважение и любовь к нему детей, а затем уже привычка подчиняться ему. Также, учитель должен уметь вызвать доверие к себе.

Теоретик и практик Станислав Теофилович Шацкий (1878 – 1934) внес большой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно-воспитательных учреждений. Совместно с коллегами, он создал общество «Сетлемент» - культурный поселок, а позднее общество «Детский труд и отдых», «Бодрая жизнь». Его подход к воспитанию резко отличался от биологизма педологии. Он считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. В созданных учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, лидерства в сообществе школьников, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, участие в производительном труде детей и взрослых. Убедившись на примере организации жизни в летней колонии «Бодрая жизнь», основными принципами которой были самообслуживание и самоопределение, что труд стал цементирующим звеном детского коллектива, педагоги поставили новую задачу: организацию духовного воспитания.

26.  Отечественный опыт социального воспитания детей (педагогика ХХ века).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь