Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности обучения изобразительному искусству в Древней Руси.



В 988 году Русь приняла христианство от Византии. С X по XVII в.в. существовало только религиозное искусство (храмовые настенные росписи, иконопись). Обучение проходило в иконописных мастерских при монастырях и церквях путём копирования с религиозных образцов по определённым религиозным канонам (крупные глаза – без блеска; удлинённый, но узкий нос; маленький рот; впалые щёки и т.д.). Деревянная основа иконы изменялась (совершенствовалась) с течением времени. Краски изготавливали вручную из природных красителей. Часто к иконе крепился оклад – чеканка из меди или серебра с позолотой.

9. Художественное образование в России в 18 -19 веках.

Реформы Петра I не обошли стороной и искусство. Были приглашены европейские специалисты, стали создаваться государст -венные (светские) художественные учебные заведения, в которых рисовали не по религиозным канонам, а по законам изобрази-тельной грамоты. В иконописи тоже перешли от условного, плоскостного письма – к реалистическому, объёмному изображению. Все старые иконы записывались по-новому. Получило развитие светское (портретное) искусство. Пётр I пригласил из Германии самого образованного по тем временам художника – Иоанна Данииловича Прейслера (1666 – 1737), который впитал в себя все последние достижения европейского искусства и был почитателем и последователем художника А. Дюрера. Он привёз с собой много наглядных пособий (гипсы, модели, рисунки). В России он впервые выпустил книгу-пособие по обучению рисованию. Впоследствии в Академии художеств преподавали его ученики по его учению и его пособиям.

10. Роль Императорской академии художеств в становлении художественного образования в России.

В 1757 г. в Москве, по инициативе графа И.И. Шувалова в Москве была основана Академии художеств. Для неё была выделена небольшая комната. В класс было набрано 16 учеников. А в 1758 году Академия была переведена в Петербург. И только в 1762 году, при правлении Екатерины II, она торжественно была открыта в Петербурге, в большом здании со многими аудиториями.

В Рос. Ак. худ., как и в Европе, обучение происходило путём рисования с натуры, с изучением законов изобразительной грамоты. Применялся и метод копирования с достойных художественных образцов. Обучали одновременно два профессора – один изображал, другой объяснял. Воспитанники Академии делились на группы по возрастам: 1-я – с 6 лет, 2-я – с 9, 3-я – с 12, 4-я – с 15. Известный художник-любитель, военный инженер Андрей Петрович Сапожников (1795 –1855) издал в 1934 г. книгу-учебник «Курс рисования» для общеобразовательных учебных заведений. Содержание этого учебника настолько хорошо было продумано и доступно изложено, что впоследствии им пользовались даже в Академии художеств. В учебнике он описал простые по изготовлению деревянные, картонные и проволочные модели, способствующие пониманию перспективных сокращений, светотени и объёмно-плоскостному построению головы. Модели должны ставиться рядом с натурой и помогать ученику в процессе рисования. Павел Петрович Чистяков (1832-1919) прославился не столько как художник, а как организатор и педагог-методист художественного образования в России. Известное его выражение: «Не всякий хороший художник может быть и хорошим педагогом». По его инициативе при Академии худ. были созданы курсы по подготовке преподавателей, с изучением педагогики и психологии. С его помощью в начальных церковно-приходских школах был введён предмет «рисование». (В составлении программы по рисованию он принимал непосредственное участие). Содержание программы по рисованию в школе – как в художественной Академии (большие трудности для детей). При его ходатайстве организованы учебные заведения, готовящие учителей рисования для школ. (Обучать правильно видеть – «рисуя нос, смотри на пятку», «никогда не рисуй молча).

11. Художественное образование в первое десятилетие советской власти.

Программа преподавания изобразительного искусства в единой трудовой школе 1921 года, в основном была направлена на развитие творческих сил личности, свободному воспитанию детей. Ярким представителем теории «свободного воспитания» был А.В. Бакушинский. В своих педагогических воззрениях он опирался на положения биогенетической теории – ребёнок в своём развитии повторяет последовательно этапы развития человечества. Так, он утверждал, что на творческую деятельность ребёнка оказывает влияние «подсознательный родовой фактор», и, что, его нельзя разрушать. Отсюда – никакого вмешательства со стороны взрослых.  В эти годы наиболее распространенными методами были метод коллективного преподавания, лабораторно-бригадный метод и метод проектов. Согласно методу коллективного преподавания, руководить классом должен был не один педагог, а коллектив преподавателей. По лабораторно-бригадному методу каждое задание студенты выполняли небольшими группами (бригадами). Учебную работу студенты проводили самостоятельно — сами ставили постановки, указывали цели и задачи учебной работы, то есть сами себя учили. При таком методе педагог отстранялся от руководства и был пассивным наблюдателем. И только с начала 30-х годов обучение стало вовлекаться в ту форму, которая существует и поныне.

В основе обучения рисованию по Дмитрию Николаевичу Кардовскому (1866-1943) лежит метод «обруба», т.е. упрощение формы – как плотник обрабатывает «обрубает» топором деревянное изделие. Скруглённые плоскости в телах вращения изображать в виде граней, тогда намного легче ученику изобразить форму предмета. А также упрощать форму предметов сложной формы путём её разбивки на простейшие геометрические тела. Рекомендовал он рисовать только непосредственно предметы окружающего быта. В его программу по рисованию в школе входило три вида деятельности: рисование с натуры, рисование на темы, рисование узоров. Гипсы были удалены из обучения рисованию (и из школы и из всех учебных заведений).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь